Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ШКОЛАХ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА'

ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ШКОЛАХ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ XX ВЕКА / ПРЕДМЕТ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшикова Е.А.

Статья представляет краткий обзор отношения системы общего образования Российской Федерации (с 1980-х гг. по настоящее время) к ознакомлению школьников с традиционными художественными промыслами, включенному в содержание предмета «Изобразительное искусство» или в дополнительное образование. ФГОС по предмету включает краткие требования по изучению некоторых видов художественных промыслов и отдельных элементов росписи (по выбору авторов программ). В статье дана характеристика основных программ по предмету «Изобразительное искусство» в школе авторов: В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой в рамках их обращения к народным художественным промыслам в соответствии с концепцией каждой программы. Рассматривается программа «Мир художественных образов» И.Э. Кашековой, в которой традиционное искусство представлено как основа человеческой культуры. В программах по внеурочной деятельности акцент делается на наглядности демонстрационного материала, представленного оригинальными изделиями художественных промыслов. Автором отмечается отсутствие системы в практике непрерывного художественного образования, однако в теории системный подход к изучению традиционных художественных промыслов от детского сада до вуза получил освещение в работах В.Ф. Максимович.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ШКОЛАХ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

История профессионального образования в области традиционного прикладного искусства

Меньшикова Е.А., аспирант кафедры теории и методики профессионального образования, преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, дом 14, кор. 2, e-mail: Menshikova.nkhp@gmail.com

Menshikova E.A., postgraduate student of the department of theory and methodology of professional education, lecturer of the department of social-humanitarian and natural sciences of the Institute of traditional applied art -Moscow branch of the Higher school of folk arts (academy), 115573, Moscow, 14 Musa Dzhalil str., corp. 2, e-mail: Menshikova.nkhp@gmail.com

Изучение традиционных художественных промыслов в школах России в конце XX - начале XXI века Study of traditional art crafts in Russian schools at the end of XXth - beginning of XXIst century

Аннотация. Статья представляет краткий обзор отношения системы общего образования Российской Федерации (с 1980-х гг. по настоящее время) к ознакомлению школьников с традиционными художественными промыслами, включенному в содержание предмета «Изобразительное искусство» или в дополнительное образование. ФГОС по предмету включает краткие требования по изучению некоторых видов художественных промыслов и отдельных элементов росписи (по выбору авторов программ). В статье дана характеристика основных программ по предмету «Изобразительное искусство» в школе авторов: В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой в рамках их обращения к народным художественным промыслам в соответствии с концепцией каждой программы. Рассматривается программа «Мир художественных образов» И.Э. Кашековой, в которой традиционное искусство представлено как основа человеческой культуры. В программах по внеурочной деятельности акцент делается на наглядности демонстрационного материала, представленного оригинальными изделиями художественных промыслов. Автором отмечается отсутствие системы в практике непрерывного художественного образования, однако в теории системный подход к изучению традиционных художественных промыслов от детского сада до вуза получил освещение в работах В.Ф. Максимович.

Ключевые слова: традиционные художественные промыслы, народное искусство, общеобразовательные школы XX века, предмет «изобразительное искусство».

Abstract. The article presents a brief overview of the attitude of the general education system of the Russian Federation (from the 1980s to the present) to the familiarization of schoolchildren with traditional artistic crafts, included in the content of the subject «Fine Arts» or in additional education. The federal state educational standard on the subject includes brief requirements for the study of certain types of artistic crafts and individual elements of painting (at the choice of the authors of the programs). The article gives a description of the main programs in the subject «Fine Arts» in the school of authors: V.S. Kuzina, B.M. Nemensky, T.Ya. Shpikalova as part of their appeal to folk artistic crafts in accordance with the concept of each program. The program «The world of artistic images» by I.E. Kashekova is considered, in which traditional art is presented as the basis of human culture. In programs for extracurricular activities, the emphasis is on the visibility of the demonstration material presented by the original products of art crafts. The absence of a system in the practice of continuous art education is noted, however, in theory, a systematic approach to the study of traditional artistic crafts from kindergarten to university was highlighted in the works of V.F. Maksimovich.

Keywords: traditional artistic crafts, folk art, secondary schools of the XXth century, the subject «Fine art».

В статье «Изучение традиционных художественных промыслов в школах России в XX веке» [12] была рассмотрена динамика отношения системы общего образования России к изучению традиционных художественных промыслов с начала XX века до 1980-х годов. В данной статье автор продолжает обзор тенденций изучения традиционных художественных промыслов в системе общего и профессионального образования России до настоящего времени.

Изменения в политическом и экономическом строе России в начале 1990-х годов послужили толчком к трансформации системы образования в стране в целом и системы художественного образования в частности. Если в 1989 году российским школам были рекомендованы две программы: традиционная (В.С. Кузин) и экспериментальная (Б.М. Неменский) [9], то принятый в 1992 г. Закон «Об образовании» разрешил не только создание коммерческих школ, учреждений дополнительного образования, в том числе в сфере искусства, но и обучение по собственным, разрабатываемым учителями непосредственно в школах, рабочим программам.

В переходный период 1990-2000-е гг. можно выделить три популярные программы по предмету «Изобразительное искусство» для общеобразовательных школ, авторами которых были В.С. Кузин, Б.М. Неменский и Т.Я. Шпикалова. Рассмотрим содержание данных программ с точки зрения изучения народных художественных промыслов.

Содержание программы «Изобразительное искусство» для 1-6 классов в общем образовании в системе научно-педагогической школы академика В.С. Кузина включает обучение декоративному рисованию в процессе

выполнения композиций или зарисовок с натуры произведений народного искусства. На это отводится 5 часов в год. Задания предусматривают лишь знакомство с элементарными приемами народной росписи. Так, в первом классе дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства и центрами народных промыслов (Гжель, Городец, Дымково) и выполняют простейшие орнаменты (1 час), осваивают прием «мазок на одну сторону» (1 час), приемы народной кистевой росписи (1 час), изучают лепку дымковской игрушки (1 час), выполняют декоративную композицию по мотивам хохломской и городецкой росписи (1 час). Во втором классе дети знакомятся с различными способами рисования матрешки и приемами ее украшения с помощью росписи (1 час). В третьем классе дети рассматривают растительный и животный мир как основу для декоративной переработки в народном искусстве. Например, конь в городецкой росписи (1 час), цветы в жостовских подносах и павловопосадских платках (1 час), барыня в дымковской игрушке (1 час). В четвертом классе школьники лепят из пластилина сосуды по мотивам скопинского промысла (1 час).

Одной из задач обучения школьников является ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства. Но для освоения этого материала выделяется крайне мало времени - 5 часов в год в каждом классе. Происходит поверхностное ознакомление, без погружения в красоту и специфику художественных промыслов [3]11.

Народный художник, академик Б.М. Неменский целью обучения детей изобразительному искусству считает воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру и в содержании программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» не рассматривает знакомство с элементами художественных промыслов, как важную составляющую воспитания ребенка. «Три брата-мастера: изображение, украшение, постройка», на которых строится его программа для начальной школы, определяют три вида деятельности, дети учатся видеть и изображать красоту и гармонию русской природы и традиционного жилища, образа человека и народного костюма. Делается акцент на декоре избы, одежды и предметов быта. Задания для школьников предусматривают умение находить примеры декоративных украшений, как дома, так и на улице; умение видеть «украшения» в природе (кора дерева, чешуя рыбы, паутинка) и соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

Программой не предусмотрено знакомство с историей художественных промыслов и их базовыми элементами [4].

Третья программа, получившая широкое внедрение, разработана под редакцией профессора Т.Я. Шпикаловой. В программе интегративно связаны различные направления искусства: станковая живопись, рисунок, декоративно-прикладное искусство. [9]. Учебники и рабочие тетради богато иллюстрированы изображениями предметов народного искусства:

1 Рабочая программа к УМК В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной, Я.М. Богатырёва

«Изобразительное искусство» для 1-4 классов.

дымковской игрушкой, деревянными тарелками с городецкой росписью, глиняными изразцами, изделиями с гжельской росписью, предметами быта с художественной вышивкой и т.п.

В содержании учебника 1 класса есть задания, где ученику предлагается сравнить произведения разных направлений искусства -живописи и декоративно-прикладного искусства. Например, изображение рябины на картине художника В. Юркина и на жостовском подносе художника В. Хитрина, картину «Иней» С. Никиреева и вологодскую кружевную скатерть Е. Ельфиной [16]. Практически на каждом занятии школьник изучает художественные приемы. Примерами служат как произведения живописи, так и продукты творчества художников народного искусства. В программе есть отдельные уроки по хохломской росписи. Урок 6 «В гостях у народного мастера С. Веселова» и урок 7 «Золотые травы России. Ритмы травного хохломского узора». В творческой тетради [15] к этим урокам представлены задания, где школьнику предлагается повторить основные мотивы росписи («осочки», «травинки», «усики» и др.) и украсить силуэт деревянной ложки веточкой с ягодами. Также в программе есть уроки, на которых дети изучают каргопольскую игрушку. Урок 9 «О чем поведал каргопольский узор» и урок 10 «В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной». В задании к этим урокам, школьникам даются упражнения на повторение орнамента и силуэта игрушек. В рамках занятий ученики знакомятся с вологодским кружевом, дымковской игрушкой, народным костюмом с художественной вышивкой.

Во втором классе дети продолжают изучать народные художественные промыслы [17; 18].

Отдельные уроки посвящены филимоновской игрушке, гжельской художественной росписи, старинным узорам изразцов, палехской лаковой миниатюрной живописи, полхов-майданской росписи по дереву. На занятиях дети кратко узнают основные характерные черты каждого промысла и выполняют задания на копирование отдельных художественных элементов.

Учебник 3 класса дает возможность детям познакомиться с традициями русских лаков, рассмотреть иллюстрации с жостовскими подносами, шкатулками Мстёры, Палеха и Федоскино, прикоснуться к истории промыслов и узнать базовые приемы мастерства жостовского промысла (земалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка) [19; 20]. Также в программе 3 класса особое внимание уделяется русскому традиционному костюму, орнаментам и узорам художественной вышивки. Дается возможность оценить, как красота русской одежды воплощалась в произведениях промыслов, в театральных сценических костюмах. Тема русской деревянной игрушки, ее духовная ценность и традиции изготовления, раскрываются на примерах богородской деревянной игрушки, матрешек г. Семенов и г. Сергиев Посад; полхов-майданской токарной игрушки. Детям предлагается выполнить зарисовку понравившегося предмета промысла. Два занятия отводится на ознакомление с русской набойкой на примере

павловопосадских платков. Дети узнают о технологии набойных тканей, цветочном орнаменте шалей, пробуют самостоятельно передать ритм цветовой композиции платка.

В содержании программы «Изобразительное искусство» для 4 класса на примерах городецкой росписи по дереву рассматривается мотивы: древо, птица, конь [21; 22]. Также школьники знакомятся с этапами росписи, изображая городецкого коня и цветы.

В учебно-методическом комплексе «Изобразительное искусство» 1-4 класс особое внимание уделяется традиционным художественным промыслам. Практически каждый урок посвящен предметам народного искусства.

Школьникам раскрывают разницу между станковой живописью и декоративно-прикладным искусством, на примерах традиционных изделий дают определение понятий: ритм, орнамент, мотив, декоративный элемент и др. Дети узнают историю формирования конкретного вида народного искусства и выдающихся художников, базовые этапы производства и основные мотивы каждого промысла. Стоит отметить, что в учебниках используются понятия «декоративно-прикладное искусство» и «народный мастер», а не «традиционные художественные промыслы» и «художник». Использование данных терминов приводит к формированию неточного понятийного аппарата. Несмотря на то, что в тексте автор везде указывает конкретные населенные пункты бытования промысла (д. Гжель, г. Семенов), но нигде не подчеркивается региональный, локальный аспект промысла, что является ключевым признаком традиционных художественных промыслов. Несмотря на указанные моменты, данный комплекс для 1 -4 класса на текущий момент является в своем роде единственным, где так широко раскрыты традиционные художественные промыслы.

В конце 2000-х годов автор программы по изобразительному искусству «Мир художественных образов» профессор И.Э. Кашекова в учебниках 1-4 классов (И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков) обращается к традиционному искусству как основе человеческой культуры, носителю древних мифологических образов, перешедших в сказки и произведения народных промыслов. И если в 1 -2 классах обращение к артефактам народного искусства фрагментарно, то в учебниках 3-4 классов открывается мир сказки и символика образов народного искусства (конь, птица, Древо жизни, куколка, вода, воздух, огонь, солнце и др.). Объясняется роль знака и символа в развитии культуры и разница между ними. В качестве примеров используются образцы изделий народных промыслов: традиционной художественной вышивки, кружева, филимоновской и дымковской игрушки, примеры домовой резьбы, изразцы, расписные и резные прялки [5].

Особо хочется отметить учебник этих авторов для 7 класса. Декоративно-прикладному искусству и народным промыслам посвящен раздел (20 часов), в котором есть вступительные статьи к каждому уроку, раскрываются понятия «народное искусство», «традиционные

художественные промыслы» [6]. Художественные промыслы сгруппированы по используемым материалам (дерево, глина, металл, текстиль и др.), что дает возможность с разных сторон познакомиться с многообразием видов народного искусства, в которое органично входят традиционные художественные промыслы. Так, например, изучая гончарный промысел, школьники узнают историю керамики, скопинскую, гжельскую и другие виды керамики народов России, знакомятся с мозаикой, смальтой и изразцами, рассматривают дымковскую, филимоновскую, каргопольскую и абашевскую глиняные игрушки. В разделе, посвященному ювелирному искусству, школьники узнают такие промыслы как ростовская и усольская финифть, казаковская и мстерская скань, знакомятся с прославленным ювелирным промыслом села Красное-на-Волге.

Учебник знакомит подростков с лаковой миниатюрной живописью, жостовской росписью, художественной вышивкой, художественным кружевом и народным костюмом. Задания для школьников предполагают выполнение эскизов и композиций на основе представленных предметов народных промыслов, зарисовку основных сюжетов произведений.

По результатам освоения материала дети выполняют зарисовки предметов быта, изделий народных промыслов; создают лепную игрушку по мотивам полюбившегося народного промысла или придумывают собственную; разрабатывают орнамент кулона-оберега; выполняют иллюстрацию к русской народной сказке, используя стилизацию, свойственную русской иконе или художественную манеру какой-либо школы лаковой миниатюры; создают эскизы народного костюма с вышивкой, используя мотивы народного орнамента [7].

Обобщающий урок по народным промыслам посвящен коллективной работе: дети создают план-схему основных центров народных промыслов России. Методические рекомендации для учителя включают дополнительный материал по истории, технологии, характерным признакам художественных промыслов [8].

В 2000 г. В.Ф. Максимович в докторской диссертации обоснованно отмечала разобщенность и несвязность между собой дошкольного, школьного образования с профессиональными учебными заведениями традиционного прикладного искусства; отсутствием художников-педагогов, учителей-практиков, кто мог бы на профессиональном уровне раскрыть духовно-эстетический потенциал традиционного прикладного искусства детям. В работе приведены данные изучения народных художественных промыслов в школах. «На изобразительное искусство и музыку в современной начальной школе отводится 7% учебного времени, в последующих классах - 3%. В старших классах, «в период нравственных исканий, активного формирования и мировоззрения, и самосознания, обострения потребности в идеалах, предметов, способных в этом возрасте быть эффективным средством интеграции опыта общения старшеклассников с традиционными искусствами, вообще нет» [11, с. 155]. В.Ф. Максимович

подчеркивает, что учебный план общеобразовательной школы не предполагает обучение «народному декоративно-прикладному творчеству», а содержание уроков зависит от «уровня профессионализма и субъективного отношения администрации и учителей к народному искусству России в целом, и степени необходимости введения занятий по декоративно-прикладному искусству, с их точки зрения, в частности» [11, с. 155]. Методическим сопровождением программ являются или скудный методический фонд предметов народных художественных промыслов, в лучшем случае, или плакаты и другой печатный наглядный материал, по которому невозможно оценить всю красоту ручного художественного труда.

В.Ф. Максимович остро ставит вопрос о необходимости замкнутой системы образования в сфере традиционных художественных промыслов, о подготовке преподавателей - «носителей идей и просветителей в области народной прикладной культуры, посредников между произведением искусства - высокоэстетическим изделием традиционного декоративно-прикладного искусства и обучающимся» [11, с. 132]. Автор объясняет это тем, что решение проблемы эстетического воспитания дошкольников и учащихся общеобразовательной школы зависит «от современных специалистов - выпускников профессионально-художественных и художественно-педагогических учебных заведений, учителей-практиков, уровня творчества художников народных художественных промыслов» [11, с. 139].

В 2010-е годы усилиями ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» и нескольких некоммерческих организаций удается обратить внимание руководства страны на отношение к народным художественным промыслам в Российской Федерации в целом и на образование в частности. Итогом становится Перечень Поручений Президента Российской Федерации №Пр-912 от 7 мая 2017 года в пункте в). Президент непосредственно указал на необходимость сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и, что особенно важно, использование изделий народных художественных промыслов в программах дополнительного образования и воспитания детей

[13].

Некоммерческие организации поддержали данное постановление реализацией образовательных проектов. Так, Ассоциация «Народные художественные промыслы России» разработала проект «Азбука народной культуры» (автор идеи и руководитель проекта Е.А. Меньшикова). Цель проекта - формирование у детей культурного базиса на основе нравственных ценностей, традиций и быта своего народа посредством сочетания разработанной образовательной программы, и высокохудожественного окружения в процессе приобщения детей к народному искусству. Реализовывалась цель проекта, в том числе, и через создание в образовательном учреждении (детский сад и общеобразовательная школа) предметно-пространственной среды «Класса народных промыслов», в

котором находятся 300 изделий более 25 видов промыслов. Дети могут беспрепятственно применять в игровой и познавательной деятельности изделия промыслов (традиционные дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, деревянную расписную хохломскую посуду, народные музыкальные инструменты и т.д.). Педагоги используют предметы промыслов как высокохудожественный наглядный материал, являющийся компонентом богатой и многогранной народной художественной культуры, который дети могут не только видеть и изучать на занятиях, но и поиграть ими. Для реализации Проекта разработаны программы «Мир русской культуры» (авторы Т.И. Бакланова, Е.А. Меньшикова) [1] и «Азбука народной культуры» (автор И.А. Лыкова) [10]. Проект был апробирован в школах и детских садах г. Москвы, Московской и Тульской областях и в русскоязычных школах республики Кипр. По оценке педагогов, благодаря качественному наглядному материалу возрос познавательный интерес детей к традиционным художественным промыслам. Дети с удовольствием рассматривали изделия, аккуратно брали в руки, обсуждали форму, декор, фактуру. Во время занятий дети показывали знание видов промыслов, основных мотивов традиционной декоративной росписи и применяли их в собственной художественной деятельности. Образовательный контент Проекта включает разные пласты народной культуры: фольклор, декоративно-прикладное искусство, народные игры и игрушки, национальный костюм, народный календарь, народные праздники. В учебном процессе педагог опирается на синкретичность народной культуры, погружая ребенка в красоту народных духовных образов, воспитывая в нем уважение к родному краю, родной культуре, к России.

Национальный союз народных художественных промыслов и Ассоциация участников рынка Артиндустрии разработали и внедрили проект и одноименную программу «Достояние России. Народные художественные промыслы» (автор Н.В. Севрюкова). Демонстрационный набор в этом проекте содержит жостовский поднос, хохломскую кадочку, павловопосадский платок, гжельскую вазу, дымковскую барыню и семеновскую матрешку. Он должен помочь педагогу в реализации программы первого знакомства дошкольников с изделиями мастеров традиционных художественных промыслов и решении поставленных задач, таких как научить уважать труд творческих профессий, сформировать систему ценностей у ребенка на основе культурных традиций народного искусства и т.п. Программа рассчитана на занятия в течение одного года один час в неделю для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и основана на сочетании наиболее значимых видов деятельности: художественно-творческой, познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной. Рассматривая, любуясь, исследуя изделие промысла из демонстрационного набора, ребенок должен создать свой художественный образ изделия, который будет сохранен до конца учебного года в так

называемом Ларце. В конце года дети будут рассматривать и обсуждать свои работы, они смогут понять, что значит уважать творческий труд.

Обе программы указанных выше некоммерческих организаций разработаны для внеурочной дополнительной деятельности детей в школе и не могут быть использованы на предмете «Изобразительное искусство» в полной мере.

В некоторых регионах России внедряются программы для внеурочной деятельности по народному искусству. Например, издана рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» разработанная на основе учебно-методического пособия В.Н. Банникова «Народное искусство и художественное творчество» для внеурочной деятельности младших школьников, в рамках учебно-методического комплекта «Школа России», рекомендованной Минобрнауки Российской Федерации. В 2014-2018 году учебно-методическое пособие «Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в школе. 1-4 класс. 5-8 класс» прошло апробацию в 60 школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, получив положительный отклик от педагогов и родителей [2].

Наилучшим примером непрерывного образования в области народных художественных промыслов является опыт ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». С 2006 по 2012 год на базе вуза осуществлялось обучение школьников 7-9 классов с углубленным изучением художественного кружевоплетения и художественной вышивки. Обучение соответствовало государственным образовательным стандартам, школьники изучали как общеобразовательные предметы, так и дополнительные предметы, связанные с традиционным прикладным искусством. По окончании 9 класса дети продолжали обучение по программам среднего профессионального образования и далее высшего образования.

На базе ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» обеспечивается непрерывное образование в сфере традиционных художественных промыслов: среднее профессиональное образование -бакалавриат - магистратура - аспирантура. Важно отметить, что обучение проходит регионально-исторических центрах традиционных художественных промыслов: д. Федоскино и п. Богородское (Московская область), п. Мстера (Владимирская область), с. Холуй (Ивановская область). Выпускники данного вуза могут осуществлять профессиональную деятельность как «в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; изобразительного искусства; культурно-просветительской и художественно-творческой деятельности», так и в сфере «дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, научных исследований» [14], поэтому они смогут обеспечить знакомство учащихся с традиционными художественными промыслами в школах России.

В то же время ФГОС начального и основного общего образования по изобразительному искусству в РФ не предусматривает единую программу по изучению народных художественных промыслов школьниками. Отдельные элементы или изучаются дискретно, или не изучаются вовсе. В тех программах, в которых изучаются промыслы, информация имеет ознакомительный характер, без глубокого погружения в специфику материала, технологии, историю. При изучении только «визуальной» стороны изделий художественных промыслов, их декоративной функции, происходит отрыв от глубинной сущности традиционных художественных промыслов. Такое положение приводит к тому, что огромный культурный пласт российской культуры, в котором зафиксирован «культурный код» народа остается вне понимания и деятельности современного школьника, а замещается другими, подчас спорными, ценностями.

Литература

1. Бакланова Т.И. Азбука народной культуры. Русская культура для соотечественников: Учебно-методическое пособие для внеурочной деятельности и дополнительного образования детей / Т.И. Бакланова, Е.А. Меньшикова. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - 260 с.

2. Банников В.Н. Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс: Методическое пособие. - Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2012. - 66 с., с ил.

3. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочая программа / С.П. Ломов, Н.В. Долгоаршинных, С.Е. Игнатьев и др. - Москва: Дрофа, 2017. -41 с.

4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.; под ред. Б.М. Неменского. - 5-е изд. -Москва: Просвещение, 2015. - 128 с.

5. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник / И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. - Москва: Академкнига/Учебник, 2014. - 112 с.

6. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. - Москва: Баласс, 2013. - 112 с.

7. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. 7 класс. Методические рекомендации для учителя / И.Э. Кашекова. - Москва: Баласс, 2013. - 112 с.

8. Кашекова И.Э. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 7 кл. / И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. - Москва: Баласс, 2013. -64 с.

9. Ломов С.П. Методология художественного образования: учебное пособие / С.П. Ломов, С.А. Аманжолов; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное

учреждение высш. проф. образования "Московский пед. гос. ун-т". - Москва: Прометей, МПГУ, 2011. - 187 с.

10. Лыкова И.А. «Азбука народной культуры»: образовательная программа духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: Ассоциация «Народные художественные промыслы России»; Издательский дом «Цветной мир», 2017. - 192 с.

11. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.01 / Максимович Валентина Федоровна. -Москва, 2000. - 340 с.

12. Меньшикова Е.А. Изучение традиционных художественных промыслов в школах России в XX веке // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 3. - С. 45-52. - URL: https://www.dpio.ru/arxiv/v1/v11_3.htm (дата обращения: 01.01.2022)

13. Перечень поручений по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области №Пр-912 от 9 мая 2017г. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/54474 (дата обращения: 01.09.2021).

14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №1010 от 13.08.2020 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-54-03-02-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly-1010/ (дата обращения: 01.09.2021).

15. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь.

1 класс. / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - Москва: Просвещение, 2012. - 48 с.

16. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. 6-е изд. -Москва: Просвещение, 2017. - 159 с.: ил. - (Перспектива).

17. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. 5-е изд. -Москва: Просвещение, 2017. - 159 с.: ил. - (Перспектива).

18. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь.

2 класс. / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - Москва: Просвещение, 2018. - 48 с.

19. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. 5-е изд. -Москва: Просвещение, 2017. - 175 с.: ил. - (Перспектива).

20. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь.

3 класс. / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - Москва: Просвещение, 2018. - 80 с.

21. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. 6-е изд. -Москва: Просвещение, 2017. - 175 с.: ил. - (Перспектива).

22. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь.

4 класс. / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - Москва: Просвещение, 2018. - 80 с.

References

1. Baklanova T.I. Azbuka narodnoj kul'tury. Russkaya kul'tura dlya sootechestvennikov: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya vneurochnoj deyatel'nosti i dopolnitel'nogo obrazovaniya detej / T.I. Baklanova, E.A. Men'shikova. - CHeboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2018. - 260 s.

2. Bannikov V.N. Vneurochnaya deyatel'nost' v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya. Narodnoe iskusstvo i hudozhestvennoe tvorchestvo. 1-4 klass: Metodicheskoe posobie. - Hanty-Mansijsk: RIO IRO, 2012. - 66 s., s il.

3. Izobrazitel'noe iskusstvo: 1-4 klassy: rabochaya programma / S.P. Lomov, N.V. Dolgoarshinnyh, S.E. Ignat'ev i dr. - Moskva: Drofa, 2017. - 41 s.

4. Izobrazitel'noe iskusstvo. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov pod redakciej B.M. Nemenskogo. 1-4 klassy: posobie dlya uchitelej obshcheobrazovatel'nyh organizacij / B.M. Nemenskij, L.A. Nemenskaya, N.A. Goryaeva i dr.; pod red. B.M. Nemenskogo. - 5-e izd. - Moskva: Prosveshchenie, 2015. - 128 s.

5. Kashekova I.E. Izobrazitel'noe iskusstvo. 3 kl.: uchebnik / I.E. Kashekova, A.L. Kashekov. - Moskva: Akademkniga/Uchebnik, 2014. - 112 s.

6. Kashekova I.E. Izobrazitel'noe iskusstvo. 7 kl.: ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdenij / I.E. Kashekova, A.L. Kashekov. - Moskva: Balass, 2013. - 112 s.

7. Kashekova I.E. Izobrazitel'noe iskusstvo. 7 klass. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelya / I.E. Kashekova. - Moskva: Balass, 2013. - 112 s.

8. Kashekova I.E. Rabochaya tetrad' k uchebniku «Izobrazitel'noe iskusstvo». 7 kl. / I.E. Kashekova, A.L. Kashekov. - Moskva: Balass, 2013. - 64 s.

9. Lomov S.P. Metodologiya hudozhestvennogo obrazovaniya: uchebnoe posobie / S.P. Lomov, S.A. Amanzholov; M-vo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, Federal'noe gos. byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Moskovskij ped. gos. un-t". - Moskva: Prometej, MPGU, 2011. -187 s.

10. Lykova I.A. «Azbuka narodnoj kul'tury»: obrazovatel'naya programma duhovno-nravstvennogo vospitaniya i hudozhestvenno-esteticheskogo razvitiya detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. - Moskva: Associaciya «Narodnye hudozhestvennye promysly Rossii»; Izdatel'skij dom «Cvetnoj mir», 2017. - 192 s.

11. Maksimovich V.F. Teoriya i praktika podgotovki uchashchihsya po hudozhestvenno-promyshlennym vidam truda v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya (na primere uchebnyh zavedenij tradicionnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva): dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.01 / Maksimovich Valentina Fedorovna. - Moskva, 2000. - 340 s.

12. Men'shikova E.A. Izuchenie tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov v shkolah Rossii v XX veke // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - № 3. - S. 45-52. - URL: https://www.dpio.ru/arxiv/v1/v11_3.htm (data obrashcheniya: 01.01.2022)

13. Perechen' poruchenij po itogam vstrechi s predstavitelyami delovyh organizacij Novgorodskoj oblasti №Pr-912 ot 9 maya 2017g. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/54474 (data obrashcheniya: 01.09.2021).

14. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii №1010 ot 13.08.2020 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». -URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-54-03-02-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly-1010/ (data obrashcheniya: 01.09.2021).

15. SHpikalova T.YA. Izobrazitel'noe iskusstvo. Tvorcheskaya tetrad'. 1 klass. / T.YA. SHpikalova, L.V. Ershova. - Moskva: Prosveshchenie, 2012. - 48 s.

16. SHpikalova T.YA. Izobrazitel'noe iskusstvo. 1 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij / T.YA. SHpikalova, L.V. Ershova. 6-e izd. -Moskva: Prosveshchenie, 2017. - 159 s.: il. - (Perspektiva).

17. SHpikalova T.YA. Izobrazitel'noe iskusstvo. 2 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij / T.YA. SHpikalova, L.V. Ershova. 5-e izd. -Moskva: Prosveshchenie, 2017. - 159 s.: il. - (Perspektiva).

18. SHpikalova T.YA. Izobrazitel'noe iskusstvo. Tvorcheskaya tetrad'. 2 klass. / T.YA. SHpikalova, L.V. Ershova. - Moskva: Prosveshchenie, 2018. - 48 s.

19. SHpikalova T.YA. Izobrazitel'noe iskusstvo. 3 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij / T.YA. SHpikalova, L.V. Ershova. 5-e izd. -Moskva: Prosveshchenie, 2017. - 175 s.: il. - (Perspektiva).

20. SHpikalova T.YA. Izobrazitel'noe iskusstvo. Tvorcheskaya tetrad'. 3 klass. / T.YA. SHpikalova, L.V. Ershova. - Moskva: Prosveshchenie, 2018. - 80 s.

21. SHpikalova T.YA. Izobrazitel'noe iskusstvo. 4 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij / T.YA. SHpikalova, L.V. Ershova. 6-e izd. -Moskva: Prosveshchenie, 2017. - 175 s.: il. - (Perspektiva).

22. SHpikalova T.YA. Izobrazitel'noe iskusstvo. Tvorcheskaya tetrad'. 4 klass. / T.YA. SHpikalova, L.V. Ershova. - Moskva: Prosveshchenie, 2018. - 80 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.