Научная статья на тему 'Изучение текстов фронтовых писем и общение с ветеранами Великой Отечественной войны как ресурс взаимопонимания поколений'

Изучение текстов фронтовых писем и общение с ветеранами Великой Отечественной войны как ресурс взаимопонимания поколений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1140
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриева Елена Юрьевна

В статье освещаются некоторые мероприятия гражданско-патриотического воспитания, проводимые педагогами дополнительного образования в содружестве с различными общественными организациями, такими как РДООУ «Родники». Автор, как педагог-практик описывает мероприятия поисково-исследовательской деятельности: выставка фронтовых писем, уроки мужества в школах, добротворческая акция «Тимуровцы 21 века», интеллектуальная игра «Время Победы!» и публикация одноименной книги, интервью с ветеранами «Десант Памяти», участие в комплексном проекте «Семь шагов Победы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение текстов фронтовых писем и общение с ветеранами Великой Отечественной войны как ресурс взаимопонимания поколений»

Елена Юрьевна Дмитриева

ДД(Ю)Т, г. Ижевск.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТОВ ФРОНТОВЫХ ПИСЕМ И ОБЩЕНИЕ С ВЕТЕРАНАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК РЕСУРС ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ПОКОЛЕНИЙ

В статье освещаются некоторые мероприятия гражданско-патриотического воспитания, проводимые педагогами дополнительного образования в содружестве с различными общественными организациями, такими как РДООУ «Родники». Автор, как педагог-практик описывает мероприятия поисково-исследовательской деятельности: выставка фронтовых писем, уроки мужества в школах, добротворческая акция «Тимуровцы 21 века», интеллектуальная игра «Время Победы!» и публикация одноименной книги, интервью с ветеранами «Десант Памяти», участие в комплексном проекте «Семь шагов Победы».

В знаменательный год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мы вновь и вновь обращаемся к бесценным историческим источникам прошедших лет и героическим страницам истории нашей Родины. Высокий патриотический дух советских солдат всегда будет служить для будущих поколений примером гражданского подвига и служения Отечеству. Нельзя терять то, чем всегда славилась Россия: память, честь, любовь к родной земле. Народ, утративший память, утратит и уважение других народов к себе.

В этой связи представляется совершенно необходимым использование фронтовых писем периода 1941 - 1945 гг., как специфического исторического источника, в процессе гражданско-патриотического воспитания. Фронтовые письма - это документы огромной нравственной силы, которые никого не оставляют равнодушными. Они пробуждают интерес к истории своей семьи, к семейным архивам, а значит, и к истории Отечества. Письма с фронта, военные фотографии - самые дорогие военные реликвии многих российских семей. Изучение текстов писем и общение с ветеранами

способствуют установлению контакта и взаимопониманию поколений. Цель передовой педагогической общественности в данном направлении -исследовать и сохранить фронтовые письма воинов, ушедших на фронт из Удмуртии. Актуальность поиска и изучения этого информационного ресурса заключается в том, что он является носителем особой атмосферы военного времени. Работу по сбору и систематизации фронтовых писем мы начали с акции-обращения: «Загляните в семейный архив». Как показывает практика, в большом объеме сохранились письма погибших воинов, как память о них.

По итогам поисково-исследовательской деятельности осенью 2014 года нами была налажена совместная деятельность с УРДОО «Родники», открыта выставка фронтовых писем, проведены уроки мужества в школах, прошли социальноориентированные акции, интеллектуальная игра «Время Победы!», выпущен сборник детских творческих работ [1, с.38].

Фото 1. Участники школы поисковика-исследователя в рамках проекта «Виртуальный музей памяти - 7 шагов Победы» в холле Дворца детского юношеского творчества

г. Ижевска, февраль 2015 г.

В интерактивной выставке «Фронтовые письма» приняли участие учащиеся многих школ города. Целью выставки стало развитие интереса детей к изучению истории своей семьи и страны через фронтовые письма, формирование чувства патриотизма и уважения к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны. Организаторами выставки выступили Управление образования Администрации города Ижевска, Национальный музей Удмуртской Республики им. К. Герда, Республиканский центр дополнительного образования детей, МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества».

В интерактивной выставке «Фронтовые письма» можно выделить несколько самостоятельных разделов. Первый раздел выставки рассказывал об особенностях военно-полевой почты, таких как шифры полевой почты, работа военной цензуры, агитационное оформление конвертов, о трудностях профессии почтальонов на фронте и др.

Фото 2. Учащиеся школы № 28 г. Ижевска на защите исследовательских работ, посвященных фронтовым письмам, зима 2014 г.

В экспозиции выставки были представлены выдержки из исследовательских и творческих работ, посвященных изучению писем из

семейных архивов. Работы юных исследователей отражают внутреннюю потребность ребят найти ответы на вопросы о подвиге, отваге, о чести и необходимости защищать Родину.

Второй раздел выставки был посвящен содержанию писем. Особенно внимательно прочитывались и обсуждались письма бойцов с фронта перед решающим боем. Третий раздел рассказывал о посылках школьников на фронт и о работе тимуровских команд в годы войны.

В конце просмотра выставки школьники работали над исторической реконструкцией писем военных лет. Экскурсантов делили на две группы: одна группа детей - это «бойцы на фронте», другая - «труженики тыла». Группам предлагалось самим написать настоящим пером и чернилами или простым карандашом того времени письмо от имени фронтовика домой, или от имени родных и близких бойцу на фронт. Как представляют войну современные школьники, насколько сопереживают и что чувствуют после просмотра экспозиции выставки, можно понять из этих своеобразных писем-реконструкций, объединённых общим названием «Дорогие мои родные....»

Вот некоторые образцы таких «писем на фронт», написанные учениками ижевских школ:

«Дорогой боец! Поскорей бы закончилась война. У нас всё хорошо, шьём одежду. Желаю тебе здоровья и жизни. Поскорей бы ты вернулся домой! От Лизы».

«Дорогой боец. У нас всё хорошо. Мы сегодня собирали лекарственные травы. Держитесь там. И будьте спокойны за нас. Боритесь за Родину. Но возвращайтесь живыми. Катя».

«Здравствуй, дорогой папочка! Наконец пришла весна, но пока ещё холодно. По радио передавали, что Красная армия перешла в наступление и взяла город Ростов-на-Дону. Мы так радовались! Может быть, и ты где-то там. Мне уже исполнилось 13 лет, и я работаю на заводе - упаковываю настоящие снаряды! И Петька из соседнего дома, и Маша, и Танька - мы все стараемся для фронта, для победы. Правда, иногда устаём и спим тут -в цехе. Зато нам дают карточки рабочих, и мы получаем хлеб, как взрослые. Часть я отношу домой братишке. Он часто спрашивает про тебя,

а мама плачет. Ждём твоих писем, любим тебя. Поскорей разбей фашистов и приезжай домой! 08.04. 1943 г. От дочери Арины».

А вот некоторые образцы «писем с фронта», написанные нынешними подростками:

«Дорогая мама, пишу тебе письмо с фронта. Спешу сообщить, что я жива и здорова. Я служу в роте разведчиков. Недавно мы взяли в плен фашистского офицера. Скоро будем наступать. Как вы поживаете? Здоровы ли вы, хватает ли денег? Я получила благодарность. Если бы ты знала, как страшно, когда на каждом шагу гранаты и мины. Напишу, когда будет свободная минутка. Меньшиковой Светлане».

«Дорогая Анка! Надеюсь, что написанное письмо дойдёт до тебя. Сейчас глубокая ночь, сижу в большой хате. Вокруг меня на лавках, на лежанке, на полу спят мои дорогие товарищи. Напротив меня - комиссар. Он, как и я, не спит уже третью ночь. Вот, выкроил минутку, чтобы тебе написать. В боевой обстановке я всегда спокоен, но теперь появилось новое чувство. Гордость. И я рад, что служу своей Отчизне. Я похудел, появились седые волосы. Только ты не думай, сестрица, что мы без улыбки живём. И у нас есть счастливые минуты. Как говорится, нет худа без добра. Как-то раз, ещё в 43 году, мы с товарищами попали в окружение. Меня ранили, я думал, что уже не выживу. Был доставлен в госпиталь. Встретил там санитарку Маринку. И я влюбился. Она очень заботливая, красивая, умная. Когда вернусь с Мариной, мы поженимся. Извини, Анка, больше писать не могу. Крепко целую. Твой брат Игорь».

«Здравствуйте, мои родные! Поздравляю вас с Новым 1942 годом! Желаю вам счастья и здоровья. Желаю вам, чтобы 1942 год был годом счастливых встреч на освобождённой от фашистских гадов земле, чтобы мы снова собрались в нашей дружной семье. Я жив-здоров. Выполняю вашу волю - уничтожаю фашистов. Я видел много людей - молодых, детей и стариков, встречавших нас со слезами радости. С ненавистью к фашистским извергам осматриваю разрушения, которые они сотворили. Дорого придётся расплачиваться фашистам за свои зверства! Горжусь, что в такие суровые дни я нахожусь в рядах защитников Родины и неплохо подготовился к службе. Недавно у меня произошла встреча. После налёта

фашистской авиации, которая нас обстреливала из пулемётов, оказывая помощь товарищам из соседней части, попавшим под обстрел, я услышал, что один из раненых называет моё имя. Каковы же были мои радость и удивление, когда я в этом бойце узнал своего друга! Целую вас всех крепко, крепко. Не падайте духом, крепитесь. Привет всем родным. Победа будет за нами! 30.12.41 г. Кирилл».

Такие письма были представлены не как исторический документ, а как способ виртуального перемещения во времени, как возможность для современников почувствовать неразрывную связь поколений. Интерес посетителей выставки вызвал раздел экспозиции «Дорогому ветерану ...», где были представлены открытые письма-обращения к непосредственным участникам Великой Отечественной войны. Ниже представлены наиболее яркие тексты таких писем-обращений:

«Здравствуй, дорогой дедушка! Я пишу тебе в далёкий 1941 год, в то время, где остался ты навсегда. Я - Алена, твоя правнучка. Мы с тобой никогда не виделись, но бабушка мне о тебе рассказывала. Рассказывала, что ты сам смог смастерить радиоприемник. Ты очень любил животных и ухаживал за ними, но больше всего ты дорожил своей семьей. Просматривая семейный фотоальбом, я видела тебя - высокого и стройного мужчину с добрым и ласковым взглядом. Назад тебе не суждено было возвратиться. Но разве могут умирать защитники Отечества? Я знаю, ты остался в другом пространстве. Я пишу тебе письмо, потому что чувствую, насколько важно суметь удержать в руках невидимую ниточку, связывающую прошлое с будущим. Вы - поколение, которое победоносно завершило Великую Отечественную войну. Именно вы подарили родному народу шанс начать новую жизнь без кровопролитий, зла и ненависти. Вы - фронтовики Великой Отечественной, ставшие навеки воинами земли русской, достойно завершили свой путь на Земле. Вечная вам память. С любовью и благодарностью, твоя правнучка Алена. ИЕГЛ «Школа-30».

«Здравствуйте, дорогие наши ветераны! Огромное спасибо за то, что Вы доблестно сражались, бесстрашно бросались под пули, шли в последний бой за свою Родину, за близких, за будущую жизнь своих

потомков. Вы отстаивали каждый метр своей земли, обагряя его кровью. Вы были совсем дети, юные мальчишки, только что оставившие школьные парты, и зрелые, убелённые сединой старики. Любовь и страх за любимую Отчизну сплотили всех вас, заставили взять в эти руки, привыкшие только к мирному труду, оружие. Вы были разных сословий, религий и национальностей, но в ваших сердцах стучало только одно: защитить и спасти великую, единую, дорогую Родину. Вы сражались до последней капли крови, не отступая даже на метр, боясь отдать врагу частичку нашей земли. Дорогие, родные, близкие наши ветераны, поживите еще, держитесь до конца. Я верю, наступит время, и поймет молодежь, что так жить дальше невозможно, необходимо возвращаться к своим великим корням, вспоминать, изучать и почитать прошлое родной земли. Ведь без прошлого нет настоящего, а это значит, нет будущего! Я это точно знаю! С любовью и великим уважением от Абильдращевой Лии, 9 «б» класс, 81школы г. Ижевска».

Слова ребят написаны на листках из обычной школьной тетрадки. Не под диктовку, а по желанию. Сохранение памяти о подвиге страны, ее народа, наших земляков сегодня становится долгом каждого гражданина, потому что в отдельных странах эту память пытаются уничтожить, фальсифицировать, принизить значение нашего народа в уничтожении мирового фашизма. Современные дети очень далеки от прошедшей войны. Но мы должны сохранить память о том, что пережили наши прадеды и деды. Ведь сила и единство народа познается в его стремлении защищать собственную общую историю и культуру. На это была нацелена и интерактивная краеведческая игра «Время Победы!» [1, с.45-46]. Этот проект нацелен на то, чтобы юные ижевчане знали и помнили героическое прошлое своего города. Цель и задачи игры: активизировать познавательный интерес к истории города Ижевска военного периода, развивать историческую наблюдательность, воспитывать чувство преемственности поколений.

Приложение 1

Выдержки из исследовательских работ

Тема: «Отголоски войны».

Автор: Казанцева Анастасия, ученица 9 класса МБОУ СОШ № 26., г. Ижевск.

Руководитель: Губанищева Т.В. МБОУ СОШ № 26., г. Ижевск.

В нашей школе работает музей «Моя малая Родина», которому уже более 20 лет. В нём собрана история поселка и птицефабрики Вараксино.

Работая с материалами музея, посвящёнными периоду Великой Отечественной войны, мы наткнулись на фотографию бойца, на обратной стороне которой было написано - Одинцов Г.Д., выпускник 26 школы. Кто же он?

Одинцов Геннадий Демьянович (01.08.1918 - 01.08.1942гг.) прожил короткую, но яркую жизнь. Его имя значится среди тех, кто повторил подвиг легендарного Гастелло. Из воспоминаний родной сестры Геннадия Демьяновича Раисы Демьяновны: «.Для родителей сын их так и остался без вести пропавшим. Не дожили они до того дня, когда стало известно о героическом подвиге Геннадия в годы Великой Отечественной войны». Для всех мальчишек того времени идеалом был В.П. Чкалов. Блистательный пример летчика-виртуоза увлек Геннадия. Он подает заявление в Ижевский аэроклуб, становится курсантом. В 1938 году Одинцов Г.Д. поступает на учебу в Пермскую автошколу, затем учеба в Энгельском военном училище. Здесь его застала война. В 1941 году младший лейтенант Одинцов Г.Д. получает назначение в 622-ой ночной легкий бомбардировочный авиаполк, сформированный в г. Энгельсе. В июне 1942 года полк, получивший на вооружение Ил-2, вылетел на Сталинградский фронт. В письме от 14 июня 1942 года Одинцов пишет родителям: «Рад, что вылетел на борьбу с немецкими гадами, нарушившими нашу мирную жизнь. Не жаль отдать жизнь за победу». В августе 1942 г. из штаба дивизии поступил приказ: в составе шести самолетов бомбардировать мотомехчасти в районе хутора Липологовский. Нагруженная бомбами шестерка штурмовиков поднялась с Аксайского аэродрома. Группу сопровождали истребители прикрытия. Линию фронта

пересекли удачно. Ведущий группы М. Пресняков передал в эфир: «Прямо по курсу - цель. Приготовиться!» Самолеты с ревом устремились в колонну фашистов. Заговорили вражеские зенитки и пулеметы. Но самолеты были уже на боевом курсе, и никакая сила не могла заставить их в этот момент свернуть с цели. Горела степь, танки, повозки, грузовики... Второй заход. Как огненный смерч прошли еще раз над колонной наши штурмовики. Но вот «мессер» зашел в хвост самолета, который вел сержант Недорезов. Расстрелянный в упор самолет вспыхнул и камнем полетел к земле. Развернув машину, Геннадий ринулся на врага. Машину сильно тряхнуло, потянулся «белый дым». Над кабиной прошла огненная трасса, вторая, третья. Геннадий почувствовал, как что-то с силой ударило его в плечо, резануло живот. Самолет, объятый пламенем, падал на хутор. Огонь пробирался к кабине. Внизу мелькали крыши хутора. Нет, только не туда, там люди, наши люди! Последним усилием воли он вырвал машину из беспорядочного падения, выровнял её. В прицеле замелькали танки, грузовики. Он увидел скопление танков. Решение созрело мгновенно. В эфир полетели последние слова «Прощайте! Помните нас живыми!» Самолет врезался в колонну. Так выполнил свой последний долг перед Родиной один из ее сыновей старший лейтенант Геннадий Демьянович Одинцов. 1 августа - день рождения и день гибели. В день гибели Геннадию исполнилось 24 года. В 1980 году поисковая группа обнаружила останки боевого самолета и останки пилота. Было проведено торжественное перезахоронение близ города Калач.

Письма, письма. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Как долго добиралось оно до своего адресата? И радостно было открывать эти конверты родным, и всякий раз тревожно: «Не случилось ли чего?» В своих руках с трепетом я держу эту военную реликвию, сейчас я напрямую смогу прикоснуться к истории. Разворачиваю желтый треугольник. Читаю солдатское письмо, и глубокое волнение охватывает меня, словно я переношусь во времени назад, в небо, где бой ведут наши летчики. Сердце беспокойно бьется, а в голове одна мысль, сколько было у этого человека мужества, выдержки и любви к своей Родине. После прочтения письма в голове сами по себе всплыли строчки Николая Тихонова: «Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей». Великую веру в победу содержат в себе солдатские письма. Теперь сохранившиеся письма, стали уже семейными

реликвиями. И они должны жить. Жить в семьях как память и гордость фамильная. Пусть это будет маленькой частичкой долга благодарных потомков перед павшими, перед теми, кто сохранил для них нашу Родину.

Приложение 2 Выдержки из исследовательских работ

Тема: «Фронтовые письма - это послание из прошлого».

Автор:Сафина Алина, ученица 9 класса МБОУ СОШ №10. г. Ижевск.

Руководитель: Э.А. Халтурина. МБОУ СОШ №10. г. Ижевск.

Как и все люди нашей страны, наша семья с глубоким почтением относится к празднику Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И иначе нельзя. Я родилась в 1999 году, через 54 года после окончания Великой Отечественной войны. Моя биография невидимой, но прочной нитью связана с этой войной. В нашей семье бережно хранится фотография Константина Фролова и письма Михаила и Константина Фроловых, моих дядей. Фронтовые письма - это послание из прошлого, которое рассказывает о том, какая война была пережита. Они также являются основной составляющей в изучении истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. В архиве нашей семьи хранится фотография моего прадеда Фролова Константина Андреевича. Он был участником Великой Отечественной войны. Каким же был мой прадед до войны? О чем мечтал?

В деревне Старая Чекалда, Красноборского района (ныне -Республика Татарстан) проживала обычная крестьянская семья. Старший сын, Михаил, помогал родителям всем, чем только мог. Веселый и жизнерадостный человек, любимый сын работал в колхозе, как и родители. Средним в семье был Константин. Он в 1941 году заканчивал школу, и собирался в военное училище. Со старой фотографии смотрит юноша лет 17 в белой рубашке, галстуке и полосатом пиджаке. С этой фотографии и началось мое исследование. О чем же думает этот молодой человек? Его мечты, его переживания, его характер помогут раскрыть

фронтовые письма. Во фронтовых письмах разные мысли и чувства братьев на войне: Фролова Константина Андреевича и Фролова Михаила Андреевича. Их письма интересны, эмоциональны. Они во многом похожи. В них представлены описания желаний солдат: желание скорейшего завершения войны, желание отомстить врагу за причиненную боль, желание вернуться к мирной жизни и помочь близким всем, чем они могут. Однако судьбы их создателей сложились по-разному.

Про Михаила известно мало. Он работал в колхозе. Из деревни его отправили прямо на фронт и, судя по последнему письму, он воевал до конца октября 1942 года, а потом пропал без вести.

К.А. Фролов по началу войны учился в городе Ульяновске в военном училище. Самое большое количество писем было получено именно от него. Судя по содержанию его писем и по воспоминаниям его семьи можно предположить, что Константин был человеком веселым, активным, образованным и творческим. Про себя Константин Андреевич зачастую пишет так: « Слово о себе. Обстановка прежняя. «...» Курсируем с места на место, в 6 - 25 км от передовой. Изменений существенных нет. Моя должность - командир пулеметного взвода. Настоящий оклад 875 руб.», письмо от 15 июля 1942 года. Каждое письмо наполнено надеждами и верой: «Минуты нашего свидания, безусловно, придут, когда разобьем немца. Разве можно почивать мне и другим, когда я не видел еще настоящей жизни, когда только начинаются годы самой цветущей жизни», письмо от 27 сентября 1942 года, а так же в письмах мы нашли следующие слова: «Да, очень хочется жить. Жить, дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Увидеть победу. Прижать седую голову матери. Но не всякой жизнью хочу я жить, не на всякую жизнь я согласен. Я очень люблю жизнь и поэтому сейчас воюю. Я воюю за жизнь настоящую, а не за рабскую, которую несет фашизм. За счастье моих родителей. За счастье моей Родины. За свое счастье. Я люблю жизнь, но щадить ее не буду. Я люблю жизнь, но смерти не испугаюсь. Жить как воин, и умереть как воин, - вот какой я понимаю жизнь. », письмо от 26 сентября 1942 года. Константин пытается подбодрить своих родных: «Ждите меня, не тужите», письмо от 1 июля 1942. Очень часто в его письмах можно найти пожелания родным и близким: «Шлю я вам боевой командирский привет с пожеланием наилучших успехов в вашей семейной жизни и работе, и в основном здоровья», письмо от 27 августа

1942 года. В письмах Константина Андреевича я нашла и гордость за себя, и свою семью: «Если трое у тебя на фронте, надо не грустить, а гордиться. Я же знаю, что на фронте защищаю веселую, свободную жизнь, защищаю мать, сестру, бабушку, родной дом. Если я погибну, то с гордостью будете вспоминать, что погиб за нас, за русскую жизнь, не дал нас на поругание немцам-мерзавцам», письмо от 1 сентября 1942 года.

Фронтовые письма могут рассказать не только о чувствах, переживаниях автора, но и о военной обстановке. В своем письме Константин Андреевич описывает происходящее: «Сообщаю, что уже неделя, как мы на самой передовой, столкнулись лицом к лицу с немцами. Отделяют всего только какие-то небольшие сотни метров. Легко можно видеть передний край противника и бегающих немцев. Существенных изменений нет. Идет небольшая перестрелка, как с той, так и с другой стороны. Жить хорошо, весело. Хищный свист снарядов, минометный вой не дают задумываться. Целыми ночами слышна пулеметная стрекотня. Настроение хорошее. Все дышат одним духом, быстрее наступать», письмо от 5 августа 1942 года. Также военные письма показывают отношение автора к врагу: «Мама, во мне кипит ненависть к врагу. Когда читаешь газеты о пытках, издевательствах, чинимых немцами над советскими людьми, военными, то кровью ненависти наливаются глаза и руки невольно тянуться к спусковому рычагу «Максима», письмо от 26 сентября 1942 г. Судьба оказалась неблагосклонной к нему. Он погиб. Родители узнали ужасную новость от товарища, Агеева И.Г.: «Товарищ Фролов. Ваш сын, Константин Андреевич, 11.10.42 года погиб смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами». К сожалению, из-за недостатка информации мы не можем найти место захоронения моего прадеда.

Сравнив письма братьев, я пришла к такому заключению: письма Михаила наполнены бытовыми фактами, а то есть, жизнь в родном селе и на фронте. В письмах Михаила чувствуется позитив и доброжелательность. В некоторых письмах Константина заметна усталость, склонность к пессимизму, и даже агрессия. Это можно объяснить тем, что он пробыл на войне больше чем Михаил. Читая письма фронтовиков, можно ощутить тот настрой и ту обстановку, которая была на фронте. Письма помогают увидеть необычное в обыденном и узнать частичку информации. Они действительно представляют собой и

«хронику чувств», и «летопись боя». Наступит время, когда не останется на Земле ни одного участника тех событий, некому будет нам рассказать о том, что пережили люди. Наш долг - сохранить и передать младшим поколениям память о тех, кто воевал за Родину. Интерес к истории Великой Отечественной войны не ослабевает со временем, потому что бессмертна сама память людская о великом подвиге народа во имя Родины.

Источники и литература

1. Время Победы: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Р.Н. Касимова / Изд-во «Монпоражён». - Ижевск, 2015. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.