РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
О.Н. Яковлева
ОПЫТ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ КАЗАЧЬЕЙ СВАДЬБЫ
В современной системе образования перед педагогами возникла проблема формирования ключевых компетенций учащихся. Ценностно-смысловая компетенция - одна из значимых в гуманитарном образовании, включающая в себя понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категории, отраженных в литературе, культуре и традициях, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции. Испокон веков эффективным средством формирования ценностно-смысловых ориентаций личности являлись ритуалы и обряды. Обрядовая культура - это наиболее устойчивая форма сохранения традиционных, нравственных и эстетических ценностей, важная составляющая народного мировоззрения.
В средней школе учащиеся обращаются к традициям и культуре русского народа на уроках литературы. Однако знакомство с русской обрядовой культурой ограничено кратким описанием календарных обрядов и преподаванием обрядового фольклора (весенние, летние, осенние, зимние праздники), как правило, это лишь изучение трехчетырех жанров, разбор отдельных ярких текстов, проведение параллелей между элементами структуры фольклорного текста и их аналогами в произведениях древнерусской литературы. В связи с этим приобретенные на нескольких этапах разрозненные сведения о ритуальной культуре русского народа так и не находят адекватного обобщения.
Проблема фрагментарности фольклорного знания, а также лоскутности преподавания русской обрядовой культуры привела к необходимости создания элективного курса «Мифологические основы забайкальской казачьей свадьбы», разработанного с целью приобщения учащихся к духовному наследию своей страны и родного края средствами изучения свадебного ритуала забайкальских казаков. Курс рассчитан на 34 часа и состоит из следующих разделов: «Проблема соотношения мифа, ритуала, фольклора», «Мифологическая модель мира древних славян», «Семейные ритуалы славян как древнейшая семиотика», «Свадебный ритуал как ритуал перехода», «Акциональный (действенный) код свадебного ритуала (по материалам свадебного ритуала забайкальских казаков)», «Агентивный код свадебного ритуала забайкальских казаков», «Вербальный код свадебного ритуала: причитания, корильные, величальные и свадебные песни забайкальских казаков»,
«Пространственный код забайкальской казачьей свадьбы».
Предлагаемый учебный материал рассчитан на старшеклассников, подростков 15-17 лет. Именно этот «...возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение».1
Таким образом, при организации процесса обучения на занятиях со старшеклассниками педагогам гуманитарных предметов следует акцентировать внимание в большей мере на смысловой, нравственной, этической сторонах культурного наследия.
Кроме этого, в настоящее время особенно остро наблюдается тенденция упадка семейных традиций и ценностей, многие исследователи отмечают кризис развития семьи, который проявляется в ее нестабильности, дегуманизации, потере социализирующего влияния на подрастающее поколение. «Брак-договор», «брак-сделка» давно заменили понятие «священного брака», пришедшего к нам из древнеславянской мифологии. Статус семьи теряет свою весомость в связи с утратой обществом понятия сакральности брака и смысловой значимости ритуала в целом. В народных представлениях именно свадьба была призвана принести счастье в семью, а также оберегать человека в дальнейшей его жизни. Во время свершения ритуала достигается единство всех участников.
В этом заключается важнейшее педагогическое значение семейных обрядов.
Важной особенностью программы курса является включение регионального компонента. Учащиеся первоначально совместно с учителем, а в дальнейшем самостоятельно воссоздают глубинные мифо-синкретические структуры мышления древних славян, анализируя свадебный ритуал забайкальских казаков, который с этнографической точки зрения подробно описан в монографии В.С. Левашова «Забайкальская казачья свадьба». «Свадебный ритуал старожил нашего края соединил в своем составе элементы и северорусского, и южнорусского
Ольга Николаевна Яковлева - ассистент кафедры литературы Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Чита).
1 Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения со-
временного подростка. - М., 1982.
типов свадьбы, а также их собственные, местные, обычаи и специфические особенности».2 Традиционная свадьба казаков - это не произвольный набор песен и обрядовых действий, она связана единым смысловым целым, сложившимся на основе древних представлений славян.
На занятиях учащиеся рассматривают свадебный ритуал казаков не как красочный спектакль, а как некое действо, обладающее глубинной семантикой. Рассмотрение семейной обрядовой культуры с аспектов закономерностей развития знаковых и символических систем, связанных с такими понятиями как архетип, мифологема, культурные коды (пространственные, временные, агентивные, действенные, предметные, вербальные), позволяет с одной стороны усилить смысловую, содержательную составляющую изучения свадьбы, а это как раз в первую очередь волнует подростка, а с другой - акцентировать личностное понимание этого содержания. «На уровне старшей школы учащиеся уже обладают большим культурным опытом и владеют достаточным, хотя и неактуализированным, багажом архетипических образов, символических смыслов, мифологем. Механизм обнаружения в своем опыте подобных первообразов, их активизации и использования в своей деятельности может стать основой действенной модели освоения наследия духовной культуры русского народа. Это позволяет снять отчуждение между личным опытом и жизненными интересами подростка и опытом человечества, представленного в ритуальной культуре».3
Важным педагогическими условием формирования ценностных ориентаций является отбор и поэтапное построение содержания программы элективного курса. В связи с тем, что ведущей направленностью подростков является познавательнодеятельностная, курс разбит на два этапа. На первом этапе организация процесса обучения имеет в большей мере познавательную направленность, на втором этапе преобладающей направленностью является деятельностно-практическая.
Первый этап предполагает развитие интереса к познанию мифологии, мировоззренческих основ славянского народа. На занятиях старшеклассники рассматривают такие категории, как миф, мифология, космос, сакральное и профанное, магия, ритуал, мифологическое сознание, обращаясь к мифологическому словарю или словарю символов. В процессе дискуссий или проблемных лекций в творческом взаимодействии с учителем подростки приходят к выводу, что каждое из предлагаемых понятий несет глубинную семантику. Например, само слово ритуал родственно санскритскому «рита», что означает «богослужение, сакрализация того места, где оно проводится». Произнесение слов при этом оказывается священным актом, изменяющим течение жизни на земле. Этимологически близко, видимо, и старинное «рота», то есть «клятва». Слово же «обряд»
2 Левашов B.C. Региональные особенности фольклора Забайкалья. Программа для средних школ Забайкалья. - Чита, 1998.
3 Медкова E.C. Возможности обогащения преподавания МХК методами гуманитарных наук // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. - М., 2003.
имеет такие однокоренные слова, как ряд, порядок,
4
нарядиться, ряженье.
Первичное знакомство со свадебным ритуалом на уроке можно осуществить, определяя происхождение слова «свадьба», ученики могут самостоятельно обратиться к этимологическим словарям и энциклопедиям и увидеть, что толкование слова различно: от лат. «Свада» - богиня веселий у римлян; от «сводить», «соединять» - основывается на том, что брак есть соединение двух лиц; от «святости» - так как славяне свято чтили брак; от «свата» - свидетеля свадебного сговора; от древнего слова «свататься» - сговариваться, соглашаться. Работа над словом, постижение его внутренней формы рождает первичные представления о свадебном ритуале как о древнейшем культурном явлении. Основные темы древнейших ритуалов - это сотворение космоса (миропорядка) из хаоса, природный круговорот жизни и смерти. Ритуалы тесно связаны с мифами, повествующими о начальном периоде творения мира. Люди, участвующие в ритуале, должны повторять действия, которые когда-то совершали боги или небесные существа. Свадьба - это повторение акта творения мира, соединение Неба и Земли, отсюда понятие «священного брака» в мифологии. Учащихся можно познакомить с реконструированными космогоническими мифами древних славян, проанализировав которые, можно прийти к данному заключению.
Очень интересной для преподавания обрядовой культуры с педагогической точки зрения является концепция А. Бергсона, одного из самых ярких представителей интуитивизма. Бергсон делает упор на то, что художественное сознание подобно мифотворческому. Художественное творчество через опору на интуицию и бессознательное дает простор мифотворческим возможностям интеллекта, что в свою очередь усиливает сознание, разум человека. Через нереальное (миф, художественный образ) укрепляется реальное (адаптация в мире). В результате само знакомство с разными мифологическими системами, особенностями и закономерностями мифологического сознания, единицами его структуры и механизмами их взаимодействия на примере художественных произведений и ритуальных комплексов в сочетании с творческими заданиями может быть весьма полезно для развития креативности. Механизм взаимозависимости мифа и реальности лежит в основе мифологии и фольклора, которые в древности были одной из форм социальной регуляции и социализации, что продуктивно для формирования ценностных ориентиров подростков.5
Весьма продуктивный метод и жанр исследования любого феномена в сфере культуры - «метафорическое эссе», который можно использовать в процессе преподавания курса. Подобный подход напрямую выводит учащегося на уровень самостоятельного творчества, т.к. предполагает художест-
4 Левашов В. С. Указ.соч.
5 Медкова Е.С. Первообразы как основа развития творче-
ского воображения на уроках искусства // Искусство в школе. 2004. №№ 4-5.
венную интерпретацию произведения искусства или любого другого факта, в нашем случае - свадебного ритуала. Подобное «метафорическое эссе» можно предложить написать учащимся к концу первого этапа курса, когда они владеют первичными знаниями, однако не в достаточной степени ориентируется в материале. Темы эссе могут звучать следующим образом: «Что первично - миф или ритуал?», «Миф, фольклор, обряд - великое триединство», «Что такое “священный брак”?» «Выполнение творческого задания такого типа предполагает интеграцию знаний, полученных в результате анализа, и выход на уровень “свободной игры”, основанной на интуиции, спонтанности воображения и ассоциаций. Такая планка может казаться слишком высокой для школы, но если мы оглянемся на реалии современного искусства, то поймем, что они требуют от общества и школы, в том числе, весьма развитого зрителя, способного на “соигру”, на полноценное со-6
творчество» .
При изучении мифологических воззрений древнего славянина происходит расширение кругозора учащихся и осмысление образов-символов, архетипов, в то же время идет активное развитие познавательного интереса и потребностей к изучению и познанию; становление личностно-значимых познавательных ценностей, что в значительной степени обеспечивает процесс освоения традиционных ценностей в структуре личности.
Второй этап элективного курса характеризуется активной исследовательской деятельностью учащихся. От обучающего анализа отдельных аспектов ритуальной культуры старшеклассники переходят к самостоятельному структурно-семантическому анализу свадебного обрядового комплекса забайкальских казаков, подробно исследуют этнографическое описание обрядовых актов и фольклорные тексты, рассматривают основные культурные коды свадебного ритуала. Методами работы учителя становится руководство самостоятельной учебной и научноисследовательской работы учащихся (проблемные, поисково-исследовательские методы и метод проектов). Преобладающие формы организации урока: урок-практикум, урок - исследование, творческие лаборатории, семинары, круглые столы.
Например, при работе с акциональным (действенным) кодом свадебного ритуала учащиеся самостоятельно исследуют предлагаемые учителем обрядовые акты забайкальских казаков и пытаются найти в каждом из них зашифрованный код, символ или смысл, скрытый с древних времен. Показательны в этом отношении обряды, связанные с невестой. Например, запрет для невесты выходить из дома и присутствовать на некоторых обрядах. Первоначально ученики пробуют самостоятельно объяснить значение запрета, а чуть позже обращаются к статье В.Е. Ереминой «Свадебный обряд в его исторической взаимосвязи с погребальным»: «Одна из интерпретаций временного удаления невесты до брака
с целью изолировать ее от окружающего мира связана с тем, что невеста как лиминальное существо может подвергнуться влиянию нечистой силы, а также сама обладает способностью вредить окружающим». Позднее забвение этих представлений привело к замене изоляции на разные формы скрывания невесты. Например, в некоторых русских свадебных ритуалах на рукобитье невеста не присутствует, «прячется где-нибудь в задней комнате и пла-чет»7, то же самое наблюдается в свадебном ритуале забайкальских казаков. Данный обрядовый акт относится к предохранительному типу, имеющего цель оградить жениха и невесту от влияния злых сил.
Выявляя основные типы магических действий на уроке-исследовании или в процессе лабораторной работы, учащиеся в дальнейшем могут предложить свою классификацию существующих магических актов. Далее учитель предлагает ученикам для сравнения уже существующую классификацию исследователя Е.Г. Кагарова, подробно описавшего магические акты в русском свадебном обряде. В то же время учащиеся приходят еще к одному важному выводу: магия являлась одним из главнейших компонентов свадебного ритуала, так как (об этом уже говорилось на первом этапе изучения курса) славянская языческая культура в целом имеет обереговый характер.
При изучении агентивного кода свадебного ритуала, включающего в себя участников свадебных действий, на уроке-практикуме «Ритуальная смерть и возрождение невесты. Девушка - невеста - жена» старшеклассники рассматривают основные группы обрядов и сакральных символов, связанных с невес-той-казачкой. Выявляют основные этапы процесса трансформации, изменения внутренней сущности девушки, ведь для нее это переходное состояние, инициация, отсюда и «пугающая» на первый взгляд тема урока.
Разнообразные интерпретации ритуальных актов и их глубинная семантика позволяют увидеть подросткам богатство духовного мира древнего славянина, отразившегося в свадебном ритуале и дошедшего до наших времен. В процессе беседы школьники раскрывают для себя мифологические основы свадьбы: совершая свадебный ритуал, человек, по сути дела, дублировал участников космогонического акта творения мира, становился частью единой системы. И в каждом элементе брачного ритуала при внимательном его изучении можно найти зашифрованный фундаментальный принцип мироустройства - принцип единения противоположностей, в соответствии с которым происходит развитие Вселенной и зарождение новой жизни.
Особо следует обратить внимание на изучение фольклорных текстов (вербальный код): свадебных причитаний, корильных и величальных песен. Величальные в паре с причитаниями в системе ритуала образуют противоположные полюса: «оплакива-
ние - прославление». Своими корнями уходящие в
6 Медкова Е. С. Первообразы как основа развития творческого воображения на уроках искусства // Искусство в школе. 2004. №№ 4-5.
7 Еремина В. И. Ритуал и фольклор // Свадебный обряд в его исторической взаимосвязи с погребальным. - Л., 1991.
глубокую древность, величальные песни выполняли магическую роль и были связаны в земледельческих культах с задабриванием божеств плодородия. Учитель предлагает найти в текстах величальных песен отголоски архаического мировоззрения славян. Анализируя филологические особенности песен, педагог может предложить учащимся ответить на такой вопрос: какую функцию в обряде несли величальные песни и что осталось от величальных песен в современных свадьбах? В системе свадебной обрядности магическая функция песни была направлена на обеспечение здоровья, красивого и сильного потомства, а также благополучия семейной жизни. С течением времени в результате утраты мифологических представлений о магической силе песни последние приобрели поздравительно-игровой характер благопожеланий новобрачным и всем участникам свадьбы.
Обращаясь на уроке к фольклорным текстам, следует внимательно относиться к тропам и фигурам, воспринимать их не как украшение речи, а как необходимый элемент поэзии самого фольклорного языка, через который идет передача сакральной информации. Проникновение в язык, тайны поэтических текстов - занятие одновременно интеллектуальное и нравственное. Слово в древние времена не сумма знаков, а выражение объективной реальности. Слово в ритуале обладало магией, оно творило свою реальность. А нахождение в свадебных песнях и причитаниях забайкальских казаков таких общих для всех культур первообразов, как Мировое Древо, Дорога, Мать - Земля, Сокол и т.д. в процессе самостоятельной учебной и проектной деятельности в рамках элективного курса усиливает деятельностный компонент в обучении и опять же работает на формирование ценностно-смысловой компетенции.
Целесообразно создание на уроках проблемных ситуаций, которые учащиеся должны решать на базе определенных теоретических знаний, с привлечением своего социокультурного опыта. В таком случае на уроках это могут быть дискуссии, которые к концу курса становятся темами следующих исследова-
тельских работ: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь», «Свадьба: прошлое и настоящее», «Отголоски архаического сознания в современной свадьбе», «Современная свадьба: ритуал, традиция, праздник?», «Трансформация свадебного ритуала восточных славян: неизбежная закономерность или человеческая оплошность». Учащиеся могут использовать в своей работе исследования современных ученых, социологическую статистику, провести социологический опрос или анкету среди людей разных возрастных категорий, использовать в работе свои наблюдения и открытия. Поиски подобных остаточных смыслов и логических тупиков в современной культуре, даже само осознание этой проблематики очень продуктивно для умственного созревания подростка, а их анализ ведет к открытию внутренних механизмов саморазвития культуры, ее многозначности. Опираясь на личный опыт учащихся, можно раскрыть культурный смысл реальной жизни, воспитать убеждение, что культура пронизывает всю окружающую действительность, составляет одну из ее базовых ценностей.
Итак, на втором этапе обучения происходит реализация полученных знаний учащихся в конкретной исследовательской деятельности. Знакомство с методами структурно-семантического анализа феноменов свадебного ритуала согласуется с возрастной спецификой старшей школы, когда происходит процесс учебно-познавательной, когнитивной деятельности, целью которой является выработка способности к самообразованию и самосовершенствованию.
Постижение учащимися основных культурных кодов свадебного ритуала забайкальских казаков -это процесс установления единства формы и смысла, что является главным условием эффективности усвоения своеобразия и ценностных установок народной культуры, а анализ механизмов этого единства на примере функционирования архетипов в духовном наследии Забайкальского края может стать базовой единицей обучающего процесса, формирующей ценностно-смысловую компетенцию.