Научная статья на тему 'Изучение старшеклассниками свойств фосфористой кислоты в средней общеобразовательной школе'

Изучение старшеклассниками свойств фосфористой кислоты в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОСФОР / ОКСИКИСЛОТЫ ФОСФОРА / ФОСФОРИСТАЯ КИСЛОТА И ЕЁ СВОЙСТВА

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Каримов М. Ф., Карамутдинова А. Р.

Выделены элементы дидактики и методики изучения физических и химических свойств особенного химического объекта фосфористой кислоты учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим наукам , автор научной работы — Каримов М. Ф., Карамутдинова А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение старшеклассниками свойств фосфористой кислоты в средней общеобразовательной школе»

общеобразовательной школы физических и химических свойств галогенидов алюминия показывает повышение уровня познавательного интереса учащихся к теоретическим вопросам об электронном строении атомов и химической связи между атомами вещества [5].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что основы физики и химии галогенидов алюминия являются необходимой составляющей естественно

- математического образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Освоение основ нефтегазового дела студентами нетехнических вузов // Нефтегазовое дело.

- 2006. - Т.4. - № 1. - С. 285.

2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

3. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

4. Каримов М.Ф. Начала электронной теории химической связи и их научное и дидактическое значения // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 4. - С. 88 - 92.

5. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89

© Каримов М.Ф., Бадретдинова Р.Р., 2018

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Карамутдинова А. Р. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ ФОСФОРИСТОЙ КИСЛОТЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Выделены элементы дидактики и методики изучения физических и химических свойств особенного химического объекта - фосфористой кислоты учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова

Фосфор, оксикислоты фосфора, фосфористая кислота и её свойства.

Среди химических элементов фосфор один из распространенных в земной коре, обладает высокой химической активностью, приводящей к его отсутствию в свободном состоянии, образует почти двести минералов, имеет четыре аллотропические модификации (белый, красный, черный, металлический), превосходит все другие элементы по числу оксикислот (фосфорноватистая, фосфористая, ортофосфорная, фосфорноватая и другие кислоты), что обуславливает дидактическую необходимость углубленного и

систематического изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы [1] ряда кислот фосфора.

Основы физики и химии фосфористой кислоты учителями химии и физики средних общеобразовательных школ на обязательных и факультативных занятиях со старшеклассниками могут быть представлены нижеследующими учебными темами.

1. Краткая история открытия, получения и происхождения названия химического элемента фосфор.

2. Электронная конфигурация атома фосфора.

3. Химическая связь между атомами фосфора с точки зрения квантовой физики и химии [2].

3. Физические свойства белого, желтого, красного, черного и металлического фосфора, объясняемые на основе законов квантовой теории.

5. Взаимодействие фосфора с простыми и сложными веществами [3].

6. Состав и свойства кислородных кислот фосфора.

7. Фосфористая или фосфоновая двухосновная в водных растворах, а формально трехосновная кислота Н3РО3 средней силы.

8. Структурная формула фосфористой кислоты, построенная на основе квантовой теории, выделяет один из атомов водорода, соединенный непосредственно с атомом фосфора и показывает, что в этом соединении только два атома водорода способны замещаться на металл.

9. Физические свойства фосфористой кислоты.

10. Молекула фосфористой кислоты обладает формой тетраэдра с атомом фосфора в его центре, атомом водорода, атомом кислорода и двумя гидроксогруппами в вершинах, что объясняет двухосновность этой кислоты, несмотря на наличие у неё трех атомов водорода.

10. Кристаллическое состояние безводной фосфористой кислоты выражено в виде бесцветных кристаллов, хорошо растворимых в воде и спирте с температурой плавления 74 °С и температурой разложения 197 °С.

11. Химические свойства фосфористой кислоты.

12. Фосфористая кислота легко окисляется до фосфорной кислоты галогенами, оксидами азота, но азотной кислотой, не содержащей окислов азота, данная кислота не окисляется.

13. Фосфористая кислота образует всего два ряда солей: однозамещенные (МН2РО3) и двухзамещенные (М2НРО3 фосфиты.

13. Фосфористая кислота и её производные - одно- и двухзамещенные фосфиты являются сильными восстановителями.

14. В химической промышленности основной сферой её использования является её применение как мощного восстановителя.

15. Производные фосфористой кислоты входят в состав различного рода гербицидов, являющимися эффективным средством для борьбы с сорными растениями малыми дозами и длительным действием при минимальном негативном воздействии на защищаемые сельскохозяйственные культуры.

Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные старшеклассники средних общеобразовательных школ при изучении физических и химических свойств фосфора и фосфористой кислоты на обязательных и факультативных занятиях стремятся выделить описательную, объяснительную и предсказательную функцию квантовой физики и химии [4] по отношению к рассматриваемым химическим простым и сложным веществам.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что изучение свойств фосфористой кислоты старшеклассниками средних общеобразовательных школ с точки зрения квантовой теории повышает качество образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического

образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Начала электронной теории химической связи и их научное и дидактическое значения //Башкирский химический журнал. -2010.-Т.17.-№4.-С.88-92.

3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.

4. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

© Каримов М.Ф., Карамутдинова А.Р., 2018

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Сайранова Е.Ю. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ СУЛЬФИДОВ НЕМЕТАЛЛОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Приведена учебная тематика изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств сульфидов бора и углерода и нитрида серы.

Ключевые слова

Сера, сульфид бора, сульфид углерода, нитрид серы и их свойства.

К важнейшим с точки зрения теории и практики естествознания бинарным химическим соединениям относятся сульфиды неметаллов: сульфид бора B2Sз, сульфид углерода CS2 и нитрида серы S4N4.

После анализа и обобщения обширного научного материала по сульфидам учителя химии и физики средних общеобразовательных школ для творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных старшеклассников проектируют и реализуют нижеследующую учебную тематику по выделенным выше неорганическим соединениям.

1. Сера, обладающая высокой химической активностью и образующая соединения практически со всеми элементами периодической системы Дмитрия Ивановича Менделеева [1], кроме инертных газов.

2. Устремленность атома бора, имеющего в изолированном состоянии конфигурацию валентных электронов s2p, при образовании сульфидов в результате s ^ р перехода электрона приобрести более устойчивую конфигурацию sp2.

3. Образование в сульфиде бора B2Sз, наряду с преимущественно ионной химической ионной связью, определяемой передачей валентных электронов атомов бора атомам серы, и компоненты металлической химической связи между атомами [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.