Литература:
1. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб: Речь, 2004. - 272 с.
2. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. -СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
3. Большой психологический словарь / [сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко]. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 560 с.
4. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф.Бондаренко. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 336 с. - (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94.
5. Митина, Л.М. Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М.Митина, Е.С.Асмаковец. - М.: Флинта, 2001. - 144 с.
6. Орел, В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование / В.Е. Орел // Психологический журнал. - М.: Наука, 2001. - Т. 20. - № 1. - С. 16 - 21.
7. Пайнс. Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. - СПб.: Питер, 2000. - 528 с. Пайнс. Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. - СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
8. Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Управление персоналом, российский опыт / Н.В.Самоукина. - М.: МГУ, 2000. - с. 201 - 215.
9. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С. 57 - 63.
Психология
УДК 316.6
кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Татьяна Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Машина Анастасия Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИЗУЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена анализу ролевой структуры коллектива. Исследование является частью проектной деятельности в НГПУ им. К Минина по изучению командообразования, а также создания и формирования команд студентов под различные студенческие проекты, при подготовке к прохождению производственной практики в организациях разного уровня и типа, как один из этапов профессиональной готовности.
Выделены три группы ролей, необходимых для группового взаимодействия. Сделаны выводы о наличии групп внутри коллектива, а также о характере взаимодействия отдельных членов коллектива.
Ключевые слова: группа, роль, ролевая структура, проект.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the role structure of the collective. The study is the part of the project activities at the Pedagogical University on the study of the team-building, as well as of the creation and formation of student teams for various student projects, in the preparation for the passage of the production practice in organizations of different levels and types, as one of the stages of professional readiness. Three groups of roles are required for group interaction. Conclusions are made about the presence of groups within the collective, as well as the nature of the interaction of individual members of the collective.
Keywords: group, role, role structure, project.
Введение. Ролевая структура группы представляет собой совокупность отношений между индивидами, характеризующимися распределением групповых ролей между ними, предписанные, ожидаемые и выполняемые участниками группового процесса. Каждая социальная группа имеет свою собственную структуру, характеризующуюся распределением в группе социальных ролей [2, 6].
Команда имеет важное значение в менеджменте для распределения обязанностей, более продуктивного выполнения той или иной деятельности, а самое главное для достижения поставленной цели.
Изучение ролей в группе необходимо для правильно распределения ролей в коллективе. Каждый участник группы должен получить такую роль, которая соответствует его психологическим возможностям и потенциалу.
При управлении персоналом организации важно учитывать, что работник находится в определенной социальной и производственно-технологической среде организации, входит в ту или иную социальную группу, ролевую структуру коллектива организации [3]. Ролевая структура коллектива включает в себя три вида ролей: коммуникационные, поведенческие и творческие.
Конечно, каждому человеку приходится исполнять в той или иной степени все три вида ролей, и можно говорить лишь о степени проявления его личности и той или иной творческой, коммуникационной и поведенческой роли. Поведение человека имеет разнонаправленные тенденции как к лучшему, так и к худшему и зависит от внешней среды [8].
Формулировка цели статьи. В этих условиях возникает необходимость социологического исследования, целью которого является анализ ролевой структуры коллектива. Исследование является частью проектной деятельности в НГПУ им. К Минина по изучению командообразования, а также создания и формирования команд студентов под различные студенческие проекты [5].
Задачи исследования:
- теоретический анализ видов ролей в групповом взаимодействии;
- изучение ролевой структуры учебной группы, приобретение практического опыта командной работы.
Изложение основного материала статьи. Ролевую структуру в коллективе изучали многие психологи и
ученые. Например, Р. Шиндлер в 1957 году описал четыре групповых роли (Альфа, Бета, Гамма, Омега), Дж. Морено, Д. Вэттен и К. Камерон, В. Зигерт и Л. Ланг, Мередит Белбин и др. [1, 9].
Обратимся к ключевым моментам понятия "роль".
Во-первых, это внешнее поведение, т.е. поступки, действия, которые доступны для наблюдения окружающих включая руководителя.
Во-вторых, "роль" - это устойчивый поведенческий шаблон. Это действия/поступки, которые человек снова и снова повторяет в типовых ситуациях. Это означает, что зная типовые роли своих сотрудников, руководитель становится способен прогнозировать их поведение в стандартных ситуациях делового общения, рабочего взаимодействия и т.п.
Зная, на что способны сотрудники (т.е. их типовые роли), можно руководитель может минимизировать риски, связанные с принятием управленческих решений. Например, разработку концепции новой маркетинговой стратегии лучше всего поручить "генератору идей". А вот уже для планирования и бюджетирования этой стратегии следует назначить самого главного "критика".
В-третьих, "роль" существует всегда в системе отношений. Эта система отношений, в которой фигурирует множество "переменных": другие люди (и их роли); совместная деятельность; рабочий процесс и рабочая ситуация и т.д.
Таким образом, роль — это взаимозависимость, устойчивое взаимодействие двух (или более) людей.
Зная о том, что в коллективе есть определенные роли, руководитель может сделать выводы о том, какие ещё комплементарные (дополняющие) роли с большой вероятностью есть в коллективе (т.е. можно "просчитать" носителей комплементарных ролей). Или о том, каких комплементарных ролей в коллективе, напротив, не хватает для того, чтобы команда была максимально работоспособной и успешной.
Любая группа/команда с чёткой ролевой структурой работает всегда более эффективно, чем группа, где роли не определены и не распределены. Поэтому повседневная задача хорошего руководителя заключается в ролевом структурировании группы.
Далее обратимся к видам ролей, которые можно выделить в коллективе (рисунок 1).
Кратко поясним эти роли.
1. Базовые роли в общении - универсальные роли, существуют в любой ситуации общения между двумя и более людьми. Есть три функциональных аспекта любого общения - обмен информацией, эмоциями и воздействиями. Для каждой из функций существует как минимум два полярные (противоположные по смыслу) роли.
В обмене информацией выделяют роли "приёмник" - слушает, задаёт вопросы, получает сведения и "передатчик" - рассказывает, сообщает сведения.
При обмене эмоциями - "резонатор" - проявляет эмпатию, воспринимает эмоции собеседника, реагирует на них, изменяет собственное эмоциональное состояние под влиянием собеседника и "генератор" - имеет ярко выраженную эмоциональную экспрессию, направленную на собеседника; стремится получить ожидаемую эмоциональную реакцию от собеседника.
В обмене воздействиями выделяют роли "ведомый" - изменяет своё поведение (в т.ч. цели, мотивацию, образ действий) под влиянием лидера и "лидер" - оказывает воздействие (в самом широком смысле), направленное на изменение поведения другого человека.
2. В малой группе базовые роли - универсальные роли, которые люди "играют", оказавшись в группе (не важно - рабочей или просто в дружеской компании, или в семье и т.д.) численностью до 10-15 человек. Базовые роли в малой группе во многом являются социо-биологическим феноменом.
В малой группе можно выделить пять базовых ролей:
- альфа (лидер, "звезда") - доминирует, обладает властью и силой; обладает правом принятия окончательного решения; управляет группой и отдельными её членами;
- бета (эксперт, "предпочитаемый") - "правая рука" лидера; лучше всего разбирается в основной деятельности группы; обладает информацией и авторитетом; может оказывать влияние на "альфу" и управлять отдельными членами группы;
- гамма (пассивный / адаптированный / конформист, "принимаемый") - рядовой член группы; подчиняется "альфе"; старается соответствовать нормам и правилам группы, "быть как все";
- омега (далёкий / аутсайдер, "непринимаемый" / "отвергаемый") - самый низкостатусный и бесправный член группы; забирает на себя все отрицательные эмоции и конфликты, возникающие в группе.
-дельта или Р (анти-лидер / оппозиционер) - стремится доминировать, ведёт активную и/или "партизанскую" войну с "альфой", пытается занять его место; привлекает на свою сторону "бету" и "гамму".
Рисунок 1. Ролевая структура группы (составлено авторами)
3. Роли в рабочей группе / проектной команде. Авторами затронута система групповых ролей, разработанная кембриджским профессором Рэймондом Мередитом Белбиным (рисунок 2).
Рисунок 2. Групповые роли по Р.Белбину (составлено авторами)
Необходимо отметить, что у нас в стране, также велись исследования ролевой структуры группы [4, 5].
Так независимо от Белбина в своём исследовании Емельянов выделяет 8 основных видов ролей , многие из которых фактически совпадают с ролями, которые выделяет Белбин: "Критик"; "Генераторы идей"; "Эрудиты"; "Организаторы"; "Мастера"; "Коммуникаторы"; Исполнители".
Основными методами для определения ролевой структуры являются социально-психологические методы, тестирование, наблюдение, анализ биографических и кадровых данных, материалы аттестации персонала, результаты проведения деловых игр [4].
Определение роли в команде - важно для студентов вуза, при участии в проектных мероприятиях, при подготовке к прохождению производственной практики в организациях разного уровня и типа, как один из этапов профессиональной готовности.
Оценка роли студентов в команде проводилась в феврале 2018 года, исследование проводилось в группе студентов 3-го курса направления 38.03.02 Менеджмент, профили подготовки Управление человеческими ресурсам, Маркетинг. Выборка составила 30 человек. Дальнейшая оценка ролей проводилась с использованием инструментов Google для проведения он-лайн опросов и обработки результатов. Респондентам была предложена анкета, включающая три блока, в каждом из которых необходимо было выбрать один из вариантов ответов [6, 7].
Согласно ролевой структуре все роли распределились на три блока.
Творческие роли связаны с выдвижением принципиальных идеи, доведением их до прикладного решения, а также со способностью оценивать целесообразность той или иной идеи.
Коммуникационные роли связаны с высоким личным и профессиональным авторитетом, распределением и контролем информации, связывают на неформальной межличностной основе членов группы.
Поведенческие роли определяют всегда ли человек или команда уверены или же не уверены в успехе общего дела, выражают общественную мораль, философию предприятия и права человека.
По итогам исследования получены следующие результаты:
Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам и характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, поиске альтернативных решений. Результаты по первому блоку показали, что 66,7% опрошенных относят себя к такому типу творческой роли как «Генератор идей», 23,8% видят в себе качества, которые относятся к типу «Энтузиаст» и лишь небольшая часть 9,5% респондентов считают себя «Организаторами».
Ф а) 'Генератор идей" {выдвигает
принципиальные идеи, опрецепя. . ф б) "Компилятор идей" [доводит фувдаментальные идеи доприкл... в) "Эрудит" (нежитель энциклопедических сведений по. . ф г) "Эксперт" {обладает способное. . Ф д} "Энтузиаст" (личным примером... Ф е} "КритиГ {подвергает критичен к... Ф ж)"Организатор" [организуетраб...
Рисунок 3. Скриншот «Творческие роли» (составлено авторами)
Коммуникационные роли определяют содержание и уровень участия в информационном процессе, взаимодействие и обмене информацией в процессе принятия решений. На рисунке 4. представлена диаграмма, в которой отображено процентное соотношение ответов на вопрос о коммуникационных ролях. Большинство респондентов 71,4% выбрали ответ «Проводник». Остальные доли опрошенных выбрали типы «Связной» и «Лидер».
Ф а) 'Лидер" (человек, обладающий б группе бы с о ким и личным и профе. . Ф б) "Г|еп о производитель ' (выполняет Бажную рутинную работу пс фикс. . в) "Связной" (связывает на неформальной межличностной о... Ф г) "Сторож" (распределяет и
контролирует потоки информации.. Ф д) "Координатор" (осуществляет у... Ф е}"Проводник" (человек, хорошо.
Рисунок 4. Скриншот «Коммуникационные роли» (составлено авторами)
Коммуникационные роли определяют содержание и уровень участия в информационном процессе, взаимодействие и обмене информацией в процессе принятия решений. Результаты ответов по третьему блоку выявили, что практически все участники группы 95,5% относят себя к поведенческой роли «Оптимист».
Ф а} "Оптими с т" (ЕС егда уверен в ус... Ф б) "Нигилист' {всегда не уверен в...
в) "Конформист" (следует общепр... Ф г) "Догматик" (упорнодержится из... Ф д)"Комментатор" (фиксируети ко.. Ф е} "Кляузник" (собирает и способе .. Ф ж) "Борец за правду" [является но... Ф з) "Общественник" (увлечен обще. .
У 2 Y
Рисунок 5. Скриншот «Поведенческие роли» (составлено авторами)
Выводы. Полученные данные позволяют сделать выводы, что в коллективе студентов преобладают такие типы ролей, как «Генератор идей» в разделе Творческие роли, «Проводник» в разделе
Коммуникативные роли, «Оптимист» в разделе Поведенческие роли. В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. В коллективе высоко ценят такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие. Члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности. Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Литература:
1. Белбин М.Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Рэймонд Мере-дит Белбин. -М.: Изд-во Hippo, 2003.- 315с.
2. Верхоглазенко В.Н. Командообразование: основы управления и роли в команде // Живая психология. 2017. Т. 4. № 1. С. 49-74.
3. Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Технологии адаптации персонала современной компании // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12 (59). С. 1568-1572.
4. Попов В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов. - М.: КноРус, 2013. - 320 с.
5. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).
6. Шкунова А.А., Колода С.А. Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе «организационное поведение» // [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 4(12).— URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25286579 / (дата обращения: 10.04.2018).
7. Google Форма. URL: https://goo.gl/forms/zPyuN4Fr6Cda3gv53
8. Личность и группа. Роли в группе. URL: http://www.b17.ru/blog/27243/ (дата обращения: 01.03.2018)
9. Ролевая структура. URL: https://studopedia.su/13_45144_rolevaya-struktura-kollektiva.html (дата обращения: 01.03.2018)
Психология
УДК: 316.6
кандидат педагогических наук, доцент Щиголева Нина Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социализации и адаптации современного студенчества в культурно-образовательном пространстве высшей школы, особенности и условия успешной социализации и адаптации.
Ключевые слова: социализация, адаптация, культурно-образовательное пространство, социально-психологическая адаптация, условия социальной адаптации.
Annotation. The article deals with the essence and the psychological problems of socialization and adaptation of modem students in cultural and educational space of higher school, features and conditions of the successful socialization and adaptation.
Keyword: socialization, adaptation, cultural and educational space, socio-psychological adaptation, conditions of socio adaptation.
Введение. Проблема социализации молодежи особенно важна в настоящее время, поскольку именно на этом этапе онтогенеза через усвоение системы ценностей и традиций происходит становление и закрепление социального в индивиде, формируется желаемый для общества тип личности. Студенческая молодежь составляет культурно-инновационный пласт общества, его перспективу. Студенты - основной стратегический и интеллектуальный потенциал. Это актуализирует исследование механизмов социализации молодежи, адаптации в условиях высшей школы, их специфики и трудностей. Тенденции общественного развития наполняют процесс социализации обучающихся новым содержанием. Кардинальные изменения в России связаны с экономической и социокультурной глобализацией. Они создают новые модели социализации и формирования социальной идентичности, затрудняют адаптацию молодых людей в образовательных учреждениях. Проблема социальной идентификации личности, студентов, в частности, приобретает большое значение в последние годы в теоретико - эмпирических исследованиях ученых.
Формулировка цели статьи: рассмотрение особенностей социализации и адаптации студенческой молодежи в высшей школе, выявление положительных и отрицательных особенностей социализации современного студенчества в условиях трансформации российского общества для разработки рекомендаций по оптимизации данного процесса в культурно-образовательном пространстве вуза.
Изложение основного материала статьи. Анализ существующих классических и современных концепций социализации молодежи осуществлен в работах И.А. Акимовой, А.А. Булкиной, М.К. Селезневой и др. Социализация студентов в высшей школе - это процесс познания, освоения и усвоения студентом специфических социально-профессиональных ролей, норм и ценностей, выработанных и принятых в обществе, в конкретном учебном заведении. Усвоение новых ролей необходимо для выполнения будущих социальных и профессиональных функций педагога. Этапом социализации и ее механизмом является адаптация. Важным является факт внимания ученых и практиков к проблеме адаптации студентов в вузе в последнее десятилетие, ей посвящены многие исследования.
Адаптация - процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к ее условиям. Социально-психологическая адаптация студентов - процесс приобретения ими определенного социально -психологического статуса, овладение социально-психологическими ролевыми функциями. В научном знании