УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Е.А.Гробов
студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ СЕРЫ И ЕЁ МОНОХЛОРИДА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены элементы дидактики и методики изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств серы и её монохлорида.
Ключевые слова
Сера, аллотропные модификации серы, монохлорид серы горение серы.
Для повышения уровня естественно-математического образования учащейся молодежи рассмотрим процесс проектирования и реализации учебного материала по свойствам серы и её монохлорида на основе дидактических принципов историчности [1], научности [2] и политехничности [3] обучения старшеклассников средней общеобразовательной школы.
Сера как элемент в составе различных горючих смесей использовался для осуществления религиозных обрядов и для проведения военных мероприятий со времен до нашей эры.
Природу серы как химического элемента впервые установил выдающийся французский химик Антуан Лоран Лавуазье (1743, Париж - 1794, Париж) при проведении и анализе собственных опытов по сжиганию и горению веществ.
В настоящее время старшеклассники средних общеобразовательных школ для повышения уровня собственного интеллектуального потенциала на лекционных, практических и лабораторных занятиях изучают нижеследующие физические свойства серы и её монохлорида.
1. Атом серы состоит из положительно заряженного ядра (+16), состоящего из 16 протонов и 16 нейтронов, вокруг которого по 3-м орбитам движутся 16 электронов: ^^22р^23р4.
2. В зависимости от температурных и барометрических условий сера существует в трех аллотропических модификациях: ромбической, моноклинной и пластической.
3. При обычных условиях наиболее устойчивой является ромбическая сера, которая при нагревании выше 96 0С переходит в состояние моноклинной серы.
4. Сера хорошо растворяется в сероуглероде и других органических растворителях, как диэлектрическое вещество плохо проводит тепло и электрический ток.
5. Монохлорид серы S2Ch или С1^^-С1 представляет собой маслянистую жидкость желтовато-зеленого цвета, дымящую на воздухе, хорошо растворимую в диэтиловом эфире, бензоле, этаноле и гидролизуемую водой.
Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные старшеклассники средних общеобразовательных школ, консультируясь во время обязательных и факультативных занятий с учителем химии, составляют нижеследующую перечень химических свойств серы и монохлорида серы.
1 Сера является химически активным неметаллом, она хорошо горит в кислороде и на воздухе, образуя диоксид серы и при наличии катализаторов и триоксид серы.
2. С металлами сера взаимодействует в большинстве случаев при нагревании, но с некоторыми металлами, среди которых и ртуть, и при комнатной температуре:
3. Сера существенно отличается от кислорода и других неметаллов химической способностью образовывать устойчивые цепочки и циклы из атомов, являющиеся составными частями сложных веществ.
4. При пропускании хлора через расплавленную серу образуется монохлорид серы S2Сh, который затем с течением времени под воздействием потока хлора превращается в дихлорид серы SQ2
5. Монохлорид серы является хорошим растворителем для серы, йода, галогенидов металлов, органических соединений, используется для вулканизпции каучука и в производстве типографской краски.
Дидактический опыт свидетельствует о том, что последовательное и систематическое изучение физических и химических свойств серы и её монохлорида старшеклассниками на обязательных и факультативных занятиях по химии приводит к повышению академической успеваемости учащихся средних общеобразовательных школ по естественно - математическим дисциплинам.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что углубленное обязательное и факультативное изучение старшеклассниками средних общеобразовательных школ физических и химических свойств хлора и её монохлорида способствует повышению качества среднего общего образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
3. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.
© Каримов М.Ф., Гробов Е.А., 2018
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация А.А.Карамова д.филол.н,, профессор кафедры филологии, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕГО И ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Рассмотрены элементы дидактики и методики изучения студентами высших учебных заведений общих и отличительных свойств естественных и искусственных языков дисциплин высшей профессиональной школы.
Ключевые слова
Естественный и искусственный язык, общее и отличительное в языках.
В современной системе непрерывного образования учащейся молодежи профессиональная школа