Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Васильева Ирина Александровна

Статья посвящена нравственному воспитанию подрастающего поколения. Дается обоснование, что формирование нравственно-этических качеств младших школьников является главным фактором в развитии и становлении личности в дальнейшем. Цель статьи: выявить уровень сформированности нравственно-этических качеств младших школьников. Описывается проведение четырех диагностических методик: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий; диагностика этики поведения; определение отношения к жизненным ценностям; выявление нравственной воспитанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Васильева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE LEVEL OF FORMATION OF MORAL AND ETHICAL QUALITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the moral education of the younger generation. The author substantiates that the formation of moral and ethical qualities of primary school children is the main factor in the development and formation of personality in the future. The purpose of the article: to identify the level of formation of moral and ethical qualities of primary school students. Four diagnostic methods are described: diagnostics of studying the level of formation of moral concepts; diagnostics of ethics of behavior; determination of attitude to life values; identification of moral education.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Проведение зимней онлайн школы. Зимняя онлайн школа - это серии вебинаров по «топовым» направлениям в КНИТУ-КАИ с целью ознакомления обучающихся и привлечении их в университет.

Единая статусная многопредметная олимпиада под руководством одного оргкомитета. Единое положение всех олимпиад, проводимых институтами. Объединение в единую многопредметную олимпиаду.

Создание мощной команды SMM и проведение системной PR-кампании. Рекламное предложение от «Поступи онлайн» (размещение информации об университете в социальных сетях, реклама на яндексе и т.д.). Проведение рекламы в сети интернет и в социальных сетях.

Выводы. Проектируя систему профориентационной работы в техническом университете, следует разделить мероприятия на три блока:

• Информационно-ознакомительный блок (знания, факты, концепции «человек-техника», познание в профессии);

• оперативно-деятельностный блок (формирование научно-технических умений, развитие способностей к решению задач по техническим наукам на основе ранее усвоенных знаний);

• практико-ориентированный блок (применение приобретенных умений и способностей в научно-технической деятельности вуза).

В информационно-ознакомительном блоке представлены совместные профориентационные мероприятия, которые направлены на первичное знакомство молодежи с вузом, специальностями, профилями, а также с особенностями обучения в техническом университете [3, с. 19].

Второй блок - профориентационные мероприятия, которые предоставляют абитуриентам преимущества (программа ЕГЭ+10) при поступлении в технический вуз.

Практико-ориентированный блок демонстрирует совместные профориентационные мероприятия с активным участием талантливой молодежи [4].

Отсюда, анализ системы профориентационной деятельности в контексте отражает следующий вывод исследования: проектирование и реализация системы профориентационной деятельности в техническом университете позволяет создать наиболее эффективные условия для профессионального самоопределения молодого поколения, формировании способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам потенциальных абитуриентов.

Таким образом, материалы данной статьи представляют практическую ценность для развития теории общей педагогики и дальнейшего исследования.

Литература:

1. Антипьев А.Г. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2 (12), - С. 147.

2. Белов В.И. Формирование личности профессионала как непрерывный процесс. Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб. ст. -С. 6-9.

3. Ирисметов А.И. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров-экологов в технологическом вузе: Дис. ...канд.пед.наук. - Казань, 2018. - 198 с.

4. Колонтаевская И.Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженерно-технические направления подготовки профессионального образования // Концепт. - 2014. - No 11 (ноябрь). -URL: https://e-koncept.ru/2019/14319.htm.

5. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников. М., 2020.

6. Мухарлямова А.Ю. Основы профориентологии. Краткий конспект лекций URL: http://http/tulpar.kfu.ru/course/view.php?id=1530.

Педагогика

УДК 371.4

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курса кафедры «Начальное образование» Васильева Ирина Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена нравственному воспитанию подрастающего поколения. Дается обоснование, что формирование нравственно-этических качеств младших школьников является главным фактором в развитии и становлении личности в дальнейшем. Цель статьи: выявить уровень сформированности нравственно-этических качеств младших школьников. Описывается проведение четырех диагностических методик: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий; диагностика этики поведения; определение отношения к жизненным ценностям; выявление нравственной воспитанности.

Ключевые слова: младший школьник, нравственно-этические качества, уровень сформированности, диагностика.

Annotation. The article is devoted to the moral education of the younger generation. The author substantiates that the formation of moral and ethical qualities of primary school children is the main factor in the development and

formation of personality in the future. The purpose of the article: to identify the level of formation of moral and ethical qualities of primary school students. Four diagnostic methods are described: diagnostics of studying the level of formation of moral concepts; diagnostics of ethics of behavior; determination of attitude to life values; identification of moral education.

Keywords: primary school children, moral and ethical qualities, level of forming, diagnostics.

Введение. Обоснованность исследования обусловлена тем, что социокультурная тенденция современной России сориентировано на рыночные отношения и демократическое общество. Они привели к смене ценностей общества и изменил цели и ценности воспитательно-образовательного процесса современного образования. В связи введением Федерального государственного образовательного стандарта, приобретает особое значение вопрос духовно-нравственного и этического воспитания и обучения. Одним из наиболее значимых моментов является целенаправленная воспитательная работа классного руководителя начальных классов, так как ребенок в силу данного возрастного этапа восприимчив к духовно-нравственному воспитанию и развитию.

Такие исследователи, как Бабаян А.В., Болдырев Н.И., Данилюк А.Я. в своих работах рассматривали сущность основных понятий нравственного воспитания, а также способы дальнейшего развития форм, методов, содержания нравственного воспитания [1, 4]. Содержательный аспект этических представлений личности и теоретические основы духовно-нравственного развития младших школьников отражены в трудах Сухомлинского В.А., Колесниковой И.А., Якобсон С.Г. и др. [7, 9]. Идеи творческого развития личности и коллектива в условиях благоприятной среды обосновывают Асмолов А.Г., Иванов И.П., Богоявленная Д.Б. и др. [2, 5]. Возрастные особенности младших школьников и особенности нравственного воспитания на разных ступенях образования изучили Бугаева А.П., Калинина Л.В., Матюхина М.В. и др [3, 6, 8]. Отмечают, что нравственное и ценностное развитие младших школьников является главным фактором в развитии и становлении личности в дальнейшем.

Цель статьи - выявить уровень сформированности нравственно-этических качеств младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Мы представляем срез исследования, который проводился на базе сельской школы муниципальной бюджетной образовательной организации «Тыарасинская ООШ им М.Н.Турнина» Таттинского района Якутии. В эксперименте приняли участие 10 человек - учащиеся 3 класса.

Для того чтобы определить точность поставленной проблемы применили такие методы изучения, как непрерывное наблюдение, письменные опросы и беседы. Было проведено 4 диагностических мероприятия:

- диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий;

- диагностика этики поведения «Незаконченные предложения и рассказ»;

- определение отношения к жизненным ценностям;

- выявление нравственной воспитанности по методике Шиловой М.И.

1. Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий носит характер индивидуального подхода к детям. Был предложен письменный опрос «Нравственные понятия» с заданием пояснить, как они понимают представленные следующие слова: добро, зло, мудрость, мужество и т.д. Статистика ответов учащихся представлена в таблице 1.

Таблица 1

Распределение ответов опроса по нравственным понятиям

\ Понятия № \ учащихся Добро Зло Мудрость Мужество Умеренность Справедливость Счастье Дружба Милосердие Долг Вина

1 + + + + + + + + + + +

2 + + + + + + + + + + +

3 + + - + - + + + + + +

4 + + + + + + + + + + +

5 + - - - - + - + - - -

6 + + - + - + + + - + +

7 + + + + + + + + + + +

8 + + + + - + + + - + +

9 + - - - - + + + - - +

10 + + + + - + + + + + +

Полностью объяснили все понятия 4 воспитанника. Вместе с тем, представляем доли популярных ответов респондентов по заданным нравственным понятиям (рис. 1).

Рисунок 1. Доля популярных ответов респондентов по нравственным понятиям

Испытуемым проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали вполне обоснованные ответы, в них звучали характерные проявления того или иного понятия. Примерные ответы респондентов: «Не делать плохого другим, быть полезным, нужным, верным и т.д.». К сложным понятиям для объяснения были: «милосердие», «мудрость», «умеренность». Понимание этих понятий далеко от действительного, что характерно социокультурному опыту обучающихся.

2. Диагностика этики поведения «Незаконченные предложения».

В выявлении нравтсвенно-этических качеств обучающихся, выбрали проективную методику «Незаконченное предложение и рассказ» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Данные методики направлены на изучение уровня сформированности нравственно-этического опыта взаимодействия с окружающей действительностью и осведомленностью с общественными нормами поведения. Проанализировав высказывания детей, можно сделать вывод, что 5 учащихся соблюдают этические нормы поведения в общении со сверстниками, у 5 - недостаточно развиты коммуникативные и социальные навыки общения и взаимопонимания.

Таблица 2

Распределение ответов по методике «Незаконченные предложения»

Номер вопроса № учащихся Ответы детей

1 2 3 4 5

1 + + + + +

2 + + + + +

3 + + + + -

4 + + + + +

5 + - + - +

6 + + + - +

7 + + + + +

8 + + + - +

9 - + + - +

10 + + + + +

Детям предлагается придумать 5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм. Учитель дает задание: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Примеры ситуаций:

1. Последним был урок технологии. Дети сделали поздравительные открытки. В конце урока надо было прикрепить все открытки в одну большую. Коля закончил раньше всех и мешал другим. Учительница сказала «Коля, давай, помоги нам». Тогда Коля ответил... Что ответил Коля? Почему?

2. Миша и Саша вместе рисовали конкурсные работы. Вдруг Мише стало нужно воспользоваться ластиком. «Саша, - сказал Миша, - можно мне воспользоваться твоим ластиком? Саша ей ответил.Что ответил Саша? Почему?

3. Однажды девочки играли в догонялки. В это время Настя нечаянно задела Катю. Катя заплакала. Настя сказала. Что сказала Настя? Почему?

4. После уроков ребята собирались домой. Костя в спешке положил все, что лежало на парте и не заметил, что маркер Данила тоже лежит там. Данил видел, как Костя собирается. Данил сказал.Что сказал Данил? Почему?

5. Ребята играли во время перемены. Герман толкнул Ваню. И Ваня упал на пол. Он сильно ушиб колено. «Герман, сказал Ваня, - почему ты так сделал? Герман ему сказал.Что сказал Герман? Почему?

Обработка данных. Путем анализа определяется осознанность и правильная интерпретация детьми нравственные нормы и ответы распределяются по 3 уровням определения нравственных норм:

- называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку (высокий уровень);

- называет норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку (средний);

- оценивает поведение детей как положительное и отрицательное (верно или неверно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. Или не может оценить поступки (низкий).

3. Определение отношения к жизненным ценностям. Проведен письменный опрос, с целью выявления и сопоставления нравственной самооценки и нравственной мотивации младших школьников. Респондентам предлагалось отметить те нравственные умения, которыми они обладают, и, те, которые хотели бы приобрести.

Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять».

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят и ценят.

2. Иметь много денег и богатств.

3. Иметь самый продвинутый ноутбук, планшет (гаджет).

4. Иметь верного настоящего друга.

5. Крепкое здоровье родителей, чтобы никогда не болели.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много обслуживающего персонала и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе и чуткое сердце.

9. Уметь сочувствовать, сопереживать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Распределение отрицательных и положительных ответов по десяти желаниям детей представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение отрицательных и положительных ответов по десяти желаниям

№ учащихся Количество отрицательных ответов Количество положительных ответов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 2 2

2. 0 5

3. 0 5

4. 1 3

5. 2 3

б. 1 4

7. 1 4

8. 0 4

9. 1 4

10. 0 5

Из предложенных ценностей к отрицательным относятся: «Иметь много денег и богатств», «Иметь самый продвинутый ноутбук, планшет (гаджет)», «Иметь возможность многими командовать», «Иметь то, чего у других никогда не будет». Скорее всего, на наш взгляд, эти ценности у некоторых детей не воспринимаются осмысленно. Тут может продемонстрироваться эпизодичный разносторонний риск представления будущей ценностной ориентации ребенка.

70 60 50 40 30 20 10 О

Уровень отношения к жизненным ценностям Рисунок 2. Распределение уровней отношения к жизненным ценностям

Исходя из ответов, можно сделать вывод, что высокий уровень отношения к жизненным ценностям у 3 человек (30%), средний уровень - у 6 учащихся (60%), низкого уровня - у 1 ученика (10%). У детей, чьи ответы на высоком и среднем уровне, можно сказать, обладают самоутверждающим поведением, построенным на равноправных отношениях, имеют открытую позицию, готовы предоставить помощь в нужный момент. В представлениях детей о главных человеческих ценностях наблюдается положительная динамика. Духовные ценности преобладают над материальными потребностями.

4. Выявление нравственной воспитанности по методике Шиловой М.И.

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности отражает пять основных показателей: отношение к обществу и к людям, отношение к умственному и физическому труду, саморегуляция поведения личности. Полученные баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (средний балл). Далее, числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности личности ученика. Показатели нравственной воспитанности учащихся 3 класса представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение средних баллов по показателям нравственной воспитанности

\ Показатели Отношение Отношение к Отношение к Отношение Саморегу- Всего

воспитанности к о бществу умственному физическому к людям ляция баллов

\ труду труду личности

№ учащихся \

1 4 5,5 9 8 8 35,5

2 4 6 7 6 7 30,5

3 4 4,5 3,5 6,5 5 23,5

4 5 7 8 6 7 33,5

5 1,5 1 4,5 2 1 10

6 3 4,5 5,5 6 6 25,5

7 6 8 9 8 8 40

8 2 1,5 4 4,5 3 15

9 2,5 4 3 1 1 12

10 4 4 8 7,5 6 30

Полученные числовые значения представляют совокупные уровни нравственной воспитанности личности, что отражены на рисунке 3.

4(1%

35%

чп% 25%

15% 10% 5% (1%

Из диаграммы видно, что у обучающихся преобладают признаки среднего уровня воспитанности (4 чел. - 40%), у 30% (3 чел.) высокий уровень нравственной воспитанности, уровень воспитанности ниже среднего наблюдается у 20% (2 чел.), у 1 человека - низкий уровень (10%). Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к умственному и физическому труду и отношение к людям.

Выводы. Таким образом, изучены уровни сформированности нравственно-этических качеств младших школьников в 3 классе. Как правило, формированию нравственного поведения служит приобретение младшим школьником нравственно-этического опыта, который предполагает совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков, побуждающих к поведению, основанному на внутренней потребности следования моральным нормам и требованиям.Для решения данной проблемы, как вариант, в будущем подготовим комплекс уроков окружающего мира с использованием технологии коллективно-творческих дел для формирования нравственно-этических качеств обучающихся.

Литература:

1. Бабаян А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX -начала XX вв.: Автореф. докт. дисс. пед. н. Майкоп, 2006. - 48 с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

Уровень нравственной воспитанности Рисунок 3. Распределение уровней нравственной воспитанности

3. Бугаева А.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе начальной школы (на примере Республики Саха (Якутия)): монография. - Электрон.текст. (1,8 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - 159 с.

4. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с.

5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-Пресс, 1999. - 178 с.

6. Калинина Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: монография. - Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2014. - 217 с.

7. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. № 9. 2008. - С. 25-33.

8. Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.

Педагогика

УДК 37.026.8

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

студент 4 курса кафедры «Начальное образование» Михайлова Александра Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ

Аннотация. Статья посвящена современному состоянию проблемы методики преподавания, нацеленную на развитие связной речи младших школьников. Цель статьи: обследование уровней сформированности связной речи у младших школьников и разработка системы заданий в процессе работы над текстом. Дается описание обследования развития речи обучающихся. Данные диагностики являются основанием для разработки системы заданий в работе над текстом на уроках русского языка.

Ключевые слова: младший школьник, развитие связной речи, работа над текстом, система заданий.

Annotation. The article is devoted to the current state of the problem of teaching methods aimed at the development of coherent speech of primary school students. The purpose of the article: to study the levels of formation of coherent speech in primary school children and to develop a system of tasks in the process of working on the text. A description of the survey of the speech development of students is given. These diagnostics are the basis for the development of a system of tasks in working on the text in the Russian language lessons.

Keywords: primary school children, development of coherent speech, work on the text, task system.

Введение. В связи с внедрением в образовательную практику требований ФГОС, деятельностного подхода к организации обучения в настоящее время перед школой стоит задача формирования познавательных компетенций младших школьников. Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. В процессе изучения русского языка ученики начальной школы учатся реализовать в устном и письменном общении потребность передавать свои мысли, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

Значительный вклад в развитии теории деятельности внесли А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, в работах которых рассмотрены механизмы речевых процессов, а также установлена связь речи с мышлением и деятельностью человека [1, 3]. Особенности развития связной речи у учащихся начальных классов раскрываются в трудах методистов Н.В. Нечаевой, Н.И. Жинкина, М.Р. Львова, Е.П. Никифоровой, Т.И. Петровой и др., которые отмечают, что особое место для развития связной речи младших школьников занимает процесс работы с текстом [4, 5, 6].

Цель статьи - обследование уровней сформированности связной речи у младших школьников и разработка системы заданий в процессе работы над текстом.

Изложение основного материала статьи. Обследование осуществлялось на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №19» города Якутска. Приняли участие в нашем исследовании 21 учащихся 2 «а» класса в качестве экспериментального класса.

Для осуществления обследования педагогического эксперимента использовали методику изучения результативности развития речевой деятельности у младших школьников Н.В. Нечаевой [5] и методику «Пересказ как средство развития связной речи» [2].

1. Методика Н.В. Нечаевой выявляет данные об уровне сформированности связной речи у испытуемых, а также сформированность умения воспроизводить собственный текст. Владение устной речью устанавливается на основании непрерывного наблюдения учащихся на уроках. Всего представлено 3 задания:

Задание 1. Оценка внешней характеристики устной речи учащихся. Показатели оценивания: говорит охотно; форма общения с учителем и одноклассниками соответствует ситуации; речь в основном грамматически правильная; артикуляция чистая; громкость нормативная.

Задание 2. Оценка связности устной речи учащихся: «Объясни значение слов: Корова, кисель, гитара, толкнул, речка». Если ребенок не может дать ответ, то проверяющий предлагает нарисовать или показать жестом значение слова. Показатели оценивания: первые уровни - речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом; предложения почти не используются в речи, произносятся отдельные слова; говорящий испытывает большие трудности при характеристике объекта. Второй уровень - речь состоит из предложений и отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде мало-связных мыслей объекта или явления. Третий уровень - говорит связными предложениями, может дать развернутую характеристику объекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.