УДК 378.18-94(47).084.8 А.Ю. КЛИМОЧКИНА, Л.В. ЮРКИНА
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И УВАЖЕНИЯ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ
Обобщается опыт работы кафедры истории, социологии и права Московского государственного университета тонких химических технологий им М.В. Ломоносова по формированию практико-ориентированных компетенций в ходе изучения отечественной истории. Рассмотрен воспитательный потенциал гуманитарной составляющей технического образования. Раскрываются особенности организации мероприятий, посвященных юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Приведены примеры исследовательской деятельности и научных публикаций студентов.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, история России, Великая Отечественная война, научно-исследовательская работа студентов.
The article summarizes the experience of the Department of History, Sociology and Law LMSUFCT on formation practice-oriented competences during the study of Russian history. We considered educative potential of the humanitarian component of technical education. The organization of events dedicated to the anniversary of the victory in the Great Patriotic War was revealed. The examples of research activities and scientific publications students were submitted.
Key words: civil-patriotic education, history of Russia, the Great Patriotic War, research work of students.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», разработанной А.Я. Дани-люком, А.М. Кондаковым и В.А. Тиш-ковым, первой в ряду базовых национальных ценностей назван патриотизм. Авторы концепции предлагают рассматривать патриотизм как «любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству» [3]. Хотя названный документ в основном рассчитан на школьников, основные его идеи, безусловно, относятся и к студенчеству.
Воспитанию студенческой молодежи, в том числе и гражданско-патрио-тическому, в современной России уделяется значительное внимание. Одна-
© Юркина Л.В., Климочкина А.Ю., 2015
ко нужно отметить, что вопрос о формах и методах воспитания будущей технической интеллигенции нельзя считать решенным. Ни для кого не секрет, что студенты, избравшие гуманитарные специальности, подвергаются большему воспитательному и формирующему воздействию, так как сфера их основной занятости предполагает становление базовых личностных конструктов, задающих духовные и нравственные основы понимания мира. Постижение технических наук также формирует определенные личностные особенности, но они практически не затрагивают мировоззренческие и этические проблемы. Решение этих задач в высшем техническом образовании возложено в основном на его гуманитарный компонент, подвергший-
ся в последнее время значительным сокращениям. В связи с этим в сложившейся ситуации особенно важно организовать преподавание гуманитарных дисциплин в техническом вузе не только в теоретической, но и в практической области. Известно, что практические аспекты гуманитарного знания служат своеобразным камнем преткновения, реализацией его является сама жизнь. В настоящей статье рассматривается опыт формирования практико-ориентированных компетенций в процессе преподавания отечественной истории.
Гражданско-патриотическое воспитание в качестве целеполагающей идеи рассматривает формирование уважения к традициям своего народа и значимым датам его истории. Самым знаменательным событием 2015 г. стало 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. К встрече этой знаменательной даты в нашем вузе готовились основательно, при этом огромную роль в подготовке и проведении торжественных мероприятий сыграло сотрудничество с муниципалитетом Тропарево-Никулино. Глава муниципального округа Тропарево-Никулино С.П. Куликов принимал активное участие в работе по сохранению и трансляции исторической памяти. При его посредничестве и финансовой поддержке муниципального образования для студентов первого курса, изучающих историю России, были организованы экскурсии в Государственный музей обороны Москвы. В течение 2014/15 учебного года были проведены два цикла экскурсий в осеннем и весеннем семестрах. Всего музей посетили около 200 студентов. По итогам этих посещений студенты, обобщая свои знания и впечатления, подготовили доклады и
презентации, самостоятельные проектные работы, которые в осеннем семестре были посвящены 73-ей годовщине Битвы за Москву. Лучшие из этих работ, отобранные конкурсной комиссией, состоящей из преподавателей кафедры истории, социологии и права, были презентованы в торжественной обстановке в ходе круглого стола, который состоялся 10 декабря 2014 г. в зале заседаний ученого совета МИТХТ. Мероприятие было организовано муниципалитетом Тропарево-Никулино совместно с кафедрой истории, социологии и права.
Открыл мероприятие глава Муниципального округа Тропарево-Никулино С.П. Куликов. К участникам круглого стола с приветственным словом обратились ректор МИТХТ, проф. А.К. Фролкова, заместитель председателя Совета ветеранов Тропарево-Никулино И.Я. Демьянов, декан гуманитарного факультета, доцент О.А. Вольнякова.
Гостями мероприятия были ветераны ВОВ В.Г. Бейдин, Е.Н. Грищен-ко, Б.М. Иванов, В.И. Микевин, а также заместитель председателя Московского комитета ветеранов войны, полковник в отставке В.П. Гаевский, который является заслуженным работником МИТХТ, посвятившим значительную часть жизни преподаванию гуманитарных дисциплин.
Студенты-первокурсники выступали с сообщениями, предлагая свое понимание истории Великой Отечественной войны, а ветераны помогали составить комплексное представление, добавляя точку зрения очевидцев тех событий. Такая неформальная беседа способствовала сближению поколений, сохранению и трансляции исторической памяти.
В ходе обсуждения были затронуты такие темы, как информационные войны и политика книжных магазинов в освещении ВОВ, роль морских пехотинцев в Битве за Москву, подвиг подольских курсантов, деятельность диверсионных отрядов НКВД и др. В обсуждении приняли участие заместитель директора Государственного музея обороны Москвы по научной работе К.А. Дряннов, ответственный за работу с молодежью в приходе храма Архистратига Михаила в Тропареве диакон Андрей Климов (канд. ист. наук) и преподаватели различных кафедр института. По итогам круглого стола авторы лучших докладов были награждены почетными грамотами МИТХТ и памятными подарками.
3 марта 2015 г. в читальном зале библиотеки МИТХТ им. М.В. Ломоносова открылась выставка предметов армейского и тылового быта военного времени под названием «Память о великих тех годах». Ее организаторами выступили кафедра истории, социологии и права, Культурно-досуговый центр МИТХТ. Говоря об исторической памяти, нужно отметить, что особое место занимает предметная память, воплощенная в вещах [10]. К ней и была обращена выставка, одной из задач которой была попытка через вещи показать сегодняшней молодежи, что их прадеды, защитившие мир от ужасной угрозы, были тогда их сверстниками.
Было приложено много усилий, чтобы выставка не стала очередной пыльной экспозицией, не оставляющей никакого следа в душе, чтобы она имела реальное человеческое лицо, вернее, лица тех, кто живет среди нас и кто хранит память, соединяя поколения. Поэтому для сбора экспонатов мы обрати-
лись к нашим студентам, сотрудникам и преподавателям с просьбой принести вещи, хранящие в себе память о событиях военного времени. Многие мит-хатяне откликнулись на просьбу поделиться военной историей своей семьи -так получилась эта выставка. Мы собрали ее из маленьких разрозненных кусочков прошлого своими руками.
Экспозиция состояла из двух частей, посвященных тыловому и армейскому быту военного времени. Тыловая часть была представлена комнатой, которая воссоздавала интерьер 1940-х гг. Мы обратились к ансамблевому методу визуального представления информации, который подразумевает объединение предметов экспозиции с учетом их функциональных свойств и воссоздания интерьера бытования, что на документальной основе реконструирует реальную обстановку жизни человека определенной эпохи [11, с. 40].
На выставку приносили не только вещи, но и истории о том героическом времени, мы постарались не растерять ни крупицы военных воспоминаний, в какой бы форме они не заключались. Николай Николаевич Каминский подарил нам историю своего дома, расположенного по адресу Малая Тульская, 2/1. Дома в этом квартале располагались параллельно, а во дворе дома находилась высокая труба, предположительно от котельной. Эта труба стала ориентиром для немецких бомбардировщиков, которые приняли комплекс зданий за заводские постройки. У дома Николая Николаевича были выбиты все стекла, здание напротив было уничтожено полностью, почти все его жильцы погибли, пострадали многие другие дома. После этого авианалета трубу разобрали, чтобы она не привлекала внимание фашистов.
Используя образно-сюжетный подход к организации экспозиции, мы создали легенду выставки, по которой реконструированная комната находится именно в этом доме на Малой Тульской, а живет в ней девушка (Лида), проводившая на фронт своего друга (Юрия). Большое фото прощающихся молодых людей и делит экспозицию на две части: тыловую и фронтовую. Подлинное письмо Лиды принесла нам студентка Света Старикова. От Юрия долго не было вестей, но Лида продолжала писать ему на фронт: «Как бы ты ни молчал, я все равно знаю, что ты жив...»
Вереница этих писем связывала комнату, где ждут любимых и работают для победы, со второй частью выставки - с палаткой, где бойцы готовятся к бою и в минуты затишья пишут письма домой. Здесь можно было встретить еще одну историю жизни - серию из семи писем молодого красноармейца Михаила Ананьевича Мизинцева, которые тот писал своей семье с первого дня призыва в 1942 г. до своего последнего боя в 1944 г. Письма принесла на выставку студентка первого курса Таня Мизинцева. В этих фронтовых треугольниках были отражены и первые дни после призыва с острой тоской по дому, и аспекты повседневной военной жизни, проблемы обмундирования и снабжения войск, и вопросы военного обучения и подготовки, и первый фронтовой опыт, и встреча с врагом, и адаптация к экстремальным фронтовым будням. Трогало своей трагичностью последнее письмо от 15 марта 1944 г., в котором красноармеец Мизинцев сообщал, что готовится идти в наступление и пишет непосредственно во время артподготовки, просит ждать своего следующего письма. Следую-
щего письма семья не дождалась. Вместе с этими письмами на выставке была представлена похоронка, в которой говорилось, что спустя два дня рядовой М.А. Мизинцев погиб в бою.
О том, насколько тяжелой и кровопролитной была война, в экспозиции напоминал «кусочек» передовой - земля, начиненная подлинными свидетельствами боев, - остатками вооружения, которые были найдены нашими студентами на местах боев в Подмосковье, на Брянщине и Смоленщине.
Еще одна часть выставки показывала, что даже в самые тяжелые моменты люди верили в победу, и в их жизни, наполненной тяжелой работой, подчиненной одной идее - все для Победы, -оставалось место празднику - встрече Нового года. В новогодней инсталляции были представлены два фрагмента елок - тыловая и фронтовая. Нам принесли елочные игрушки и праздничные открытки того времени, на которых даже Дед Мороз бьет фашистов.
Почти каждый принесенный для выставки предмет окружен семейным преданием, возможно, это сложившиеся много позднее легенды, сегодня это не так важно, - важно, что они выполняли особенную задачу сохранения и передачи исторической памяти.
Из интересных экспонатов выставки можно отметить кожаный американский плащ, которым премировали за ударный труд на автозаводе им. Сталина (ЗИЛ) начальника цеха Пронина. Такие плащи (около 100 тыс. штук) поставлялись по ленд-лизу из США только в СССР и шились по спецзаказу для тыловой и военной администрации.
Л.В. Соловьева предоставила для выставки фотоаппарат «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) из личной коллекции. Серийное произ-
водство таких фотоаппаратов началось в 1934 г. в Харькове на заводе знаменитой детской трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, которой руководил известный педагог А.С. Макаренко. На первых фотокамерах «ФЭД» обязательно гравировали серийный номер и место сборки. Когда объемы производства увеличились, от нумерации отказались. На выставке оказался именно раритетный экземпляр с гравировкой. «ФЭД» был одним из первых советских малоформатных фотоаппаратов, достаточно неприхотливым и надежным, благодаря чему его часто использовали фотокорреспонденты в годы войны.
На экспозиции, представляющей комнату 1940-х гг., внимание посетителей привлекал патефон ПТ-3 завода «Молот». Патефон в прекрасном рабочем состоянии вместе со старинными пластинками принесла на выставку студентка Тамара Лачинова. Стоило завести пластинку с военными песнями, как посетители выставки сразу погружались в атмосферу тех лет. В 1930-50-е гг. в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и все собравшиеся во дворе танцевали под хрипловатые звуки. Современных студентов удивляло, что одного завода пружины хватало на проигрывание одной стороны пластинки, т.е. на одну песню, а заводить патефон надо было с осторожностью, чтобы избежать разрыва пружины - самой главной и дефицитной детали.
Также на выставке можно было увидеть красноармейский взводный чайник из латуни 1920-х гг., как у легендарного красноармейца Сухова из фильма «Белое солнце пустыни». Рядом с чайником лежала ложка из авиа-
ционной стали, которую принесла студентка Аня Ясинская. Четырьмя такими ложками был награжден за ударный труд на Саратовском авиационном заводе ее прадедушка в 1943 г. Здесь же стояла чайница, по семейному преданию подаренная маршалом С.М. Будённым прадеду студента Андрея Зайцева. А на столе была раскрыта книга, которую прадедушка студентки Ани Антипиной нашел, когда бежал из фашистского плена.
Из многочисленных предметов военной экспозиции был интересен солдатский котелок, который принес аспирант Александр Юркин. Котелок сопровождал воина всюду: в тылу, на марше, на передовой в окопах. Этот котелок интересен тем, что на нем нанесено имя бойца: «Иванов Б.К.». Среди солдат бытовало поверье - если заполнишь вкладыш смертного медальона, то в ближайшем бою погибнешь. Красноармейцы охотнее подписывали личные вещи - котелки, ложки. Такого рода подписанная вещь - желанная находка для поисковика, ведь в некоторых случаях - это возможность узнать имя погибшего солдата и установить его фронтовую судьбу. Он также принес фуражку, которую носил на фронте его прадед.
Кроме того, здесь можно было увидеть и военный бинокль (принес проф. В.Р. Флид), и макет пистолета-пулемета Шпагина образца 1941 г. (принес студент Д. Пушко), и защитную каску СШ-40, пробитую пулей (принес проф. Н.И. Прокопов), и военный планшет (принесла доц. А.Н. Зоб-нина), и многое другое. Также во фронтовой палатке лежали и «трофеи»: немецкие противогаз и карманный фонарик; очень интересен трофейный японский кинжал тонкой работы в нож-
нах из ценного дерева, инкрустированный камнями. Он достался отцу проф. В.Р. Флида во время боев с японскими милитаристами на Дальнем Востоке в 1945 г.
Преподаватели кафедры истории, социологии и права организовали экскурсии на эту экспозицию для студентов первого, второго, третьего и четвертого курсов МИТХТ.
Выставка не осталась незамеченной, это подтверждают отзывы студентов: «Огромное впечатление производит легенда выставки "Память о великих тех годах" - идея перехода из покинутого дома в атмосферу фронта. Это лаконичная и в тоже время глубокая идея перехода. У нас есть возможность додумать... Здесь они сидели за столом, пили чай, слушали патефонные пластинки и жили своей простой и счастливой жизнью. Благодаря этой замечательной выставке я задумалась о боли разлуки, вызванной войной, и о силе духа русских солдат», - написала студентка первого курса Вера Елисеева.
В течение весеннего семестра была продолжена программа посещения Музея обороны Москвы. Эти экскурсии носили не только воспитательный и культурно-просветительный характер, но и являлись органичной частью учебного процесса, позволяющей перевести знания в компетентностную область.
Одним из самых ярких событий юбилейного года стал выход из печати сборника воспоминаний ветеранов ВОВ. 21 мая в читальном зале библиотеки, где была размещена экспозиция «Память о великих тех годах», состоялась презентация книги «Дорогами войны», выпущенной к 70-летию Великой Победы издательством МИТХТ. Сборник «Дорогами войны» включал в се-
бя интервью ветеранов Великой Отечественной войны. Участники проекта - совсем разные люди, они служили в различных родах войск и имели самые разнообразные воинские звания. Их объединяло то, что все они прошли дорогами войны, выстояли, защитили Родину, отстояли наше будущее.
Книга стала итогом большой работы, проведенной студентами и преподавателями. Откликнувшись на предложение Комитета ветеранов ВОВ г. Москвы, студенты собрали воспоминания фронтовиков - героев Великой Отечественной войны. Работа была приурочена еще к 65-летию Победы, но тогда издание не состоялось. Книга «Дорогами войны» прошла долгий и сложный путь: студенты, тогдашние первокурсники, встречались с ветеранами, записывали их воспоминания, обрабатывали их, преподаватели помогали выверить информацию и провели литературную обработку текста. И вот в год юбилея Великой Победы книга увидела свет.
На презентацию были приглашены интервьюеры-студенты, многие из которых сейчас учатся на выпускных курсах магистратуры или ушли из института, закончив бакалавриат. Сборник «Дорогами войны» не просто книга - это связь времен, историческая память и, конечно, создание исторического источника - нового слова о Великой Отечественной войне.
К презентации книги «Дорогами войны» был приурочен одноименный круглый стол, организованный муниципальным округом Тропарево-Никулино и кафедрой истории, социологии и права. Гости мероприятия -представители Комитета ветеранов «Олимпийской деревни», администрации вуза, студенты и преподаватели -
услышали военные семейные истории декана факультета физики, химии и технологии переработки полимеров профессора Л.Р. Люсовой, профессора кафедры химии и технологии основного органического синтеза А.Е. Степанова, студентки группы БТ-12 Т.М. Мизинцевой и др. В ходе этого мероприятия были представлены фрагменты новой книги, которую также планировалось издать в 2015 г. при поддержке главы муниципального округа Тропарево-Никулино С.П. Куликова.
Идея этой книги появилась, когда мы организовывали выставку «Память о великих тех годах». Тогда вместе с вещами - семейными реликвиями - люди стали приносить рассказы о своих близких - участниках войны. Эти истории мы решили обобщить и объединить с воспоминаниями ветеранов. В марте и апреле 2015 г. студенты первого курса интервьюировали ветеранов ВОВ, проживающих в районе Тропарево-Никулино, для составления воспоминаний об их военном прошлом. Эти интервью стали частью новой книги воспоминаний о войне «Память о великих тех годах». Книга состоит из трех частей. В первой части под названием «Воспоминания очевидцев» размещены интервью с ветеранами ВОВ из района Тропарево-Никулино. Во второй части - «Воспоминания потомков» - размещены воспоминания об участниках войны, которых уже нет с нами. Эти материалы подготовлены родственниками ветеранов, работающими или обучающимися в МИТХТ. Третья часть называется «Взгляд из современности», ее наполняют исследовательские материалы о войне, подготовленные студентами благодаря полученным впечатлени-
ям и документам в ходе изучения истории Великой Отечественной войны на занятиях в Музее обороны Москвы.
Студенты первого курса под руководством и при помощи преподавателей кафедры в течение года вели съемки художественно-документального фильма о страницах истории Москвы и МИТХТ в годы Великой Отечественной войны. Для передачи колорита того времени были использованы интерьеры выставки «Память о великих тех годах». Несмотря на отсутствие профессиональных навыков, была проведена большая работа по поиску реквизита и написанию сценария (использовались архивные документы, осуществлялся поиск необходимой литературы в библиотеках, учитывались консультации директора музея МИТХТ Б.Ф. Богатикова и других сотрудников вуза). Премьеру фильма планируется совместить с презентацией новой книги воспоминаний о войне.
Завершающим мероприятием, приуроченным к празднованию 70-летия Победы, стала 67-я Студенческая научная конференция МИТХТ. Темой нашей секции в этом году была Великая Победа, кафедра истории, социологии и права представила почти 20 участников.
Проведенная работа очень важна для воспитания личности патриота и гражданина, она способствует формированию у студентов исторического сознания, являющегося связующей нитью времен и поколений. Свидетельством ее качества и заинтересованности студентов стал рост таких показателей, как участие и победы студентов в научных конференциях и конкурсах (в том числе всероссийских и международных), наличие грамот и наград за призовые места, наличие публикаций.
Гуманитарные публикации не только констатируют возросший уровень исследовательской работы студентов-технологов в непрофильной области, но и отражают многообразие их научных интересов. Так, одной из актуальных проблем, к которой обращаются молодые исследователи (Г.А. Арнацкий), стала историческая память молодежи о войне. Они провели социологический опрос (выборка составила более 300 студентов) с целью определения уровня осведомленности студентов МИТХТ об истории Великой Отечественной войны, выявления источников получения информации о войне и значимости Победы в представлениях студенческой молодежи. Итогом стало очень интересное и перспективное исследование [5].
Проблема фальсификации истории -одна из животрепещущих тем, к которой обращаются не только маститые, но и молодые исследователи (например, И.Н. Крижановский, Д.С. Пушко) [6; 9].
Ряд исследований посвящен изучению реалий военного времени через призму личностного восприятия как современниками событий, так и их потомками (Т.М. Мизинцева) [7]. Во многих публикациях студентов отражены различные аспекты такого эпохального события военного времени,
как Битва за Москву (статьи Я.А. Гроз-дова, В.И. Трушина, Е.С. Грязновой) [1; 2; 12]. В поле зрения молодых исследователей оказались также социокультурные и правовые аспекты изучения истории Великой Отечественной войны. Именно в студенческом возрасте в целом формируются и отшлифовываются основные взгляды на жизнь и свое место в мире. Поэтому, на наш взгляд, не случаен научный интерес, проявленный к исследованию настроений и представлений, царящих в студенческой среде (авторы Ф.В. Пономарёв, Д.С. Добровольский) [4; 8].
Таким образом, в процессе целенаправленной работы осуществлялась комплексная воспитывающая деятельность, основанная на использовании потенциала истории. Разноплановые мероприятия, активное включение студентов в поисковую работу позволили гуманизировать образовательный процесс, эффективно выстроить патриотическую направленность учебной деятельности. Это, в свою очередь, дает основание ожидать, что у студентов будут сформированы такие личностные компетенции, как российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство гордости за прошлое и настоящее народа России.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Гроздов Я.А. Фортификационные соору-
Москвы на юго-западном направлении в годы Великой Отечественной войны // Память о великих тех годах: сб. научных трудов. М, 2014. C. 116-120.
2. Грязнова Е.С. Подвиг героев-панфиловцев: факты и мифы // Память о великих тех годах: сб. научных трудов. М, 2014. C. 120-125.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тиш-ков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
URL: http://www.tiuu.ru/upload/nado18.doc (дата обращения: 18.05.2015).
4. Добровольский Д.С. Тендерные особенности психологического портрета студентов МИТХТ: сравнительный анализ // Кирилло-Мефодиевские чтения в СамТТУ: сб. материалов XI Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15 мая 2015 г., Самара, СамТТУ). Вып. 3. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. C. 237-240.
5. Климочкина А.Ю., Арнацкий Г.А. Великая Отечественная война в памяти современных студентов (на примере МИТХТ им. М.В. Ломоносова) // Человек и общество в условиях войн и революций: сб. материалов Всероссийской научной конференции, 11 декабря 2014 г. Вып. 1. Самара: СамГТУ, 2014. С. 201-206.
6. Крижановский И.Н. Информационные войны: политика книжных магазинов Москвы в освещении истории Великой Отечественной войны // Память о великих тех годах: сб. научных трудов. М, 2014. С. 78-82.
7. Мизинцева Т.М. Судьба поколения в солдатских письмах // Кирилло-Мефодиевские чтения в СамГТУ: сб. материалов XI Всероссийской (смеждународным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15 мая 2015 г, Самара, СамГТУ). Вып. 3. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. С. 47-51.
8. Пономарёв Ф.В. Психологические устремления и проблемы первокурсников//Кирилло-Мефодиевские чтения в СамГТУ: сб. мате-
риалов XI Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15 мая 2015 г., Самара, СамГТУ). Вып. 3. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. C. 229-233.
9. Пушко Д.С. Роль Народного Комиссариата внутренних дел СССР в организации диверсионных отрядов во время Битвы под Москвой 1941-42 гг. // Память о великих тех годах: сборник научных трудов. М, 2014. С. 139-144.
10. Сулейманова О.А. Памятная вещь в семейной культуре // Живая старина. 2013. № 4. С. 36-39.
11. Троянская СЛ. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учеб. пособие. Ижевск: Научная книга, 2007. 146 с.
12. Трушин В.И., Демкин Д.А. Малоизвестные страницы подвига подольских курсантов //Память о великих тех годах: сб. научных трудов. М, 2014. С. 149-154.
УДК 372.882
Г.Г. ЛЯМИНА
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Показаны возможности формирования мировоззренческих и поведенческих качеств личности студентов факультета среднего профессионального образования РМАТ на уроках литературы и русского языка. Определены принципы учебно-воспитательного процесса. На примере факультета СПО РМАТ показана технология формирования у студентов духовно-нравственных качеств, гражданской позиции.
Ключевые слова: образовательный процесс, развитие личности, духовно-нравственное воспитание, гражданская позиция.
The article shows the possibility of the formation of the worldview and behavioral qualities of the person of students of the Faculty of ACT RIAT on the lessons of the Russian language and literature. It defines the principles of the educational process. For example, the Faculty of Technology ACT RIAT shows formation of students' spiritual and moral qualities, citizenship.
Key words: educational process, personal development, spiritual and moral education, civil position.1
© Лямина Г.Г., 2015