Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА'

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бячкова Н.Б., Панькова А.С.

В статье анализируются концепции и модели эмоционального интеллекта как фактора конструктивного переживания возрастного кризиса, а именно, юношеского возраста. Обобщаются результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке лиц юношеского возраста (118 респондентов): выявлены значимые различия параметров эмоционального интеллекта в группах испытуемых с разным уровнем акцентуации характера. Полученные результаты могут быть использованы в разработке профилактических и коррекционных программ для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF ADOLESCENTS WITH CHARACTER ACCENTUATION

The article analyzes the concepts and models of emotional intelligence as a factor in the constructive experience of such age crisis as adolescence. The results of an empirical study carried out on a sample of adolescents (118 respondents) are summarized: significant differences in the parameters of emotional intelligence were revealed in groups of subjects with different levels of character accentuation. The results obtained can be used in the development of preventive and correctional programs for students.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА»

Раздел IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 159.942

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА

Н.Б. Бячкова, А.С. Панькова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье анализируются концепции и модели эмоционального интеллекта как фактора конструктивного переживания возрастного кризиса, а именно, юношеского возраста. Обобщаются результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке лиц юношеского возраста (118 респондентов): выявлены значимые различия параметров эмоционального интеллекта в группах испытуемых с разным уровнем акцентуации характера. Полученные результаты могут быть использованы в разработке профилактических и коррекционных программ для студентов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, акцентуация характера, юношеский возраст.

Проблема исследования

Актуальность исследований в сфере эмоционального интеллекта заключается в том, что несмотря на достаточную известность данного понятия, оно по-прежнему является недостаточно исследованным отечественной психологией. Отметим также, что исследования в сфере эмоционального интеллекта в настоящее время становятся все более востребованными, однако по-прежнему ведутся дискуссии о природе и структуре этого феномена. Существует несколько концепций и моделей эмоционального интеллекта. Рассмотрим некоторые из них.

© Бячкова Н.Б., Панькова А.С., 2021 281

Модель Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо рассматривает эмоциональный интеллект как группу ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный интеллект делится на внутриличностный и межличностный. С точки зрения авторов, эмоциональный интеллект - подструктура социального интеллекта, которая включает несколько способностей. Авторы выделяют 4 составляющие эмоционального интеллекта:

- восприятие эмоций как способность человека определять эмоции других людей и распознавать свои собственные эмоции;

- использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности как способность человека использовать эмоции для направления внимания на важные ситуации;

- понимание эмоций как способность человека распознавать связи между эмоциями, понимать причины, которые вызвали те или иные эмоции;

- регуляция эмоций как способность человека осознавать и контролировать свои эмоции, снижать интенсивность отрицательных эмоций [1].

Обратимся к модели эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, по мнению которого эмоциональный интеллект включает в себя 5 компонентов:

- идентификация своих эмоций - способность понимать свои эмоциональные состояния, осознавать связи между эмоциями, мышлением и действием;

- саморегуляция - способность управлять своими эмоциями (терпимость к фрустрации, управление гневом, избегание оскорблений, наличие позитивных эмоций по отношению к себе);

- самомотивация - способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;

- эмпатия - способность понимать эмоции других людей, быть к ним чувствительным и управлять чужими эмоциями;

- социальные навыки - способность вступать в межличностные отношения с другими людьми и поддерживать эти отношения, умение решать межличностные конфликты, способность быть открытым, дружелюбным и вовлеченным [2].

Еще одной известной моделью эмоционального интеллекта является модель Р. Бар-Она, в которой эмоциональный интеллект определяется как все некогнитивные способности, знания и компетентность, которые дают человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [3].

Р. Бар-Он выделяет 5 сфер компетентности, которые отождествляет с пятью компонентами эмоционального интеллекта:

- познание себя: понимание своих эмоций, самоуважение, уверенность в себе, самоактуализация и независимость;

- навыки межличностного общения: эмпатия, социальная ответственность, межличностные взаимоотношения;

- способность к адаптации: гибкость, способность решать проблемы, объективно воспринимать реальность;

- управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль над импульсивными побуждениями;

- преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

Важно рассмотреть модель эмоционального интеллекта

Д.В. Люсина, именно на нее мы опираемся в нашем исследовании. Д.В. Люсин понимает под эмоциональным интеллектом способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими. То есть человек, обладающий эмоциональным интеллектом, может распознать и идентифицировать эмоцию у себя или у другого человека, понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт, способен контролировать интенсивность эмоций и их внешнее выражение, а также при необходимости может произвольно вызвать ту или иную эмоцию [4].

Д.В. Люсин считает, что эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу, который, с одной стороны, связан с когнитивными способностями, а с другой — с личностными характеристиками.

Также дискуссионным является вопрос о факторах, влияющих на формирование и уровень эмоционального интеллекта. По мнению Д.В. Люсина, на формирование эмоционального интеллекта влияют когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации) и представления об эмоциях (как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.). Д.Д. Гуастелло и С.Дж. Гуастелло [5], в свою очередь, опираясь на данные своих исследований, считают, что уровень эмоционального интеллекта связан с полом. Также они указывают, что в подростковом и юношеском возрасте для развития эмоционального интеллекта значима группа сверстников, так как семья перестает быть первостепенным фактором развития. Помимо этих факторов, эмоциональный интеллект также может зависеть от темперамента, так как свойства темперамента образуют взаимосвязи с эмоциональным интеллектом [6]. Мы предполагаем, что наличие у человека акцентуации характера может быть связано с уровнем эмоционального интеллекта. В этом предположении заключается гипотеза нашего исследования. Очевидно, что особенности характера человека играют существенную роль в формировании жизненного стиля в целом. Гипертрофированное же развитие одного из свойств характера (акцентуация) может вести к формированию специфических реакций, установок, особенностей. Так, А.В. Белорусова на основании исследования, проведенного на студенческой выборке, делает вывод о связи акцентуации характера и социальной адаптации в юношеском возрасте: «Не все студенты, имеющие проблемы с социальной адаптацией имеют акцентуации характера. Но у каждого типа акцентуированной личности имеются свои сложности в налаживании общения, социального контакта и адаптации» [7, с. 18]. Л.В. Жукова, в свою очередь, считает, что акцентуации характера влияют на проявление социальных страхов в юношеском возрасте [8]. Интересно исследование Ю.В. Оплетиной и А.И. Алонцевой [9], которые выяснили взаимосвязь акцентуации характера с профессиональной направленностью в подростковом и юношеском возрастах. Таким образом, обобщив вышесказанное, можно утверждать, что исследования проблемы связи акцентуаций характера с различными личностными проявлениями ведутся достаточно активно.

Однако исследований связи акцентуаций характера и уровня эмоционального интеллекта в юношеском возрасте нами обнаружено не было, поэтому можно с достаточной уверенностью говорить о научной новизне проведенного нами исследования. Подчеркнем также, что юность является сложным возрастным периодом: бурно развивается рефлексия, молодой человек осознает свои способности и возможности, осознаются профессиональные потребности, появляется жизненный план [10]. На наш взгляд, развитие эмоционального интеллекта в юношеском возрасте могло бы способствовать конструктивному переживанию возрастного кризиса.

Методики и организация исследования

В исследовании приняли участие 118 студентов (30 юношей и 88 девушек) в возрасте 19-23 лет. В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: тест «ЭмИн» Д.В. Люсина [11], методика диагностики эмоционального интеллекта (Н. Холл) [12], опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда [13].

При первичной обработке полученных в ходе исследования показателей были определены такие структурные средние значения выборки как: мода (Мо), медиана (Ме), среднее значение (Хср), а также показатели асимметрии и эксцесса. С определенной долей вероятности можно утверждать, что полученные в ходе исследования характеристики выборки носят характер ненормального распределения. Анализ распределения позволил нам сделать вывод о необходимости использования непараметрических методов анализа данных: критерия Манна-Уитни для установления значимых различий исследуемых параметров.

Так как мы не обнаружили информацию о проверке психометрических показателей методики «Эмоционального интеллекта» Н. Холла, мы провели корреляционный анализ по Спирмену на общей выборке студентов юношеского возраста, чтобы выявить значимые взаимосвязи между шкалами методики Н. Холла и методики «ЭмИн» Д.В. Люсина. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Значимые взаимосвязи шкал методики «Эмоционального интеллекта» Н. Холла и шкал методики «ЭмИн» Д.В. Люсина

Переменные Холл (Эмоц. осведомленность) е н е е # 1 ^ 1 1 ц а в о омо 1 т а с Л § » 3 § о а § 4 £ ^ Э. £ »3 о

лц лло цмо Н $ | 1 1 Холл ние эмоц 1

ЭмИн (МЭИ) 0,50 *** 0,23 * 0 47 *** 0 78 *** 0 72 *** 0,69 ***

ЭмИн (ВЭИ) 0,42 *** 0 70 *** 0 59 *** 0,16 0,23 * 0 59 ***

ЭмИн (ПЭ) 0 5у *** 0,36 *** 0 51 *** 0,60 *** 0 47 *** 0,67 ***

ЭмИн (УЭ) 0 45 *** 0 71 *** 0,64 *** 0,28 ** 0 48 *** 0 70 ***

ЭмИн (МП) 0 49 *** 0,18 0 44 *** 0,82 *** 0,61 *** 0,65 ***

ЭмИн (МУ) 0,36 *** 0,28 ** 0,42 *** 0,53 *** 0,66 *** 0 57 ***

ЭмИн (ВП) 0 39 *** 0 44 *** 0,43 *** 0,23 * 0,21 * 0,46 ***

ЭмИн (ВУ) 0 39 *** 0 78 *** 0 70 *** 0,23 * 0 37 *** 0 71 ***

ЭмИн (ВЭ) 0,18 * 0,53 *** 0,36 *** -0,07 0,00 0,28 **

ЭмИн общий ур. ЭИ 0,56 *** 0 59 *** 0,63 *** 0 48 *** 0,50 *** 0 75 ***

Примечание: * р<0,05; **р<0,01; ***р<0,001

МЭИ - межличностный эмоциональный интеллект; ВЭИ - внутри-личностный эмоциональный интеллект; ПЭ - понимание эмоций; УЭ -управление эмоциями; МП - понимание чужих эмоций; МУ - управление чужими эмоциями; ВП - понимание своих эмоций; ВУ - управление своими эмоциями; ВЭ - контроль экспрессии.

Мы видим, что корреляционный анализ позволил выявить положительные связи между шкалами двух методик. Практически между всеми шкалами существует взаимосвязь на уровне значимости р<0,001. Отметим, что шкала Эмпатия (Н. Холл) не имеет взаимосвязей со шкалами Внутриличностный эмоциональный интеллект (эМиН) и Контроль экспрессии (ЭмИн). Отсутствие связей можно объяснить тем, что процесс эмпатии направлен на понимание эмоций других людей, поэтому оче-

видно, что взаимосвязей со шкалами Внутриличностный эмоциональный интеллект и Контроль экспрессии не было обнаружено. Также мы видим, что шкала Управление эмоциями (Н. Холл) не связана со шкалой Понимание чужих эмоций (ЭмИн), что также можно объяснить тем, что управление эмоциями и понимание эмоций являются разными навыками. Шкала Распознавание эмоций других людей (Н. Холл) не связана со шкалой Контроль экспрессии (ЭмИн). Это можно объяснить тем, что контроль экспрессии, то есть контроль внешнего проявления эмоций не подразумевает распознавание эмоций других людей. Во всех остальных случаях существуют положительные корреляционные взаимосвязи, поэтому в нашем исследовании мы можем использовать методику «эмоционального интеллекта» Н. Холла, несмотря на отсутствие данных о проверке психометрических показателей.

Кластеризация выборки по уровню выраженности акцентуаций характера позволила выделить два кластера: испытуемые первого кластера (59 человек, 8 юношей и 51 девушек) по сравнению с испытуемыми второго кластера (59 человек, 22 юношей и 37 девушек), характеризуются повышенными показателями уровня выраженности акцентуаций характера.

Результаты исследования и обсуждение

Анализ значимых различий выявил статистически значимые различия между двумя кластерами по параметрам эмоционального интеллекта. Лица юношеского возраста без акцентуаций характера (кластер 2) обладают в целом более высоким уровнем эмоционального интеллекта по сравнению с лицами юношеского возраста с акцентуациями характера (кластер 1). Проанализируем полученные различия подробнее.

Таблица 2 демонстрирует, что статистически значимые различия были выявлены по следующим параметрам:

- по шкалам методики «эмоционального интеллекта» Н. Холла: управление эмоциями (и = 697,5; р = 0,000), самомотивация (и = 1032,5; р = 0,000), общий уровень ЭИ (и = 1120,5; р = 0,001);

- по шкалам ЭмИна Д.В. Люсина: внутриличностный ЭИ (И = 527,5; р = 0,000), понимание эмоций (и = 1233,0; р=0,006), управление эмоциями (и = 660,0; р = 0,000), управление чужими эмоциями (и = 1347,5; р = 0,035), понимание своих эмоций (и = 891,0; р = 0,000), управление своими эмоциями (и = 642,0; р = 0,000), контроль экспрессии (и = 767,5; р = 0,000), а также общий уровень ЭИ (И = 799,5; р = 0,000).

Таблица 2. Статистически значимые результаты U-критерия Манна-Уитни

Переменные Средний ранг (испытуемые с акцентуациями) Средний ранг (испытуемые без акцентуаций) U Манна-Уитни Уровень значимости (p < 0,05)

Управление эмоциями (Н. Холл) 41,82 77,18 697,5 0,000

Самомотивация (Н. Холл) 47,50 71,50 1032,5 0,000

Общий уровень ЭИ (Н. Холл) 48,99 70,01 1120,5 0,001

ВЭИ (ЭмИн) 38,94 80,06 527,5 0,000

ПЭ (ЭмИн) 50,90 68,10 1233,0 0,006

УЭ (ЭмИн) 41,19 77,81 660,0 0,000

МУ (ЭмИн) 52,84 66,16 1347,5 0,035

ВП (ЭмИн) 45,10 73,90 891,0 0,000

ВУ (ЭмИн) 40,88 78,12 642,0 0,000

ВЭ (ЭмИн) 43,01 75,99 767,5 0,000

Общий уровень ЭИ (ЭмИн) 43,55 75,45 799,5 0,000

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: лица юношеского возраста, не имеющие гипертрофированных черт характера способны достаточно успешно распознавать наличие той или иной эмоции у себя или у партнера по общению, а также идентифицировать эмоции и понимать причины, которые их вызвали. Юноши и девушки без акцентуаций характера контролируют интенсивность собственных эмоций и их внешнее выражение, то есть могут управлять своим эмоциональным состоянием, а также способны воздействовать на эмоциональное

состояние другого человека. Тогда как лица юношеского возраста с акцентуациями характера испытывают трудности в понимании своих переживаний, не всегда могут управлять проявлениями своих чувств и эмоциями другого человека, испытывают затруднения в выражении эмоций и их контроле. При этом как и лица без акцентуаций характера они способны встать на позицию другого человека, оказать поддержку, легко распознают чужие эмоции. В целом можно сказать, что лица юношеского возраста без акцентуаций характера обладают более высоким общим уровнем эмоционального интеллекта нежели их сверстники с гипертрофированными чертами характера, то есть можно говорить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы. Дальнейшее изучение проблемы эмоционального интеллекта в юношеском возрасте мы видим в анализе связей различных акцентуаций характера с параметрами эмоционального интеллекта.

Библиографии ческий список

1. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications // Psychological Inquiry. 2004. Vol. 15, no. 3. P. 197-215.

2. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y.: Bantam Books. 1995. 352 p.

3. Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // Handbook of emotional intelligence / ed. by R. Bar-On, J.D.A. Parker. San Francisco: Jossey-Bass. 2000. P. 363-388.

4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29-36.

5. Guastello D.D., Guastello S.J. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents // Sex Roles: A Journal of Research. 2003. Vol. 49, no.11-12. P. 663-673.

6. Робертс Р.Д., Мэттьюс Д., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 4. С. 3-26.

7. Белорусова А.В. Изучение влияния акцентуаций характера на социальную адаптацию в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18.

С. 16-20. URL: URL: http://e-koncept.ru/2015/95155.htm (дата об-ращеня: 21.07.2021).

8. Жукова Л.В. Влияние жизнестойкости, личностной тревожности, и акцентуации характера на проявление социальных страхов // Человеческий капитал. 2016. № 1(84). С. 59-60.

9. Оплетина Ю.В., Алонцева А.И. Соотношение акцентуации характера с профессиональной направленностью в подростковом и юношеском возрастах // Научные тенденции: Педагогика и психология: сб. науч. трудов по материалам XIV Междунар. науч. конф. СПб.: МОАН. 2018. С. 35-38.

10. МухинаВ.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. , 2006. 608 с.

11. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.

12. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Фетис-кин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии. 2002. C. 57-60.

13. Выявление акцентуаций (тест-опросник Шмишека) // Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред.

Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2002. С. 589-597.

THE LEVEL OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF ADOLESCENTS WITH CHARACTER ACCENTUATION

N.B. Byachkova, A.S. Pankova

Perm State University

The article analyzes the concepts and models of emotional intelligence as a factor in the constructive experience of such age crisis as adolescence. The results of an empirical study carried out on a sample of adolescents (118 respondents) are summarized: significant differences in the parameters of emotional intelligence were revealed in groups of subjects with different levels of character accentuation. The results obtained can be used in the development of preventive and correctional programs for students.

Keywords: emotional intelligence, character accentuation, adolescence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.