Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ИННОВАЦИИ / СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / LEARNING ENVIRONMENT / PRACTICAL TRAINING / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / INNOVATION / STUDENTS / MEDICINE / CURRICULUM / EDUCATIONAL PROGRAMS / ACADEMIC PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречихин Сергей Сергеевич

Новые программы обучения в качестве дополнительного образование становятся приоритетными и доступными на сегодняшний день. В учебной среде задействовано много конструктивов элементов дистанционного и удаленного обучения, однако нет критерий, который смог бы их оценить. Цель исследования - анализ критерия для характеристики среды обучения курса практической подготовки. В ходе исследования на первый план вошла диагностика текущей образовательной среды, далее количественное и качественно исследование образовательных программ. Социологическое исследование проводилось среди ста студентов 3 курса стоматологического факультета. Нами были описаны результаты практической подготовки, решения задач, использованной методологии, дидактике, учебных ресурсах, оценке и взаимодействии образовательных субъектов. Результаты позволяют нам сказать, что, хотя в целом ученики воспринимают вопросник характеристики среду обучение высокоэффективно, возникали некие трудности в критериях оценки и их неоднозначность. Изменения в учебных планах и комплексные планы подготовки учителей необходимы для лучшего освоение образовательной программы до, во время и после их преподавательской практики, чтобы способствовать образовательным инновациям по дисциплинам. Полученные данные в ходе исследования указывают на необходимость внедрения инновационных методов дополнительного образования для улучшения академической успеваемости среди студентов медицинских специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE LEARNING ENVIRONMENT OF THE PRACTICAL TRAINING COURSE FOR MEDICAL STUDENTS

New training programs as additional education are becoming a priority and available today. In the learning environment, many constructs of elements of distance and distance learning are involved, but there is no criterion that can evaluate them. The purpose of the research is to analyze the criteria for characterizing the learning environment of the practical training course. During the research, diagnostics of the current educational environment came to the fore, followed by quantitative and qualitative research of educational programs. A sociological study was conducted among one hundred students of the 3rd year of the faculty of dentistry. We described the results of practical training, problem solving, methodology used, didactics, educational resources, assessment and interaction of educational subjects. The results allow us to say that, although in General students perceive the questionnaire as a highly effective learning environment, there were some difficulties in the evaluation criteria and their ambiguity. Changes in curricula and comprehensive teacher training plans are necessary to better master the educational program before, during, and after their teaching practice, in order to promote educational innovation across disciplines. The data obtained in the course of the study indicate the need to introduce innovative methods of additional education to improve academic performance among medical students.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

Grechikhin Sergey Sergeevich CHARACTERISTICS OF THE LEARNING .

pedagogical sciences

УДК 37.01.617

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0010

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

© 2020

SPIN: 4815-1720

AuthorID: 1063632

ORCID: 0000-0003-0191-5256

Гречихин Сергей Сергеевич, ассистент кафедры «Терапевтической стоматологии» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: grechikhin2020@bk.ru)

Аннотация. Новые программы обучения в качестве дополнительного образование становятся приоритетными и доступными на сегодняшний день. В учебной среде задействовано много конструктивов элементов дистанционного и удаленного обучения, однако нет критерий, который смог бы их оценить. Цель исследования - анализ критерия для характеристики среды обучения курса практической подготовки. В ходе исследования на первый план вошла диагностика текущей образовательной среды, далее количественное и качественно исследование образовательных программ. Социологическое исследование проводилось среди ста студентов 3 курса стоматологического факультета. Нами были описаны результаты практической подготовки, решения задач, использованной методологии, дидактике, учебных ресурсах, оценке и взаимодействии образовательных субъектов. Результаты позволяют нам сказать, что, хотя в целом ученики воспринимают вопросник характеристики среду обучение высокоэффективно, возникали некие трудности в критериях оценки и их неоднозначность. Изменения в учебных планах и комплексные планы подготовки учителей необходимы для лучшего освоение образовательной программы до, во время и после их преподавательской практики, чтобы способствовать образовательным инновациям по дисциплинам. Полученные данные в ходе исследования указывают на необходимость внедрения инновационных методов дополнительного образования для улучшения академической успеваемости среди студентов медицинских специальностей.

Ключевые слова: среда обучения, практическая подготовка, психология, педагогика, инновации, студенты, медицина, учебный план, образовательные программы, академическая успеваемость.

CHARACTERISTICS OF THE LEARNING ENVIRONMENT OF THE PRACTICAL TRAINING COURSE FOR MEDICAL STUDENTS

© 2020

Grechikhin Sergey Sergeevich, assistant of the «Therapeutic dentistry» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3 e-mail: grechikhin2020@bk.ru)

Abstract. New training programs as additional education are becoming a priority and available today. In the learning environment, many constructs of elements of distance and distance learning are involved, but there is no criterion that can evaluate them. The purpose of the research is to analyze the criteria for characterizing the learning environment of the practical training course. During the research, diagnostics of the current educational environment came to the fore, followed by quantitative and qualitative research of educational programs. A sociological study was conducted among one hundred students of the 3rd year of the faculty of dentistry. We described the results of practical training, problem solving, methodology used, didactics, educational resources, assessment and interaction of educational subjects. The results allow us to say that, although in General students perceive the questionnaire as a highly effective learning environment, there were some difficulties in the evaluation criteria and their ambiguity. Changes in curricula and comprehensive teacher training plans are necessary to better master the educational program before, during, and after their teaching practice, in order to promote educational innovation across disciplines. The data obtained in the course of the study indicate the need to introduce innovative methods of additional education to improve academic performance among medical students.

Keywords: learning environment, practical training, psychology, pedagogy, innovation, students, medicine, curriculum, educational programs, academic performance.

ВВЕДЕНИЕ.

Начиная с прошлого столетия, были предложены новые концепции образования и необходимость изменения их политики улучшения качества с помощью учебной программы, основанной на компетенциях, которые создают значимое обучение у студентов [1-3].

Это имеет большое значение в медицинском образовании, поскольку медицину можно рассматривать как сложное искусство из-за его непрерывного прогресса и множества факторов, которые его окружают. Были предприняты попытки классифицировать медицинское образование как «формальное» («классная комната») и неформальное («место практики»), причем первое воспринимается как высоко структурированное, а другое - как недостаточно строгое или структурированное, почти хаотичное. Это различие отражает предубеждение о возможном отсутствии образовательного процесса обучения в клинической среде, а не понимание того, что оно несет свою собственную педагогику. Места для занятий разнообразны, иногда это вызывает проблемы с адаптацией к студентам-медикам, которые в основном обучаются в аудиториях. Каждая среда требует различных навыков от учащихся и учеников, каждая из этих сред имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо устранить [4-8].

Все описанное выше является частью учебной среды. На это влияют посещаемость, взаимоотношения студентов и физическая среда, в которой проходит сессия. Также важно донести до учащихся цели обучения, ожидания, опыт, отношения, знания и навыки, которые следует приобрести в процессе обучения. Также важно обсудить процесс оценки и обратную связь [9-10].

Среда обучения и взаимодействия образовательных субъектов. Пример оценки факторов. Благоприятные факторы: в классе установлены кондиционеры, удобные стулья, широкие и светлые звукоизоляционные панели. Иногда учитель использует библиотеку или другие области для занятий в небольших группах. Они имеют поддержку со стороны жителей. Неблагоприятные факторы: классная комната допускает размещение стульев только в определенной позиции. Студенты не имеют пробелов в клинических условиях, где они могут писать с комфортом. Некоторые учителя не ходят по комнате, и у многих из них низкий голос. Поддержка студентов может быть обусловлена их рабочей нагрузкой. Чтобы добиться изменений в преподавательской практике, необходимо применять исследовательские процессы, которые, во-первых, требуют знания текущего состояния учебной среды, чтобы определить потребности в обучении, которые можно использовать при перепроектиро-

педагогические науки

Гречихин Сергей Сергеевич ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ...

вании учебного курса. Вот почему цель этого исследования - охарактеризовать среду обучения студентов курса внутренней медицины, чтобы получить необходимую информацию, которая впоследствии позволит изменить дизайн курса, основанного на компетенциях [11-15].

Наконец, мы должны выделить два дополнительных аспекта, связанных с клинической средой. Во-первых, необходимо сфокусироваться на триаду ученик - учитель - пациент и на триаду врач - пациент - ученик. Функции пациента в клинических условиях имеют большое значение в процессе обучения студентов, и их роли должны быть четко определены. Во-вторых, еще раз подчеркнуть необходимость интеграции учебных программ, а не разделять теоретический характер фундаментального практического характера курса [16-17].

Эта информация может быть использована при перепроектировании учебного курса, основанного на компетенциях. Известно, что качество среды обучения, которая обеспечивала контекст, является показателем качества помощи, предоставляемой выпускниками в течение многих лет после окончания учебного заведения. Таким образом, усилия по улучшению учебной среды не только положительно влияют на условия, в которых будущие врачи учатся и участвуют в уходе за пациентами, но также влияют на практику будущих выпускников, возможно, на десятилетия вперед [18-20]

МЕТОДОЛОГИЯ.

Новые программы обучения в качестве дополнительного образование становятся приоритетными и доступными на сегодняшний день. В учебной среде задействовано много конструктивов элементов дистанционного и удаленного обучения, однако нет критерий, который смог бы их оценить. Цель исследования - анализ критерия для характеристики среды обучения курса практической подготовки. В ходе исследования на первый план вошла диагностика текущей образовательной среды, далее количественное и качественно исследование образовательных программ. Социологическое исследование проводилось среди ста студентов 3 курса стоматологического факультета. Нами были описаны результаты практической подготовки, решения задач, использованной методологии, дидактике, учебных ресурсах, оценке и взаимодействии образовательных субъектов. Смешанное качественное и количественное исследование. Мы использовали программу обучения и метод обучения. Курс «Практическая медицина» - это первый клинический курс медицинской карьеры в Университете, теоретический - практический курс, интенсивность 10 недель, для студентов 6 семестров медицины (всего 1 семестр). Теоретическое содержание включает 30 тем из путеводителя по внутренним болезням и 5 модулей. Курс оценивает 3 аспекта: отношение, (20%), способность (30%) и знания (50%) посредством письменной оценки в масштабе шкалы от 1 до 10.

Этот курс был выбран для удобства, как отмечалось выше, это первый клинический опыт, который есть у студентов-медиков, и их среды обучения. Методы качественного сбора данных: наблюдение за участниками, учителя наблюдали за студентами, записывали их опыт в аудитории и создавали категории наблюдения, которые позволяли им сосредоточиться на конкретных аспектах наблюдения. Полуструктурированные репортажи были применены к учителям и студентам об их восприятии всего опыта. Контрольные группы: 2 группы были организованы (учителя и ученики), чтобы узнать их мнение о преподавателях, способах их преподавания и усваиваемых знаниях. Методы количественного сбора данных: оценка преподавателя до конца семестра. 22 вопроса с вариантами ответов от 1 до 7, где 1 - самый низкий балл. Анкета измерение образовательной среды была применена к общему количеству учащихся. Учащиеся отвечают на это пятью вариантами шкалы Лайкерта, которые при кодировании и суммировании дают общий балл. Мы также использовали результаты финального пись-

менного экзамена. Заключительная письменная оценка для студентов: состоит из двух сессий по 40 вопросов каждая, длительностью 90 минут для каждой сессии, вопросы с несколькими вариантами ответов и некоторые из корреляционного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Полученные результаты позволяют нам сказать, что, хотя в целом ученики воспринимают вопросник характеристики среду обучение высокоэффективно, возникали некие трудности в критериях оценки и их неоднозначность. Изменения в учебных планах и комплексные планы подготовки учителей необходимы для лучшего освоение образовательной программы до, во время и после их преподавательской практики, чтобы способствовать образовательным инновациям по дисциплинам. Всего в курсе 60 студентов, 96% приняли участие в исследовании. Образец имеет средний возраст 20 лет. Большинство студентов с высоким социально-экономическим уровнем (41%), никто не работает, и большинство живет в Кали (93%). Никто из студентов не женат, не имеет детей и не имеет инвалидности. Оценка целевого назначения. Средний общий балл 89 из 100. Это представляет скорее позитивный, чем негативный взгляд на среду обучения. Пять доменов получили оценки, расположенные в верхних диапазонах оценки, что предполагает положительную интерпретацию. 14% квалифицируют как проблемные зоны те предметы, в среднем менее 2 ответов, которые соответствуют восприятию обучения, восприятию учителей, восприятию атмосферы и восприятию социальная среда. Оценка учителя: у него был высокий процент ответов (81,9%), что дает уверенность в репрезентативности этих результатов. Оцениваемые предметы были общей разработкой курса, тем, что происходит в аудитории, оценочными мероприятиями и стратегиями обучения, реализованными учителем. Для каждого преподавателя был получен средний результат, представляющий собой общее среднее число преподавателей курса 6,38 из максимум 7. Категории с более низкими баллами были единичны во всех областях ротации и соответствовали оценочным мероприятиям и стратегиям обучения, реализованными педагогом. Процент студентов, сдавших экзамен, составил 96,7%. 86,3% студентов получили оценку, меньшую или равную 4. Средний балл был равен 4,6 с отклонением, равным 0,005.

ВЫВОДЫ.

Это исследование позволило нам охарактеризовать среду обучения курса внутренней медицины и выявить факторы, которые вмешиваются, чтобы получить или нет среду, в которой достигается обучение. Вся эта информация очень важна, потому что субоптимальная среда обучения была связана с неблагоприятным уходом за пациентом и результатами обучения. Необходимо предложить общие задачи для всех дисциплинарных областей, теоретические и практические, уделяя особое внимание формулировке установочных и процедурных целей, которыми больше всего пренебрегали. Что касается роли учителя, большинство проблем проистекает из необходимости профессионализации учителя. Тем не менее, должно быть ясно, что учащийся также имеет некоторые обязанности в процессе обучения и, следовательно, способность к автономии должна постоянно развиваться. Учителя несут большую ответственность за развитие своих навыков общения и эмпатии. В соответствии с этим мы должны выбрать дидактическую модель медицины, которая является трансверсальной и интегративной. Полученные данные в ходе исследования указывают на необходимость внедрения инновационных методов дополнительного образования для улучшения академической успеваемости среди студентов медицинских специальностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бондарева А.Э., Ирышкова О.В., Тишков Д.С., Журбенко В.А., Саакян Э.С. Исследование эффективности учебного процесса на сто-

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)

39

Grechikhin Sergey Sergeevich CHARACTERISTICS OF THE LEARNING .

pedagogical sciences

матологическом факультете и пути его повышения на основе обратной связи // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 492

2. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова, О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

3. Марценюк И.П. Смысл формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов естественно-математические специальности в учебном процессе университета // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 49-52.

4. Кметь Е.Б. Многоуровневый образ успешного выпускника вуза в разрезе мнений старшеклассников и студентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 154-156.

5. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4.;

6. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2016. - № 6 (39). - С. 322-329.

7. Николаева Э.Ф., Ковалева М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 40-42.

8. Коблик В.А. Ценностное отношение к труду и его воспитание у подростков //Revista ¡tiinfifica progresiva. 2019. № 1. С. 12-15.

9. Писаренко ДА. Виртуальные студенческие сообщества как форма организации внеучебной деятельности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 125-127.

10. Голованова Н.Ф. Педагогика. М.: Academia, 2019. - 352 c.

11. Дубровина И.В. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 1990. — 464 с.

12. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

13. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования.

— 2007. С. 85-92

14. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60—73.

15. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2004. - n 2. - с. 40-42.

16. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2016.

- 320 c.

17. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация учащихся в коллективе. М.: Academia, 2015. -16 c.

18. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

19. Бородина К.М. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов // Региональный вестник. 2019. № 22 (37). С. 7-8.

20.Хуторской А.В. Педагогика: Учебник/ А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. -112 c.

Статья поступила в редакцию 21.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.