Научная статья на тему 'К вопросу о методологических подходах к современной музыкальной полистилистике'

К вопросу о методологических подходах к современной музыкальной полистилистике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИСТИЛИСТИКА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анохина Светлана Владимировна

Автор раскрывает методологические подходы к музыкальной полистилистике, наиболее полно отображающей художественное своеобразие постмодернизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологических подходах к современной музыкальной полистилистике»

№ 1 (30), 2009

жизнь Юга России "

-129

4. Городецкий Б. М. Периодика Кубано-Черно-морского края. 1863-1925. Краснодар, 1927. С. 39.

% ГАКК. Ф. Р-411. Оп. 2. Д. 9. Л. 9 об. 21.

6. Там же. Д. 10. Л. 47-51 об.

7. Городецкий Б. М. Периодика Кубано-Черно-морского края ... С. 37.

8. Красное знамя. 1923. 5 мая.

9. Беретарь X. Участие партийно-советской печати Адыгеи в проведении культурной революции в области//Вестник МГУ. Серия 11 «Журналистика». 1968. № 5. С. 32.

10. Городецкий Б. М. Периодика Кубано-Черно-морского края ... С. 7.

11. ГАКК. Ф. Р-411. Оп. 2. Д. 10. Л. 47-51 об.

12. Там же. Д. 9. Л. 9 об.-21.

13. Городецкий Б. М. Периодика Кубано-Черно-морского края ... С. 19.

14. Брыляков Н. А. Российское телеграфное... С. 54.

15. ГАКК. Ф. Р-365. Оп. 1. Д. 1206, 1207.

16. Там же. Л. 52.

17. Там же. Д. 7. Л. 75.

18. Там же. Д. 1. Л. 21.

19. Положение о Телеграфном агентстве СССР // О партийной и советской печати: сб. док. М., 1954. С.134-136.

N. V. LAMOSOVA. ABOUT THE ACTIVITY OF KUBAN-CHERNOMORSKY DEPARTMENT OF RUSSIAN TELEGRAPHIC OFFICE (1920-1924)

The article is dedicated to the history of the creation and activity Kuban-Chernomorsky department of Russian telegraphic office as well as publications issued by it. It is also spoken about produced printed press. The author shows its role in structure of mass media.

Key words: mass media, journalism, printed press, telegraph office, wall newspaper.

С. В. АНОХИНА

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОЛИСТИЛИСТИКЕ

Автор раскрывает методологические подходы к музыкальной полистилистике, наиболее полно отображающей художественное своеобразие постмодернизма.

Ключевые слова: полистилистика, постмодернизм, музыкальная культура, художественное творчество.

Активное внимание художников к культуре прошлого свидетельствует о том, что классика мирового искусства и традиции народной культуры еще далеко не исчерпали своих художественных возможностей. Появились новые парадигмы их восприятия, прежде всего, с точки зрения музыкантов 70-80-х годов XX столетия. Сопоставление старого и нового становится одним из путей творческого осмысления традиций - новое возникает не в отмену старому, а в воспроизведении образцов древнерусского, средневекового искусства, периодов классицизма, ампира, барокко, модерна. Таким образом, человек XX века оказывается «современником не только своей эпохи, а нескольких эпох сразу <...„> одновременно присутствует в нескольких разных мирах» [1].

Объясняя причины зарождения полистилистических тенденций в культурно-историческом плане, А. Шнитке подчеркивал, что «вся история состоит из последовательных разных этапов, где каждый следующий кажется развивающим по отношению к предыдущему, не осознавая тот перехлест, который он сам в себе содержит» [2]. Практически в каждом значительном явлении культуры тематически и даже чисто стилистически присутствует недавнее или отдаленное культурное прошлое, которое переосмысляется. Полистилистика обозначила путь художественно-

эстетических исканий, основанный на контрасте, взаимодействии и сочетании стилей искусства, лежащих в различных временных плоскостях, уравненных в ценностно-смысловом отношении между собой, на их полифонии, наложении, конфликтном сопряжении, коллаже, синтезе. Художественным формам и стилям был придан новый динамизм, а «большие» стили выступили в качестве строительного материала для формирующегося полистилистического целого, которое включает авторскую концепцию стилевой семантики, а также поэтику игры стилями.

Изменилось соотношение искусства и действительности. Полистилистика искусства и полистилистика реальности предстают не только как стилистические подобия, но и как равнозначные стратегии культуры, как социокультурные модели, как ценностно-смысловой плюрализм самой действительности - от ее наиболее аккультури-рованных и эстетизированных форм до сугубо утилитарных, социально-практических и институциональных. Пример - «Слово о Прокофьеве» А. Шнитке, в котором он писал о формах художественного и житейского противостояния своему времени [3].

В статье Р. Барта «Смерть автора» (1968) мы находим идеи, перекликающиеся с концептуальной статьей А. Шнитке «Полистилистические тенденции современной музыки» (1971). В част-

130 "КультУРная жизнь Юга России" № 1 (30), 2009

ности, Р. Барт пишет: «Ныне мы знаем, что текст представляет собой не линейную цепочку слов, выражающих единственный, как бы теологический смысл ("сообщение" автора - Бога), но многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным; текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников». Писатель отныне «может лишь подражать тому, что написано прежде и само писалось не впервые; в его власти только смешивать различные виды письма, сталкивать их друг с другом, не опираясь всецело ни на один из них». При этом любая попытка писателя «выразить себя», по Барту, в принципе не осуществима, поскольку «внутренняя сущность», которую он намерен «передать», есть не что иное, как «уже готовый словарь, где слова объясняются с помощью других слов, и так до бесконечности» [4].

Как правило, художественная полистилистика апеллирует к разным культурным эпохам и различным историческим пластам памяти. Но так полистилистически можно отнестись и к единовременной культуре, например, современности, если представить ее как многоязычие искусства, как сложный культурный интертекст. Здесь может быть интертекст, возникший как в результате диалога различных этнических или конфессиональных культур, так и в границах одной, этнически целостной культуры. Подобная целостность может оказаться весьма противоречивой и внутренне неоднородной, полистилистической по своей природе. При этом различные стили репрезентируют различные субкультуры, социокультурные или художественные традиции, мировоззренческие установки и т. п.

Развитие музыкальной культуры в XX веке принесло с собой многообразие техник музыкальной композиции. Среди них свободная атональность, темброво-шумовые эффекты, серийность, сериальность и т. д. Расширяется понятие полифонии и переходит из специфической композиционно-технологической в сферу универсального принципа художественного мышления, общеэстетической категории: «иолитональность», «поли-ладовость», «политехника», «полистилистика».

Дифференцированность и разомкнутость отдельных составляющих музыки XX века являются отличительными характеристиками совре-

менной культуры в целом. Благодаря развитию коммуникаций человек постоянно находится на пересечении множества разнородных информационных воздействий. Смешение элементов, принадлежащих к разным эпохам и течениям в искусстве, становится единым целым, части которого гармонично создают неповторимый, яркий и индивидуальный стиль. Примером в музыкальной культуре может служить балет «Анна Каренина» Р. Щедрина, в котором лирический дуэт из оперы В. Беллини «Капулетти и Монтекки» вступает в конфликт с музыкой автора, иной по стилю. Современный художник наследует спектр явлений, относящихся к культурным пластам самых разных эпох и национальных школ. Как отметил А. Шнитке, «музыка прошлого становится материалом для музыки настоящего» [5]. Таким образом, в сферу наследования может войти вся культура человечества.

Полистилистика глубже и органичнее всего остального выразила сущность постмодернизма - самого важного поворота в развитии мировой художественной культуры рубежа ХХ-ХХ1 веков, творческая эволюция которого еще далеко не завершена и, тем более, не изучена. Более того, полистилистика означала, что в результате всего предшествующего культурно-исторического развития контекст художественного творчества уплотнился. Отныне художник вольно или невольно должен учитывать стилистическую многомерность культуры и откликаться на стилевой плюрализм окружающего мира, используя в своих произведениях одновременно несколько стилей, апеллируя к их сопоставлению, контрасту, соревнованию, разнообразной конфигурации и проекции.

Литература

1. Пронина И. А. Поздняя советская культура. Интерьеры 1970-1980-х гг. // Картины мира в искусстве XX века: штрихи к портрету эпохи. М., 1994. С. 154.

2. Беседы с Альфредом Шнитке. М., 2003. С. 132.

3. Кондаков И. В. Музыка в контексте исторического времени // Общественные науки и современность. 2006. № 1. С. 149.

4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 388-389.

5. Беседы с Альфредом Шнитке ... С 132.

S. V. ANOKHINA. TO THE PROBLEM OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO MODERN MUSICAL POLYSTYLISTICS

This article is dedicated to methodological approaches to musical polystylistics that reflects artistic special features of postmodernism to the full.

Key words: polystylistics, postmodernism, musical culture, artistic creative work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.