Научная статья на тему 'Изучение ценностных конструктов личности будущего психолога при строительстве рефлексивного я как компонента адаптивного ресурса развития'

Изучение ценностных конструктов личности будущего психолога при строительстве рефлексивного я как компонента адаптивного ресурса развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / РЕФЛЕКСИЯ / БУДУЩИЙ ПСИХОЛОГ / РАЗВИТИЕ / АДАПТАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аминов Уллубий Камильевич

В статье делается анализ феномена рефлексивного Я в исторической перспективе, определяется его роль и место в профессиональной адаптации личности будущего психолога. Основным объектом внимания автора являются ценностные конструкты личности будущего психолога как компонент адаптивного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение ценностных конструктов личности будущего психолога при строительстве рефлексивного я как компонента адаптивного ресурса развития»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕНА

УКИ

УДК 370.153

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ РЕФЛЕКСИВНОГО Я КАК КОМПОНЕНТА АДАПТИВНОГО РЕСУРСА РАЗВИТИЯ

© 2013Аминов У.К.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье делается анализ феномена рефлексивного Я в исторической перспективе, определяется его роль и место в профессиональной адаптации личности будущего психолога. Основным объектом внимания автора являются ценностные конструкты личности будущего психолога как компонент адаптивного ресурса.

The author of the article makes the analysis of the phenomenon of reflexive «Me» in historical perspective, determines its role and place in the professional adaptation of a future psychologist's personality. The main object of the author's attention is value constructs of a future psychologist's personality as a component of an adaptive resource.

Ключевые слова: психологическое исследование, личность, ценности, рефлексия, будущий психолог, развитие, адаптация, саморазвитие.

Keywords: psychological research, personality, values, reflection, future psychologist, development, adaptation, self-development.

Вопрос потребности личностного самоисследования, этимологическое

понимание собственно принципа развития восходит корнями к древнейшим цивилизациям. Момент самосознания потребности познать и улучшить себя присутствует в вавилонских источниках, в философии темнокожих аккадов, ассирийцев, шумеров (1 О. Бгагег) [10]. Каждая историческая эпоха с ее материально-техническими возможностями, подтверждениями

уникальности человека вносила свой вклад в понимание процесса рефлексии.

Знаменитое предложение Сократа, адресованное каждому из нас, - «Познай самого себя» звучит как призыв к рефлексии. Вопросами рефлексии и самопознания занимались от

древнегреческих философов

самоидентификации, интеллектуальной самости (Гераклит, Диоген, Сократ) до рациональных способов поиска источника знания о себе Р. Декарта, Д. Локка и Д. Юма. Идеи понимания себя и процессов, изменяющих нас, выдвинутые Ж. Ж. Руссо, Гердером, Гельвецием и др., взрастили антропоцентризм И. Канта,

призывающего признать каждого человека целью в себе и не допустить превращения его в средство для другого, создать условия для деятельностного совершенствования субъекта морали, эгоцентризм Г. Гегеля [1].

Тем более полезно познать себя для успешного выбора профессии, т.к. только после этого ты понимаешь чего ждать от жизни, карьеры и как надо меняться. В трактате «Опыт о человеческом разуме» Джон Локк впервые употребил понятие «рефлексия» для описания накопления и получения новых идей: «Все идеи приходят из опыта и рефлексии. Но, называя первый источник ощущения, я называю второй - рефлексией. Потому что доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи рефлексии о своей собственной деятельности внутри себя. Итак, мне бы хотелось, чтобы поняли, что под рефлексией, в последующем изложении, я подразумеваю те наблюдения, которые ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» [3]. Рефлексия - это один из актов и источников познания, а предметом познания становится мысль, при этом рефлексия отличается качественно от процессов мышления тем, что мысль как объект всегда является реконструированной. Далее Фихте, преодолевая схематизм мышления, требует его «положить перед собой». За ним Георг Гегель строго разграничивает рефлексию на субъективную, связанную с самосознанием, и объективную, связанную с практической деятельностью. В ХХ веке феномен рефлексии активно изучал М. К. Мамардашвилли, выделяя его интегральной характеристикой определенного субъекта,

формообразующим элементом которой может выступать тип ее рациональности

[4].

Отражающий уровень развития личности, в свою очередь, коррелирует с картиной мира в концептуальной структуре человеческого познания. Большое значение для понимания

природы рефлексии имеет этически-ценностная сфера, связанная с духовной организацией жизни человека. Смыслосодержательная роль рефлексии заключается в установлении границ и контуров образа Я в едином конструкте мира. Эти проблемы гуманизации понимания антропоцентризма

определяют ценности любой

цивилизации.

Но рефлексивное Я - это не собственно рефлексия, которая является процессом, а личностное образование, качество и возможно свойство человека -думающего. Рефлексивное «Я», по мнению Л. А. Кириловой, обладает мотивирующим потенциалом, побуждая личность к совершению определенных поступков или, наоборот, выступает в качестве системы непреодолимых внутренних преград, полностью блокирующих те или иные формы ее активности. Часто именно

индивидуальные особенности

самосознания лежат в основе выбора личностью ближайших и отдаленных целей деятельности [2]. Роль в обществе и профессиональные функции педагога-психолога ставят во главу угла формирования профессионала именно рефлексивное Я. И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов, определяя готовность к развитию как реализацию в деятельности, рефлексивный компонент, где личность должна критично относиться к информации о себе [8].

Тем самым авторы синонимизируют два нерядоположенных понятия -рефлексия и критичность. Подобные работы педагогов вносят значительную путаницу в определение собственно исследуемого нами феномена. Так, теория развития субъективности В. И. Слободчикова опирается на

классификационные признаки рефлексии. Некоторые исследователи приписывают рефлексии фундаментальные функции и считают ее одним из основных инновационных путей реализации гуманистического характера обучения, основанного на вере в «разнообразные духовные потенциалы человека как

целостности и возможности их выявления и реализации» [9. С. 3]. Действительно, любой внешний диалог человека сначала строится и обкатывается во внутреннем голосе человека. Значит, необходимо учить учащихся законам собственного внутреннего диалога. А затем возникает потребность в умениях озвучивания своих идей, мыслей и их логики в среде парного или группового общения. Мы же выделяем и адаптационный потенциал профессиональной рефлексии, как источник привыкания к новым условиям труда, собственному статусу, образу Я -профессионал, Я - будущий психолог. В полном соответствии с методологией был подобран арсенал методов как инструментов поиска истины [6].

Мы выдвинули рабочую гипотезу, считая, что изучение и своевременная коррекция ценностных конструктов личности будущего психолога в период его профессиональной подготовки, то есть при строительстве рефлексивного Я, является основным компонентом адаптивного ресурса развития его личности. В ходе работы мы строили ситуации рефлексивного характера, именно в период профессиональной адаптации, на основе предъявленных заданий проблемного проективного характера, а также просили студентов факультета педагогики и психологии ДГПУ (125 ч.) сделать функционально -рефлексивный анализ собственного статуса и образа Я в период работы по курсам «Основы саморазвития личности» (2 курс), «Практикум решения профессиональных задач» (3 курс). А потом сравнивали данные и выстраивали графики динамического развития ценностных конструктов личности будущего психолога при строительстве рефлексивного Я. Метод «Субъективная рефлексия» (В. С. Мухина) использовался нами для изучения особенностей структурных звеньев самосознания [5].

Метод представляет собой набор вопросов, поделенных на 2 блока (I -вопросы, дающие возможность оценить

адекватность идентификации со своим внешним обликом; II - блок, охватывающий все структурные звенья самосознания: имя, притязания на притязание, половую идентификацию, психологическое время и социальное пространство личности). Использовались тесты на самооценивание как определитель структурно-иерархического строения. С материалом тестирования тесно связана иерархия мотивов, кроме того, она является составляющей ценностного уровня образа Я. Поэтому перестройка ценностей в условиях обучения в вузе отражает состояние мотивационной сферы, помогает понять, как изменяется психологический мир в процессе накопления знаний и умений использовать эти знания в психологической практике. Ценностная сфера личности принимает

непосредственное участие не только в регуляции поведения и деятельности человека, но и в организации уровня рефлексирования - насколько глубоко я позволю себе «копаться в моих проблемах».

Определяя особенности

функционирования механизма

саморегуляции, она отражает характер взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Так, из анализа ответов будущих психологов, результатов интервьюирования и бесед нами были выявлены специфические пласты ценностных конструктов личности, которые определяют, по всей вероятности, паттерны нравственного сознания человека.

Мы выделили следующие пласты: средообразующие ценности - любовь к природе родного края, экологические интересы планеты; общество

сохраняющие ценности - дружелюбие, толерантность, любовь к людям, своему народу, семье. «Качество социальной среды» определяется здоровыми отношениями в коллективе, семье. А качество природной среды

характеризуется незагрязненными

природными условиями, возможностью общения человека с природой, что важно для формирования ценностного

отношения к себе как личности и к окружающей среде. Третий конструкт «Здоровье сберегающие ценности» проявлялся какадекватная самооценка, жизнерадостность, здоровье

(психическое, физическое и социальное). Нужно помнить, что существующая в настоящее время система физического воспитания в вузе должна быть в корне перестроена на основе принципов гуманистической педагогики и психологии, важнейшим из которых является усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности, и преподавание физической культуры должно быть нацелено на развитие внутренних мотивов к самосовершенствованию, самоопределению, демократизации в отношениях будущего психолога и всех субъектов образования, формирование у человека мотивации на здоровый образ жизни.

В сознании будущего психолога должно чётко выделяться, что умение вести здоровый образ жизни должен соответствовать ряду рефлексивных требований: нацеливать себя на осуществление самоанализа и оценку физического и психического состояния и образа жизни человека, гибкие и мобильные умения и навыки ведения здорового образа жизни должны служить деятельной основой профессионального и реального поведения человека и компонентом общей культуры. Наличие данных умений определяет степень адаптированности будущего психолога к постоянно меняющемуся себе, близким, окружающим, а также ориентирует наосознание здоровья в качестве первостепенной ценности.

Данный феномен является

индикатором глубины рефлексирования как познавательного процесса. Так, рефлексирование общительности дает представление о ведущей деятельности психолога-консультанта. «Знание себя» -показатель рефлексии, способности осознать значимую информацию о себе как психодиагносте. Рефлексия целеустремленности отражает желание и возможности ставить и достигать цели по коррекционной деятельности психолога,

стремиться к задуманному, поэтому целеустремленность является одним из аспектов регуляторной функции образа Я. Уверенность в себе - один из важнейших показателей успешности психолога, который при решении каждой ситуации сталкивается постоянно с абсолютно новыми трудностями, где нет готовых учебников и рецептов. Необходимо быть уверенным в себе, чтобы внушить клиенту доверие к применяемым методам. Вместе с тем, нам представляется возможным условно разделить шкалы на 4 группы по составляющим ценностных конструктов рефлексивного Я: «здоровье» и «внешность» относятся к телесному уровню образа Я (Я-телесное) -поведенческий уровень; «ум», «знание себя» «представляют» когнитивный уровень; «характер», «счастье»,

«уверенность в себе», «общительность» -эмоциональный уровень (самоотношение); «целеустремленность» - регулятивный уровень Я. Из анализа теоретических и эмпирических данных, из опыта собственного развития мы пришли к выводу, что профессиональная рефлексия нуждается в педагогическом

сопровождении своего развития на всех этапах онтогенеза. В то время как старший юношеский возраст является

благоприятным и актуальным для формирования профессиональной

рефлексии личности будущего

психолога,остаётся ответить на вопрос об инструментах и средствах формирования профессиональной рефлексии личности и их роли в адаптивном процессе. На наш взгляд, регуляторами этого феномена являются идеалы, убеждения, ценности, обеспечивающие продуктивное

преобразование ее структуры под воздействием новых условий среды. Эффективными средствами

психологического сопровождения

адаптивного процесса и формирования рефлексивного Я личности будущего психолога служат техники,

обеспечивающие реализацию следующего логического ряда: самооценка профессиональной деятельности -самоотношение к образу «Я-будущий психолог» - профессиональное

самопознание - самоанализ -саморегуляция - самоорганизация -самовоспитание - саморазвитие. Позитивные ценностные отношения

будущего психолога к клиенту характеризуются принятием другого как ценности, как доверительные,

эмпатические взаимоотношения,

стимулирующие и поддерживающие личностное развитие субъектов профессионального общения.

Использование в процессе

профессиональной адаптации статико-динамического комплекса ценностных

конструктов личности, состоящего из составляющих эмоционально-волевой, интеллектуальной и нравственной сфер, при непременной активизации ценности профессии, ценности человека и его психологической проблемы в сознании будущего психолога обеспечит

продуктивное преобразование глубинных структур личности для повышения профессионализма будущего психолога.

Примечания

1.История психологии: Учебное пособие / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Знание, 2010. 494 с.2.Кирилова Л. А. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М.,

1999.3.Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения. Т. 4. М.,

1960.4.Мамардашвилли М. К. О формировании социальных установок личности // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 15-26.5.Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М. : МПГУ, 2008.6.Пакет психодиагностических методик: Для практического использования в работе школьного психолога // Методики систематизировал и подготовил к использованию проф. В. Г. Асеев. Иркутск, 1991. 169 с.7.Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Знание, 1990. 494 с.8.Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. №

2. С. 35-42.9.Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14. 10.Frarer J. G. Effects of self-esteem, perceived performance and choice on causal attributions. Journal of Personality and Social Psychology. 1970. № 16. P. 311-315.

Статьяпоступилавредакцию13.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.