Научная статья на тему 'Концепция формирования адаптивной саморазвивающейся личности в системе «Ученик - студент - учитель»'

Концепция формирования адаптивной саморазвивающейся личности в системе «Ученик - студент - учитель» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминов Уллубий Камильевич, Аминова Дженнет Камильевна

В статье делается анализ концепции, составляющей принципиальную основу для психологического сопровождения движущих сил развития и поведения личности. Основным объектом внимания авторов выступают законы формирования адаптивной саморазвивающейся личности в системе «ученик студент учитель ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аминов Уллубий Камильевич, Аминова Дженнет Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования адаптивной саморазвивающейся личности в системе «Ученик - студент - учитель»»

6

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 370.153

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ

«УЧЕНИК - СТУДЕНТ - УЧИТЕЛЬ»

THE CONCEPT OF FORMING THE ADAPTIVE SELF-DEVELOPING PERSONALITY IN THE "STUDENT-STUDENT-TEACHER" SYSTEM

© 2015 Аминов У. К., Аминова Д. К.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Aminov U. K., Aminova D.K.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье делается анализ концепции, составляющей принципиальную основу для психологического сопровождения движущих сил развития и поведения личности. Основным объектом внимания авторов выступают законы формирования адаптивной саморазвивающейся личности в системе «ученик - студент - учитель».

Abstract. The authors of the article provide the analysis of the concept, which is a principled basis for the psychological support of driving forces in the person’s development and behaviour. The main object of their attention are the laws of the formation of adaptive self-developing personality in the "student - student - teacher" system.

Rezjume. V stat'e delaetsja analiz koncepcii, sostavljajushhej principial'nuju osnovu dlja psihologicheskogo so-provozhdenija dvizhushhih sil razvitija i povedenija lichnosti. Osnovnym ob#ektom vnimanija avtorov vystupajut zakony formirovanija adaptivnoj samorazvivajushhejsja lichnosti v sisteme «uchenik - student - uchitel'».

Ключевые слова: адаптация, саморазвитие, психическая активность. Keywords: adaptation, self-development, mental activity.

Kljuchevye slova: adaptacija, samorazvitie, psihicheskaja aktivnost.

Современная ситуация развития образования в Дагестане, достигшая критической точки противоречивых разнонаправленных тенденций, включённых в духовную и интеллектуальную сферу жизнедеятельности человека, вызвала необходимость пересмотра научных подходов и концепций. На рубеже XX и XXI веков в полиэтническом, поликонфессиональном коктейле информационных воздействий на личность, когда довольно мирно уживаются светское и религиозное образование, остро актуально найти эффективные механизмы адаптации к новым условиям и к ситуации выбора стратегий мировоззрения. Особенная роль в этом процессе принадлежит педагогу-психологу, которому необходимо мгновенно и адекватно отреагировать на эти изменения в личностном структурном пласте. Понимая это, учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по психолого-

педагогическому образованию предложило профессиональному сообществу апробировать новые профессиональные стандарты педагога. Действительно, возрастает необходимость разработки содержания новых образовательных программ, обеспечивающих интенсивное саморазвитие личности и качественную психолого-педагогическую подготовку специалистов. Возрастает роль психологической компетентности личности. В связи с этим психологическая и педагогическая науки ставят ряд новых вопросов, которые приобретают большое значение для решения кардинальных проблем нашего времени: гармонизация отношений в системе «ученик - учитель», «будущий педагог - профессия», «профессиональная адаптация - личность», пути избежания противоречий и трудностей взаимодействия человека со средой, а так же требования детального изучения факторов и ресурсов со-

Психолого-педагогические науки •••

циально-психологической адаптации субъекта, влияния этнопсихологических и структурно-личностных характеристик личности на успех деятельности, способов, средств, отношений. На факультете социальной педагогики и психологии была предложена идея «Концепции формирования адаптивной саморазвивающейся личности в системе «ученик - студент - учитель», названная «Концепция формирования гражданина нового Дагестана». Она состоит из системы образовательных, воспитательных и развивающих технологий. В структуру образовательной технологии включены специальные курсы «Психология духовной жизни», «Психологический тренинг», «Адаптация студента к учебной деятельности в вузе», «Психологические механизмы защиты» и другие, суть которых направлена на изменение адаптивного подведения студентов, подготовку к процессу самосознания особенностей этнических ценностей личности, способствующих формированию гражданской активной позиции, интегрированного в систему Дагестанской, Российской и мировой идентичности и способного на самосовершенствование; формирование адекватной современному уровню знаний и опыта картины мира и образа Я. В основные задачи концепции входят: обеспечение максимально благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического уровня развития личности; формирование гуманных ценностей толерантного общения с представителями всех конфессий, этносов; возрастов, гендеров; обеспечение адекватного профессионального самоопределения личности, создание условий для самореализации. Концепция состоит из образовательного, воспитательного и развивающего блоков. Воспитательный процесс должен быть снабжён базой критериев воспитанности, диагностических методик и психокоррекционных мероприятий. В основе воспитательной работы лежит формирование и развитие интернационального сознания с учетом специфики региональных особенностей адаптации личности к учебной или профессиональной деятельности. Приложение спрек-трального анализа воспитательных технологий в разрезе «ученик - студент - учитель». В МОУ были введены дополнительные развивающие программы учебных курсов «Дагестано-ведение», «Мировая культура», «Риторика для одаренных», «Адаптивный тренинг для 1 класса», «Основы саморазвития личности», «Конфликтология», «Психологические механизмы защиты», «Изотерапия», «Тренинг бесконфликтного общения», «Основы психологии», «Этика межнациональных отношений» и «Психология здоровья». Каждая дисциплина включала содержательный и целевой уровень, авторский посыл преподавателя подразумевал его профессиональную подготовку на курсах дополнительного образования Дагестанского государственного педагогического университета. Профессиональная направленность курсов «Нейролингвистическое программирование» и «Психолингвистика» на расширение

7

границ языкового сознания, навыков эффективной коммуникации, понимания физиологических и психологических механизмов речепроизводства и способов понимания чужой речи, позволили укрепить коммуникативные умения и навыки личности. Активные методы преподавания не ограничивались только практическими упражнениями прикладного характера, тренингами, элементами актёрского мастерства, творческими заданиями самодиагностики и самокоррекции, а и познанием методологии, законов онтологического развития и возникновением речевых потребностей в языковом сознании личности. Необходимо деликатно учитывать ментальность дагестанской молодёжи, где в большинстве своём присутствует комплекс установок абсолютного уважения к мнению и слову старших по возрасту лиц. Творческая группа преподавателей кафедры общей и педагогической психологии ДГПУ и учителей школы-гимназии № 17 г. Махачкалы разработала и внедрила в образовательный процесс технологическую основу воспитательной деятельности как системную совокупность цели. Концепция развития новой личности Дагестана должна включать духовнонравственный, психосоматический; национально-культурный, интеллектуальный уровни личности.

Предложенный алгоритм программ основывается, прежде всего, на принципах системного подхода, согласно которым формирование личности должно проводиться с учётом всех её реальных и трансцендальных модальностей. Влияние на профессиональную Я-концепцию в условиях ограниченного времени учебного процесса высшей школы трудно осуществимо, так как это относительно устойчивая система представлений личности о самой себе, своей профессиональной деятельности. Переживаемые образы Я, разно векторно направлены и охарактеризованы. Мы пошагово постарались выстроить последовательность и активизацию Концепции. Но предварительно были созданы индивидуальные психодиагностические карты, состоящие из индивидуальных дневников «РОСТа» («Развитие - Осознание - Становление»). Диагностический этап состоял из личностных методик, определяющих уровень интеллекта, эмоциональноволевой сферы; потребностно-мотивацион-ной; просоциальной направленности; в который вошли показатели нравственной и коммуникативной составляющей. После этого были выделены группы риска срыва развития, которые помогли определить алгоритм дальнейшей психокоррекционной работы и легли в основу формирующего эксперимента, целью которого было формирование адаптивной саморазвивающейся личности в системе «ученик - студент - учитель», т. е. в онтогенезе саморазвития и становления адаптивного поведения. Большой массив экспериментальных данных требовал разработки формирующей работы с учетом типологии личности и специфики региона. Конечной целью нашей работы было разработать и пред-

8

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

ложить профессиональному сообществу конкретные рекомендации в работе психологической службы школы и кабинетов индивидуальной психологической помощи ФСПиП ДГПУ. Конечный продукт предполагал углубление паттернов и трансцендальных пластов самосознания, гармонизацию Я-концепции, активизацию жизненной стратегии, возникновение навыков саморегуляции, самоанализа, самостроительства, самонаблюдения, саморазвития. Наши респонденты исходно были близкого психолого-педагогического уровня развития и имели одинаковый социальный статус. Мы предположили, что, осуществляя целенаправленное воздействие на духовнонравственную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферы и вовлекая личность в различные виды деятельности (вплоть до провокации умеренного стресса, конструктивного конфликта и агрессии), можно наработать регулятивные механизмы саморазвития более высокого уровня, что может способствовать возникновению качественных стратегий и тактик адаптивного поведения личности. В экспериментальных классах и академических группах успеваемость как показатель эффективности деятельности, нравственность как показатель отношения к делу и адаптивность поведения должны повысить свой индекс.

Опираясь на мысль А. А. Цахаевой о том, что направленное формирование личности не может носить глобального характера, а отличается избирательностью и порциональностью, за счёт активизации компенсации дифицитов индивидуальных личностных ресурсов. Но постоянной коррекции и немедленных ответов требует проблема когда, по отношению к чему и как интенсивно и скоро, но, главное, как должен адаптироваться саморазвивающийся человек. Думается, что без учета динамики и закономерностей возрастного развития (от младшего школьника, подростка к юноше и взрослому) и особенностей сенситивного периода развития возраста создание долгосрочной программы невозможно. Понимая, что личность -это «прижизненно сформированная система целостных и сложных паттернов индивидуального сознания, определяющего наше поведение и мировоззрение» [4], мы формирующую программу сконструировали так, что изменение одной из систем, например, эмоциональной, влечет за собой изменение других, например, интеллектуальной. Для психолого-педагогического фона поддерживался оптимальный психологический климат, приветствовался демократический стиль доверительного общения в триаде «ученик - студент - учитель». Свободное общение людей разных социальных, интеллектуальных и гендерных категорий; в процессе свободного общения, как отмечают Гасанова П. Г., Даудова Д. М., Цахаева А. А., осуществляется обмен идеями, интересами, передача характера - формируются установки личности, перенимаются эффективные стратегии и тактики поведения [3].

Мы наблюдали, что новые поведенческие реакции появляются в ситуации интенсивного

общения, попадая в которые испытуемый вынужден настраиваться в соответствии с предъявленными к нему требованиями к новым условиям, в результате, реализующие новую установку.

Личностный паттерн характеризуется осознанием прошлого опыта, установками и навыками собственного поведения, спецификой восприятия, претворяет условия креативного саморегулирования поведения, направленного на созидательную активную деятельность, на развитие тонких коммуникативных способностей, позволяющих безболезненно и эффективно вступать в контакт с обществом. Если больше уделять педагогического времени на укрепление нравственных норм поведения, предполагающим альтруистическое значение, использовав методы психотерапии, тренинга, практикумов и самодиагностика, то эффект будет более приближен к норме.

В процессе индивидуальных консультаций учащийся вместе с психологом - тьютером определял зоны предпочтительного развития, выявлял трудности и проблемы, конструировал предпочтительный образ личности будущего профессионала. В результате каждый респондент написал самодиагностическую психологопедагогическую характеристику, в которую вошли результаты всех проводимых личностных опросников-тестов, самонаблюдения. Испытуемые генерировали конструктивные рекомендации самому себе по оптимизации тех или иных познавательных процессов, свойств и состояний личности. Предпочтения в 56 %-х отдавались доброжелательности, эмпатии, потребности достижения успеха, целеустремленности, профессиональной компетентности, чувству юмора. В соответствии с потребностями «зоны ближайшего развития» были разработаны и внедрены в учебный процесс тренинги, основанные на становлении умений и навыков адаптивного поведения, где поощрялись творчество, доброжелательность, осознаваемые мотивы учения, стремление к сотрудничеству.

Основные направления психодиагностической, консультативной, коррекционной и развивающей работ с учетом гендерных, возрастных и этнопсихологических особенностей респондентов схематически изображено на рисунке 1. Сфера воздействия предполагала формирование профессиональных компетенций будущего психолога, который в результате должен быть способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3); способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4); способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10); способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

Психолого-педагогические науки •••

9

Навыки саморазвития личности, демонстрирующей адаптивное поведение

Рис. 1. Основные направления психодиагностической, консультативной, коррекционной и развивающей работ

В соответствии с изложенными компетенциями мы расположили программы поблочно

и схематично (Рис. 2):

Рис. 2. Программы

Таким образом, в результате реализации Концепции формирования адаптивной саморазвивающейся личности в системе «ученик -студент - учитель», которая определяется при-

обретаемыми личностью обучающегося компетенциями, т. е. его способностью применять знания, умения и навыки, а так же активизируя адаптивный ресурс, использовать профессио-

10

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

нально значимые качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности [4].

Говоря о становлении активных уровней адаптивного поведения как механизма саморазвития личности, мы в предыдущих работах рассмотрели уровни ценностных конструктов личности будущего психолога при строительстве рефлексивного Я как компонента адап-

тивного ресурса развития [1], выделили профессиональную рефлексию как механизм экономии психических сил через распространение трансцендального опыта решения стратегических задач адаптивного поведения [2], что было теоретической базой для разработки Концепции, при практическим формировании механизмов саморазвития.

Литература

1. Аминов У. К. Изучение ценностных конструктов личности будущего психолога при строительстве рефлексивного Я как компонента адаптивного ресурса развития // Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 4 (29). Махачкала, 2013. С. 6 -10. 2. Аминов У. К., Аминова

Д. К., Цахаева А. А. Профессиональная рефлексия как механизм экономии психических сил через распространение трансцендального опыта // Прикладная психология и психоанализ. Издательство: Институт дружбы народов Кавказа (Ставрополь). Т. 3, 2014. С. 3-9. 3. Гасанова П. Г., Даудова Д. М., Мугадова С. Т.,

Цахаева А. А. Феномен нравственности в научной рефлексии // Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 4 (29). Махачкала, 2014. С. 6 -10. 4. Цахаева

А. А., Аминов У. К., Аминова Д. К. Реализация психологического ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности // Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. № 3. Махачкала, 2014. С. 33-36.

References

1. Aminov U. K. Study of the axiological constructs of the future psychologist's identity in the construction of reflexive “Self” as a component of adaptive resource development // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. # 4 (29). Makhachkala, 2013. P. 6-10. 2. Aminov U. K., Aminova D. K.,

Tsakhaeva A. A. Professional reflection as a mechanism of saving the psychic powers through the distribution of the transcending experience // Applied psychology and psychoanalysis. Publisher: Institute of Friendship of Peoples of the Caucasus (Stavropol). Vol. 3, 2014. P. 3-9. 3. Gasanova P. G., Daudova D. M., Muradova S. T., Tsakhaeva A. A. Phe-

nomenon of morality in scientific reflection // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. # 4 (29). Makhachkala, 2014. P. 6-10. 4. Tsakhaeva A. A., Aminov U. K., Aminova D. K. Implementation of a psychological resource of adaptive behavior in the process of personality development // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. # 3 (28). Makhachkala, 2014. P. 3336.

Literatura

1. Aminov U. K. Izuchenie cennostnyh konstruktov lichnosti budushhego psihologa pri stroitel'stve refleksivnogo Ja kak komponenta adaptivnogo resursa razvitija // Izvestija dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. № 4 (29). Mahachkala, 2013. S. 6 -10. 2. Aminov U. K., Aminova D. K., Cahae-va A. A. Professional'naja refleksija kak mehanizm jekonomii psihicheskih sil cherez rasprostranenie transcendal'nogo opyta // Prikladnaja psihologija i psihoanaliz. Izdatel'stvo: Institut druzhby narodov Kavkaza (Stavropol'). T. 3, 2014.

S. 3-9. 3. Gasanova P. G., Daudova D. M., Mugadova S. T., Cahaeva A. A. Fenomen nravstvennosti v nauchnoj refleksii // Izvestija dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. № 4 (29). Mahachkala, 2014. S. 6 -10. 4. Cahaeva A. A., Aminov U. K., Aminova D. K. Realizacija psihologicheskogo

resursa adaptivnogo povedenija v processe razvitija lichnosti // Izvestija dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. № 3. Mahachkala, 2014. S. 33-36.

Статья поступила в редакцию 03.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.