Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ В ЗДАНИЯХ ЗАПРЕТНОГО ГОРОДА'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ В ЗДАНИЯХ ЗАПРЕТНОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
447
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
КИТАЙ / ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД / ЦВЕТА / ЖИВОТНЫЕ / АРХИТЕКТУРА / CHINA / FORBIDDEN CITY / COLOURS / ANIMALS / ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лу Чжицзе

Цель исследования - определить значение художественных символов в зданиях Запретного города. В статье приводится общая характеристика китайской архитектуры, отмечены ее отличительные черты. Особое внимание уделено таким особенностям Запретного города, как строительные материалы, симметричность зданий, культурное значение цвета построек, скульптур животных, оформление оконных решеток. Научная новизна заключается в комплексном рассмотрении влияния китайской эстетики и философии на архитектуру, которая выражается в особых значениях художественных символов. В результате доказано, что здания Запретного города, их расположение, цвета, орнаментика, оконные решетки и т.д. отражают социальную стратификацию имперского Китая, а также национальное миропонимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC SYMBOLS IN ARCHITECTURE OF FORBIDDEN CITY

The paper aims to reveal the role of artistic symbols in architecture of Forbidden City. The article provides a brief survey of the Chinese architecture, identifies its peculiar features. Special attention is paid to such peculiarities of Forbidden City as building materials, symmetry of buildings, colour symbolism, symbolic meaning of animal sculptures, window grill design. Scientific originality of the study involves a comprehensive analysis of the Chinese aesthetics and philosophy influence on architecture, which manifests itself through artistic symbols. The research findings are as follows: the author proves that architectural peculiarities of Forbidden City (location of buildings, their colour, ornamentation, window grill design, etc.) represent social stratification of imperial China and the Chinese national worldview.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ В ЗДАНИЯХ ЗАПРЕТНОГО ГОРОДА»

rpomoiG Манускрипт • Manuscript

2020. Том 13. Выпуск 11. С. 214-218 | 2020. Volume 13. Issue 11. P. 214-218

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journaL.ru

RU

Художественные символы в зданиях Запретного города

Лу Чжицзе

Аннотация. Цель исследования - определить значение художественных символов в зданиях Запретного города. В статье приводится общая характеристика китайской архитектуры, отмечены ее отличительные черты. Особое внимание уделено таким особенностям Запретного города, как строительные материалы, симметричность зданий, культурное значение цвета построек, скульптур животных, оформление оконных решеток. Научная новизна заключается в комплексном рассмотрении влияния китайской эстетики и философии на архитектуру, которая выражается в особых значениях художественных символов. В результате доказано, что здания Запретного города, их расположение, цвета, орнаментика, оконные решетки и т.д. отражают социальную стратификацию имперского Китая, а также национальное миропонимание.

EN

Artistic Symbols in Architecture of Forbidden City

Lu Zhijie

Abstract. The paper aims to reveal the role of artistic symbols in architecture of Forbidden City. The article provides a brief survey of the Chinese architecture, identifies its peculiar features. Special attention is paid to such peculiarities of Forbidden City as building materials, symmetry of buildings, colour symbolism, symbolic meaning of animal sculptures, window grill design. Scientific originality of the study involves a comprehensive analysis of the Chinese aesthetics and philosophy influence on architecture, which manifests itself through artistic symbols. The research findings are as follows: the author proves that architectural peculiarities of Forbidden City (location of buildings, their colour, ornamentation, window grill design, etc.) represent social stratification of imperial China and the Chinese national worldview.

Запретный город, обширный и внушительный центр китайской императорской власти на протяжении почти 500 лет, резко контрастирует на фоне архитектуры современного Пекина. Являясь объектом всемирного наследия, он представляет собой крупнейший во всем мире деревянный дворец.

Актуальность настоящей статьи заключается в том, что наряду с Великой Китайской стеной Запретный город, несомненно, представляет большой интерес в сфере искусства и культурологии ввиду художественных символов его зданий. Их изучение может предоставить новый взгляд на понимание данного места как с точки зрения китайской философии и эстетики, так и архитектуры, где каждому объекту придается особое значение.

В китайской культуре особое внимание обращается на отношение между субъектом и объектом строительства, а также на ощущения человека. Организация зданий, их целостность, художественные символы, а также мастерство ландшафтного дизайна являются сердцем национального зодчества. Необходимо отметить, что базовыми единицами архитектурного пространства в логическом порядке являются [1, с. 63]:

1) комната;

2) здание, состоящее из комнат;

3) двор, состоящий из зданий.

Именно по такому принципу и был сооружен Запретный город (Рисунок 1), который представляет собой огороженную стенами территорию в самом центре столицы Китая. Как следует из названия, этот район представляет собой отдельный микрогород.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: определить базовые единицы архитектурного пространства Запретного города, обосновать расположение зданий с точки зрения философской концепции «место на небесах», проанализировать следующие художественные символы: цветовую палитру сооружений, окна и оконные решетки, а также скульптуры животных.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns200529

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Для достижения результатов исследования в настоящей статье использовались следующие методы: архитектурный, исторический, философский.

Теоретической базой исследования послужили работы в сфере китайской философии, архитектуры и искусства таких авторов, как Е. И. Варова, С. А. Гудимова, Ч. Жао, А. Г. Нестеров, Г. Бракен, В. Чен, С. Шэнь, С. Гао, П. Лю, Д. Жанг и др.

Практическая значимость статьи заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы могут стать отправной точкой будущих исследований не только в области китайской архитектуры, но также философии и искусства. Результаты настоящей работы также могут использоваться в качестве основы для учебных материалов и лекций.

Запретный город размером 961 метр в длину и 753 метра в ширину состоит из более чем 90 дворцовых комплексов, включая 98 зданий, и окружен рвом шириной 52 метра (Рисунок 1) [3, с. 350]. Его архитектурная концепция является отражением строгой иерархии, которая следует за неизменным космическим порядком конфуцианской идеологии, являющимся основой социальной структуры имперского Китая.

Запретный город был политическим и ритуальным центром Китая на протяжении более 500 лет. После завершения строительства в 1420 году он был домом для 24 императоров, их семей и слуг во времена династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Последний житель (который также был последним императором императорского Китая), Пу И, был изгнан в 1925 году [4, р. 5]. После провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году возникало большое количество предложений относительно сноса или реконструкции Запретного города. Во время Культурной революции дворец сильно пострадал от разграблений, в результате чего его ворота были запечатаны с 1966 по 1971 гг.

В настоящее время бывшие императорские владения остаются одним из важнейших объектов культурного наследия и самым популярным музеем Китайской Народной Республики, который ежедневно посещает в среднем восемьдесят тысяч человек.

Здания Запретного города представляют собой квадратные или прямоугольные деревянные постройки с красными стенами и золотыми крышами, символизирующими величие имперского Китая (Рисунок 3). Особое внимание стоит уделить ковшовым сводам (доугонг), которые представляют собой уникальную для китайской архитектуры систему кронштейнов (Рисунок 4).

Они устанавливаются под нависающими карнизами зданий, тем самым придавая великолепие общей архитектурной концепции Запретного города и защищая его от землетрясений [9, р. 12]. Особенность кронштейнов состоит в том, что они создаются путем размещения деревянной скобы («доу»), на которую сверху помещается брусок («гонг») для формирования прочного основания (Рисунок 2).

Запретный город отличается разнообразием стилей и изысканной резьбой по дереву. В нем идеально сочетаются архитектура и искусство. Древние философы пропагандировали «гармонию между человеком и природой», то есть идею благоприятного сосуществования человека и мира. Как важный компонент «соединения неба», ковшовые своды постепенно превратились в символ иерархической системы феодального общества [2, с. 63]. Таким образом, доугонг - это не только несущая конструкция, но и украшение каждого здания. Широкое использование декоративных сводов нивелирует визуальную депрессию, создаваемую крышей, делая постройки более динамичными и элегантными.

Необходимо отметить, что Запретный город с точки зрения расположения зданий отличается симметричностью и упорядоченностью (Рисунок 5). Весь комплекс зданий имеет прямоугольную форму, что с точки зрения китайской философии означает «место на небесах» [8, р. 19]. Так, три главных храма и императорский сад находятся на центральной оси. Такое расположение подчеркивает превосходство императора как правителя страны ввиду того, что он являлся Сыном Неба. Именно поэтому его владения очень похожи на Пурпурный дворец на небесах, где жил Бог. Другие же здания находятся на большом расстоянии от императорских построек, что характеризует феодальное прошлое Китая. Символизм Запретного города также заключается в китайской философии, которая повлияла на его архитектурную концепцию. Так, вход всех зданий расположен с южной стороны, что означает незыблемость и праведность императора. На северной стороне дома запрещалось что-либо размещать, так как она символизировала зло, холодные ветра и врагов государства.

Архитектура Запретного города унаследовала содержание символа «Инь-Ян» и одну из основных категорий китайской философии «Пять элементов» (металл, дерево, вода, огонь и земля), что проявляется в цветовой палитре зданий. Так, желтая застекленная крыша и красные стены дворцов символизируют верховенство императора. Вокруг зданий также расположены ступеньки из белого мрамора и перила с вырезанными на них драконами, фениксами и облаками, что представляет собой высший стандарт декора и отражает прекрасное видение будущего страны [6, р. 14]. Использование зеленой и черной черепицы имело как символическое, так и философское значение. Так, зеленый цвет символизировал наступление весны и защиту от стихийных бедствий, а черный - воду, которая способа победить огонь. Необходимо также отметить, что интерьер залов украшен различными картинами таких жанров, как живопись Хекси, роспись Сюаньцзы (Рисунок 6) и Су [10, р. 12]. На них обычно изображались драконы и фениксы. Для придания картинам эффекта трехмерности и величия императора художники использовали цветные пудры и золотую фольгу.

В древнем феодальном обществе использование цветов для отражения социальной стратификации в архитектуре не было исключением. Они располагались в порядке убывания статуса владельца: желтый,

красный, зеленый, синий, черный и серый [7, р. 51]. Желтый - цвет королевской аристократии. Поэтому в таких зданиях, как королевские дворцы, часто используют желтую черепицу для украшения крыш, что интерпретирует священный статус имперской власти. Использование красного цвета на стенах символизирует счастье, богатство и торжественность, а также сдерживающую силу королевского режима. На крышах особняков придворных и чиновников используется зеленая черепица. Черный, белый и серый являются цветами домов простых людей. Именно поэтому различные контрасты архитектурной палитры особенно величественны, если рассматривать их с точки зрения социальной стратификации имперского Китая.

Особое внимание стоит уделить окнам зданий Запретного города. С течением времени их роль сильно изменилась. Окна служили не только для освещения и вентиляции, но и для отражения культурной составляющей китайской нации. Особенно ярко это просматривается на оконных решетках, где изображались животные и растения, а также различные геометрические фигуры, которые отличались от вида здания. Так, например, в Храме Высшей Гармонии преобладают решетки с ромбовидным орнаментом, который символизирует все, что возникает на стыке неба и земли (Рисунок 7), в то время как в Храме Линьхуа - с круглым, олицетворяющим богатство (Рисунок 8). На зданиях простых людей использовался квадратный узор (Рисунок 9). Окна разных форм и искусно вырезанные решетки отражают изобретательность древних мастеров, стремившихся к совершенству. Вместе они привносят жизненную силу в Запретный город и безграничное удовольствие в процесс посещения.

Особое значение китайские архитекторы придавали скульптурам животных, которые размещались на многих зданиях Запретного города, в частности, на карнизах (Рисунок 10). Их количество зависело от того, кому принадлежит та или иная постройка. Так, только на императорских зданиях могли располагаться все десять скульптур животных [5, р. 10]:

1) дракон - символ китайской нации;

2) феникс - талисман удачи, царь птиц;

3) лев - царь зверей, а также символ величия и храбрости;

4) пегас - символ верности;

5) гиппопотам - символ удачи;

6) рыба - символ счастья;

7) суань-ни - пятый сын дракона, а также символ огня;

8) овца - символ мудрости;

9) цыпленок - символ жизни;

10) обезьяна - символ богатства.

Общим тотемом китайской нации и символом власти является дракон. Именно так себя называли императоры. Правитель использовал его образ для того, чтобы укрепить свое положение, так как люди считали дракона богом дождя, который мог дать богатый урожай.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Запретный город в настоящее время является национальным памятником и сокровищницей культурного наследия Китая. В ходе исследования было установлено, что его базовыми единицами архитектурного пространства являются дворцы, башни, залы и ворота, которые также являются художественными символами. Здания представляют собой квадратные или прямоугольные деревянные постройки в зависимости от того, кому они принадлежали.

Симметричность и упорядоченность комплекса построек отражает философскую концепцию под названием «место на небесах». Так, императорский дворец, расположенный в самом центре Запретного города, является «центром мира». Остальные здания были расположены на большом от него расстоянии и огорожены воротами, что символизировало феодальное прошлое Китая. Из этого можно сделать вывод, что постройки, находящиеся рядом с императорскими залами и дворцами, были ближе к «центру небес».

Было установлено, что архитекторы, используя определенные цвета, преследовали цель отразить социальную стратификацию имперского Китая. Так, красный и желтый цвета использовались только в императорских постройках, зеленый - в домах чиновников и придворных, а черный, серый и белый - в жилищах простых людей. Аналогичный вывод был сделан в отношении окон и оконных решеток. Их орнамент помогал легко определить, кому принадлежит здание. Так, в императорских зданиях использовался ромбовидный узор (незыблемость власти), в домах чиновников и придворных - круглый (богатство), а в жилищах простых людей - квадратный (земля).

Размещаемые на карнизах залов и храмов скульптуры животных занимали прочное место не только в архитектуре Запретного города, но и в китайской философии. В ходе исследования было установлено, что каждая из них обладала определенным философским значением, таким, например, как удача, верность, мудрость, богатство и т.д. Количество скульптур зависело от того, кому принадлежит здание, что также являлось отражением социальной стратификации имперского Китая.

Конечно, характер данного исследования не позволяет более глубоко погрузиться в изучение художественных символов Китая, однако оно может стать основой будущих исследований. С точки зрения архитектуры и символизма необходимо более детально анализировать здания Запретного города. Так, конкретное изучение интерьера тронных залов, престолов, храмов, садов и т.д. с упором на китайскую философию может предоставить информацию относительно их функций и роли в жизни не только императора, но и простого человека.

Рисунок 5. Запретный город. Вид сверху

Рисунок 6. Пример росписи Сюаньцзы

Рисунок 7. Ромбовидный орнамент на оконных решетках

Рисунок 9. Квадратный орнамент на оконных решетках

Рисунок 8. Круглый орнамент на оконных решетках

Рисунок 10. Порядок расположения скульптур на зданиях Запретного города

Список источников

1. Варова Е. И. Храмовая архитектура Китая как триада Космос - Человек - Дао // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 2 (38). С. 62-65.

2. Гудимова С. А. Основы древней китайской эстетики // Культурология. 2017. № 2 (81). C. 57-73.

3. Нестеров А. Г., Жао Ч. Империя Цин в 1912-1924 годах: микрогосударство или квазигосударство? // Научный диалог. 2017. № 12. С. 345-356.

4. Bracken G., Orum A. The Forbidden City [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1002/9781118568446. eurs0104 (дата обращения: 02.11.2020).

5. Cheng W., Shen C. The Forbidden City: Inside the Court of China's Emperors // Asian Culture. 2014. № 5. P. 3-17.

6. Gao S. The Architectural Symbolism of Chinese Imperial Power: The Magnificent Design, Distinct Colors and Lucky Numbers of the Forbidden City // Education about Asia. 2016. № 21. Р. 9-17.

7. Lei Z., Wang J. Study on Colored Pattern Pigments of a Royal Taoist Temple beside the Forbidden City (Beijing, China) // Vibrational Spectroscopy. 2019. № 92. Р. 42-65.

8. Liu P. The Impact of Space upon the Body in the Forbidden City // Perspective of Art. 2014. № 12. P. 2-25.

9. Xioahu L., Mohamed S. Review of the Features of Chinese Architecture // Asian Architecture & Urban Planning. 2016. Vol. 4. № 6. P. 1-14.

10. Zhang D. Cultural Symbols in Chinese Architecture // Architecture and Design Review. 2019. Vol. 1. Issue 1. Р. 2-17.

Информация об авторах | Author information

RU

Лу Чжицзе1

1 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

EN

Lu Zhijie1

1 Lomonosov Moscow State University

1 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 06.10.2020; опубликовано (published): 30.11.2020.

Ключевые слова (keywords): Китай; Запретный город; цвета; животные; архитектура; China; Forbidden City; colours; animals; architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.