Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА К.Ф. РЫЛЕЕВА'

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА К.Ф. РЫЛЕЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
251
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / поэзия / изучение / технология / методы / приемы / creativity / poetry / study / technology / methods / techniques

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ешниязова Эльмира Наурызбаевна

данная статья посвящена проблемам методики преподавания русской литературы первой половины ХIХ века, который по праву называется «золотым веком» в истории русской литературы. В данной статье рассматривается изучение творчества поэта-декабриста К. Рылеева на филологических факультетах высших учебных заведений. Данная технология развития критического мышления через чтение и письмо эффективно используется на практических занятиях по истории русской литературы, так как в каждом практическом занятии по русской литературе анализируется художественное произведение, а методы и приемы данной технологии дают возможность студентам раскрыть свои таланты. Рассматривается применение таких методов и приемов, как «Шесть шляп мышления Эдварда де Боно», «Корзина идей, имен и понятий», «Категориальная таблица», «Синквейн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE CREATIVITY OF K.F. RYLEEV

this article is devoted to the problems of teaching methods of Russian literature in the first half of the nineteenth century, which is rightfully called the "golden age" in the history of Russian literature. This article examines the study of the creativity of the poet-Decembrist K. Ryleev in higher educational institutions. This technology for the development of critical thinking through reading and writing is effectively used in practical classes on the history of Russian literature. The application of such methods and techniques as "Six hats of thinking of Edward de Bono", "Basket of ideas, names and concepts", "Categorical table", "Sinkwine" is considered.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА К.Ф. РЫЛЕЕВА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА К.Ф. РЫЛЕЕВА Ешниязова Э.Н. Email: Eshniyazova6109@scientifictext.ru

Ешниязова Эльмира Наурызбаевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра русского языка и литературы, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена проблемам методики преподавания русской литературы первой половины XIX века, который по праву называется «золотым веком» в истории русской литературы. В данной статье рассматривается изучение творчества поэта-декабриста К. Рылеева на филологических факультетах высших учебных заведений. Данная технология развития критического мышления через чтение и письмо эффективно используется на практических занятиях по истории русской литературы, так как в каждом практическом занятии по русской литературе анализируется художественное произведение, а методы и приемы данной технологии дают возможность студентам раскрыть свои таланты. Рассматривается применение таких методов и приемов, как «Шесть шляп мышления Эдварда де Боно», «Корзина идей, имен и понятий», «Категориальная таблица», «Синквейн».

Ключевые слова: творчество, поэзия, изучение, технология, методы, приемы.

STUDYING THE CREATIVITY OF K.F. RYLEEV Eshniyazova E.N.

Eshniyazova Elmira Naurizbaevna - Candidate of Philology, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, NUKUS STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER AJINIYAZ, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to the problems of teaching methods of Russian literature in the first half of the nineteenth century, which is rightfully called the "golden age" in the history of Russian literature. This article examines the study of the creativity of the poet-Decembrist K. Ryleev in higher educational institutions. This technology for the development of critical thinking through reading and writing is effectively used in practical classes on the history of Russian literature. The application of such methods and techniques as "Six hats of thinking of Edward de Bono", "Basket of ideas, names and concepts", "Categorical table", "Sinkwine" is considered.

Keywords: creativity, poetry, study, technology, methods, techniques.

УДК 372.882

Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Его творческая жизнь продолжалась недолго - с первых ученических опытов 1817-1819 гг. до последнего стихотворения (начало 1826), написанного в Петропавловской крепости [1, с. 82].

К.Ф. Рылеев был одним из пяти декабристов (Рылеев, Пестель, Каховский, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин), которые были казнены 25 июля 1826 года.

Сатира К.Рылеева «К временщику» была опубликована в 1820 году в журнале «Невский зритель». Затем им были созданы думы, поэмы «Войнаровский», «Наливайко».

К.Ф. Рылеева интересовала историческая тема, источником всех дум К.Ф. Рылеева было произведение Н. Карамзина «История Государства Российского».

Творчество К.Ф. Рылеева изучается в высших учебных заведениях, по программе рассматриваются биография поэта, его сатира, оды, думы, поэмы. Жизнь и творчество К. Рылеева изучается во время лекционных и практических занятий.

Для изучения творчества поэта-декабриста К. Рылеева выбирается технология развития критического мышления через чтение и письмо. Рассмотрим, какие же методы и приемы можно использовать при изучении творчества К.Рылеева во время практических занятий.

Для стадии вызова предлагается прием «Корзина идей, имен и понятий». Студенты ознакомлены с лекционным материалом на тему «Жизнь и творчество К.Ф. Рылеева». В предполагаемую корзину собираются названия произведений поэта.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы студентов на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают студенты по обсуждаемой теме занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все студенты вместе знают об изучаемой теме, в нашей ситуации в корзину собираются названия произведений К.Рылеева. («К временщику», «Гражданское мужество», «На смерть Бейрона», «Курбский», «Святополк», «Олег вещий», «Ольга при могиле Игоря», «Рогнеда», «Боян», «Михаил Тверской», «Смерть Ермака», «Борис Годунов», «Дмитрий Самозванец», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Святослав», «Мстислав Удалой», «Дмитрий Донской», «Глинский», «Артемон Матвеев», «Иван Сусанин», «Державин», «Войнаровский», «Наливайко»).

Далее предлагается прием «Категориальная таблица» (табл. 1). Работа по данному приему может быть организована в индивидуальной форме. Работа может быть выполнена следующим образом:

Таблица 1. «Категориальная таблица»

Сатира Ода Дума Поэма

«К временщику» «Гражданское мужество» «Смерть Ермака» «Войнаровский»

Таким образом, произведения К.Ф.Рылеева разделены на категории, то есть, определены жанровые формы произведений поэта.

На практических занятиях студенты самостоятельно анализируют художественное произведение. Данный анализ предлагается провести при помощи метода «Шесть шляп мышления Эдварда де Боно». Для анализа во время практического занятия была выбрана дума «Смерть Ермака».

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Группа делится на шесть групп. Каждой группе предоставляется одна из шести разноцветных шляп. Можно использовать настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается проанализировать текст думы «Смерть Ермака» К.Рылеева, представить свои факты, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Начинать обсуждение целесообразно в белой шляпе, то есть надо собрать и рассмотреть все имеющиеся факты. Затем исходные данные рассматриваются в негативном ракурсе - в черной шляпе. После этого наступает очередь желтой шляпы, и в обнаруженных фактах находят позитивные стороны. В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. После того

как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и уменьшить отрицательные. А в конце надевают синюю шляпу, чтобы обобщить всю информацию и обозначить новые цели.

Примерно такой анализ произведения был сделан студентами:

Белая шляпа: Шел дождь, гремел гром, на берегу Иртыша сидел Ермак, а его товарищи спали в шатрах, они покорили Сибирь, изгнали из этих земель татарского хана Кучума. Сбежавший в киргизские степи хан Кучум ночью подкрался со своим войском к лагерю Ермака и напал на спящих казаков, сонные казаки не смогли противостоять татарам, Ермак вынужден был спасаться, бросился в Иртыш, под тяжестью своего панциря, который был подарен царем, погибает в волнах Иртыша.

Черная шляпа: Название произведения «Смерть Ермака» несет в себе отрицательное, значит, речь идет о смерти главного героя, Ермак Тимофеев -предводитель казаков, которые не признавали властей, а поведение татарского хана Кучума тоже неблагородное, он подкрался со своим войском в темную ночь, когда все противники спали, перебили всех казаков.

Желтая шляпа: Каждая из сторон, участвующая на войне борется за свою правду, как говорится, на войне все средства хороши, конечно, в борьбе должен побеждать сильнейший, но хитрость и ловкость тоже показатели ума, поэтому, главное в сражении результат, Кучум добился своего. Хотя Ермак был предводителем казаков, не признающих власти, они в данной ситуации служили во благо своей Родины, они по просьбе соотечественников защищали просторы своей Родины.

Красная шляпа: Как жаль, что погибли казаки, умер и сам Ермак, они своей доблестью могли бы защищать просторы своей Родины. А к войску хана Кучума чувствуем отвращение, так как они поступили подло, все-таки надо помнить о том, что нельзя бить лежачего.

Зеленая шляпа: Бдительность - требование военного времени, Ермак должен был быть осторожным, поставить караульных, контролировать территорию несмотря ни на что, потому что речь идет о защите просторов своей Родины.

Синяя шляпа: В произведении описывается нападение на спящее войско Ермака татарского хана Кучума, Ермак вынужден бежать, бросается в реку Иртыш и погибает в волнах реки, несмотря на плачевный исход произведения, Ермак в истории России остается народным героем.

Таким образом, работая по приему «Шесть шляп мышления Эдварда де Боно» студенты проанализировали думу «Смерть Ермака». А для этапа рефлексии предлагается прием «Синквейн» [2, с. 181]. По данному заданию студентами были составлены следующие синквейны.

Ермак

Мужественный, смелый

Защищал, боролся, умер

Тяжелый панцирь - дар царя, стал гибели его виною.

Герой.

Кучум

Хитрый, коварный

Подкрался, напал, уничтожил

Кучум бежал в киргизские степи и замышлял способы истребить казаков

Злодей.

Таким образом, изучение творчества К.Ф.Рылеева по технологии развития критического мышления через чтение и письмо открывает в студентах исследователей, заставляет их работать самостоятельно, анализировать художественное произведение, рассматривать их с разных сторон.

Список литературы /References

1. Скибин С.М., Прокофьева Н.Н., Коровин В.И. История русской литературы XIX века. Часть 1: 1795-1830 годы. М., 2005. 305 с.

2. Загашев И.О., Заирбек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически, СП., 2003. 192 с.

3. Рылеев К.Ф. Думы М., 1984. 175 с.

ON THE PRACTICE OF TEACHING BY THE CASE METHOD IN

THE CLASSROOM ON INFORMATION TECHNOLOGY 1 2 Aslanov I.I. , Hasanova S^. Email: Aslanov6109@scientifictext.ru

1Aslanov Ilgar Ismet oglu - PhD in Physics, Associate Professor;

2Hasanova Sevinj Eldar gizi - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Assistant, DEPARTMENT OF MEDICAL AND BIOLOGICAL PHYSICS, AZERBAIJAN MEDICAL UNIVERSITY, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the article examines the case method as one of the active teaching methods. The case method is not only as a pedagogical method, but also as an effective research method. The activation of students' activity during the lesson, the approximation of the studied topics to real life and the search for solutions to emerging problems confirm the competencies they have acquired. The advantages and distinctive features of this method for university students. The requirements for the application of this technique are given. The technology of work using the case method shown in detail. Recommendations are for the selection of visual materials. The questions and topics for study are marked, which can used by the case method when mastering the subject of information technology. It confirmed that the introduction of the case method in teaching information technology makes it possible to implement the competence-based approach in practice.

Keywords: case method, student, requirements, problem, information technologies, competencies.

О ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ Асланов И.И.1, Гасанова С.Э.2

1Асланов Ильгар Исмет оглы - доктор философии по физике, доцент; 2Гасанова Севиндж Эльдар гызы - кандидат физико-математических наук, ассистент, кафедра медицинской и биологической физики, Азербайджанский медицинский университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье рассматривается кейс-метод как один из активных методов обучения. Кейс-метод используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования. Активизация деятельности обучающихся в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни и поиск путей решения возникающих проблем подтверждают полученные ими компетенции. Показаны преимущества и отличительная особенность этого метода для студентов университета. Приведены требования для применения данной методики. Подробно показана технология работы при использовании метода кейсов. Даны рекомендации при подборе наглядных материалов. Отмечены вопросы и темы для изучения, которые можно использовать кейс методом при освоении предмета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.