УДК 796.32
И.В.Бусыгин
ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Приведены результаты обследования соревновательной деятельности баскетболистов высокой квалификации, предложены пути совершенствования тренировочного процесса с использованием показателей структуры соревновательной деятельности ведущих клубных команд.
Ключевые слова: структура соревновательной деятельности, ведения мяча, скоростной дриблинг.
Баскетбол - одна из самых популярных спортивных игр. За свою более чем вековую историю она снискала огромное число почитателей во всем мире. Присущие ей высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.
Эволюция игры продолжается: усложняется техника профессиональных игроков, увеличивается скорость выполнения игровых приемов, изменяются и появляются новые тактические схемы. Вместе с ростом уровня технико-тактического мастерства совершенствуется методика подготовки баскетболистов и спортивных команд.
Основу построения подготовки баскетболистов на различных этапах становления спортивного мастерства составляет структура соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации.
Под структурой игровой соревновательной деятельности в баскетболе принято понимать совокупность элементов (действий, операций), объединенных в целостную систему. Организация системы предполагает упорядоченность элементов, отношений и связей, фиксирует специфические для каждой системы взаимоотношения между ее частями, подсистемами, степень их «вклада» в общее функционирование системы, ориентированное на достижение цели [1].
Структурными компонентами соревновательной деятельности баскетболистов являются содержательные и временные параметры: содержание игровых ситуаций, время их протекания; состав технико-тактических действий, их эффективность и т.д.
Деятельность баскетболиста в игре - это не просто набор разнообразных технических приемов, а совокупность двигательных действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. На фоне высоко эмоционального соперничества игроки выполняют многочисленные действия с мячом и без мяча, эффективное воспроизведение которых требует проявления на должном уровне практически всех двигательных качеств во взаимосвязи при определяющей роли скоростно-силовых компонентов.
Известно, что баскетболист высокой квалификации в среднем за игру пробегает 5-7 километров, 40 % из них в максимальном темпе, 350 раз меняет темп движений, 500 раз - направление, 250 метров передвигаются с мячом, примерно 80 раз владеет мячом (3,5-4 минуты); 50 раз останавливается после бега. Выполняет в защите 500 движений но-
80
Гуманитарные исследования
гой и 150 рукой; совершает 260 наклонов туловища, 300 поворотов, от 130 до 150 прыжков, рывки с максимальной скоростью 3-20 метров повторяются до 190 раз. В игровой деятельности активные фазы продолжительностью 27-28 секунд чередуются с пассивными -20-21 секунда [2].
Для рационального построения учебно-тренировочного процесса значимы статистические показатели основных параметров игровой деятельности.
Анализ временной структуры нападения свидетельствует о динамичности игры и широком диапазоне временных отрезков, затрачиваемых командами разного уровня для подготовки завершающего броска. По данным Д. И. Нестеровского [3], у баскетболисток в игре преобладают атакующие действия продолжительностью от 1 до 6 с и от 7 до 12 с. Эффективные атаки данных временных интервалов оказывают определяющее влияние на конечный результат матчей.
Решающее значение для реализации преимуществ скоростных видов нападения принадлежит организации начальных фаз в интервале 0,5-2,5 с (от момента овладения мячом до перевода его в зону соперника). Их объем в играх команд различной квалификации равен 35 %, а у некоторых сильнейших женских клубных команд, реализующих современные тенденции развития игры, - 56,9 %. Важным фактором, способствующим быстрому началу атак и получению позиционного преимущества, в игре высококвалифицированных баскетболисток является скоростной дриблинг (от 21,9 до 34,7 случаев применения за игру).
Результаты исследования соотношения атакующих действий по видам нападения показывают, что большинство команд разного уровня отдают предпочтение позиционному нападению.
Безусловно, перспективным представляется стремление ведущих клубных команд высших разрядов к рациональному сочетанию атакующих действий быстрым прорывом (24,2 %), «ранним нападением» (35,7 %) и позиционным нападением (40,1 %) при неуклонном снижении их временных параметров. Мобильная аритмичная игра, основанная на непрерывном движении и быстром переходе от обороны к нападению, позволяет им приблизиться по количественным показателям попыток нападения за игру (84,9) к показателям лучших команд мирового мужского баскетбола (91,0).
Реализация такой игровой стратегической линии требует достаточных суммарных функциональных кондиций, высокой скоростной технико-тактической подготовленности, постоянного психологического состояния готовности к активным действиям, а главное - целостного проявления всего комплекса компонентов подготовленности и с наибольшей эффективностью.
Анализируя пространственные и количественно-качественные характеристики бросковых движений в структуре соревновательной деятельности, следует отметить, что преимущественное большинство атакующих действий баскетболистки различной квалификации завершают с ближней дистанции (от 45,2 до 50,0 %) значительно меньше - со средней (от 22 до 33,1 %) и с дальней дистанций (от 21,4 до 28,0 %). Большая часть совершаемых бросков выполняется в условиях активного противодействия соперников (от 41,8 до 53,2 % всех бросков). Причем активность сопротивления закономерно возрастает по мере приближения бросковых действий к корзине: удельный вес бросков с активным сопротивлением с дальней дистанции (свыше 6 м) составляет всего от 1,8 до 2,0 %; со средней дистанции (3-6 м) - от 8,7 до 17,9 %; с ближней дистанции (до 3 м) - от 31,1 до 33,3 % [2].
Представленные данные подтверждают тенденцию роста агрессивности защитных действий в современном женском баскетболе. Заслуживает быть отмеченным крайне
81
Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015
низкий уровень точности реализации бросковых движений при активных формах создаваемых соперником помех, даже при бросках с ближней дистанции он не превышает 48,9 %. Этот факт подчеркивает высокую значимость наиболее полной реализации скоростносилового потенциала спортсменок для эффективного выполнения завершающих атакующих действии.
В техническом арсенале современных баскетболистов одно из значимых мест принадлежит ведению мяча.
Ведение мяча - прием, дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.
Существует несколько разновидностей ведения в зависимости от высоты отскока мяча и специфики контроля над ним.
В современной литературе выделяют два типа ведения:
- с высоким отскоком;
- с низким отскоком [1].
Ведение с высоким отскоком мяча (высокое ведение) применяется при отсутствии плотной опеки со стороны защитника чаще всего в ситуации, требующей быстрого передвижения с мячом в избранном направлении. Мяч при этом варианте ведения после каждого выталкивания поднимается до уровня пояса. Это скоростной вид дриблинга. Незаменимо высокое ведение и в случае необходимости замедления игры, т.е. для затяжки времени при удержании счета. Характерной его особенностью является отсутствие движений на укрывание мяча от соперника.
Ведение с низким отскоком мяча (низкое ведение), напротив, используется, если защитник находится в непосредственной близости и существует угроза выбивания мяча. Соответственно нападающий осуществляет активное укрывание мяча за счет поворота туловища в направлении мяча и выставления в сторону руки, свободной от ведения. Высота отскока снижается в результате сгибания ног и незначительного наклона туловища вперед. Степень снижения высоты отскока мяча зависит от характера противодействия и индивидуальных особенностей техники игрока. Мяч может жестко встречаться на уровне колен или еще ниже (у самого пола). Чем ниже высота отскока, тем продолжительнее, а значит, и надежнее контроль дриблера над мячом.
И высокое, и низкое ведение может осуществляться со зрительным контролем над мячом или без зрительного контроля.
Ведение мяча со зрительным контролем не эффективно в игровых условиях, так как не позволяет быстро ориентироваться в расположении партнеров, соперников, корзины, и применяется лишь на начальных стадиях обучения приему для выработки правильной структуры движения или при использовании финтов.
Ведение мяча без зрительного контроля дает возможность следить за изменением ситуации на площадке и своевременно реагировать на него конкретными игровыми действиями. Оно применяется, когда игрок уверенно и непринужденно владеет техникой приема, т.е. выработано «чувство мяча».
Кроме перечисленных вариантов ведения мяча существует несколько способов обыгрывания (обводки) защитника в начале ведения и по ходу выполнения приема в движении (изменением высоты отскока, направлений или скорости движения; переводом мяча перед собой, за спиной, между ногами или с поворотом).
Целью нашего исследования стало изучение особенностей применения ведения мяча в соревновательной деятельности баскетболистов ведущих клубов Единой Лиги ВТБ. Было просмотрено и проанализировано десять матчей регулярного чемпионата сезона 2014/2015 гг. (табл. 1).
82
Гуманитарные исследования
Таблица 1
Разновидности ведения мяча в структуре соревновательной деятельности
команд Единой Лиги ВТБ
Игры Виды дриблинга
Медленный Скоростной Всего
Всего Выводящий Атакующий В сочетании с финтами Всего
ТСМОКИ - Зенит 274 34 46 58 138 412
ЦСКА - Уникс 288 33 34 71 138 426
Красный октябрь -Красные Крылья 244 42 36 84 162 406
Уникс - Красные крылья 214 46 50 54 150 364
Нижний Новгород -Енисей 196 58 50 65 173 369
ВЭФ - ЦСКА 256 27 27 84 138 394
Енисей - Автодор 243 42 25 104 171 414
ЦСКА - Астана 248 37 37 77 151 399
Зенит - Калев 239 45 46 71 162 401
Зенит - ЦСКА 264 27 33 78 138 402
Всего 2466 391 384 746 1521 3987
Среднее 246,6 39,1 38,4 74,6 152,1 398,7
В ходе педагогических наблюдений в игровой соревновательной деятельности высококвалифицированных баскетболистов нами выделены следующие виды ведения мяча:
1. Медленный дриблинг:
а) выводящий;
б) конструирующий;
в) атакующий с продавливанием.
2. Скоростной дриблинг:
а) выводящий;
б) атакующий (без существенного изменения скорости и направления движения);
в) дриблинг в сочетании с финтами.
При сравнении количества использования скоростного и медленного дриблинга в процентном соотношении было выявлено, что виды медленного дриблинга преобладают над его скоростными вариантами и составляют 62 % от общего количества попыток применения ведения мяча (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение скоростного и медленного дриблинга в структуре соревновательной деятельности высококвалифицированных баскетболистов
При анализе особенностей использования скоростного ведения было выявлено, что наиболее часто профессиональные баскетболисты используют дриблинг в сочетании с применением различных обманных движений, включая изменение скорости (так назы-
83
Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015
ваемый «рваный ритм»), переводы мяча с изменением направления движения и др., что во многом обусловлено агрессивным противодействием соперника при игре в защите. На долю этого вида ведения приходится 49 % всех попыток скоростного дриблинга. 21 % скоростного ведения используется баскетболистами для перевода мяча из своей тыловой зоны в передовую (выводящий дриблинг), 20 % - для завершения атакующих действий (атакующий дриблинг).
Полученные данные о структуре соревновательной деятельности баскетболистов высокой квалификации являются основанием для принятия текущих и этапных управленческих решений по коррекции учебно-тренировочного процесса, направленных на совершенствование основных компонентов структуры соревновательной деятельности, а также развитие физических качеств и функциональных возможностей игроков, обеспечивающих их эффективное выполнение.
Список литературы
1. Теория и методика спортивных игр / Ю. Д. Железняк, Д. И. Нестеровский, В. А. Иванов и др. ; под ред. Ю. Д. Железняка. - 8-е изд., перераб. - М. : Академия, 2013. - 464 с.
2. Нестеровский, Д. И. Теория и методика баскетбола : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Д. И. Нестеровский. - 6-е изд., перераб. - М. : Академия, 2014. - 352 с.
3. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 336 с.
Бусыгин Игорь Владимирович Busygin Igor' Vladimirovich
студент, student,
Пензенский государственный университет Penza State University
E-mail: [email protected]
УДК 796.32 Бусыгин, И. В.
Изучение структуры соревновательной деятельности квалифицированных баскетболистов как фактор совершенствования учебно-тренировочного процесса / И. В. Бусыгин // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 4 (12). - C. 80-84.