Научная статья на тему 'Влияние диаспор на развитие межэтнических отношений'

Влияние диаспор на развитие межэтнических отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
947
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРА / ФУНКЦИИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛЫ КОНФЛИКТНОСТИ И СОГЛАСИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ / DIASPORE / FUNCTIONS / TOLERANCE / CONFLICT AND AGREEMENT POTENTIALS / SOCIAL DISTANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Е. Л.

В статье уточняется термин «диаспора», анализируются основные функции диаспоры, прогнозируется их позитивное и негативное влияние на межэтнические отношения, приводятся данные социально-психологического исследования по Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Трофимова Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIASPORE INFLUENCE ON INTERETHICAL RELATION

In the article we adjust the term «Diaspore», analyze the main function of Diaspore, predict their positive and negative influence on interethnical relations. As well some data of sociopsychological research within Irkutsk region are provided.

Текст научной работы на тему «Влияние диаспор на развитие межэтнических отношений»

ВЛИЯНИЕ ДИАСПОР НА РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Е.Л. Трофимова (Иркутск)

Аннотация. В статье уточняется термин «диаспора», анализируются основные функции диаспоры, прогнозируется их позитивное и негативное влияние на межэтнические отношения, приводятся данные социально-психологического исследования по Иркутской области.

Ключевые слова: диаспора, функции, толерантность, потенциалы конфликтности и согласия, социальная дистанция.

В последние годы во многих российских регионах идет активный процесс возрождения старых и возникновения новых диаспор. В условиях национального возрождения актуализируется значимость этнической идентификации, что привносит свои изменения в межнациональную ситуацию. Растет роль диаспор в хозяйственной и социальной жизнедеятельности, что также оказывает определенное как позитивное, так и негативное влияние на развитие межэтнических отношений.

Термин «диаспора» имеет греческие корни (от diaspora - рассеяние) и означает пребывание части этноса за пределами страны своего проживания. Возникновение первых диаспор связывается с насильственным переселением евреев в Вавилонию Навуходоносором II после завоевания им Палестины в VI в. до н э. Сейчас существуют различные подходы к пониманию данного термина, авторы используют как приведенную выше широкую трактовку, так и более узкие и конкретизированные. Например, В.И. Дятлов считает, что диаспора -это не просто пребывание представителей некой этнической группы вне своего «национального очага» в качестве национального меньшинства, ее можно рассматривать «и как особый тип человеческих взаимоотношений, как специфическую систему формальных и неформальных связей, основанных на общности исхода с «исторической родины»... на усилиях по поддержанию образа жизни «в рассеянии» - в качестве национального меньшинства в иноэтничном принимающем обществе» [1]. Мы бы определили диаспору как организованную группу граждан одной национальности, проживающих за пределами исторической родины и ориентированных на ценности и традиции своего народа, оказывающую социально-экономическую поддержку своим членам. Таким образом, именно указанные признаки, на наш взгляд, являются наиболее существенными.

Безусловно, процесс появления, роста и укрепления диаспор актуален и востребован временем. Однако отношение к представителям различных диаспор неоднозначно. Часто распространяются негативные стереотипы, недоверие в разных слоях общества, особенно по отношению к мигрантам «ближнего» и «дальнего» зарубежья, вплоть до требований запрета въезда. Однако прекратить, прервать полностью как экономическое, так и другие виды взаимодействия с ними невозможно, да и не нужно. Их услуги и товары на настоящий момент пользуются спросом и находят своего потребителя. Что касается Китая, Вьетнама, Монголии, то это также экономически привле-

кательные партнеры для России в целом и Иркутской области в частности. Таким образом, задача состоит в том, чтобы оптимизировать связи с диаспорами, опираясь на положительные моменты. Исходя из этого попытаемся проанализировать основные функции диаспоры с точки зрения возможного их позитивного и негативного влияния на межэтнические отношения.

Диаспора на данный момент выполняет ряд значимых и необходимых конструктивных функций.

1. Диаспора способствует формированию и сохранению этнического самосознания и этнической идентификации, происходит осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу и обособления от других, идентификация характеризуется четким и устойчивым ощущением своих этнических особенностей, привязанностью к этнической культуре и этнической общности.

2. Диаспора позволяет найти каждому своему члену индивидуальную или групповую нишу в экономике принимающей страны, в том числе за счет специфических видов деятельности (чаще всего торговли, гастарбайтер-ства, а также развития народных ремесел, национальной кухни и пр.). Создаются совместные или чисто этнические предприятия и организации (торговые, строительные, лесоперерабатывающие, общественного питания, сельскохозяйственные). Реализация указанной функции дает возможность экономически выжить представителям данного этноса, когда помощь со стороны государства фактически отсутствует.

3. Следующая функция диаспоры - содействие адаптации представителей своего этноса в иноэтничной среде. Такие факторы, как гетерогенность социального окружения, малочисленность представителей своего этноса по сравнению с титульной национальностью, статусные, культурные, возможно конфессиональные и языковые различия, обусловливают повышенные требования к адаптивным способностям представителей этнической группы.

4. Важной функцией является поддержка и защита социальных и экономических прав представителей этнической группы - это оказание помощи в получении постоянного вида на жительство, коммерческой визы, решение проблем трудоустройства, обучения, проживания и т.д.

5. Диаспора выполняет функцию самоуправления, стимулирует и направляет политическую, экономическую, социальную активность представителей этноса, выдвигает коллективные цели, имеет своих лидеров,

отстаивающих интересы этнической группы, поддерживает связь с исторической родиной.

6. Диаспора препятствует ассимилятивным процессам, стремится к консолидации представителей конкретного этноса преимущественно на основе сохранения своего родного языка, своей культуры, традиций и обычаев, религиозных взглядов.

7. Диаспора пытается решать проблему воспитания подрастающего поколения, способствует принятию ими языка, культуры, традиций, социальных и этнических норм своего национального окружения. Необходимо учитывать, что многие дети никогда не были на своей исторической родине и их этническая социализация ограничивается рамками семьи. В этих условиях диаспора выступает как своеобразный институт социализации в иной этноэкономической среде. Данная функция реализуется посредством создания национальных культурных центров, выпуска своих журналов и газет, открытия национальных школ или классов.

Однако процесс диаспорализации наряду с конструктивными может характеризоваться и деструктивными проявлениями.

Во-первых, консолидация диаспоры может сопровождаться ее излишним стремлением к автономности, максимальному социальному дистанцированию, означающему, что представители этнической группы держатся обособленно, не стремятся контактировать с представителями иных групп, в первую очередь с представителями других диаспор, т.е. ориентированы преимущественно на закрытую модель межэтнических отношений.

Во-вторых, низкий уровень контактов с аутгруппой, статусные различия, а также малочисленность диаспоры могут стать причиной возникновения межгрупповой тревожности и в результате приводят к большей гомогенности восприятия членов аутгруппы, формированию сверхпозитивных стереотипов как отличительного признака и более негативным гетеростереотипам как механизму защиты. Конечно, необходимость установления социальных, экономических и других контактов в принимающей стране требует проявлений конформности и толерантности, но это только внешняя толерантность, и она не всегда может быть устойчивой и длительной. Кроме того, сохраняется опасность в конфликтной ситуации открытой демонстрации высокомерного, предвзятого отношения к другим. Этот факт подтверждается данными опросов жителей Иркутской области в 2003 и 2004 гг. (исследования проводились студентами кафедры социально-экономической психологии БГУЭП под руководством профессора А.Д. Карнышева и доцента Е.Л. Трофимовой, в 2003 г. было опрошено 514 респондентов, в 2004 г. - 426). Респонденты указали, что наибольшее раздражение в поведении представителей других национальностей вызывает национальное высокомерие и чванство, соответственно 52,4 и 56,5%.

В-третьих, специфичность и расширение сфер экономической деятельности, стремление закрепиться путем

приобретения разнообразной собственности предопределяют возникновение негативных установок по отношению к представителям диаспор, обостряют конкуренцию на рынке рабочей силы, товаров и услуг (ведь зачастую их товары и услуги дешевле, рассчитаны на массового потребителя со средней или даже низкой покупательной способностью). По данным указанных опросов, среди причин конфликтов испытуемые подчеркнули следующие: соперничество за выгодные условия торговли - 49,9 и 46% опрошенных; соперничество за рабочие места и высокую заработную плату - 32,7 и 33,3%; захват и перераспределение собственности - 22,2 и 20,4%. А в качестве раздражающего фактора со стороны представителей некоторых диаспор отмечается нежелание работать, стремление к легкой наживе - 35,5 и 30,6%.

В-четвертых, отстаивая интересы своих членов, диаспора может оказывать правовую и другого рода защиту и поддерживать таким образом нелегальное проживание, создание противоправных группировок, наркобизнес, уклонение от уплаты налогов и т.д. Лоббируются интересы своей страны или республики, возможна оппозиция политическому курсу и лидерам страны или региона проживания.

В-пятых, положительные стороны роста национального самосознания, пропагандирования национальной культуры, языка, конфессиональных воззрений могут порой смещаться в сторону этноцентризма в его ярко выраженной негативной форме и приводить к сверхтолерантности по отношению к собственной культуре и отвержению культуры других этнических групп. Понятно, что следствием проявления этноцентризма и формирования установок превосходства своей этнической группы будут отчуждение, враждебность и взаимная агрессивность между этническими группами, способствующие возникновению межэтнических конфликтов. Не случайно респонденты указали, что часто к конфликтам между представителями разных национальностей приводят такие явления, как враждебные высказывания о людях другой национальности - 52 и 50,9% опрошенных; неуважение к обычаям, традициям, языку других народов - 28,8 и 31%.

В целях прогнозирования позитивного и негативного развития межэтнических отношений между представителями диаспоры и принимающего этноса следует, на наш взгляд, также изучать социальные и этнопсихологические особенности тех и других, поскольку значимые различия и сходства могут выступать как потенциалы конфликтности, с одной стороны, и потенциалы согласия - с другой. Остановимся на некоторых важных, с нашей точки зрения, характеристиках.

Прежде всего, необходимо помнить об особенностях национального темперамента. Общеизвестно, что представители одних наций более эмоциональны и восприимчивы по сравнению с другими, имеют различные уровни коммуникабельности, особенности вербального и невербального общения. Чем резче контраст между представи-

№ 21

Сибирский психологический журнал

2005 г.

телями этнических групп, тем скорее на нем акцентируют внимание. Кроме того, представители одного этноса достаточно часто не имеют представления о психологических особенностях других этносов, что приводит к ложным атрибуциям, непониманию и в результате - к возникновению барьеров в общении и конфликтам.

В некоторой степени может способствовать психологическому неприятию расово-антропологический аспект. В данном случае проявляется такая особенность этнического стереотипа, как антропостереотипичность, т.е. связанная с обликом индивида. Внешность часто является признаком, дающим информацию о национальности субъекта. Соответствие стереотипных представлений о внешности той или другой национальности существенно влияет на устойчивость этнических гетеростереотипов. На уровне обыденного сознания нередко черты внешности связываются с психологическими качествами человека. Так, в нашем исследовании в 2003 г. 7,2% опрошенных указали, что более всего в представителях других национальностей их раздражают разительные внешние отличия, а в 2004 г. 14,1% опрошенных ответили подобным образом.

Как возможный потенциал конфликтности можно рассматривать и различия в уровне конформности представителей диаспоры и принимающего этноса. Мы склонны считать, что излишняя уступчивость, стремление понравиться окружающим и сохранить во что бы то ни стало хорошие отношения только на первый взгляд не создают особых проблем в процессе межэтнического взаимодействия. Дело в том, что возникающие претензии, проблемы не разрешаются и могут накапливаться, а затем выплескиваются в напряженных неблагоприятных ситуациях.

В качестве значимых характеристик можно рассматривать материальную обеспеченность и общий уровень благосостояния нации, что, безусловно, влияет на этнический статус. В частности, низкий статус, вероятно, связан с чувством дискриминации, ущемленности своего этноса, что приводит к возникновению чувства несправедливости [7, с. 22]. Это может иметь своим следствием ослабление этнической идентичности со своим этносом или, наоборот, способствовать проявлению этноцентризма. Высокостатусные группы более уверены в собственной безопасности, сохранении своей уникальности и поэтому склонны проявлять большую толерантность. Но и неадекватно завышенная этническая самооценка может привести к искажению группового само-

сознания, чувству национального превосходства, высокому уровню агрессивности.

Еще один фактор - длительность совместного проживания и частота контактов. Чем меньше практика межэтнического общения, ниже степень его интенсивности, тем более искаженным является образ чужой нации, при выработке стереотипа часто прослеживается тенденция преувеличивать внешние различия между этносами и преуменьшать их внутренние различия. Длительное совместное проживание, как правило, означает взаимодействие и комплиментарность в разных сферах: установление экономических контактов, взаимопроникновение культур, традиций и обычаев, при наличии конфессиональных различий может наблюдаться религиозный синкретизм, таким образом, повышается уровень толерантного отношения, так как «чужое» отчасти превращается в «общее».

Важным фактором являются и конфессиональные взгляды: приверженность к различным верованиям, уровень религиозности. По данным нашего исследования, считают, что религиозные взгляды оказывают положительное влияние на характер межнациональных отношений, только 7,4% всех опрошенных в 2003 г. и 7,5% -в 2004 г., скорее отрицательное влияние - 35, 9 и 30,5% соответственно, причем лица, исповедующие шаманизм, православие и ислам, в большей степени указывают на отрицательное влияние (табл. 1).

Хотелось бы обратить внимание на степень культурной дистанции, которая определяется близостью культурно-ценностных ориентаций, традиций, языков, выраженностью индивидуалистических или коллективистских начал; установками, связанными с традиционными видами хозяйствования, отношением к собственности, спецификой потребностей и особенностей их удовлетворения.

Конфликтогенным потенциалом может стать незнание или несоблюдение традиций, обычаев другого этноса, правил этикета, этнических норм в целом, пренебрежительное отношение к языку и культуре другого народа. Их незнание, опора на собственные стандарты поступков и действий в контактах с представителями другой национальности приводят к серьезным недоразумениям, даже неприязни.

Термин «культурная дистанция» был предложен английскими психологами А. Фэрнхемом и С. Бочнером. В отечественной психологии изучением культурной дистанции занимается Н.М. Лебедева [4].

Американский психолог Дж. Таусенд предлагает определять основные тенденции формировании и стаТ а б л и ц а 1

Оценка влияния религиозных взглядов на характер межнациональных отношений, %

Характер влияния Буддизм Ислам Православие Шаманизм Иное вероисповедание

Положительное 11,4 4,5 7,6 4,7 9,75

Скорее положительное 20,4 25 27,6 4,7 21,9

Скорее отрицательное 31,8 36,4 38,3 42,8 29,3

Затрудняюсь ответить 36,4 34,1 26,5 47,8 39,05

Т а б л и ц а 2

Проявления культурных различий

Характеристики представителей индивидуалистической культуры Характеристики представителей коллективистской культуры

В большей степени ориентированы на собственное мнение В большей степени ориентированы на мнение других людей

Ориентированы на личные потребности Ориентированы на потребности окружающих

Склонны иметь высокое мнение о себе, стремятся к самосовершенствованию Свойственна скромность

Лучше работают индивидуально, чаще демонстрируют социальную леность Лучше работают совместно с другими членами группы

Более восприимчивы к уникальности Менее восприимчивы к уникальности, более положительно относятся к «мы»

Ценят разнообразие (гетерогенность) в своей этнической группе Ценят внутригрупповую гомогенность

Оскорбления носят личный характер Оскорбления, как правило, распространяются на членов групп

Менее восприимчивы к социальному неприятию Более восприимчивы к социальному неприятию

Ориентированы на принцип справедливости (личного вклада), что совместимо с конкуренцией и личной выгодой Ориентированы на принципы равноправия и потребностей

Отдают предпочтение индивидуальному вознаграждению Чаще отдают предпочтение вознаграждению группового характера

Обычно включены в большое количество групп, но взаимоотношения носят поверхностный характер Обычно включены в одну или две группы и имеют глубокие внутренние связи с ними

новления этнической культуры по преимущественной ориентации на традиционную, современную или динамическую культуру.

Традиционная культура характеризуется ориентацией на прошлое, интересом к истории, устойчивостью традиций, родственных ролевых отношений, религиозных взглядов. Такой тип культуры более закрыт и наименее изменчив.

Современная культура обращена к настоящему. Ценности сосредоточены на развитии способностей, самореализации и самоактуализации. Проявляется склонность соблюдать социальную дистанцию, процесс интеграции протекает медленно, толерантные отношения складываются постепенно в результате длительных совместных контактов, зато более устойчивы.

Динамически развивающаяся культура характеризуется направленностью на будущее, на достижение быстрых весомых результатов. Признается значимость независимости, индивидуальности, но также и равенства во взаимоотношениях. Такой тип наиболее открыт, ориентирован на установление любых взаимосвязей, приносящих выгоду, успех, материальное благополучие.

Например, на характер межэтнических отношений может влиять различие культур представителей диаспоры и принимающего этноса по показателям коллективизм - индивидуализм. В табл. 2 отражены проявления культурных различий между индивидуалистами и коллективистами.

На первый взгляд именно представители коллективистских культур в большей степени ориентированы на толерантные отношения.

Исследователи отмечают, что они действительно более сдержанны в аутгрупповой дискриминации, но в условиях обострения отношений между этническими группами коллективисты более склонны к межгруппо-вой дискриминации, чем индивидуалисты ^е&еге11, виёукипв^ Т1^-Тоотеу).

Таким образом, процесс возникновения и укрепления диаспор оказывает значимое как конструктивное, так и деструктивное влияние на межэтническую ситуацию в стране и в отдельных регионах. Интеграция и взаимодействие в разных сферах возможны при сохранении позитивных функций и преодолении негативных сторон существования диаспоры.

Литература

1. Дятлов В.И. «Новые диаспоры» и проблема интеграции внешних мигрантов в принимающее общество // Внешние миграции и мигранты в

Сибири и на Дальнем Востоке: Сб. материалов. Москва; Иркутск, 2004. С. 62-74.

2. Забияко А.П. Аккультурация мигрантов: перспектива формирования маргинальных этнических групп и культур // Внешние миграции и

мигранты в Сибири и на Дальнем Востоке: Сб. материалов. Москва; Иркутск, 2004. С. 75-84.

3. Карнышев А.Д., Трофимова Е.Л. От экономической антропологии к экономической психологии // Проблемы экономической психологии.

М.: ИП РАН, 2004. С. 545-566.

4. Лебедева Н.М., Хотинец В.Ю., Выскочил А.А., Гаюрова Ю.А. Психологические исследования этнической толерантности. Екатеринбург:

Изд-во Урал. ун-та, 2003. 240 с.

5. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социол. исследования. 1996. № 5. С. 33-42.

6. Трофимова Е.Л. Методы исследования и психокоррекция в этнопсихологии: Учеб. пособие. Иркутск: БГУЭП, 2002. 91 с.

7. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. М.: РУДН, 2002. 296 с.

DIASPORE INFLUENCE ON INTERETHICAL RELATION E.L. Trophimova (Irkutsk)

Annotation. In the article we adjust the term «Diaspore», analyze the main function of Diaspore, predict their positive and negative influence on interethnical relations. As well some data of sociopsychological research within Irkutsk region are provided.

Key words: Diaspore, functions, tolerance, conflict and agreement potentials, social distance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.