Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5999
914
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ПОДРОСТКИ / ДЕТИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горохова Анна Анатольевна, Сомова Наталья Леонтьевна, Киричик Елена Станиславовна

Изменения личности человека неразрывно связаны с преобразованиями, происходящими в окружающем мире. Самооценка как один из основных психологических конструктов человека также претерпевает различные преобразования с течением времени. Помимо влияний среды, на процесс формирования самооценки и самоотношения могут оказывать воздействие возраст, а также пол и связанные с ним гендерные роли. В научном сообществе взгляды ученых на динамику и особенности самооценки детей и подростков часто оказываются противоречивыми. Изучение гендерных различий в самоотношении осуществляется в большей степени зарубежными коллегами. Был обнаружен недостаток сведений о данной проблематике, полученных с привлечением российской выборки. Таким образом, целью нашего исследования стало изучение самооценки современных детей и подростков с позиции гендерно-возрастного подхода. В исследовании приняло участие 97 школьников (46 девочек, 51 мальчик) общеобразовательной школы Невского района города Санкт-Петербурга. Респонденты были разделены на группы в соответствии с возрастом: дети, младшие подростки и старшие подростки. Результаты эмпирического исследования показали значимую возрастную разницу в самооценке между младшими школьниками и младшими подростками. Статистически значимой разницы между мальчиками и девочками выявить не удалось. К концу подросткового возраста было замечено повышение как уровня самооценки, так и уровня самоуверенности и самоценности. Уровень притязаний остается высоким у представителей всех рассмотренных возрастных периодов. Уровень самопринятия у современных подростков демонстрирует средние показатели. Таким образом, можно говорить о том, что у современных детей и подростков существуют определенные особенности, а также различия в самооценке, обусловленные влиянием возраста. В ходе исследования также были заметны противоречия данных, полученных с помощью разных измерительных инструментов, которые могут быть обусловлены как спецификой методик, так и разницей в исследуемых феноменах. Следовательно, требуется дальнейшее исследование в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горохова Анна Анатольевна, Сомова Наталья Леонтьевна, Киричик Елена Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF MODERN CHILDREN’S AND ADOLESCENTS’ SELF-ESTEEM

Personality changes are inextricably linked with the transformations taking place in the surrounding world. Self-esteem, as one of the basic psychological constructs of a person, also undergoes various transformations over time. In addition to the environment, factors which have an impact on self-esteem and self-attitude include age, gender and related gender roles. The views of scientists on the dynamics and characteristics of children’s and adolescents’ self-esteem are often contradictory. Furthermore, data on gender differences in self-attitude obtained from Russian samples are insufficient, since this issue is mainly studied by foreign researchers. The purpose of our study is, therefore, to assess the self-esteem of modern children and adolescents from the perspective of the gender-age approach. The study involved 97 children (46 girls, 51 boys) from Saint Petersburg. The respondents were divided into groups according to their age. The results of the empirical study have shown a significant age difference in self-esteem between primary school children and younger adolescents. No statistically significant difference between boys and girls was observed. By the end of adolescence, respondents exhibited an increase in self-esteem, self-confidence and self-worth. The level of aspirations remains high among all considered age groups. Modern adolescents demostrate an average level of self-acceptance. It was not possible to identify any significant difference between the self- esteem of younger schoolchildren and younger adolescents. Thus, we can say that modern children’s and adolescents’ self-esteem differs depending on their age and is characterised by specific age-related features. The study also revealed noticeable contradictions in the data obtained with the help of different measuring instruments. Such contradictions may be caused both by the specifics of the methods and by the difference in the studied phenomena. Therefore, further research in this area is required.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 2 Psychology in Education, 2021, vol. 3, no. 2 _www.psychinedu. ru

Щ Check for updates

УДК 159.9 https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-128-139

Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков

А. А. Горохова01, Н. Л. Сомова1, Е. С. Киричик2

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48 2 Брестский областной центр медицинской реабилитации «Тонус», 224025, Республика Беларусь, г. Брест, ул. Ленинградская, д. 19

Аннотация. Изменения личности человека неразрывно связаны с преобразованиями, происходящими в окружающем мире. Самооценка как один из основных психологических конструктов человека также претерпевает различные преобразования с течением времени. Помимо влияний среды, на процесс формирования самооценки и самоотношения могут оказывать воздействие возраст, а также пол и связанные с ним гендерные роли. В научном сообществе взгляды ученых на динамику и особенности самооценки детей и подростков часто оказываются противоречивыми. Изучение гендерных различий в самоотношении осуществляется в большей степени зарубежными коллегами. Был обнаружен недостаток сведений о данной проблематике, полученных с привлечением российской выборки. Таким образом, целью нашего исследования стало изучение самооценки современных детей и подростков с позиции гендерно-возрастного подхода.

В исследовании приняло участие 97 школьников (46 девочек, 51 мальчик) общеобразовательной школы Невского района города Санкт-Петербурга. Респонденты были разделены на группы в соответствии с возрастом: дети, младшие подростки и старшие подростки. Результаты эмпирического исследования показали значимую возрастную разницу в самооценке между младшими школьниками и младшими подростками. Статистически значимой разницы между мальчиками и девочками выявить не удалось. К концу подросткового возраста было замечено повышение как уровня самооценки, так и уровня самоуверенности и самоценности. Уровень притязаний остается высоким у представителей всех рассмотренных возрастных периодов. Уровень самопринятия у современных подростков демонстрирует средние показатели.

Таким образом, можно говорить о том, что у современных детей и подростков существуют определенные особенности, а также различия в самооценке, обусловленные влиянием возраста. В ходе исследования также были заметны противоречия данных, полученных с помощью разных измерительных инструментов, которые могут быть обусловлены как спецификой методик, так и разницей в исследуемых феноменах. Следовательно, требуется дальнейшее исследование в данной области.

Ключевые слова: самооценка, уровень притязаний, подростки, дети, гендерные различия, возрастные различия.

Особенности познавательной деятельности и личности современных детей, подростков и молодежи в контексте проблем обучения

Сведения об авторах:

Анна Анатольевна Горохова, e-mail: [email protected] Наталья Леонтьевна Сомова, SPIN-код: 2957-7313, Scopus AuthorlD: 57210257927, ResearcherlD: Y-7724-2019, ORCID: 0000-0002-8119-1210, e-mail: [email protected]

Елена Станиславовна Киричик, e-mail: [email protected] Для цитирования: Горохова, А. А., Сомова, Н. Л., Киричик, Е. С. (2021) Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков. Психология человека в образовании, т. 3, № 2, с. 128-139.

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-128-139

Получена 8 февраля 2021; прошла рецензирование 12 февраля 2021; принята 23 февраля 2021. Права: © Авторы (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Specific features of modern children's and adolescents' self-esteem

A. A. Gorokhova™, N. L. Somova1, E. S. Kirichik2

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia 2 Tonus OCMR, 19 Leningradskaya Str., Brest 224025, Belarus

Abstract. Personality changes are inextricably linked with the transformations taking place in the surrounding world. Self-esteem, as one of the basic psychological constructs of a person, also undergoes various transformations over time. In addition to the environment, factors which have an impact on self-esteem and self-attitude include age, gender and related gender roles. The views of scientists on the dynamics and characteristics of children's and adolescents' self-esteem are often contradictory. Furthermore, data on gender differences in self-attitude obtained from Russian samples are insufficient, since this issue is mainly studied by foreign researchers. The purpose of our study is, therefore, to assess the self-esteem of modern children and adolescents from the perspective of the gender-age approach.

The study involved 97 children (46 girls, 51 boys) from Saint Petersburg. The respondents were divided into groups according to their age. The results of the empirical study have shown a significant age difference in self-esteem between primary school children and younger adolescents. No statistically significant difference between boys and girls was observed. By the end of adolescence, respondents exhibited an increase in self-esteem, self-confidence and self-worth. The level of aspirations remains high among all considered age groups. Modern adolescents demonstrate an average level of self-acceptance. It was not possible to identify any significant difference between the self-esteem of younger schoolchildren and younger adolescents. Thus, we can say that modern children's and adolescents' self-esteem differs depending on their age and is characterised by specific age-related features. The study also revealed noticeable contradictions in the data obtained with the help of different measuring instruments. Such contradictions may be caused both by the specifics of the methods and by the difference in the studied phenomena. Therefore, further research in this area is required.

Keywords: self-esteem, aspirations level, adolescents, children, gender differences, age differences.

Authors

Anna A. Gorokhova,

e-mail: [email protected]

Natalya L. Somova, SPIN: 2957-7313, Scopus AuthorlD: 57210257927, ResearcherlD: Y-7724-2019, ORCID: 0000-0002-8119-1210, e-mail: [email protected] Elena S. Kirichik, e-mail: [email protected] For citation:

Gorokhova, A. A., Somova, N. L., Kirichik, E. S. (2021) Specific features of modern children's and adolescents' self-esteem. Psychology in Education, vol. 3, no. 2, pp. 128-139. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-128-139 Received 8 February 2021; reviewed 12 February 2021; accepted 23 February 2021. Copyright: © The Authors (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Введение

Окружающий нас мир претерпевает изменения изо дня в день. Преобразования среды, подчас непредсказуемые и значимые, формируют новые качества субъекта и стимулируют развитие личности. Самооценка является одним из центральных психологических конструктов, составляющих личность человека (Выготский 1982). Она не только затрагивает отношения с самим собой, но и пронизывает остальные сферы человеческой жизни (Branden 1994). Особенности каждого возрастного периода (Orth, Robins 2014), а также гендер как социальный конструкт ролей для мужчин и женщин (Клецина 2004), могут оказывать влияние на формирование и изменение самооценки. На данный момент в научном сообществе вопрос

о гендерно-возрастном аспекте самооценки остается открытым (Молчанова 2006). Это приводит к необходимости уточнения данных в рассматриваемой области.

Теоретический обзор современного состояния проблемы

В психологической науке феномен самооценки включается в понятие «Я-концепция». Можно сказать, что Я-концепция состоит из «образа Я» и, собственно, самооценки. «Образ Я» включает в себя описательные характеристики человека, его знания и представления о своей личности, самооценка же связана с оценкой человеком как своего образа в целом, так и его отдельных характеристик (Бороздина 2011). Вопрос изучения структуры, изменения,

влияния самооценки является важным, так как самооценка — это еще один регулятор поведения индивидуума, такой же, как система ценностей и установок. Человек способен непрерывно соотносить свои возможности, способности с собственной деятельностью, поступать тем или иным образом в зависимости от степени уверенности в своих силах (Чесно-кова 1977). В ряде исследований подтверждено, что самооценка может оказывать значительное влияние на качество жизни, на физическое и психологическое благополучие (Kaplan 1975; Rosenberg 1965; Wylie 1974).

С. Р. Пантилеев и В. В. Столин реконструировали эмоционально-оценочную сторону самоотношения, которая является ядром собственно самооценки. Анализ взглядов зарубежных и отечественных ученых на сущность самоотношения показал, что существует большое множество понятий, отражающих содержание данного феномена. Самооценка, самоуверенность, самоуважение, любовь к самому себе, самоунижение, самообвинение, самопринятие — все эти термины используются для обозначения целостного понятия самоотношения или его аспектов. В общем виде структуру самоотношения можно представить так: самоуважение составляет оценочную сторону самоотношения, связанную с критериями, аутосимпатия связана с безоценочным положительным отношением к собственной личности, переживанием своей ценности, а близость связана с интересом к себе. В. В. Столиным были выделены три измерения: симпатия, уважение, близость (Столин 1985). Далее были определены и другие измерения отношения к себе, которые основывались на анализе частных перечней-индикаторов отношения к себе. Опираясь на имеющиеся данные, именно из таких компонентов, как открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение, и состоит структура самоотношения.

Понятие «самооценка» тесно связано с понятием «уровень притязаний». Обобщая существующие определения, можно сказать, что уровень притязаний «определяет стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным» (Молчанова 2016, 40). Было выявлено, что адекватное соотношение самооценки и уровня притязаний является наиболее благоприятным для человека. В противном же случае происходят нарушения в эмоциональной сфере, а также в самом конструкте самоотношения

(Бороздина 1985; Бороздина, Залученова 1993; Бороздина, Капник 2002).

На данный момент известно, что одним из факторов, влияющих на самооценку, является возраст. Исследования показывают, что на протяжении всей жизни самооценка подвержена некоторым изменениям (Orth, Erol, Luciano 2018); это позволило выделить некоторые особенности самооценки на каждом возрастном этапе. Хотя на данный момент нет устоявшейся, общепринятой точки зрения на динамику самооценки на протяжении всей жизни (Wylie 1979), во многих научных работах прослеживается следующая тенденция: высокая самооценка в детстве снижается в период подросткового возраста, далее постепенно поднимается во взрослости (Robins 2002; Orth, Robins 2014). Несмотря на это, данные в исследованиях довольно противоречивы, характер изменения самоотношения представлен по-разному. Область, затрагивающая особенности самоотношения в период детства, по сравнению с подростковым возрастом и юношеским, и вовсе представлена скудно (Demo 1992; Молчанова 2006). Более того, дети и подростки нынешнего «поколения Z» (поколение людей, родившихся в период с 2000 по 2015 год, так называемое «цифровое поколение») имеют свои особенности, отличающие их от предыдущих поколений. Меняется мир вокруг, и вместе с ним трансформируется личность, видоизменяются психологические характеристики субъекта. У детей и подростков нового поколения больше развита рефлексия, индивидуализм, изменяется система самооценивания и построения образа себя, что связано с погруженностью в интернет-среду, отношения с родителями приобретают партнерский, доверительный характер (Бело-зерова, Поляков, Жидяева 2018; Кулакова 2018). Все эти факторы также могут оказывать влияние на самоотношение. Поэтому специфика самооценки у современных детей и подростков является актуальной проблемой сегодняшней психологической науки и практики и требует дальнейшего изучения.

Еще одним фактором, влияющим на развитие самооценки, может быть пол человека. Влияет ли пол и связанные с ним гендерные роли на концепцию самооценки человека? Могут ли эти особенности порождать различия в самоотношении у женщин и мужчин? В ряде зарубежных исследований последних двух десятилетий изучение этих вопросов получило довольно широкое распространение. В более ранних исследованиях заметна противоречивость выводов в отношении разницы самоотношения между

представителями разных полов (Allgood-Merten, Stockard, 1991; Feather 1991; Green, Wheatley 1992; Connell, Spencer, Aber 1994). Позже было выявлено, что самооценка у мужчин выше, чем у женщин. Автором обнаружена небольшая, но статистически значимая разница (d = .20) (Kling, Hyde, Slowers, Buswell 1999). Причем наибольший эффект проявляется в возрасте 7-10 лет, а также в позднем подростковом возрасте (d = .33) (Kling, Hyde, Slowers, Buswell 1999; Zuckerman 2016). Как и гендерная разница, размер эффекта для возрастного повышения самооценки в раннем взрослом возрасте также попадает в диапазон малых и средних эффектов (Huang, 2010; Orth, Robins 2014). Более поздние исследования, в том числе и кросскультурные, подтверждают вывод о разнице в самоотношении в пользу мужчин (Huang 2010; Zuckerman 2016; Bleidorn 2018). Помимо этого, разница в самооценке заметно меняется с течением времени; это связано с социально-экономическими, социально-демографическими, тендерными и культурно-ценностными показателями (Bleidorn 2018). За последние 20 лет эта разница скорее уменьшается (Zuckerman 2016). Несмотря на представленные исследования, вопрос о гендерных особенностях самооценки в мировом, а также отечественном научном сообществе еще не закрыт и требует дальнейшего уточнения.

Организация и методы исследования

Проведенное нами исследование было направлено на изучение уровня самооценки, а также компонентов самоотношения современных детей и подростков.

Исследовательскими гипотезами работы являлись предположения о том, что:

1) существуют различия в самооценке мальчиков и девочек;

2) можно выделить специфические возрастные особенности в самооценке младших школьников и подростков.

В ходе исследования решались следующие задачи:

• анализ и обобщение литературы и исследований по вопросам самооценки, структуры самоотношения, особенностям процесса самооценивания на каждом возрастном этапе, а также гендерных различий в самооценивании в отечественной и зарубежной науке;

• разработка дизайна исследования, подборка методов и методик, выборки участников исследования;

• выявление различий и особенностей самооценки мальчиков и девочек в младшем школьном и подростковом возрасте;

• выявление различий и особенностей самооценки в разных возрастных периодах;

• описание и анализ полученных результатов.

Выборку данного исследования составили 97 учащихся ГБОУ СОШ № 333 Невского района Санкт-Петербурга (46 девочек, 51 мальчик). Респонденты были разделены на группы в соответствии с возрастом: дети 9-11 лет (32 человека), младшие подростки 12-15 лет (33 человека), старшие подростки 16-17 лет (32 человек).

В работе использовался комплекс психодиагностических методик:

1. Методика «Кто Я?» М. Кун и Т. Мак-Партланд, модификация Т. В. Румянцевой (Румянцева 2006).

Данная методика является проективным методом изучения глобальной самооценки, то есть методом оценки собственной личности в целом, а не отдельных ее характеристик. Процедура представляет собой процесс свободного, нестандартизированного самоописания. Ответы респондентов на вопрос «Кто Я?» даются в течение 12 минут, записываются ими на бланке (чистый лист бумаги). Количество ответов не ограничено. Далее участникам необходимо оценить каждый свой ответ, то есть выразить собственное отношение к нему (положительное, отрицательное, нейтральное, неопределенное). Обработка результатов происходит по подсчету соотношения эмоционального отношения к себе, а также в ходе анализа компонентов идентичности: социальное Я, коммуникативное Я, материальное Я, физическое Я, деятельност-ное Я, перспективное Я, рефлексивное Я. В данном случае изучался качественный показатель самооценки, особенности описания респондентами собственной личности, а также отношение к индивидуальным характеристикам.

2. Методика Т. Дембо — С. Рубинштейн, модификация А. М. Прихожан (Прихожан 1988).

Представленная методика также служит инструментом изучения глобальной самооценки. В данном случае исследуется ее количественное выражение, то есть уровень самооценки. Помимо этого, данная методика позволяет установить уровень притязаний человека, выявить адекватность разницы между самооценкой и уровнем притязаний. Диагностика проводится с предъявлением стимульного материала, состоящего из линий, представляющих собой

разные аспекты глобальной самооценки: здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, умение делать что-то своими руками, внешность, уверенность в себе. Отметка участника исследования на определенном месте линии далее соотносилась с баллами, которые указывали на тот или иной уровень самооценки или уровень притязаний (низкий, очень низкий, средний, высокий, очень высокий).

3. Методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева (Пантилеев, Столин 1993).

Данная методика позволяет изучить эмоционально-оценочную сторону самоотношения человека, оценить такие структуры, как самоуважение, самоценность и самопринятие. Данный феномен трактуется учеными в контексте представлений человека о смысле «Я» как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». В основе данной методики — концепция самосознания В. В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость. Проведение диагностики самоотношения подразумевает представление участникам стимульного материала, состоящего из ряда утверждений. Далее респондентам необходимо дать согласие или несогласие с данными утверждениями о себе. В итоге происходит подсчет баллов и их соотнесение с уровнем выраженности каждой структуры самоотношения.

Поскольку методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева рассчитана на старших подростков и взрослых, этот инструмент не использовался при сборе данных детей младшего школьного возраста.

При обработке результатов исследования применялись дисперсионный анализ ЛЫОУЛ, описательные статистики, ^критерий Стьюдента.

Результаты и их обсуждение

Изучение результатов дисперсионного анализа позволило выявить некоторые особенности самооценки в исследуемых возрастных периодах. Значимых различий в самооценке мальчиков и девочек, а также в уровне притязаний и в таких аспектах, как самоуверенность, самоценность и самопринятие, выявлено не было (табл. 1). Возможно, такие результаты отражают особенность выборки участников исследования. В дальнейшем планируется уточнение полученных данных с помощью увеличения числа респондентов. Возраст же оказался переменной, влияющей на самоотношение. Были выявлены значимые различия в самооценке детей (младших школьников) и старших подростков (р = 0,016), а также внутри подросткового возраста: между младшими и старшими подростками (р = 0,007) (табл. 1). Рассмотрим подробнее данные особенности.

Опираясь на усредненные результаты, полученные с помощью методики Т. Дембо — С. Рубинштейн, можно говорить о том, что уровень самооценки во всех представленных возрастах — средний (рис. 1). Однако у старших подростков этот уровень выше, их самооценка скорее высокого уровня. Младшие школьники демонстрируют заметное снижение уровня самооценки по сравнению с остальными, их ответы граничат с низкими показателями. Полученные данные можно объяснить тем, что в подростковом возрасте процесс самоидентификации является задачей развития возраста, соответственно, вместе с построением образа себя происходит формирование мнения о себе. К концу данного периода у человека складываются наиболее устойчивые и адекватные

Табл. 1. Значимость половозрастных различий показателей самооценки детей и подростков

(дисперсионный анализ ЛЫОУЛ)

Пол Возраст

Р/р Р/Р

Самооценка (Дембо — Рубинштейн) 1,143 / >0,05 5,982 / <0,05

Самооценка (Кун — Мак-Партланд) 0,854 / >0,05 3,916 / <0,05

Уровень притязаний 1,889 / >0,05 1,467 / >0,05

Разница между уровнем притязаний и самооценкой 0,083 / >0,05 4,299 / <0,05

Табл. 2. Значимость половозрастных различий показателей самооценки подростков ^-критерий Стьюдента)

Пол Возраст

t/p t/p среднее

Самоуверенность

Младшие подростки 0,516 / >0,05 4,814 / <0,001 6,516

Старшие подростки 5,059

Самоценность

Младшие подростки -0,556 / >0,05 4,010 / <0,001 7,806

Старшие подростки 6,088

Самопринятие

Младшие подростки 0,725 / >0,05 -0,051 / >0,05 6,097

представления о своей личности, о ее ценности и возможностях. Процесс формирования самооценки у младших школьников основывается на большей ориентации на оценки взрослых, в том числе и учителей. Некоторые источники указывают, что благоприятной для личностного развития ребенка в данном возрасте является высокая или даже завышенная самооценка. Другой взгляд на эту ситуацию показывает, что с началом обучения в школе ребенок сталкивается не только с оценками учителя, но и со сравнением себя с одноклассниками, что в сумме может являться фактором, определяющим снижение уровня самооценки.

При сравнении результатов по двум методикам измерения самооценки были получены противоречивые данные. Измерения, проводимые с использованием методики «Кто Я?», показали завышенный уровень самооценки, который сохранялся во всех выборках. В отличие от остальных измерительных инструментов, результаты по данному опроснику показали, что распределение ответов оказалось ненормальным, и это отразилось в наличии большого количества высоких оценок, которые компенсировались крайне низкими результатами. Средний уровень самооценки был зафиксирован у меньшинства испытуемых. Так как представленная методика является проективным инструментом измерения самоотношения, возможно, именно специфика данного типа измерения показала такую сторону самооценок. Детям необходимо было дать описательные характеристики своего «Я», что может показывать особенности самопрезентации современного поколения, которое стремится

представить себя в «наилучшем свете». Поскольку участникам необходимо, пусть анонимно, но продемонстрировать результаты самоописания другому человеку (исследователю), то у респондентов может повышаться уровень социальной желательности. В истинном смысле «Я-концепция» — это все знания о себе, самовосприятие и самооценивание. В данном случае процесс самоотчета нельзя назвать тождественным с самовосприятием, так как он делается для других людей, но не для себя.

В уровне притязаний значимых возрастных различий выявить не удалось. Во всех исследованных нами возрастах можно наблюдать высокий и даже очень высокий уровень притязаний (рис. 2). Для более верной интерпретации стоит сравнивать также разницу между самооценкой и уровнем притязаний, которая в представленном исследовании была определена как умеренная. Только тогда возможно делать вывод о том, насколько достижимые цели ставит перед собой ребенок или подросток. Таким образом, можно заключить, что дети как младшего школьного, так и подросткового возраста склонны ставить цели, соизмеримые своим возможностям, а также способствующие собственному развитию. По-видимому, у современных детей достаточно развита способность к рефлексии, которая позволяет определить для себя оптимальный уровень сложности поставленных целей, адекватные требования к своей личности.

Помимо исследования глобальной самооценки детей и подростков, в данной работе изучалась эмоционально-ценностная система самоотношения. Оценка самоуверенности как

Рис. 1. Уровень самооценки детей и подростков по методике Т. Дембо — С. Рубинштейн

Рис. 2. Уровень притязаний у детей и подростков (по методике Т. Дембо — С. Рубинштейн)

одного из аспектов самооценки на всех возрастных этапах различается, но находится в пределах средних значений. Значимые отличия мы наблюдаем в старшем подростковом возрасте (рис. 3). Старшие подростки оказались более самоуверенными, чем младшие подростки. Схожие результаты были получены по фактору «самоценность» (рис. 4).

В данном случае, как было сказано ранее, эти результаты объясняются возрастной спецификой динамики самооценки: к старшему подростковому возрасту происходит стабилизация самооценки и понимание ценности собственной личности. Значимых возрастных различий в самопринятии выявить не удалось. Способность подростков к принятию образа себя находится на среднем уровне. Избирательное отношение к себе может быть обусловлено разными причинами. С одной стороны, это можно объяснить неустойчивым отношением к своему «Я», что свойственно скорее младшим подросткам. С другой стороны, принятие не всех своих достоинств, а также критика не всех своих недостатков может быть связана с реалистичным взглядом на самого себя, свои возможности и способности. Данное описание характеризует самооценку в старшем подростковом возрасте.

Выводы

Полученные результаты позволили прояснить некоторые особенности самооценки современных детей. Статистически значимых различий в самоотношении девочек и мальчиков выявить не удалось. Это можно объяснить спецификой данной выборки. Для дальнейшей проверки гипотезы о гендерных различиях в самооценке необходимо увеличение количества респондентов, что предполагает продолжение нашего исследования. Подтвердилась гипотеза о том, что существует возрастная динамика самооценки. Представления о себе изменяются с процессом взросления человека, различия присутствуют даже внутри одного периода (в нашем случае — в подростковом возрасте).

1) Старшие подростки имеют более высокую самооценку, чем дети, а также младшие подростки, что может говорить о более развитых и стабильных представлениях о своей личности к концу подросткового возраста.

2) При сравнении данные двух методик («Кто Я?» М. Кун и Т. Мак-Партланд, модификация Т. В. Румянцевой и Т. Дембо — С. Рубинштейн, модификация

А. М. Прихожан) по уровню глобальной самооценки было обнаружено явное противоречие — в ходе второго измерения была выявлена неадекватно завышенная самооценка у всех респондентов. Такие результаты могут отражать специфику измерительного инструмента, который является проективным.

3) Уровень притязаний остается высоким у представителей всех рассмотренных возрастных периодов. Это может быть связано с достаточным уровнем рефлексии современных детей.

4) Эмоционально-ценностные составляющие самоотношения, такие как «самоуверенность» и «самоценность», тоже являются показателями, которые выше по уровню к концу подросткового возраста; это также можно объяснить тем, что одна из задач возраста — самоидентификация и связанное с ней построение представлений о себе — благополучно решена.

5) В ходе статистической обработки были выявлены средние значения по такому аспекту самооценки, как «Самопринятие», на протяжении всех изученных возрастов. Средние значения, отражающие избирательное отношение к себе, могут быть связаны как с нестабильностью образа «Я», так и с реалистичностью самовосприятия.

Несмотря на то, что представленные результаты согласуются с рядом исследований (Bleidorn, Arslan, Denissen 2016; Zuckerman, Li, Hall 2016), некоторые работы демонстрируют противоположную картину динамики самооценки (Robins 2002; Orth, Robins 2014). В ходе исследования также были заметны противоречия данных, полученных с помощью разных измерительных инструментов. Следовательно, требуется дальнейшее уточнение этой проблемы. Планируется проведение контент-анализа описательных оценок, а также увеличение выборки, подбор других инструментов измерения самоотношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследований возрастных особенностей самооценки могут быть использованы педагогами и психологами для планирования программ сопровождения и отдельных мероприятий в их рамках, а также учитываться при индивидуальной консультативной работе с детьми. Помимо этого, данная информация может быть полезна при составлении рекомендаций как для родителей, так и для педагогов.

Рис. 3. Уровень самоуверенности у подростков по методике исследования самоотношения (МИС)

Рис. 4. Уровень самоценности у подростков по методике исследования самоотношения (МИС)

Литература

Белозерова, Л. А., Поляков, С. Д., Жидяева, О. О. (2018) Социокультурные особенности поколения Z:

опыт эмпирического исследования. Поволжский педагогический поиск, № 3, с. 16-23. Бороздина, Л. В. (1985) Исследование уровня притязаний. М.: Изд-во МГУ, 103 с.

Бороздина, Л. В. (2011) Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией. Вестник Московского

университета. Серия 14. Психология, № 1, с. 54-65. Бороздина, Л. В., Залученова, Е. А. (1993) Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней

самооценки и притязаний. Вопросы психологии, № 1, с. 104-113. Бороздина, Л. В., Капник, Т. М. (2002) Реакция на фрустрацию при соответствии и несоответствии уровней самооценки и притязаний. В кн.: Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев (ред.). Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1. М.: Смысл, с. 308-326. Выготский, Л. С. (1982) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 504 с.

Клецина, И. С. (2004) Психология гендерных отношений. Диссертация на соискание степени доктора

психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 39 с. Кулакова, А. Б. (2018) Поколение Z: теоретический аспект. Вопросы территориального развития, № 2 (42),

статья 6. https://doi.org/10.15838/tdi.2018.2.42.6 Молчанова, О. Н. (2016) Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические иссл0едования. М.: Флинта, 392 с.

Молчанова, О. Н. (2006) Самооценка: стабильность или изменчивость? Психология. Журнал Высшей школы

экономики, т. 3, № 2, с. 23-51. Пантилеев, С. Р., Столин, В. В. (1993) Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 32 с.

(Психодиагностическая серия. № 7). Прихожан, А. М. (1988) Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. В кн.: И. В. Дубровина (ред.). Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М.: АПН СССР, с. 110-118. Румянцева, Т. В. (2006) Методика «Кто Я?». В кн.: Т. В. Румянцева. Психологическое консультирование:

диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, с. 82-103. Столин, В. В. (1985) Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Диссертация

на соискание степени доктора психологических наук. М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 530 с. Столин, В. В., Пантилеев, С. Р. (1988) Опросник самоотношения. В кн.: Практикум по психодиагностике:

Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, с. 123-130. Чеснокова, И. И. (1977) Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 144 с.

Allgood-Merten, B., Stockard, J. (1991) Sex role identity and self-esteem: A comparison of children and adolescents.

Sex Roles, vol. 25, no. 3-4, pp. 129-139. Bleidorn, W., Arslan, R. C., Denissen, J. J. A. et al. (2016) Age and gender differences in self-esteem — a cross-cultural window. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 111, no. 3, pp. 396-410. http://dx.doi. org/10.1037/pspp0000078 Branden, N. (1994) The six pillars of self-esteem. New York: Bantam Books, 341 p.

Connell, J. P., Spencer, M. B., Aber, J. L. (1994) Educational risk and resilience in African-American youth: Context, self, action, and outcomes in school. Child Development, vol. 65, no. 2, pp. 493-506. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1994.tb00765.x Demo, D. H. (1992) The self-concept over time: Research issues and directions. Annual Review of Sociology,

vol. 18, pp. 303-326. https://doi.org/10.1146/annurev.so.18.080192.001511 Feather, N. T. (1991) Human values, global self-esteem, and belief in a just world. Journal of Personality, vol. 59,

no. 1, pp. 83-107. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1991.tb00769.x Greene, A. L., Wheatley, S. M. (1992) "I've got a lot to do and I don't think I'll have the time": Gender differences

in late adolescents' narratives of the future. Journal of Youth and Adolescence, vol. 21, no. 6, pp. 667-686. Huang, C. (2010) Mean-level change in self-esteem from childhood through adulthood: Meta-analysis of longitudinal

studies. Review of General Psychology, vol. 14, no. 3, pp. 251-260. https://doi.org/10.1037/a0020543 Kaplan, H. B. (1975) Self-attitudes and deviant behavior. Pacific Palisades, CA: Goodyear Books, 185 p. Kling, K. C., Hyde, J. S., Slowers, C. J., Buswell, B. N. (1999) Gender differences in self-esteem: A meta-analysis.

Psychological Bulletin, vol. 125, no. 4, pp. 470-500. https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.4.470 Orth, U., Erol, R. Y., Luciano, E. C. (2018) Development of self-esteem from age 4 to 94 years: A meta-analysis of longitudinal studies. Psychological Bulletin, vol. 144, no. 10, pp. 1045-1080. https://doi.org/10.1037/bul0000161 Orth, U., Robins, R. W. (2014) The development of self-esteem. Current Directions in Psychological Science,

vol. 23, no. 5, pp. 381-387. https://doi.org/10.1177/0963721414547414 Rosenberg, M. (1965) Society and adolescent self-image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 340 p. Wylie, R. C. (1974) The self-concept. Vol. 1: A review of methodological considerations and measuring instruments. Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 433 p.

Wylie, R. C. (1979) The self-concept. Vol. 2: Theory and research on selected topics. Lincoln, NE; London: University of Nebraska Press, 825 p.

Zuckerman, M., Li, C., Hall, J. A. (2016) When men and women differ in self-esteem and when they don't: A metaanalysis. Journal of Research in Personality, vol. 64, pp. 34-51. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2016.07.007

References

Allgood-Merten, B., Stockard, J. (1991) Sex role identity and self-esteem: A comparison of children and adolescents.

Sex Roles, vol. 25, no. 3-4, pp. 129-139. (In English) Belozerova, L. A., Polyakov, S. D., Zhidyaeva, O. O. (2018) Sotsiokul'turnye osobennosti pokoleniya Z: opyt empiricheskogo issledovaniya [Social and cultural features of the generation Z: Empirical research experience]. Povolzhskij pedagogicheskij poisk — Volga Region Pedagogical Search, no. 3, pp. 16-23. (In Russian) Bleidorn, W., Arslan, R. C., Denissen, J. J. A. et al. (2016) Age and gender differences in self-esteem — a cross-cultural window. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 111, no. 3, pp. 396-410. http://dx.doi.org/10.1037/pspp0000078 (In English) Borozdina, L. V. (1985,) Issledovanie urovnya prityazanij [Research of the level of aspiration]. Moscow: Moscow

University Press, 103 p. (In Russian) Borozdina, L. V. (2011) Sushchnost' samootsenki i ee sootnoshenie s Ya-kontseptsiej [The essence of "Samootsenka" and How it is related with the Self-Concept]. VestnikMoskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya — The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, no. 1, pp. 54-65. (In Russian) Borozdina, L. V., Kapnik, T. M. (2002) Reaktsiya na frustratsiyu pri sootvetstvii i nesootvetstvii urovnej samootsenki i prityazanij [Reaction to frustration at matching and non-matching levels of self-esteem and aspirations]. In: B. S. Bratus, D. A. Leont'ev (eds.). Uchenye zapiski kafedry obshchejpsikhologiiMGU im. M. V Lomonosova [Scientific notes of the Department of General Psychology of Lomonosov Moscow State University]. Iss. 1. Moscow: Smysl Publ., pp. 308-326. (In Russian) Borozdina, L. V., Zaluchenova, E. A. (1993) Uvelichenie indeksa trevozhnosti pri raskhozhdenii urovnej samootsenki i prityazanij [An increase in the anxiety index with different levels of self-esteem and aspiration]. Voprosy psychologii, no. 1, pp. 104-113. (In Russian) Branden, N. (1994) Six pillars of self-esteem. New York: Bantam Books, 341 p. (In English) Chesnokova, I. I. (1977) Problema samosoznaniya v psikhologii [The problem of self-awareness in psychology].

Moscow: Nauka Publ., 144 p. (In Russian) Connell, J. P., Spencer, M. B., Aber, J. L. (1994) Educational risk and resilience in African-American youth: Context, self, action, and outcomes in school. Child Development, vol. 65, no. 2, pp. 493-506. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1994.tb00765.x (In English) Demo, D. H. (1992) The self-concept over time: Research issues and directions. Annual Review of Sociology, vol. 18,

pp. 303-326. https://doi.org/10.1146/annurev.so.18.080192.001511 (In English) Feather, N. T. (1991) Human values, global self-esteem, and belief in a just world. Journal of Personality, vol. 59,

no. 1, pp. 83-107. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1991.tb00769.x (In English) Greene, A. L., Wheatley, S. M. (1992) "I've got a lot to do and I don't think I'll have the time": Gender differences in late adolescents' narratives of the future. Journal of Youth and Adolescence, vol. 21, no. 6, pp. 667-686. (In English)

Huang, C. (2010) Mean-level change in self-esteem from childhood through adulthood: Meta-analysis of longitudinal studies. Review of General Psychology, vol. 14, no. 3, pp. 251-260. https://doi.org/10.1037/a0020543 (In English) Kaplan, H. B. (1975) Self-attitudes and deviant behavior. Pacific Palisades: Goodyear Books, 185 p. (In English) Klecina, I. S. (2004) Psikhologiya gendernykh otnoshenij [Psychology of gender relationships]. PhD dissertation

(Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 39 p. (In Russian) Kling, K. C., Hyde, J. S., Slowers, C. J., Buswell, B. N. (1999) Gender differences in self-esteem: A meta-analysis.

Psychological Bulletin, vol. 125, no. 4, pp. 470-500. https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.4.470 (In English) Kulakova, A. B. (2018) Pokolenie Z: teoreticheskij aspect [Generation Z: Theoretical aspect]. Voprosy territorial'nogo razvitiya — Territorial Development Issues, no. 2 (42), article 6. https://doi.org/10.15838/tdi.2018.2.42.6 (In Russian)

Molchanova, O. N. (2006) Samootsenka: stabil'nost' ili izmenchivost'? [Self-esteem: Stability or mutability?].

Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 3, no. 2, pp. 23-51. (In Russian) Molchanova, O. N. (2016) Samootsenka: teoreticheskieproblemy i empiricheskie issledovaniya [Self-esteem: Theoretical

problems and empirical research]. Moscow: Flinta Publ., 392 p. (In Russian) Orth, U., Erol, R. Y., Luciano, E. C. (2018) Development of self-esteem from age 4 to 94 years: A meta-analysis of longitudinal studies. Psychological Bulletin, vol. 144, no. 10, pp. 1045-1080. https://doi.org/10.1037/bul0000161 (In English)

Orth, U., Robins, R. W. (2014) The development of self-esteem. Current Directions in Psychological Science, vol. 23, no. 5, pp. 381-387. https://doi.org/10.1177/0963721414547414 (In English)

A. A. Topoxosa, H. A. C0M0Ba, E. C. KupunuK

Pantileev, S. R., Stolin, V. V. (1993) Metodika issledovaniya samootnosheniya [Methods of self-attitude research].

Moscow: Smysl Publ., 32 p. (Psikhodiagnosticheskaya seriya [Psychodiagnostic series]. No. 7). (In Russian) Prihozhan, A. M. (1988) Primenenie metodov pryamogo otsenivaniya v rabote shkol'nogo psikhologa [Application of direct assessment methods in the work of a school psychologist]. In: I. V. Dubrovina (ed.). Nauchno-metodicheskie osnovy ispol'zovaniya v shkol'noj psikhologicheskoj sluzhbe konkretnykh psikhodiagnosticheskikh metodik [Scientific and methodological foundations for the use of specific psychodiagnostic techniques in the school psychological service]. Moscow: PAS USSR Publ., pp. 110-118. (In Russian) Rosenberg, M. (1965) Society and adolescent self-image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 340 p. (In English)

Rumyantseva, T. V. (2006) Metodika "Kto Ya?" [Methodology "Who am I?"]. In: T. V. Rumyantseva. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie: diagnostika otnoshenij v pare [Psychological counseling: Diagnosing of relationships in a couple]. Saint Petersburg: Rech' Publ., pp. 82-103. (In Russian) Stolin, V. V. (1985) Poznanie sebya i otnoshenie k sebe v strukture samosoznaniya lichnosti [Self-knowledge and self-attitude in the structure of self-consciousness of the individual]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Lomonosov Moscow State University, 530 p. (In Russian) Stolin, V. V., Pantileev, S. R. (1988) Oprosnik samootnosheniya [Self-attitude questionnaire]. In: Praktikum po psikhodiagnostike: Psikhodiagnosticheskie materialy [Workshop onpsychodiagnostics: Psychodiagnostic materials]. Moscow: Moscow University Press, pp. 123-130. (In Russian) Vygotskij, L. S. (1982) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 2. Problemy obshchej psikhologii [Collected works: In 6 vols.

Vol. 2. Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 504 p. (In Russian) Wylie, R. C. (1974) The self-concept. Vol. 1: A review of methodological considerations and measuring instruments.

Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 433 p. (In English) Wylie, R. C. (1979) The self-concept. Vol. 2: Theory and research on selected topics. Lincoln, NE; London: University

of Nebraska Press, 825 p. (In English) Zuckerman, M., Li, C., Hall, J. A. (2016) When men and women differ in self-esteem and when they don't: A metaanalysis. Journal of Research in Personality, vol. 64, pp. 34-51. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2016.07.007 (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.