Литвиненко П. В., Суняйкина Т. В. Нравственно-этическое воспитание младших школьников на основе потенциала произведений изобразительного искусства в условиях модернизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470026.htm.
ART 470026 УДК 373.3
Литвиненко Полина Витальевна,
студентка, направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образо вание (с двойным профилем подготовки)», «Начальное образование. До школьное образование», филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государствен ный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани gjkbyfvjtcjkysirj1994@yandex.ua
Суняйкина Татьяна Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Сла-вянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани pcelka-2@mail.ru
Нравственно-этическое воспитание младших школьников на основе потенциала произведений изобразительного искусства в условиях модернизации образования
Аннотация. В статье обосновывается ценностная роль нравственно-этического воспитания в условиях модернизации образования. Авторы, используя результаты практического исследования, анализируют уровень нравственной воспитанности младших школьников.
Ключевые слова: нравственно-этическое воспитание, изобразительное искусство, нравственно-этические ценности, этика, модернизация. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
На современном модернизационном этапе развития образования актуализируются нравственно-этические ценности. Это подтверждается направленными исследованиями Анисимовой Т. В., Асеевой Е. Н, которые в одной из своих статей пишут: «Нравственность является ценностной структурой сознания человека, общественно необходимым способом регуляции его действий во всех сферах жизни, включая труд, быт, отношение к окружающей природе» [1;с. 69].
Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.
В условиях перехода к рыночному регулированию в отечественном образовании стало утверждаться альтернатива нравственности, конкурентоспособности, о чем пишут современные авторы: «Потребительское, конкурентное отношение детерминирует неадекватное отношения системы нравственных ценностей суждения, поступки, эмоции поведения в системе общественных отношений» [1; с. 70].
Модернизация образования идет в условиях латентного конфликта между пониманием важности и необходимости в нравственно-этическом воспитании и нравственных ценностей и смыслов. «Качественно новые ценностные основания, парадигмаль-ные изменения в модернизирующейся системе образования при переходе к рынку образовательных услуг, создают необходимость исследования нравственно-этического воспитания» [2; с. 228].
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ниегп
issn 2304-120X Литвиненко П. В., Суняйкина Т. В. Нравственно-этическое воспитание младших школьников на основе потенциала произведений изобразительного искусства в условиях модернизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470026.htm.
научно-методический электронный журнал
В современной школьной среде мы наблюдаем рост агрессии, гнев, зависть, жестокость по отношению к сверстникам.
Произошедшая недавно история еще долго будет тревожить сердца всех неравнодушных: школьники до полусмерти забили кота. Третьеклассники били его ногами, закидывали камнями. Многим из нас хотелось бы считать это происшествие чем-то «из ряда вон», но, как бы ужасно это не звучало, подобные случаи уже не трагическое исключение, а скорее, правило, подтверждающее феномен «детской жестокости». Ежегодно в стране выявляется более 100 происшествий, где дети проявили жестокость. Жестокость среди детей и подростков приобретает масштабы национального бедствия.
Нравственно-этические ценности должны стать главенствующими во всех модер-низационных процессах. Поэтому мы считаем естественным появление нового термина «нравственно-этическая модернизация» образования. Отсюда следует, что в условиях полипарадигмальности в образовании мы должны предвидеть и обеспечить будущее молодых поколений. Нравственно-этическая модернизация выступает как:
1) утверждение ценностей нравственности на системном уровне;
2) сплочение всех образовательных и социальных институтов по сохранению и утверждению нравственно-этических норм;
3) преодоление негативных явлений и этнонациональной напряженности на основе нравственных ценностей;
4) сохранение лучших традиций российской школы по нравственно-этическому воспитанию;
5) обеспечение формирования у детей и подростков нравственно-этических ценностей;
6) формирование УУД и компетенций, основанных на нравственных ценностях;
7) разработка форм и методов нравственного воспитания, начиная с начальной школы;
8) Развитие воспитательного потенциала с привлечением культурных ценностей, произведений искусства.
Можно предположить, что следствием нравственно-этической модернизации станет снижении негативных явлений в образовании, изживание явлений цинизма, асоциального поведения, сквернословия, проявлений жестокости и фрустрации.
Сформированность нравственно-этических ценностей можно считать одним из показателей гуманности модернизации образования.
Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для нравственного воспитания.
Говоря словами А. С. Макаренко, ребенка «воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего - люди. Направить это развитие и руководить им -вот задача воспитания».
В педагогической литературе исследуемая нами проблема нравственного воспитания нашла отражение в фундаментальных исследованиях А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламова, О. С. Богданова, В. В. Хромов, Л. А. Матвеева, И. И. Лобанова, и многих других.
Исходя их вышесказанного тема «Нравственное воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в начальной школе» является актуальной.
Мы исследовали процесс нравственного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Литвиненко П. В., Суняйкина Т. В. Нравственно-этическое воспитание младших школьников на основе потенциала произведений изобразительного искусства в условиях модернизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470026.htm.
Целью исследования являлось изменение уровня нравственного воспитания младших школьников при использовании средств изобразительного искусства в учебном процессе.
Мы предполагаем, что, если применить произведения изобразительного искусства в ходе урочной и внеурочной деятельности, то это поможет повысить результативность нравственного воспитания.
В ходе исследования мы проанализировали понятия и теоретические основы нравственного воспитания и изобразительного искусства, выявили формы и методы изобразительного искусства, используемые в нравственном воспитании учащихся начальной школы, провели апробацию форм и методов нравственного воспитания младших школьников с использованием средств изобразительного искусства и выявили ее результативность.
Проблему нравственно-этического воспитания изучалась на основе опросов в третьем классе МБОУ лицей № 1 г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края. Для выявления состояния уровня сформированности нравственно-этических качеств мы использовали метод «Беседа» (Фридман Г. М., Пушкина Т А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988) и методика «Закончи предложение» (методика Н. Е. Богуславской)
В результате выяснилось, что в 20% учащихся имеют низкую нравственную самооценку, 43% средний уровень нравственной мотивации и 37% высокий уровень.
□ 3 "Б" КЛАСС ЛИЦЕИ №1 СЛАВЯНСК-НА-КУБАНИ
СРЕДНИМ
Рис. 1. Показатель уровня сформированности нравственно-этических качеств младших школьников МБОУ лицея № 1
С помощью методики Н. Е. Богуславской по измерению эмоционального компонента нравственного развития выявлено что, высокий уровень составляет 45%, средний уровень - 42%, низкий уровень - 13%.
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
И 3 "Б" класс лицей №1 славянск-на-кубани
Средний
Рис. 2. Показатель уровня эмоционального компонента нравственного развития младших школьников МБОУ лицея № 1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Литвиненко П. В., Суняйкина Т. В. Нравственно-этическое воспитание младших школьников на основе потенциала произведений изобразительного искусства в условиях модернизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470026.htm.
Итоги исследования школьников младших классов показали, что преобладает низкий и средний уровень таких показателей как доброта, честность, справедливость, дружба. Нас не удовлетворил такой уровень нравственной воспитанности. Мы решили организовать работу по нравственному воспитанию и применить такое эмоциональное средство как изобразительное искусство, чтобы повысить показатели нравственного уровня. В настоящее время эксперимент проводится.
Для применения средств изобразительного искусства в образовательном процессе мы разработали систему занятий, среди которых есть тема «Материнство», где дети знакомятся с иконой Владимирской Богоматери, Сикстинской мадонной Рафаэля, с картиной Мать и дитя Пикассо и другие. Практическая часть включает в себя задания нарисовать портрет мамы и себя рядом с ней. При этом главное не сходство, а чувства.
На занятие по теме «Мудрость старости», знакомят детей с автопортретами великих художников Леонардо да Винчи, Эль Греко, а в качестве задания ребята должны нарисовать портрет близкого пожилого человека.
В организации работы по нравственному воспитанию на основе произведений изобразительного искусства мы исходим из осознания особой роли искусства в эстетическом и нравственном воспитании, которое заключается в способности этих произведений максимально приблизить к ребенку мир переживаний, радостей и тревог.
Ссылки на источники
1. Анисимова Т. С., Асеева Е. Н. Ценностные отношения к нравственным нормам // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: материалы IV междунар. науч.-практ. конф., 3-4 авг. 2015 г. = Fundamental science and technology - promising developments VI. - Nort Charleston, USA: CreateSpase, 2015. - С. 68-76.
2. Анисимова Т. С Новая отрасль педагогики и анализ влияния объективных законов на ценностные основания и смыслообразующие конструкты в образовании // Право и практика. - 2016. - № 2. -С.222-226.
3. Берхин Н. Б. Механизм воздействия искусства на личность основывается на возбуждении эмоционального сопереживания реципиента художественному образу // Специфика искусства (психологический аспект). - М.: Знание, 1984. - С. 25-27.
4. Ермак Н. А. Педагогические основы развития духовного мира младших школьников средствами изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ростов н/Д., 1999. - 220 с.
5. Дамаданова С. Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Кострома, 2004. - 204 с.
Pauline Litvinenko,
student, direction of training: 44.03.05 "Pedagogical education (with dual specialisation)", "Primary education. Preschool education", branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban gikbvfvitcikysiri1994@vandex.ua Tatyana Sunyaykina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics, branch
of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban
pcelka-2@mail.ru
Moral and ethical education of schoolchildren on the stopping potential of works of art in the conditions of modernization of education
Abstract. The article crafted value the role of ethical education in conditions of modernization of education. The author on the basis of practical research analyses the level of moral education of younger students. Key words: moral-ethical education, visual arts, moral and ethical values, ethics, modernization.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Литвиненко П. В., Суняйкина Т. В. Нравственно-этическое воспитание младших школьников на основе потенциала произведений изобразительного искусства в условиях модернизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470026.htm.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 10.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.01.1.7
Принята к публикации Accepted for publication 12.01.17 Опубликована Published 16.01.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Литвиненко П. В., Суняйкина Т. В., 2017
www.e-koncept.ru
977230412017314