Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНА / СТОМАТОЛОГИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ГИПОТЕЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ УЧИТЕЛЕЙ / UCATION / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / METHODOLOGY / STUDENTS / MEDICINE / DENTISTRY / INCLUSIVE EDUCATION / SPECIAL NEEDS / HYPOTHESIZED MODEL OF TEACHERS ' PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишков Денис Сергеевич

На сегодняшний день инклюзивное образование имеет особое значение в педагогической деятельности. К данной категории граждан необходим особый подход, как в психологической сфере, так и практическом оснащении. Особенно важно, чтобы каждый педагог был готов принять учеников с ограниченными возможностями и найти правильный подход к ним. Цель настоящего исследования - изучение представлений учителей об инклюзивном образовании студентов стоматологического факультета. В ходе исследования была разработана специальная модель с использованием адаптационной версии для преподавателей и учащихся с особыми образовательными потребностями. Всего в исследовании приняли участие 30 педагогов и 20 студентов. Анализ показал значительные связи между факторами, связанными с преподаванием и обучением. Качество предоставления учебных программ является единственным значимым фактором, который оказывает существенное влияние на использование учебного материала по программе инклюзивного образования. Это исследование демонстрирует, что обучение студентов с ограниченными возможностями в интегрированной системе образования ставит уникальные задачи, следовательно, это актуальная тема требует особого решения. Полученные данные в ходе исследования, могут быть использованы в образовательной среде с особыми потребностями учеников, имеющих ограниченные возможности, так же полученные результаты улучшат общее понимание инклюзивного образования среди педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тишков Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF TEACHERS ' IDEAS ABOUT INCLUSIVE EDUCATION OF DENTAL STUDENTS

Today, inclusive education is of particular importance in teaching activities. This category of citizens requires a special approach, both in the psychological sphere and in practical equipment. It is especially important that every teacher is ready to accept students with disabilities and find the right approach to them. The purpose of this research is to study teachers ' ideas about inclusive education of dental students. In the course of the research, a special model was developed using an adaptive version for teachers and students with special educational needs. In total, 30 teachers and 20 students took part in the study. The analysis showed significant links between factors related to teaching and learning. The quality of curriculum delivery is the only significant factor that has a significant impact on the use of educational material in an inclusive education program. This study demonstrates that teaching students with disabilities in an integrated education system poses unique challenges, therefore, this topical topic requires a special solution. The data obtained in the course of the study can be used in an educational environment with special needs of students with limited opportunities, as well as the results obtained will improve the General understanding of inclusive education among teachers.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

Tishkov Denis Sergeevich STUDY OF TEACHERS ' IDEAS ..

pedagogical sciences

УДК 376.01.056.24

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0054

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

© 2020

SPIN: 2994-5352 AuthorID: 668016 ORCID: 0000-0003-3638-4483 ScopusID: 57193751396

Тишков Денис Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой

«Терапевтическая стоматология» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail:den-tishkov@yandex.ru) Аннотация. На сегодняшний день инклюзивное образование имеет особое значение в педагогической деятельности. К данной категории граждан необходим особый подход, как в психологической сфере, так и практическом оснащении. Особенно важно, чтобы каждый педагог был готов принять учеников с ограниченными возможностями и найти правильный подход к ним. Цель настоящего исследования - изучение представлений учителей об инклюзивном образовании студентов стоматологического факультета. В ходе исследования была разработана специальная модель с использованием адаптационной версии для преподавателей и учащихся с особыми образовательными потребностями. Всего в исследовании приняли участие 30 педагогов и 20 студентов. Анализ показал значительные связи между факторами, связанными с преподаванием и обучением. Качество предоставления учебных программ является единственным значимым фактором, который оказывает существенное влияние на использование учебного материала по программе инклюзивного образования. Это исследование демонстрирует, что обучение студентов с ограниченными возможностями в интегрированной системе образования ставит уникальные задачи, следовательно, это актуальная тема требует особого решения. Полученные данные в ходе исследования, могут быть использованы в образовательной среде с особыми потребностями учеников, имеющих ограниченные возможности, так же полученные результаты улучшат общее понимание инклюзивного образования среди педагогов.

Ключевые слова: образование, психология, педагогика, методология, студенты, медицина, стоматология, инклюзивное образование, специальные потребности, гипотезированная модель восприятия учителей.

STUDY OF TEACHERS ' IDEAS ABOUT INCLUSIVE EDUCATION OF DENTAL STUDENTS

© 2020

Tishkov Denis Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor, head of the Department of «Therapeutic dentistry» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: den-tishkov@yandex.ru) Abstract. Today, inclusive education is of particular importance in teaching activities. This category of citizens requires a special approach, both in the psychological sphere and in practical equipment. It is especially important that every teacher is ready to accept students with disabilities and find the right approach to them. The purpose of this research is to study teachers ' ideas about inclusive education of dental students. In the course of the research, a special model was developed using an adaptive version for teachers and students with special educational needs. In total, 30 teachers and 20 students took part in the study. The analysis showed significant links between factors related to teaching and learning. The quality of curriculum delivery is the only significant factor that has a significant impact on the use of educational material in an inclusive education program. This study demonstrates that teaching students with disabilities in an integrated education system poses unique challenges, therefore, this topical topic requires a special solution. The data obtained in the course of the study can be used in an educational environment with special needs of students with limited opportunities, as well as the results obtained will improve the General understanding of inclusive education among teachers.

Keywords: education, psychology, pedagogy, methodology, students, medicine, dentistry, inclusive education, special needs, hypothesized model of teachers ' perception.

ВВЕДЕНИЕ.

В образовательных системах по всему миру растет число учащихся, у которых диагностированы особые образовательные потребности. Чтобы иметь возможность воспринимать индивидуальные различия между учащимися и реагировать на их конкретные потребности, обучающие программы должны постоянно улучшаться. Использование соответствующих подходов и принципов обучения также может повлечь за собой изменения в образовательных системах. Инклюзивное образование - это способ удовлетворения потребностей в обучении всех людей с особым акцентом на тех, кто находится в маргинальном положении, исключен или характеризуется какими-либо особыми образовательными потребностями. В этом смысле включение определяется как процесс удовлетворения разнообразных потребностей всех детей, молодежи и взрослых путем расширения участия в обучении, культурах и общинах, а также сокращения и устранения исключений в рамках и из образования [1-5].

Исследователи собрали большое количество информации о когнитивных преимуществах инклюзивного образования. Многочисленные исследования показали, что инклюзивное образование выгодно для когнитив-

ного, социального и аффективного развития студентов. Многие из них сосредоточились на когнитивном развитии студентов с ограниченными возможностями он-лайн-среде [6].

Кроме того, квалификация педагогов также может отличаться, поскольку ряд учебных заведений нанимают специалистов, таких как психологи, социальные работники, обученные консультанты и помощники в сфере специального образования для поддержки работы учителей. Необходимость специально обученного персонала зависит от уровня и типа каждого учебного заведения. Учебный план подготовки учителей также играет решающую роль. Например, стажеры-учителя в пользуются возможностью посещать курсы специального образования в течение дополнительного обучения, чтобы они могли стать компетентными в правильном и профессиональном развитие студентов с ограниченными возможностями. Одна из основных целей педагогического образования должна состоять в том, чтобы надлежащим образом подготовить специалистов-практиков к предстоящим задачам, используя соответствующие знания и методы, необходимые для обучения учащихся-инвалидов и лиц с различными способностями [7-11].

педагогические науки

Тишков Денис Сергеевич ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ...

Еще одна важная проблема, которая может быть полезна для развития - это использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе преподавания и обучения. Новые технологии могут быть введены, и образование может быть адаптировано к потребностям студентов с помощью технологий. Еще одним преимуществом ИКТ является то, что обеспечение содержательной учебной среды может способствовать развитию навыков высшего порядка у студентов с ограниченными возможностями [12].

Термин « особые образовательные потребности » также был отражен в нескольких важных международных заявлениях. Впервые он упоминался в рамках конференции по инклюзивному образованию. В большинстве случаев нет обязательного курса для учителей-стажеров. Тем не менее, в университетах, где преподаватели до поступления на работу могут посещать обязательные курсы по повышению квалификации в работе со студентами с ограниченными возможностями, их методы обучения улучшаются, и они используют инструменты ИКТ на более высоком уровне. Чтобы пролить свет на это, мы изучили соответствующую литературу и разработали модель восприятия педагогами факторов, связанных с информационной средой, в специальном образовании, которая оказалась обоснованной. В настоящее время использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому важно интегрировать их в учебную практику. Устройства ИКТ и связанные с ним методы обучения могут положительно влиять на успеваемость учащихся в области использования ИКТ и коммуникации. Основанное на технологиях преподавание и обучение может предоставить ряд исключительных возможностей в различных областях процесса преподавания и обучения. Это может сыграть важную роль в улучшении приобретения знаний и в развитии определенных навыков. Основанные на технологиях инструменты и оборудование могут облегчить приобретение почти всех предметов. Кроме того, ИКТ предлагает дополнительные инструменты поддержки для учителей, например, в процессах измерения и тестирования оценка на основе технологий может обеспечить мгновенную обратную связь, которая сокращает рабочее время и повышает эффективность [13-18].

Еще одним преимуществом является то, что его можно применять в качестве инструмента личной поддержки, чтобы позволить учащимся с ограниченными возможностями достичь большей самостоятельности в обучении и тем самым способствовать более активному участию в основной среде. Устройства информационных и коммуникационных технологий, которые облегчают одновременное использование различных сенсорных каналов, могут помочь в улучшении обучения для этих студентов. Когда используются различные визуальные, слуховые и кинестетические средства обучения на основе информационных и коммуникационных технологий, учебный процесс может быть адаптирован к предпочтительному каналу получения стимула студентами [19-21].

МЕТОДОЛОГИЯ.

На сегодняшний день инклюзивное образование имеет особое значение в педагогической деятельности. К данной категории граждан необходим особый подход, как в психологической сфере, так и практическом оснащении. Особенно важно, чтобы каждый педагог был готов принять учеников с ограниченными возможностями и найти правильный подход к ним. Цель настоящего исследования - изучение представлений учителей об инклюзивном образовании студентов стоматологического факультета. В ходе исследования была разработана специальная модель с использованием адаптационной версии для преподавателей и учащихся с особыми образовательными потребностями. Всего в исследовании приняли участие 30 педагогов и 20 студентов. Мы разработали гипотетическую модель восприятия учителями

факторов в специальном образовании на основе соответствующей литературы и мебтодических руководств. В модели мы рассмотрели центральную роль ИКТ и цифровых инструментов в их образовании, таких как поиск и использование различных видов цифровых материалов в процессе обучения. Курсы подготовки учителей также могут быть решающими факторами для педагогов, использующих цифровые материалы со студентами.

Чтобы изучить представления учителей об их практике, связанной с преподаванием, мы адаптировали аудит обеспечения для учащихся с особыми образовательными потребностями по шкале самооценки из «Включения учащихся с особыми образовательными потребностями в руководящие принципы». Причина, по которой мы выбрали этот вопросник, заключается в том, что он охватывал все наши основные исследовательские задачи и был предварительно утвержден для педагогов.

Поскольку аудит не включал заявления об использовании ИКТ учителями, мы добавили в него раздел ИКТ и разработали вопросник для учителей на основе этой пересмотренной шкалы аудита . Он состоял из трех частей. В первой части мы спрашивали о базовых данных, таких как информация о квалификации участников и опыте преподавания, а также о количестве учащихся и специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями или специально обученного персонала. Вторая часть состояла из семи подполей аудита. Третья часть посвящена изучению использования ИКТ учителями со студентами с ограниченными возможностями. Мы разработали элементы этого подкласса на основе нашего предыдущего опыта, например, «Как часто вы ищете материалы для электронного обучения, предназначенные для студентов с ограниченными возможностями?» Ответы по четырех балльной шкале Лайкерта варьировались от «почти никогда» до «почти всегда».

Данные были обработаны и проанализированы с использованием описательной статистики. Мы также проверили внутреннюю согласованность вопросника на уровне подшкалы. Коэффициенты корреляции между переменными были рассчитаны для определения возможности проведения анализа пути. Анализ пути пытается указать отношения между наблюдаемыми и скрытыми переменными. В нашем исследовании мы стремились обнаружить возможные пути между социальными и учебными факторами и переменными использования ИКТ. Сравнительный индекс соответствия, нормированный индекс соответствия и среднеквадратичная ошибка аппроксимации были использованы в качестве индексов соответствия для проверки нашей модели.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Анализ показал значительные связи между факторами, связанными с преподаванием и обучением. Качество предоставления учебных программ является единственным значимым фактором, который оказывает существенное влияние на использование учебного материала по программе инклюзивного образования. Это исследование демонстрирует, что обучение студентов с ограниченными возможностями в интегрированной системе образования ставит уникальные задачи, следовательно, это актуальная тема требует особого решения. Мы исследовали внутреннюю согласованность (а Кронбаха), средние значения и стандартное отклонение на уровнях факторов. В целом, большинство преподавателей заявили, что инклюзивное образование находится на стадии «развития» или «становления». Педагоги считают качество предоставления учебных программ наиболее важным фактором в специальном образовании. Они оценили следующие утверждения как самые высокие: «Учащиеся с особыми образовательными потребностями имеют доступ к сертификатам и образовательным программам, которые соответствуют их потребностям и интересам и «Учащиеся с особыми образовательными потребностями иметь доступ к целому ряду предметов на разных уровнях, соответствующих их потребностям

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)

245

Tishkov Denis Sergeevich STUDY OF TEACHERS ' IDEAS ..

pedagogical sciences

и интересам ». Сообщалось также, что программы развития для всех учащихся используются относительно часто, что очень важно для обучения. Использование электронных библиотек не было особенно распространенным. Предметы, относящиеся к студентам с ограниченными возможностями, были оценены относительно низко, то есть, для поиска материалов электронного обучения, предназначенных для студентов со специальными потребностями и с использованием программ развития, разработанных для студентов.

Установлено, что креативное обучение и мультисен-сорный подход с использованием инструментов информационных и коммуникационных технологий оказывают довольно положительное влияние на учащихся с ограниченными способностями к обучению. Более того, они дают возможность каждому ученику быть более активным и преуспевать благодаря своей мотивирующей силе.

Однако эффективность информационных и коммуникационных технологий в образовании сильно зависит от реальных задач и от способности учителей интегрировать методы ИКТ в учебный процесс. Инструменты ИКТ должны использоваться целенаправленно, чтобы дать всем учащимся возможность лучше и быстрее учиться в приятной обстановке. Поэтому очень важно, чтобы учителя были подготовлены с необходимыми знаниями и навыками во время подготовки учителей и в своей педагогической практике.

ВЫВОДЫ.

Вкратце, это исследование демонстрирует, что обучение студентов с ограниченными возможностями в интегрированной системе образования ставит уникальные задачи, следовательно, это актуальная тема и проблема, требующая решения. Педагогов следует поощрять к разработке и использованию новых знаний, передового опыта и инновационных решений. Как показывает наша гипотетическая модель восприятия, нет прямой связи между представлениями педагогов о социальных факторах, связанных с вопросами преподавания и обучения, и их использованием ИКТ в отношении учащихся.

Основное значение исследования заключается в том, что оно привлекает внимание к важности курсов инклюзивного образования в университетах и значению определенных факторов, которые могут помочь руководству и персоналу в разработке основ для обеспечения адекватного образования студентов с ограниченными возможностями. Как отмечалось выше, необходимо работать вместе в одной команде, состоящей из учеников, учителей, родителей и специальных педагогов. Полученные данные в ходе исследования, могут быть использованы в образовательной среде с особыми потребностями учеников, имеющих ограниченные возможности, так же полученные результаты улучшат общее понимание инклюзивного образования среди педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Яковлева Е.Л. Формирование модуса быть в инклюзивном образовании //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 8892.

2. Михальчи Е.В. Применение скрининг-методик для оценки психофизического состояния студентов в инклюзивных группах // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 66-71.

3. Удич З.И. Система самоорганизации учителя инклюзивного образовательного учреждения в Украине // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 64-68.

4. Bezliudnyi O.I. Training a would-be teacher the educational principies of inclusive education in Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University //Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 13-15.

5. Чередник А.А. Вимоги до майбуттх учителiв-реабiлiтологiв в аспектi професшноi дiяльностi // Revista ¡tiinfificá progresiva. 2018. № 1. С. 9-15.

6. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2016. - № 6 (39). - С. 322-329.

7. Фелькер, Е.В. Практико-ориентированный подход в подготовке врачей-стоматологов [Текст] / Е.В. Фелькер, И.Л. Бровкина, А.А. Крюков, А.В. Винокур //Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 6 (часть 2). - С. 271-272.Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

8. Дубровина И.В. Психология. М.: Издательский центр

«Академия», 1990. — 464 с.

9. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2004. - n 2. - с. 40-42.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психологияМ.: Логос, 2002. — 384 с.

11. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60—73.

12. Prensky M. Digital natives, digital immigrants // Journal on the Horizon, 2019, 6 р.

13. Кравченко А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019. -400 c.

14. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. - М.: Academia, 2017. - 312 c.

15. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация учащихся в коллективе. М.: Academia, 2015. -16 c.

16. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

17. Zhang X. Thoughts on improving the quality of undergraduate theses //J InnMong Normal Univ (Educ Sci Ed), 26 (3).2013. pp. 99-101

18. Фрейре П. Педагогика. М.: КоЛибри, 2017. -152 c.

19. Фелькер, Е. В. Основы формирования учебно-исследовательской компетентности у студентов-медиков / Е. В. Фелькер, А. В. Винокур, А. В. Дударь, В. В. Зубков //Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 4 (часть 2) - С. 395-396.

20. Чеховских М.И. Основы психологии. Минск: Новое знание, 2008. —187 с.

Статья поступила в редакцию 14.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.