Научная статья на тему 'Изучение ценностных ориентаций как структурных элементов чеченской культуры'

Изучение ценностных ориентаций как структурных элементов чеченской культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
374
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ОБЫЧАЙ / КУЛЬТУРА / ИНДИВИДУАЛИЗМ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ / ВЫБОРКА / TRADITION / CUSTOM / CULTURE / INDIVIDUALISM / COLLECTIVISM / STANDARDS OF BEHAVIOUR / SAMPLING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тагирова Раиса Абдуллаевна

В статье рассматриваются основные группы культурных факторов: индивидуализм и коллективизм. Изучаются ценностные ориентации как основные элементы традиции, регулирующие социальное поведение человека в традиционной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE VALUE SYSTEM AS A STRUCTURAL ELEMENT OF THE CHECHEN CULTURE

The article discusses the main groups of such cultural factors, as individualism and collectivism. The author studies value system as the main element of the tradition regulating social behaviour of a person in the traditional culture.

Текст научной работы на тему «Изучение ценностных ориентаций как структурных элементов чеченской культуры»

УДК 316.334

Тагирова Раиса Абдуллаевна

Tagirova Raisa Abdullayevna

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы

Чеченского государственного университета dom-hors@mail.ru

PhD in Psychology, Assistant Professor of the Department for Theory and History of Social Work, Chechen State University dom-hors@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

КАК СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЧЕЧЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

RESEARCH OF THE VALUE SYSTEM AS A STRUCTURAL ELEMENT OF THE CHECHEN CULTURE

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются основные группы культурных факторов: индивидуализм и коллективизм. Изучаются ценностные ориентации как основные элементы традиции, регулирующие социальное поведение человека в традиционной культуре.

The article discusses the main groups of such cultural factors, as individualism and collectivism. The author studies value system as the main element of the tradition regulating social behaviour of a person in the traditional culture.

Ключевые слова:

традиция, обычай, культура, индивидуализм, коллективизм, стандарты поведения, выборка.

Keywords:

tradition, custom, culture, individualism, collectivism, standards of behaviour, sampling.

Основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий, является культура. Оказывая влияние на социальное поведение, она определяет такие его стандарты, которые А.Г. Асмолов назвал социотипическим поведением личности. Освобождая человека от принятия индивидуальных решений, «социотипическое поведение личности пригнано к определенному образу жизни, оно дает сбой тогда, когда человек сталкивается с нестандартной ситуацией, в частности попадает в другую культуру» [1, с. 304].

Типовые стандарты поведения представляют собой традиции и обычаи, регулирующие поведения человека в обществе. Традиция каждой культуры имеет целостный характер и представляет собой сложную систему взаимосвязанных между собой элементов - обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения. Обычаи представляют собой устойчивые формы или стереотипы поведения.

Существует мнение, что преобладающие в обществе ценности являются стержневым элементом любой культуры, следовательно, основным регулятором социотипического поведения.

Дж. Брунер в качестве одной из двух основных групп культурных факторов, обусловливающих познавательное развитие, рассматривает ценностные ориентации - ориентированность культуры на коллектив, либо на индивида [2]. Индивидуалистическая ориентация, по его мнению, характерна для современных культур, а коллективистская - для традиционных, в которых «субъективизм личности <...> не культивируется; наоборот, поддерживается идея реальности, единства человека и мира» [3]. Брунер напрямую связывает отсутствие власти человека над средой с коллективистской ориентацией: так как индивид традиционного общества не располагает возможностями влиять на условия среды, он меньше отделяет себя от физического мира и других индивидов.

Среди основных измерений культуры Хофстедом было выделено единое измерение индивидуализма/коллективизма. Индивидуализм он рассматривал как эмоциональную независимость индивидов от групп и организаций, а коллективизм, с его точки зрения, символизирует общество, в котором человек с самого рождения интегрирован в сплоченные группы, защищающие его, в обмен на неукоснительную лояльность в течение всей жизни.

Н.С. Триандис, анализируя действия коллективиста и индивидуалиста в различных ситуациях, выделил основные различия между двумя культурами.

Представитель индивидуалистической культуры принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным. «Я» определяется в индивидуалистических культурах как независимая, способная выжить вне группы единица, а индивиды - как базовые единицы социального восприятия. Основными ценностями индивидуалистической культуры являются свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность

в суждениях, власть над окружающими, позволяющие индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым. В индивидуалистических культурах поведение людей в большей степени регулируется аттитюдами (социальными установками), потребностями, воспринимаемыми правами и контрактами, чем групповыми нравственными нормами. Индивидуалисты поддерживают рациональные отношения обмена и тщательно подсчитывают их издержки и выгоды [4]. Отмечается даже ориентация подобных культур на нарушение норм - «стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству» [5, с. 226]. Представитель коллективистической культуры заботится о влиянии своих решений и действий на значимое для него сообщество, групповые интересы преобладают над личностными. «Я» определяется с точки зрения группового членства, как взаимозависимое с «Другими» - членами одной или нескольких групп, социальная идентичность которых является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия - группы. Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ним более тесно. Они вовлечены в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, подчиниться: «говоря о связях между людьми, все это можно обобщить словом “заботливость”. Чем больше заботы проявляет индивид по отношению к другим, чем больше связанным с другими он себя чувствует, тем большим коллективистом является» [6].

Коллективисты поддерживают «коммунальные» отношения, при которых принимаются в расчет потребности «Других», даже если это не выгодно индивиду [7]. Группы оказывают сильное влияние на их поведение. Референтными группами признаются сообщества родственников, соседей, коллег, где люди связаны взаимными обязанностями и ожиданиями, основанными на их постоянном статусе. Основными ценностями коллективисткой культуры являются следование традициям, послушание, чувства долга, обязательства, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношением между ними. В коллективистских культурах групповые нормы являются более важным регулятором поведения, чем аттитюды: «высоко оценивается «правильное поведение», «жизнь по обычаю», «как у людей», «по уставу» [8].

Чеченское общество является коллективистическим обществом. Человек с раннего детства включен в группу и в социальные отношения. Система обязанностей предписывает социальную ответственность. В процессе социализации дети учатся подчиняться обычаям и традициям, воспитывается уважение, безопасность семьи, самодисциплина.

В традиционной чеченской культуре, подчеркивающей принадлежность индивида к определенной семье, фамилии, роду, личность воспринимается скорее как множественность, совокупность нескольких различных «кругов обязанностей»: долга по отношению к Богу; обязанностей по отношению к родителям, семье, родственникам и к самому себе. В чеченском обществе стараются объяснить поступок человека «изнутри», - действует ли тот из чувства благодарности, из патриотизма, из корысти, из смелости и т.д., то есть определяющее значение придается нравственному мотиву. Чеченская культура, сформировавшаяся под влиянием ислама, надиндивидуалистична. Личность выступает в ней как лицо обязательное и ответственное не только перед Богом, но и перед обществом.

Как известно, каждая культура предъявляет свой набор базовых оснований человеческой мотивации - ценностей, имеющих различную направленность, в зависимости от типа культуры, их создающей. В чеченской культуре тоже существуют свои базовые ценностные ориентации, которыми они руководствуются не только в каких-то сложных жизненных ситуациях, но и в повседневности. Исходя из этого, мы использовали модифицированную нами методику М. Рокича, предназначенную для изучения ценностных ориентаций испытуемых, состоящую из 2 частей, в каждую из которых входит по 18 типов ценностей: терминальные и инструментальные с краткой расшифровкой содержания каждой. Респонденту предлагалось проранжировать ценности в пределах списка и оценить с точки зрения ее значимости для него как цели жизни.

Для удобства интерпретации полученных данных вся выборка была разделена на 3 группы:

1. «А» - группа молодых людей, обучающихся в вузах Чечни.

2. «Б» - группа людей среднего возраста, проживающих в основном в г. Грозном. Все они имеют средне-специальное и высшее образование.

3. «С» - группа людей преклонного возраста, проживающих на территории Чечни. Испытуемые этой группы имеют среднее и средне-специальное образование. Среди них не было ни одного человека с высшим образованием. И почти все они являлись жителями сельской местности.

Полученные нами данные позволяют представить иерархическую систему основных ведущих жизненных ценностей, характерных для всей совокупности испытуемых.

Испытуемые продемонстрировали поразительную согласованность в определении относительной важности различных типов ценностей.

По всей выборке максимальную оценку в группах «А» и «Б» получили ценности: «чувство собственного достоинства» («А» - 92 %; «Б» - 95 %) и «общественное признание» (уважительное отношение окружающих, знакомых, родственников, друзей и т.д.) («А» - 86 %; «Б» - 86,3 %) а в группе «С» - 100 % - религия.

Почти в одинаковом соотношении во всех 3-х группах находятся следующие ценности:

- умение правильно строить свои взаимоотношения с представителями других народов («А» - 73 %, «Б» - 77 %, «С» - 75,5 %);

- сохранение своей культуры и уважительное отношение к чужой («А» - 70 %, «Б» - 74 %, «С» - 73 %);

- общая хорошая остановка в стране, сохранение мира между народами («А» - 68 %, «Б» - 72 %, «С» - 72 %);

- терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, традициям («А» - 67,2 %, «Б» -71,8 %, «С» - 57 %);

- равенство между людьми («А» - 64 %, «Б» - 66,8 %, «С» - 60 %).

Выявленная иерархия ценностей соответствует требованиям успешного взаимодействия между людьми как внутри чеченского общества, так и во взаимодействии с людьми других культур. Сохранение чувства собственного достоинства, общественное признание и уважение, соблюдение религиозных норм требует сдерживание индивидуальных импульсов, постоянной работы ума и сердца.

Достойное поведение индивида в чеченском обществе основано на взаимоуважении между родителями и детьми, честных и доброжелательных отношениях с соседями, друзьями, родственниками. Необходимо быть взвешенным и осторожным в словах и в оценках, хладнокровным и смелым в отстаивании своей чести и достоинства, мужественным и решительным в решении сложных жизненных ситуаций. Чеченец с самого рождения и до конца смерти оказывается под влиянием религии. Это проявляется во всем: в отношениях к родителям, к старшим, в межличностных отношениях, в быту, в укладе жизни.

Жизнь многих испытуемых и их близких оказалось под угрозой в связи с прошедшими военными действиями: многие потеряли родных и близких, лишились домов, остались инвалидами и калеками. «Сохранение мира между народами» как условие благополучия каждого занимает ведущее место в иерархии ценностей, овладев их сознанием закономерно и объективно. Они считают, что необходимым условием сохранения мира между народами является устойчивая, стабильная обстановка в стране.

Выбор ценности «умение правильно строить свои взаимоотношения с представителями разных национальностей» свидетельствует о том, что наши испытуемые понимают и осознают необходимость того, что надо жить в мире со всеми, принимать людей такими, какими они есть, научиться правильно их понимать, не осуждать и не критиковать. Из жизненного опыта респонденты знают, что только доброжелательные отношения как между людьми одной национальности, так и между представителями разных народов ведут к взаимопониманию, взаимодоверию и взаимоуступчивости. Человек не может построить доброжелательные отношения с людьми другой национальности, если он не умеет их строить внутри своего окружения, а затем и своего этноса. Для чеченской культуры очень важным фактором является умение ладить с людьми, начиная с соседей, родственников, односельчан, заканчивая представителей других сел, республик и наций. Чеченцы считают, что жить в мире и согласии с другими, с уважением относиться к чужой культуре и образу мыслей может только воспитанный, деликатный человек, обладающий тонким умом, чувством меры и такта, любви и уважения. Принимать разнообразие этого мира может только истинно верующий человек, понимающий, что Бог сотворил все таким многоликим, многонациональным, многокультурным, как испытание нашей веры, терпения и человечности. Чеченцы говорят, что нельзя обидеть, обмануть, оскорбить иноверца, а если такое случилось, обязательно должен попросить у него прощения, потому что ты не можешь с ним встретиться на том свете и искупить свою вину, а это может стать причиной твоих вечных страданий и отправления Богом тебя в ад.

Выбор испытуемыми во всех 3 группах таких жизненных ценностей как «толерантность» и «интеграция» также закономерен. В основу нравственных представлений чеченцев были заложены глубокие принципы толерантности. Так понятие «собар - терпение, выдержка, самообладание» отражает один из ее аспектов. Непритязательность в быту, умение довольствоваться малым, ограничивать себя в своих желаниях и потребностях, способность противостоять жизненным трудностям и невзгодам, достойно принимать как большие радости, так и непереносимые страдания - все эти качества были исторически обусловлены коллективным образом жиз-

ни чеченцев и всегда причислялись и причисляются к лучшим качествам человека. Они соизмерялись с высокой культурой поведения, терпеливым отношением к слабостям людей, со сдержанностью во взаимоотношениях. Чеченцы никогда не жили изолированно от других народов. Во все времена они были по соседству с казаками, дагестанцами, грузинами, и имели свои выработанные модели общения, учитывающие национальные особенности их самосознания и поведения. Чеченцы с интересом относились к их образу жизни, обычаям, традициям, внимательно прислушивались к их мнениям, но никогда не пытались их убеждать в правильности и неправильности их поведения, понимая, что это другая жизнь и другая культура, которая в корне отличается от твоей культуры и к которой надо относиться с уважением. Необходимо отметить одну отличительную особенность чеченцев - они никогда не пытаются учить других, как жить, но и никому не позволяют учить себя.

Таким образом, терпимость для чеченца является главной и определяющей характеристикой его этнической идентичности, одним из главных условий облегчения межличностных и межнациональных контактов, как в своей среде, так и в новом социальном окружении.

Основным фактором народа, объединяющим его в единство, являются традиции, которые формируют определенную совокупность ценностей, социально одобряемые модели поведения, ориентирующие на следование им. В своей этнической среде следовать этим требованиям не сложно, ты в этом живешь. Но при встрече с новой культурой, в которой существуют другие способы поведения, мышления и даже чувствования, перед личностью возникает проблема, как сохранить свое этническое «Я», как в ней не затеряться, не раствориться. И в этом как раз проявляется интеграция, то есть, включенность человека в другую культуру должна сопровождаться уважительным к ней отношением, но при этом сохранять свои традиционные ценности и следовать им в своей жизнедеятельности. Надо отметить, что происходящие сегодня в обществе социальные изменения способствуют тому, что человек стремиться быть к чему-то и кому-то привязанным, сохранить свою национальную культуру, обычаи и традиции, ему необходима опора в виде семьи, нации, то есть желает сохранить свою этническую специфику, свое «МЫ». Как известно, данный архетип является устойчивым образованием, результатом исторического развития этноса, укоренившимся в его характере, укладе жизни, религиозных и культурных традициях и т.д.

Следовательно, человек с устоявшимися традициями, национальным чувством, привязанностью к своему этническому окружению, являющийся истинным носителем своей культуры, своего национального самосознания не может принять чужую культуру, способ поведения, образ мыслей, каким бы сильным это влияние не было. Но, находясь в чужом культурном пространстве, человек должен и обязан также уважительно относиться к чужому, как и к своему.

Таким образом, интеграция является одним из оптимальных способов взаимодействия культур, возникновения интереса между народами и объединения их на уровне следования традициям, расширения кругозора личности, ее духовного и нравственного обогащения. Она способствует приобщению человека к своему социальному окружению и формированию социально-психологической общности людей.

При анализе выбора инструментальных качеств испытуемыми обращает внимание избирательность их подхода к ним. Из 18 качеств личности, предложенных для характеристики своего поведения, испытуемые выбрали 9: религиозность, честность, терпимость, смелость, решительность, твердая воля, независимость, взаимопомощь, ответственность.

Следует отметить, что в группах «Б» и «С» испытуемые в основном указывают на наличие у них таких качеств как религиозность (95 %; 100 %), честность (90 %; 96 %), и терпимость (88 %; 80 %). Наименьшее значение для них имеют стремление к социальному и материальному статусу, смелость в отстаивании своего мнения и своих взглядов. Группа «А», характеризуя свое поведение, отдает предпочтение смелости (95 %), решительности (85 %), твердой воле (80 %), религиозности (76 %) и независимости (75 %) в определенной степени, пренебрегая широтой взглядов и красотой.

Что касается взаимопомощи и ответственности, то в качестве инструментальных свойств их указывают почти одинаковое количество испытуемых во всех трех группах «А», «Б» и «С» (63 %; 65 %; 67 %), (59 %; 75 %; 89 %).

Определенный интерес представляет выбор в группе «А» таких инструментальных качеств, как твердая воля и независимость. Нынешняя сложная обстановка в республике не дает основания многим молодым людям для уверенности в себе, в своем настоящем и будущем. И выбор качества «твердая воля» как необходимого можно объяснить пониманием испытуемыми важности личной ответственности за свою судьбу, умения не отступать перед трудностями, необходимости наличия твердой воли для преодоления сложных проблем и достижения жизненных целей.

Независимость, подразумевающая самостоятельность и решительность, свободу от внешнего принуждения, умение и желание жить своим умом, самому решать за себя, является необходимым условием сепарации и индивидуации, присущих всем молодым людям. В чеченском обществе стремление к независимости должно сопрягаться с необходимостью уважать независимость и личность другого, считаться с обычаями и традициями, диктующими особые правила, в которых должна быть безболезненно реализована эта самостоятельность.

Такие нормы нравственного поведения, как взаимопомощь, взаимоподдержка всегда были непреходящими ценностями человеческого общества. В истории чеченского народа эти социально-нравственные ценности являлись и являются стратегией выживания и самосохранения, выстраданной трагическим опытом народа. Подобная система отношений формирует необходимые нормы и принципы поведения, которые исходят из коллективного долга и человеческой солидарности, устанавливают близкие доверительные отношения, объединяя в достатке и бедности, в радости и несчастье, способствует сохранению единства и консолидации общества.

Умение человека быстро и правильно принимать решения, не раздумывая приходить на помощь в трудную минуту, проявлять самообладание и выдержку в сложных, экстремальных ситуациях, в условиях сильных эмоциональных воздействий являются в чеченском обществе социально приветствуемыми и поощряемыми качествами. Проявление решительности в чеченском обществе приравнивается к смелости, независимости, принятию ответственности на себя и способности идти до победного конца. Решительность - необходимое качество для мужчины, которому часто приходится решать непростые задачи, регулировать конфликты, налаживать отношения, поэтому как свойство личности для чеченца она является важной и нужной ценностью.

Таким образом, максимальное количество испытуемых во всех 3-х группах «А», «Б» и «С» выбирает ценности межэтнического общения «общая хорошая обстановка в стране, сохранение мира между народами», «умение правильно строить свои взаимоотношения с представителями разных национальностей», «толерантность», «интеграция». Для конструктивного межэтнического взаимодействия необходимы такие качества личности, как: религиозность, ответственность, твердая воля, решительность, независимость, терпимость. Ценности межэтнического общения имеют для испытуемых ведущее значение, способствующее межэтническому сближению, выработке общих основ жизнедеятельности для плодотворного и благоприятного взаимодействия с представителями других народов, взаимопониманию и взаимному расположению их друг к другу.

Сходство-различие базовых оснований жизнедеятельности есть важнейшее условие потенциальной конструктивности внутриэтнического и межэтнического взаимодействий. Непонимание на уровне ценностей способствует социально-психологическому отдалению людей друг от друга как внутри этноса, так и дистанцированию между этносами, препятствует реализации в поведении значимых ценностей и ведет к фрустрации личности.

Напротив, относительная близость людей в сфере ценностных приоритетов позволяет прийти к общей конструктивной основе взаимодействия и взаимопонимания, является условием позитивной этнической идентичности, позитивного мнения о собственной группе и основой этнической толерантности.

Таким образом, ценностные ориентации - базовые составляющие ценностномотивационной структуры самосознания чеченца, зависящие от воспитания, обычаев и традиций. Они являются совокупностью представлений и убеждений человека, определяются его отношением к своему социальному окружению и оказывают влияние на принятие ответственного решения, на межличностное общение и толерантное поведение.

Ссылки:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001.

2. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977.

3. Там же. С. 328.

4. Triandis H.C. Cross-cultura psychology // Asian J. of Social Psychology 1999. Vol. 2. Р. 127-143.

5. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992.

6. Triandis H.C. Op. cit.

7. Ibid.

8. Лотман Ю.М. Указ. соч. С. 296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.