Научная статья на тему 'Изучение студентами музыкальной полистилистики в контексте идей М. М. Бахтина'

Изучение студентами музыкальной полистилистики в контексте идей М. М. Бахтина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
289
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / М.М. БАХТИН / БОЛЬШОЕ ВРЕМЯ / ВНЕНАХОДИМОСТЬ / СВОЕ-ЧУЖОЕ / ДИАЛОГ / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / А.Г. ШНИТКЕ / ПОЛИСТИЛИСТИКА / CONCERTO GROSSO / АЛЛЮЗИЯ / "КРИВОЕ ЗЕРКАЛО" / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ШОК / STYLE / M.M. BAKHTIN / GREAT TIME / VNENAHODIMOST / ITS-STRANGE DIALOGUE / CONTEMPORARY MUSIC / A. SCHNITTKE / POLISTILISTIKA / ALLUSION / "DISTORTING MIRROR" / STYLISTIC SHOCK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шамрина Елена Александровна, Воробьева Светлана Анатольевна

В статье рассмотрены базовые понятия учения отечественного философа, психолога и литературоведа М.М. Бахтина «большое время», «вненаходимость», «свое-чужое», «диалог». Раскрываются особенности полистилистики в музыкальном искусстве как средства расширения ассоциативного пространства произведения. На примере анализа Concerto grosso № 1 А.Г. Шнитке выявлены возможности осмысления студентами этих категорий Бахтина при изучении современного музыкального произведения в русле полистилистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS STUDYING MUSIC POLYSTYLISTICS IN THE CONTEXT OF IDEAS М.М. BAKHTINA

The article deals with the basic concepts of the teachings of the Russian philosopher, psychologist and literary critic M.M. Bakhtin «a great time», «extravagance», «his-alien», «dialogue». The peculiarities of polystylistics in musical art are disclosed as a means of expanding the associative space of a work. Based on the analysis of the Concerto grosso №1. A.G. Schnittke explored understanding these categories Bakhtin in examining contemporary musical work in line with poly-stylistics.

Текст научной работы на тему «Изучение студентами музыкальной полистилистики в контексте идей М. М. Бахтина»

УДК 378

ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОЛИСТИЛИСТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ М.М. БАХТИНА

Е.А. Шамрина, С.А. Воробьева

Аннотация. В статье рассмотрены базовые понятия учения отечественного философа, психолога и литературоведа М.М. Бахтина - «большое время», «вненаходимость», «свое-чужое», «диалог». Раскрываются особенности полистилистики в музыкальном искусстве как средства расширения ассоциативного пространства произведения. На примере анализа Concerto grosso № 1 А.Г. Шнитке выявлены возможности осмысления студентами этих категорий Бахтина при изучении современного музыкального произведения в русле полистилистики.

Ключевые слова: стиль, М.М. Бахтин, большое время, вненаходимость, свое-чужое, диалог, современная музыка, А.Г. Шнитке, полистилистика, Concerto grosso, аллюзия, «кривое зеркало», стилистический шок.

E.A. Shamrina, S.A. Vorobyeva

STUDENTS STUDYING MUSIC

POLYSTYLISTICS IN THE CONTEXT OF IDEAS М.М. BAKHTINA

Abstract. The article deals with the basic concepts of the teachings of the Russian philosopher, psychologist and literary critic M.M. Bakhtin - «a great time», «extravagance», «his-alien», «dialogue». The peculiarities of polystylistics in musical art are disclosed as a means of expanding the associative space of a work. Based on the analysis of the Concerto grosso №1. A.G. Schnittke explored understanding these categories Bakhtin in examining contemporary musical work in line with poly-stylistics.

Keywords: style, M.M. Bakhtin, great time, vnenahodimost, its-strange dialogue, contemporary music, A. Schnittke, Concerto grosso, polistilistika, allusion, «distorting mirror», stylistic shock.

Культура ХХ века во многом отличается от культуры предшествующих столетий. Ее элементами становятся целые культурные пласты и традиции; происходит значительное расширение связей с искусством предшествующих эпох. Творческое

переосмысление студентами содержания современной музыки - одно из педагогических условий в нашем исследовании, посвященном проблеме развития творческого потенциала студентов - будущих учителей музыки. Представляется, что помочь студентам творчески переосмыслить содержание современного искусства могут идеи замечательного отечественного философа, искусствоведа, филолога и психолога Михаила Михайловича Бахтина (1895 - 1975). Отметим любопытный факт: почти столетие назад в период с 1920 по 1924 годы будущий великий русский ученый живет в Витебске и одновременно преподает и в консерватории, и в педагогическом институте, а также выступает с публичными лекциями по философии, литературе и эстетике.

Альфреда Гарриевича Шнитке -замечательного отечественного композитора -также можно считать ученым, так как именно он ввел в научный обиход термин «полистилистика» применительно к своей, и не только своей, музыке 70-х годов прошлого века [2, 3, 5]. По

мнению Шнитке, полистилистическая тенденция всегда присутствовала в любой музыке, а музыка «стилистически стерильная была бы мертвой». Но степень применения ее приемов ограничивалась созданием вариаций на определенную тему. Однако во второй половине прошлого века полистилистика перешла в другую форму - в современную технику композиции, когда композитор заранее планирует «коллажное столкновение времен» или «едва заметное скольжение по музыкальной истории» [5, с. 329]. Ее появление ознаменовало решительный разрыв с авангардным сериализмом во многом и из-за того, что она «ставит своей целью активизацию именно ассоциативного пространства произведения» [2, с. 27].

Для постижения студентами полистилистики в музыке А.Г. Шнитке представляются важными размышления М.М. Бахтина о большом времени. Ученый пишет о том, что нельзя изучать искусство в отрыве от всей культуры цивилизации, не стоит рассматривать произведение узко в контексте только того времени, когда оно было создано. Великие сочинения подготавливаются столетиями, а во время их создания, по выражению Бахтина, пожинаются только зрелые плоды этого продолжительного и непростого процесса. Произведение не может жить в будущем, если

оно вместило в себя то, что принадлежит только настоящему и умирает вместе с ним. Возможно, в этом кроется причина столь мимолетной жизни образцов массовой культуры. Философ пишет о том, что в процессе своей последующей жизни великие творения «обогащаются новыми значениями, новыми смыслами, перерастают то, чем они были в эпоху своего создания» [1, с. 331].

В связи с этим, М.М. Бахтин считает, что огромное значение имеют жанры, в которых на протяжении веков вызревают формы видения и осмысления. По мнению исследователя, произведение искусства существует в единстве культуры периода его создания, но замыкать его только в этом периоде нельзя: его полнота выявляется только в большом времени. «В каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые остались не раскрытыми, не осознанными, не использованными на протяжении всей исторической жизни данной культуры» [1, с. 333]. В качестве примера он ссылается на шутку о том, что древние греки не знали о себе нечто очень важное, они не знали, что они древние греки. Та огромная временная дистанция, которая разделяет просто греков и древних греков, демонстрирует «огромное преобразующее значение: она наполнена раскрытиями в античности все новых и новых смысловых ценностей, о которых греки действительно не знали, хотя сами и создали их» [1, с. 333].

Поэтому М.М. Бахтин говорит о новых смыслах, заложенных в культурах прошлых веков, а не о расширении фактических знаний о них. Ученый оспаривает традиционное мнение о том, что для лучшего понимания другой культуры надо как бы переместиться в нее и воспринимать мир глазами этой чужой культуры. Он считает, что нельзя не учитывать свое время, свой собственный опыт, так как «творческое понимание не отказывается от себя, от своего места во времени, от своей культуры и ничего не забывает» [1, с. 334].

Таким образом, М.М. Бахтин вводит еще одно понятие - вненаходимость, раскрывая его еще одним простым примером, когда даже самого себя человек не способен по-настоящему увидеть и осмыслить в целом. Его подлинную наружность могут видеть со стороны, извне только другие люди из-за своей вненаходимости, и именно благодаря тому, что они другие. Для изучения студентами полистилистики в музыке представляется ценной мысль философа: «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один

смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим смыслом: между ними начинается как бы диалог» [1, с. 334].

Диалог, по М.М. Бахтину, направлен на преодоление замкнутости и ограниченности культур и смыслов. Ученый пишет о том, что у нас возникают новые вопросы к другой культуре, каких она сама перед собой не ставила, а, отвечая нам, она открывает новые свои стороны и смысловые значения. Именно поэтому, без своих вопросов нельзя творчески понять ничего другого или чужого. «При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются» [1, с. 335].

Для того, чтобы возник диалог, другая культура должна словно перерасти в свою-чужую или чужую-свою. Главное, как считает мыслитель, это сохранить свой взгляд со стороны и уважение. В связи с этим, для изучения студентами полистилистики в музыке необычайно важна мысль М.М. Бахтина о том, что «взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций, культур обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур... Все это раскрывается только на уровне большого времени» [1, с. 369].

Concerto grosso № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнного оркестра был написан А.Г. Шнитке в 1976 - 1977 годах в русле «нового рождения старинных жанров» [4, с. 121]. При осмыслении студентами этого произведения мы стремились, чтобы они ответили на ряд вопросов:

Почему А.Г. Шнитке обратился здесь к жанру Concerto grosso, а не к более распространенному жанру сольного концерта? (Это позволило ему создать остроконфликтную драматургию на основе соревнования различных солистов и тембровых групп, а также ввести стилистический материал Барокко - аллюзии на музыку Корелли - Вивальди - Баха).

Кто является «главными героями» Concerto grosso № 1 А.Г. Шнитке? (Это темы-стили. В полистилистическом диалоге здесь участвуют 3 героя: первый - «авторская музыка»; второй -цитаты, квазицитаты и аллюзии на музыку прошлого; третий - особый герой - банальная музыка быта).

Какими средствами характеризуется «авторская музыка» в Concerto grosso № 1 А.Г. Шнитке? (Это сфера глубокой рефлексии и медитации. Она характеризуется напряженным интонированием, интервалом малой секунды в основе тематизма, микрохроматикой, элементами алеаторики).

Как во II части Concerto grosso № 1 А.Г. Шнитке проявляется совсем другая стилистическая сфера? (Здесь вступает в диалог жанр Concerto grosso с аллюзией на стиль Барокко, когда механическая моторика обгоняющих друг друга мотивов создает атмосферу скрипичного концертного соревнования).

Как в Concerto grosso № 1 А.Г. Шнитке проявляется принцип «кривого зеркала»? (Это такой момент, когда вдруг, неожиданно, в атмосферу предельного напряжения врывается как свежий порыв ветра прекрасная, чистая мелодия-тема. Кажется, ничто не может ей противостоять, но тем болезненнее воспринимаются искажающие наплывы, возникающие сразу за темой).

Как еще в Рондо Concerto grosso № 1 А.Г. Шнитке применил прием разрушения целостной, гармоничной модели? (Это появление иной, враждебной стилистической модели - музыки быта. Обольстительное танго создает эффект стилистического шока. Так сфера банального угрожает самому существованию высокого, духовного).

Поделитесь своими ассоциациями со словом «танго». Какому самому «невероятному» инструменту А.Г. Шнитке поручает исполнение танго в Concerto grosso № 1? (Это Америка, ресторан, современный танец, обольщение, страсть... Шнитке, напротив, отдает танго изысканному галантному старинному инструменту - клавесину, что также создает ощущение стилистического шока, столкновения времен).

Как диалог стилей в музыке Concerto grosso № 1 А.Г. Шнитке позволяет отразить мысли и переживания современного человека? (Диалог разных стилей в этой музыке показывает не просто столкновение времен, но и размышления человека о самом главном: что есть прошлое и настоящее, добро и зло, высокое и низкое, гармония и хаос, как легко высокое превращается в низкое, а гармония в хаос).

Таким образом, понятия большого времени, вненаходимости, диалога, своего-чужого, которые вводит в научный обиход М.М. Бахтин, способствуют более глубокому осмыслению студентами полистилистических тенденций в современном музыкальном искусстве.

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

2. Савенко С.И. Пути развития музыкального искусства XX века // Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб. пособие. Вып. 6 / Сост. И. Гивенталь, Л. Щукина, Б. Ионин. - М.: Музыка, 1994. - С. 5-28.

3. Холопов Ю.Н. Полистилистика // Большой Энциклопедический словарь / Гл. ред Г.В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия»,

1998. - С. 431.

4. Чигарева Е.И. Concerto grosso № 1 // Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. - М.: Сов. композитор, 1990. -С. 121-129.

5. Шнитке А.Г. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. - М.: Сов. композитор. - 1990. - С. 327331.

Сведения об авторах:

Шамрина Елена Александровна (г. Липецк, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальной подготовки и социокультурных проектов Института культуры и искусства ФГБОУ ВО Липецкий государственный университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, e-mail: shamrina68@mail. ru

Воробьева Светлана Анатольевна (г. Липецк, Россия), кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой музыкальной подготовки и социокультурных проектов Института культуры и искусства ФГБОУ ВО Липецкий государственный университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

E. Shamrina (Lipetsk, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Music Training and Socio-Cultural Projects of the Institute of Culture and Art of the FGBU VO Lipetsk State University named after P.P. Semenov-Tian-Shansky, e-mail: [email protected]

S. Vorobyeva (Lipetsk, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Music Training and Socio-Cultural Projects of the Institute of Culture and Art of the FGBU VO Lipetsk State University named after P.P. Semenov-Tian-Shansky, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.