методы познания, современные методы приобретения знаний и поиска информации. На старших курсах необходимо приобщать студентов к научно-исследовательской работе.
Какие бы реформы не проходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - преподавателе. Именно он является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Тесная связь инновационного образования с практикой должна быть подтверждена умением применять полученные знания при решении практических задач. Для обобщения полученной информации и переработки ее в знания, студент медицинского ВУЗа должен сопоставить ее с известными ему понятиями, определениями, законами, обобщить и запечатлеть в своем сознании как определенную систему знаний. Это невозможно без активной творческой работы, умения анализировать полученную информацию и находить в ней главное.
В медицинском ВУЗе роль преподавателя в процессе обучения не должна ограничиваться информационно-контролирующей деятельностью. Уже с первого курса начинается очень важный и сложный процесс формирования будущего врача, его отношения к коллегам, больным, их родственникам. Нередко эталоном для студента-медика становится преподаватель, стереотипы его поведения. Отношение к дисциплине, мотивация к ее изучению часто зависят от личности педагога, его доброжелательного и уважительного отношения к обучающимся. Ведь настоящий педагог наряду с использованием на занятиях высокотехнологичных средств обучения, создает обстановку, благоприятную для дискуссии, конструктивного обсуждения проблем и их решений.
Доказано, что преподаватель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает учебный процесс, внимательно анализирует последствия своих обучающих и воспитательных действий и делает из них правильные выводы.
Преподавательская деятельность в медицинском ВУЗе многогранна, сложна и трудоемка. В труде преподавателя нет неизменных элементов: постоянно развивается изучаемая дисциплина, меняется контингент студентов, обогащается педагогическая наука. Все это требует постоянного поиска эффективных путей сотрудничества с обучающимися.
На пути совершенствования педагогической деятельности очень важна оценка профессиональных и личностных качеств преподавателей. Эта оценка качества преподавания сегодня складывается из множества факторов и включает индивидуальный рейтинг преподавателя, который состоит из накопленного квалификационного потенциала и активности по основным направлениям деятельности: учебная работа, учебно-методическая работа, научная работа, выполнение лечебной нагрузки, общественная, организационная и воспитательная работа.
Оценка качества преподавания предусматривает возможность учета субъективных факторов: рейтинг у студенчества, самооценки преподавателя, оценка коллегами-преподавателями, оценка морально-психологического климата в коллективе, а также оценка заведующим кафедрой, деканом, проректором по учебно-воспитательной работе, проректором по управлению качеством образования.
В настоящее время преподавателю высшей школы вообще, и в медицинском ВУЗе в частности, необходимо не только выбирать соответствующие методы и методики обучения, но и создавать свои собственные. Это возможно только в том случае, если преподаватель обладает необходимыми способностями, а также получил соответствующую подготовку. Особенно важно при этом владеть средствами и способами рефлексии по отношению к своей деятельности. Преимущества рефлексного подхода в педагогической деятельности медицинского ВУЗа заключается в том, что он способствует максимально полному и глубокому вовлечению личности студента в сотворческое общение и индивидуально-созидательный процесс.
Список литературы
1. Головинский В.В. Стратегия инновационного развития в условиях модернизации высшего профессионального образования: материалы IX международной научно-практической конференции «Вузовское преподавание». - Челябинск, 2009
2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
3. Лызь Н.А., Лызь А.Е. Компетентностно-ориентиро-ванное обучение: опыт внедрения инноваций // Высшее образование в России. - 2009. - № 6
ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ПОЛИМОРФИЗМА М62У ГЕНА CYP1A1 С РАЗВИТИЕМ ВРОЖДЕННОГО ДЕФЕКТА МЕЖЖЕЛУДОЧКОВОЙ ПЕРЕГОРОДКИ СЕРДЦА
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Швецов Ярослав Дмитриевич
Заочный аспирант кафедры биологии, медицинской генетики и экологии Курского государственного
медицинского университета, г. Курск Лазарев Константин Юрьевич
К. м. н., доцент кафедры биологии с курсом медицинской генетики Кубанского государственного
медицинского университета, г. Краснодар Полоников Алексей Валерьевич
Д.м.н., профессор кафедры биологии, медицинской генетики и экологии Курского государственного
медицинского университета, г. Курск
Целью настоящего исследования было изучение ассоциации полиморфизма I462V гена СУР1А1 с развитием врожденного дефекта межжелудочковой перегородки сердца. Материалом для исследования послужили образцы ДНК 103 неродственных детей славянского происхожде-
ния (жители Краснодарского края) с врожденным пороком межжелудочковой перегородки сердца, рожденных в родильных домах Краснодарского края и 232 здоровых родителей (группа контроля). Генотипирование полиморфизма I462V гена СУР1А1 проводили методами полиме-разной цепной реакции в режиме реального времени с
использованием TaqMan-зондов. Сравнительный анализ частот аллелей и генотипов полиморфизма I462V гена СТР1А1 между группами больных детей и здоровых родителей не выявил ассоциации с развитием врожденного дефекта межжелудочковой перегородки сердца плода.
Ключевые слова: врожденный дефект межжелудочковой перегородки сердца, ДНК-полиморфизм, СТР1А1.
Врожденные пороки сердца (ВПС) составляют 30 % среди всех врожденных пороков развития у детей, занимая третье место после патологии опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы (ЦНС), обнаруживаются у 0,7-1,7 % новорожденных [5, с. 10; 11, с. 2326] и занимают одно из ведущих место в структуре детской заболеваемости, инвалидности и смертности в первый год жизни [2, с. 43].
Дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП) -это самый частый ВПС, составляющий от 30 до 60% всех врожденных пороков сердца у доношенных детей и его распространенность составляет 3-6 на 1000 новорожденных. ДМЖП обычно бывает изолированным, но может сочетаться и с другими сердечными мальформациями.
ВПС относят к мультифакториальным заболеваниям. Неоднократно доказано, что ВПС значительно чаще возникает у беременных женщин, проживающих на экологически загрязненной территории, работающих на канцерогенно-опасном производстве, испытывающих никотиновую, алкогольную и наркотическую интоксикации, а также имеющих перинатальные инфекции (TORCH-ин-фекции) и т. д. [7, с. 19; 4, с. 95]. Вместе с тем, особую роль в возникновении ВПС играет система биотрансформации ксенобиотиков, которая отвечает за детоксикацию и элиминацию экологических факторов химической природы, воздействующих на гаметогенез и эмбриогенез [3, с. 8; 6, с. 5].
Важную роль в первой фазе детоксикации ксенобиотиков играет цитохром Р450 1А1, который участвует в монооксигеназной активации полициклических ароматических углеводородов и ароматических гетероциклических аминов с образованием реактивных токсических метаболитов - эпоксидов, фенолов и др. В литературе имеются данные об ассоциациях данного фермента с раком легких, раком полости рта, раком молочной железы, острым лейкозом [8, с. 619; 9, с. 547; 10, с. 24]. Ген СТР1А1 локализован на хромосоме 15 в области 15q22-q24. Наиболее изученный полиморфизм связан с транзицией аденина на гуанин в позиции 2455 - в гемсвязывающем регионе эк-зона 7 гена СТР1А1, которая приводит к замене изолей-цина на валин в кодоне 462 (Ile462Val). Это проявляется в повышенной ферментативной активности и способствует накоплению в клетке промежуточных высокотоксичных метаболитов I фазы биотрансформации, и как следствие увеличивает риск возникновения заболевания [1, с. 13].
Целью настоящего исследования было проведение анализа ассоциации полиморфизма I462V гена СТР1А1 с
риском развития врожденного дефекта межжелудочковой перегородки сердца в популяции детей Краснодарского края.
Методы. Объектом исследования были больные дети славянского происхождения (преимущественно русской национальности) из 44 административных образований Краснодарского края, родившихся в период 19982012 гг., не состоявших в родственной связи друг с другом с дефектами межжелудочковой перегородки сердца (n=103), и здоровые родители, составляющую группу контроля (n=232). Средний возраст детей с ДМЖП составил 3,11±0,81 лет (40 мальчиков - 38,8% и 63 девочки -61,2%). Включение в группу больных с ВПС осуществлялось только после верификации диагноза комплексом методов обследования, включающих клинические методы с использованием физикального обследования, анкетирования и специальные (ЭКГ, УЗИ, рентгенографии сердца и др.).
У всех обследуемых проводился забор венозной крови из кубитальной вены, выделение геномной ДНК стандартным методом фенольно-хлороформной экстракции и генотипирование полиморфизма I462V гена CYP1A1 методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени и дискриминации аллелей с помощью TaqMan-зондов на амплификаторе CFX96 фирмы Bio-Rad (США) путем индивидуального подбора соответствующих условий ПЦР путем титрования для исследуемого ДНК-маркера. Для оценки соответствия распределений генотипов ожидаемым значениям при равновесии Харди-Вайнберга (РХВ) и для сравнения распределений частот аллелей и генотипов использовали критерий х2 Пирсона с поправкой Йетса на непрерывность. Об ассоциации аллелей или генотипов с предрасположенностью к ВПС судили по величине отношения шансов (OR), границам 95%-ного доверительного интервала (Cl) для OR. Статистическая обработка данных проводилась на персональном компьютере с использованием программных пакетов Sta-tistica 6.0 («Statsoft») и Ехсе1 2010 («Microsoft»).
Результат. Распределение частот генотипов изучаемого полиморфизма I462V гена CYP1A1 и его соответствие популяционному равновесию Харди-Вайнберга проводилось раздельно в группе детей с ДМЖП и в контрольной группе. Не было отклонений в частотах генотипов от равновесия Харди-Вайнберга в обеих группах (р>0,05). Частоты вариантных аллелей и результаты их сравнительного анализа между группами представлены в таблице 1.
Из таблицы 1 следует, что статистически значимых различий между выборками больных ДМЖП и контрольной группы по частотам аллелей и генотипов полиморфизма I462V гена CYP1A1 выявлено не было.
Далее был проведен стратифицированный анализ ассоциации полиморфизма I462V гена CYP1A1 раздельно в зависимости от половой принадлежности (таблица 2).
Таблица 1
Распределение частот аллелей и генотипов полиморфизма I462V гена CYP1A1 у больных с ДМЖП
Аллели Частоты аллелей Критерий OR
ДМЖП (n=103) Контроль(n=232) различий р (95%Cl)
462I 0,985 0,015 0,66 0,75 (0,20-2,79)
462V 0,981 0,019
Генотипы Частоты генотипов
n % n %
462II 100 97,1 223 96,1 0,66 0,74 (0,20-2,80)
462IV 3 2,9 9 3,9 0,90 0,82 (0,24-2,85)
462VV 0 0 0 0 2,25 2,25 (0,04-113,99)
Таблица 2
Распределение частот генотипов полиморфизма I462V гена СУР1А1 у больных с ДМЖП и здоровых _родителей в зависимости от пола_
Мальчики CYP1A1I462V Девочки CYP1A1I462V
462II 462IV 462VV 462II 462IV 462VV
Больные мальчики с ДМЖП (n=40) 39 (97,5%) 1 (2,5%) 0 (0%) Больные девочки с ДМЖП (n=63) 61 (96,8%) 2 (3,2%) 0 (0%)
Здоровые отцы (n=86) 85 (98,8%) 1 (1,2%) 0 (0%) Здоровые матери (n=146) 138 (94,5%) 8 (5,5%) 0 (0%)
Р 0,58 0,84 0 р 0,47 0,72 0
Вывод. Тем не менее, статистически значимых различий между группами больных детей с ДМЖП и контроля в зависимости от пола также выявлено не было. Хотя нами не была выявлена взаимосвязь полиморфизма, тем не менее, нельзя исключить возможность участия гена СУР1А1 в формировании наследственной предрасположенности к ВПС. Также нельзя исключить сочетанное влияние гена и токсигенных средовых факторов на риск формирования патологии - так называемых генно-средо-вых взаимодействий. Учитывая преимущественно муль-тифакториальную природу несиндромальной формы дефекта межжелудочковой перегородки ВПС, дальнейшие исследования должны быть, нацелены на поиск вовлеченности других генов ферментов детоксикации, которые могут играть важную роль в развитии пороков сердца.
Список литературы
1. Баканова М.Л., Минина В.И., Савченко Я.А. Ассоциации полиморфных вариантов генов ферментов биотрансформации ксенобиотиков и рака легкого у человека (обзор литературы) // Медицинская генетика. - 2012. - №11. - С. 13-20.
2. Гордеева Л.А. Полиморфизм генов II стадии деток-сикации ксенобиотиков у матери и формирование врожденных пороков развития у ребенка / Л.А. Гор-деева // Медицинская генетика. - 2012. - № 11. - С. 43-48.
3. Землянова М. А., Кольдибекова Ю. В. Современные подходы к оценке нарушений метаболизма ксенобиотиков при поступлении в организм из внешней среды // Экология человека. - 2012. - №8. - С. 8-14.
4. Коваль А.П., Мокрик И.Ю., Дубовая А.В. Токсичные элементы у детей с врожденными пороками сердца и магистральных сосудов // Оригинальные достижения. - 2012. - Т.17, № 3. - С. 95-99.
5. Мутафьян О. А. Пороки и малые аномалии сердца у детей и подростков / О. А. Мутафьян. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2005. — 480 с.
6. Полтанова А.А., Агаркова Л.А., Бухарина И.Ю. Функциональные различия генетически детерминированных вариантов системы детоксикации ксенобиотиков в формировании осложнений гестаци-онного процесса // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 5-9.
7. Сравнительная характеристика встречаемости различных врожденных пороков развития плода с позиции оценки экологической опасности в крупном промышленном центре / Шабалдин А.В. и соавт. // Мать и Дитя в Кузбассе. - 2014. - №4. - С. 19-24
8. Agha A., Shabaan H., Abdel-Gawad E. Polymorphism of CYP1A1 gene and susceptibility to childhood acute lymphoblastic leukemia in Egypt // Leuk. Lymphoma. - 2014. - Vol.55, №3. - P. 618-623.
9. CYP1A1 Ile462Val polymorphism and the risk of non-small cell lung cancer in a Chinese population / Lin J. et al. // Tumori. - 2014. - Vol.100, №5. - P. 547-552.
10. Go R.E., Hwang K.A., Choi K.C. Cytochrome P450 1 family and cancers // J. Steroid Biochem. Mol. Biol. -2015. - Vol.147. - P. 24-30.
11. The spectrum of adult congenital heart disease in Europe: morbidity and mortality in a 5 year follow-up period. The Euro Heart Survey on adult congenital heart disease / P. Engelfriet [et al.] // Eur. Heart. J. — 2005. — Vol. 26. — Р. 2325-2333.
ВЛИЯНИЕ ОСТРОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ НА СТАРУЮ И ДРЕВНЮЮ КОРУ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Соколов Дмитрий Александрович Ильичева Вера Николаевна
канд. мед. наук, доцент кафедры нормальной анатомии человека, Воронежская государственная медицинская
академия им. Н. Н. Бурденко, г. Воронеж Минасян Вартан Вачаганович Спицин Василий Владимирович
ассистент кафедры нормальной анатомии человека, Воронежская государственная медицинская академия
им. Н. Н. Бурденко, г. Воронеж
АННОТАЦИЯ
В эксперименте изучали морфологические изменения нервных клеток и активность ферментов энергетического метаболизма в старой и древней коре головного мозга белых крыс, развивающиеся при алкогольной интоксикации. Полученные данные являются нейроморфологической и нейрохимической основой развития алкогольной энцефалопатии.