УДК 392.5 + 37
Яковлева Ольга Николаевна
Olga Yakovleva
ИЗУЧЕНИЕ СВАДЕБНОГО РИТУАЛА В ШКОЛЕ:
СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
SEMIOTIC APPROACH TO THE WEDDING CEREMONY RESEARCH IN THE SECONDARY SCHOOL
Представлен и обоснован педагогический потенциал изучения свадебного ритуала в семиотическом аспекте. Автор статьи считает, что применение семиотического подхода к изучению обрядовой культуры в школьной практике позволяет решить важнейшие проблемы гуманитарного образования
The article presents and confirms the pedagogical potential of semiotic research of the wedding mythological principles.
The author considers that the semiotic method of research of the ritual culture can solve a number of the most important problems in humanitarian education
Ключевые слова: фольклор, семиотические коды, Key words: folklore, semiotic codes, semiotic analysis, семиотический анализ, свадебный фольклор wedding ceremony
Семейно-обрядовая культура как одна из сфер, объединяющих человечество во всех исторических измерениях и опирающаяся на доминантные стороны человеческой жизни, обладает огромным педагогическим потенциалом. Исследователи (В.Г. Костомаров, Е.М. Верещагин, О.А. Еремина и др.) и педагоги-практики (Л.В. Васильченко) отмечают, что в настоящее время появилась необходимость включения обрядовой культуры в систему литературного образования.
Специфика семейно-обрядовой культуры, отмечавшаяся фольклористами, этнографами, педагогами, психологами связана с блоком «нормы - ценности - смыслы - символы» [5]. В условиях современного кризиса института семьи в период нестабильности и дегуманизации семейных ценностей и норм особую актуальность приобретает изучение свадебного ритуала в старших классах. В народных пред-
ставлениях именно свадьба была призвана привнести счастье в семью, а также оберегать человека в дальнейшей его жизни - в этом заключается важнейшее педагогическое значение свадебного ритуала.
Свадьбу можно рассмотреть с различных сторон: с этнографической, эстетической, нравственно-этической, однако подобные подходы к изучению ритуала не в полной мере реализуют цели и задачи гуманитарного образования, которые отнюдь не ограничиваются определённым багажом знаний. Кроме этого, русский народный свадебный ритуал представляет собой богатейший комплекс традиционной бытовой культуры, прочно сохранивший в себе элемент синкретичности. Синкретизм свадебного ритуала проявляется в теснейшей связи фольклорного текста и этнографической действительности, поэтому изучение свадьбы, как и любого ритуального комплекса, в школь-
ной практике сталкивается с определёнными трудностями. Перед педагогом возникает методическая проблема, связанная с нахождением оптимальных путей интерпретации целостности обряда, а также выявлением и анализом основных структурных элементов, составляющих эту целостность.
Семиотика, предлагая учителю-словес-нику научный аппарат и научный инструментарий анализа текстов как литературных, так и исторических, позволяет решить многие образовательные задачи аксеологического, нравственно-этического, культуроведческого и мировоззренческого характера.
Семиотический подход ориентирован на понимание свадебного ритуала как «многоуровневого культурного текста, включающего в себя элементы, принадлежащие разным кодам» [5]. Коды обряда, охватывающие различные реалии человеческой жизни, соотносимы друг с другом, т.к. имеют общую функциональную направленность. В свадебном ритуале можно выделить следующие основные коды: агентивный, включающий состав участников и их роли; акциональный, описывающий их действия; темпоральный, включающий ритуальное время; локативный, осваивающий ритуальное пространство; вербальный код, основу которого составляет обрядовый фольклор.
«Код хранит в себе определенные модели миропонимания, которые притягивают различные древнейшие смыслы» [4]. Например, при изучении агентивного кода, включающего всех участников свадьбы (жениха, невесты, сватов, подруг и т.д.), важно знать, что одним из основных мировоззренческих принципов является принцип цикличности бытия, берущий начало в мифе о рождении Солнца, отсюда мотив «ритуальной смерти и возрождения» невесты, а также символический подтекст обрядовых актов, совершаемых над невестой -укрывание, мытьё, осыпание, обливание и т.д. Разумеется, чтобы определить общую семантику свадебного ритуала, все его коды необходимо изучать в совокупности, учитывая специфику каждого.
Семиотический анализ, многократно апробированный в этнографических работах и объединяющий два смысловых плана: «план содержания» и «план выражения», позволяет реконструировать мифологическую картину мира наших предков, привлекая и синтезируя знания различных наук, таких, как фольклор, этнография, культурология, религиоведение, философия, мифология, выводит учащихся на ряд интересных проблем, о которых они не имели представления ранее: взаимодействие фольклора и обрядовых действий, фольклор и его основа, мифологическое сознание и его отражение в обрядовой культуре и т.д.
Таким образом, семиотический подход к свадебной культуре русского народа позволяет, с одной стороны, целостно охватить весь древнейший многокомпонентный обрядовый комплекс, интегрирует в единое многие реалии человеческого бытия, помогает старшеклассникам увидеть их взаимодействие в одной структурной схеме, с другой - убедительно демонстрирует путь открытия потаенных смыслов ритуала, раскрывает глубокую связь с языческой основой, тем самым способствует формированию культуроведческой компетентности.
Испокон веков эффективным средством формирования ценностно-смысловых ориентаций личности являлись ритуалы, отражающие аксеологические категории культуры. Семиотический подход и его семиотические механизмы взаимоотношений помогают усилить ценностно-смысловую, содержательную составляющую изучения свадьбы, что соответствует возрастным потребностям старшего подростка.
Как известно, ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельность включена личность: постижение учащимися основных культурных кодов свадебного ритуала - это процесс установления единства формы и глубинного смысла, что является главным условием эффективности усвоения своеобразия и ценностных установок народной культуры» [6].
Архаические корни ритуала связаны с мифологическим мировосприятием, важнейшей специфической чертой которого является острое ощущение единства человеческого экзистенциального мира и космоса. В каждом элементе брачного ритуала при внимательном его изучении можно найти зашифрованный фундаментальный принцип мироустройства -принцип единения противоположностей, в соответствии с которым происходит развитие Вселенной и зарождение новой жизни. Этот принцип порождает основные оппозиционные мотивы: «свой - чужой», «живой - мёртвый», «правый - левый», «близкий - далёкий», являющиеся важными структурными элементами кода, которые помогают работать с ним и проникать в семиотические пласты, структурировать знания.
Слово в свадебном ритуале обладало магией, творило свою реальность, поэтому проникновение в тайны поэтических текстов свадебных лирических песен и причитаний -занятие одновременно интеллектуальное и нравственное. А нахождение в свадебных песнях и причитаниях таких общих для всех культур первообразов, как Мировое Древо, Дорога, Мать - Земля, Сокол и т.д., усиливает деятельностный компонент в обучении, работает на формирование ценностно-смысловой компетентности обучающихся.
В процессе установления диалога с обрядовым текстом у старшеклассников формируется система личностных смыслов, обусловливающая возможность понимания и дальнейшей коммуникации в мире культуры. Выявляя мифологическую сущность ритуала путём семиотического анализа, старшеклассники приходят к собственному пониманию свадебного ритуала и его роли не только в древнем, но и в современном социальном мире: трансформация свадьбы в традицию - явле-
ние отчасти закономерное, свидетельствующее о глобальном изменении мировоззрения русского человека.
Необходимо отметить, что компьютеризированное и пропитанное техногенными новинками сознание подростка 15...16 лет достаточно легко усваивает терминологию семиотического характера, что в дальнейшем даёт возможность почувствовать «вкус» высокого интеллектуального общения со сверстниками и педагогом, и как компонент диалога в более широком смысле слова, событие со временем и культурным прошлым народа, открывшемся в ритуале. В этом несомненная практическая значимость применения семиотического подхода к изучению русской народной свадьбы, не просто предъявляющего ученику интересный этнографический материал, но прежде всего ориентирующего ученика на гуманитарную сферу деятельности.
Итак, свадебный ритуал, рассматриваемый на занятиях в семиотическом аспекте, представляет собой культурный текст с определенными семиотическими кодами. Владея кодом, языком перевода впечатления психической данности в знаковую, ученик как читатель становится не просто потребителем чужого знания, но и переводчиком этого знания в своё собственное понимание, становится творцом, участником нового диалога, ибо «понимание есть процесс осознания себя в культуре, форма самоосознания, самоосмысления и самоопределения» [4]. При изучении свадебной обрядовой культуры с точки зрения закономерностей развития знаковых и символических систем расширяется кругозор учащихся, углубляются познавательные интересы, активизируются практические умения школьников, но, главное - идёт формирование ключевых компетентностей учащихся, необходимых для ориентации в мире культуры. ________________________________Литература
1. Адамский А.В. Размышления о гумани- 7. - С. 157.
тарном образовании: международная гуманитар- 2. Выготский Л.С. Орудие и знак в разви-
ная школа / А.В. Адамский //Новые ценности об- тии ребенка /Л.С. Выготский. - Собр. соч. в 6-и разования: культурные модели школ. - 1997. - № т. Т. 6. - М.: Педагогика, 1983. - С. 34-45.
3. Доманский В.А. Культурологический подход к изучению словесности в школе / В.А. Доманский. - Томск: ТГУ, 2002. - С. 42.
4. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика /Н.Б. Мечковская. - М.: Наука, 1994. - С. 21.
5. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях / Н.Г. Михайлова. - М.: Просвещение, 2000. - С. 29.
6. Цветкова Г.В. Место семиотического
Коротко об авторе_________________________________
Яковлева О.Н., аспирантка, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) [email protected]
Научные интересы: философия и история образования; методология педагогики, инновационные методы обучения, профильная школа, обрядовая культура, фольклор Забайкалья
аспекта изучения литературы в поддержке смыслопоисковой деятельности старшеклассников. -[Электронный ресурс]: Режим доступа: E-mail/website2007.
7, Федоров С.В. Семиотический аспект изучения литературы. Размышления учителя-словесника. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: Интернет-Сервер: mlis.fobr.ru/metodika2008.
_____________________________Briefly about the author
O. Yakovleva, Post-graduate Student of Transbaikalian State Humanitarian Pedagogical University named N.G. Chernishevsky
Areas of expertise: philosophy and history of education, methodolgy of pedagogics, innovative methods of education, specialized schools, ritual culture, folklore of Transbaikalia