Научная статья на тему 'Изучение уровня сформированности компетенций у студентов Челябинского юридического техникума'

Изучение уровня сформированности компетенций у студентов Челябинского юридического техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / GENERAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE LEVEL OFFORMATION OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодий Елена Евгеньевна

Анализируется сформированность общих и профессиональных компетенций у студентов Челябинского юридического техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодий Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article provides an analysis of studies of formation of general and professional competencies in students Chelyabinsk Law College.

Текст научной работы на тему «Изучение уровня сформированности компетенций у студентов Челябинского юридического техникума»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 67-69.

Е. Е. Колодий

изучение уровня сформированности компетенций у студентов челябинского юридического техникума

Анализируется сформированность общих и профессиональных компетенций у студентов Челябинского юридического техникума.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), общие компетенции, профессиональные компетенции, уровень сформированности компетенций.

Челябинский юридический техникум образован в соответствии с приказом № 3 Министерства социального обеспечения РСФСР от 8 января 1963 г. Почти за 50 лет подготовлено более 22 тыс. специалистов для сферы социального обеспечения. Техникум осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, законом РФ «Об образовании», законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, типовыми положениями об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном заведении) РФ, постановлением Правительства РФ № 543 от 18 июля 2008 г., приказами и постановлениями Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уставом и другими локальными актами [1].

Сегодня, в начале XXI в., техникум — многопрофильное и многофункциональное учебное заведение с современной материально-технической базой и высокопрофессиональными педагогами, которое ведет подготовку юристов, финансистов, экономистов, специалистов в области земельно-имущественных отношений. Челябинский юридический техникум входит в число лидеров среднего профессионального образования России, постоянно развивается, активно внедряет инновационные проекты, является лауреатом конкурса «Сто лучших ссузов России». С 2008 г. техникум имеет статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования по разработке системы зачетных единиц и балльно-рейтинговой системы оценки знаний в СПО. В 2009 г. педагогический коллектив техникума стал разработчиком ФГОС 3-го поколения по специальности СПО «Право и организация социального обеспечения» и НПО «Секретарь» и «Секретарь суда».

Приоритетными направлениями работы педагогического коллектива являются формирование ценностных ориентиров, мотивации к творческому труду, внедрение норм толерантного поведения, повышение профессиональной мобильности через реализацию компетентностно-го подхода в обучении. В центре внимания администрации — увеличение эффективности управления качеством образования путем внедрения модульной объектно ориентированной динамической учебной среды (МООБЬЕ) [2].

Расширяется сфера социального партнерства техникума: предприятия — базы практики; школы, совместно с которыми реализуется программа интенсивного профессионального обучения; вузы, где продолжают обучение студенты техникума; органы социальной защиты, под патронажем которых существует студенческое движение «Милосердие». Сотрудничество с кафедрой социальной работы Челябинского государственного университета позволило поднять на качественно новый уровень научно-исследовательскую работу студентов и преподавателей техникума. В тесном взаимодействии проводится мониторинг инновационной деятельности техникума и уровня сформированности компетенций у студентов.

С 1 сентября 2011 г. подготовка специалистов со средним профессиональным образованием для учреждений социальной сферы производится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) по специальности 030912 — «Право и организация социального обеспечения», составленным на основе компетентностного подхода к подготовке специалистов. В связи с этим в ходе исследования мы ориентировались именно на ФГОС.

Изучение уровня сформированности компетенций студентов проводилось в два этапа. На первом этапе оценивался уровень сфор-мированности общих и профессиональных

компетенций студентов, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения».

В 2009 г. педагогический коллектив техникума стал разработчиком ФГОС по специальности СПО «Право и организация социального обеспечения» [3]. Преподаватели совместно с представителями работодателей (ГУ «Отделение Пенсионного фонда по Челябинской области», Министерства социальной защиты населения Челябинской области) и образовательного сообщества — Челябинского государственного университета (кафедра социальной работы) определили круг общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник, окончивший курс по указанной специальности.

В ходе исследования нами была разработана анкета для измерения уровня сформированно-сти общих и профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС по специальности

«Право и организация социального обеспечения») [4]. Для исследования были определены респонденты из числа обучающихся в техникуме студентов 2-го и 3-го курсов, проведено анкетирование, результаты которого после обработки анкет представлены в виде диаграмм и рассмотрены на педагогическом совете техникума. Объем выборки составил 170 человек, из них 89 — студенты 2-го курса и 81 — студенты 3-го курса. Ответы оценивались в баллах по 10-балльной шкале.

Диаграммы уровня сформированности компетенций составлены с учетом рейтинга от наиболее сформированных компетенций к менее сформированным по среднему баллу. Это позволило нам представить результаты исследования наглядно, в обобщенном виде. В качестве примера приводим диаграмму рейтинга уровня сфор-мированности общих компетенций у студентов

2-го курса ЧЮТ (см. рисунок).

Компетенции

Ориентация в изменениях НПБ

Ответственность за работу команды

Организация деятельности

Сущность и значимость профессии

Профессиональное и личностное развитие

ИКТ

Самостоятельность

Принятие решений и ответственность

Деловой этикет и культура

Работа в коллективе

Средний балл

І І I

6,37 6,44 6,66 6,9 ■ 7,1 7,Й7 7,

7.

42

44

8,11

8,22

Рейтинг уровня сформированности общих компетенций студентов 2 курса ЧЮТ

Анализ уровня сформированности общих компетенций у студентов 2-го курса ЧЮТ показывает, что лучше сформированы такие компетенции, как: работа в коллективе (8,22); деловой этикет и культура (8,11); принятие решений и ответственность (7,44). Менее сформированы организация деятельности (6,66); ответственность

за работу команды (6,44); ориентация в нормативно-правовой базе (6,37). В то же время мы видим, что в большей степени сформированы такие компетенции, как: участие в организационно-управленческой работе (6,66); консультирование граждан (6,25); организация работы с гражданами (5,95). В меньшей степени

сформированы выбор мер социальной поддержки клиентов (5,32); прием граждан по проблемам (5,28); установление социальных выплат (5,19). Анализ уровня сформированности общих компетенций у студентов 3-го курса ЧЮТ показывает, что лучше сформированы такие компетенции, как: работа в коллективе (8,17); деловой этикет и культура (7,83); принятие решений и ответственность (7,75). В меньшей мере сформированы организация деятельности (6,97); ответственность за работу команды (6, 51); ориентация в изменениях нормативно-правовой базы (6,48).

Анализ уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов 3-го курса ЧЮТ показывает, что более сформированы участие в организационно-управленческой работе (6,46); консультирование граждан (6,27); организация работы с гражданами (6,23). Менее сформированы такие компетенции, как: выбор мер социальной поддержки клиентов (5,66); прием граждан по проблемам (5,45); установление социальных выплат (5,39).

Анализ уровня общих компетенций у студентов 2-го и 3-го курсов ЧЮТ демонстрирует, что существенных отличий нет. Но можно увидеть различия в статистических данных: у студентов 3-го курса показатели выше, чем у студентов 2-го курса. Однако деловой этикет по среднему баллу у студентов 3-го курса ниже (7,83), чем у студентов 2-го курса (8,11), но выше такие показатели, как профессиональное и личностное развитие (2 курс — 7,1; 3 курс — 7,34), организация деятельности (2-й курс — 6,66; 3-й курс — 6,97). Анализ уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов 2-го и 3-го курсов ЧЮТ показывает, что различий в результатах студентов 2-го и 3-го курса по рейтингу нет, но статистические показатели по 10-балльной шкале у студентов 3-го курса выше, чем у студентов 2-го. Из рейтинга видно, что студенты 2-го курса оценивают компетенции по субъективному мнению достаточно высоко.

Судя по результатам проведенного исследования, у студентов 2-го и 3-го курса (2009/10 уч. г.) динамика уровня сформированности общих компетенций достаточно низкая (по субъективному мнению); уровень сформированности

профессиональных компетенций у студентов

3-го курса выше, чем у студентов 2-го курса. Студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод о недостаточно высоком уровне сформированности профессиональных компетенций у студентов техникума, что свидетельствует о приоритете знаниевой, а не компе-тентностной модели в процессе подготовки специалистов в техникуме. Следует, однако, отметить, что респондентами исследования являлись студенты, обучавшиеся по стандартам второго поколения, в которых основным было формирование знаний и умений.

На основе результатов исследования считаем необходимым рекомендовать проведение научного семинара для преподавателей по теоретическим и практическим основам компетентностно-го подхода, разработку и утверждение критериев оценки сформированности компетенций у студентов ЧЮТ с учетом требований работодателя, осуществление постоянного мониторинга уровня сформированности компетенций у студентов с использованием данных показателей при оценке труда преподавателей.

Список литературы

1. Устав государственного образовательного учреждения «Челябинский юридический техникум» от 23 дек. 1999 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gouchut.ru/

2. ФГОУ СПО «Челябинский юридической техникум». Профессионализм. Ответственность. Престиж. Челябинск : Изд-во Челяб. юрид. техникума, 2008. 47 с.

3. Свидетельство о государственной аккредитации от 27.02.2009, рег. № 2517, прил. 1.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения среднего профессионального образования специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» от 13 июля 2010 г. : утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 770. [Электронный ресурс]. Режим доступа: usla.ru/ entrant/pp/pp09/pp2009.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.