Научная статья на тему 'Дистанционная поддержка в инклюзивном образовании'

Дистанционная поддержка в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / INCLUSIVE EDUCATION / DISTANCE LEARNING / REMOTE SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхин Олег Игоревич, Фролов Иван Валентинович

Инклюзивное образование, как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий обучающимся с особыми потребностями обучение в среде сверстников в образовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании является получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Дистанционная поддержка учебных дисциплин позволяет построить эффективную модель инклюзивного образования, на основе интеграции электронного и традиционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE SUPPORT IN INCLUSIVE EDUCATION

Inclusive education, as a specially organized educational process, providing training in educational institutions for standard programs, taking into account its special educational needs. The main thing in inclusive education is getting educational and social experience together with peers. Remote support of educational disciplines allows you to build an effective model of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Дистанционная поддержка в инклюзивном образовании»

эмоциях (злом азарте, неосознаваемой жестокости, с которыми они устраивают погром городских улиц), так и в безответственном злоупотреблении криминальными жаргонизмами: «беспредел» - беззаконие, «заява» -заявление в милицию, «мочилово» - потасовка, драка и др. Работа над семантикой сленговых слов приводит к обсуждению духовно-нравственных проблем произведения. Студенты пытаются найти причины, из-за которых деревенский мальчик, с детства отличавшийся деликатностью и мягкостью, столь резко меняет свои речеповеденческие тактики. Происходит плодотворный контакт с художественным текстом, рефлексия и переживание собственного опыта взросления.

Выводы. Эмоциональная экспрессивность русского сленга, ситуативность его использования и наличие культурного компонента в семантике речевой единицы делают сленговую лексику необходимым объектом изучения в иноязычной среде. Сленговая лексика показывает культурное многообразие русского социума на современном этапе. Изучение сленга стимулирует мотивацию студентов к овладению актуальным языком межличностного контактного общения в молодежной аудитории, дает толчок для более глубокого постижения современной русской языковой картины мира, позволяет снять трудности адаптации студентов к новой социокультурной среде. Лингвометодическая система работы по изучению сленга, представленная в работе, прошла успешную апробацию в практическом преподавании РКИ.

Литература:

1. Береговская Э. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. - 1996. № 3. - 241 с.

2. Бобылева А.Л. Информационные технологии как тема и художественный прием в романе В. Пелевина «Любовь к трем апельсинам» // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. Том 157, к. 2. - 2015 г. - С. 163- 170

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность - Изд. 7-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 264 с.

4. Красникова Е. Жаргоны и просторечие в языке публицистики // Высшее образование в России. -2000. - №5. - С. 82-88.

5. Мизюрина Т.В. Определение и общие характеристики понятия «сленг», его роль в языке и культуре современной России // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. №1 (292). Филология. Искусствоведение. Вып. 73. С. 106-111.

6. Теремова Р.М. Инновационные интерактивно-коммуникативные технологии в практике обучения русскому языку как иностранному сегодня // Русский язык в наше время. Материалы международной научно-практической конференции. СПб, 2018. С. 104-109

7. Partridge, E. Slang Today and Yesterday, L, 1979, 258 p.

Педагогика

УДК:378.147

кандидат педагогических наук, доцент Артюхин Олег Игоревич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) (г. Арзамас);

доктор педагогических наук, доцент Фролов Иван Валентинович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) (г. Арзамас)

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Инклюзивное образование, как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий обучающимся с особыми потребностями обучение в среде сверстников в образовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании является получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Дистанционная поддержка учебных дисциплин позволяет построить эффективную модель инклюзивного образования, на основе интеграции электронного и традиционного обучения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дистанционное обучение, дистанционная поддержка.

Annоtation. Inclusive education, as a specially organized educational process, providing training in educational institutions for standard programs, taking into account its special educational needs. The main thing in inclusive education is getting educational and social experience together with peers. Remote support of educational disciplines allows you to build an effective model of inclusive education.

Keywords: inclusive education, distance learning, remote support.

Введение. В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в образовании обучающихся с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях;

- интегрированное обучение в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда обучающиеся с особыми образовательными потребностями обучаются в аудитории вместе с обычными обучающимися [5].

Одним из возможностей полноценного включения в образовательное пространство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное обучение на основе информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Информационные технологии позволяют обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на расстоянии от педагога получить качественное образование и в дальнейшем участвовать в жизни общества [6].

Целенаправленное использование информационных технологий в инклюзивном образовании позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у обучающихся нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и

потребности обучающихся. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании обучающихся с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности. Компьютерная визуализация учебной информации наиболее перспективное направление в системе современного образования.

Изложение основного материала статьи. Обеспечение доступа к образованию лиц с особыми потребностями характеризуется в первую очередь проблемой подготовки педагогических кадров на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим. Слушателей с особыми образовательными потребностями, как представляется, с точки зрения методов и форм работы в целом можно разделить на две категории.

Первая - это иностранные обучающиеся (чаще всего студенты) с различным уровнем понимания языка преподавания, письменными, исследовательскими, компьютерными навыками. В этом случае поддержка преподавателя, интеграция в совместную деятельность группы помогает понять не только содержание учебной дисциплины, но и в целом культуры образовательного учреждения, страны. Отчасти проблема языкового барьера может быть решена математическим языком путем выкладок от постановки задачи до ее выводов.

Вторая наиболее сложная категория - это слушатели с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), прежде всего имеющими трудности в обучении, и инвалиды. Это могут быть и лица с нарушением зрения, слуха, речевыми расстройствами, с неврологическими заболеваниями, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Каждая из этих категорий очень специфична в восприятии [14].

Инклюзивное (французское inclusif - включающий в себя, от латинского include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для процесса обучения детей с особыми потребностями. Оно означает демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу. Это относится к включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий [4].

Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определяет инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2). Статья 3 гарантирует право каждого человека на получение образования в соответствии с потребностями, с особенностями развития и способностями. Вносимые в закон дополнения обеспечивают гарантии каждому человеку на образование независимо от состояния здоровья в течение всей жизни и являются необходимым условием для повышения государственных гарантий обеспечения прав на образование и предоставления помощи в обучении детям с физическими, психическими, интеллектуальными, сенсорными или другими особенностями в развитии. Статья 79 непосредственно определяет организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и обеспечение подготовки педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания таких категорий обучающихся [13].

По мнению С.В. Алёхиной, инклюзивное образование - это результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой жизни, её уникальном праве на достойную жизнь, каким бы ни было её физическое состояние [1].

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа обучающегося - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

- социальная реабилитация обучающегося с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

- психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития обучающегося с ОВЗ;

- портфолио обучающегося с ОВЗ;

- компетентность педагога в области образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

- повышение квалификации педагога в области инклюзивного образования;

- рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

- тьюторское сопровождение обучающегося с ОВЗ в процессе обучения;

- подготовка тьюторов высшей школой;

Формирование адаптивной образовательной среды для реализации инклюзивного образования:

- доступность классов, кабинетов, лабораторий и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

- оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

- коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

- создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;

- сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Образовательные потребности людей с ограниченными возможностями чрезвычайно разнообразны. Так, людям с нарушениями зрения требуются специальные устройства и программы для того, чтобы переводить текст в альтернативный формат (программы чтения с экрана, клавиатуры, дисплеи и принтеры Брайля). Вместе с тем, недостаточный доступ к технологиям создает новые препятствия, способствующие большей дискриминации и ведущие к социальному неравноправию. Обучающиеся с ограниченными возможностями

должны приобрести знания и навыки, необходимые для жизни в обществе. Однако они сталкиваются с дополнительными трудностями, вызванными функциональными ограничениями, по-разному влияющими на их возможность получить доступ к образованию. Очевидно, что все функциональные ограничения препятствуют овладению учащимися достаточным уровнем знаний. Возможности таких учащихся часто занижаются и учителями. Поэтому для подбора оптимального программно-аппаратного оборудования, необходимо го для полноценного удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся, важно учитывать функциональное состояние их здоровья, а также иметь четкое представление о роли и возможностях ИКТ в образовательном процессе для таких учащихся [9, 10, 2]. Вместе с тем, создание подходящей технологической инфраструктуры само по себе не может разрешить всех проблем [11, 8]. Для реализации наиболее полного внедрения ИКТ в инклюзивное образование требуется готовность педагогов создавать и применять на практике инновационные методы обучения, а также изменять и адаптировать существующие подходы в соответствии с новыми открывающимися возможностями интеграции в инклюзивное образование самых современных технологий [3].

Дистанционное обучение - образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги детям с особыми нуждами с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждения образования.

Основываясь на исследовании Закотновой П.В. выделим следующие принципы дистанционного обучения [7]:

1. Принцип активности и самостоятельности обучающихся как основных субъектов образования, подразумевающий наличие внутреннего мотива получения образования.

2. Принцип кооперативной деятельности, предусматривающий совместную деятельность обучающегося с педагогом по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения. Деятельностная сторона дистанционного обучения должна превалировать над информационной, а это значит, что, во-первых, содержание учебных материалов выстраивается вокруг основных видов деятельности обучающегося; во-вторых, организация процесса обучения построена на рефлексии обучающимися собственного опыта и результатов учебной деятельности.

3. Принцип опоры на жизненный опыт обучающегося, используемый в качестве одного из источников обучения.

4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый выбирает себе собственную программу обучения с учетом образовательных потребностей и целей, опыта, психологических и физических возможностей.

5. Принцип актуализации результатов обучения, предполагающий безотлагательное применение на практике приобретенных знаний.

6. Принцип рефлексивности. Он подразумевает осмысление обучающимися всех параметров процесса обучения, способов деятельности, и главное, собственных изменений.

7. Принцип модульно-блочной организации содержания образования и деятельности обучающихся.

8. Проблемность, диалогичность и практикоориентированность содержания и характера взаимодействия в учебном процессе.

9. Системность и целостность обучения. Этот принцип предусматривает соответствие содержания, методов, средств обучения и видов деятельности.

10. Принцип сочетания видов общения.

Внедрение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд преимуществ:

- доступ обучающихся с ОВЗ к образовательным и иным информационным ресурсам;

- социализация и интеграция обучающихся с ОВЗ в общество (широкий охват аудитории обучающихся);

- учет индивидуальных особенностей обучающихся;

- интерактивность обучения;

- пространственная и временная безграничность обучения;

- постоянное технологическое совершенствование.

В настоящее время развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Переход к новым аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении. Использование новых информационных технологий в организации лиц с ограниченными возможностями здоровья, основано на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсарного подхода и преодолению нарушений в развитии [12].

Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором обучаемым предоставляется учебный материал, осуществляется взаимодействие с преподавателем при использовании технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Основная роль информационных и телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении - это обеспечение учебного диалога между преподавателем и обучающимися в ходе образовательного процесса, осуществляемого на расстоянии.

В основе дистанционной поддержки инклюзивного образования лежим модульный принцип, где каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям обучаемого с ОВЗ.

Для реализации дистанционной поддержки педагогу необходимо сформировать структуру типового дистанционного курса, в модели которого должны присутствовать следующие блоки:

1. Блок содержания курса (лекции, инструкции для слушателей, источники, глоссарии).

2. Блок контроля:

- текущий (контрольная работа, веб-квест, резюме, статья, ситуационный анализ, тест, консультации on-line);

- итоговый (круглый стол, проектная работа, дистанционный урок).

3. Организационный блок (форум знакомств, документация учебного процесса, текущие объявления).

4. Блок средств коммуникаций для индивидуального и группового обучения (форум, e-mail, ICQ, wiki-wiki, видеоконференции, голосовой чат, блоги, сайты сетевых сообществ, чат, список рассылки и др.).

5. Блок подведения итогов (рефлексия после изучения каждого модуля и в конце курса).

Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 -проведение курса, и блок 5 - фиксирование результатов. Каждый блок может быть включен в систему дистанта или организован в традиционной аудиторной форме. При этом для реализации дистанционной поддержки инклюзивного образования преподаватель должен знать образовательный сегмент сети Интернет, ориентироваться в педагогических сетевых сообществах, иметь навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знать и уметь применять педагогические технологии дистанционного обучения, уметь преподавать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.

Выводы. Дистанционная поддержка инклюзивного образования является эффективной моделью обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае происходит интеграция электронного и традиционного образования.

Литература:

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том 21. - №1. - С. 136-145.

2. Артюхина М.С. Интеграция интерактивных технологий как средство личностного роста при обучении математике бакалавров гуманитарного направления / М.С. Артюхина / Ярославский педагогический вестник.

- 2016. - №4. - С. 59 - 63.

3. Бадарч Дендев. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

4. Бодрова И.В. Инклюзивное дистанционное образование [Электронный ресурс] / И.В. Бодрова. -Режим доступа: http: // cyberleninka.ru /article /п/ inklyuzivnoe-distantsionnoe-obrazovanie

5. Булавко О.В., Иваницкая М.В., Мурий Н.П. Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 123-125. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10065/

6. Витвицкая Л.А., Студеникина О.В. Реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. - №12 (200). - 2016. - С. 9-12.

7. Закотнова П.А. Подготовка преподавателей к деятельности в системе дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.А. Закотнова. - Омск, 2004. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Колосова В.А. Использование web-технологий в процессе подготовки бакалавров направления «Государственное и муниципальное управление» / В.А. Колосова / Сборник статей участников Международной научно-практической конференции «Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы». - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - С. 525-529.

9. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе: Коллективная монография / Ю.А. Поляков, Т.С. Жилинская, М.С. Помелова [и др.]; под общ.ред. Н.В. Лалетина. -Красноярск: Центр информации, 2011. - 172 с.

10. Помелова М.С., Маркеева М.В. Психолого-педагогические аспекты применения интерактивных средств наглядности в начальной школе / М.С. Помелова, М.В. Маркеева // В мире научных открытий. - 2012.

- № 5-4 (29). - С. 42-53.

11. Помелова М.С., Санина Е.И. Возможности современных форм обучения математике при подготовке студентов-гуманитариев [электронный ресурс] / М.С. Помелова, Е.И. Санина // электронный журнал // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/104-6566

12. Туйбаева Л. И. Информационные технологии как способ реализации дифференцированного подхода в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 37. - С. 211-215.

13. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

14. Шевелева Н.Е., Кравченко Е.Н., Кустова Н.А. Особенности инклюзивного математического образования в экономическом вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27582

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор Арябкина Ирина Валентиновна

Ульяновский государственный педагогический университет (Ульяновск); доктор педагогических наук, доцент Федорова Светлана Ивановна

Ульяновский государственный аграрный университет (Ульяновск)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Аннотация. Статья посвящена историческим аспектам образования и просвещения в Симбирской губернии, появлению первых школ, гимназий, университетов. Выявлены характерные особенности образовательной системы Симбирска конца XIX - начала XX века, проанализирован вклад известных ученых, педагогов в ее развитие.

Ключевые слова: образование, гимназии, школы Симбирска.

Annotation. The article is devoted to the historical aspects of education and enlightenment in the Simbirsk province, the emergence of the first schools, gymnasiums, and universities. The characteristic features of the Simbirsk educational system at the end of the 19th - early 20th century are revealed, the contribution of famous scientists and teachers to its development is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.