Яо Сыцунхуэй
Аспирантура, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет (АлтГУ)».
Изучение убранства и культурных символов королевских зданий династии Цин в Китае*
Аннотация. Убранство и культурные символы королевских зданий династии Цин представляет собой значимую и многоаспектную область исследований, которая позволяет глубже понять не только архитектурное наследие, но и социально-культурные аспекты одной из величайших цивилизаций в истории человечества. Династия Цин, будучи последней императорской династией в Китае, оставила значительный след в истории страны, особенно в архитектуре и искусстве. Архитектурные сооружения этого периода, включая дворцы, храмы и мавзолеи, являются не только свидетельством величия и мощи императорской власти, но и носителями глубокого символического значения, отражающего философию, религиозные верования и мировоззрение того времени. Изучение убранства и символики этих зданий открывает уникальное окно в мир китайской культуры и истории, демонстрируя, как архитектура может служить средством передачи и сохранения культурных и духовных ценностей. Объектом исследования являются убранства и культурные символы королевских зданий династии Цин. Цель исследования - комплексное изучение архитектурного стиля, декоративных элементов и символических аспектов королевских зданий династии Цин. Методы исследования включают исторический анализ, визуальный анализ архитектурных элементов, сравнительный анализ с другими архитектурными традициями. Научная новизна исследования заключается в систематизации архитектуры династии Цин с позиции исторических, культурологических и архитектурных аспектов. Основное внимание уделяется таким архитектурным объектам, как Запретный город, Летний дворец, Мавзолей восточных Цин, Храм Неба, Старый Летний дворец, Шэ-ньянский императорский дворец. Исследование способствует лучшему пониманию не только прошлого, но и настоящего Китая, а также влияет на сохранение и интерпретацию его богатого наследия для будущих поколений.
Ключевые слова: архитектура и искусство, императорские династии Китая, династия Цинн, убранство и культурные символы, королевские здания, дворцы, храмы, мавзолеи, символическое значение, философия, религиозные верования, мировоззрение.
Yao Siconghui
Postgraduate studies, Altai State University.
Studying the decoration and cultural symbols of royal buildings of the Qing dynasty in China
Abstract. The decoration and cultural symbols of royal buildings of the Qing dynasty represent a significant and multifaceted area of research that allows for a deeper understanding of not only the architectural heritage, but also the socio-cultural aspects of one of the greatest
* © Яо Сыцунхуэй, 2024.
Изучение убранства и культурных символов королевских зданий династии Цин в Китае
civilizations in human history. The Qing Dynasty, being the last imperial dynasty in China, left a significant mark on the country's history, especially in architecture and art. The architectural structures of this period, including palaces, temples and mausoleums, are not only evidence of the greatness and power of the imperial power, but also bearers of deep symbolic meaning, reflecting the philosophy, religious beliefs and worldview of the time. Studying the decoration and symbolism of these buildings opens a unique window into the world of Chinese culture and history, demonstrating how architecture can serve as a means of transmitting and preserving cultural and spiritual values. The object of the study is the decorations and cultural symbols of royal buildings of the Qing Dynasty. The purpose of the study is to comprehensively study the architectural style, decorative elements and symbolic aspects of royal buildings of the Qing Dynasty. Research methods include historical analysis, visual analysis of architectural elements, and comparative analysis with other architectural traditions. The scientific novelty of the study lies in the systematization of the architecture of the Qing dynasty from the perspective of historical, cultural and architectural aspects. The main attention is paid to such architectural sites as the Forbidden City, the Summer Palace, the Mausoleum of the Eastern Qing, the Temple of Heaven, the Old Summer Palace, and the Shenyang Imperial Palace. The research contributes to a better understanding of not only China's past, but also its present, and has implications for the preservation and interpretation of its rich heritage for future generations.
Key words: architecture and art, imperial dynasties of China, Qing dynasty, decoration and cultural symbols, royal buildings, palaces, temples, mausoleums, symbolic meaning, philosophy, religious beliefs, worldview.
Династия Цин (1644-1912 гг.) была последней императорской династией, правившей в Китае. Ее эпоха началась с захвата власти маньчжурами, которые свергли правление династии Мин. Важно отметить, что маньчжуры были этнической группой, отличной от хань-цев, большинства населения Китая. Их взятие власти представляло собой не только изменение политического лидерства, но и значительные культурные сдвиги [9, с. 102].
В период династии Цин Китай достиг значительных успехов в области административной организации, культуры и искусства. Однако, в это время наблюдались и значительные внутренние волнения, а также внешние конфликты, включая Опиумные войны с Западными державами и восстание Тайпинов, одно из самых кровопролитных в истории человечества.
императоры династии Цин уделяли большое внимание архитектуре как способу демонстрации своего могу-
щества и легитимности. За период их правления было создано множество знаменитых архитектурных сооружений, включая расширение и перестройку Запретного города, строительство Летнего дворца и др. Эпоха династии Цин характеризовалась смешением традиционных китайских культурных ценностей с элементами маньчжурского стиля, что привело к созданию уникального синтеза культурных влияний. Архитектурный стиль династии Цин характеризуется строгой симметрией, монументальностью и великолепием, а также использованием сложных крыш, изогнутых вверх на концах, и ярких цветов, особенно красного и золотого. Важную роль в архитектуре этого периода играл символизм, когда каждый элемент здания, имел определенное значение и стремление к гармонии с природой [2, с. 148].
Наиболее значительными архитектурными памятниками династии Цин являются Запретный город (Гу-
гун), Летний дворец (Ихэюань), Мавзолей восточных Цин (Циньдунлин), Храм Неба (Тяньтань), Старый Летний дворец (Юаньминьюань) и Шэ-ньянский императорский дворец (Шэньян Гугун).
1. Запретный город (рисунок 1).
Запретный город, известный также как Гугун, является одним из величайших достижений китайской архитектуры и культуры. Расположенный в центре Пекина, он служил императорской резиденцией и политическим центром Китая в течение почти пяти веков. Этот комплекс символизирует космологические концепции и общественный порядок, характерные для традиционного китайского мировоззрения. Запретный город строился согласно строгим канонам китайской архитектуры. Он размещён с севера на юг и окружен высокими стенами и рвом. Это расположение символизирует значение императора во вселенной и его роль как посредника между небом и землёй [5, с. 68].
В Запретном городе доминируют красный и желтый цвета. Красный
цвет, используемый в стенах и дверях, символизирует удачу и радость, а также представляет императорскую власть. Желтый цвет является символом земли и традиционно связывается с императором. В украшениях и декорациях распространены драконы и фениксы.
Крыши города часто покрыты желтой глянцевой керамической черепицей, что является символом императорской власти. Форма крыш и количество украшений на них также отражают иерархию и важность каждого здания. Так, на коньках крышах можно увидеть ряд маленьких скульптур драконов, ведущих к фигуре человека, едущего на фениксе. Количество этих скульптур указывает на статус здания. Чем больше фигур, тем выше статус.
Интерьеры дворцов украшены изысканной мебелью и произведениями искусства. Использование драгоценных пород дерева, нефрита, золота и других драгоценных материалов подчеркивает роскошь и великолепие императорской власти [12, с. 47].
2. Летний дворец (Ихэюань) в Пекине (рисунок 2).
Рисунок 1. Запретный город.
Летний дворец был построен в основном во время правления императрицы Цыси в конце династии Цин и служил местом отдыха и уединения для императорской семьи. Летний дворец объединяет естественные ландшафты с искусственными элементами, создает гармоничное сочетание природы и архитектуры и является выдающимся памятником китайской садово-парковой архитектуры. Основная идея дизайна дворца основана на принципе «одно озеро, три холма», что символизирует мифические острова бессмертных [4, с. 205].
Крыши в Летнем дворце, покрытые зеленой, желтой и синей керамической плиткой, отражающих статус и назначение зданий. Желтый цвет, преобладающий в местах пребывания императора, подчеркивает его власть и величие. Зеленый цвет ассоциируется с долголетием, возрождением и обновлением в китайской культуре и используется для зданий, связанных с императорскими библиотеками или помещениями, где проживали младшие члены императорской семьи. Синий цвет символизирует
небо, божественность и бессмертие. Синие крыши использовались для зданий, которые имели религиозное или духовное назначение.
В Летнем дворце много скульптур и украшений, которые отражают китайскую мифологию и символизм. Например, драконы и фениксы символизируют императорскую власть и благородство, львы - охрану священных пространств и отражение могущества императора. Рельефы с облаками используются для украшения стен, крыш и балюстрад, добавляя элемент изящества и символизируя связь между земным и небесным. стены и перегородки во дворце часто украшены росписями и настенными панно, изображающими сцены из китайской истории и литературы, а также природные пейзажи. Эти произведения искусства служили элементом декора и отражали определенные культурные и философские идеи. Также широко использовались узоры с цветами. Каждый цветок имеет свое символическое значение, например, лотос символизирует чистоту и просветление, хризантемы - осеннюю красоту и
Рисунок 2. Летний дворец.
благородство, сливовые цветы - обновление и перерождение [7, с. 28].
Одним из наиболее знаменитых элементов Летнего дворца является Длинная галерея, росписи которой отражают культурное и историческое богатство Китая, передавая сцены из китайской литературы и фольклора. Уникальным сооружением, объединяющим элементы традиционной китайской архитектуры и западных архитектурных стилей, является мраморная лодка на берегу Куньминху, которая символизирует стабильность и процветание государства. Также следует выделить Сад гармонии и уединения, служащий примером классического китайского сада, где каждый элемент спроектирован так, чтобы создавать гармоничное и спокойное пространство для размышлений и отдыха.
3. Мавзолей восточных Цин (Циньдунлин), расположенный в Шэньяне, провинции Ляонин, является значимым историческим и культурным памятником, отражающим уникальное наследие династии Цин. Этот мавзолей был построен для погребения основателя династии Цин, Нурхачи, и его потомков. Здание сочетает в себе как маньчжурские, так и традиционные китайские архитектурные и культурные элементы. Это видно в дизайне ворот, зданий и украшениях.
Мавзолей имеет четко организованную структуру с определенной иерархией пространств, что отражает конфуцианское влияние в организации и структуре китайских мавзолеев.
Как и в других императорских сооружениях, здесь также присутствуют изображения драконов и фениксов. В мавзолее находятся характерные для китайских мавзолеев духовные дороги, вдоль которых расположены статуи животных и мифических существ (львы,
ксиези, килины, лошади и др.). Статуи предназначены для защиты мавзолея и символизируют сопровождение души усопшего в загробный мир [1, с. 59].
По всему мавзолею располагаются каменные стелы и скульптуры, многие из которых имеют глубокий символический смысл. Наиболее распространенные элементы включают в себя традиционные китайские символы долголетия, удачи и процветания. Важным частью мавзолея являются традиционные китайские сады и водные элементы, которые создают спокойную и умиротворенную атмосферу, подчеркивая единение с природой и космический порядок.
Внутренние помещения мавзолея украшены в соответствии с традиционными китайскими представлениями о ритуалах и почитании предков. В помещениях имеются ритуальные предметы, а также украшения, которые отражают статус и значимость похороненных там особ.
4. Храм Неба в Пекине (рисунок 3) является ярким примером взаимосвязи между архитектурой, религией и космологией в традиционном китайском обществе. Построенный в XVI веке во времена династии Мин и расширенный в период династии Цин, Храм Неба служил местом, где императоры совершали ритуалы и молитвы за благополучие государства и хороший урожай. Этот комплекс олицетворяет уникальные космологические взгляды и духовные представления традиционного китайского общества.
Храм Неба представляет собой символическое изображение взаимодействия неба и земли, которое играло центральную роль в китайской космологии и политической философии. Круглые формы конструкций и площадок храма, а также голубой цвет его крыш
символизируют небо, квадратные конструкции - землю. Это отличает его от большинства других китайских императорских строений, где преобладает желтый цвет императорской власти [11, с. 217].
Весь комплекс Храма Неба разработан для выполнения определённых ритуалов и церемоний, которые подчеркивают связь императора с космическим порядком и его роль как посредника между небом и землёй.
Центральным элементом комплекса является круглый Алтарь неба, состоящий из трёх концентрических террас, символизирующих небо, землю и человечество. Также следует выделить Храм моления о хорошем урожае, который представляет собой круглое здание, покрытое тройной крышей. В этом храме император молился о благополучном урожае, подчеркивая свою роль как «сына небес». Эхо стены и тройной звуковой камень характеризуют продуманный дизайн и акустические особен-
ности комплекса. В частности, эхо стены окружает Храм моления о хорошем урожае, а тройной звуковой камень используется для ритуальных объявлений.
5. Старый Летний дворец, также известный как Юаньминьюань, расположенный в Пекине, является масштабным дворцовым комплексом, известным своими великолепными садами и экзотической архитектурой. Этот дворец был разрушен во время Второй опиумной войны в 1860 году, но его остатки и история продолжают олицетворять важные культурные и исторические аспекты китайского наследия.
Уникальной особенностью Старого Летнего дворца было сочетание традиционной китайской архитектуры с европейскими элементами дизайна, что является результатом работы иностранных миссионеров и архитекторов, которые были приглашены на китайский двор.
Старый Летний дворец включал в
Рисунок 3. Храм Неба.
себя множество зданий, каждое из которых имело свой уникальный стиль и назначение [3, с. 113]:
- Ваньчуньюань (Сад 10 000 весен)
- центральный садовый комплекс, который включал множество павильонов, прудов и садов, созданных для отдыха и развлечения императорской семьи;
- Хайюаньтин (Павильон Хайюань)
- павильон служил местом для размышлений и отдыха, а также известен своими изысканными декорациями и архитектурным стилем;
- Цзиньминдянь (Павильон ясного звука) - здание, используемое для музыкальных выступлений и развлечений;
- Фаньлянтин (Павильон лотосовых фонарей) - павильон расположен в центре лотосового пруда и служил живописным местом для отдыха;
- Цюйсянчжай (Студия чистой души) - студия, используемая для чтения и медитации, украшенная произведениями искусства и каллиграфией;
- Яньинчжай (Студия отражения
звуков) - структура была предназначена для аудиенций и музыкальных вечеров;
- Шаньшуйсян (Павильон гор и вод) - павильон использовался для наслаждения видами и ландшафтами сада;
- Европейский дворец - комплекс зданий, построенных в западном стиле, которые служили демонстрацией интереса императорской семьи к западной архитектуре и технологиям.
6. Шэньянский императорский дворец (рисунок 4).
Шэньянский императорский дворец (Шэньян Гугун), расположенный в городе Шэньян (провинция Ляонин) был построен в начале 17 века, еще до основания династии Цин, служил первоначальной столицей династии Цин и является одним из двух сохранившихся императорских комплексов в Китае наряду с Запретным городом в Пекине. Шэньянский императорский дворец представляет собой сочетание маньчжурской и китайской архитектурных традиций [10, с. 154].
Рисунок 4. Шэньянский императорский дворец.
В отличие от преобладающего красного и желтого цветов в Запретном городе, во дворце используется более разнообразная цветовая палитра, включая синий, зеленый и золотой, что отражает местные маньчжурские традиции. Как и в других китайских дворцах, во дворце имеются красивые сады, которые способствуют созданию гармоничной и умиротворенной атмосферы.
Одним из самых выдающихся зданий комплекса является Дворец Цин-ниндиань (Дворец чистоты и света), который служил главной объектом для проведения императором церемоний и принятия гостей. Интерьер дворца богато украшен и отличается изысканностью. Элементы украшения включают традиционную резьбу по дереву, росписи, а также использование драгоценных материалов. Декор отражает статус и важность здания в императорском комплексе. Архитектурная структура является характерной для китайской архитектуры и сочетает в себе элементы симметрии и гармонии. Дворец включает в себя комплекс залов и помещений, каждое из которых имеет свое назначение [6, с. 57].
Другое важное здание, Тенлунди-ань, традиционно использовалось для проведения важных ритуальных церемоний, включая чтение священных текстов и выполнение религиозных обрядов. Эти церемонии были ключевыми для поддержания легитимности и священности императорской власти. Здание играло важную роль в духовной жизни императорской семьи и отражало связь династии Цин с религиозными и духовными практиками.
Элементы дизайна и украшения здания подчеркивают его ритуальное и церемониальное значение. Внутреннее убранство Тенлундианя включает элементы традиционного искусства, резь-
бы по дереву, каллиграфии и религиозные символы [8, с. 374].
Таким образом, проведенное исследование выявило, что архитектурные элементы и украшения королевских зданий династии Цин несут в себе глубокий символический и культурный смысл, отражающий идеологию и мировоззрение того времени. Это проявляется в использовании цветов, форм, украшений и расположения зданий, которые не только демонстрировали мощь и величие императорской власти, но также символизировали гармонию и баланс между человеком, природой и космосом.
Комплексный подход к анализу этих структур обогащает восприятие взаимосвязи между архитектурой и культурным контекстом, в котором она создавалась.
Исследование королевских зданий династии Цин подчеркивает важность сохранения и продолжения изучения культурного наследия Китая. Оно не только укрепляет понимание исторического развития китайской архитектуры, но и способствует углублению знаний о богатой и многообразной китайской культуре, что необходимо для культурного диалога и образования на международном уровне.
References
[1] Wang Q. The position of women in China during
the reign of the Tang, Ming and Qing dynasties // International relations and dialogue of cultures. 2019. № 7. P. 55-70.
[2] Ge Ch. Perception of China by Korea and Japan in
the middle period of the Qing Dynasty // Questions of history. 2021. № 12-2. P. 142-152.
[3] Zakharova N.V. Movement for women's rights and the birth of periodicals for women in China during the late Qing era // Bulletin of Kostroma State University. 2019. Vol. 25. № 1. P. 111-114.
[4] Kukanova M.A. Foreign religious missions in China in the late years of the Qing dynasty (late XIX - XX centuries): activities in the field of educational policy // Bulletin of the student
scientific society of the State Educational Institution of Higher Professional Education "Donetsk National University". 2022. Vol. 2. № 14-1. P. 201-206.
[5] Lapin P.A. Educational policy of foreign religious
organizations in China in the late years of the Qing dynasty // Humanitarian studies in Eastern Siberia and the Far East. 2018. № 1 (43). P. 63-72.
[6] Martynov D.E. Evolution of ideas about historical time in China during the Qing era (second half of the 19th century) / D.E. Martynov, Yu.A. Martynova // Modern oriental studies. 2019. Vol. 1. № 3. P. 48-63.
[7] Mayatsky D.I. The problem of identifying the states "Da-siyan-guo" and "Xiao-siyan-guo" in "Images of tributaries of the ruling Qing dynasty" // Scientific notes of Petrozavodsk State University. 2019. № 8 (185). P. 23-30.
[8] Pushkareva N.K. Development of cloisonné enamels in Chinese art during the Ming (13681644) and Qing (1644-1912) dynasties // Bulletin of young scientists of the St. Petersburg State University of Technology and Design. 2021. № 3. P. 371-375.
[9] Somkina N.A. "Images of tributaries of the ruling
Qing dynasty" ("Huang Qing zhi gong tu") as a source of information about Central Asia in the 18th century, tsz.II // Modern Oriental Studies. 2019. Vol. 1. № 4. P. 85-107.
[10] Xu S. Plastic system and artistic characteristics of terracotta warriors of the Qin dynasty in China // Bulletin of the International Center of Art and Education. 2023. № 1. P. 148-158.
[11] At the origins of the Qing Empire: the genesis and development of statehood under the first rulers of the Manchu dynasty / B.V. Bazarov, A.D. Gombozhapov, E.V. Nolev, E.V. Sundueva // Historical notes. 2019. № 18 (136). P. 200-225.
[12] Kharitonova A.M. History of the study of the Chinese woodcut monument "Images of tributaries of the ruling Qing dynasty" // Scientific notes of Petrozavodsk State University. 2019. № 6 (183). P. 43-50.
Список литературы
[1] Ван Ц. Положение женщин в китае в период правления династий Тан, Мин И Цин // Международные отношения и диалог культур. 2019. № 7. С. 55-70.
[2] Гэ Ч. Восприятие Китая Кореей и Японией в средний период династии Цин // Вопросы истории. 2021. № 12-2. С. 142-152.
[3] Захарова Н.В. Движение за права женщин и рождение периодических изданий для женщин в Китае в эпоху поздней Цин // Вестник Костромского государственного университета. 2019. Т. 25. № 1. С. 111-114.
[4] Куканова М.А. Иностранные религиозные миссии в Китае в поздние годы династии Цин (конец XIX - XX вв.): деятельность в сфере
образовательной политики // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2022. Т. 2. № 14-1. С. 201-206.
[5] Лапин П.А. Образовательная политика иностранных религиозных организаций в Китае в поздние годы династии Цин // Гуманитарные исследования в Восточной сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 1 (43). С. 63-72.
[6] Мартынов Д.Е. Эволюция представлений об историческом времени в Китае эпохи Цин (вторая половина XIX В.) / Д.Е. Мартынов, Ю.А. Мартынова // Современные востоковедческие исследования. 2019. Т. 1. № 3. С. 48-63.
[7] Маяцкий Д.И. Проблема идентификации госу-
дарств «Да-сиян-го» и «Сяо-сиян-го» в «изображениях данников правящей династии Цин» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 8 (185). С. 23-30.
[8] Пушкарева Н.К. Развитие перегородчатых эмалей в искусстве Китая в периоды династии Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912) // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2021. № 3. С. 371-375.
[9] Сомкина н.А. «изображения данников правящей династии цин»(«Хуан цин чжи гун ту») как источник сведений о Центральной Азии в XVIII веке, цз.11 // Современные востоковедческие исследования. 2019. Т. 1. № 4. С. 85-107.
[10] Сюй С. Пластическая система и художественные характеристики терракотовых воинов династии Цинь в Китае // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2023. № 1. С. 148-158.
[11] У истоков империи Цин: генезис и развитие государственности при первых правителях маньчжурской династии / Б.В. Базаров, А.Д. Гомбожапов, Е.В. нолев, Е.В. Сундуева // Исторические записки. 2019. № 18 (136). С. 200-225.
[12] Харитонова А.М. История изучения китайского ксилографического памятника «изображения данников правящей династии Цин» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 6 (183). С. 43-50.