Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / АСПИРАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИДЕОУРОКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / МЕТА-АНАЛИЗ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЦЕЛИ / COGNITIVE PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / METHODOLOGY / GRADUATE STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL THINKING / VIDEO TUTORIALS / PROFESSIONAL ETHICS / META-ANALYSIS / TRAINING PROGRAMS / DISCIPLINARY GOALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречихин Сергей Сергеевич

Когнитивная психология имеет особое место в современном образовании. Обучение педагогов является особенным с точки зрения мышления и рассуждения, а так же привития особых черт, присущих педагогам. Цель настоящего исследования - анализ педагогического мышления в практическом образовательном процессе. В ходе исследования был проведен социологический опрос до и после начала видеоуроков для контроля проведено тестирование. После того, как данные были идентифицированы, мы использовали планы занятий, данные тестирования и практических навыков, чтобы завершить каждый этап соответствующими данными из других источников. В результате большинство начинающих педагогов не используют рассуждения в роли педагогического мышления, отсутствие «видимого поведения» обучения. Эти цели стали начальными в практике принятия специальных педагогических решений. Выявление конструктивных решений в значительной степени стало опосредованным, мета-анализ выявил практические данные, которые при использовании в различных комбинациях поддерживали аспирантов в работе по выявлению дилемм, использования навыков, связанных с дисциплинарными целями и профессиональной этикой, чтобы учесть альтернативы и принятие обоснованных учебных решений. Полученные данные в ходе исследования свидетельствуют о необходимости внедрения педагогического мышления в практическом образовательном процессе с целью принятие учебных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE ROLE OF PEDAGOGICAL THINKING IN THE PRACTICAL EDUCATIONAL PROCESS

Cognitive psychology has a special place in modern education. Teacher training is special in terms of thinking and reasoning, as well as instilling special features inherent to teachers. The purpose of this research is to analyze pedagogical thinking in the practical educational process. In the course of the study, a sociological survey was conducted before and after the start of the video lessons. Once the data was identified, we used lesson plans, test data, and practical skills to complete each stage with relevant data from other sources. As a result, most novice teachers do not use reasoning as pedagogical thinking, and there is no "visible behavior" of learning. These goals became the initial ones in the practice of making special pedagogical decisions. The identification of constructive solutions was largely mediated, meta-analysis revealed practical data that, when used in various combinations, supported graduate students in identifying dilemmas, using skills related to disciplinary goals and professional ethics to consider alternatives and make informed educational decisions. The data obtained in the course of the study indicate the need to introduce pedagogical thinking in the practical educational process in order to make educational decisions.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

педагогические науки

Гречихин Сергей Сергеевич ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...

УДК 373.1.02

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0013

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2020

SPIN: 4815-1720

AuthorlD: 1063632

Гречихин Сергей Сергеевич, ассистент кафедры «Терапевтической стоматологии» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: grechikhin2020@bk.ru)

Аннотация. Когнитивная психология имеет особое место в современном образовании. Обучение педагогов является особенным с точки зрения мышления и рассуждения, а так же привития особых черт, присущих педагогам. Цель настоящего исследования - анализ педагогического мышления в практическом образовательном процессе. В ходе исследования был проведен социологический опрос до и после начала видеоуроков для контроля проведено тестирование. После того, как данные были идентифицированы, мы использовали планы занятий, данные тестирования и практических навыков, чтобы завершить каждый этап соответствующими данными из других источников. В результате большинство начинающих педагогов не используют рассуждения в роли педагогического мышления, отсутствие «видимого поведения» обучения. Эти цели стали начальными в практике принятия специальных педагогических решений. Выявление конструктивных решений в значительной степени стало опосредованным, мета-анализ выявил практические данные, которые при использовании в различных комбинациях поддерживали аспирантов в работе по выявлению дилемм, использования навыков, связанных с дисциплинарными целями и профессиональной этикой, чтобы учесть альтернативы и принятие обоснованных учебных решений. Полученные данные в ходе исследования свидетельствуют о необходимости внедрения педагогического мышления в практическом образовательном процессе с целью принятие учебных решений.

Ключевые слова: когнитивная психология, педагогика, методология, аспиранты, образовательный процесс, педагогическое мышление, видеоуроки, профессиональная этика, мета-анализ, учебные программы, дисциплинарные цели.

STUDYING THE ROLE OF PEDAGOGICAL THINKING IN THE PRACTICAL

EDUCATIONAL PROCESS

© 2020

Grechikhin Sergey Sergeevich, assistant of the «Therapeutic dentistry» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3 e-mail: grechikhin2020@bk.ru)

Abstract. Cognitive psychology has a special place in modern education. Teacher training is special in terms of thinking and reasoning, as well as instilling special features inherent to teachers. The purpose of this research is to analyze pedagogical thinking in the practical educational process. In the course of the study, a sociological survey was conducted before and after the start of the video lessons. Once the data was identified, we used lesson plans, test data, and practical skills to complete each stage with relevant data from other sources. As a result, most novice teachers do not use reasoning as pedagogical thinking, and there is no "visible behavior" of learning. These goals became the initial ones in the practice of making special pedagogical decisions. The identification of constructive solutions was largely mediated, meta-analysis revealed practical data that, when used in various combinations, supported graduate students in identifying dilemmas, using skills related to disciplinary goals and professional ethics to consider alternatives and make informed educational decisions. The data obtained in the course of the study indicate the need to introduce pedagogical thinking in the practical educational process in order to make educational decisions.

Keywords: cognitive psychology, pedagogy, methodology, graduate students, educational process, pedagogical thinking, video tutorials, professional ethics, meta-analysis, training programs, disciplinary goals.

ВВЕДЕНИЕ.

Когнитивная работа, лежащая в основе педагогического обучения, часто называется педагогическим мышлением, как «мышление, лежащее в основе информированной профессиональной практики». Педагогическое мышление, также называемое «учебным мышлением» - это деятельность, посредством которой учителя связывают свои действия с целями, которые их поддерживают. Такие рассуждения всегда находятся в учебном контексте, потому что учебные цели возникают в ответ на конкретные дилеммы, стоящие перед учителями, учащимися, содержания и контекста. Когнитивное мышление - это моменты во взаимодействии учителей, в которых они описывают проблемы или поднимают вопросы о преподавательской практике, которые сопровождаются некоторой разработкой причин, объяснений или обоснований [1-5].

Руководствуясь мышлением по педагогическим рассуждениям, мы рассматриваем преподавание как динамическое взаимодействие между знанием и делом, в котором учителя являются лицами, принимающими решения, которые постоянно сталкиваются с педагогическими дилеммами и используют профессиональное суждение. Эта перспектива опирается на концепцию педагогической психологии. В тех случаях, когда учителя сталкиваются с одинаково разумными альтернативами

при обучении, которые требуют аргументированных споров с самим собой, определения цели и задач в педагогике. Эти дилеммы возникают для учителей в постоянном потоке (например, к кому обращаться, когда предлагать, когда сдерживать). С этой точки зрения, преподавание является актом последовательного выбора между альтернативными курсами действий, которые создают новые педагогические аспекты. Чтобы ориентироваться в этой местности, учителя полагаются на свое профессиональное суждение, свою способность принимать решения в моменты неопределенности, которые являются полезными для обучения учащихся. В педагогическом образовании профессиональное суждение как обсуждение «универсальных терминов теории и суровых особенностей расположенной практики» (стр. 519). Короче говоря, мы рассматриваем педагогические рассуждения как акт, основанный на профессиональном суждении для принятия постоянного потока учебных решений перед лицом последовательных педагогических мыслей [6-13].

Амбициозные учителя вовлекают студентов в совместные занятия, игры, практические задания, мотивированных аутентичными вопросами. Такое обучение требует от учителей умения использовать идеи учащихся в качестве основы для активизации учебной деятельности. Принятие амбициозного обучения - сложная работа

Grechikhin Sergey Sergeevich pedagogical

STUDYING THE ROLE OF PEDAGOGICAL ... sciences

из-за трудности, необходимой для быстрого принятия решений о том, как осмысленно использовать возникающие студенческие идеи. Сложность амбициозного обучения поднимает важные вопросы для педагогического образования. А именно, какие виды опыта и руководства нужны новичкам, чтобы научиться принимать быстрые, абсолютно обоснованные учебные решения, внутренние мотивации. Исследования в области педагогического образования начали изучать подобные вопросы, тестируя новые структуры и мероприятия по обучению учителей, такие как обучающие задания, тесты, видеоклубы, опосредованная полевая работа и учебные лаборатории. В этом исследовании были предложены новые инструменты для преподавателей-педагогов, заинтересованных в развитии учителей, которые могут умело мыслить на практике [14-20].

Представления различаются в той степени, в которой они всесторонне и достоверно иллюстрируют взаимосвязь между действиями учителей и мышлением учителей. Например, смотрированное видео с преподаванием не содержит информации о том, почему учитель предпринял действия, зафиксированные в кадре. Это изменение, вероятно, влияет на степень, в которой данное представление может помочь учителям в изучении взаимодействия знаний и действий. Сложные представления, декомпозиции и аппроксимации связывают деятельность преподавания со знаниями и этической инфраструктурой, которая его оживляет. Когда педагогическое мышление фокусируется только на видимых элементах педагогической практики, которые могут полностью игнорировать невидимые, но важные элементы педагогического мышления и профессионального суждения. Педагогическое образование, которое использует представление, декомпозицию и приближение к модели и преподает амбициозное обучение, которое должно серьезно отнестись к этой задаче. Чтобы разработать более подробно и изучить практическую значимость когнитивного мышления, амбициозное педагогическое образование должно включать раскрытие невидимого профессионального мышления, стоящего за дискретными элементами педагогической практики, одно только практическое значение не может представлять собой амбициозное или эффективное обучение. Наша вера в то, что амбициозная педагогическая практика построена на основе педагогических рассуждений, влияет на то, как мы готовим новичков к преподавательской работе. Если цель состоит в том, чтобы подготовить начинающих учителей к выполнению рутинных учебных шагов с точностью и предсказуемостью, то, как она структурирует возможности для практики, будет совсем другим, целью было подготовить новичков к использованию педагогических рассуждений для рассмотрения, принятия решения, а затем принятия деятельности перед лицом новых педагогических дилемм. Понимание этого различия было центральным звеном этого исследовательского проекта: в рамках представлений, разложений и приближений практической деятельности будущего педагога.

Выявляя и называя составные части практики, педагоги помогают новичкам практиковаться и использовать язык своей профессии. Остается проблема, заключающаяся в том, что отдельные части (педагогический ход) от целого (большая педагогическая практика) может попеременно освещать и минимизировать сложную практику опытных учителей. Возможности для реорганизации или интеграции этих проанализированных навыков и компонентов в более аутентичную и сложную практику остаются необходимыми для новичков для достижения более широкого и глубокого профессионального видения и практики [21-25]

МЕТОДОЛОГИЯ.

Когнитивная психология имеет особое место в современном образовании. Обучение педагогов является особенным с точки зрения мышления и рассуждения, а так же привития особых черт, присущих педагогам. 64

Цель настоящего исследования - анализ педагогического мышления в практическом образовательном процессе. В ходе исследования был проведен социологический опрос до и после начала видеоуроков для контроля проведено тестирование. После того, как данные были идентифицированы, мы использовали планы занятий, данные тестирования и практических навыков, чтобы завершить каждый этап соответствующими данными из других источников. Во-первых, предлагая представления практики, описывает, как профессиональные педагоги поддерживают новичков в представлении профессиональной практики. В основе педагогического мышления прилагаются практики мышления, когда они просматривают видео с преподаванием, моделируют преподавание или рассматривают аннотации в планировании уроков. Представления различаются в той степени, в которой они всесторонне и достоверно иллюстрируют взаимосвязь между действиями учителей и мышлением учителей. Например, практическое видео с преподаванием не содержит информации о том, почему учитель предпринял действия, зафиксированные в кадре. Это изменение, вероятно, влияет на степень, в которой данное представление может помочь учителям в изучении взаимодействия знаний и действий. Второй элемент структуры - это использование практики: разбивая сложную работу обучения на названные части. Такое разделение позволяет новичкам развивать нюансы профессионального взгляда и языка: благодаря категоризации новички лучше понимают, что искать, как описывать и интерпретировать то, что они видят. Чтобы разработать более подробно и изучить практическую значимость когнитивного мышления, амбициозное педагогическое образование должно включать раскрытие невидимого профессионального мышления, стоящего за дискретными элементами педагогической практики, одно только практическое значение не может представлять собой амбициозное или эффективное обучение. Участниками данного практического исследования были семь инструкторов по методике содержания (один из которых изучал английский язык по специальности, один по естественной науке, другие три педагога медицинской сферы. Статистическая обработка данных включала определение t-критерия Стьюдента и заполнение шкалы Лайкерта.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате большинство начинающих педагогов не используют рассуждения в роли педагогического мышления, отсутствие «видимого поведения» обучения. Эти цели стали начальными в практике принятия специальных педагогических решений. Выявление конструктивных решений в значительной степени стало опосредованным, мета-анализ выявил практические данные, которые при использовании в различных комбинациях поддерживали аспирантов в работе по выявлению дилемм, использования навыков, связанных с дисциплинарными целями и профессиональной этикой, чтобы учесть альтернативы и принятие обоснованных учебных решений. В то время как данные, которые мы проанализировали для этого исследования, были взяты из курсовых работ по методам обучения, основанным на их содержании по основополагающим курсам, таким как педагогическое мышление, указывающий практические основы для будущего педагога, сосредоточенный на преподавании справедливости в образовании. Начинающий педагог мог бы использовать те же самые текстурные практики, чтобы поддержать новичков в преподавательской деятельности, общаясь с профессорами и методистами, а так же рассуждения, основанные на знаниях об исторических и существующих структурах угнетения или культурных знаниях учащихся и языковых ресурсах в их учебном контексте. Специальная образовательная программа включает данные параметры: 1.Создание общего учебного контекста; 2.Постановка педагогических дилемм; 3.Выделение учебных целей; 4.Привлечение Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Гречихин Сергей Сергеевич ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...

соответствующих знаний; 5.Необходимость выявления множественных учебных решений; 6.Делать инструктивное принятие решений явным. ВЫВОДЫ.

Полученные данные в ходе исследования свидетельствуют о необходимости внедрения педагогического мышления в практическом образовательном процессе с целью принятие учебных решений. Когнитивная психология указывает на необходимость запроса, рефлексии, представления, декомпозиции в практике принятия специальных педагогических решений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бондарева А.Э., Ирышкова О.В., Тишков Д.С., Журбенко В.А., Саакян Э.С. Исследование эффективности учебного процесса на стоматологическом факультете и пути его повышения на основе обратной связи // Успехи современного естествознания, 2014. № 12-4. С. 492

2. Овчаров С.М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в условиях университетского образования//Карельский научный журнал. 2013. № 1 (2). С. 43-46.

3. Юсупова Г.В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 124-126.

4. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4.;

5. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274.

6. Равен Д., Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Компетентология: от праксеологии до социокибернетики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 167-175.

7. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова, О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

8. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С. Инновационное обучение в медицинском вузе //Международный журнал экспериментального образования - 2015. - № 3-4. - С. 582.

9. Рубцова Е.В. Повышение качества образовательного процесса (коммуникативной направленности обучения) иностранных учащихся с помощью информационных компьютерных технологий //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 76-80.

10. Четвериков И.П. Понятие личности (из лекций по общей психологии) //История российской психологии в лицах. 2017. С. 215 - 224.

11. Likert R. A technique for the measurement of attitudes //Archives of Psychology. 2016.1—55р.

12. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика. М.: Инфра-М. 2017. - 248 с.

13. Чалдини Р. Психология влияния //Прогресс книга, 2018. - 475 с.

14. Кульневич С. В. Управление современной школой // Муниципальные методические службы. М.: Учитель, 2016. — 224 с.

15. Загвязинский В.И. Педагогика. М.: Academia, 2017. - 160 с.

16. Ивановская О.Г. Педагогика текста и психолингвистка. М.: Форум, 2018. - 256 c.

17. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М.: Проспект 2016. - 248 c.

18. Васьковская Г.А. Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 76-79

19. Вдовиченко А.А. Организация куратором профессионально ориентированных мероприятий у будущих педагогов // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 27-29.

20. Aleksieienko-Lemovska L.V. Organization of methodological activities as a factor ofpreschool teachers' professional development // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 5-9.

21. Кравченко А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019. -400 c.

22. Лобанов А. П. Модульный подход в системе высшего образования // Основы структурализации и метапознания. - М.: РИВШ, 2016. - 733 c.

23. Хилько М.Е. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2016. - 200 c.

24. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. М.: Academia, 2017. - 312 c.

25. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

Статья поступила в редакцию 05.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.