Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
631
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / САМООЦЕНКА / САМОУВАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кажарская Ольга Николаевна, Суховерхова Кристина Сергеевна

Статья посвящена изучению самооценки и уровня притязаний у старших подростков с девиантным поведением. Теоретически с позиции современных научных исследований обосновываются понятия «девиантное поведение», «самооценка личности». Даётся характеристика основных показателей самооценки и поведения старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-ASSESSMENT IN OLDER TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article is devoted to the study of self-esteem and the level of aspirations in older adolescents with deviant behavior. Theoretically, from the standpoint of modern scientific research, the concepts of "deviant behavior", "self-esteem of a person" are substantiated. The characteristic of the main indicators of self-esteem and behavior of older adolescents is given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

DOI: 10.47581/2021/FA-09/IE/53/03.025 ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Кажарская Ольга Николаевна, к.психол.н., доцент (e-mail: sevkon@mail.ru) Суховерхова Кристина Сергеевна, студент Севастопольский государственный университет, г.Севастополь, Россия

(e-mail: kristina.sinica99@mail.ru)

Статья посвящена изучению самооценки и уровня притязаний у старших подростков с девиантным поведением. Теоретически с позиции современных научных исследований обосновываются понятия «девиантное поведение», «самооценка личности». Даётся характеристика основных показателей самооценки и поведения старших подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, самооценка, самоуважение.

Постановка проблемы. Подростковый возраст важнейший этап в жизни каждого человека, время выборов, во многом определяющих всю последующую судьбу человека. Он характеризуется желанием молодых людей стать взрослыми, осмыслить личностные ценности, идеалы и жизненные перспективы. В данный период формируется мировоззрение, сознание и самосознание личности, а поведение подростка регулируется уровнем самооценки и притязания, являющимися центральными новообразованиями личности [1].

В старшем подростковом возрасте самооценка приобретает большую устойчивость, универсальность охвата различных сфер жизни. В процессе развития самосознания центр внимания подростков переносится с внешней стороны личности на внутреннюю.

Тем не менее, есть ряд исследований (О.А. Белобрыкина, С.А. Беличева; Г.Ф. Кумарин; В.В. Ковалёв и т.п) доказывающих, что в подростковом возрасте на ряду с социально одобряемыми формами поведения может возникать девиантное поведение.

Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, как отдельные поступки или система поступков, противоречащим общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. Такое поведение угрожает физическому и психическому здоровью и часто приводит к деградации личности [3].

Из наиболее актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня перед нашим обществом, безусловно, является поиск социально-психологических условий снижения роста нежелательного поведения среди несовершеннолетних и повышение эффективности их психопрофилактики.

Цель статьи: изучить и описать особенности самооценки и уровня притязаний у старших подростков с девиантным поведением.

Значительный вклад в проблему изучение причин девиантного поведения подростков внесли работы авторов, исследующие отдельные его аспекты: девиантное поведение как нарушение процесса социализации -С.А. Беличева, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарин. Влияние школьной среды на процесс социализации молодежи, а также ее роль в профилактике девиантного поведения учащихся представлены в работах Б.Н. Алмазова, В. Афанасьева [8].

В. В. Ковалёв определяет девиантное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества» и выделяет несколько основных его вариантов: уклонение от учебной и трудовой деятельности; антиобщественные действия насильственного, корыстного и сексуального характера; злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и токсических веществ; бродяжничество и азартные игры [7].

Н.Н. Савина выделяет следующие факторы возникновения сложного поведения: академическая неуспеваемость, эмоциональная незрелость, гиперактивность, нарушения коммуникации, одиночество, вредные привычки, социальная некомпетентность [8].

Таким образом, представленные научные исследования свидетельствуют о необходимости изучения личностных характеристик детей с проблемами поведения для психолого-педагогического сопровождения и коррекции личности такого подростка.

С целью изучения особенностей самооценки у старших подростков с де-виантным поведением были проведены ряд методик. В опросе участвовали 50 подростков в возрасте от 14-16 лет г. г. Североморска. Состав испытуемых был разделён на 2 группы. В первую группу вошли подростки с девиантным поведением (25 человек), во вторую подростки с социально одобряемым поведением (25 человек). Далее по тексту: 1 группа и 2 группы.

Для обследования особенностей самооценки были применены следующие методики: методика склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел); методика «Определение самооценки и уровня притязаний» (Дембо-Рубинштейн); методика «Самооценка личности» (О.И. Моткова). Для изучения достоверности различий по личностным показателям (шкалам) был применён метод математической статистики-1;-критерий Стьюдента.

Результаты по методике, направленной на изучение склонности к отклоняющемуся поведению показали, что высокий уровень данного показателя выявлен у 46,0 % подростков первой группы и 26,0% у испытуемых второй группы. Дополнительно определено, что подростки с девиантным поведением имеют не высокий уровень самоконтроля, склонность к нарушению социальных норм и саморазрушающим действиям своей личности. В то же время существенных различий между группами по такому показателю как «агрессивность» не выявлено. Таким образом достоверные различияв

группах выявлены по всем показателям на уровне р<0,01 кроме склонности к агрессии и насилию.

С помощью методики Дембо-Рубинштейн проанализированы особенности проявления уровня самооценки и притязаний. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Обобщенные результаты по методике «Определение самооценки и уровня притязаний» Дембо-Рубинштейн в группах испытуемых

Уровень притязаний Количество испытуемых в 1 группе (чел-к) Количество испытуемых в 1 группе (%) Количество испытуемых во 2 группе (чел-к) Количество испытуемых во 2 группе (%)

Заниженный уровень притязания 3 12,0 3 12,0

Реалистичный 8 32,0 4 16,0

Оптимально реалистичный 6 24,0 7 28,0

Завышенный 8 32,0 11 44,0

Сравнительно высокий уровень (от 75 до 89 баллов) выявлен и у 24,0 % старших подростков первой группы и у 28,0 % второй. Завышенный уровень притязания определён у 44,0 % респондентов группы с девиантным поведением и 32,0 % с социально одобряемым.

Заниженные уровень притязаний зафиксирован в одной и другой группах. У данных испытуемых такой результат является индикатором неблагоприятного развития личности. Существенная разница выявлена в данных по реалистичному уровню притязаний. В первой группе подростков такого результата достигли 8 человек (32,0%) во второй группе 4 испытуемых, что составляет 16,0%. Такие ребята характеризуются оптимистичностью и критичностью мышления, умеют выделять свои сильные стороны личности, понимают недостатки.

Обобщенные результаты по уровню самооценки представлены на рисунке 1.

Завышенную самооценку имеют 20,0% представителей первой группы и 18,0 % испытуемых второй. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные проблемы в формировании личности: «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам и неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

В свою очередь, заниженной самооценкой обладает по 36,0 % старших подростков из каждой группы. Это указывает на то, что большая группа старшие подростков недооценивает свои возможности, либо руководству-

ются оценкой полученной со стороны сверстников и взрослых. С такими детьми необходимо проводить беседы, включать в совместную групповую деятельность, давать положительную обратную связь.

40,0%

36,0% 36,0%

35,0% Н 32,0%

30,0% 25,0% 20,0%

15,0% -

10,0% -

5,0% 0,0% -

Низкая Средняя Выская Завышенная

■ Группа 1 ■ Группа 2

20,0% 20,0%

Рисунок 1 - Обобщенные результаты уровня самооценки (Методика «Определение самооценки и уровня притязаний» Дембо-Рубинштейн)

Таким образом, анализ с помощью методики «Определение самооценки и уровня притязаний» Дембо-Рубинштейн показал наличие завышенного уровня притязаний и завышенного уровня самооценки у испытуемых первой группы. Анализ методом математической статистики 1-критерием Стьюдента доказал статистические различия по показателям «самооценка» и «притязания» на уровне р<0,01.

Рассмотрим особенности выраженности ключевых качеств личности с помощью методика «Самооценка личности» О.И. Моткова. Данные по шкале «нравственность», говорят о том, что более высоким уровнем нравственности обладают представители второй группы: 34,0 % против 30 %, аналогичная ситуация и с предвысоким уровнем по данной шкале: 40,0 % у представителей второй группы и 30,0 % у первой группы, соответственно. В проявлении воли наиболее высокий уровень у испытуемых первой группы: 44,0 % тогда как подростки второй группы показали 34,0%. Предвысо-кий уровень выявлен у респондентов девиантной группы - 18,0 % и 20,0 % у группы с социально одобряемым поведением.

Это обусловлено тем, что у группы с девиантным поведением меньше социальных барьеров, имеется выраженная тенденция пренебрежения к социальными нормам и правилам.

Результаты по шкале «самостоятельность и чувство реальности» представлены на рисунке 2.

35,0%

32,0%

30,0%

26,0%

24,0%

I I I

Псевдовысокий Средний Низкий

■ Группа 1 ■ Группа 2

Рисунок 2 - Обобщенные результаты уровня притязаний по шкале «Самостоятельность и чувство реальности» (Методика «Самооценка личности»

О.И. Моткова)

По данному показателю различия выявлены в проявлении низкого уровня у подростков первой и второй группы. Большая группа с девиантным поведением 32,0% характеризуется как более несамостоятельная в принятии своих решений. Данные результаты можно связать с особенностями подросткового возраста: происходит некоторое становление в части самостоятельности действий, развитие критического мышления.

Особенности проявления креативности свидетельствуют о том, что более высоким уровнем креативности обладают представители девиантной группы: так, высокий уровень зафиксирован у 40,0 % против 30,0 %, пред-высокий уровень проявили 30,0 % испытуемых первой группы и 24,0 % второй группы.

На низком уровне по данному показателю находятся 24,0 % подростков в первой группе и 22,0 % человек во второй.

Первая группа подростков (40,0 % человек от общего количества) испытуемых характеризуется более высоким уровнем гармоничности, тогда как во второй группе таким качеством личности обладают 30% детей.

Гармоничность развития личности характеризуется относительно трезвым уровнем личностных установок, без отсутствия нереальных целей и адекватной самооценкой. Общая самооценка позитивных аспектов представлена на рисунке 3.

40,0%

28,0%

24,0% 24,0% 24,0%

Псевдовысокий Средний Низкий

■ Группа 1 ■ Группа 2

Рисунок 3 - Обобщенные результаты по методике «Самооценка личности»

(О.И. Моткова)

Анализ данных показал, что испытуемые второй группы обладают более высоким уровнем гармоничности по всем показателям. Анализ с помощью ^критерия Стьюдента показал статистические различия по всем шкалам методики.

Вывод: Таким образом, девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, определяющее систему поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. Самооценка - это компонент структуры самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

По результатам исследования старшие подростки с девиантным поведением характеризуются низким уровнем самоконтроля, нарушением социальных норм, саморазрушающими действиями. Дополнительно было определено, наличие завышенного уровня притязаний и завышенный уровень самооценки, что свидетельствует о наличии некритического мышления, нереалистичном отношении к своим возможностям.

Отмечается, что подростки с социально одобряемым поведением напротив обладают более высоким уровнем гармоничности по всем показателям: реалистичный и оптимально-реалистичный уровень притязаний, они самостоятельны и обладают высоким уровнем волевой регуляции.

Выявленные проблемы в формировании личности «трудных» подростков стали основой для планирования коррекционно-развивающей программы социально-психологического тренинга.

Список литературы

1. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О. А. Белобрыкина. - М. : Наука, 2001.-е. 31-39.

2. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. - М.: Наука, 1987. - 309 с.

3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.

4. Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. - СПб.:СПбФ РАН, 1999. - С. 12-27.

5. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Спб.: Питер,2008. - 283с.

6. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности. // Обществознание в школе. - 1999. -№2 - С. 5052.

7. Ковалёв В. В. Патологии личности и девиантное поведение: Руководство по психиатрии. М.: Наука, 1989.- 462 с.

8. Савина Н. Н. Факторы защиты и факторы риска делинквентных подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009.- Вып. 4 (82).- С. 91-93.

Sukhoverkhova Kristina Sergeevna, student

(e-mail: kristina.sinica99@mail.ru)

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

Kazharskaya Olga Nikolaevna, Ph.D. Sciences, аssociate professor

(e-mail: sevkon@mail.ru)

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

FEATURES OF SELF-ASSESSMENT IN OLDER TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Abstract. Resume: The article is devoted to the study of self-esteem and the level of aspirations in older adolescents with deviant behavior. Theoretically, from the standpoint of modern scientific research, the concepts of "deviant behavior", "self-esteem of a person" are substantiated. The characteristic of the main indicators of self-esteem and behavior of older adolescents is given.

Keywords: deviant behavior, adolescents, self-esteem, self-esteem, delinquent behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.