УДК 159.9.072.42 016
ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ МЕТАФОРЫ
© 2015 Е.А.Сорокоумова1, Д.С.Фадеев2
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова 2Российская академия естествознания. Москва
Статья поступила в редакцию 14.09.2014
Рассматриваются взгляды на проблему ценностных ориентаций личности с позиции философии, зарубежных и отечественных психологических школ. Отмечаются особенности исследования ценностных ориентаций существующими психодиагностическими методиками. Указывается актуальность метафоры как способа изучения систем ценностных ориентаций личности.
Ключевые слова: личностные ценности, ценностные ориентации личности, методики изучения систем ценностных ориентаций, метафора.
Ценностные ориентации личности являются предметом исследования ученых с глубокой древности. Не только античные философы - Сократ, Аристотель, Диоген Лаэртский рассматривали такие близкие к ценностным ориентациям понятия как «добродетель», «благо», но и Конфуций, представитель философской мысли Древнего Востока, говорил о нравственных категориях, этических ценностях человека.
В Новое Время проблему ценностных ориен-таций философы рассматривали как критически, так и в попытках придать ценностям научное значение. В частности, Т.Гоббс ставил вопрос об относительности ценностей и, пытаясь применить социально-экономический подход, утверждал, что ценностные суждения не могут быть истинными в научном смысле, поскольку обусловлены человеческими склонностями и интересами. Так же критически к вопросу ценностных ориентаций относится и Б.Спиноза. Ценности в его понимании являются лишь предрассудками, мешающими людям достигать собственного счастья. Э.Кант, отринув религиозное происхождение ценностей, говорит о морали и нравственности, как об абсолютных ценностях. В своих работах Э.Кант приходит к выводу, что высшая ценность заключается в благотворении исходя из чувства долга человека, под которым подразумевается обеспечение собственного счастья. Ф.Ницше так же критиковал религиозное понимание ценностей и стремился свести ценности к
° Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕ. E-mail: [email protected]
Фадеев Дмитрий Сергеевич, аспирант кафедры менеджмента и психологии управления факультета психологии и управления человеческими ресурсами. E-mail: dmsfadeev@yandex. ru
биологическим потребностям человека, утверждая выражение в ценностях человеческой воли к власти.
В отечественной религиозной философии характер сферы ценностей, идеальный и абсолютный, определяется через понятие духовности, имеющей божественное происхождение (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский). Философы нерелигиозной направленности (В.А.Василенко, Г.Н.Выжлецов, В.Т.Тугаринов, О.Г.Дробницкий) подразумевают под ценностными ориентациями значимость предметов для человека, как средство удовлетворения потребностей и как идеалы, высшие ценности личности, значимость которых опосредована ориентацией человека на общество, в котором он живет.
В психологии вопроса ценностных ориентаций касались крупнейшие представители психологических школ Европы. Так З.Фрейд, описывая трехкомпонентную структуру личности, указывал на наличие идеалов, этических ценностей, возникающих в процессе воспитания в Суперэго ребенка. А.Адлер в концепции «социального интереса» человека предопределил, по мнению современных исследователей, появление концепции ценностных ориентаций в психотерапии. Э.Фромм видел основополагающими в формировании ценностных ориентаций процессы ассимиляции и социализации.
В бихевиоризме первым использовал понятие ценности Э.Толмэн. Характеризуя направленность реакций человека и их силу, автор говорит о привлекательности целевого объекта. Так же Дж. Роттер в теории социального научения обозначает степень, с которой человек предпочтет одно подкрепление другому при равной вероятности получения как «ценность подкрепления». В случае же усреднения подкреплений ценность сред-
него для основных категорий потребностей обозначена Дж. Роттером как «ценность потребности».
Представители гуманистического направления (К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл) так же уделяли внимание вопросу ценностных ориентаций. Так К.Роджерс говорит о двух типах ценностей - непосредственно переживаемых организмом и ин-троецированных. Первые являются залогом сохранения и успешного функционирования организма, а вторые заимствуются из культуры общности, в которой живет человек. А.Маслоу так же говорит о естественности, природности внутренних ценностей человека, утверждая, что здоровый человек склонен к осуществлению «правильного» в биологическом смысле выбора и, как следствие, осуществлять «правильный» выбор в иных смыслах. В работах В.Франкла синонимично звучат понятия ценностей и личностных смыслов. Согласно В.Франклу, переживая определенные ценности, человек обретает смысл жизни, а принятие ответственности за реализацию ценности говорит о повышенной субъективной значимости ценности для человека.
Автор теории Г.Олпорт черт утверждает, что формирование системы ценностных ориентаций осуществляется за счет внешнего подкрепления, а источником большинства ценностных ориента-ций человека является общественная мораль. Согласно концепции М.Рокича, основанной на широкомасштабных полевых исследованиях на общенациональной американской выборке, ценностные ориентации человека немногочисленны, подразделяются на терминальные (связанные с индивидуальным существованием) и инструментальные (связанные со способами достижения целей, образом действий) и организуются в системы.
В работах отечественных социологов (А.Г.Здравомыслов, И.М.Попова, А.А.Ручка, В.А.Спиридонова, И.А.Сурина, В.А.Ядов и др.) ценностные ориентации представляют собой социальные установки высшего уровня, отражение фундаментальных социальных интересов личности, выражают субъективную общественную позицию индивидов. Формирование системы ценностных ориентаций суть становление личности как активного субъекта социальной деятельности, а ее непротиворечивость - показатель устойчивости личности, ее зрелости.
С позиции отечественной психологии ценностные ориентации изучаются как одна из составляющих структуры личности. В работах различных авторов (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе,
М.С.Яницкийи др.) ценностные ориентации необходимо рассматривать в связи с потребностями человека, а так мотивами и механизмами регуляции активности. Ценностные ориентации всей совокупностью переживаний человека отграничивают существенное, значимое, от несущественного, являются важнейшими элементами структуры личности и образуют сложную многоуровневую иерархическую структуру, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой личности и системой личностных смыслов. Сформированность системы ценностных ориентаций оценивается отечественными исследователями по критериям, включающим в себя понимание личностно и социально значимого смысла формирования ценностных ориентаций, а также отношение к ценностям и процессу их формирования, стремление к самопознанию и саморазвитию, актуализации личного опыта формирования ценностей. Для зрелой личности характерно формирование ценностей как основной мотив самоосуществления, самосовершенствования и самоопределения, этот процесс носит личностно и социально значимый смысл1. Отечественные исследователи полагают, что функции системы ценностных ориентаций личности двойственны - они служат внутренним источником жизненных целей человека, а также определяют приемлемые способы реализации этих целей, являясь высшим контрольным органом всех побудителей активности человека.
Исходя из вышеизложенного видно, что с течением времени и развитием взглядов различных областей гуманитарных наук понятие ценностные ориентации эволюционировало и значимость их роли в жизни человека возрастала. К текущему моменту ценностные ориентации являются предметом изучения общей психологии, социальной психологии и ряда других отраслей науки, поэтому актуальными являются средства изучения ценностных ориентаций личности.
В настоящее время получили широкое распространение методики изучения систем ценностных ориентаций человека следующих авторов: С.С.Бубнов, О.И.Мотков, В.Ф.Сопов, Е.Б.Фан-талова, Ш.Шварц, Л.В.Карпушина, Л.С.Колмогорова, Д.В.Каширский, Т.А.Огнева, И.Г.Сенин.
«Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С.Бубнова» состоит из 66-ти закрытых вопросов и направлена на изучение
1 Сорокоумова, Е.А. Формирование ценностных ориентаций у детей в процессе освоения традиционного
прикладного искусства / Е.А.Сорокоумова, А.В.Ло-
банова // Межд. жур. эксперимен. образов. - Пенза:
Изд. дом «Академия Естествознания», 2014. - № 1 - 2. - С. 96 - 101.
реализации полиструктурных ценностных ориен-таций, структурированных по 11-ти шкалам личности в реальных условиях жизнедеятельности. Согласно инструкции, в качестве ответов на вопросы принимаются согласие или не согласие с представленными утверждениями, т.е. мнение испытуемого2.
В методике «Ценностные ориентации» О.И.Моткова и Т.А.Огневой, основанной на теории самодетерминации американских психологов Эдварда Диси (E.Deci) и Ричарда Райана (R.Ryan), испытуемому предлагается оценить значимость, а также степень осуществления возможных 10-ти жизненных ценностей, выявить степень влияния различных причин на их осуществление. Данные потребности лежат в основе внутренней мотивации и обеспечивают психологическое благополучие личности. Оценка осуществляется по пятибалльной шкале3.
Тест М.Рокича направлен на изучение ценно-стно-мотивационной сферы личности. Выявляемая в ходе тестирования система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности, составляет основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. На основе этой системы формируется отношение человека к окружающему миру, другим людям, а также самому себе. Тест предполагает ранжирование испытуемым 36-ти ценностей, разделенных на две группы - терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности средства)4.
Морфологический тест жизненных ценностей авторов В.Ф.Сопова и Л.В.Карпушиной представляет собой вариант опросника жизненных ценностей, ориентированный на помощь практическому психологу по проблемам мотивации. Авторы отмечают, что предлагаемая ими методика является результатом развития и усовершенствования методики И.Г.Сенина. Сам термин «ценность» авторы раскрывают как «отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту,
2 Бубнова, С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности / С.С.Бубнова // Методы психологической диагностики / под ред. А.Н.Воронина. Вып. 2. - М.: Институт психологии РАН, 1994. - С. 144 - 157.
3 Мотков, О.И. Методика «Ценностные ориентации» / О.И.Мотков, Т.А.Огнева. - М.: 2008 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// psychology .rsuh.ru/motkov.htm; http://www.psvchology-online.net/
articles/doc-n28.html;_www.psvchologv-online.net/
articles/doc-1128.html
4 Рокич, М. Методика «Ценностные ориентации» // А.Я.Психология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// azps.ru/tests/tests rokich.html
и признание его как важного, имеющего жизненную важность»5 и выделяют 8 жизненных ценностей, реализуемых в разной степени в 6-ти жизненных сферах. В качестве ответов на вопросы методики испытуемому предлагается оценить по 5-ти балльной шкале утверждения, ориентируясь на их субъективную важность или значимость6.
Методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» представляет собой диагностику уровня самореализации, гармонии, степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуации, степени дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, а также внутренней конфликтности. Методика предполагает выявление соотношения двух параметров - «Ценности», представленных в виде списка из 12-ти общечеловеческих ценностей и «Доступности» каждой из этих ценностей (в модификации Л.С.Колмогоровой и Д.В.Каширского «Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б.Фанталовой» представлено 17 жизненных сфер). Испытуемому предлагается сравнить понятия на основе большей значимости, большей привлекательности, более легкой достижимости, большей доступности7.
Методика Ш.Шварца «Ценностные ориентации личности» (Multidimensionalscaling) определяет содержательную сторону направленности личности. В методике измеряется уровень значимости 10-ти типов ценностей, причем первые пять из них направлены на изучение нормативных идеалов (ценности и их структура на уровне убеждений), а вторые пять - на индивидуальные приоритеты, проявляющиеся в социуме (ценности на уровне поведения). Задача испытуемого в исследовании состоит в том, чтобы оценить степень важности 30-ти ценностей по шкале от 1 до 78.
Во всех предлагаемых методиках основными критериями исследования ценностных ориента-
5 Сопов В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей / В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина // Прикладная психология. - 2001. - №4. - С.22.
6 Сопов В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей .... - С.22.
7 Фанталова, Е.Б. Уровень соотношения «ценности» и«доступности» в различных жизненных сферах: методика психометричес. исслед. показателей / Е. Б.Фанталова // Мир психологии: научно-методич. журнал. - М.: 2011. - № 2 (66) (апрель - июнь). - С. 228 - 243; Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособ. для шк. психологов/ Колмогорова Л.С. - Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, М.: 2002. - 360 с.
8 Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н.Карандащев. — СПб.: Речь, 2004. - 70 с.
ций являются важность, значимость, достижимость. Следовательно, при исследовании собственных ценностных ориентаций человек полагается на процесс мышления, поскольку выявление значимости и важности осуществляется путем сравнения одной ценностной ориентации с другими. В этом случае такой важный фактор как косвенное проявление неосознаваемых мотивов в виде эмоций в деятельности личности остается вне сферы внимания исследователя, поскольку не учитывается эмоциональное отношение личности к ценностным ориентациям.
Между тем, эмоциональное отношение играет существенную роль в формировании и поддержке ценностных ориентаций личности. Эмоции, благодаря побудительным (стимулирующим) и отражательным (оценочным) функциям, способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача. С.Л.Рубинштейн указывал на это, говоря о заключенных в эмоции влечения, желания, стремления, направленного к предмету или от него. Эмоции успеха-неуспеха влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности, участвуя тем самым в работе системы ценностных ориентаций личности. Именно поэтому получение полной картины взаимодействия личности с ценностными ориентациями невозможно без принятия во внимание эмоций как регулятора функционального состояния организма и деятельности человека.
Для разрешения существующего противоречия, необходима форма, способная одновременно выразить смысловую и эмоциональную компоненты ценностных ориентаций личности. В нашем исследовании в качестве такой формы самопознания выступает метафора.
Метафора, как уже было показано ранее, испытанная практическими психологами форма, обладающая рядом уникальных функций9. Согласно Л.И.Шрагиной, системный эффект метафоры формируется как результат взаимодействия основного и вспомогательного компонентов и обусловливает ее психологический феномен: способность активизировать эмоциональную и интеллектуальную сферы10. Тем самым личность становится способна изучить не только собственные ведущие мотивы, но и оценить соподчиненные мотивы-стимулы, проявляющиеся в сознании в виде эмоций.
Применение метафор в изучении ценностных ориентаций позволяет качественно оценить субъективное эмоциональное отношение личности к собственным ценностным ориентациям. Тем самым реализуется понимание личностью собственных движущих мотивов. Понимание собственных ценностных ориентаций является значимым процессом, поскольку представляет собой часть более глобального процесса самопознания.
9 Сорокоумова, Е.А. Метафора как культурный и психологический феномен / Е.А.Сорокоумова, Д.С. Фадеев // Международ. журнал приклад.и фундамент. исследов. - М.: 2014. - № 8 (1). - С. 113 - 115;
10 Шрагина, Л.И. Логика воображения / Л.И.Шрагина // Народное образование. М.: 2001. - 190 с.
THE STUDY OF VALUE ORIENTATIONS BY MEANS OF METAPHORS
© 2015 E.A.Sorokoumova1, D.S.Fadeev2°
Russian Academy of Natural Sciences 2Sholokhov Moscow State University for the Humanities
The article considers views on the issue of value orientations of a person from the perspective of philosophy, foreign and domestic psychological schools. Peculiarities of value orientations studies with the help of existing diagnostics instruments are described. The authors indicate the relevance of the metaphor as a way of studying systems of value orientations of an individual.
Keywords: personal values, value orientations, methods of study of systems of values, metaphor.
Elena Alexandrovna Sorokoumova, Doctor of psychology, Professor, Corresponding member. E-mail: [email protected] Dmitry Sergeevich Fadeev, Postgraduate of Department of management and management psychology, Faculty of psychology and human resource management. E-mail: dmsfadeev@yandex. ru