Научная статья на тему 'Изучение старшеклассниками свойств сернистой кислоты в средней общеобразовательной школе'

Изучение старшеклассниками свойств сернистой кислоты в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
171
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРА / СЕРНИСТЫЙ ГАЗ / СЕРНИСТАЯ КИСЛОТА / КИСЛЫЕ И НОРМАЛЬНЫЕ СУЛЬФИТЫ

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Каримов М.Ф., Спиридонов Р.А.

Приведены элементы дидактики и методики изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств сернистой кислоты и её производных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение старшеклассниками свойств сернистой кислоты в средней общеобразовательной школе»

вещества, но не позволяющая судить о типах химической связи между атомами или ионами и о структуре вещества; б) структурная формула, используемая для графического изображения молекулы с указанием химических связей между атомами, но не дающая информацию о пространственном расположении атомов; в) пространственная трехмерная формула, позволяющая представлять состав, взаимное расположение атомов, угол связи и расстояние между атомами вещества.

7. Алгоритм составления химической формулы для соединений из двух элементов: 1) найти химические символы элементов, из которых состоит вещество; 2) установить валентности входящих в состав химического соединения элементов; 3) рассчитать наименьшее общее кратное найденных значений валентностей элементов соединения; 4) установить, во сколько раз найденное наименьшее общее кратное больше соответствующего значения валентности для определения численного выражения соотношения числа атомов элементов в молекуле; 5) написать суммарную формулу найденного химического соединения.

Дидактический опыт установления и развития междисциплинарной связи химии и русского языка в средней общеобразовательной школе в области орфографии химического языка показывает её эффективность в повышении уровня интеллектуального потенциала учащейся молодежи.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что основанное на орфографии русского языка орфография химического языка с объектной и символической составляющими при усилении междисциплинарной связи в процессе обучения старшеклассников средних общеобразовательных школ служит средством повышения качества образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т.17. - № 2 - С. 27 - 31.

2. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

© Каримов М.Ф., Сайсанова Г.Д., 2018

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Спиридонов Р.А. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ СЕРНИСТОЙ КИСЛОТЫ В СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Приведены элементы дидактики и методики изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств сернистой кислоты и её производных.

Ключевые слова

Сера, сернистый газ, сернистая кислота, кислые и нормальные сульфиты.

Не представляющая в чистом виде опасности для здоровья человека, используемая при консервировании плодов и овощей, применяемая для беления шерсти, шелка и других материалов, которые не выдерживают отбеливания с помощью сильных окислителей, сернистая кислота включена в содержание среднего химического образования учащихся и подлежит прочному и систематическому изучению старшеклассниками [1].

На обязательных и факультативных лекционных, практических и лабораторных занятиях со старшеклассниками учителя химии и физики средних общеобразовательных школ осваивают на основе дидактических принципов историчности [2], научности [3] и систематичности [4] обучения подрастающего поколения нижеследующие учебные темы по сернистой кислоте.

1. Краткая история открытия и получения сернистой кислоты H2SOз.

2. Составные химические элементы сернистой кислоты: сера, кислород, водород и их историческая справка.

3. Электронные конфигурации атомов водорода, кислорода и серы.

4. Состав и получение сернистого ангидрида или диоксида серы.

5. Физические свойства сернистого ангидрида или двуокиси серы.

6. Химические свойства сернистого ангидрида или сернистого газа.

5. Структурная модель связей атомов сернистого ангидрида.

6. Получение сернистой кислоты из сернистого ангидрида.

7. Молекула сернистой кислоты, представляющая треугольную пирамиду с атомом серы в вершине и тремя атомами кислорода в основании, является в свободном состоянии неустойчивым образованием.

8. Отсутствие сернистой кислоты как отдельного химического соединения в свободном состоянии.

9. Диссоциация сернистой кислоты как двухосновной кислоты в две ступени в виде распада на воду и сернистый газ.

10. Структурная формула сернистой кислоты, состоящей из атома серы, имеющего две одинарные химические связи с гидроксильными группами и одну двойную связь с кислородом.

11. Характеристика типов химической связи между атомами сернистой кислоты с точки зрения квантовой физики и химии.

12. Основы физики и химии образования сернистой кислотой кислых и нормальных сульфитов.

13. Многие кислые сульфиты, гидросульфиты или бисульфиты известны только в водном растворе.

14. Кислый сульфит кальция или гидросульфит кальция, называемый сульфитным щелоком, используется при получении целлюлозы.

15. Кислый сульфит натрия, который получается пропусканием диоксида серы через насыщенный на холоду раствор карбоната натрия, применяется как восстановитель в красильном деле, ситцепечатании и как отбеливающее средство.

16. Соли сернистой кислоты - сульфит и гидросульфит кальция используются как дезинфицирующие вещества в виноделии и производстве сахара.

Дидактический опыт проектирования и реализации изучения старшеклассниками средних общеобразовательных школ физических и химических свойств сернистой кислоты и её производных на обязательных и факультативных занятиях показывает, что структурная неорганическая химия сернистой кислоты может служить источником проблемных ситуаций для учащихся, которые успешно могут быть разрешены под руководством учителя химии или физики, опирающегося на достижения современной квантовой физики и химии [5].

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что сравнительное малое место в школьных учебниках и короткое время, отведенное на изучение физических и химических свойств сернистой кислоты и её солей, может быть увеличено благодаря факультативному освоению старшеклассниками средней общеобразовательной школы особенностей свойств выделенной кислоты на основе положений и законов квантовой физики и химии.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

4. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.

5. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

© Каримов М.Ф., Спиридонов Р.А., 2018

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация

Шайдуллина К.С.

студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ ИОДИСТОГО ВОДОРОДА В СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Рассмотрены элементы проектирования и реализации изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств иодистого водорода.

Ключевые слова Йод, иодистый водород, иодистоводородная кислота и её свойства.

Среди галогенидов водорода иодистый водород выделяется рядом необычных физических и химических свойств, подлежащих углубленному и систематическому изучению старшеклассниками средних общеобразовательных школ, ориентированными на продолжение обучения в высших учебных заведениях естественно-математического и инженерно-технического профиля [1],

Для творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных учащихся средних общеобразовательных школ учителя химии и физики на основе принципов дидактики [2] проектируют и реализуют нижеследующую тематику учебных занятий по свойствам иодистого водорода.

1. Краткая история открытия и получения химического элемента йода и химического соединения йода с водородом [3].

2. Электронные конфигурации атомов водорода и йода [4].

3. Реакция йода с водородом только при нагревании и не полностью, с образованием химического соединения йодистый водород.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.