Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ВОСТОКА» В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УЗБЕКИСТАНА'

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ВОСТОКА» В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
159
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пушкин / Восток / тема / творчество / арабская литература / восточные мотивы / культура / Pushkin / East / theme / creativity / Arabic literature / oriental motifs / culture

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжен, Е. В., Бавбекова, З. Р.

В статье рассматривается зарождение, развитие и творческое воплощение темы Востока в творчестве А.С. Пушкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чжен, Е. В., Бавбекова, З. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE TOPIC OF THE "EAST" IN THE WORKS OF A.S. PUSHKIN IN EXTRACURRICULAR READING LESSONS IN GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS OF UZBEKISTAN

The article deals with the origin, development and creative embodiment of the theme of the East in the work of A.S. Pushkin.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ВОСТОКА» В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УЗБЕКИСТАНА»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ВОСТОКА» В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА НА

УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УЗБЕКИСТАНА

Чжен Е.В., доцент НамГУ, Бавбекова З.Р., магистрант НамГУ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается зарождение, развитие и творческое воплощение темы Востока в творчестве А.С. Пушкина.

Ключевые слова: Пушкин, Восток, тема, творчество, арабская литература, восточные мотивы, культура

The article deals with the origin, development and creative embodiment of the theme of the East in the work ofA.S. Pushkin.

Keywords: Pushkin, East, theme, creativity, Arabic literature, oriental motifs, culture

ВВЕДЕНИЕ

Восток в русской литературе, основоположником которой является А.С. Пушкин, в нынешнее время стала занимать все большее место в гуманитарной науке. Тема для нас очень актуальна, так как мы живём на Востоке. Для учащихся средних общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений будет целесообразно, наряду с выдающимися произведениями, такими как: «Евгений Онегин», «Дубровский», «Капитанская дочка», изучать «Подражания Корану», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и др. Наша задача как учителей-словесников, открыть для учеников ту страницу творчества великого поэта, которую они еще не изучали. Изучить тематику и динамику восточных мотивов в творчестве А.С. Пушкина, выявить какие-то особенности воздействия литературы Востока на творчество поэта. Результаты совместной работы применять на уроках внеклассного чтения либо на тематических внеклассных мероприятиях.

Несмотря на то, что проделано много исследований и работ в области изучения интереса Пушкина к Востоку, вопросов меньше не становится. По какой причине Восток привлекал поэта? Каково было значение Востока? Какие восточные образы импонировали ему? Эти вопросы побудили нас рассмотреть тему восточных мотивов в творчестве А.С. Пушкина.

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Как нам известно, с Кораном (основной книгой исламской религии) Пушкин познакомился еще во время учёбы в Лицее. Первое представление об истоках древних религий, Исламе, об арабской и персидской литературе лицеисты получили на лекциях профессора истории И.К. Кайданова. Юный поэт читал множество тематической литературы, содержавшей исторические факты разных народов, легенды и мифы. В этой литературе говорилось также об образовании восточных стран и их правителях. Пушкин был покорён. Со слов других, в представлении поэта, рисовались картины прошлого неизвестной для него культуры. В выдающихся произведениях поэта «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», поэмах южного цикла в полной мере изображены восточные мотивы.

Прочитать Коран в переводе М.И. Веревкина, Пушкину удалось во время южной ссылки. Он не только читает его, он и изучает эту книгу. Эта книга служила для поэта образцом культуры. Представляла собой истинную кладезь знаний и мудрости. Долгое время священная книга мусульман была незримым спутником и советчиком Пушкина. Опираясь на перевод Веревкина, поэт создал свой знаменитый цикл из 9 стихотворений. Коран дал возможность А.С. Пушкину познать интересный и новый для русского человека мир. Этот мир Пушкин описывает в цикле стихотворений «Подражания Корану». Цикл очень богат и насыщен восточными мотивами с кораническим содержанием. В нём поэт нашёл новые идеи, образы и чувства. Именно они стали составной частью его мировоззрения и творчества.

«Подражания Корану» стали значимым событием в творчестве Пушкина. Его внимание к Востоку росло всё больше. В последующем, источники «Подражаний Корану» и условия, в которых они создавались, были исследованы Б. Томашевским, С. Рассадиным и, более целенаправленно Д.И. Белкиным [Белкин, 2005] и Н.М. Лобиковой [Лобикова, 2004]. В работах этих исследователей прослежено влияние на восточную тему в творчествне поэта И. Кайданова, О. Сенковского, А. Болдырева, Н. Бичурина и др. Они своим ориентализмом в той или иной степени имели влияние на поэта.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В работе Н.М. Лобиковой «Пушкин и Восток» исследуется тема «ориентализма» в творчестве поэта. Это очерк, посвященный анализу некоторых поэтических произведений А.С. Пушкина, которые связаны с восточной тематикой: поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Руслан и Людмила» и

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

«Подражания Корану». Сопоставляя поэму «Руслан и Людмила» и сказки из «Тысячи и одной ночи», Лобикова наглядно отмечает явное влияние арабских сказок на поэму Пушкина. Исследовательница утверждала, что Коран интересовал поэта с нравственной, общефилософской, и, главное, с поэтической стороны, нежели с религиозно-культурной. Анализируя «Подражания Корану», по мнению Лобиковой, «следует выявить как субъективную, так и объективную стороны его поэтического содержания, которые органически слились в «Подражаниях Корану»» [2, 64].

В статье также отмечается, что в цикле отражаются оба начала: говорится, Пушкин реалистически воссоздает некие особенности аpабскoй культуpы, стремится объективно представить Кopан и его твopца Мухаммеда. Пушкин в одно и то же время развивает в этом цикле мысли о пoэте-пpopoке и о его важном общественном назначении. [2, 127]. В работе говорится, что когда идёт речь об автобиографичности и лиричности «Подражаний Корану», мы косвенно видим комплекс переживаний Пушкина, связанных с южной ссылкой, сквозь объективное описание определённых особенностей Корана и его творца Мухаммеда.

Пушкин приводил некие параллели между биографией Мухаммеда и своим жизненным обстоятельством, в частности, касательно изгнания и бегства пророка из Мекки в Медину.

С. Рассадин утверждал, что благодаря Корану, Пушкин высказал свои представления о назначении поэта, предполагал, что Коран очаровал Пушкина своим поэтическим достоинством, так как в нём изображено лицо народа, не знакомого Пушкину [3, 225-227].

В статье Л.А. Тартаковской «Путешествие в Арзрум» художественное исследование Востока» говорится об изменениях взглядов Пушкина на Восток, о его серьезном восприятии «ориентального мира», раскрывается характер его споров с литераторами-современниками, которые затрагивали тему «ориентальной проблематики» [4, 154].

Говоря о работах, посвященных роли Востока в творчестве А.С. Пушкина, следует отметить работу Д.И. Белкина «Тема зарубежного Востока в творчестве А.С. Пушкина» [1, 104-116]. В данной статье автора интересует следующее: источники, из которых Пушкин почерпнул сведения об арабском Востоке, и выявление признаков ориентализма в творчестве поэта. Д.И. Белкиным были проанализированы произведения Пушкина, было исследовано большое количество работ касательно интересующих вопросов. Тщательного

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ознакомившись с работами авторов разных периодов, исследователь делает вывод, что «восточная тематика переплетается у Пушкина с фактами его собственной биографии и истории его рода».

Всем известно, что А.С. Пушкин - величайший поэт русской литературы и его произведения восхищают нас до глубины души. Критик Аполлон-Григорьев говорил: «Пушкин наше все». Он действительно был этим всем. Поэт действительно переживал всей душой проблемы и беды своего народа. И было бы несправедливо считать, что для поэта важен лишь русский народ, ибо наравне с исконно-русскими произведениями были созданы величайшие произведения, в которых описывается жизнь людей, совсем не схожих по образу жизни, мыслей и быта русского народа. Благодаря этим особенностям они и стали шедеврами! Ведь откуда еще можно узнать о страстной и преданной натуре восточных женщин, об уважении младшего поколения к старшему или о воинственной и всесильной, но такой ранимой душе кавказских мужчин?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая эти произведения, мы осознаем, что непревзойденный талант А.С. Пушкина заставляет читателя вместе с героями пережить те эмоции, которые ранее оставались неведомыми непривыкшим к такой горячности душам, разбудить у читателей мысль о «всеотзывчивости русской литературы», которая раскрывается, в том числе, и в умении понять и принять культуру, традиции и религию другого народа в своем творческом освоении [5, 18].

REFERENCES

1. Белкин Д.И. Тема зарубежного Востока в творчестве А.С. Пушкина - М., Просвещение, 2005

2. Лобикова Н.М. «Пушкин и Восток»- М: Учитель, 2004

3. Рассадин С. Восточные мотивы Пушкина - М, Прогресс, 2016

4. Тартаковская Л.А. Путешествие в Арзрум - М. 2001

5. Vitalevna, C. Y. (2020). Personally-oriented approach in upbringing students in the system of lifelong education. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(11), 415-419.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.