качества. Воздействие гало-эффекта несколько смягчается наличием сходства между взаимодействующими людьми. Как правило, человеку нравятся люди, похожие на него личностными качествами, внешностью, стилем или отношением к жизни [3].
Для достижения согласия имеет значение не только понимание, но и интерпретация полученной информации. Ведь даже если человек все понял, важно, чтобы он ещё и принял, согласился с этим. Как правило, информация, противоречащая опыту человека, уже сформировавшимся социальным установкам и т. д., мешает сотруднику понять даже точно сформулированное менеджером задание. В таком случае информация либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с личным опытом или ценностными ориента-циями.
Эффективная обратная связь позволяет снизить психологический барьер взаимонепонимания, возникающий вследствие того, что менеджер и подчинённый видят проблему с разных точек зрения и в разных масштабах. Для того, чтобы добиться открытости и доверия, менеджеру следует организовать двустороннее общение и играть в нём направляющую роль. При этом необходимо постараться научить подчинённых вникать в проблемы не только своего участка работы, но иногда и всей организации. Для этого менеджер должен уметь подготовить и выдать избыточную информацию.
На основе анализа теории и практики авторы (РМ. Грановская и др.) [3 -5] выделяют следующие причины появления препятствий во взаимопонимании (табл. 2)
При общении с людьми разных характеров и темпераментов особое значение приобретает стиль общения менеджера. Он должен отличаться ясностью, последовательностью и уважительностью к подчинённым. Здесь опасна и излишняя мягкость, и излишняя твёрдость. В целях избегания необходимости прибегать к излишней жёсткости в общении, надо научиться быстро справляться с проявлениями открытой вражды между подчинёнными. Любое промедление приведёт к обострению отношений и расшатает как доверие людей друг к другу, так и собственные позиции менеджера.
Неудачный стиль общения менеджера может проявиться и в манипулировании подчинённым или группой, в склонности не столько разрешать ситуацию, сколько принуждать группу к выгодному соглашению специальными приёмами. Одним из распространенных способов давления является привлечение к принятию решений или выдвижению предложений лиц авторитетных, но практически посторонних и не имеющих в данном вопросе права голоса. Тем самым внимание группы отвлекается от важного обстоятельства — решение должно быть принято только теми, кто имеет на это полномочия и будет нести ответственность за его осуществление.
Резюмируя вышеизложенное, отметим наиболее важные качества современного менеджера:
1. Способность не утомляться от череды новаций и необходимости менять тактику.
2. Умение быстро и без внутреннего протеста воспринимать новые формы, что всегда трудно для интроверта.
Таблица 2
Основные причины появления препятствий во взаимопонимании
Основные причины появления препятствий во взаимопонимании
Возникновение и укоренение в фирме статусных предрассудков и акцентирование различий уровней иерархии, нарушающих нормальные потоки распространения информации Наличие неудовлетворительного фона отношений с отдельными сотрудниками фирмы. Тогда сообщение менеджера может восприниматься неадекватно или даже умышленно искажаться из-за чувства антагонизма Недостатки образования и профессионализма подчинённых, приводящие к неумению чётко выражать свои мысли, что затрудняет обратную связь при изложении целей предполагаемых действий
Перечисленные обстоятельства порождают предубеждение в отношении сообщения.
При организации общения и распределении рабочих заданий полезно также учитывать типовые психологические особенности, определяющие поведение человека. Например, экстраверты предпочитают работу, характеризующуюся новизной, разнообразием, непредсказуемостью. Если работа слишком спокойная, экстраверты нередко ищут дополнительные раздражители.
Библиографический список
3. Умение свободно и адекватно использовать известные приёмы работы (что легче для лиц с большим профессиональным опытом и труднее для молодых).
4. Умение на работе доброжелательно общаться со многими людьми (у сангвиников это получается без проблем, чего нельзя сказать о холериках и флегматиках).
Несоответствие этим требованиям создаёт почву для возникновения конфликтов в коллективе.
1. Большакова Г.И., Тельных Н.В. Социология управления: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2003.
2. Морозова Н.А. Управление коммуникациями в организации. Вестник Воронежского университета. 2013; 2: 173 - 180.
3. Грановская P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. Москва, 2002.
4. Суровцева Е.С. Актуальные проблемы управления организационными коммуникациями. Вестник. Тамбовского ун-та. 2008; 2: 125 - 128.
5. Бражникова Г.Н. Некоторые проблемы коммуникационной составляющей процесса управления в организации. Инновации в науке. 2012; 13-2: 5 - 11.
References
1. Bol'shakova G.I., Tel'nyh N.V. Sociologiya upravleniya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 2003.
2. Morozova N.A. Upravlenie kommunikaciyami v organizacii. Vestnik Voronezhskogo universiteta. 2013; 2: 173 - 180.
3. Granovskaya P.M. Konflikt i tvorchestvo v zerkale psihologii. Moskva, 2002.
4. Surovceva E.S. Aktual'nye problemy upravleniya organizacionnymi kommunikaciyami. Vestnik. Tambovskogo un-ta. 2008; 2: 125 - 128.
5. Brazhnikova G.N. Nekotorye problemy kommunikacionnoj sostavlyayuschej processa upravleniya v organizacii. Innovacii vnauke. 2012; 13-2: 5 - 11.
Статья поступила в редакции 11.11.18
УДК 159.9
Pilishvili T.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Department of Psychology and Pedagogy, RUDN University (Moscow, Russia),
E-mail: meinestadt@yandex.ru
Edimenchenko V.S., MA student, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: v.edimenchenko@gmail.com
FEATURES ABOUT SATISFACTION OF THE BODY AMONG YOUNG WOMEN. The article studies a problem of perception of images in the process of building self-esteem in young women. The purpose of the empirical study, which was attended by 100 people, is aimed at revealing the relationship between I, self-confidence and individual components of self-concept at the age of 18-25. As a result of the research it was discovered that the self-esteem of young women is closely associated with their understanding about their own body, with the pursuit of thinness, with the level of dissatisfaction with their body attractiveness and physical abilities. At the same time, high satisfaction with one's own body forms the strongest connections with scales that characterize relationships with your peers and the opposite sex and significantly associate with the level of general satisfaction with women's self-esteem and adaptation in society.
Key words: body image, self-esteem, self-conception, dissatisfaction with body, physical appearance.
Т.С. Пилишеили, канд. психол. наук, доц. каф. психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, г. Москва,
E-mail: meinestadt@yandex.ru
В.С. Едименченко, магистр, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: v.edimenchenko@gmail.com
ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СВОИМ ТЕЛОМ У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН
Данная статья посвящена изучению проблемы восприятия своего образа в процессе формирования самооценки у молодых женщин. Целью эмпирического исследования, в котором приняло участие 100 человек, являлось выявление взаимосвязи между образом Я, общей самооценкой и отдельными компонентами Я-концепции в возрасте от 18-25 лет В результате исследования было обнаружено, что Самооценка женщин связана с их представлением о собственном теле, со стремлением к худобе, с уровнем неудовлетворённости своим телом, привлекательностью и физическими способностями. В то же время, высокая удовлетворённость образом собственного тела у молодых женщин образует наиболее сильные взаимосвязи со шкалами, характеризующими отношения со сверстниками своего и противоположного пола, значимо связана с высокими показателями общей удовлетворённости собой, самооценки и уровня адаптированности в социуме.
Ключевые слова: Образ тела, самооценка, Я - концепция, неудовлетворённость телом, физический облик.
На текущий момент среди факторов, влияющих на формирование отношения к своему телу, физическому Я, чаще всего выделяют: различные культурные стереотипы, общественные нормы, героев произведений искусства и литературы, средства массовой информации, семейные отношения и других значимых для человека людей. Несмотря на это, в отечественной литературе недостаточно исследований по изучению особенности удовлетворённости своим телом у молодых женщин, формирование отношения к своему физическому Я.
Период ранней взрослости именуют «молодостью». Возрастные границы - 18-25 лет. Данный период характеризуется завершением основной фазы биологического развития и сопровождается замедлением роста. Как отмечает Б.П Ананьев, пик психических, интеллектуальных и психофизиологических функций приходится на период от 19 до 20 лет, когда наблюдается повышение уровня внимания, психомоторных характеристик, достигает вершин развития мышление, а также наблюдается пик динамичности тормозных и возбудительных процессов [1]. Данный возрастной период можно рассматривать как пик общесоматического развития, а также периодом развития всех видов чувствительности.
Специфические особенности данного возрастного периода следующие:
1. Достигается оптимума цветовой чувствительности, сенсомоторных реакций [2]);
2. В данном возрасте происходит общесоматическое развития, а также достигает оптимума половое и физическое созревание.
3. В данном возрасте активно формируются вербальные и интеллектуальные функции [1].
Молодая девочка и будущая девушка в раннем возрасте формирует своё внешнее представление о себе, определяет внутреннее отношение к своему телу, к своему «Я». В первую очередь, девушкам свойственно определять привлекательность для других лиц, а на втором плане - это умственные и индивидуальные особенности. Внешний вид для общества является практически основным акцентом для реализации целей для современной молодёжи.
Отношение к собственному физическому «Я» - это психологический параметр, он зачастую проявляется в юности. Плавная задача этого периода состоит в том, чтоб собрать воедино знания о себе и интерпретировать образы себя в личную идентичность.
Недостаточный уровень проработанности вопросов соотношения физического образа «Я» и их представлений о красоте обуславливают актуальность обращения к теме «Особенности удовлетворённости своим телом у молодых женщин».
Методики и выборка исследования. Субъектами исследования стало 60 молодых красивых женщин, в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих примерно одинаковый социальный статус, состоящих в официальном браке, трудоустроенных и не имеющих детей. Применялись следующие конкретные методики исследования:
- шкала удовлетворённости собственным телом (О.А. Скугаревский);
- опросник «Стратегии самопредъявления»;
- методика исследования самоотношения (С.Р Пантилеев);
- тест «Индекс жизненной удовлетворённости» (адаптация Н.В. Паниной).
Анализ результатов исследования осуществлялся с использованием
средств математической статистики - нами был использован статистический критерий Стьюдента для несвязанных выборок, а также корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Статистический анализ осуществлялся в специализированном программном пакете Statistica 10.0.
Обсуждение результатов исследования.
В ходе исследования определено, что низкий уровень удовлетворённости собственным телом имеют 3% испытуемых, пониженный уровень удовлетворённости своим телом - 9% испытуемых, средний уровень удовлетворённости своим телом - 83% испытуемых. Повышенный уровень удовлетворённости собственным телом имеют 5% испытуемых. В целом, можно говорить о том, что большинство женщин, которые приняли участие в исследовании, характеризуются средним уровнем удовлетворённости, то есть можно говорить о преимущественно нейтральном отношении к своему телу и физическому образу «Я» в исследуемой выборке.
Наиболее положительными оценками в среднем по выборке в образе «Я» у женщин характеризуются грудь (3,4), кожа (3,32), зубы (3,32), а также ступня (3,22). Наименьшие оценки получают кисть (2,78), а также нос и колени (2,8).
Охарактеризуем результаты методики «Тест жизненной удовлетворённости». По шкале интереса к жизни у 52% испытуемых выявлены низкие показате-
ли, у 48% испытуемых - высокие показатели, что говорит об энтузиазме, увлечённом отношении к обычной повседневной жизни.
По шкале последовательности в достижении целей у 40% испытуемых выявлены низкие показатели, что отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, принятие того, что приносит жизнь, у 60% испытуемых выявлены высокие показатели, что говорит о решительности, стойкости, направленных на достижение цели.
По шкале согласованности между поставленными и достигнутыми целями у 47% испытуемых выявлены низкие показатели, у 53% испытуемых - высокие показатели, что говорит об убеждённости испытуемых в способности достичь тех целей, которые они считают для себя важными.
По шкале положительной оценки себя и своих ресурсов у 48% испытуемых выявлены низкие показатели, у 52% испытуемых - высокие показатели, что говорит о высокой самооценке.
По шкале общего фона настроения у 40% испытуемых выявлены низкие показатели, у 60% испытуемых - высокие показатели, что говорит о высоком уровне оптимизма и удовольствия от жизни.
Индекс жизненной удовлетворённости средний у 40% испытуемых, низкий - у 58% испытуемых, высокий - у 2% испытуемых.
Проанализируем взаимосвязь между удовлетворённостью своим телом и показателями самоотношения. Для этого проведём корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Значимая прямая корреляция выявлена между удовлетворённостью своим телом и самоуверенностью (г5 = 0,255 при р=0,049). Полученная взаимосвязь означает, что чем выше удовлетворённость своим телом, тем выше самоуверенность. Значимая прямая корреляция выявлена между удовлетворённостью своим телом и самоценностью (г5 = 0,333 при р=0,009). Полученная взаимосвязь означает, что чем выше удовлетворённость своим телом, тем выше самоценность. Значимая прямая корреляция выявлена между удовлетворённостью своим телом и самопринятием (г5=0,495 при р=0,000). Полученная взаимосвязь означает, что чем выше удовлетворённость своим телом, тем выше самопринятие. Значимая обратная корреляция выявлена между удовлетворённостью своим телом и конфликтностью (г5= -0,520 при р=0,000). Полученная взаимосвязь означает, что чем выше удовлетворённость своим телом, тем ниже внутренняя конфликтность, и наоборот. Значимая обратная корреляция выявлена между удовлетворённостью своим телом и самообвинением (г5 = -0,370 при р=0,004). Полученная взаимосвязь означает, что чем выше удовлетворённость своим телом, тем ниже самообвинение, и наоборот.
Проанализируем взаимосвязь между удовлетворённостью своим телом и стратегиями самопредъявления. Значимая прямая корреляция выявлена между удовлетворённостью своим телом и самопродвижением (г5 = 0,541 при р=0,000). Полученная взаимосвязь означает, что чем выше удовлетворённость своим телом, тем более выражена стратегия самопродвижения.
Значимая обратная корреляция выявлена между удовлетворённостью своим телом и демонстрацией слабости (г5 = -0,445 при р=0,000). Полученная взаимосвязь означает, что чем выше удовлетворённость своим телом, тем менее выражена стратегия демонстрации слабости, и наоборот.
Значимая прямая корреляция выявлена между удовлетворённостью своим телом и вариативностью поведения (г5 = 0,575 при р=0,000). Полученная взаимосвязь означает, что чем выше удовлетворённость своим телом, тем более выражена стратегия вариативности поведения.
Проанализируем взаимосвязь между удовлетворённостью своим телом и удовлетворённостью жизнью.
Значимая прямая корреляция выявлена между удовлетворённостью своим телом и положительной оценкой себя и своих поступков (г5 = 0,382 при р=0,003). Полученная взаимосвязь означает, что чем выше удовлетворённость своим телом, тем более выражена положительная оценка себя и своих поступков.
Значимая прямая корреляция выявлена между удовлетворённостью своим телом и общим фоном настроения (г5 = 0,465 при р=0,000). Полученная взаимосвязь означает, что чем выше удовлетворённость своим телом, тем выше общий фон настроения.
Значимая прямая корреляция выявлена между удовлетворённостью своим телом и удовлетворённостью жизнью (г5 = 0,403 при р=0,001). Полученная взаимосвязь означает, что чем выше удовлетворённость своим телом, тем выше удовлетворённость жизнью.
Выводы исследования. С теоретической точки зрения рассмотрены удовлетворённость своим телом как психологическом феномен. Взаимосвязь между особенностями телесного сознания, а также представлениями человека относительно образа собственного физического «Я» устанавливалась в работах исследователей-психотерапевтов [3, с. 20], а также в рамках телесно-ориентированной терапии [4]. В работах учёных была выделена наиболее значимая роль представлений относительно схемы тела, о её функциях в развитии физического образа «Я». Так, О.Н. Молчанова отмечает наличие связи между физическим образом «Я» и самооценкой человека. Отмечается, что степень принятия своего физического образа «Я» оказывает непосредственное влияние на самооценку личности подростков [5]. В.Н. Никитин говорит о том, что характер поведения человека может оказывать влияние на механизмы компенсации реальной или воображаемой ущербности тела [4].
В ходе эмпирического исследования было определено следующее:
В результате проведенного эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы:
Библиографический список
1. Удовлетворённость своим телом взаимосвязана с самоуверенностью, самоценностью и самопринятием - чем выше удовлетворённость телом, тем выше самоуверенность, самоценность и самопринятие.
2. Удовлетворённость своим телом взаимосвязана с такими стратегиями самопредъявления, как самопродвижение и вариативность - чем выше удовлетворённость своим телом, тем более выражены стратегии самопродвижения и вариативности.
3. Удовлетворённость своим телом и положительной оценкой своих поступков, общим фоном настроения и удовлетворённостью жизнью - чем выше удовлетворённость своим телом, тем выше положительная оценка своих поступков, общий фон настроения и удовлетворённость жизнью.
4. Неудовлетворённость своим телом связана с внутренней конфликтностью, самообвинением и демонстрацией слабости - чем более выражена неудовлетворённость своим телом, тем выше внутренняя конфликтность, самообвинение и чаще используется стратегия самопредъявления, демонстрации слабости.
Цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась.
1. Ананьев Б.Г Избранные труды по психологии: в 2 томах. Издательство: Санкт-Петербургского университета, 2007; 1.
2. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1990.
3. Кречмер Э. Строение тела и характер. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.
4. Никитин В.Н. Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд. Москва: Когито-Центр, 2006.
5. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Москва: Флинта: Наука, 2010.
References
1. Anan'ev B.G. Izbrannye trudy po psihologii: v 2 tomah. Izdatel'stvo: Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2007; 1.
2. Rybalko E.F. Vozrastnaya idifferencial'naya psihologiya: uchebnoe posobie. Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1990.
3. Krechmer 'E. Stroenie tela iharakter. Moskva: 'EKSMO-Press, 2000.
4. Nikitin V.N. Ontologiya telesnosti: Smysly, paradoksy, absurd. Moskva: Kogito-Centr, 2006.
5. Molchanova O.N. Samoocenka: Teoreticheskieproblemy i 'empiricheskie issledovaniya. Moskva: Flinta: Nauka, 2010.
Статья поступила в редакцию 08.11.18
УДК 3016.662
Popova S.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: smolikpopov@list.ru
Pronina E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletov (Vladimir, Russia),
E-mail: pronina.ev@gmail.com
EXPERTISE OF YOUTH PROJECTS IN RUSSIA: PROBLEM STATEMENT. The article is dedicated to an analysis of the expert evaluation of youth projects existing in Russia. The system of grant support for youth projects exists relatively recently, and therefore the practice of examining the viability of projects is quite young. The authors give an overview of expert activities and their functions, discuss principles for the selection of experts, give an example of existing criteria for evaluating youth projects of a social orientation, developed by the Federal Agency for Youth Affairs of the Russian Federation. Youth initiatives and their grant support proves the importance of systematic work with young people, helps substantiate a comprehensive approach in educating a young person, professional development of the personality, and social activity of the younger generation.
Key words: state youth policy (GMP), youth initiative, project, social design, expertise, expert, expert work.
С.Ю. Попова, канд. психол. наук, доц., Московский государственный педагогический университет, г. Москва,
E-mail: smolikpopov@list.ru
Е.В. Пронина, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,
E-mail: pronina.ev@gmail.com
ЭКСПЕРТИЗА МОЛОДЁЖНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Статья посвящена анализу существующей в России экспертной оценке молодёжных проектов. Система грантовой поддержки молодёжных проектов существует сравнительно недавно, поэтому и практика экспертизы жизнеспособности проектов достаточно молода. Авторы дают обзор экспертной деятельности и её функций, рассуждают о принципах отбора экспертов, приводят пример существующих критериев оценки молодёжных проектов социальной направленности, разработанных Федеральным агентством по делам молодёжи РФ.
Молодёжные инициативы и их грантовая поддержка доказывает важность системной работы с молодёжью, помогает обосновать комплексный подход в воспитании молодого человека, профессиональное развитие личности, социальную активность подрастающего поколения.
Ключевые слова: государственная молодёжная политика (ГМП), молодёжная инициатива, проект, социальное проектирование, экспертиза, эксперт, экспертная работа.
В условиях динамичного развития общества, активного включения молодёжи в модернизационные процессы, актуальным является вопрос научного осмысления системной работы с молодёжью, осуществляемое государством. Формируются актуальные направления молодёжной политики, складывающиеся в приоритеты работы государства с молодёжью, развивается нормативно-правовая база ГМП, продолжается работа над структурой исполнительных органов власти, реализующих молодёжную политику.
В связи с этим в Российской Федерации в 2014 году был разработан документ «Основы государственной молодёжной политики России до 2025 года»,
который определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодёжной политики» [1].
В этом документе государственная молодёжная политика определена как «направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспита-