Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ И ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ И ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ЖИЗНЕННАЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Н.В., Усынина Т.П.

В статье представлены результаты эмпирического исследования самооценки и жизненной удовлетворённости в юношеском возрасте. Большинство испытуемых имеет средний уровень самооценки (при наиболее оптимальном высоком уровне), самооценка стабильна по отношению к различным сторонам личности; 45% имеют низкую жизненную удовлетворённость, характеризуются общим сниженным эмоциональным состоянием. Взаимосвязь между самооценкой и жизненной удовлетворенностью в группе испытуемых не обнаружена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF SELF-ESTEEM AND LIFE SATISFACTION IN ADOLESCENCE

The article presents the results of empirical research of self-esteem and life satisfaction in adolescence. The majority of the subjects has an average level of self-esteem (in the best case a high level), self-esteem steady against the various sides of the personality; 45% have low life satisfaction, are characterized by a reduced overall emotional state. The relationship between self-esteem and life satisfaction in the group of subjects not detected.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ И ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Таким образом, можно уверенно сказать о существовании связи между типом привязанности и психическими параметрами ребенка. Испытуемые с «надежным» типом привязанности имеют показатели по развитию психических параметров и адаптации к новым условиям намного лучше и выше, чем у детей с симбиотическим и тревожно-избегающим типами привязанности. Ученые также установили, что более подвержены различным заболеваниям младшие дошкольники с симбиотическим и тревожно-избегающим типом привязанности, что говорит о зависимости детей от стрессовых ситуаций при адаптации к новой социальной среде.

Использованные источники:

1. Боулби Д. Привязанность / Пер. с англ., Под ред. Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2003. - 482 с.

2. Василенко М.А. Влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития детей двух-трех лет // Известия Русского государственного педагогического университета им. А.И Герцена. - 2010. -№ 121. - С. 38-43.

УДК 159.92

Степанова Н.В., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Усынина Т.П., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ И ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования самооценки и жизненной удовлетворённости в юношеском возрасте. Большинство испытуемых имеет средний уровень самооценки (при наиболее оптимальном высоком уровне), самооценка стабильна по отношению к различным сторонам личности; 45% имеют низкую жизненную удовлетворённость, характеризуются общим сниженным эмоциональным состоянием. Взаимосвязь между самооценкой и жизненной удовлетворенностью в группе испытуемых не обнаружена.

Ключевые слова: юношеский возраст, самооценка личности, качества личности, жизненная удовлетворённость.

Stepanova N. V., candidate of psychological Sciences associate Professor, Department of General psychology Usynina T. P., candidate of psychological Sciences associate Professor, Department of General psychology

Orenburg state medical University Russia, Orenburg THE STUDY OF SELF-ESTEEM AND LIFE SATISFACTION IN

ADOLESCENCE

Abstract. The article presents the results of empirical research of self-esteem and life satisfaction in adolescence. The majority of the subjects has an average level of self-esteem (in the best case a high level), self-esteem steady against the various sides of the personality; 45% have low life satisfaction, are characterized by a reduced overall emotional state. The relationship between self-esteem and life satisfaction in the group of subjects not detected.

Key words: adolescence, self-identity, personality, life satisfaction.

Удовлетворённость жизнью трактуется в науке как обобщённое переживание своего бытия, синонимом которого выступает понятие счастья (М. Аргайл, М. Селигман, И.А. Джидарьян, А.З. Шапиро). Самооценка, как способность адекватно оценивать свои достижения и промахи, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, характер взаимодействия субъекта с окружающим миром (Р. Бернс, Ч. Кули, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн). Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека; юношеский возраст характеризуется достаточно устойчивой самооценкой с многосторонностью охвата различных сфер жизнедеятельности. Изучение жизненной удовлетворённости во взаимосвязи с самооценкой представляет интерес в юношеском возрасте, поскольку в эти годы начинается реализация жизненных планов и утверждение себя в жизни.

Цель исследования - изучение взаимосвязи жизненной удовлетворённости и самооценки в юношеском возрасте.

Методы и методики исследования: метод тестирования (методика «Самооценка личности» И.О. Моткова; методика «Индекс жизненной удовлетворённости» в адаптации Н.В. Паниной); количественный и качественный анализ обработки данных с использованием методов математической статистики (критерий r- Спирмена).

Эмпирическое исследование самооценки и жизненной удовлетворённости в юношеском возрасте проводилось на базе Оренбургского государственного медицинского университета в 2017 году. В исследовании приняли участие 96 юношей и девушек в возрасте 18-20 лет (студенты 2 курса лечебного факультета).

Методика О.И. Моткова «Самооценка личности» позволила изучить общий уровень самооценки позитивного развития личности, а также

самооценку отдельных факторов и качеств личности по шести шкалам: «нравственность», «воля», «самостоятельность и чувство реальности», «креативность», «гармоничность» и «экстраверсия».

Изучение самооценки показало, что у 7% испытуемых (7 человек) -низкий уровень самооценки, у 66% (63 человек) - средний уровень самооценки, у 1% (1 человек) - высокий уровень самооценки, у 26% (25 человек) - псевдовысокий уровень. Таким образом, большинство испытуемых имеют средний уровень самооценки. Согласно О.И. Моткову, оптимальным для психологического благополучия, межличностных отношений и продуктивности личности является высокий уровень самооценки, псевдовысокая самооценка свидетельствует о переоценке своих возможностей и идеализации себя, низкий уровень указывает на заниженную самооценку.

Средние значения по шкалам составили: 3, 2 («гармоничность»); 3, 3 («воля», «креативность»); 3,4 («экстраверсия»); 3,8 («нравственность», «самостоятельность и чувство реальности»). Максимально возможные значения по шкалам - 5 баллов. Полученные результаты говорят о среднем уровне, а также стабильности самооценки по отношению к различным сторонам личности у испытуемых.

С целью изучения жизненной удовлетворённости использовалась методика «Индекс жизненной удовлетворённости», в адаптации Н.В. Паниной.

Индекс жизненной удовлетворённости - интегративный показатель, включающий в качестве основного носителя эмоциональную составляющую. Жизненная удовлетворённость включает в себя: интерес к жизни; целеустремлённость, последовательность в достижении жизненных целей; согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями; положительную оценку собственных качеств и поступков; общий фон настроения [1].

Результаты исследования показали, что 45% студентов (43 человека) имеют низкую жизненную удовлетворённость, что характеризует их как эмоционально неустойчивых, тревожных, неудовлетворённых настоящим положением дел и собой. Среднюю жизненную удовлетворённость имеют 35% (34 человека). Испытуемые данной группы эмоционально стабильны, социально адаптированы, удовлетворены ситуацией и собой, ориентированы на достижение целей, но перед трудностями отступают. Высокую жизненную удовлетворённость показали 20% (19 человек), они чувствуют себя психологически комфортно, имеют общий позитивный фон настроения, эмоционально устойчивы, уверены в себе, решительны, готовы к преодолению проблем. Испытуемых со средней и высокой жизненной удовлетворённостью можно объединить в одну группу, так как степень их психологического комфорта достаточно высока, они являются психологически благополучными и социально адаптированными.

Испытуемые с низкой жизненной удовлетворённостью характеризуются общим сниженным эмоциональным состоянием, имеют «проблемные» сферы жизни и нуждаются в коррекции.

Средние значения по шкалам методики «Индекс жизненной удовлетворённости» составили: шкала 1 - интерес к жизни (4,9); шкала 2 -последовательность в достижении целей (6,1); шкала 3 - согласованность между поставленными и достигнутыми целями (4,4); шкала 4 -положительная оценка себя и собственных поступков (4,7); шкала 5 - общий фон настроения (5,0). Максимально возможное значение по шкалам - 8 баллов. Таким образом, наибольшую выраженность имеет показатель «последовательность в достижении целей», наименьшую выраженность -«согласованность между поставленными и достигнутыми целями», что можно объяснить особенностью возраста - юношеским максимализмом.

Статистическая обработка полученных результатов с помощью критерия г- Спирмена показала отсутствие взаимосвязи самооценки и жизненной удовлетворенности в группе испытуемых. Корреляция между показателями не достигает уровня статистической значимости (rs = 0,171).

Использованные источники:

1. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 268 с.

2. Рушина М. А., Орлова А. В. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2015. - № 4. - С. 35-40.

3. URL: http://psychok.net/testy/506-test-indeks-zhiznennoj-udovletvorennosti-izhu-adaptatsiya-n-v-pani-noj-oprosnik-obshchego-psikhologicheskogo-sostoyaniya-cheloveka.

УДК 811.111

Стыценко А.Е. студент 4 курса факультет Зарубежной литературы Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского научный руководитель: Передерий С.Н., к.филол.н.

старший препоОдаватель Россия, г. Ялта

СЕМАНТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАЧАЛА ХХ! ВЕКА

Аннотация: В данной статье приведены примеры семантико-функциональных особенностей речи персонажей современных англоязычных детективных произведений (на материале творчества М. Коннелли и Р. Гэлбрейта), а также представление речевой портретной характеристики литературного образа персонажа, что дает возможность глубже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.