Научная статья на тему 'Изучение творческого воображения, способности к экспериментированию детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования'

Изучение творческого воображения, способности к экспериментированию детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сырвачева Лариса Анатольевна, Надеждина Марина Николаевна

В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению творческого воображения и способности к экспериментированию детей пяти лет с ОНР второго уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сырвачева Лариса Анатольевна, Надеждина Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение творческого воображения, способности к экспериментированию детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования»

63

УДК 376(063)

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, СПОСОБНОСТИ К ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сырвачева Л.А., канд.псих.н,. доцент кафедры коррекционной педагогики ИСГТ КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Надеждина М.Н. магистрант КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению творческого воображения и способности к экспериментированию детей пяти лет с ОНР второго уровня.

Ключевые слова: творческое воображение, способность к экспериментированию, общее недоразвитие речи, дошкольники, нарушение речи, экспериментальное исследование, инклюзивное образование.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.

Фундаментальные основы развития воображения формируются уже в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Н.П. Палагина, О.М. Дьяченко и др.) Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития воображения. Изучением воображения дошкольников занимались такие исследователи, как О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и другие ученые.

Отечественный психолог Л.С. Выготский считал воображение важнейшим компонентом творческой деятельности, указывая на существующую внутреннюю взаимосвязь между мышлением, воображением, произвольностью и свободой деятельности.

Под воображением понимается психический процесс, заключающий в создании новых образов (представлений), путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. В связи с особенностями и причинами возникновения различают виды воображения непроизвольное и произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают воссоздающее и творческое воображение, а также мечты человека.

В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых

развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

Первый этап в развитии воображения у детей возникает к 2,5 годам. В этом возрасте воображение носит познавательный характер.

Второй этап в развитии воображения у детей начинается в 4-5 лет. Идет активное усвоение норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет «Я» ребенка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом.

Третий этап в развитии воображения у детей начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Творческое воображение является необходимым условием всестороннего формирования личности, позволяя представить результаты труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности еще до ее начала, значительно углубить и расширить процесс познания, оказывая влияние на становление личности в целом. Воображение у дошкольников пятого года жизни носит активный характер, тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями -восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. В соответствии с теорией обогащения развития А.В. Запорожца огромное значение и исключительную ценность имеют специфически "детские" виды деятельности, к которым относится создание оригинальных образов при рисовании и конструировании [4].

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Л.А. Парамонова дает следующее определение термину «конструирование» -это создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Детское конструктивное творчество - это деятельность, в которой создается нечто новое для ребенка, это средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком - создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в период дошкольного детства. Воссоздаваемые детьми образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью, проявляясь в элементах творчества.

64

Проблема инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в настоящее время. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами инклюзивное образование должно быть направлено на «освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации» [8, с.3].

Среди детей с речевой патологией, в настоящее время дети с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют самую многочисленную группу -порядка 40% [2, 5]. Дети с общим недоразвитием речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Задержка в речевом развитии негативным образом сказывается на гармоничном развитии всех психических функций, в том числе и на воображении, и имеет прямую зависимость от тяжести речевого дефекта. Л.С. Выготский отмечал, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что задержка в развитии речи, знаменует собой и задержку развития воображения [5].

При изучении психолого-педагогической литературы нами не было обнаружено работ по изучению творческого воображения детей 5 лет с ОНР II уровня, удалось лишь найти работы по изучению творческого воображения детей 6-7 лет с ОНР III. В связи с этим, наша тема по изучению творческого воображения у дошкольников пяти лет с ОНР II уровня актуальна и требует изучения.

Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада комбинированного вида № 57 «Веселый городок» Советского района г. Красноярска. В исследовании принимало участие 14 дошкольников в возрасте 5 лет с ОНР II уровня.

Для проведения исследования были использованы следующие методики: методика ОМ. Дьяченко «Дорисовывание фигур», направленная на определение уровня развития воображения детей и оценивание способности создавать оригинальные образы и методика В. Синельникова, В. Кудрявцева «Дощечка» для изучения способности к экспериментированию с преобразующими объектами [1, 2].

При изучении творческого воображения детей и оценивания их способности создавать оригинальные образы ход выполнения был следующим: педагог показывал карточку, которая содержала незавершенные схематические изображения, геометрические фигуры и предлагал ребенку дорисовать фигуры до волшебных картинок. Задания каждым ребенком выполнялись индивидуально.

По результатам исследований был рассчитан средний коэффициент оригинальности К ср по группе, Кср составил - 2,6 .

Результаты эксперимента по изучению развития творческого воображения у детей 5-ти лет представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Уровни творческого воображения детей 5 лет с ОНР IIуровня.

1-высокий уровень, 2- средний, 3- низкий

уровень.

Как видно из рисунка: высокий уровень воображения выявлен у 7 % детей с ОНР, средний уровень творческого воображения у 50 % детей и низкий уровень воображения выявлен у 43 % детей с ОНР.

Рисунки детей отличаются однотипностью, повторениями и простотой изображения. Дошкольники с общим недоразвитием речи, дорисовывая заданный элемент, не добавляли каких- либо деталей, изображая простые, известные им предметы без оригинального содержания, при этом несколько детей просто раскрашивали предъявляемые им фигуры.

Изучение способности к

экспериментированию с преобразующими объектами проводилось следующим образом: дошкольнику предлагалась деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см.). Дощечка в развернутом виде лежала перед ребенком на столе. Педагог предлагал: «Давай поиграем вот с такой дощечкой. Это не простая дощечка, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожая. Попробуй это сделать». Как только ребенок складывал что-нибудь из дощечки в первый раз, педагог останавливал его и спрашивал: «Что у тебя получилось? На что это похоже?» Услышав ответ ребенка, педагог вновь обращался к нему: « Как еще можно сложить? На что сейчас это похоже? Попробуй придумать и сконструировать как можно больше фигур». И так до тех пор, пока воображение ребенка не иссякнет.

При обработке данных оценивалось количество неповторяющихся ответов ребенка, называние формы получившегося предмета в результате складывания дощечки ("гараж", "лодочка" и т.д.), давалось по одному баллу за каждое название, еще по одному баллу добавлялось за оригинальность названия ( «компьютер», «гусеница», «мертвая петля» и т. д.).

Для обсчета результатов нами была разработана шкала бальной системы. Критерии результатов обсчета: в случае если ребенок набирал 1-7 баллов - низкий уровень, 8-14 баллов - средний уровень, 15-20 баллов - высокий уровень способности к экспериментированию с преобразующими объектами.

В ходе проведенного эксперимента, выявлено три уровня развития способности к

65

экспериментированию у детей 5-ти лет, результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2 Уровни способности к экспериментированию с преобразующими объектами у детей 5 лет с ОНРIIуровня.

1-высокий уровень, 2- средний уровень, 3-низкий уровень.

Как видно из рисунка, только у 14.3% детей с ОНР выявлен высокий уровень способности к экспериментированию. Средний уровень способности к экспериментированию показали 28,6% дошкольников пяти лет с ОНР и у 57,1 %, детей выявлен низкий уровень способности к экспериментированию.

Комментарии детей с ОНР к результатам экспериментирования отличались однотипностью, повторениями и простотой мышления. Дошкольники с общим недоразвитием речи не проявляли гибкости мышления и быстро теряли интерес к экспериментированию, называя простые, известные им предметы без оригинального содержания.

Экспериментальное исследование выявило, что в среднем у 50% детей 5-ти лет с ОНР II уровня низкий уровень развития творческого воображения, способности к экспериментированию, созданию оригинальных образов. Результаты

экспериментального исследования позволяют нам сделать вывод о необходимости построения целенаправленной коррекционной работы с детьми 5-ти лет с ОНР II уровня по развитию у них творческого воображения, способности к экспериментированию. Необходимо создание благоприятных условий для дошкольников с ОВЗ во всех сферах их деятельности в условиях инклюзивного образования, как прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Источники и литература:

1. Веракса А.Н Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7лет. Пособие для педагогов и психологов дошкольных учреждений / Мозаика-Синтез, 2012. 128 с.

2. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Дмитриева О.А., Козырева О.А., Сырвачева Л.А. Инклюзивное образование: новые возможности и опыт: Коллективная монография - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. - 160 с.

3. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок -дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995. № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

4. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]. -М., 2002. - 192 с.

5. Сырвачева Л.А., Шевцова А.В. Влияние эмоциональной направленности общения на формирование взаимодействия со взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / Краснояр. Гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. 120 с.

6. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 4-5 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие: электронное издание / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2014. 232 с.

7. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста группы риска по отклонениям развития: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2013. 244 с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.