Научная статья на тему 'КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ / ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАВЫКИ / CREATIVE PEDAGOGY / TRAINING PROGRAMS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / PSYCHOLOGY / METHODOLOGY / STUDENTS / HIGHER EDUCATION / PERFORMANCE INDICATOR / HIGH POTENTIAL / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречихин Сергей Сергеевич

На сегодняшний день знание креативной педагогики обеспечивает высокий потенциал в образовательной деятельности. Цель исследования - анализ креативного подхода в образовательной деятельности. В ходе исследования проведен количественный и качественный анализ взаимодействий преподаватель - студент на микроуровне для улучшения понимание обучения, как механизма социального, так и в контексте образования, как воплощенного и встроенного в взаимодействие между преподавателем и студентом. Настоящее исследование является актуальным, в котором включена новейшая мера наша развития микропрограммного обучения, которая впоследствии может использоваться для количественной и качественной оценки интерактивных данных и применения ее к эмпирическим случаям. В результате мы выявили, что аспекты новизны и уместности студенческих поворотов имели сильно искаженные распределения, причем наблюдался высокий показатель успеваемости среди студентов после применения креативных навыков. В качественном и количественном анализе тестовых заданий высокие результаты были достигнуты после применения креативной педагогик в обучение. Преподаватель в каждом своем занятии использует альтернативные методы обучения и проверки студентов. Полученные данные в ходе исследования указывают на необходимость внедрения креативных методов обучения в высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE PEDAGOGY IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

Today, knowledge of creative pedagogy provides a high potential in educational activities. The purpose of the research is to analyze the creative approach in educational activities. The study conducted quantitative and qualitative analysis of teacher-student interactions at the micro level to improve the understanding of learning, both as a social mechanism and in the context of education, as embodied and embedded in the interaction between teacher and student. This study is relevant, which includes the latest measure of the speed of development of firmware learning, which can later be used for quantitative and qualitative evaluation of interactive data and its application to empirical cases. As a result, we found that the novelty and appropriateness aspects of student turns had strongly skewed distributions, and there was a high performance rate among students after applying creative skills. In the qualitative and quantitative analysis of test tasks, high results were achieved after the use of creative pedagogy in training. The teacher uses alternative methods of teaching and testing students in each of his classes. The data obtained in the course of the study indicate the need to introduce creative teaching methods in higher education.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

педагогические науки

Гречихин Сергей Сергеевич КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА ...

УДК 37.01.

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0017

КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2020

SPIN: 4815-1720

AuthorlD: 1063632

ORCID: 0000-0003-0191-5256

Гречихин Сергей Сергеевич, ассистент кафедры «Терапевтической стоматологии» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: grechikhin2020@bk.ru)

Аннотация. На сегодняшний день знание креативной педагогики обеспечивает высокий потенциал в образовательной деятельности. Цель исследования - анализ креативного подхода в образовательной деятельности. В ходе исследования проведен количественный и качественный анализ взаимодействий преподаватель - студент на микроуровне для улучшения понимание обучения, как механизма социального, так и в контексте образования, как воплощенного и встроенного в взаимодействие между преподавателем и студентом. Настоящее исследование является актуальным, в котором включена новейшая мера наша развития микропрограммного обучения, которая впоследствии может использоваться для количественной и качественной оценки интерактивных данных и применения ее к эмпирическим случаям. В результате мы выявили, что аспекты новизны и уместности студенческих поворотов имели сильно искаженные распределения, причем наблюдался высокий показатель успеваемости среди студентов после применения креативных навыков. В качественном и количественном анализе тестовых заданий высокие результаты были достигнуты после применения креативной педагогик в обучение. Преподаватель в каждом своем занятии использует альтернативные методы обучения и проверки студентов. Полученные данные в ходе исследования указывают на необходимость внедрения креативных методов обучения в высшем образовании.

Ключевые слова: креативная педагогика, программы обучения, образовательная деятельность, психология, методология, студенты, высшее образование, показатель успеваемости, высокий потенциал, навыки.

CREATIVE PEDAGOGY IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

© 2020

Grechikhin Sergey Sergeevich, assistant of the «Therapeutic dentistry» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3 e-mail: grechikhin2020@bk.ru)

Abstract. Today, knowledge of creative pedagogy provides a high potential in educational activities. The purpose of the research is to analyze the creative approach in educational activities. The study conducted quantitative and qualitative analysis of teacher-student interactions at the micro level to improve the understanding of learning, both as a social mechanism and in the context of education, as embodied and embedded in the interaction between teacher and student. This study is relevant, which includes the latest measure of the speed of development of firmware learning, which can later be used for quantitative and qualitative evaluation of interactive data and its application to empirical cases. As a result, we found that the novelty and appropriateness aspects of student turns had strongly skewed distributions, and there was a high performance rate among students after applying creative skills. In the qualitative and quantitative analysis of test tasks, high results were achieved after the use of creative pedagogy in training. The teacher uses alternative methods of teaching and testing students in each of his classes. The data obtained in the course of the study indicate the need to introduce creative teaching methods in higher education.

Keywords: creative pedagogy, training programs, educational activities, psychology, methodology, students, higher education, performance indicator, high potential, skills.

ВВЕДЕНИЕ.

Как учителя могут способствовать творчеству своих учеников? Исследователи приняли любой из двух подходов, чтобы ответить на этот вопрос. Можно сказать, что первый подход является суммирующим и рассматривает творчество как результат обучения, второй - формирующий и направленный на понимание творчества как части образования. В соответствии с первым подходом, можно осуществить креативные навыки преподавания, которые основаны на теоретических принципах творчества, и провести предварительные и последующие тесты по известным мерам творчества, таким как различные задачи мышления. Результаты анализируются статистически, чтобы увидеть, наблюдается ли значительное увеличение средних баллов креативности с течением времени. Предпочтительно это увеличение сравнивают с оценками изменения в контрольной группе. Во втором подходе креативность часто анализируется качественно, поскольку она происходит посредством социальных взаимодействий в образовательных учреждениях, где учащиеся и учителя работают вместе над творческими задачами, такими как внутри- или внеклассное искусство, применение творческих заданий в образовательный процесс. За этими двумя подходами лежат два набора предположений о том, что такое креативность. В рамках первого подхода креативность рассматривается как скрытая индивидуальная черта, которую можно «охватить» задачами творческого мышления и на которую может оказывать положительное или отрицательное влияние окру-

жающая среда. Во втором подходе креативность рассматривается как встроенная и возникающая в результате взаимодействия между учеником и учителем [1-5].

Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки. Преимущество количественного определения креативности в качестве меры результата состоит в том, что можно получить общее представление о том, соответствует ли вмешательство целям улучшения общих навыков творческого мышления учащихся. Когда используются сопоставимые результаты оценки, это также облегчает сравнение между различными образовательными мероприятиями. Однако недостатком такого типа исследований является то, что, хотя мы получаем представление о том, работает ли вмешательство, мы не понимаем, как оно работает. То, что происходит в классе, во взаимодействии между учеником и окружающей средой, остается неясным [6-8].

Преимущество качественного, более ориентированного на процесс подхода состоит в том, что собираются обширные и объемные данные, которые дают нам полное понимание того, как проявляется креативность в результате взаимодействия между учителем, учеником и творческими задачами, характерными для конкретного контекста. На основании этого качественного анализа иногда выводятся общие правила, такие как общие стратегии учителя, которые важны при обучении творчеству. Однако большинство качественных результатов остаются в определенной степени зависимыми от контекста [10].__

Grechikhin Sergey Sergeevich pedagogical

CREATIVE PEDAGOGY ... sciences

В недавнем систематическом обзоре эмпирических исследований творческого подхода было установлено, что подавляющее большинство исследований проведенных ранее концептуализируют творчество, как скрытую характеристику человека [11-22].

Творческие навыки по своей природе социальны и требуют особого подхода. Хотя существует множество исследований, посвященных изучению связи между индивидуальным творчеством и переменными среды, такими как медицина и естественные науки. Окружающая среда часто рассматривается как внешняя сила, влияющая на индивидуальное творчество. Хорошо известная системная модель творчества описывает окружающую среду как неотъемлемую часть творческого процесса. Творчество возникает во взаимном взаимодействии человека и его окружения. С одной стороны, человек формирует непосредственную среду. Социокультурный подход набирает обороты в области креативных исследований. Наряду с социальной средой теоретические модели в этой традиции также включают материальную среду в образовании, например составление задач, решение практических навыков. Задачи или материалы предоставляют определенные возможности или «возможности действия». Творчество не является внутренней собственностью индивида или материальной или физической среды. Таким образом, в образовании можно сказать, что творчество возникает во взаимодействии между преподавателем, студентом и их профессиональной деятельностью [23-28].

МЕТОДОЛОГИЯ.

На сегодняшний день знание креативной педагогики обеспечивает высокий потенциал в образовательной деятельности. Цель исследования - анализ креативного подхода в образовательной деятельности. В ходе исследования проведен количественный и качественный анализ взаимодействий преподаватель - студент на микроуровне для повышения качества обучения, как механизма социального, так и в контексте образования, в виде воплощенного и встроенного взаимодействия между преподавателем и студентом. Настоящее исследование является актуальным, в котором включена новейшая мера нашего развития микропрограммного обучения, которая впоследствии может использоваться для количественной и качественной оценки интерактивных данных и применения ее к эмпирическим случаям. Студенческая креативность оценивалась по двум шкалам, отражая соответствующие аспекты студенческой креативности: новизна и уместность с помощью микроразмерного креативного измерения. Для словесных единиц каждый раз, когда студент делал замечание, отвечал на вопрос, и так далее, это определялось как поворот. Невербальные повороты были определены как «осмысленные действия» в том смысле, что они были частью творческого процесса, а не просто процедурными (например, сохранение документа, перезапуск программы после ошибки). Примерами значимых невербальных поворотов были воспроизведение и выбор методов обучения, использование составленного креативного задания. Стратегии преподавателя были оценены с помощью недавно разработанной шкалы «Стратегия учителя». Меры по развитию творческого потенциала. Как и в случае со студентами, поведение учителя сначала делилось на части. Каждый ход был разделен на одну из трех категорий: расходящиеся стратегии (например, побуждение студента выдвигать больше идей, поощрение, задание студентам вопросов, связанных с генерацией идей), конвергентные стратегии (направленные на оценку идей, предоставление дополнительных примеров, предоставление информации о задании) и другое поведение педагога.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате мы выявили, что аспекты новизны и уместности студенческих поворотов имели сильно искаженные распределения, причем наблюдался высокий показатель успеваемости среди студентов после 88

менения креативных навыков. В качественном и количественном анализе тестовых заданий высокие результаты были достигнуты после применения креативной педагогик в обучение. Преподаватель в каждом своем занятии использует альтернативные методы обучения и проверки студентов. Преподавание для творчества оказывается гибким, открытым и импровизированным: преподаватели используют конструктивистский, ориентированный на обучение подход, а не ориентированный на учителя подход. Студентам предоставляется выбор, и учитель адаптируется к тому, что ему нужно. Кроме того, учителя обеспечивают достаточную структуру. Они моделируют определенные техники или, в целом, стиль работы профессионально направленной деятельности. В этих описаниях поведения учителя мы снова видим баланс между поощрением дивергентного мышления, поощряя исследование и предлагая пространство с одной стороны, и поощряя конвергентное мышление, обеспечивая структуру с другой стороны. Творчество имеет первостепенное значение в высшем медицинском образовании. Только если мы изучим взаимодействие между преподавателем и студентами более качественно и количественно, мы сможем определить, какие типы взаимодействий способствуют или препятствуют творчеству.

ВЫВОДЫ.

Большинство исследований творческих способностей студентов являются количественными и суммирующими в том смысле, что они оценивают результаты творческого процесса, а не сам процесс. Исследования творческих процессов от начала до конца взаимодействия использует методы креативной педагогики. Сочетание качественного анализа с количественным последовательным анализом творческого процесса может углубить наше понимание того, какие закономерности возникают в социально расположенном творческом взаимодействии между преподавателем и студентами. Полученные данные в ходе исследования указывают на необходимость внедрения креативных методов обучения в высшем образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент и студент-студент на социальную вовлеченность учащихся // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 37-39.

2. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28

3. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

4. Осипова В.Е. Формирование педагогической установки на целомудрие личности в программе воспитательно-образовательной работы //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 148-152.

5. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова, О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

6. Вострокнутов Е.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза в научно-исследовательской деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 102-107.

7. Четвериков И.П. Понятие личности (из лекций по общей психологии) //История российской психологии в лицах. 2017. С. 215 - 224.

8. Foran J. The case method and the interactive classroom //The National Education Association Higher Education Journal.2016. р. 49.

9. Likert R. A technique for the measurement of attitudes //Archives of Psychology. 2016.1—55р.

10. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4.;

11. Чалдини Р. Психология влияния //Прогресс книга, 2018. - 475 с.

12. Кульневич С. В. Управление современной школой // Муниципальные методические службы. М.: Учитель, 2016. — 224 с.

13. Загвязинский В.И. Педагогика. М.: Academia, 2017. - 160 c.

14. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С. Инновационное обучение в медицинском вузе //Международный журнал экспериментального образования - 2015. - № 3-4. - С. 582.

15. Бахарев Н.П. Творчество - необходимое условие формирова-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Гречихин Сергей Сергеевич КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА ...

ния профессиональных компетенций у специалистов технического направления подготовки //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 17-21. Полякова О.М., Прентсель А.А., Ройтбург Ю.С. Архитектура аппаратно-программного комплекса для профессиональной ориентации и технического творчества молодежи по направлению национальной технологической инициативы «Автонет» // Гуманитарные балканские исследования. 2017. № 1. С. 23-26.

16. Гагаев А.А., Гагаев П.А. О благодарно-метафизической основе духовности человека //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 35-44.

17. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274.

18. Герева М.М. Корни и динамика творческого импульса в психотерапевтическом подходе Отто Ранка // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 47-50.

19. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274

20. Мужикова 1.М. Метод проeктiв в умовах формального i неформального навчання майбуттхучителiв образотворчого мистецт-ва //Revista ¡tiinfificá progresiva. 2019. № 1. С. 21-23.

21. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М.: Проспект 2016. - 248 c.

22. Кравченко А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019. -400 c.

23. Лобанов А. П. Модульный подход в системе высшего образования // Основы структурализации и метапознания. - М.: РИВШ, 2016. - 733 с.

24. Хилько М.Е. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2016. - 200 с.

25. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. М.: Academia, 2017. - 312 с.

26. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

27. Фрейре П. Педагогика. М.: КоЛибри, 2017. -159 с.

28. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2016. - 367 с.

Статья поступила в редакцию 06.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.