УДК 37.02
Sanakoeva I.G., postgraduate, North Ossetian State Pedagogical University (Vladikavkaz, Russia), E-mail: tsalma07@mail.ru
THE STUDY OF ASSESSMENT TOOLS IN HIGH SCHOOL. The article considers the issues of studying assessment tools in the school curriculum in the Russian language. The paper considers the intonation, graphic, word-formative, lexical and syntactic means in detail. The author shows the importance of explaining to students that to determine the evaluation of a sentence you must introduce the ways of its usage in a particular functional style, as the styles of speech are characterized by the selective use of simple and complex sentences. The work proves that research in the field of evaluation is also a thorough exploration of means of expression, forming the evaluation of the fragment in the language picture of the world. A particular emphasis is placed on the course of the Russian language for students of 10-11 grades at a secondary school.
Key words: Russian language, linguistics, teaching, assessment, evaluation, means of expression evaluation, categories of language.
И.Г. Санакоева, аспирант каф. русской филологии, Северо-Осетинский государственный педагогический институт,
г. Владикавказ, E-mail: tsalma07@mail.ru
ИЗУЧЕНИЕ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
В статье рассматриваются вопросы изучения средств оценки в рамках школьной программы по русскому языку. Подробно рассмотрены интонационные, графические, словообразовательные, лексические и синтаксические средства. Автор показывает важность объяснения школьникам, что для определения оценки предложения необходимо установить его употребительность в том или ином функциональном стиле, так как стили речи характеризуются избирательностью употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений. Доказано, что исследования в области изучения оценки сводятся не только к знакомству и выбору подхода к ее определению и роли, но и тщательному освоению средств выражения, формирующих оценочный фрагмент в языковой картине мира. Акцент сделан на курсе русского языка для учеников 10 - 11 классов средних общеобразовательных школ.
Ключевые слова: русский язык, лингвистика, обучение, оценка, оценочность, средства выражения оценки, категории языка.
Обучению средствам выражения оценочного значения в школе необходимо уделять должное внимание. Оценочность в речи - необходимая составляющая, но, к сожалению, приходится констатировать, что современные школьники не владеют искусством строить оценочные суждения, используя все многообразный потенциал русского языка, например, в соответствии с ситуацией общения, жанровой и стилевой принадлежностью текста. Средства выражения оценки скудны и, пожалуй, зачастую грубы. Сказанное позволяет утверждать возникшее противоречие между важностью овладения категорией оценки человеком, изучающим язык, и отсутствием системы обучения средствам выражения оценки для современной школы национального региона. Надо отметить, что объектом пристального внимания языковедов понятие «оценочность» стало лишь в конце XX века. Его изучением занимались такие лингвисты, как В.В. Виноградов, С.Д. Погорелова, В.И. Шаховский и др. Во многом благодаря их трудам оценка была признана самостоятельной категорией языка [1]. Несмотря на это в современной лингвистике до сих пор нет единого подхода к определению и роли оценки. Из всего многообразия можно выбрать три основных подхода. Сторонники первого, в числе которых Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, З.Д. Попова и др., рассматривают оценку как «мнение о предмете, которое выражает характеристику его с точки зрения категории ценности» [2; 3; 4]. Приверженцы другого подхода считают, что оценка «отражает общую систему объективных и субъективных ценностей, закрепленных в картине мира человека» [5, с78] и анализируют ее с точки зрения компонента концепта. Этой точки зрения, в частности, придерживаются В.И. Карасик, А.В. Кленова и др. [6]. А С.Г. Воркачев выходит за рамки узкого определения и, актуализируя её философские, логические и лингвистические характеристики, изучает оценку как суждение о ценности [7].
Исследования в области изучения оценки сводятся не только к знакомству и выбору подхода к ее определению и роли, но и тщательному освоению средств выражения, формирующих оценочный фрагмент в «языковой картине мира» [8]. К ним принято относить интонационные, графические, словообразовательные, лексические, фразеологические и синтаксические средства. Обучение средствам выражения оценки должно опираться на разноуровневое выражение оценки в языке [9].
К интонационным средствам выражения оценочного значения относят изменения частотных, динамических и временных компонентов речевого сигнала. К графическим - использование всевозможных знаков препинания с целью привлечения внимания, выделения информации. К словообразовательным - причисляют образование слов путем либо слияния двух и более самостоятельных слов как любил, к примеру, В.В. Маяковский, из
под чьего пера родились такие слова как «голоштанный», «серд-целюдый» и «верблюдокорабледраконий», либо образование с помощью аффиксов. В частности, В.В. Виноградов отмечает, что при использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов -ок, -ёк, -ик, -чик, -ец, можно получить слова с различными оттенками экспрессии от сочувствия до пренебрежения. К самым распространенным и популярным средствам выражения оценочного значения - лексическим, относят преимущественно имена существительные, имена прилагательные, глаголы и наречия. А к синтаксическим - словосочетания, предложения и даже текст целиком. Таким образом, мы приходим к выводу, что выраженная языковыми средствами оценка является одним из семантических свойств такого языкового явления, как оценочность, и может быть присуща единицам любого уровня языка - аффиксу, слову, предложению, тексту. Нельзя игнорировать оценку, которую содержат устойчивые сравнения [10].
Итак, сказанное позволяет утверждать актуальность обучения средствам выражения оценки на уроках русского языка. Углубленное обучение школьников понятию «оценка» в общем и средствам ее выразительности в частности логичнее проводить в старших классах, т. к. курс русского языка для учеников 10 - 11 классов предполагает закрепление и корректирование умений и навыков, полученных в школьном курсе, а также углубление и расширение знаний о системе и структуре русского языка и его лингвокультурных речевых особенностях с целью совершенствования языковой личности старших школьников.
Учитывая, что именно лексические средства являются одним из наиболее распространенных и продуктивных способов выражения оценки в языке, акцент необходимо делать на изучении имен прилагательных и наречий, среди которых по степени употребительности выделяются «хороший» / «плохой» - «хорошо» / «плохо»; «лучший» / «худший» - «лучше» / «хуже» с их синонимичными рядами, а также все прилагательные, имеющие оценочное значение. Но не стоит забывать, к примеру, и о глаголах. Так, оценочные глаголы, которые представляют целый класс глаголов русского языка, выражают, характеризуют и дифференцируют оценочную деятельность человека. В частности: «хвалить» / «критиковать»; «одобрять» / «осуждать». В качестве заданий для закрепления знаний можно использовать работу со словарями, выбор оценочной лексики в отрывке произведения, подбор синонимов-антонимов с ярко выраженной оценкой к исходному нейтральному слову и др. Также на практических занятиях рекомендуется обращать внимание обучающихся на анализ синонимических рядов, на деривацию, на определение ситуации разговора, в которой можно или нельзя употреблять заданные слова, на трансформацию высказываний с прида-
чей им противоположной эмоционально-стилевой окраски и т.п. [11].
Несправедливо обходить стороной словообразовательные средства, формирующие оценочное значение, спектр которых в русском языке достаточно широк. В рамках таких разделов русского языка, как «Морфемика» и «Словообразование» в старших классах уместно закреплять умения школьников в вопросах образования новых слов. Упражнения, предлагаемые для выполнения, должны быть направлены на создание слов от нейтральных существительных (или других частей речи) в эмоционально-экспрессивном отношении путем аффиксации существительных (или других частей речи), имеющих яркое оценочное значение. Кроме того школьник должен отчетливо осознавать с помощью какого суффикса или приставки какой оценки удалось достичь. В качестве яркого примера можно взять следующую цепочку: девочка - девчурка - девчушка -девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха. Она наглядно демонстрирует, как изменение одного только суффикса способствует созданию разной оценки исходного слова. Составление таких цепочек на уроках русского языка поможет школьникам не только запомнить основные аффиксы, но и будет способствовать пополнению словарного запаса и развитию речи. Особое внимание следует уделить синтаксическим средствам выражения оценки. Важно объяснить школьникам, что во многом для определения оценки предложения необходимо установить его употребительность в том или ином функциональном стиле, ведь именно стили речи характеризуются избирательностью употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений. Кроме того, при
стилистическом анализе разных типов предложений необходимо показать их экспрессивные возможности, от которых зависит обращение к той или конструкции в конкретной речевой ситуации. Так, различные эмоциональные синтаксические конструкции, способны усилить или наоборот ослабить оценочность высказывания. Легко усвоить это на подобных примерах:
• Спасатель должен спасать;
• Обязанность спасателя - спасать;
• Ты спасатель - ты и спасай;
• Что же еще спасателю делать, как не спасать!
• Кому же спасать, как не спасателю?!
Этот пример наглядно демонстрирует, как в предложениях с практическими одни и теми же словами, но различными синтаксическими конструкциями меняется оценочность высказывания. Упражнения такого рода будут для старшеклассников весьма полезны. Кроме этого, естественно, большое внимание надо уделять анализу предложений и текстов.
Опираясь на рабочую программу, составленную на основе Государственного стандарта общего образования, Примерную программу по русскому языку и программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10 - 11 классы» Н.Г. Гольцовой, за 2 учебных года возможно достаточно полно уделить внимание средствам оценки. Программа 10 класса предполагает повторение и углубленное изучение таких разделов языка как лексика, фразеология, фонетика, графика, морфемика и словообразование, орфография, морфология и развитие речи. Материал о средствах оценки возможно включать на практически 60% занятиях: 40 из 68 предусмотренных. Особый интерес представляет раздел «Морфология», ведь
Таблица 1
Темы и изучение средств оценки
Программная тема Материал о средствах оценки
10 класс
Лексика. Фразеология
- Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова; - Значение слова, его оценка;
- Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их
употребление. Работа со словарями; - Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы - способы
- Происхождение лексики современного русского языка. создания оценочности;
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая - Лексика, ее оценка;
ограниченную сферу употребления; - Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Устойчивые сравнения - Фразеологизмы, выражаемая ими оценка
Морфемика и словообразование
- Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования; - Словообразование как одно из средств выражения оценки
Морфология
- Имя существительное как часть речи; - Лексические способы выражения оценки
- Имя прилагательное как часть речи;
- Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний
глагола;
- Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов
причастий; - Деепричастие как глагольная форма;
- Наречие как часть речи.
11 класс
Синтаксис
- Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтакси- - Синтаксические способы выражения оценки
ческой связи;
- Простое предложение как синтаксическая единица.
Классификация предложений. Простое предложение.
Предложения повествовательные, вопросительные, побуди-
тельные, восклицательные. Предложения двусоставные и
односоставные. Неполные предложения;
Стилистика. Функциональные стили
- Специфика научного стиля; - Оценочность, способы ее создания в условиях различных
- Специфика официально-делового стиля; функциональных стилей
- Особенности научно-популярного, публицистического стилей;
- Особенности стиля художественной литературы. Текст и его
признаки.
нельзя забывать, что слово не только обладает грамматическими и лексическими, предметными значениями, но и выражает оценку. В 11 классе на занятия отводится всего 34 часа. Однако средства оценочности, в частности - синтаксические, уместно рассматривать практически на каждом уроке, так как на изучение и повторение синтаксиса отводится 28 часов. Большой плюс программы русского языка в старших классах -это значительное количество практических заданий. В рамках программы обучающимся предлагается работать со словарем, оттачивать навыки создания слов, тренироваться в уместности употребления фразеологизмов и слов с различной окраской, отрабатывать умения распознавания тропов, проводить различные анализы текстов, самостоятельно составлять предложения и писать сочинения (табл. 1).
В соответствии с программой нами определён объём знаний и умений в старших классах. Курс русского языка в 10 - 11 классах, направленный на совершенствование и углубление знаний и умений, полученных в базовом школьном курсе, ориентируется на то, что в результате обучения учащийся
должен знать:
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Библиографический список
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
1. Виноградов В.В. Русский язык. Гоамматическое учение о слове. Москва, 1986.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. Москва, 1988.
3. Вольф Е.М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо» / «плохо». Вопросы языкознания. 1986; 5: 98 - 106.
4. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивнойлингвистик. Воронеж, 2001.
5. Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии. Языковая личность: Проблемы коммуникативной личности. Волгоград, 2001: 3 - 16.
6. Квашина В.В. Оценочность как языковая категория в современной лингвистике. ИСОМ. 2013: 250 - 255.
7. Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии. Available at: http://tpl1999.narod.ru/WEBTL2000/ V0RKACHEVTPL2000.HTM
8. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р и др . Стилистика русского языка. Москва, 2008.
9. Цаликова М.А. Развитие речи билингвов с опорой на языковой изоморфизм. Актуальные проблемы науки на современном этапе развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015: 296 - 300.
10. Цаликова М.А. Изучение устойчивых сравнений в осетинской школе. Учебно-методическое пособие. Владикавказ, 2011. -
11. Цаликова М.А. Проблемы выработки языковой стратегии оценки у студентов-журналистов. Культура русской речи: Материалы Третьей Международной конференции в рамках реализации федеральной и краевой программы «Русский язык». Армавир, 2003: 145 - 146.
References
1. Vinogradov V.V. Russkijyazyk. Grammaticheskoe uchenie o slove. Moskva, 1986.
2. Arutyunova N.D. Tipy yazykovyh znachenij: Ocenka, sobytie, fakt. Moskva, 1988.
3. Vol'f E.M. Ocenochnoe znachenie i sootnoshenie priznakov «horosho» / «ploho». Voprosyyazykoznaniya. 1986; 5: 98 - 106.
4. Popova Z.D., Sternin I.A. Ocherkipo kognitivnojlingvistik. Voronezh, 2001.
5. Karasik V.I. O kategoriyah lingvokul'turologii. Yazykovaya lichnost': Problemy kommunikativnojlichnosti. Volgograd, 2001: 3 - 16.
6. Kvashina V.V. Ocenochnost' kak yazykovaya kategoriya v sovremennoj lingvistike. ISOM. 2013: 250 - 255.
7. Vorkachev S.G. Metodologicheskie osnovaniya lingvokonceptologii. Available at: http://tpl1999.narod.ru/WEBTL2000/V0RKACHEVTPL2000. HTM
8. Kozhina M.N., Duskaeva L.R. i dr . Stilistika russkogo yazyka. Moskva, 2008.
9. Calikova M.A. Razvitie rechi bilingvov s oporoj na yazykovoj izomorfizm. Aktual'nye problemy nauki na sovremennom 'etape razvitiya: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2015: 296 - 300.
10. Calikova M.A. Izuchenie ustojchivyh sravnenij v osetinskoj shkole. Uchebno-metodicheskoe posobie. Vladikavkaz, 2011. -
11. Calikova M.A. Problemy vyrabotki yazykovoj strategii ocenki u studentov-zhurnalistov. Kul'tura russkojrechi: Materialy Tret'ej Mezhdunarodnoj konferencii v ramkah realizacii federal'noj i kraevoj programmy "Russkij yazyk". Armavir, 2003: 145 - 146.
Статья поступила в редакцию 18.06.17
УДК 811.351.32 + 811.161.1
Suleymanova F.N., Cand. of Sciences (Philology), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: fsulejmanova@mail.ru
THE STATE OF MODERN NATIONAL JOURNALISM IN DAGHESTAN (BASED ON THE ANALYSIS OF THE LANGUAGE OF THE LEZGIN MEDIA). The national journalism of Daghestan is increasingly attracting interest among linguists in recent years. There are a number of scientific papers, that serve as a proof on the description of distinctive grammatical, stylistic and some other features of the Avar, Dargin, Lezgin and Lak media discourses (Medzhidova Z.S., 2009; Efendieva Z.M., 2009; Magomedova Z.K., 2010; Fetalieva L.P., 2012; Eldarova R.G., 2013, etc.). Media's role is extremely important in establishing interethnic dialogue, as well as in preserving and developing local languages and cultures in general. Thanks to periodicals, normalization of local languages is taking place. In this study, the process is observed on the example of the journalistic style of the modern Lezgin in comparison with the similar style in Russian. There are excerpts from newspaper articles, fragments of television and radio programs selected as an illustrative material.
Key words: national journalism, journalistic style, Lezgin language, Russian language.
Ф.Н. Сулейманова, канд. филол. наук, ФНК ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический
университет», г. Махачкала, E-mail: fsulejmanova@mail.ru