Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ИМИДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ'

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ИМИДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / СТРУКТУРА ИМИДЖА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Маргарита Михайловна

Рассматривается необходимость изучения роли имиджа, влияющего на процесс подготовки студентов - будущих педагогов-хореографов в образовательном процессе на примере вуза культуры и искусств. Профессиональный имидж - важная компетенция каждого педагога-хореографа и востребованное профессиональное качество, непосредственно повышающее эффективность педагогической деятельности. Проблемой выступает соответствие имиджа педагога и качества образования, которое он транслирует обучающимся. Именно имидж педагога оказывает непосредственное влияние на педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, регулирует нормы дозволенности в процессе обучения и определяет в целом степень вовлеченности обучающегося в педагогический процесс. Приведены результаты исследования отношения к имиджу преподавателей хореографических дисциплин, осуществляющих подготовку студентов - будущих педагогов-хореографов. Представлены результаты исследования оценки имиджа преподавателей студентами - будущими педагогами-хореографами. Предложена идея изучения роли имиджа в рамках освоения содержания учебной дисциплины «Психология и педагогика хореографического искусства (Педагогика)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцова Маргарита Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE ROLE OF IMAGE FOR TRAINING FUTURE TEACHERS-CHOREOGRAPHERS

The article examines the role of image for training future teachers-choreographers at the Institute of Culture and Arts. The modern period of Russian development has indicated the necessity of updating the key priorities in the system of professional training, including the sphere of culture and art. Modernization of education inevitably results in updating of teachers’ qualifications with an accent on universal and generic skills including both professional and pedagogical competencies which are important for any teacher to function efficiently, including teachers of choreography. Hence, the professional image as an important qualification of any teacher becomes not only a significant but also marketable professional skill that can greatly increase the pedagogical effectiveness. At the same time, developing a professional image is a long and difficult process and it is the product of self-knowledge and self-development. In this regard, developing a positive image of a person becomes an urgent problem not only for the politics and business, but also in teachers’ activity, including the teachers of culture and art, whose task is to train highly qualified and competitive specialists. The characteristics of the concepts “image”, “professional image”, “image structure” are introduced. It is shown that image reflects a certain style of new social behavior and it can directly influence the training of future teachers-choreographers contributing to its success. The article presents the empirical research results concerning the role of image in the professional activity of teachers of choreographic disciplines who train future teacherschoreographers. The article examines the attitude of students to issues of their own image and the image of teachers on the example of the Institute of Culture and Arts. Based on this research results, some changes have been made to the curriculum of the discipline “Psychology and Pedagogy of Choreographic Art (Pedagogy)”.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ИМИДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ»

УДК 377

й01: 10.23951/2307-6127-2020-6-160-171

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ИМИДЖА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

М. М. Шевцова

Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово

Рассматривается необходимость изучения роли имиджа, влияющего на процесс подготовки студентов - будущих педагогов-хореографов в образовательном процессе на примере вуза культуры и искусств. Профессиональный имидж - важная компетенция каждого педагога-хореографа и востребованное профессиональное качество, непосредственно повышающее эффективность педагогической деятельности. Проблемой выступает соответствие имиджа педагога и качества образования, которое он транслирует обучающимся. Именно имидж педагога оказывает непосредственное влияние на педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, регулирует нормы дозволенности в процессе обучения и определяет в целом степень вовлеченности обучающегося в педагогический процесс. Приведены результаты исследования отношения к имиджу преподавателей хореографических дисциплин, осуществляющих подготовку студентов - будущих педагогов-хореографов. Представлены результаты исследования оценки имиджа преподавателей студентами - будущими педагогами-хореографами. Предложена идея изучения роли имиджа в рамках освоения содержания учебной дисциплины «Психология и педагогика хореографического искусства (Педагогика)».

Ключевые слова: имидж, индивидуальный имидж, профессиональный имидж, структура имиджа, компетенция, педагог-хореограф.

Актуальность обращения к вопросам изучения имиджа обусловлена процессами, происходящими в современном обществе. Во-первых, это обращение к личности как центру общественной системы, предопределившей рост значимости человеческой индивидуальности, выражающейся в ее способностях, качестве профессиональной подготовки, восприимчивости к нововведениям, готовности к творческому поиску. Во-вторых, формирование нового стиля социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития общества, выражающегося в реализации широких социальных контактов личности. Непосредственным отражением данных процессов сегодня как никогда выступает имидж, требующий изучения условий и механизмов его возникновения и функционирования в обществе.

В этих условиях актуальным является необходимость обновления основных приоритетов в системе профессиональной подготовки специалистов. В нормативно-правовых документах системы высшего образования, в том числе в сфере культуры и искусства, сформулированы требования к подготовке квалифицированных кадров с учетом многообразных профессиональных качеств, социальных функций и ролей в обществе. Центральное место в содержании данных документов занимают универсальные и общепрофессиональные компетенции, включающие и профессионально-педагогические, выступающие основой продуктивного функционирования преподавателя, в том числе и преподавателя хореографических дисциплин [1, 2].

Понятие профессиональной компетенции преподавателя - это не только единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности,

но и понятие, соответствующее требованиям времени, помогающее адекватно действовать в постоянно меняющейся ситуации. Современный преподаватель должен быть профессионально гибким, мобильным, способным быстро адаптироваться к происходящим переменам [3].

В связи с этим важным востребованным профессиональным качеством, непосредственно повышающим эффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж. Профессиональный имидж - это важная компетенция каждого преподавателя, формирование его - трудоемкий процесс и результат самопознания и саморазвития. Рассмотрение профессионального имиджа преподавателя, как фактора эффективной профессиональной деятельности, приводит к необходимости определения содержания понятия «имидж» [3].

На сегодняшний день существует множество дефиниций понятия «имидж», рассмотрим лишь некоторые из них. Так, П. Берд определяет имидж как общее впечатление, которое вы производите на окружающих. Оно складывается из того, как вы представляете людям свои идеи, как ведете себя в обществе, как одеваетесь, как и что говорите, что делаете [4]. В. М. Шепель, специалист в области социологии управления и имиджелогии детально рассматривающий вопросы этого направления, трактует имидж как динамическую систему, поскольку она является результатом постоянной работы человека над собой. На него влияют природные качества, жизненный и профессиональный опыт, воспитание и образование личности [5]. Р. Вердербер и К. Вердербер понимают имидж как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо [6].

Результаты исследований, полученные в настоящее время учеными в процессе изучения вопросов формирования имиджа личности, безусловно, внесли значимый вклад и в создание имиджа современного педагога, в том числе педагога, преподающего хореографические дисциплины (Л. К. Аверченко, Б. А. Вяткин, Е. В. Егорова-Гантман, А. А. Калюжный, Т. Н. Мацаренко, Л. М. Митина, Е. Н. Русская, Э. Г. Патрикеева, А. А. Перцева, А. Б. Черед-някова, В. М. Шепель, С. Д. Якушева и др.).

Имидж - это характеристика, присущая человеку, представляющая собой образ, воспринимаемый аудиторией. Одна из важных функций имиджа - это формирование положительного отношения к социальному субъекту. Принято разделять имидж на две составляющие: это личностный (индивидуальный) имидж и профессиональный имидж.

Индивидуальный имидж педагога - это не только система его личностных качеств, включающих толерантность, тактичность, доброжелательность и другие, но и психологических средств: вербальных и невербальных, к которым целенаправленно прибегает педагог с целью достижения оптимального результата педагогической деятельности.

По мнению В. Н. Черепановой, имидж - это целенаправленно сформированный интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой. В структуру внешнего слоя имиджа входят визуальный, аудиальный, ольфакторный и кинестетический образы [7].

Анализ работ, посвященных изучению имиджа, демонстрирует многообразие подходов к пониманию его содержательной основы, структуры и функций. Мы не ставим перед собой цели в рамках данной статьи раскрыть все многообразие функций, которые выполняет имидж, а лишь рассмотрим некоторые подходы к структуре имиджа.

Говоря об имидже как о сложном феномене, имеющем междисциплинарный характер, необходимо остановиться на рассмотрении структуры имиджа. Сегодня встречается несколько подходов к толкованию данного понятия. В настоящее время не существует и единого подхода к определению структуры имиджа. Так, в структуре имиджа, предложенной Л. М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты [8].

М. В. Удальцова, сближая понятия имиджа и персонификации, включает в структуру имиджа как естественные свойства личности, так и специально созданные. При этом слагаемыми имиджа выступают профессионализм, компетентность, нравственная надежность, гуманитарная образованность, а также компетентность в области психотехнологий. Кроме того, имидж, по ее мнению, говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека. К примеру, Е. Н. Русская выделяет три основных компонента в структуре имиджа человека: визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика, голос), внутренний образ (темперамент, настроение, личностные качества) и менталитет (духовная практика, интеллект) [9, 10].

Как целостность другого набора компонентов рассматривает индивидуальный имидж В. В. Бойко:

а) аудиовизуальная культура личности (речь, манера держаться, одежда, прическа, соответствующие ожиданиям большинства или определенной группы людей);

б) стиль поведения (профессиональный, интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, коммуникативный, эстетический, этический);

в) внутренняя философия, система ценностей человека (жизненные установки, нравственное кредо, система отношений), что, безусловно, накладывает отпечаток на внешность и манеры поведения;

г) атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности (обстановка офиса, автомобиль и т. д.);

д) психогигиенический «Я-образ» (в общем виде притягательный психогигиенический образ партнера таков: он внешне и внутренне спокоен, активен, доброжелателен, оптимистичен, всегда в хорошем настроении, миролюбив и т. д.) [8].

Для подтверждения необходимости изучения роли имиджа в подготовке студентов -будущих педагогов-хореографов, в рамках получения практических результатов нами проведено исследование на базе Кемеровского государственного института культуры (КемГИК). Для этого разработано три вида анкеты. Первая направлена на выявление отношения к вопросам имиджа педагогов, непосредственно осуществляющих подготовку студентов на факультете хореографии в КемГИК и преподающих хореографические учебные дисциплины как базового, так и вариативного цикла. Вторая анкета нацелена на выявления отношения к имиджу своих педагогов, преподающих хореографические дисциплины на факультете хореографии в КемГИК самими студентами. Третья направлена на оценку самими студентами - будущими педагогами-хореографами своих профессиональных и личностных качеств, необходимых им для формирования собственного имиджа.

Всего в исследовании приняли участие 15 педагогов, работающих на факультете хореографии КемГИК, и 32 студента (28 девушек и 4 юноши) 1-4-х курсов различных направлений подготовки - «Хореографическое искусство» (профиль: искусство балетмейстера), «Хореографическое исполнительство» (профиль: артист-танцовщик ансамбля народного танца, педагог-репетитор) и «Народная художественная культура» (профиль: руководство хореографическим любительским коллективом).

По результатам первой анкеты, направленной на выявление отношения педагогов, преподающих хореографические дисциплины базового и вариативного циклов, к вопросам имиджа, можно отметить следующее.

Так, на вопрос «Как Вы считаете, является ли имидж педагога-хореографа одной из составляющих успеха его педагогической деятельности?», преподаватели ответили следующим образом (рис. 1). Абсолютно убеждены в том, что имидж - это важная ключевая составляющая успеха их собственной педагогической деятельности, 60 % опрошенных (9 педагогов), 26,66 % (4 педагога) ответили отрицательно, не согласившись с тем, что имидж играет важную роль в успешной реализации педагогической деятельности, при этом 13,33 % (2 педагога) затруднились с ответом. Как видно, чуть больше половины опрошенных преподавателей все-таки отмечают, что имидж, несомненно, важен в осуществлении педагогической деятельности, и считают, что имидж влияет на ее успешность.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Да, имидж является ключевой Нет, имидж не является Затруднились ответить

составляющей успеха составляющей успеха

деятельности деятельности

Рис. 1. Результаты ответов на вопрос: «Как Вы считаете, является ли имидж педагога, преподающего хореографические дисциплины, одной из составляющих успеха его педагогической деятельности?»

На вопрос анкеты «Должен ли педагог, преподающий хореографические дисциплины, уделять внимание своему имиджу?» (рис. 2), преподаватели ответили следующим образом: 66,66 % (10 педагогов) считают, что просто необходимо уделять внимание своему имиджу, при этом 13,33 % (2 педагога) ответили отрицательно и 20 % (3 педагога) затруднились с ответом. То есть больше половины педагогов осознают, что им необходимо уделять внимание собственному имиджу. Если суммировать число педагогов, ответивших отрицательно и затруднившихся дать ответ, то получается, что 33,33 % (5 из 15 педагогов) либо вообще не задумываются об этом, либо не имеют достаточных знаний и опыта в решении данного вопроса.

На вопрос «По Вашему мнению, на кого должен быть ориентирован имидж педагога, преподающего хореографические дисциплины?», были получены следующие ответы (рис. 3). Вариант ответа «работодатель» выбрали 20 % опрошенных (3 педагога), вариант ответа «студенты» - 53,33 % (8 педагогов), вариант ответа «родители / законные представители» - 0 % педагогов, вариант ответа «коллеги на факультете» отметили 13,33 % респондентов (2 педагога). При этом по 6,66 % (по 1 педагогу) набрали два оставшихся варианта ответа: «друзья» и «другое - собственный вкус».

На вопрос «На какие направления в работе педагога, преподающего хореографические дисциплины, по Вашему мнению, влияет имидж?» получены следующие ответы (рис. 4). Вариант ответа «приобретение авторитета у студентов» выбрали 40 % опрошенных (6 педагогов)? «увеличение конкурентоспособности в современной среде образовательных услуг, как в рамках вуза / страны, так и в международном масштабе» - 6,66 % (1 педагог), «признание в научном и творческом сообществе» - 6,66 % (1 педагог) и вариант ответа «повышение рейтинга педагога как мотивация и оценка его деятельности» выбрали 46,66 % (7 педагогов).

Да, необходимо работать над Нет, не нужно работать над созданием своего имиджа созданием своего имиджа

Затруднились ответить

Рис. 2. Результаты ответов на вопрос «Должен ли педагог, преподающий хореографические дисциплины, уделять

внимание своему имиджу?»

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1

Работодатель

Студенты

Родители

Коллеги на факультете

Друзья

Другое -собственный вкус

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос «По Вашему мнению, на кого должен быть ориентирован имидж педагога,

преподающего хореографические дисциплины?»

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос «На какие направления в работе педагога, преподающего хореографические

дисциплины, по Вашему мнению, влияет имидж?»

На вопрос «Как Вы считаете, какие ключевые факторы влияют на формирование имиджа педагога, преподающего хореографические дисциплины?» получены следующие результаты (рис. 5). Для определения ключевых факторов, влияющих на формирование имиджа педагога, преподающего хореографические дисциплины, педагогам было предложено определить приоритетность этих факторов по пятибалльной шкале, где пять - это самое важное и далее по убыванию. На выбор были предложены: позиция работодателя (поощрение педагога работодателем для формирования позитивного профессионального имиджа); социально-экономический статус педагога; отношение государства к педагогу; личностный фактор; СМИ; другое. Получены следующие результаты анкетирования: личностный фактор отметили 33,33 % опрошенных (5 педагогов); позицию работодателя - 26,66 % (4 педагога); социально-экономический статус педагога - 26,66 % (4 педагога); отношение

государства к педагогу - 13,33 % (2 педагога); СМИ - 0 %, другое - 0 %.

Социально- Отношение экономический государства статус педагога к педагогу

Рис. 5. Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, какие ключевые факторы влияют на формирование имиджа

педагога, преподающего хореографические дисциплины?»

На вопрос «Соответствуют ли Вашему представлению об имидже преподавателя вуза культуры профессиональные и личностные качества педагогов, работающих на факультете хореографии КемГИК» получены следующие ответы (рис. 6). Вариант ответа «да» выбрали 33,33 % респондентов (5 педагогов), вариант ответа «нет» - 6,66 % (1 педагог), вариант ответа «частично» - 40 % (6 педагогов), вариант ответа «затрудняюсь ответить» отметили 20 % опрошенных (3 педагога).

Следующим этапом в изучении роли имиджа в подготовке студентов - будущих педагогов-хореографов стало анкетирование уже самих студентов факультета хореографии КемГИК. В опросе приняли участие 32 студента (28 девушек и 4 юноши), обучающихся на данном факультете. Анкета включала вопросы, касающиеся выявления отношения студентов к имиджу своих преподавателей (табл. 1). По результатам второй анкеты, раскрываю-

50%

1

Да, соответствует Нет, не соответствует Частично Затрудняюсь

соответствует ответить

Рис. 6. Результаты ответов на вопрос «Соответствуют ли Вашему представлению об имидже преподавателя вуза культуры профессиональные и личностные качества педагогов, работающих на факультете хореографии КемГИК»?

щей частоту проявлений определенных качеств у педагогов, преподающих хореографические дисциплины в КемГИК, были получены следующие результаты.

Таблица 1

Результаты отношения к имиджу преподавателей хореографических дисциплин со стороны студентов - будущих педагогов-хореографов КемГИК

Вопрос Вариант ответа Количество ответов % от общего количества ответов

Насколько ясно и доступно Всегда ясно и доступно излагают учебный материал 6 18,75

преподаватели излагают Часто 20 62,5

учебный материал? Редко 3 9,37

Данное качество отсутствует 3 9,37

Побуждают и поддерживают Всегда побуждают и поддерживают интерес к своим 6 18,75

ли преподаватели интерес к предметам

предметам? Данное качество проявляется часто 11 34,37

Поддержание интереса к предмету происходит редко 11 34,37

Качество отсутствует полностью 4 12,5

Насколько преподаватели Преподаватели всегда доброжелательны и тактичны 6 18,75

доброжелательны и тактич- со студентами

ны со студентами? Данные качества проявляются часто 23 71,87

Данные качества проявляются редко 3 9,37

Обладают ли преподаватели Преподаватели всегда располагают к себе, обладают 9 28,125

природным обаянием, природным обаянием

располагают ли к себе? Преподаватели часто проявляют упомянутые качества 11 34,37

Качества проявляются редко 9 28,125

Качества отсутствуют 3 9,37

Имеют ли преподаватели Преподаватели всегда имеют опрятный внешний вид 26 81,25

опрятный внешний вид? Данное качество проявляется часто 3 9,37

Качество проявляется редко 3 9,37

Обладают ли преподаватели Преподаватели всегда используют грамотную речь 12 37,5

грамотной речью? Данное качество проявляют достаточно часто 20 62,5

Обладают ли преподаватели Преподаватели всегда демонстрируют живую жести- 12 37,5

живой жестикуляцией, куляцию, разнообразную мимику

разнообразной мимикой? Респондентов отметили, что упомянутое качество преподаватели проявляют часто 14 43,75

Качество проявляется редко 3 9,37

Качество отсутствует. 3 9,37

Обладают ли преподаватели Преподаватели всегда обладают индивидуальным 18 56,25

индивидуальным стилем? стилем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное качество проявляется часто 14 43,75

Как часто преподаватели Дреподаватели всегда творчески подходят к организа- 4 12,5

творчески подходят к ции учебных занятий

организации учебных Данное качество проявляется часто 10 31,25

занятий? Преподаватели редко творчески подходят к организации учебных занятий 15 46,87

Качество отсутствует 3 9,37

Соответствуют ли Вашему Качество проявляется всегда 6 18,75

представлению об имидже Профессиональные и личностные качества преподава- 20 62,5

преподавателей вуза культуры профессиональные и телей часто соответствуют представлению об имидже преподавателей вуза культуры

личностные качества Качество проявляется редко 3 9,37

преподавателей факультета хореографии? Качество отсутствует 3 9,37

Проанализировав ответы студентов, можно отметить, что у ряда педагогов выявлены некоторые проблемы в проявлении у них определенных качеств, влияющих на ход организации образовательного процесса. К ним можно отнести результаты, полученные при ответах на вопросы «Побуждают и поддерживают ли преподаватели интерес к предметам?» и «Как часто преподаватели творчески подходят к организации учебных занятий?». Результаты ответов на вопрос «Побуждают и поддерживают ли преподаватели интерес к предметам?» показывают, что в целом педагоги стремятся поддерживать интерес к преподаваемому ими предмету. Суммировав результаты вариантов ответов «всегда» и «часто», получается, что педагоги поддерживают интерес к своему предмету на должном уровне (мнение 53,12 % студентов). Если суммировать ответы «редко» и «качество отсутствует полностью», то 46,87 % студентов не удовлетворены мотивацией к поддержанию интереса к преподаваемому предмету. При этом самой существенной проблемой оказалось то, что преподаватели, принявшие участие в анкетировании, достаточно редко творчески подходят к организации учебных занятий.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что преподаватели хореографических дисциплин, работающие в Кемеровском государственном институте культуры, доброжелательные, тактичные, обладают индивидуальным стилем, имеют опрятный внешний вид. Они в целом стремятся побуждать и поддерживать интерес студентов к преподаваемому предмету, ясно и доступно излагать учебный материал. Единственной существенной проблемой в работе преподавателей, по мнению студентов, является то, что они достаточно редко творчески подходят к организации учебных занятий. В целом студенты позитивно оценивают индивидуальный имидж преподавателей.

Обобщив полученные результаты второй анкеты, раскрывающей частоту проявлений определенных качеств у преподавателей хореографических дисциплин в КемГИК, можно составить собирательный «идеальный» образ-портрет современного преподавателя хореографических дисциплин, осуществляющего профессиональную подготовку студентов - будущих педагогов-хореографов.

Это преподаватель, который, по мнению студентов, всегда ясно и доступно излагает учебный материал; побуждает и поддерживает интерес к своему (своим) предмету; доброжелателен и тактичен в общении со студентами; располагает к себе, обладает природным обаянием; имеет опрятный внешний вид; отличается грамотной речью; демонстрирует живую жестикуляцию и разнообразную мимику; обладает собственным индивидуальным стилем; творчески подходит к организации учебных занятий.

Результаты по итогам третьей анкеты, направленной на оценку студентами - будущими педагогами-хореографами своих профессиональных и личностных качеств, необходимых им для формирования собственного имиджа, представлены в табл. 2. В целом можно отметить следующее: отношение к имиджу является позитивным. Большая часть студентов после окончания института планирует работать преподавателями хореографических дисциплин. Приоритетными качествами в работе преподавателя считают эрудированность, дисциплинированность, креативность и чувство юмора. Стремятся быть разносторонне развитыми в рамках получаемой ими специальности, для этого посещают мастер-классы, имеют и другие увлечения, связанные с будущей профессией, такие как музыка, театр, живопись. В работе преподавателя считают недопустимым: наличие «любимчиков», проявление демонстративного повышенного внимания к «любимчикам» на занятиях; отсутствие внимания к какому-либо студенту; неумение объяснить материал; незаинтересованность в своем

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов - будущих педагогов-хореографов КемГИК

Вопрос Вариант ответа Количество ответов % от общего количества

ответов

Укажите Ваш пол Мужской 4 12,5

Женский 28 87,5

На каком курсе Вы обучаетесь? Студенты 1-го курса 7 21,87

Студенты 2-го курса 8 25

Студенты 3-го курса 12 37,5

Студенты 4 курса. 5 15,6

Планируете ли Вы после оконча- Планируют работать преподавателями 18 56,25

ния института работать препода- хореографических дисциплин

вателем хореографических дисциплин? Другой свой вариант ответа - студенты планируют работать исполнителями в различных ансамблях, как народного, так и современного танца 11 34,37

Затруднились ответить на данный вопрос 3 9,37

Обладаете ли Вы достаточными Обладают достаточными теоретическими и 12 37,5

теоретическими и практическими практическими знаниями для осуществле-

знаниями для осуществления ния педагогической деятельности на данном

педагогической деятельности на этапе обучения

данном этапе обучения? Не обладают достаточными теоретическими и практическими знаниями для осуществления педагогической деятельности на данном этапе обучения 8 25

Затруднились ответить на данный вопрос 12 37,5

Какой стиль в общении с обучаю- Демократический стиль 20 62,5

щимися Вы считаете наиболее Авторитарный стиль 12 37,5

приемлемым? Либеральный (попустительский) 0 0

Какие свои качества, как будущего Эрудированность 8 25

преподавателя Вы считаете Дисциплинированность 8 25

самыми важными в работе с Чувство юмора 8 25

обучающимися? Креативность 8 25

Посещаете ли Вы мастер-классы Посещаем 18 56,25

по своей специальности? Не посещаем 14 43,75

Есть ли у Вас другие увлечения, Да, есть такие увлечения 26 81,25

связанные с будущей профессией? Нет, дополнительных увлечений не имею 6 18,75

Напишите, что Вы считаете Наличие у преподавателя «любимчиков» 8 25

недопустимым в работе преподавателя хореографических дисци- Яркая демонстрация повышенного внимания к «любимчикам» на занятиях 6 18,75

плин? Отсутствие внимания к менее подготовленным студентам 8 25

Неумение объяснить учебный материал 5 15,62

Незаинтересованность в своем деле, халат- 5 15,62

ное отношение к своей работе

Хороший преподаватель должен... Излагать материал ясно и доступно 6 18,75

закончите предложение своим Разъяснять сложные вопросы и приводить 6 18,75

вариантом ответа примеры

Уметь вызвать интерес у аудитории 7 21,87

Показать практическую значимость изучае- 7 21,87

мого материала

Демонстрировать культуру общения 6 18,75

деле, халатное отношение к своей работе. По мнению студентов, хороший преподаватель должен ясно и доступно излагать учебный материал, разъяснять сложные вопросы, приводить конкретные примеры, уметь вызвать интерес у аудитории, показать практическую значимость изучаемого материала, демонстрировать высокую культуру общения.

Студенты - будущие педагоги-хореографы стремятся соответствовать достойному имиджу своих преподавателей, при этом работают над развитием собственного позитивного профессионального имиджа. Это проявляется в их стремлении быть разносторонне развитыми в рамках получения образования по выбранной специальности.

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости рассматривать имидж как комплексный инструмент в практике работы педагога, позволяющий обеспечивать соблюдение гармоничного баланса между индивидуальностью каждого педагога и внешними требованиями, предъявляемыми к нему системой образования. Имидж педагога-хореографа отражает уровень хореографического образования, который он передает своим обучающимся, делает коммуникационную практику более продуктивной, обеспечивая эффективный взаимовыгодный контакт между педагогом и обучающимися - активными субъектами образовательного процесса.

Результаты проведенного исследования послужили основой для внесения изменений в содержание рабочей программы учебной дисциплины «Психология и педагогика хореографического искусства (Педагогика)» в рамках раздела «Введение в педагогическую деятельность» (тема «Педагогическая деятельность и общение») в части построения профессио-граммы «педагога-хореографа». Рассматриваемые в данной статье вопросы изучения роли имиджа направлены на повышение качества и эффективности образовательного процесса на примере вузов культуры и искусств в плане подготовки будущих педагогов-хореографов.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 52.03.02 Хореографическое исполнительство: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2017 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство (уровень бакалавриата): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2016 г.

3. Петрова Е. А. Имидж и его изучение в современной науке. М.: РИЦ АИМ, 2005. Т. 1. 411 с.

4. Берд П. Продай себя. Тактика улучшения вашего имиджа / пер. с англ. Т. А. Сиваковой. М.: Амалфея, 1997. 371 с.

5. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997. 215 с.

6. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2003.

7. Калюжный А. А. Развитие имиджа учителя в контексте Я-концепции и стилей педагогического взаимодействия // Социальный психолог. 2005. № 2.

8. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 346 с.

9. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. Киев, 2000. 259 с.

10. Вяткин Б. А. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 73-81.

Шевцова Маргарита Михайловна, старший преподаватель, Кемеровский государственный институт культуры (ул. Ворошилова, 17, Кемерово, Россия, 650056). E-mail: superpearlmargo@mail.ru

Материал поступил в редакцию 10.05.2020

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-160-171

STUDYING THE ROLE OF IMAGE FOR TRAINING FUTURE TEACHERS-CHOREOGRAPHERS

M. M. Shevtsova

Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russian Federation

The article examines the role of image for training future teachers-choreographers at the Institute of Culture and Arts. The modern period of Russian development has indicated the necessity of updating the key priorities in the system of professional training, including the sphere of culture and art. Modernization of education inevitably results in updating of teachers' qualifications with an accent on universal and generic skills including both professional and pedagogical competencies which are important for any teacher to function efficiently, including teachers of choreography. Hence, the professional image as an important qualification of any teacher becomes not only a significant but also marketable professional skill that can greatly increase the pedagogical effectiveness. At the same time, developing a professional image is a long and difficult process and it is the product of self-knowledge and self-development. In this regard, developing a positive image of a person becomes an urgent problem not only for the politics and business, but also in teachers' activity, including the teachers of culture and art, whose task is to train highly qualified and competitive specialists. The characteristics of the concepts "image", "professional image", "image structure" are introduced. It is shown that image reflects a certain style of new social behavior and it can directly influence the training of future teachers-choreographers contributing to its success. The article presents the empirical research results concerning the role of image in the professional activity of teachers of choreographic disciplines who train future teachers-choreographers. The article examines the attitude of students to issues of their own image and the image of teachers on the example of the Institute of Culture and Arts. Based on this research results, some changes have been made to the curriculum of the discipline "Psychology and Pedagogy of Choreographic Art (Pedagogy)".

Keywords: image, personal image, professional image, image of a teacher, image structure, competence, teacher-choreographer.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 52.03.02 Khoreograficheskoye ispolnitel 'stvo: utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiysskoy Federatsii ot 16 noyabrya 2017 g. [Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor in Education 52.03.02 Choreographic performance: approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 16, 2017] (in Russian).

2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 52.03.01 Khoreograficheskoye iskusstvo (uroven' bakalavriata): utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiysskoy Federatsii ot 12 yanvarya 2016 g. [Federal State Educational Standard of Higher Education) in the field of training 52.03.01 Choreographic art (undergraduate level): approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 12, 2016]. (in Russian).

3. Petrova E. A. Imidzh i ego izucheniye v sovremennoy nauke [Image and its study in modern science]. Moscow, RIC AIM Publ., 2005. Vol. 1. 411 p. (in Russian).

4. Berd P. Proday sebya. Taktika ulucheniya vashego imidzha [Sell yourself. Tactics for improving your image]. Translated from English by T. A. Sivakova. Moscow, Amalfey Publ., 1997. 371 p. (in Russian).

5. Shepel' V. M. Imidzhelogiya: sekrety lichnogo obayaniya [Imageology: secrets of personal charm]. Moscow, 1997. 215 p. (in Russian).

6. Verderber R., Verderber K. Psikhologiya obshcheniya [Communication psychology]. Saint Petersburg, 2003 (in Russian).

7. Kalyuzhnyy A. A. Razvitiye imidzha uchitelya v kontekste Ya-kontseptsii i stiley pedagogicheskogo vzaimodeystviya [Development of the image of a teacher in the context of self-concept and styles of pedagogical interaction]. Sotsial'nyypsikholog, 2005, no. 2 (in Russian).

8. Mitina L. M. Uchitel'kaklichnost'iprofessional [Teacher as a person and a professional]. Moscow, 1994. 346 p. (in Russian).

9. Pocheptsov G. G. Imidzhelogiya [Imageology]. Kiyev, 2000. 259 p. (in Russian).

10. Vyatkin B. A. Spetsial'nye sposobnosti v strukture individual'nosti uchitelya [Special abilities in teacher personality structure]. Voprosypsikhologii - Voprosy Psychologii, 1994, no. 4, pp. 73-81 (in Russian).

Shevtsova M. M., Senior Lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (ul. Voroshilova, 17, Kemerovo, Russian Federation, 650056). E-mail: superpearlmargo@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.