Научная статья на тему 'Изучение традиционных художественных промыслов в школах России в XX веке'

Изучение традиционных художественных промыслов в школах России в XX веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные художественные промыслы / народное искусство / общеобразовательные школы XX века / предмет «изобразительное искусство» / подготовка педагогических кадров. / traditional art crafts / folk art / secondary schools of the XXth century / the subject «fine art» / training of teaching staff.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшикова Е.А.

В статье рассматривается динамика отношения системы общего образования России (до 1917 г.) и СССР в XX веке к изучению традиционных художественных промыслов: владение школьниками конкретным видом мастерства, обусловленным спецификой региона, на высоком художественном уровне в дореволюционный период; изучение некоторых видов художественных промыслов в рамках школьного предмета «Труд» (1918-1934); включение отдельных элементов росписи и резьбы по дереву в предмет «Рисование» (1934-1970), а с начала 1970-х годов – в «Изобразительное искусство». Дан краткий обзор подготовки педагогических кадров для общеобразовательных школ в сфере художественных ремесел, как процесс, непосредственно влияющий на изучение школьниками традиционных художественных промыслов. Период изучения традиционных художественных промыслов в школах России с 1980-х гг. до настоящего времени будет представлен в следующей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of traditional art crafts in Russian schools in the XXth century

The article examines the dynamics of the attitude of the general education system of Russia (before 1917) and the USSR in the XXth century to the study of traditional arts and crafts: the possession by schoolchildren of a specific type of skill, due to the specifics of the region, at a high artistic level in the pre-revolutionary period; the study of some types of arts and crafts within the school subject «Labor» (1918-1934); the inclusion of individual elements of painting and wood carving in the subject «Drawing» (1934-1970), and since the early 1970s in «Fine Art». A brief overview of the training of teachers for secondary schools in the field of arts and crafts is given as a process that directly affects the study of traditional arts and crafts by schoolchildren. The period of studying traditional arts and crafts in Russian schools from the 1980s to the present will be presented in the following article.

Текст научной работы на тему «Изучение традиционных художественных промыслов в школах России в XX веке»

Меньшикова Е.Л., аспирант кафедры теории и методики профессионального образования, директор института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии), 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: menshikova.nkhp@gmail.com

Menshikova Е.А., postgraduate student of the Department of Theory and Methodology of Professional Education, director of the additional education institute of the Higher school offolk arts (academy), lecturer of the Department of Social, Humanitarian and Natural Sciences of the Institute of Traditional Applied Arts - Moscow Branch of the Higher School of Folk Arts (Academy), 115573, Moscow, 14 MusaJalil St., Building 2, e-mail: Menshikova.nkhp@gmail.com

Изучение традиционных художественных промыслов в школах России в XX веке Study of traditional art crafts in Russian schools in the XXth century

Аннотация. В статье рассматривается динамика отношения системы общего образования России (до 1917 г.) и СССР в XX веке к изучению традиционных художественных промыслов: владение школьниками конкретным видом мастерства, обусловленным спецификой региона, на высоком художественном уровне в дореволюционный период; изучение некоторых видов художественных промыслов в рамках школьного предмета «Труд» (1918-1934); включение отдельных элементов росписи и резьбы по дереву в предмет «Рисование» (1934-1970), а с начала 1970-х годов - в «Изобразительное искусство». Дан краткий обзор подготовки педагогических кадров для общеобразовательных школ в сфере художественных ремесел, как процесс, непосредственно влияющий на изучение школьниками традиционных художественных промыслов. Период изучения традиционных художественных промыслов в школах России с 1980-х гг. до настоящего времени будет представлен в следующей статье.

Ключевые слова: традиционные художественные промыслы, народное искусство, общеобразовательные школы XX века, предмет «изобразительное искусство», подготовка педагогических кадров.

Abstract. The article examines the dynamics of the attitude of the general education system of Russia (before 1917) and the USSR in the XXth century to the study of traditional arts and crafts: the possession by schoolchildren of a specific type of skill, due to the specifics of the region, at a high artistic level in the pre-revolutionary period; the study of some types of arts and crafts within the school subject «Labor» (1918-1934); the inclusion of individual elements of painting and wood carving in the subject «Drawing» (1934-1970), and since the early 1970s in «Fine Art». A brief overview of the training of teachers for secondary schools in the field of arts and crafts is given as a process that directly affects the study of

traditional arts and crafts by schoolchildren. The period of studying traditional arts and crafts in Russian schools from the 1980s to the present will be presented in the following article.

Keywords: traditional art crafts, folk art, secondary schools of the XXth century, the subject «fine art», training of teaching staff.

Анализ изучения традиционных художественных промыслов в школах России предполагает уточнение сути термина «традиционные художественные промыслы». Традиционные художественные промыслы -часть народного искусства, которое, по определению М.А. Некрасовой, является «огромным миром духовного опыта народа, художественных идей, постоянно питающих профессионально-художественную культуру» [11].

В.Ф. Максимович акцентирует внимание на духовных и творческих основаниях традиционных художественных промыслов, отмечая, что они являются «несметным художественным, духовным, нравственным, эстетическим, технологическим и материальным богатством, в котором так полно открывается душа и характер человека, его миропонимание, идеи и мечты, история, взаимоотношения с другими народами...» [7, с. 8].

Понятие «традиционное художественные промыслы», согласно исследованию И.И. Куракиной, входит в научно-понятийное поле «народное искусство - народные художественные промыслы - традиционные народные художественные промыслы - традиционное прикладное искусство», представляя значимый компонент данной системы, поскольку каждый из видов этого искусства «обладает регионально-историческими художественно-технологическими, колористическими, конструктивными, эстетическими особенностями, что определяется базовой сущностью самого искусства» [5, с. 25].

Учитывая высокую духовную и эстетическую ценность традиционных художественных промыслов, отмечаемую всеми авторами, роль искусства в воспитании и развитии человека, естественна потребность в приобщении к ним подрастающего поколения, приобретении детьми, подростками и молодежью знаний о народной культуре в целом и навыков самореализации в каком-либо виде традиционных художественных промыслов. В связи с этим важно рассмотреть динамику отношения отечественной системы образования к обучению традиционным художественным промыслам.

К началу XX века сельские и городские ремесла и промыслы составляли особую отрасль общественного производства - кустарную художественную промышленность. «Кустарные промыслы», за которыми позднее закрепляется понятие «художественные промыслы» - это мелкое индивидуальное ручное производство промышленных изделий с характерными художественно-техническими особенностями на основе личного мастерства художника с применением простых орудий труда [8, с. 7].

В разных типах учебных заведений, таких как: гимназии, сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища,

церковно-приходские школы кроме общеобразовательных предметов вводилось обучение ручному труду (ремесло для мальчиков и рукоделие для девочек).

На основе анализа экспонатов Всероссийской кустарной выставки 1913 г. в Петербурге, организованной под покровительством императрицы Александры Федоровны, можно сделать вывод о существовании значительного количества училищ, в которых изучались традиционные художественные промыслы. Фотографии экспонатов, краткое описание центров народного искусства, список участников отражены в репринтном издании каталога выставки [16]. На выставке были представлены образцы изделий не только кустарей-художников, но и работы детей - учеников училищ и церковно-приходских школ:

- игрушки из папье-маше, мастики, бумажной массы учебной мастерской Московского губернского земства в Сергиевом Посаде [16, таблица III];

- образцы плахтовых материй Олефировской учебной ткацкой мастерской Миргородского уездного земства Полтавской губернии [16, таблица XIII];

- ковры учениц коврового отделения состоящей под Августейшим покровительством Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц [16, таблица XVII];

- ковры гладкие и бархатные ковровой учебной мастерской Суджанского земства Курской области [16, таблица XXI и XXII];

- изделия с вышивкой и кружевом учебно-показательного коврового и вышивального пункта A.B. Семиградовой и Е.И. Прибыльской в с. Скопцы Переяславского уезда Полтавской губернии [16, таблица XXXIX];

- изделия кружевного отдела при Гоньбинской церковно-приходской школе B.JI. Граве, в Малмыжском уезде Вятской губернии [16, таблица I.II];

- кружевные изделия Кадомской школы кружевниц М.Ю. Авиной, в Тамбовской губернии [16, таблицы I.III и I.IV];

- кружевные изделия Кукарской школы кружевниц, Вятской губернии [16, таблица I.VI];

- ювелирные изделия учеников Красносельской художественно-ремесленной школы Министерства Торговли и Промышленности, в с. Большом-Красном Костромской губернии [16, таблица 1.Х1].

Представленный список изделий, школ и разнообразие территорий говорит о широком распространении, а фотографии - о высоком качестве изделий ручного труда, выполняемых учащимися. По художественным и техническим характеристикам эти работы не уступали работам опытных кустарей-художников.

Важно, что школы, в которых были изготовлены представленные на выставке изделия, находились в центрах традиционных художественных

промыслов: селах Кукарка (Вятской губернии), Кадом (Тамбовской губернии), Скопцы (Полтавской губернии) и др.

Высокий художественный уровень детских работ был обеспечен тем, что учителя школ владели исполнительским мастерством традиционных художественных промыслов на профессиональном уровне. Преподаватели специальных дисциплин (кружевоплетение, токарно-столярное производство, золотное шитье) были выпускниками ремесленных училищ и педагогических семинарий. Содержание обучения в программах учительских семинарий в начале XX века включало обучение в сфере художественных промыслов и ремесел тех регионов, где будет работать педагог. Выпускники учительских семинарий знали художественно-стилистические особенности и владели технологией конкретного вида традиционного художественного промысла, что позволяло им, с одной стороны, передавать свои знания и умения обучающимся, с другой - развивать промысел, создавая новые сюжеты, техники, образцы. Согласно статистическим данным, на 1 января 1917 г. в России функционировало 145 мужских и 26 женских учительских семинарий [17].

Образовательная программа некоторых школ начала XX века (к 1917 г. - более 500) включала курс ручного труда [2]. Он разрабатывался в России на основе подхода O.A. Саломона (шведская система трудового обучения, пользовавшаяся в Европе большой известностью в начале XX века), обсуждался на заседаниях Постоянной комиссии по техническому образованию, рекомендовался к использованию в школах для рабочих и их детей [4]. Программа по ручному труду для детей 6-10 лет предполагала: лепку из глины, плетение из соломы, лыка и пеньки, шитье и вязание. Уроки были теоретические (педагог знакомил с инструментом, технологией и материалами промыслов) и практические в мастерских. Ручной труд должен был дать школьникам общие навыки ручной работы и начальные знания о художественном промысле, привить любовь к трудовой деятельности, развивать внимание, прилежность и другие качества и навыки. Итоговыми работами, завершающими курс, были предметы мебели, плетеные корзины, вышитые салфетки, некоторые из них были представлены на выставке 1913 г.

Российский педагог, один из первых специалистов преподавания трудового обучения, К.Ю. Цируль апробирует подход О. Саломона в Санкт-Петербургском учительском институте и акцентирует внимание на «исполнение задач на законченных, практически полезных предметах, расположенных по степени трудности» [13]. В.Ф. Максимович отмечает, что К.Ю. Цируль особое внимание уделяет развитию детей, которые занимаются ручным трудом. Строгая последовательность действий, взаимодействие рук и глаз способствует развитию моторики. Параллельно с физическим воспитанием ручной труд формирует и нравственные качества, такие как уважение к труду, ответственность, трудолюбие, аккуратность. Отметим, что К.Ю. Цируль считал ручной труд необходимым для воспитания не только детей рабочих, но и детей царской семьи, обучал ручному труду царевичей

Михаила и Алексея [18]. В Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама - Сергиево-Посадском филиале Высшей школы народных искусств - представлен набор для тиснения по коже, принадлежавший цесаревичу Алексею, а также наборы инструментов для обработки дерева, принадлежавшие дочерям Николая II.

После революции 1917 г. советским правительством была поставлена задача внедрения всеобщей грамотности населения. Она решилась путем создания единой трудовой школы с бесплатным, обязательным и совместным обучением для всех слоев общества. Школьная программа включала: естествознание, географию, математику, обществоведение, родной язык, иностранный язык, музыкальное образование, рисование, ручной труд.

В программу предмета «Ручной труд» входило изучение технологии ремесленной деятельности: художественная обработка древесины, обработка металла, вышивка. В регионально-исторических местах бытования промыслов (село Кадом Рязанской области, г. Советск - бывшее село Кукарка Вятской губернии и др.) продолжали изучать конкретный вид традиционного художественного промысла, как это было в дореволюционный период.

В связи с изменением школьной программы выявилась потребность включения в профессиональную подготовку учителей начальной и средней школы изучения местных традиционных художественных промыслов и ремесел.

После революции 1917 г. типовое разнообразие учебных заведений сократилось. Вместо сельских народных и городских училищ, подведомственных Министерству народного просвещения, церковноприходских школ Священного синода и школ различных ведомств (Министерства внутренний дел, железнодорожных, казачьих и т.д.) формируется «единая трудовая школа». Одновременно продолжается работа по популяризации народного искусства, в 1932 г. создается Научно-исследовательский институт художественно-кустарной промышленности и отдела образцов и промыслов; вводится в научный оборот понятие «художественные промыслы».

Теория художественного воспитания в СССР строилась на научных исследованиях A.B. Бакушинского, который осуществлял искусствоведческую деятельность, направленную, в том числе, на изучение народного искусства [1]. Для апробации своей теории свободного творчества детей школьного возраста он привлек группу художников-педагогов, работающих с детьми в детских садах, школах, художественных музеях. Итоги работы группы отражены в монографии A.B. Бакушинского «Художественное творчество и воспитание», содержащей методику художественного воспитания детей разного возраста, основы педагогического руководства художественно-творческим развитием детей и подростков в общеобразовательной школе, в студиях и в музеях, в том числе, средствами традиционных художественных промыслов.

С 1943 г. в связи с постановлением народных комиссаров РСФСР «О мероприятиях по восстановлению и развитию народных художественных промыслов в РСФСР», термин «народные художественные промыслы» начал использоваться повсеместно.

В военные и особенно послевоенные годы меняются требования к содержанию в сфере трудового обучения. Возникает потребность знакомства школьников с важнейшими отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства, профессиональной подготовки к трудовой деятельности на базе учебных заведений и цехов предприятий. Школьники получают знания и навыки базовых технологических приемов: резьбы по дереву, лепки из глины, вышивки и др. Появляются учебники и учебные пособия по ремеслам, обеспечивающие преподавания предмета «Труд». Например, содержание учебного пособия «Юным рукодельницам» (1951) [14] включало как относительно простые типы вышивки (различные мережки), так и более сложные, например, строчка по письму. Резьба по дереву представлена в пособиях Л.П. Левина [6], C.B. Милюкова [15], А. Мартенссона [12], в которых даны краткие сведения из истории, технологическое описание и практические упражнения на освоение основных приемов русской резьбы по дереву. Материал пособий систематизирован согласно последовательности процесса обучения.

В 1940-1950-е гг. изучение традиционных художественных промыслов практически не входит в содержание обучения по предмету рисования. Отдельные элементы декоративной росписи включены в учебники для начальной школы лишь в конце 1950-х - начале 1960-х г., например, учебник H.H. Ростовцева «Рисование. 2 класс» [10], в котором даны описания мотивов пермогорской и хохломской художественной росписи по дереву. Задание на повторение декоративного элемента занимают 2 часа в год. На уроках рисования (3 класс) продолжается изучение орнамента на основе художественной росписи по дереву, в упражнения включены задания на копирование образца декоративной тарелки с хохломской росписью. Анализ учебников H.H. Ростовцева по рисованию показал, что в 1 классе художественные промыслы не изучались, во втором - четвертом классах изучению промыслов уделялось по 2 часа в год. В учебники H.H. Ростовцева включены задания на копирование декоративных элементов художественных промыслов (например, нарисовать салфетку с традиционной художественной вышивкой).

В конце 1960-х гг. коллективом авторов (под руководством С.А. Федорова) издана серия учебников «Изобразительное искусство» для 1-4 классов. В них выделен раздел «Декоративно-прикладное искусство» (10 часов в год), в котором дается краткое описание творчества народных художников и их деятельности. В качестве иллюстрации представлены изображение шкатулки с палехской лаковой миниатюрной живописью, изделия богородской резьбы по дереву, хохломские поставки. Задания составлены таким образом, чтобы школьник смог ответить на вопросы: «что

такое искусство?», «как изготавливаются шкатулки из папье-маше?», «какие природные материалы используются в народном искусстве?» и др.

В 1970-е годы в общеобразовательных школах элементы традиционных художественных промыслов изучались в рамках предмета «Рисование» (1 час в неделю в 1-7 классы). Школьники рисовали с натуры отдельные предметы и группы предметов (18 часов в год), знакомились с декоративно-прикладным искусством (6 часов в год), рисовали на заданные темы (6 часов в год), проводились беседы об искусстве (6 часов в год).

В 1980-е годы издано учебное пособие Н.М. Конышевой «Лепка в начальных классах» [3], знакомящее с основными технологиями лепки из глины и историей глиняных игрушек.

Регионально-исторические и художественно-стилистические аспекты традиционных художественных промыслов во второй половине XX века изучались в единичных общеобразовательных школах. Так, в Кубачинской средней общеобразовательной школе им. А.Г. Караева с углубленным изучением основ кубачинского искусства (село Кубачи, Дагестан) получали базовые навыки художественной обработки серебра: гравировки, чеканки, филиграни.

Таким образом, можно сделать вывод: динамика обучения традиционным художественным промыслам в школах России подчинялась идеологическим соображениям и приоритетным взглядам на воспитание гражданина. Если в начале XX века учащиеся общеобразовательных учреждений в центрах конкретного центра традиционного художественного промысла достаточно глубоко осваивали техники и приемы изготовления изделий, то в советское время единая учебная программа не предусматривала серьезного погружения в традиционные художественные промыслы. Отдельные уроки, посвященные освоению декоративно-прикладного искусства, поверхностно знакомили с некоторыми наиболее популярными видами традиционных художественных промыслов: жостовская и хохломская декоративная роспись, гжельская керамика, дымковская игрушка.

Содержание обучения не предусматривало выполнение учениками собственной творческой работы, а время, отведенное на изучение прикладного искусства, не позволяло освоить элементарные приемы художественного промысла. Этот фактор повлиял на отношение населения к художественным промыслам - снижение уважения к этому виду искусству, сведя его восприятие до уровня сувенирной продукции. К сожалению, системой общего образования не в полной мере учитывался мощный воспитательный, духовно-нравственный потенциал традиционных художественных промыслов.

Возрождение интереса к традиционным художественным промыслам, сохранение и развитие технологий этого искусства, подготовка высококвалифицированных кадров в традиционных художественных промыслов, реализуемые в настоящее время Высшей школой народных искусств (академией) и ее филиалами, способствует не только росту интереса к ручному труду, но и к престижу национальных традиций России.

Литература

1. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств. - Москва: Карапуз, 2009. - 302 с.

2. Екояма Е., Котряхов Н. В. Ручной труд в образовательных учреждениях России (1884 - 1917 гг.) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 23 октября 2007. - URL: https://portalus.ru/modules/slikola/ms_readme.php?subaction=sliowfull&id=11931 42623&archive=1195596785&start_from=&ucat=& (дата обращения: 27.06.2021).

3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. - Москва: Просвещение, 1985. - 80 с.

4. Котряхов Н.В. Ручной труд в образовательных учреждениях России (1884-1917) / Н.В. Кохтяров // Педагогика. - 2003. - Выпуск 10. - С. 73-80.

5. Куракина И.И. Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Куракина Ирина Игоревна. - Санкт-Петербург, 2018. - 263 с.

6. Левин Л.П. Резьба по дереву. - Москва: КОИЗ, 1957. - 237 с.

7. Максимович В.Ф. Пути обновления профессионального образования в традиционном прикладном искусстве // Вопросы культурологии. - 2013. - № 8. - С. 8-16.

8. Мамонтова H.H. Закономерности развития народных ремесел и промыслов в России XVIII - начала XIX века / H.H. Мамонтова // Сборник научных трудов научно-исследовательского института художественной промышленности. - Москва: [б/и] 1991. - С. 3-70.

9. Мартенссон А. Начинаем мастерить из древесины. - Москва: Просвещение, 1981. - 62 с.

10. Милюков C.B. Как научиться резьбе по дереву. - Москва: Профтехиздат, 1960. - 120 с.

11. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М.А. Некрасова. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с. - URL: httpsV/www.booksite.ru/fulltext/nekra/sova/narod/l.htm (дата обращения: 23.09.2021).

12. Окушова Г. А. Подготовка учительских кадров в дореволюционной России / Г.А. Окушева // Вестник ТГПУ. - 2010. - Выпуск 11.-С. 80-85.

13. Памятная записка о введении и преподавании ручного труда в С,-Пб. учительском институте: 17/Х-1884 г. - 17/Х-1909 г. / Составил К.Ю. Цируль преп. СПб. учит, ин-та... - Санкт-Петербург: тип. журн. «Строитель», 1910. - С. 88.

14. Рогова О.А, Чернышева A.A. Юным рукодельницам / O.A. Рогова, A.A. Чернышева. - Ленинград: Детгиз, 1951. -223 с.

15. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - Москва: Агар, 1998. - 250 с.

16. Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году. - Репринтное издание 1914 года. - Санкт-Петербург: Альфарет, 2008. - 132 с.

17. Хитарян М. Г. Трудовое воспитание и политехническое обучение в советской школе накануне перехода ко всеобщему среднему образованию (1937-1956 гг.): Ист.-пед. очерки / Череповец, гос. пед. ин-т. - Вологда: Сев,-Зап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние, 1974. - 219 с.

18. Шабалов С.М. Политехническое обучение в средней школе: Автореферат дис., представленной на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ин-т теории и истории педагогики АПН РСФСР. -Москва: [б/и] 1954.-24 с.

References

1. Bakushinskij A.V. Hudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie: opyt issledovaniya na materiale prostranstvennyh iskusstv. - Moskva: Karapuz, 2009. -302 s.

2. Ekoyamo E., Kohtyarov N.V. Ruchnoy trud v obrazovatelnyh uchrezdeniyah Rossii (1884 - 1917 gg.) // Moskva: Nauchnaya cifrovaya biblioteka PORTALUS.RU. Data: 23 oktyabrya 2007. - URL: https://portalus.m/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=l 1931 42623&archive=1195596785&start_from=&ucat=& (data obrashcheniya: 27.06.2021).

3. Konysheva N.M. Lepka v nachal'nyh klassah. - Moskva: Prosveshchenie, 1985. - 80 s.

4. KotryahovN.V. Ruchnoj trud v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyahRossii (1884-1917)/N.V. Kohtyarov//Pedagogika. -2003. -N 10. -S. 73-80.

5. Kurakina I.I. Soderzanie obucheniya teorii I istorii tradicionnogo prikladnogo iskusstva v profilnom vicshem obrazovanii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kurakina Irina. - Sankt-Peterburg, 2018. - 263 s.

6. Levin L.P. Rezba po derevy. - Moskva: KOIZ, 1957. - 237 c.

7. Maksimovich V.F. Puti obnovleniya professionalnogo obrazovaniya v tradicionnom prikladnom iskusstve // Voprosy kulturologii. - 2013. - № 8. - S. 8-16.

8. Mamontova N.N. Zakonomernosty razvitiya narodnyh remesel i promyslov v Rossii XVIII - nachala XIX veka / N.N. Mamontova // Sbornik nauchnyh trudov nauchno-issledovatelskogo instituta hudozestvennoy promyshlennosti. Moskva: [b/i] 1991. - S. 3-70.

9. Martensson A. Nachinaem masterit iz drevisiny. - Moskva: Prosveschenie, 1981. - 62 c.

10. Milukov S.V. Как naychitsya rezbe po derevy. - Moskva: Proftehizdat, 1960. - 120 c.

11. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kultury: teoriya I praktika / M.A. Nekrasova. - Moskva: Izobrazitelnoe iskusstvo, 1983. - 343 s. -URL: https://www.booksite.ru/fulltext/nekra/sova/narod/Llitm (data obrashcheniya: 27.06.2021).

12. Okushova G.A. Podgotovka uchitel'skih kadrov v dorevolyucionnoj Rossii / G.A. Okusheva // Vestnik TGPU. - 2010. - vypusk 11. - S. 80-85.

13. Pamyatnaya zapiska o wedenii i prepodavanii ruchnogo truda v S.-Pb. uchi-tel'skom institute: 17/H-1884 g. - 17/H-1909 g. / Sostavil K.YU. Cirul' prep. Spb. uchit. in-ta... - Sankt-Peterburg: tip. zurn. Stroitel, 1910 - S. 88.

14. Rogova O.A, CHernysheva A.A. YUnym rukodel'nicam / O.A. Rogova, A.A. CHernysheva. - Leningrad: Detgis 1951. -223 s.

15. Rostovcev N.N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole. - Moskva: Agar 1998. - 250 s.

16. Russkoe narodnoe iskusstvo na Vtoroy Vserossiyskoy rustarnoy vystavke v Petrograde v 1913 gody. - Reprintnoe izdanie 1914 goda. - Sankt-Peterburg: Alfaret, 2008. - 132 c.

17. Hitaryan M.N. Trudovoe vospitanie I politehnicheskoe obuchenie v svetskoy shkole (1937-1956 gg.): Ist.-ped. ocherki / Cherepovesc - Vologda: Sev.-Zap. kn. Iz-vo. Vologodskoe otdelenie, 1974. -219 s.

18. SHabalov S.M. Politekhnicheskoe obuchenie v srednej shkole: Avtoreferat dis., predstavlennoj na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk / In-t teorii i istorii pedagogiki APN RSFSR. - Moskva: [b/i] 1954.-24 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.