Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО "Я" У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО "Я" У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
950
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ТЕЛЕСНОГО "Я" / НОРМОТИПИЧНОЕ ТЕЛО / ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) / ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / BODILY "I" IMAGE / NORM-TYPICAL BODY / OVERWEIGHT / CEREBRAL PALSY (CP) / SEX CHARACTERISTICS / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чемеревская В.А.

В статье обсуждаются половые особенности образа телесного «Я» у детей в начале и в конце младшего школьного возраста. Актуальность исследования заключается в том, что младший школьный возраст предшествует подростковому возрасту, который характеризуется проявлением признаков пола и развитием гендерной идентичности, что объясняет повышение значимости телесных особенностей в процессах самовосприятия и самоотношения. В психологии наблюдается недостаток исследований процессов самосознания, в том числе половых особенностей образа телесного «Я» у младших школьников, а также их развития на протяжении возрастного периода, предшествующего подростковому возрасту. Проблема заключается в существовании различий между образами телесного «Я» у девочек и мальчиков, находящихся на разных этапах младшего школьного возраста. Цель исследования - выявление половых особенностей образа телесного «Я» детей младшего школьного возраста с разными вариантами тела и телесных особенностей. Были использованы следующие методы: проективная методика «The Color-A-Person Test» (CAPT) (невербальная методика «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом»), разработанная О. Вули и С. Роллом, модифицированная методика изучения самооценки Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн, а также проективная модифицированная методика «Незаконченные предложения», направленная на выявление представлений детей о своем телесного образе. Результаты исследования отражают динамику половых различий особенностей образа телесного «Я» на протяжении младшего школьного возраста, а также различия когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов образа телесного «Я» у мальчиков и девочек, имеющих различные варианты тела. Выводы: различия образа телесного «Я» у мальчиков и девочек находятся на уровне тенденции, так как в младшем школьном возрасте в большей степени преобладают возрастные различия образа телесного «Я». На первом месте по значимости для девочек - внешняя привлекательность и желание изменить части тела, которые не соответствуют эталонам красоты, а у мальчиков - личностные качества и умения, у последних отмечается более нейтральное отношение к собственному внешнему облику. Полученные результаты могут внести вклад в такие отрасли психологии, как психология развития и психология личности; они также могут быть применимы в работе практических психологов, работающих с младшими школьниками, имеющими различные варианты тела, а также с их родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чемеревская В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMAGE OF THE BODY "I" IN BOYS AND GIRLS PRIMARY SCHOOL AGE

The article discusses the sexual characteristics of the image of the bodily "I" in children at the beginning and end of primary school age. The relevance of the study lies in the fact that primary school age precedes adolescence, which is characterized by the manifestation of gender characteristics and the development of gender identity, which explains the increased importance of bodily features in the processes of self-perception and self-attitude. In psychology, there is a lack of research on the processes of self-awareness, including sexual characteristics of the image of the bodily "I" in younger schoolchildren, as well as their development during the age period preceding adolescence. The problem is that there are differences between the images of the bodily "I" in girls and boys at different stages of primary school age. The purpose of the study is to identify the sexual characteristics of the image of the bodily "I" of primary school children with different body variants and body features. The following methods were used: the projective method "The Color-a-Person Test" (CAPT) (non - verbal method of "Color-indicating dissatisfaction with one's own body"), developed by O. Wooley and S. Roll, a modified method for studying self-esteem by T. Dembo - S. Ya. Rubinstein, as well as the projective modified method "Unfinished sentences", aimed at identifying children's ideas about their body image. The results of the study reflect the dynamics of gender differences in the features of the bodily "I" image during primary school age, as well as differences in the cognitive, emotional and behavioral components of the bodily "I" image in boys and girls with different body variants. Conclusions: differences in the image of the bodily "I" in boys and girls are at the level of the trend, since in primary school age, age-related differences in the image of the bodily "I" are more prevalent. In the first place in importance for girls - external attractiveness and the desire to change parts of the body that do not meet the standards of beauty, and boys - personal qualities and skills, the latter have a more neutral attitude to their own appearance. The results obtained can contribute to such branches of psychology as developmental psychology and personality psychology; they can also be applied in the work of practical psychologists working with younger students with different body options, as well as with their parents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО "Я" У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.3 DOI: 10.25730/VSU.7606.20.034

Особенности образа телесного «Я» у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

В. А. Чемеревская

магистр психологии, аспирант кафедры психологии, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина. Беларусь, г. Брест. E-mail: viktoriya_2209@mail.ru

Аннотация. В статье обсуждаются половые особенности образа телесного «Я» у детей в начале и в конце младшего школьного возраста. Актуальность исследования заключается в том, что младший школьный возраст предшествует подростковому возрасту, который характеризуется проявлением признаков пола и развитием гендерной идентичности, что объясняет повышение значимости телесных особенностей в процессах самовосприятия и самоотношения. В психологии наблюдается недостаток исследований процессов самосознания, в том числе половых особенностей образа телесного «Я» у младших школьников, а также их развития на протяжении возрастного периода, предшествующего подростковому возрасту. Проблема заключается в существовании различий между образами телесного «Я» у девочек и мальчиков, находящихся на разных этапах младшего школьного возраста. Цель исследования - выявление половых особенностей образа телесного «Я» детей младшего школьного возраста с разными вариантами тела и телесных особенностей.

Были использованы следующие методы: проективная методика «The Color-A-Person Test» (CAPT) (невербальная методика «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом»), разработанная О. Вули и С. Роллом, модифицированная методика изучения самооценки Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн, а также проективная модифицированная методика «Незаконченные предложения», направленная на выявление представлений детей о своем телесного образе.

Результаты исследования отражают динамику половых различий особенностей образа телесного «Я» на протяжении младшего школьного возраста, а также различия когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов образа телесного «Я» у мальчиков и девочек, имеющих различные варианты тела. Выводы: различия образа телесного «Я» у мальчиков и девочек находятся на уровне тенденции, так как в младшем школьном возрасте в большей степени преобладают возрастные различия образа телесного «Я». На первом месте по значимости для девочек - внешняя привлекательность и желание изменить части тела, которые не соответствуют эталонам красоты, а у мальчиков - личностные качества и умения, у последних отмечается более нейтральное отношение к собственному внешнему облику.

Полученные результаты могут внести вклад в такие отрасли психологии, как психология развития и психология личности; они также могут быть применимы в работе практических психологов, работающих с младшими школьниками, имеющими различные варианты тела, а также с их родителями.

Ключевые слова: образ телесного «Я», нормотипичное тело, избыточная масса тела, детский церебральный паралич (ДЦП), половые особенности, младший школьный возраст.

На современном этапе в психологии развития отмечается повышение интереса к процессам развития личности на разных возрастных этапах, к становлению субъектности развивающегося человека, превращению его в субъекта саморазвития. Исследования становления субъектности не могут обойти процессы самосознания и его развития. Открытие своего Я как проявление самосознания рассматривалось А. Н. Леонтьевым [10] как критерий второго рождения личности, происходящего в подростковом возрасте.

Изучая структуру самосознания, В. С. Мухина [11] выделила его основные структурные компоненты: 1) представления о своем имени и теле; 2) половая идентификация; 3) притязания на признание; 4) социальное пространство личностных отношений; 5) психологическое время личности.

В структуре самосознания все компоненты взаимосвязаны, однако особенно очевидна связь образа своего тела и своей внешности и половых/гендерных компонентов («Я мальчик/девочка»), так как осознание себя как представителя пола основано на восприятии специфичных для пола телесных признаков, что отражается в основных компонентах образа телесного «Я»: когнитивном, аффективном и поведенческом.

Особенности самосознания у детей младшего школьного возраста изучены неравномерно. Большая часть работ посвящена анализу самооценки и ее развития в учебной дея-

© Чемеревская В. А., 2020

тельности (В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, А. И. Липкина, Н. Е. Анкудинова, А. Г. Вайзер, И. И. Вартанова, Ю. В. Зарецкий, А. В. Захарова, Е. Е. Марченко и др.). Были сделаны выводы о том, что благодаря учебной деятельности у младших школьников появляется рефлексивность и субъектность. Однако связь особенностей телесного «Я» и осознания своей половой принадлежности в младшем школьном возрасте рассматривается лишь в единичных работах.

Включение в образ телесного «Я» элементов гендерной идентичности является одним из этапов развития телесного «Я». Когда ребенок рождается, взрослые сразу же начинают относиться к нему как к мальчику или девочке, однако только в конце раннего возраста оценка ребенком себя как представителя определенного биологического пола включается в формирование образа телесного «Я». Исследуя свое тело, знакомясь с функциями различных его частей и органов, сравнивая наличие аналогичных органов и функций у других людей, ребенок сталкивается с проблемой гендерных различий. Он постепенно узнает, что мальчики и девочки устроены по-разному. Трогая свои половые органы, ребенок знакомится с приятными ощущениями от них. Эта информация - составная часть образа телесного «Я» - всегда «Я» мальчика или «Я» девочки [5].

По данным Л. В. Кочкиной [9], в раннем возрасте формируются границы телесного Я, а сами представления об этих границах закладываются уже в дошкольном возрасте, причем после того, как происходит гендерная идентификация. И если до 5-6 лет у детей еще могут возникать недоумения по поводу генитальных различий, допускается возможность потерять их, обрести другие половые органы, то после 5-6 лет телесная идентичность мальчиков и девочек становится необратимой. Физические отличия мальчика от мужчины и девочки от женщины могут казаться ребенку неизмеримо большими, чем различия между сверстниками и сверстницами, но ребенок уже знает, что он навсегда мальчик или девочка и, когда вырастет, будет мужчиной или женщиной [5].

В исследовании И. Е. Валитовой [3], посвященном анализу осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте, установлено, что дети включают в образ своего прошлого и своего будущего половую принадлежность. В рисунках себя в прошлом и себя в будущем имеются признаки указаний на признаки пола. В большей степени это характерно для девочек, которые, даже изображая себя как младенца, подчеркивают типично женские признаки (волосы, ресницы, очертания фигуры). Все дети, изображая себя в будущем, подчеркивают признаки мужчины или женщины, при этом девочки чаще изображают признаки женской внешности и красоты, а мальчики - себя в роли представителя мужской профессии и обладателя мужской фигуры.

По мнению Д. Н. Исаева [5], в период полового созревания происходит реорганизация образа тела, в результате которой образ тела представлен чертами взрослого тела мужчины или женщины. В процессе полового созревания важную роль играют как сам процесс изменений, так и их темп, маскулинный или феминный характер изменений тела.

Основные изменения в образе телесного «Я» происходят в подростковом возрасте, и этот аспект проблемы изучен достаточно полно. В исследованиях Т. В. Бендас [1] установлено, что в начале младшего школьного возраста (6-8 лет) половых различий в самооценке физического развития и физической силы не наблюдается - эти различия, выражающиеся в превосходстве мальчиков, появляются к началу полового созревания.

И. С. Кон [5; 6], анализируя самоописания подростков, отмечает, что в подростковом возрасте для девочек большое значение имеет внешний облик, в то время как для мальчиков - характеристики действий и деятельности. Идентификация подростка с собственным телом проходит в сопровождении сложной гаммы чувств и переживаний, значимости внешности. Н. Рамси и Д. Харкорт [14] изучали отношение женщин к телу на разных возрастных этапах, отмечая, что 40 % девочек 9-10 лет недовольны своим телом, в частности, весом, и с возрастом процент неудовлетворенности возрастает. А. А. Стреленко [18] описала особенности образа тела у подростков, переживших сексуальное насилие, характеризующегося нарушением физических границ тела, их проницательность и утрата доверия к миру. В исследованиях Р. М. Лернера, Дж. Орлоса, Дж. Кнаппа, а также в цикле исследований Р. Бернса было показано, что удовлетворенность собственным телом для юношей обусловлена инструментальной эффективностью тела, а для девушек - физической привлекательностью. Исследования К. Муссы и М. Роуча [2] показали, что юноши меньше переживают по поводу своей внешности, тогда как для девушек тема внешнего облика в юношеском возрасте болезненна. Как девушки, так и юноши одной из важнейших характеристик внешности называли одежду,

и в значительном числе случаев высказывали неудовлетворенность именно одеждой. Ф. Райс [13] установил, что рано созревающие мальчики более уверены в себе и пользуются популярностью среди девушек. В то же время у рано созревающих девушек на первом этапе наблюдается тревожность и непринятие своего изменяющегося тела. И. В. Романов [15] описал динамику половой идентичности у подростков.

При достаточно большом количестве работ, посвященных изучению образа телесного «Я», исследование связи образа телесного «Я» и половых особенностей детей являются немногочисленными. Если рассматривать младший школьный возраст как проекцию стадий психосексуального развития (З. Фрейда [19]), то этот период соответствует латентной стадии развития, на которой сексуальные инстинкты находятся в латентном состоянии, а значит, не наблюдается и особенного интереса к своему внешнему виду, который не оказывает заметного влияния на выбор приятелей.

Исследования В. Л. Ситникова [17] показывают значимость сверстников своего и противоположного пола в формировании у детей представлений о себе и об окружающих. В младшем школьном возрасте для мальчиков фактически не важно, насколько симпатичен внешне ребенок любого пола, в то время как девочкам небезразлично, как выглядит другой ребенок. Чем старше девочки, тем больше негативизма в их оценках несимпатичных сверстников любого пола, в то время как негативизм мальчиков не зависит от возраста, и его показатели ниже, чем у девочек. Причем негативизм мальчиков по отношению к несимпатичным мальчикам ниже, чем к несимпатичным девочкам, и это говорит о том, что для мальчиков важнее социально-личностные характеристики, чем телесные. У девочек же все происходит наоборот: им важна внешность мальчиков, а на внешность девочек они обращают меньше внимания.

Таким образом, изучение половых особенностей образа телесного «Я» младших школьников остается весьма актуальным, ведь именно этот возрастной период предшествует подростковому возрасту, который характеризуется активным развитием половых признаков и возрастанием значимости телесных особенностей в процессах самовосприятия и самоотношения. В исследовательском плане встает вопрос, существуют ли различия образов телесного «Я» у девочек и мальчиков, находящихся на разных возрастных этапах младшего школьного возраста, ответ на который позволит проследить динамику взаимосвязи телесного Я и ген-дерной идентичности на протяжении этого возраста.

Согласно Н. А. Каминской, «в онтогенезе происходит закономерный процесс присвоения субъектом своего тела как включения его в свое Я, формирования психологических механизмов регуляции телесных функций и феноменов, который может натолкнуться на препятствия, дезинтегрирующие образ тела и выражающиеся через феномены отчуждения. Эти феномены выступают как нарушения границ собственного тела, изоляция переживаний, субъектного восприятия своего тела и отраженного облика» [6, с. 23].

Однако процесс роста не всегда является постепенным и плавным и развитие половых признаков зачастую отстает от общего физического развития. Это имеет определенные психологические последствия, связанные с трудностями личностной адаптации, которые являются тем более сильными, чем заметнее диспропорция в развитии. Например, мальчики, у которых запаздывает половое созревание, склонны воспринимать это как недостаток мужественности, что в последующем может вызывать аддиктивное поведение [9].

В работе «Я-концепция и воспитание» Р. Бернс [2] описывает изменения, которые происходят с подростками в процессе развития их телесного «Я». Отставание в половом созревании создает препятствия для гармоничного развития личности не столько само по себе как физиологическое явление, но прежде всего в силу своих социальных последствий. Подростки часто отрицательно реагируют на тех сверстников, у которых наблюдается явная задержка полового развития по сравнению с основной массой детей данной возрастной группы. В целом наличие у ребенка физических отклонений существенно влияет на то, как воспринимают его и как общаются с ним сверстники. Обычно такие дети не пользуются популярностью у лиц противоположного пола, часто наталкиваются на презрительное или враждебное к себе отношение.

Таким образом, целью нашего исследования стало выявление половых особенностей детей младшего школьного возраста с разными вариантами тела и телесных особенностей.

Научная значимость исследования заключается в изучении половых особенностей образа телесного «Я» младших школьников, что внесет вклад в такие отрасли психологии, как психология развития и психология личности. Изучение этой связи не только у нормотипич-

ных детей, но и у детей с искаженным телом (с избыточной массой тела, с ДЦП) позволит внести вклад и в специальную и клиническую психологию.

Практическая значимость исследования выражается в том, что полученные результаты помогут спрогнозировать риск формирования искаженного образа телесного «Я» для того, чтобы предотвратить проблемы, которые могут начаться в подростковом возрасте. Важно предвидеть их предпосылки у девочек и мальчиков в младшем школьном возрасте и понять, как же происходит процесс формирования этого искаженного образа телесного «Я» на протяжении младшего школьного возраста у детей разного пола. Необходимо выяснить, в какой момент для мальчиков и для девочек младшего школьного возраста становится настолько важен их внешний вид, что впоследствии он может оказывать влияние не только на самооценку ребенка, но и на его образ «Я» в целом.

Методы. Цель исследования - выявление половых особенностей образа телесного «Я» у детей младшего школьного возраста, имеющих нормотипичное и измененное тело (избыточная масса тела и ДЦП). Исследование проводилось на базе средних школ г. Бреста и на базе Брестского областного центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус». Дети с нормотипичным (НТ) телом отбирались путем случайной выборки среди обучающихся в первом и четвертом классах. Дети, имеющие избыточную массу тела, отбирались путем определения их индекса массы тела (ИМТ), который превышал норму. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает вес избыточным при ИМТ > 25. Об ожирении говорят, когда ИМТ достигает 30 единиц. Среднее значение ИМТ у испытуемых, имеющих избыточную массу тела, составило 28 единиц, а у детей, имеющих нормальную массу тела, 22 единицы. Дети с ДЦП отбирались в выборку исследования на основе экспертной оценки психолога, работающего с этими детьми, по критерию наличия сохранного интеллекта, что было необходимо для понимания ими предлагаемых методик исследования.

В исследовании приняли участие 184 младших школьника, находящихся на разных этапах возрастного периода и имеющих различные варианты строения тела (таблица 1).

Таблица 1

Выборка исследования (количество испытуемых)_

Учащиеся 1 класса (6-7 лет) Учащиеся 4 класса (9-10 лет)

с НТ с ИМТ с ДЦП с НТ с ИМТ с ДЦП

м ж м ж м ж м ж м ж м ж

24 30 10 10 11 9 20 30 10 10 9 11

* НТ - нормотипичное тело, ИМТ - избыточная масса тела

Для достижения поставленной цели были использованы три методики: 1) Методика «The Color-A-Person Test» (CAPT) (невербальная методика «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом»), разработанная О. Вули и С. Роллом [16] и модифицированная нами. Эта методика направлена на изучение аффективного компонента образа телесного «Я», выражающегося в степени неудовлетворенности какими-либо частями своего тела у детей. Испытуемым был предложен бланк с инструкцией и с изображением контура тела человека спереди и сзади. Детям необходимо было представить, что это их тело, и раскрасить его с помощью трех карандашей в соответствии с тем, насколько они удовлетворены или не удовлетворены своим телом и его частями. Они раскрашивали синим карандашом, если тело или его части полностью их удовлетворяют, серым - если они нейтрально относятся к частям своего тела, а красным - если какая-то часть тела их не удовлетворяет. Каждая часть тела оценивалась отдельно в баллах (от 0 до 2), в зависимости от того, насколько дети удовлетворены какой-либо частью тела. 0 - полностью неудовлетворены (часть тела раскрашена красным карандашом), 1 - нейтрально относятся (часть тела раскрашена серым карандашом) и 2 - полностью удовлетворены (часть тела раскрашена синим карандашом). Общая оценка удовлетворенности телом заключается в сумме оценок 15 частей тела, включающих: живот, верхнюю часть бедер, нижнюю часть бедер, ягодицы, гениталии, голову, лицо, ступни, голень, кисти, предплечье, плечевой пояс, грудь, верхнюю часть живота и спину. Максимальная удовлетворенность оценивается в 30 баллов (100 %). Затем высчитывался общий процент удовлетворенности детьми своим телом (^ "™---3~'ги юр %] и процентное значение удовлетворенности конкретной частью so

„ лзгкна. уд^тичастыа талаВ1Ыдетей иплп^ч

тела группой детей (----: L * 1UU 7в).

KD.l-BB-IfrTEH

2) Модифицированная методика изучения самооценки Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн [12], отражающая аффективный компонент образа телесного «Я». Вместо классических использовались 7 шкал, касающихся разных компонентов внешности: красота, внешность, тело, лицо, одежда, прическа, мода. Детям предлагалось отметить, на каком уровне они находятся по каждой шкале в данный момент времени, а также им задавались следующие вопросы: «Почему ты здесь находишься? Были ли ситуации, когда ты находился ниже? Были ли ситуации, когда ты находился выше? Где бы ты хотел находиться по данной шкале? Какие люди находятся выше всех по данной шкале? Какие люди находятся ниже всех на данной шкале?» Оценка по каждой шкале вычислялась путем измерения: максимальное значение шкалы - 10 баллов, минимальное - 0 баллов, так как длина линии - 10 см.

3) Модифицированная методика «Незаконченные предложения», направленная на выявление представлений детей о своем телесном образе, отражающая когнитивный компонент образа телесного «Я», а также поведенческий компонент, представленный в высказываниях детей о желании изменить собственную внешность. Детям предлагалось завершить 10 незаконченных предложений, которые условно можно разделить на 4 группы: 1 группа -представления детей о своем внешнем облике («Мне нравится в себе...», «Моя внешность...», «Мое тело.»); 2 группа - желаемый образ телесного «Я» («Если бы можно было что-то изменить в себе, я бы.», «Если бы у меня была другая внешность», «Внешне я бы хотел»); 3 группа - сравнение себя со сверстниками и отношения с ними («В отличие от других детей я.», «Многие дети меня.»); 4 группа - отношение родителей к ребенку («Моя мама говорит, что я.», «Мой папа говорит, что я.»). Данные, полученные с помощью незаконченных предложений, обрабатывались посредством контент-анализа.

Обсуждение результатов. Методика «The Color-A-Person Test» (CAPT) (невербальная методика «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом») позволяет определить степень неудовлетворенности своим телом у детей.

Таблица2

Показатель удовлетворенности собственным телом (%)_

6-7 лет НТ 9-10 лет НТ 6-7 лет ИМТ 9-10 лет ИМТ 6-7 лет ДЦП 9-10 лет ДЦП

м ж м ж м ж м ж м ж м ж

95 91 85 81 92 91 78 75 100 91 85 80

НТ - нормотипичное тело, ИМТ - избыточная масса тела

Полученные результаты, представленные в таблице 2, показывают, что в начале младшего школьного возраста как мальчики, так и девочки практически полностью удовлетворены своим телом, причем показатель удовлетворенности телом у мальчиков немного выше, чем у девочек. Девочки чаще не удовлетворены своими плечами, ступнями, животом и бедрами. В то же время показатель удовлетворенности телом у детей в конце младшего школьного возраста значительно ниже в каждой группе, как среди мальчиков, так и среди девочек, причем показатель удовлетворенности своим телом у девочек ниже в каждой из групп, по сравнению с мальчиками. Девочки с НТ телом чаще всего не удовлетворены своим лицом, своими бедрами, ягодицами, в то время как мальчики - руками, ногами и плечами. Показатель удовлетворенности своим телом у детей с ИМТ, находящихся в конце возрастного этапа, значительно ниже, чем у их сверстников, имеющих НТ тело и ДЦП. Причем в обеих группах как мальчики, так и девочки в большей степени не удовлетворены дефектными частями тела: животом, руками и ногами. Статистически значимые различия между мальчиками и девочками младшего школьного возраста при сравнении показателей удовлетворенности различными частями тела не обнаружены (^-критерий Стьюдента, tэмп = 1,86, ^р = 2,61 при р < 0,05).

Таким образом, наблюдается картина пропорционального снижения удовлетворенности своим телом на протяжении младшего школьного возраста, причем удовлетворенность своим телом у мальчиков, независимо от их возраста, выше, чем у девочек. То есть девочки придают больше значения своей внешности и чаще ищут какие-либо недостатки своей внешности, чем мальчики. Однако к концу младшего школьного возраста у детей, имеющих ИМТ, показатели удовлетворенности телом ниже, чем у детей с НТ телом, что говорит о том, что особенности тела также оказывают влияние на чувство удовлетворенности своим телом. Однако показатели детей с ДЦП практически не отличаются от показателей детей с НТ телом,

поэтому можно предположить, что осознание своих телесных особенностей и негативное к ним отношение у детей с ДЦП формируется позже.

С помощью модифицированной методики изучения самооценки Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн удалось выявить особенности самооценки отдельных компонентов образа телесного «Я»: внешность, красота, тело, лицо, одежда, прическа и мода. Показатели самооценки отдельных компонентов внешнего облика у мальчиков и девочек, находящихся на разных этапах возрастного периода, имеющих различные варианты тела, отражены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели самооценки внешнего облика (баллы)_

Дети Красота Внешность Тело Лицо Одежда Прическа Мода

м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж

6-7 лет НТ 9,4 9,6 9,3 9,5 9,5 9,5 9,2 9,4 9,6 9,4 9,3 9,3 9,4 9,5

9-10 лет НТ 6,2 7,2 6,8 7,3 7,3 6,8 7,1 7,2 8 7,2 7 9** 9 1** 7,4 7,9

6-7 лет ИМТ 9,6 8,6 9,3 9,2 9,1 9 9,5 9,1 9,3 9,4 9,6 9,2 9,4 9,2

9-10 лет ИМТ 6 5,3 6,3 6,2 5,8 5,6 6,5 6,8 7,9 7,6 8,4 7,7 5,6 6,8

6-7 лет ДЦП 9,9 9,3 9,5 9,9 9,1 9,8 9,9 9,9 9,9 9,9 9,9 9,9 9,9 9,7

9-10 лет ДЦП 7,4 7,6 8,1 7,6 8,1 7,3 8,4 8 8,8 8,7 8,3 8,5 7,1* 9,3*

** - значимость различий по t критерию Стьюдента: tэмп = 3,8 при Ькр = 2,68 при р < 0,01.

* - значимость различий: Ьэмп = 2,5 при Ькр = 2,1 при р < 0,05.

Результаты, представленные в таблице 3, демонстрируют, что в начале младшего школьного возраста показатели самооценки различных компонентов образа телесного «Я» достаточно высоки (9-9,9 балла) и схожи как у мальчиков, так и у девочек. Оценки сходны также как у детей, имеющих нормотипичное тело, так и у детей, имеющих искаженное тело, однако у детей с ДЦП этот показатель по большинству шкал приближен к идеальному значению. Интересно, что девочки 6-7 лет с ДЦП оценивают свое тело на 9,9 балла, в то время как мальчики - на 9,1 балла, что говорит об их несколько более реалистичном отношении к своему телу.

В то же время наблюдается динамика снижения самооценки, а также дифференциации самооценки различных компонентов образа телесного «Я» на протяжении младшего школьного возраста. К концу младшего школьного возраста мальчики с НТ телом оценивают себя ниже по шкалам «красота», «внешность», «лицо», «прическа», «мода», но выше оценок девочек по шкалам «тело» и «одежда». Статистически значимы различия по Ь-критерию Стьюдента между мальчиками и девочками по шкале «прическа». Кроме того, если девочки высказывались о своей внешности как о «красивой», «мне нравится», «у меня некрасивые брови», «мне не нравится мой нос» и т. д., то большинство мальчиков говорили, что они «нормальные», «обычные», и не стремились поставить своему внешнему облику высокие оценки. Во внешнем облике мальчики обращают больше внимания на их тело, хотят быть «качками»; мальчики также обращают внимание и на свою одежду, оценивая внешность зачастую по тому, как они одеты.

Показатели по шкалам самооценки младших школьников 9-10 лет с избыточной массой тела значительно ниже, чем у их сверстников с НТ телом. Мальчики оценили себя выше, чем девочки, по всем шкалам, кроме «лицо» и «мода». То есть девочки с избыточной массой тела оценивают свою внешность ниже по сравнению с мальчиками, чаще ею недовольны и чаще указывают в своих ответах, что им что-то не нравится, сравнивают себя со сверстниками, например: «мне не нравится», «если бы не мои веснушки, я была бы красивее», «хотела бы быть такой же красивой, как Кристина, она всем мальчикам нравится», «мне не нравится мое лицо» и др. Ответы мальчиков были более нейтральными: «я нормальный», «обычная внешность» и т. д. То есть девочки в большей степени по сравнению с мальчиками придают значение внешней привлекательности, отмечая свои недостатки, сравнивая себя со сверстниками и выражая желание что-то изменить и исправить во внешнем облике. В то же время мальчики придают меньшее значение своей внешности, не идеализируя ее, а стремясь ее усреднить, используя понятия «норма, нормальный». Однако дефектные части тела одинаково низко оценивают как мальчики, так и девочки. Причем если мальчики, не стесняясь, говорили, что у

них «толстый живот», «я толстый», то у девочек вопрос «Почему ты себя поставила тут по шкале "тело"?» вызывал больше смущения, и они старались избежать прямого ответа. Они говорили: «ну, такое», «мне не очень нравится», «могло быть лучше».

Показатели детей с ДЦП 9-10 лет, несмотря на имеющийся видимый телесный дефект, выше, по сравнению с показателями их сверстников. Однако и в данной группе детей наблюдается сходная тенденция в оценках себя. Девочки с ДЦП более реалистично оценивают свое тело, находя больше изъянов в своем внешнем облике. Однако мальчики не интересуются модой, поэтому показатели их самооценки по данной шкале значительно ниже показателей девочек, и эти различия статистически высоко значимы.

Данные, полученные с помощью проективной методики «Незаконченные предложения», позволили проанализировать содержание образов телесного «Я» у мальчиков и у девочек. Результаты контент-анализа представлений о своем внешнем облике у детей, находящихся в начале младшего школьного возраста, представлены на рисунке 1. Для описания результатов были выбраны основные категории: «красота» - ответы детей, отражающие отношение к своему внешнему облику как к привлекательному, «нейтральное отношение» -безоценочное отношение детей к своему внешнему облику, «негативное отношение» - высказывания детей о неудовлетворенности своим телом или отдельными его частями, «качества, умения» - ответы детей, демонстрирующие значимость не внешних признаков, а личностных качеств и собственных умений.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О

м 6-7 (НТ) ж 6-7 (НТ) м 6-7 (ИМТ) ж6-7(ИМТ) м 6-7 (ДЦП) ж 6-7 (ДЦП)

■ Красота ^ Нейтральное отношение ■ Негативное отношение «Качества, умения Рис. 1. Представления о своем внешнем облике у детей 6-7 лет (%)

Полученные данные отражают представления детей о своей внешности, о теле и о том, что детям в себе нравится. Большинство детей всех групп - как мальчиков, так и девочек -чаще всего говорили о своей красоте и каких-то ее компонентах, что отражает положительное отношение к своему внешнему облику и отдельным частям тела. Однако девочки чаще мальчиков обращают внимание на свою внешнюю привлекательность (95 % - девочки с НТ телом и 83 % - мальчики с НТ телом, 85 % - девочки с ИМТ и 75 % - мальчики с ИМТ, 85 % - девочки с ДЦП и 60 % - мальчики с ДЦП). Однако нейтральное и негативное отношение к своему внешнему облику чаще представлено в ответах мальчиков (5 % - мальчики с НТ телом, 3 % -девочки с НТ телом, 20 % - мальчики с ИМТ и 10 % - девочки с ИМТ, 20 % - мальчики с ДЦП и 10 % - девочки с ДЦП). В то же время мальчики чаще девочек указывают свои качества и умения как важную составляющую представлений о себе и своем внешнем облике (13 % - мальчики с НТ телом и 2 % - девочки с НТ телом, 5 % - мальчики с ИМТ и 5 % - девочки с ИМТ, 20 % - мальчики с ДЦП и 5 % - девочки с ДЦП). Таким образом, в начале младшего школьного возраста, вне зависимости от особенностей тела, представления о своем внешнем облике,

у девочек больше сконцентрированы на их внешней привлекательности в целом или на привлекательности отдельных частей тела, в то время как мальчики реже используют понятие «красивый», чаще называя свою внешность и тело «нормальными», акцентируя внимание на своих качествах и умениях. Однако для большинства как девочек, так и мальчиков в этом возрасте характерны представления о своем внешнем облике как о привлекательном. Показатели различий когнитивного компонента образа телесного «Я» между мальчиками и девочками 6-7 лет находятся в зоне незначимости при фкр = 1,64 при р < 0,05.

Результаты контент-анализа представлений о своем внешнем облике у детей, находящихся в конце младшего школьного возраста, представлены на рисунке 2.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

м (НТ) ж (НТ) м (ИМТ) ж (ИМТ) м (ДЦП) ж (ДЦП)

I Красота о Нейтральное отношение ■ Негативное отношение ■ Качества, умения

Рис. 2. Представления о своем внешнем облике у детей 9-10 лет (%)

Полученные результаты существенно отличаются от результатов младших школьников 6-7 лет. У детей 9-10 лет наблюдается дифференциация представлений о собственном внешнем облике, их описания своей внешности и тела более подробные, дети чаще используют нейтральные высказывания в отношении своего внешнего облика, например: «мое тело бежевое», «тело чистое», «обычная внешность», «нейтральная внешность», «внешность ничем не отличается от других» и др. Девочки чаще мальчиков указывают на привлекательность своего внешнего облика (64 % - девочки с НТ телом и 49 % - мальчики с НТ телом, 50 % - девочки с ИМТ и 35 % - мальчики с ИМТ, 70 % - девочки с ДЦП и 40 % - мальчики с ДЦП). Но в то же время девочки чаще мальчиков высказывают негативное отношение к своему внешнему облику, в частности, это касается девочек, имеющих ИМТ и девочек с ДЦП. Они чаще мальчиков высказывают неудовлетворенность своим телом: девочки с ИМТ - животом, а девочки с ДЦП - руками и ногами. Показатели негативного отношения к своему внешнему облику у девочек с НТ телом - 7 %, у мальчиков с НТ телом - 3 %, у девочек с ИМТ - 35 %, у мальчиков с ИМТ - 25 %, у девочек с ДЦП - 15 %, у мальчиков с ДЦП - 10 %. Однако мальчики чаще высказывают нейтральное отношение к своей внешности (29 % - мальчики с НТ телом и 22 % - девочки с НТ телом, 30 % - мальчики с ИМТ и 10 % - девочки с ИМТ, 15 % - девочки с ДЦП и 15 % - мальчики с ДЦП). Мальчики чаще выделяют умения и качества своего характера (в том числе имеющие отношения к телу «сила», «быстрота»), особенно это касается мальчиков с ДЦП (35 %), которые указывают на умения «писать», «решать задачи математические», «считать» и т. д. Возможно, для формирования этих умений у детей с ДЦП было потрачено много ресурсов, поэтому дети придают такое значение своим умениям. Показатели различий когнитивного компонента образа телесного «Я» между мальчиками и девочками 9-10 лет находятся в зоне незначимости при фкр = 1,64 при р < 0,05.

Таким образом, в конце младшего школьного возраста наблюдаются существенные различия в когнитивном компоненте образа телесного «Я» у мальчиков и девочек. Для дево-

чек оказывается значимым их внешняя привлекательность, и они замечают свои телесные изъяны, которые, по их мнению, не соответствуют общепринятому эталону красоты. Для мальчиков важнее личностные качества и умения, которые вписываются в их образ телесного «Я», а также нейтральное отношение к своему внешнему облику.

Результаты контент-анализа желаемого образа телесного «Я» у детей, находящихся в начале младшего школьного возраста, представлены на рисунке 3. Для описания результатов были выбраны основные категории: «не хотят менять» - высказывания детей о том, что они хотели бы оставить свою внешность без изменений, «красивее» - желания детей стать более привлекательными, «изменить тело» - желание детей изменить какие-то части своего тела, «идентификация» - желание детей быть похожими на значимого человека или какого-то героя, «качества, умения» - высказывания детей, связанные с желанием изменить не какие-то внешние показатели, а свои личностные качества и приобрести какие-либо навыки.

м(НТ) ж (НТ) м(ИМТ) ж(ИМТ) м (ДЦП) ж (ДЦП)

I Не хотят менять ^Красивее ■ Изменить тело ■ Идентификация Качества, умения Рис. 3. Желаемый образ телесного «Я» у детей 6-7 лет (%)

В начале младшего школьного возраста мальчики с НТ телом чаще, чем девочки, указывают желаемые качества и умения (27 % - мальчики и 10 % - девочки), в то время как девочки чаще мальчиков хотели быть еще красивее (девочки - 32 и мальчики 28 %) и хотели бы быть похожи на кого-то, например, на «кошку», «принцессу», «маму» (девочки - 34 % и мальчики -26 %). Показатели детей 6-7 лет с избыточной массой тела несколько отличаются. Девочки с избыточной массой тела чаще мальчиков отмечают желание быть красивыми (девочки - 35 %, а мальчики - 25 %). Высказывания о желании изменить свое тело составляют 15 % как у мальчиков, так и у девочек, что более чем в 2 раза выше показателя мальчиков и девочек с НТ телом. Показатели желаемого образа телесного «Я» у детей с ДЦП существенно отличаются от показателей детей двух других групп. Большинство детей с ДЦП (60 % девочек и 50 % мальчиков) хотели бы изменить свое тело, в том числе изменить «руки», «ноги», «не быть инвалидом, хорошее тело», то есть изменить дефектные части тела, которые не только внешне отличаются от стандартов красоты, но и не могут полноценно функционировать. Кроме того, 15 % мальчиков высказали желание приобрести качества и умения, которые касаются в первую очередь умения ходить. Различия ответов девочек и мальчиков также наблюдаются в том, что в 2 раза больше мальчиков не желают ничего менять в своем внешнем облике (20 % мальчиков и 10 % девочек) и в 2 раза больше девочек хотели бы стать красивее (20 % девочек и 10 % мальчиков). Показатели различий желаемого образа телесного «Я» между мальчиками и девочками 6-7 лет находятся в зоне незначимости при фкр = 1,64 при ф < 0,05.

Таким образом, в начале младшего школьного возраста прослеживается незначительная разница между желаемым образом мальчиков и девочек: мальчики в равной степени хо-

тели бы стать красивее, быть похожими на кого-то, кто обладает определенными умениями, и развить необходимые собственные качества и умения, в то время как основный компонент желаемого образа телесного «Я» у девочек заключается в красоте своего тела и идентификации с героями или людьми, которые им симпатичны по внешним критериям. Однако наибольшие различия наблюдаются между детьми с НТ телом, детьми с ИМТ и детьми с ДЦП, выражающиеся в желании изменить свое тело. Таким образом, наличие искаженных частей тела уже в начале младшего школьного возраста вызывает желание их изменить, в особенности у детей с ДЦП.

Результаты контент-анализа желаемого образа телесного «Я» у детей, находящихся в конце младшего школьного возраста, представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Желаемый образ телесного «Я» у детей 9-10 лет (%)

В конце младшего школьного возраста наблюдается тенденция увеличения числа высказываний о желании изменить собственное тело или какие-то его части. Сравнение желаемого образа телесного «Я» мальчиков и девочек с НТ, а также имеющих ИМТ, демонстрирует следующие различия: у мальчиков преобладает нежелание изменять что-либо в своей внешности (46 % мальчиков с НТ и 34 % девочек с НТ телом, 15 % мальчиков с ИМТ и 10 % девочек с ИМТ) и желаемые качества и умения (18 % мальчиков с НТ телом и 4 % девочек с НТ телом, 20 % мальчиков с ИМТ и 5 % девочек с ИМТ), в то время как у девочек преобладает желание изменить свое тело (32 % девочек с НТ телом и 18 % мальчиков с НТ телом, 60 % девочек с ИМТ и 45 % мальчиков с ИМТ), а также идентификация (12 % девочек с НТ телом и 3 % мальчиков с НТ телом , 15 % девочек с ИМТ и 10 % мальчиков с ИМТ). Существенным отличием желаемого образа телесного «Я» девочек и мальчиков 9-10 лет с ДЦП является тот факт, что 85 % девочек хотят стать внешне более привлекательными и изменить свои искаженные части тела, которые мешают их привлекательности, в то время как только 70 % мальчиков хотят стать внешне привлекательными и изменить искаженные части тела. При этом 15 % мальчиков готовы оставаться собой, не привнося никаких изменений в свой внешний облик, и 10 % мальчиков хотели бы изменить свои личностные качества и умения. Сравнение желаемого образа девочек и мальчиков с НТ телом и их сверстников, имеющих измененное тело, показало, что наличие измененных частей тела связано с желанием изменить свое тело. Показатели различий желаемого образа телесного «Я» между мальчиками и девочкам9-10 лет находятся в зоне незначимости при фкр = 1,64 при р < 0,05.

Таким образом, аффективный компонент образа телесного «Я» связан с внешней привлекательностью, и к концу младшего школьного возраста он становится более дифференцированным. Дети, имеющие дефектные части тела, могут давать им низкие оценки, но в то же

время высоко оценивать другие компоненты внешнего облика, которые не связаны с особенностями их тела. Поведенческий компонент образа телесного «Я» отражается в желании изменить свое тело и отдельные его части. В первую очередь это наблюдается у детей, имеющих измененное тело, в частности у детей с ДЦП. В то же время более 1/3 детей с НТ телом не хотели бы ничего в себе изменять.

Полученные в ходе исследования результаты сходны с результатами исследования В. Л. Ситникова [16], который изучал значимость внешности сверстников для младших школьников и подростков, и подтверждают наличие половых различий образов телесного «Я».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистический анализ полученных данных об особенностях образа телесного «Я» у мальчиков и у девочек показал, что значимых различий в количественных показателях нет, кроме показателей самооценки детей 9-10 лет с НТ телом по шкале «прическа» и детей 9-10 лет с ДЦП по шкале «мода». То есть различия между мальчиками и девочками находятся на уровне тенденции, что дает основание считать, что в восприятии и оценке своего тела у детей преобладают общевозрастные особенности, которые отражаются в динамике содержания образа телесного «Я» от начала к концу младшего школьного возраста. Таким образом, возрастные особенности образа телесного «Я» в младшем школьном возрасте как бы перекрывают половые различия.

Заключение. На протяжении младшего школьного возраста происходит изменение когнитивного компонента образа телесного «Я», выражающегося в изменении и дифференциации представлений о собственном теле; аффективного компонента, отражающего динамику снижения самооценки и дифференциацию самооценки различных компонентов образа телесного «Я»; а также поведенческого компонента образа телесного «Я», выражающегося в растущем желании изменить свое тело и его части. Наблюдается динамика снижения удовлетворенностью своим телом, причем у мальчиков степень удовлетворенности выше, чем у девочек. Для девочек в большей степени характерно недовольство какими-то компонентами внешнего облика, но в то же время они придают внешнему облику большее значение, чем мальчики. Мальчики в свою очередь чаще высказывают нейтральное отношение к своей внешности и обращают внимание в большей степени на свое тело, стремясь сделать его более мускулистым. Если для девочек ключевым компонентом внешнего облика является их внешняя привлекательность и желание изменить те части тела, которые не соответствуют их представлениям о красоте, то для мальчиков одним из ключевых компонентов внешнего облика являются их личностные качества и умения, которые отражают физические возможности тела (сила, быстрота, гибкость и др.). Таким образом, новизна исследования заключается в том, что впервые были получены данные о половых особенностях образа телесного «Я» и его развития на протяжении младшего школьного возраста, в том числе у детей с различными вариантами тела и телесных особенностей.

Список литературы

1. Бендас Т. В. Гендерная психология : учебное пособие. СПб. : Питер, 2006. 431 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. С. 231.

3. Валитова И. Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте : дис. ... канд. психол. наук / И. Е. Валитова. М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. 201 с.

4. Варлашина Е. А., Буланбаева М. М. Гендерные особенности образа физического «Я» // Психология личности. Вестник Омского ун-та. 2012. Серия: Психология. № 2. С. 4-12.

5. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Изд. 2-е, перераб. и доп. Л. : Медицина, 1988. 160 с.

6. Каминская Н. А. Исследования отчуждения физического «Я» // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 2. С. 8-28.

7. Кон И. С. Открытие «Я». М. : Политиздат, 1978. 367 с.

8. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. М. : Феникс, 2001. 208 с.

9. Кочкина Л. В. Становление физического Я в дошкольном возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. Москва, 2007. С. 6-8.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность и современная психология. М. : Политиздат, 1975. 432 с.

11. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). 5-е изд., испр. и доп. М., 2017. 1088 с.

12. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик : сб. науч. тр. / под общ. ред. И. В. Дубровина. М. : АПН СССР, 1988. 166 с.

13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. : Питер, 2011. 816 с.

14. Рамси Н. Психология внешности / пер. с англ. СПб. : Питер, 2009. 256 с.

15. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 39-47.

16. Сахарова В. Г. Диагностика отношения к телу. СПб. : Речь, 2011. 112 с.

17. Ситников В. Л. Подросток глазами взрослых // Психология подростка. Полное руководство. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 343 с.

18. Стреленко А. А. Социально-перцептивные образы подростков и взрослых, переживших сексуальное насилие : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. СПб, 2004. 194 с.

19. Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / пер. с нем. Г. В. Барашниковой, под ред. Е. Е. Соколовой, Т. В. Родионовой. М. : Азбука-Аттикус, 2011. 480 с.

Features of the image of the body "I" in boys and girls primary school age

V. A. Chemerevskaya

master of psychology, postgraduate student of the Department of psychology, Brest State University n. a. A. S. Pushkin. Belarus, Brest. E-mail: viktoriya_2209@mail.ru

Abstract. The article discusses the sexual characteristics of the image of the bodily "I" in children at the beginning and end of primary school age. The relevance of the study lies in the fact that primary school age precedes adolescence, which is characterized by the manifestation of gender characteristics and the development of gender identity, which explains the increased importance of bodily features in the processes of self-perception and self-attitude. In psychology, there is a lack of research on the processes of self-awareness, including sexual characteristics of the image of the bodily "I" in younger schoolchildren, as well as their development during the age period preceding adolescence. The problem is that there are differences between the images of the bodily "I" in girls and boys at different stages of primary school age. The purpose of the study is to identify the sexual characteristics of the image of the bodily "I" of primary school children with different body variants and body features.

The following methods were used: the projective method "The Color-a-Person Test" (CAPT) (non - verbal method of "Color-indicating dissatisfaction with one's own body"), developed by O. Wooley and S. Roll, a modified method for studying self-esteem by T. Dembo - S. Ya. Rubinstein, as well as the projective modified method "Unfinished sentences", aimed at identifying children's ideas about their body image.

The results of the study reflect the dynamics of gender differences in the features of the bodily "I" image during primary school age, as well as differences in the cognitive, emotional and behavioral components of the bodily "I" image in boys and girls with different body variants. Conclusions: differences in the image of the bodily "I" in boys and girls are at the level of the trend, since in primary school age, age-related differences in the image of the bodily "I" are more prevalent. In the first place in importance for girls - external attractiveness and the desire to change parts of the body that do not meet the standards of beauty, and boys - personal qualities and skills, the latter have a more neutral attitude to their own appearance.

The results obtained can contribute to such branches of psychology as developmental psychology and personality psychology; they can also be applied in the work of practical psychologists working with younger students with different body options, as well as with their parents.

Keywords: bodily "I" image, norm-typical body, overweight, cerebral palsy (CP), sex characteristics, primary school age.

References

1. Bendas T. V. Gendernaya psihologiya : uchebnoe posobie [Gender psychology : textbook]. SPb. Piter. 2006. 431 p.

2. Burns R. Razvitie Ya-koncepcii i vospitanie [Development of the Self-concept and education]. M. Progress. 1986. P. 231.

3. Valitova I. E. Psihologicheskie osobennosti osoznaniya sebya vo vremeni v doshkol'nom i mladshem shkol'nom vozraste: dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological features of self-awareness in time in preschool and primary school age : dis. ... PhD of Psychological Sciences] / I. E. Valitova. M. MSPI n. a. V. I. Lenin. 1990. 201 p.

4. Varlashina E. A., Bulanbaeva M. M. Gendernye osobennosti obraza fizicheskogo "Ya" [Gender features of the image of the physical "I"] // Psihologiya lichnosti. Vestnik Omskogo un-ta - Personality psychology. Herald of the Omsk University. 2012. Series: Psychology, No. 2, Pp. 4-12.

5. Isaev D. N., Kagan V. E. Polovoe vospitanie detej: Mediko-psihologicheskie aspekty. Izd. 2-e, pererab. i dop. [Sexual education of children: Medical and psychological aspects. 2nd pulb., transl. and add.] L. Medicina. 1988. 160 p.

6. Kaminskaya N. A. Issledovaniya otchuzhdeniya fizicheskogo "Ya" [Research of alienation of the physical "I"] // Consultative psychology and psychotherapy. 2016. Vol. 24. No. 2. Pp. 8-28.

7. Kon I. S. Otkrytie "Ya" [Discovery of "I"]. M. Politizdat. 1978. 367 p.

8. Kon I. S. Podrostkovaya seksual'nost' na poroge XXI veka [Teenage sexuality on the threshold of the XXI century]. M. Phenix. 2001. 208 p.

9. Kochkina L. V. Stanovlenie fizicheskogo Ya v doshkol'nom vozraste : dis.... kand. psihol. nauk : 19.00.13 [Formation of the bodily "I" in preschool age : dis. ... PhD of Psychological Sciences : 19.00.13]. M. 2007. Pp. 6-8.

10. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' i sovremennaya psihologiya [Activity. Consciousness. Personality and modern psychology]. M. Politizdat. 1975. 432 p.

11. Muhina V. S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'ternativnyj vzglyad. Sistemnyj podhod. Innovacionnye aspek-ty). 5-e izd., ispr. i dop. [Personality: Myths and Reality (Alternative view. System approach. Innovative aspect). 5th ed., corr. and add.] M. 2017. 1088 p.

12. Primenenie metodov pryamogo ocenivaniya v rabote shkol'nogo psihologa - Application of direct assessment methods in the work of a school psychologist // Nauchno-metodicheskie osnovy ispol'zovaniya v shkol'noj psihologicheskoj sluzhbe konkretnyh psihodiagnosticheskih metodik : sb. nauch. tr. - Scientific and methodological foundations of the use of specific psychodiagnostic methods in the school psychological service : coll. of scient. works / under the general ed. of I. V. Dubrovin. M. APN of the USSR. 1988. 166 p.

13. Rice F. Psihologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and youth]. SPb. Piter. 2011. 816 p.

14. Ramsey N. Psihologiya vneshnosti [Psychology of appearance] / transl. from English. SPb. Piter. 2009. 256 p.

15. Romanov I. V. Osobennosti polovoj identichnosti podrostkov [Features of sexual identity of teenagers] // Vo-prosy psihologii - Question of psychology. 1997. No. 4. Pp. 39-47.

16. Saharova V. G. Diagnostika otnosheniya k telu [Diagnostics of attitude to the body]. SPb. Rech'. 2011. 112 p.

17. Sitnikov V. L. Podrostok glazami vzroslyh [Teenager through the eyes of adults] // Psihologiya po-drostka. Polnoe rukovodstvo - Psychology of a teenager. Complete guide. SPb. Prime-EUROZNAK. 2003. 343 p.

18. Strelenko A. A. Social'no-perceptivnye obrazy podrostkov i vzroslyh, perezhivshih seksual'noe nasilie : dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.13 [Socio-perceptual images of adolescents and adults who have experienced sexual violence : dis. ... PhD of Psychological Sciences : 19.00.13]. SPb. 2004. 194 p.

19. Freud Z. Vvedenie v psihoanaliz : lekcii [Introduction to psychoanalysis : lectures] / transl. from German by G. V. Barashnikova, ed. by E. E. Sokolova, T. V. Rodionova. M. Azbuka-Attikus. 2011. 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.