Научная статья на тему 'Изучение рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» на уроке литературы в школе'

Изучение рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» на уроке литературы в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2685
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» на уроке литературы в школе»

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ

Г. Я. ШИШМАРЕНКОВА (Челябинский университет)

ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

В современных условиях нашей жизни очень остро встает вопрос об отношениях между народами.

Формирование интернационального чувства тесно связано с воспитанием гуманизма. В этом отношении большой воспитательный потенциал заключает рассказ Л. Н'. Толстого «Кавказский пленник». Наше утверждение связано с тем, что на рассказе Л. Н. Толстого очень сильно сказались традиции фольклора: с одной стороны, по линии решения нравственных проблем, с другой — по линии использования приемов устного народного творчества, народной поэтики.

Именно поэтому мы считаем, что не случайно Л. Н. Толстой испытывает своих персонажей не только преодолением препятствий, но и взаимоотношениями с пленившими их горцами.

С первых страниц рассказа Толстой обращает внимание на то, что война всегда вызывает озлобление воюющих сторон друг против друга, независимо от того, что представляет собой конкретный человек. И злоба, которую несут в себе взрослые, сказывается на детях. И это, пожалуй, страшнее всего. «Приехали в аул. Послезали с лошадей татары, собрались ребята татарские, окружили Жилина, пищат, радуются, стали каменьями пулять в него».

После побега еще безрадостней складываются отношения: «Привезли на рассвете в аул. Сбежались ребята. Камнями, плетками бьют их, визжат».

Не лучше обращаются и взрослые горцы со своими пленниками, так как они не гости, а враги. «Принес работник колодку; два чурбана дубовых на железные кольца насажены, и в одном кольце пробойчик и замок. Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай».

После побега «житье им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет. Кидали им туда тесто непеченое, как собакам, да в кувшине воду спускали. Вонь в яме, духота, мокрота».

Раскрывая тяготы жизни своих героев в плену, Л. Н. Толстой подчеркивает, что любая братоубийственная война бесчеловечна как с той, так и с другой стороны. Война несет смерть, а смерть ведет людей к озлоблению, питает их ненависть друг к другу. Когда Жилин вступает в бой с горцами, он не думает, что они тоже люди. «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой»,— думает он, поворачивая лошадь на красного татарина.

И у горцев отношение к Жилину тоже неоднозначное. И немало таких, как старик, который настаивает на том, что «русских надо убить».

Толстой объясняет читателю, чем определяется такая непримиримость по отношению к пленникам. С этой целью он вводит рассказ о старике: «Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик' поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал...».

Личные обстоятельства так озлобили старого горца, что он даже смотреть на Жилина не может, храпит, отворачивается и постоянно требует: «Убить — и кончено».

Л. Н. Толстой не ограничивается тем, что показывает — любая война озлобляет людей. Ему гораздо важнее подчеркнуть красоту и величие взаимопонимания, любви к ближнему, преодолевающих национальную рознь. 110

Именно поэтому он очень подробно описывает мирную жизнь горского аула, за которой наблюдает Жилин.

Другая одежда, другие обычаи, другое жилье, но те же заботы, что у каждого человека. Живут горцы обыкновенной жизнью, нет в них ничего кровожадного. И глубоко страдают они, теряя своих близких. «Бывало, приезжают они — гонят с собою скотину и приезжают веселые. А на этот раз ничего не пригнали, а привезли на седле своего убитого татарина, брата рыжего. Приехали сердитые...».

Можно ли обойтись людям без того, чтобы причинять друг другу боль и страдания? — спрашивает Толстой своим рассказом и отвечает: можно.

Он подчеркивает, что любой народ ценит в человеке высокие нравственные качества.

Так, для горца настоящим человеком является тот, кто отличается мужеством и смелостью. Не случайно «черный татарин» сразу оценил не только поведение Жилина в бою, но и его самого: «Корошо, урус1... Корош урус!», «Урус джигит», «Джигит, урус!».

Именно хозяин Жилина произносит значительные слова, глубокие по своему смыслу: «Твоя хорош, моя хорош». Этими словами своего персонажа Толстой утверждает ценность каждой человеческой личности. И никто не вправе посягать на ее жизнь, диктовать законы, по которым она должна жить.

Л. Н. Толстой подчеркивает, что люди могут и должны жить в мире, обходиться без крови и мести.

Целый месяц жил Жилин в ауле. И хотя он был пленником, по-иному стали относиться к нему горцы. А почему? Да потому, что превыше всего в мирной жизни люди, независимо от национальности, ценят мастерство.

Жилин и в плену не оставался без дела: «а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев». Когда на речке Жилин игрушку" сделал, вся деревня ему одобрение высказывала: «мальчишки, девчонки, бабы; и татары пришли, языком щелкают: «Ай, урус, ай, Иван!».'

И как только убедились горцы в мастерстве Жилина, стали к нему из дальних деревень приезжать: «кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы».

Толстой утверждает, что главное в жизни — это дружба между людьми. Вот почему подробно он рассказывает о взаимоотношениях Жилина и горской девочки Дины, которая помогла ему бежать. Сначала Дина смотрит на Жилина, как на зверя. Но потом девочка поняла, что он приветливый, добрый и трудолюбивый человек. И Дина прониклась к нему доверием и симпатией. Между ними завязалась дружба. Каждый стремится другому приятное сделать. «Принесла раз Дина кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, сама смеется, показывает на кувшинчик. «Чего она радуется? — думает Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думает — вода, а там молоко. Выпил он молоко. «Хорошо»,— говорит. Как взрадуется Дина! «Хорошо, Иван! Хорошо!» — и вскочила, забила в ладоши, вырвала кувшинчик и убежала».

Толстой уверяет читателя, что люди могут быть дружны. Разные обычаи, язык, одежда не мешают, если люди .добры, уважают друг друга, умеют трудиться, не рвутся к наживе. Автор раскрывает естественность обычной человеческой симпатии, доброты, милосердия, которые сильнее всего. В опасную для Жилина минуту Дина приходит на помощь своему другу: помогает выбраться из ямы, пытается сбить замок и не забывает дать на дорогу лепешек. А Жилин подсказывает ей отнести на место шест, чтобы на нее не пало подозрение. С большой признательностью говорит он ей: «Прощай, Динушка... Век помнить буду».

Прекрасная быль Л. Н. Толстого без всяких назиданий заставляет

15*

111

читателя задуматься над вопросом: «Кто я такой?». И ответ на этот вопрос искать во взаимоотношениях с окружающими.

В центре внимания Л. Толстого Жилин, но оттенить его общечеловеческие качества, заставившие горскую девочку пойти против своих, помогает образ Костылина. Сначала он пассивно и безвольно ждет решения своей судьбы и не принимает никакого участия в подготовке побега, хотя, безусловно, видит, как трудно все дается Жилину.

Во время побега он оказывается совершенно беспомощным. Всю дорогу он покряхтывает, отстает, охает, постоянно стонет, потому что думает только о себе. Интересно сопоставить две сцены-. Жилин, считая, что бросить товарища не годится, решает его нести. Как повел себя Костылин в этой ситуации, становится ясно из реплики Жилина: «Только не дави ты меня руками за глотку, Христа ради. За плечи держись».

И вот другая сцена: Дина «села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики,— ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». В первом случае персонаж только о себе думает, о себе стонет и охает, а во втором — девочка слезы льет о другом.

Рассказывая историю своих героев, Л. Н. Толстой обращает внимание на интернациональные человеческие качества, которые являются залогом гармоничной жизни на земле. Вот почему он заостряет внимание не только на взаимоотношениях Дины и Жилина, но и на отношении последнего к Костылину, которым он как бы испытывает Жилина на человечность. Ничего Жилин не сказал Костылину по поводу поведения в бою, не упрекает, когда он помогает ему делать подкоп. Во время первого побега на «охи» Костылина твердо отвечает: «Не годится товарища бросать». И во второй раз он зовет Костылина с собой и только потому уходит один, что тот отвечает на его предложение категорическим отказом: «Костылин и слушать не хочет. «Нет,— говорит,— уж мне, видно, отсюда не уйти. Куда я пойду, когда поворотиться нет сил».

Показательно, что Толстой все время подчеркивает, что Жилин по отношению к Костылину, несмотря на все его поведение, проявляет большую терпимость. Один раз во время первого побега — и то мысленно — обругал... себя: «И черт меня дернул эту колоду с собой брать. Один бы я давно ушел». Но тут же «подхватил опять на плечи, попер».

При прощании с ним (второй побег) Жилин поцеловался с Костылиным, не чувствуя, по-видимому, никаких обид на него.

Толстой внушает читателю, что человечность в том и заключается, чтобы принимать человека, каков он есть, не паниковать, не презирать его, а стремиться помочь ему.

Таким образом, при изучении рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник», предлагая сосредоточить внимание не на поведении, а на взаимоотношениях персонажей, мы подводим учащихся к пониманию актуальной для нашего времени мысли Л. Толстого: при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком по отношению к окружающим независимо от их национальности и личных качеств.

Л. А. ШКАТОВА (Челябинский университет)

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Деформации общественного сознания отразились в современном русском языке, вызвав в обществе в целом негативную оценку состояния культуры речи'. Едва ли можно, не кривя душой, считать основным средством общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.