Важно заметить, что интерес к искусству Петра Петровича Дика не ослабевает и после его преждевременной кончины в 2002 году. За эти годы - без Дика - состоялось 48 передвижных выставок художника, в том числе, и на его родине, на Алтае, в Художественном музее в 2015 году открылась выставка «Петр Дик. Возвращение» [5], это было первое знакомство земляков с работами мастера. И вот через год новая встреча, Государственный художественный музей Алтайского края не просто оказался в числе 18 российских и зарубежных музеев, в собрании которых поступили работы П. Г. Дика, а стал обладателем одного из крупнейших и интереснейших собраний пастелей художника. Особое место в этой коллекции занимает архивный материал, то, что исследователи называют творческой лабораторий художника. Альбомчики с зарисовками фигур, набросками и эскизами композиций. Оценивая эту часть наследия Петра Дика, Ирина Никифорова совершенно справедливо приводит слова Стефана Цвейга из эссе «Смысл и красота рукописи: «В рукописи больше, чем в любом рассказе, в любой картине, отражена неувядающая победа духа над материей. Вечно жива мысль Гёте: чтобы постичь произведение искусства, мало знать его в совершенстве, надо проследить, как оно создавалось... Рукописи имеют, кроме того, и огромное моральное значение, ибо они великодушно напоминают нам о том, что произведения, которыми мы восхищаемся в их завешенном виде, являются не только благосклонными дарами гения, но и плодом тяжёлого, взыскательного труда. Они показывают нам поля сражений, где происходили битвы человеческого духа с материей, извечную борьбу Иакова с ангелом; они уводят нас в царства Созидания и заставляют нас вдвойне любить и почитать человека в художнике ради его священного труда. Все то, что направляет наш взор от внешнего к внутреннему, от тленного к вечному, благословенно, и потому мы должны относится к этим внешне неприметными листам с еще большим благоговением из-за их внутренней красоты, ибо нет более чистой любви, чем любовь к духовно прекрасному» [6, с. 99-100].
Сегодня мы гордимся тем, что произведения художника теперь представлены на его родине, на Алтае. После завершения реконструкции музея сотрудники планируют разместить уникальную коллекцию П. Г. Дика в мемориальном зале, посвященном памяти выдающегося графика XX века.
Список литературы
1. Музею подарена значительная коллекция произведений Петра Дика. 31 мая 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ghmak. ru/index. php/events/item/919-muzeyu-podarena-znachitelnaya-kollektsiya-proizvedenij -petra.
2. Известный российский художник Петр Дик представит свои работы в Барнауле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://altapress.ru/afisha/story/izvestniy_rossiyskiy_hudozhnik_petr_dik_predstavit_svoi_raboti_ barnaule_2121.
3. Дик, П. Г. Мысли «непричёсанные» / П. Г. Дик. - Галерея ГРОСart, 2017. - 184 с.
4. Петр Дик. «Диалог с пастелью» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mmoma. ru/exhibitions/petrovka25/petr_dik.
5. Открытие выставки «Петр Дик: Возвращение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ghmak. ru/index. php/events/item/573-otkrytie-vystavki-petr-dik-vozvrashchenie-15-iyulya-2015-goda.
6. Цвейг, С. Смысл и красота рукописей : [речь на книжной выставке в Лондоне] / С. Цвейг; пер. Н. Бунина // Сборник. Статьи. Эссе. Вчерашний мир. Воспоминание европейца. - Москва : Радуга, 1987. -С. 99-100.
УДК 75.021.32-035.676.332.4(571.150)
И. С. Хайрулинов
Алтайская краевая организация Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»,
Барнаул, Россия
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ НА АЛТАЕ
Статья посвящена теме войны и мира в художественных полотнах, написанных автором. Многие картины выставлялись. В разное время информация об этом была в газетах и журналах, радио и телепередачах. Также в прессе освещена и другая важная работа - вместе со студентами Художественного училища в Новоалтайске автором проводится Вахта Памяти, в рамках которой пишутся портреты воинов-ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Ключевые слова: живопись, художник-педагог, народная память о героях, патриотическое воспитание.
I. S. Hairulinov
All-Russian Creative Public Organization «Union of Russian Painters»,
Altai Regional Organization Barnaul, Russia
THE HISTORICAL ASPECTS OF PATRIOTIC PAINTING ON THE ALTAI
The article is devoted to the theme of war and peace in the paintings written by the author. Many paintings were exhibited. At different times, information about this was in newspapers and magazines, radio and TV programs. Also in the press, another important work is covered - along with students of the Art School in Novo-altaysk, the author conducts the Memory Watch, in which portraits of veteran soldiers and the home front workers of the Great Patriotic War are being written.
Keywords: painting, art-teacher, people's memory of the heroes, patriotic education.
«Иди дорогой чести» М. И. Кутузов
Особое волнение охватывает душу, когда вижу человека в военной форме. С самого детства запомнились слова: война, солдаты, солдатка. Память возвращает меня в суровые сороковые годы. Моя бабушка потеряла мужа в первую мировую, одна вырастила троих сыновей, а в сорок первом проводила их на фронт. Бабушка не дождалась своих сыновей. У каждого осталась семья, дети. Моя мать в двадцать три года с тремя детьми стала солдаткой, так и не дождалась моего отца с войны. Считали его без вести пропавшим. Только в конце семидесятых годов я нашел его в списках погибших в Зале воинской Славы на Мамаевом кургане.
Русская земля обильно полита кровью и слезами. Наши матери и сестры, старики и дети открыли второй фронт намного раньше союзников - 22 июня 1941 года! Обеспечили фронт всем необходимым для Победы. Сохранили жизнь, генофонд нации - её будущее, не требуя оплаты, не думая о наградах. Спасли человечество от фашизма. Все картины, написанные мной, - от первой до последней - это сыновье слово о судьбе наших отцов и матерей, о судьбе Родины. Спасибо ветеранам и низкий поклон за их Подвиг, Труд и Творчество!
Не побоюсь высокопарных слов и подчеркну, что трудовой и ратный подвиг ветеранов находит отклик в душах детей и внуков. Они энергичные, молодые, целеустремленные, продолжают наше дело, возрождают и приумножают славу России.
Теме войны и мира посвящены мною многие картины, проведены выставки, встречи. В разное время информация об этом была в газетах и журналах, радио и телепередачах. Также в прессе освещена и другая важная работа: вместе со студентами Художественного училища в Новоалтайске ведём мы Вахту Памяти - пишем портреты воинов-ветеранов Великой Отечественной, тружеников тыла, вписываем их мужественные лица в Бессмертный полк России. Чтобы следующие поколения знали и помнили героев, защитников Отечества, гордились славной историей нашей страны.
После поездок по краю, встреч на предприятиях, особенно с молодёжью и ветеранами, остро ощутил, сколько духовности, мудрости в нашем народе, какая великая сила и тяга к прекрасному, возвышенному. И как важно здесь, в глубинке, в самом сердце России, сохранять и создавать очаги культуры: клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки, выставочные залы. И обо всем этом в своем письме я поведал Президенту России В. В. Путину. И я получил ответ из администрации Президента России, где мне сообщили, что мое обращение направлено в Главное управление внутренней политики Президента РФ и в администрацию Алтайского края, а это значит, что волнующие нас проблемы признаны проблемами государственными.
1993 год отмечен участием в выставке в Центральном музее Великой Отечественной войны 19411945 гг. на Поклонной горе, 2003 год стал очень значимым для меня - в феврале был удостоен звания лауреата Демидовского фонда, а в сентябре открылась моя первая персональная выставка в г. Москве на Поклонной горе... «Экспозиция разместится на площади около 300 кв. м, картин 50-55, но везу с собой 60, и 14 из них тематические "О войне и мире". Среди них трудно определить основные полотна, они все важны: "Мать", "Человек родился", "Сны матери" и др. - все они о России, о судьбе народной», - записал я тогда в своём дневнике. Картина «Воспоминание об отце» стала одной из ключевых работ на этой выставке.
Со своими выставками, встречами-отчетами я проехал ряд сельских районов края, Эти встречи считаю не менее важными, а первая такая встреча прошла 3 сентября 2003 года на Барнаульском заводе АТИ, с ветеранами Ленинского и Октябрького районов, работниками завода. В феврале 2004 г. показал
ш
землякам картины, побывавшие на Поклонной горе, расположив их во Дворце культуры г. Барнаула, в сентябре 2011-го в Библиотечном центре Барнаула. «Глазами ветеранов смотрит с портретов на нас история нашего Отечества», - подытожила С. Пуронина. «Выставке быть!» [1]. Внимание прессы к передвижной выставке было максимальным, фотографировали, брали интервью, просили делиться впечатлениями. «Каковы впечатления от встреч с людьми в районах края?» - задаёт вопрос корреспондент газеты «Наш Новоалтайск» Ю. Першин, отвечаю: «Мне везет на хороших людей. Впечатления добрые. А вот от самих сел - несколько иное. Заметен процесс оскудения. Исчезают малые села. Процесс этот болезненный. Ветераны, в них живущие, страдают больше всех. Нуждаются в помощи, защите, простом человеческом внимании и понимании, как со стороны общественности, так и властных структур» [2]. Это очень близко и понятно мне, ведь я сам родился и вырос в далёком татарском селе Шаркаево, в степях Оренбуржья.
Всего этого бы не состоялось, если бы меня не поддержали коллективы Барнаульского завода АТИ, И. С. Хайрулин°в Белоярского мачтопропиточного, издательства «Ве-
«В°шоминание об отце». 1979 г. X., м. ШхПО черний Новоалтайск», Демидовского фонда, и личного вклада многих, очень многих людей, в которых я нашел отклик, причем не формальное внимание, а проявление глубокой заинтересованности и творческого подхода! Честно сказать, я рад этому и горд. Рад тому, что тема, которая так тревожит меня, дорога и памятна многим. Безмерно благодарен...
В дар Центральному музею Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе в разные годы мною были переданы живописные портреты «Окопник. Портрет В. Е. Челнокова» (1980), «Ветеран Великой Отечественной войны А. В. Парахневич» (2005), и картины «Проводы. 1941 год» (1980), «Вечное прощание» 1990), «Память. Жертвам репрессий и войн» (1997).
И со студентами своими я начал подобную работу в 90-е годы. В Новоалтайске уже появились портреты трех десятков ветеранов, в Барнауле они нарисовали более десяти человек. Впрочем, конкретных цифр и планов художники для себя не ставят. Говорят, сколько успеем до 9 Мая. А пока в каждом своем номере эти портреты публикует газета «Вечерний Новоалтайск», давая возможность прославиться и ветеранам, и ребятам. Хотя и не ради юбилея Победы решили рисовать их молодые художники. «Нельзя провозгласить о необходимости патриотического воспитания и сразу же о нем забыть», - это в беседе с корреспондентом «Вечернего Барнаула» Натальей Волковинской. «К нам приходят 16-летние ребята и пять лет учатся с нами. А чем они живут все это время, любят ли свой город и край, свою Родину? Все это не высокие слова, а конкретная воспитательная работа» [3].
Сорок один портрет наших земляков-алтайцев, героев войны и труда, подарены моими студентами в фонд этого Центрального музея Великой Отечественной войны на вечное хранение, а написано ими гораздо больше!
Ребята объяснили это так: «Мы начали акцию "Вахта памяти", чтобы не утратить традицию чествования ветеранов, чтобы слова "Никто не забыт, ничто не забыто" - не были просто словами. Ведь старикам нужны наши тепло, внимание и любовь! А ветераны передадут нам, нынешнему подрастающему поколению, свой оптимизм, свой настрой, свой патриотизм и любовь к Родине». И. В. Козлова в журнале «Здоровье алтайской семьи» отметила, что каждое слово благодарности, внимание и участие важны нашим дорогим ветеранам. Они порой эффективнее самых дорогих медицинских препаратов и, безусловно, заслуженных привилегий и льгот. «Обогрейте их теплом своих сердец, поспешите сказать им слова благодарности за их безмерный подвиг.» [4].
Очень ярко, эмоционально свое отношение к работе молодых художников, к роли ветеранов войн выразил Кавалер шести боевых орденов А. В. Парахневич. По словам Алексея Васильевича, ветераны войны и тыла - это оплот духовности и нравственности России. Ветеранов очень волнует: когда уйдет их поколение - кто будет героем дня? Олигархи, обворовавшие страну? Звезды шоу-бизнеса? Писатели, режиссеры, актеры, которые воплощают в книгах и фильмах моральных уродов? Политики, беззастенчиво приватизировавшие власть для того, чтобы богатые становились еще богаче, а бедные - беднее? Или всё же героями нашего времени должны стать люди, искренне болеющие за судьбу страны,
делающие всё, чтобы её жителям жилось хоть чуточку легче. И таких людей очень много, намного больше, чем тех, кого интересует лишь собственное благополучие, но не судьба страны. Первые среди тех, кто противостоит бездуховности, - люди, уничтожившие фашизм и не позволившие ему поднять голову! Он подчеркнул, что ребята в ходе общения с ветеранами лучше узнали о ратном подвиге. Для участников боевых сражений очень важно то, что их облик сохранится в памяти новых поколений.
Все графические и живописные работы студентов сделаны с натуры при посещении ветеранов войны во время подготовки к празднованию 60-летия Победы. Бывшие воины не просто позировали юным художникам, они делились фронтовыми воспоминаниями, рассказывали о своей жизни. И эти минуты сотворчества приносили радость и авторам портретов, и их героям. «Встречи, беседы, душевное общение навсегда останутся с нами», - и сейчас говорят студенты. Сорок один портрет земляков, участников Великой Отечественной войны, выполненных студентами Новоалтайского художественного училища, были переданы и приняты в дар Центральным музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе. «Они будут надежно сохранены для будущих поколений и помогут нам более достоверно и наглядно отразить историю Великой Отечественной», - сообщил в ответном письме первый заместитель директора музея А. Татулов [5, с. 27]. Сегодня же, в 2016 году, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (Центральный музей Великой Отечественной войны) в лице директора В. И. Забаровского, действующего на основании Устава, с одной стороны, и гражданин Российской Федерации Ильбек Сунагатович Хайрулинов - с другой, заключили договор... пункты которого гласят:
1.2. Музейные предметы, право на использование изображений которых передается по Договору, приняты на постоянное хранение и включены в состав Музейного фонда Российской Федерации.
1.3. Материалы будут использованы <И. С. Хайрулиновым> в целях создания и издания альбома «Вахта памяти» (далее - «Альбом»). Альбом издается на русском языке.
1.4. Музей предоставляет право использовать Материалы, в соответствии с пунктом 1.3. настоящего Договора без выплаты вознаграждения и дополнительных согласований.
1.5. Территория использования Материалов - по всему миру без ограничения.
Сегодня портреты ветеранов экспонируются в Передвижной художественной выставке «Вахта памяти», начавшей своё движение в залах Военно-исторического отдела Алтайского государственного краеведческого музея (1 июня - 1 сентября 2016 года). Директор АГКМ О. В. Падалкина отметила, что многолетнее сотрудничество музея с И. С. Хайрулиновым сеет в душах молодёжи уважение к старшему поколению и гордость за подвиги защитников Отечества, настоящих патриотов Родины. Проект «Вахта памяти» уникален для Алтайского края, 20 лет как в стенах Краеведческого музея Алтайского края открывается художественная выставка работ его студентов «О войне и мире», ставшая теперь уже традиционной.
«Достоинство человека, живущего в наше время в России, должно строиться на ощущении своей причастности к России, к её истории», - написал я в книге «Чистые родники» [6, с. 272], и считаю, что призывать к чему-то молодых надо личным примером. В мае 2008 года в залах Регионального отделения Урал - Сибирь - Дальний Восток Российской академии художеств, в Красноярске, состоялась моя персональная выставка живописи «О войне и мире» [7], 2 этажа выставочного пространства, почти четыре месяца с мая до конца августа. В то время отделение возглавлял Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, профессор Ю. П. Ишханов. Приближалась 65-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и мне как выпускнику Академии художеств было приятно и почётно представить свои работы в столь значимом месте. Такая масштабная выставка потребовала больших материальных затрат, организации перевозки от Новоалтайска до Красноярска и обратно. С транспортом помог Сергей Грантович Хачатурян, промышленник, меценат. Портреты, натюрморты, пейзажи и тематические картины, всего на выставке было 100 живописных полотен, из которых 30 составили портреты. Мужественные лица героев-алтайцев: Р. П. Орлова, А. И. Скурлато-ва - того самого «Алёши», ставшего прототипом памятника воину-освободителю в болгарском Пловдиве, старейших художников Алтая А. В. Иевлева, Ф. А. Филонова, С. И. Кашкарова, героя войны В. Ф. Губина, дважды побывавшего на Параде Победы на Красной площади в 1945 и в 2005 годах, портрет кузнеца С. М. Карпова, ветерана ВОВ Никиты Афанасьева, и простого труженика-ветерана из Озё-рок, портрет П. А. Ленского из Уймона... Портреты ветеранов на выставке «О войне и мире» были дополнены портретами молодых людей - рабочих, учащейся молодёжи: студентки Алтайского университета Е. Арслановой, сибирского казака П. Верещагина, молодого художника В. Скрипникова, чабана Н. Санаа, студентки Т. Гриценко, Е. Тушевой, С. Гапусенко, других. Вот что было предложено сибирскому зрителю. Портретная галерея современников - дань Памяти народной, стала в 2008 году настоящим открытием, резонансным явлением не только для Барнаула и Красноярска, но для Сибири, в целом. Масштабная выставка, до сих пор являющаяся первой и единственной персональной выставкой художников из Алтайского края в залах Регионального отделения Российской академии художеств в Красноярске, была высоко отмечена специалистами и публикой, открыла дорогу и другим алтайским мастерам.
И. С. Хайрулинов. «Давай закурим. Берлин. 1945 год» (2015 г. Х., м. 190х122), (Картина посвящена Победе многонационального народа в Великой Отечественной войне. На фото - момент торжественной передачи картины в дар городу Волгограду)
Р. И. Хайрулинов. «Бородино. Батарея Раевского». Триптих. Выставка «Военная история».
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе, г. Москва. Дек. 2015 г.
Побывали на выставке «О войне и мире» и студенты из Новоалтайска. В июне 2008 года в рамках пленэрной практики все вместе мы приехали в Красноярск. Программа практики включала обязательное посещение Выставочного зала Регионального отделения РАХ, Красноярского художественного института, посещение Музея-усадьбы великого российского художника, уроженца Красноярска, В. И. Сурикова. Две недели ребята имели возможность общаться с педагогами и студентами, больше узнать о традициях и новациях академического художественного образования в Сибири.
В разное время Красноярский государственный художественный институт закончили мои студенты: Н. Акимова, М. Руднев, Ю. Белихова, М. Филатова, А. Кольцов, О. Мирончук, М. Филатов, Т. Бабаков, Е. Морозова, Т. Рыжинкова, всего же в Красноярский государственный художественный институт в разные годы поступило 17 учеников. Лучшие из них - М. Руднев, М. Филатов, А. Кольцов -были приглашены и в настоящее время закончили стажировку в творческих мастерских Российской академии художеств под руководством Вице-президента, Народного художника Российской Федерации, академика А. П. Левитина. Приятно, что достойную учёбу наших бывших студентов, их желание стать настоящими профессиональными художниками через огромную работоспособность и самоотдачу отмечают педагоги. Высокие возможности обучения, верность русской реалистической школе живописи, системе академического образования. Начиная работать самостоятельно, ребята понимают ценность этого, говорят об этом на открытиях своих выставок в России и за рубежом, отмечают на страницах буклетов и красочных альбомов.
Преемственность в традициях Академической школы! 30 лет со дня открытия Регионального отделения Академии художеств в Красноярске. Этот срок - как часть человеческой жизни. Экономические возможности, глубокие, полные значения культура и искусство и, наконец, насущная потребность
подвинули людей на его открытие. Как много сделано! Основатели могут рассказать много ценного о значении сделанного и для отдельного художника, и для Сибирского региона, для страны в целом. Мне посчастливилось участвовать в этом большом деле. Русская классическая школа живописи перенесена на алтайскую почву и взросла здесь уже новыми семенами. За 41 год работы (!), с 1975 года, сразу же после окончания Академии художеств в Ленинграде и по 2016 год, в Художественном училище в Новоалтайске как художник-педагог я осуществил 16 выпусков - это более 200 учеников, из них 160 живописцев-педагогов. Большинство из них верны выбранной профессии, 90 человек продолжили учёбу по профилю в разных художественных институтах страны, 13 человек поступили в «Репинку», Академию Художеств в Санкт-Петербурге. Считаю, что 30-летие Регионального отделения Российской академии художеств в Красноярске переходит границы личного, это общий праздник для всех, кто когда-то учился, общался, выставлялся, это важный этап жизни каждого художника. Перед нами стоит большая задача - оставить правдивые картины о времени и людях современной России.
В последние два года состоялись масштабные выставочные проекты, в которых принял участие лично, мои ученики, сын Роберт, художник-график, члены нашей семьи. К выставкам, посвящённым Победе в Великой Отечественной войне относятся персональные выставки в Музее изобразительных искусств Алтая (ГХМАК) 1985, 1995, 2000, 2005 и 2010 годов. Картины как оружие! Живописные полотна участвовали в выставках на Поклонной горе, «Военная история» и «Память и время» в 20152016 гг. Под русскими стягами Отечественной войны 1812 г. расположились картины Роберта Хайрули-нова «Бородино. Батарея Раевского» [рис. 3]. Этим событиям предшествовали выставки в краевой столице: «Дань памяти» - наша совместная персональная выставка в Арт-галерее Щетининых (2015, Барнаул), «Великая война» - передвижная персональная выставка произведений Роберта, его медийный проект «Страна героев», осуществлённый в рамках Музейной ночи (2015, ГМИЛИКА), «Весна Победы» -выставка в Алтайском краевом законодательном собрании (2015, Барнаул). Вспоминаю слова сенатора Ларисы Пономаревой, сказанные на персональной выставке «Вахта памяти» в Совете Федерации (2011, Москва): «Чтобы жить в мире, мы не должны забывать о войне, о том, сколько горя и боли она причиняет людям. Именно поэтому открывшаяся выставка имеет не только художественное, но и большое социальное значение». В равной степени эти слова справедливы и к выставкам сегодняшним.
«Выставка как судьба! Считается, что картины художников - это в какой-то мере автопортрет. И, конечно, персональные выставки - это тоже портрет художника, временной срез, в котором мы, зрители, становимся соучастниками его профессиональной и человеческой судьбы.», - написала однажды Ирина Колесникова [8]. С годами стал сознавать, что человеку для счастья нужно немного: вода, чистый воздух, хлеб, ладная семья, непременно из двух поколений. За всем этим - память, Отечество. «Вахта памяти» - это ещё и книга, обобщившая наш долгий путь с ветеранами, вышла в свет в 2016 году.
Великие победы достигаются великим трудом, достигаются каждым днём борьбы, заботы, большого напряжения, нельзя сегодня потрудиться на победу, а завтра-послезавтра выходной, сегодня я борец за правду, а завтра отдохну, пройду мимо несправедливости. Нет, не затрётся слово патриотизм, надо сердца будоражить, будить из обывательской спячки, сытого потребительского существования. Будущие поколения должны знать правду! Сегодня движение Вахта Памяти растёт по всей стране, множится, охватывает Россию, зарубежье, соединяет молодёжь и старшее поколение. Созерцание живописных работ на выставках военной тематики и сопереживание их героям заставляет еще больше ценить наше мирное время, отвоеванное такой дорогой ценой.
Вот и мой солдат до Берлина дошёл! Картина, переданная в феврале 2017 года в дар Волгограду, называется «Давай закурим. Берлин, 1945 г. ». На ней запечатлен советский солдат в последние часы войны. Известно, что подаренная картина пополнила экспозицию проекта «Война на холсте - как символ поколений», посвященного 75-летию Великой Победы, в Музейно-выставочном центре Красноармейского района Волгограда. Это дань памяти отца, всех солдат Великой войны.
Список литературы
1. Пуронина, С. Выставке быть / С. Пуронина // Вечерний Новоалтайск. - 2003. - 20 авг.
2. Першин, Ю. Визит на Поклонную. К 60-летию Победы / Ю. Першин // Наш Новоалтайск. - 2004. -17 авг.
3. Волковинская, Н. Победа в лицах. Студенты Новоалтайского государственного художественного училища рисуют ветеранов войны / Н. Волковинская // Вечерний Барнаул. - 2005. - 14 апреля.
4. Козлова, И. В. Мы склоняем голову перед подвигом Защитников Отечества / И. В. Козлова // Здоровье алт. семьи. - 2005. - № 2. - С. 2.
5. Хайрулинов, И. С. Вахта памяти / И. С. Хайрулинов. - Барнаул : Красный угол ; Алт. дом печати, 2016. - 260 с.
6. Хайрулинов, И. С. Чистые родники / И. С. Хайрулинов. - Барнаул : АЗБУКА, 2013. - 292 с.
7. Пантелейкина, С. Верный сыновнему долгу / С. Пантелейкина // Красноярская газета. - 2008. - 27 мая.
8. Колесникова, И. Выставка как судьба / И. Колесникова // Алт. правда. - 2012. - 25 янв.