Научная статья на тему 'Изучение психологоческой безопасности в образовательной среде постконфликтного региона'

Изучение психологоческой безопасности в образовательной среде постконфликтного региона Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯБЕЗОПАСНОСТЬСТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОСТКОНФЛИКТНЫЙРЕГИОН / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯКОМФОРТНОСТЬ В ВУЗЕ / PSYCHOLOGICAL SAFETY OF STUDENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / POST-CONFLICT REGION / SECURITY / PSYCHOLOGICAL COMFORT AT THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Масаева Зарема Вахаева, Волков Сергей Игоревич

В статье рассмотрена особенность образовательного пространства пост-конфликтного регион а в контексте обеспечения психологической безопасности студентов обучающихся в вузах Чеченской республики. Значимость безопасного образовательного пространства в настоящее время является актуальным и тем более в Чечне, где прошли две военные компании, принесшие весомые утраты образовательной системе. Проведен о исследование по изучению психологической безопасности образовательной среды в форме анкетирования сред и студентов для создания благополучного образовательного пространства в вузах Чеченской республики, способствующие проявлению комфортности и защищенности среди чеченской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Масаева Зарема Вахаева, Волков Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of psychological safety in the educational environment of the post-conflict region

The article considers a feature of the educational space of the post-conflict region in the context of ensuring the psychological safety of students studying at institutes of higher education of the Chechen republic. The importance of safe educational space is topical now and especially in Chechnya where there were two military campaigns which caused heavy losses in the educational system. A research on studying of the educational environment psychological safety is carried out in the form of questioning among students for creation of safe educational space at institutes of higher education of the Chechen republic, promoting display of comfort and security among the Chechen youth.

Текст научной работы на тему «Изучение психологоческой безопасности в образовательной среде постконфликтного региона»

Масаева З.В., Волков С.И.

Изучение психологоческой безопасности в образовательной среде постконфликтного региона

В статье рассмотрена особенность образовательного пространства постконфликтного региона в контексте обеспечения психологической безопасности студентов обучающихся в вузах Чеченской республики. Значимость безопасного образовательного пространства в настоящее время является актуальным и тем более в Чечне, где прошли две военные компании, принесшие весомые утраты образовательной системе. Проведено исследование по изучению психологической безопасности образовательной среды в форме анкетирования среди студентов для создания благополучного образовательного пространства в вузах Чеченской республики, способствующие проявлению комфортности и защищенности среди чеченской молодежи.

Ключевые слова: психологическая безопасность студентов, образовательная среда, постконфликтныйрегион, защищенность, психологическая комфортность в вузе.

Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Разновидности насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются предметом, однозначно осуждаемым и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие, лишь становится предметом обсуждения, как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды [6].

Проблема безопасности человека, безопасности личности продолжает оставаться для психологии актуальной проблемой. Обусловлено это интересом самых разных авторов к изучению базовых потребностей человека, среди которых особое место занимают потребности в самосохранении, в безопасности, в редукции напряжения. Это в значительной степени связано с ростом числа техногенных и природных катастроф, с масштабными социальными изменениями в обществе, ведущими к разрушению привычных стереотипов поведения, с увеличением объема информационных потоков и общим ускорением жизненного темпа. Все это нарушает привычные условия жизни людей, фрустрирует потребность в безопасности и защищенности от неблагоприятных воздействий, ставящих под удар жизнь человека, его здоровье, уверенность в своем будущем.

В настоящее время есть основания утверждать, что сформировалось новое направление психологических исследований и практических программ - психология безопасности. Наиболее успешно разработка данного направления осуществлена

в отношении психологической безопасности образовательной среды, где создана концепция психологической безопасности в образовании, обоснована модель сопровождения психологической безопасности в образовательном учреждении, предложена система психологических технологий по ее созданию. Разработаны и внедрены средства психологической диагностики состояния образовательной среды в категории безопасности.

Образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственнопредметное окружение; психологическая сущность этой реальности - совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих в ней субъектов [6].

В свете важности данной проблематики становится очевидным, что проблема безопасности должна стать одной из приоритетных в целях современного образования. Очевидно, что «такая цель, включающая формирование, развитие, как элементов опыта, так и устойчивых личностных образований, требует для своей реализации не только средств традиционного учебного процесса, но и всего нравственного, личностно-развивающего потенциала образования». Проблема психологической безопасности высвечивает новую грань учебного процесса, ориентированного на развитие, прежде всего смысловой, ценностной сферы учащихся, то «содержательное обобщение» (В.В. Давыдов), которое позволяет выстроить модель смыслообразующего обучение, формирующего смысловую ориентацию, направляющую личность к поиску определенных высших смыслов, к формированию смысложизненной ориентации, к достижению психологической безопасности [5, с. .].

Однако ситуация смены образовательной парадигмы, как и любая ситуация изменений, характеризуется состоянием неопределенности у участников и производным от него ощущением небезопасности и дискомфорта. Данные состояния имеют в своей основе два источника: неудовлетворенность участников ситуации актуальным положением дел, с одной стороны, и осознанием связанных с изменениями трудностей, с другой.

Современное образование претерпевает радикальные преобразования, приводящие к индивидуализации, непрерывности, гибкости, открытости участников образовательного пространства. Современный учебный процесс в вузе в большинстве становится процессов самообучения, когда обучаемый самостоятельно выбирает индивидуализированную образовательную траекторию в системно разработанной учебной среде.

К пониманию природы психологической безопасности важный вклад в процесс продвижения внесли И.А. Баева, И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, А.Г. Асмолов, М.Е. Зеленова, Н.Е. Харламенкова, В.В. Рубцов, Т.М. Краснянская, А.А. Реан, Н.А. Лызь, Г.В. Грачев, Т.И. Колесникова и др.

Современные подходы к изучению безопасности позволяют охарактеризовать различные критерии, уровни и компоненты в структуре психологической безопасности взаимодействующих субъектов. В качестве основного ее критерия выделяют целостность физической структуры человека, соответствующего нормам стабильного функционирования организма. Затем следует группа критериев, относящихся к индивидно-психическому уровню, куда входят такие составляющие, как адекватность отражения и отношения к миру, защищенность психики, адаптивность функционирования, защищенность сознания человека от различного рода манипулятивных воздействий. Наконец, на личностном или субъективном уровне предметом исследования психологии безопасности выступают особенности переживания социальных потрясений, а также последствий чрезвычайных обстоятельств, физического или психического насилия, возникающие вследствие конкретных событий и поведенческих актов, несущих угрозу собственной безопасности или безопасности близких человека [7].

В современной психологической науке все чаще акцентируется поиск интегративных психологических характеристик. В русле этого направления психологическую безопасность можно определить следующим образом: это интегративная характеристика субъекта, отражающая степень удовлетворенности его базисной потребности в безопасности и определяемая по интенсивности переживания психология благополучия/неблагополучия. В группе основных потребностей человека потребность в безопасности и защите от всего, что ставит под удар жизнь и здоровье, стоит одной из первых и определяет социальное поведение людей, формируя те, или иные мотивы поведения. Безопасность становится активным и доминирующим мобилизатором ресурсов человеческой психики в чрезвычайных обстоятельствах - катастрофические природные явления и стихийные бедствия, социальные потрясения, рост преступности. «Эта потребность - важнейшее для человека необходимое условие нормального существования и развития. Она реализуется в обществе через создание определенных организационных форм социального взаимодействия, взаимосвязей личных и групповых интересов и способов их достижения. Поэтому мы нуждаемся в ощущении связи с окружающим миром, другими людьми, в принадлежности к определенным социальным группам, поэтому так остро воспринимаем изменения, разрушение привычных связей, тяжело переживаем условия изоляции и одиночества» [4, с. 139-140].

Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Категория психологической безопасности И.А. Баевой определяется тремя аспектами:

1) как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению

основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников;

2) как система межличностных отношений, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз); укрепляют психическое здоровье;

3) как система мер, направленных на предотвращение угроз в целях продуктивного устойчивого развития личности.

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации.

Психологически безопасными считаются такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды). Понятие защищенности тесно связано с психологической безопасностью. Согласно зарубежным исследованиям, признание референтной значимости образовательной среды (отношение к среде) является условием ощущения идентичности с ней наряду с уважением, эмоциональной поддержкой, чувством ценности друг друга, терпимостью, доверием и ответственностью и может способствовать компенсированию в образовательной среде обучаемых, подвергшихся травмирующим и неблагоприятным условиям. А. Эдмондсон отмечает, что, чем лучше знают и понимают люди друг друга в группе, тем выше производительность их совместной работы и психологической безопасности в межличностных отношениях. Психологическая безопасность основывается на вере в то, что человек будет принят референтной группой, будет иметь эмоционально благоприятные взаимоотношения, будет защищен от осуждения, непринятия и подавления [6].

Как отмечает Т.М. Краснянская, представления личности о психологической безопасности оказывают влияние на специфику проявления субъектной идентификации - отождествления себя с другим (другими), усвоения образцов поведенческих реакций, установок, стилей безопасного проживания определенной сферы жизни и преодоления кризисных ситуаций [6].

Перечисленные подходы, выделенные критерии и уровни позволили определить Т.И. Колесниковой безопасную личность как «определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменить психические состояния, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути» [4, с. 139].

Образовательная система Чеченской республики после завершения военных компаний выполняет задачи современного образования, способствуя совершенствованию системы образования, несомненно, существовавший информационный

вакуум многие годы препятствует на пути модернизации системы образования, несмотря на имеющиеся проблемы, положительные результаты имеются в сторону развития в целом сферы образования Чеченской республики.

Понятно, что на сегодня обеспечение безопасного образовательного пространства является необходимостью, тем более в Чеченской республике как посткон-фликтном регионе, перенесшего две военные компании, значимость безопасности возрастает в несколько раз, ведь система образования республики претерпела весомые утраты, которые отразились на самом процессе развития образовательной системы. В связи с этим было проведено исследование в форме анкетирования среди студентов двух вузов Чеченской республики (Чеченский государственный университет и Чеченский государственный педагогический институт) для изучения особенностей образовательной среды в контексте психологической безопасности. Всего приняли участие в анкетировании 230 студентов второго и третьего курса филологического и физико-математического факультетов. Целью исследования является изучение особенностей безопасности образовательной среды Чеченской республики в студенческой среде. Анализ результатов анкетирования показывает, что студентам принявшим участие в исследовании от 18 до 21 года, из них 98 девушек и 132 юношей.

На вопрос «Считаете ли Вы, что обучение в вузе помогает Вашему интеллектуальному развитию?» ответили следующим образом: 68 % утвердительно, 25 % отрицательно и 7 % затруднились ответить; 25 % студентов полагают, что обучение в вузе не способствует интеллектуальному развитию.

Снижению уровня саморазрушительного поведения могут способствовать, как считают студенты, следующие меры: достижение жизненно важной цели, адекватная ориентация в жизненных ситуациях, проявление положительных эмоций, постановка рациональных жизненных планов. Это показывает на затрудненность определения смысла жизни, жизненных ориентаций у подрастающей молодежи, возможно из-за неопределенности сущности жизненной позиции.

Изучая мнение студентов по поводу наличия психологической комфортности в образовательной среде Чеченской республики были получены следующие результаты: 32 % ответили утвердительно, 50 % ответили отрицательно и 18 % - не знаю. Только малая часть студентов подтверждает присутствие в учебном процессе комфортной среды.

На вопрос о наличии присущности самообеспечения безопасности в учебном процессе получены следующие результаты: 37 % ответили утвердительно, 41 % отрицательно и 22 % - не знаю. У большей части молодежи отсутствует способность к самообеспечению, порожденная сложностью борьбы мотивов, разнонаправленными потребностями, неясными влечениями, желаниями, стремлениями. Выбор подходящей стратегии обеспечения психологической безопасности в каждом случае может быть осложнен неполным, искаженным, или стереотипным восприятием ситуации, самой личности и собственных ресурсов субъекта по ее преодолению.

«Имеется ли в Вашем учебном процессе сотрудничество «преподаватель и студент», направленные на создание развивающего пространства?», ответили следующим образом: 41 % - имеется, 50 % - нет и 9 % затруднились ответить. Половина опрошенных студентов подтверждают отсутствие сотрудничества между преподавателем и студентом, что, в свою очередь, отражается на комфортности образовательной среды.

Отвечая на вопрос анкеты: «Чувствуешь ли ты уважение к себе, своей личности, к своему психологическому пространству со стороны родителей?» ответы респондентов распределились следующим образом: 89 % - да и 11 % - нет. Со стороны преподавателей ответы следующие: 27 % - да, 39 % - нет и 34 % - не всегда. Со стороны сверстников: 21 % - да, 20 % - нет и 59 % - не всегда. Из полученных количественных результатов видно, что со стороны преподавателей ощущение уважение к себе и к своему психологическому пространству у студентов находится на низком уровне.

«Испытывал(а) ли ты жестокое обращение, насилие психологическое, давление со стороны ровесников?» ответы распределились следующим образом: 28 % - да, 11 % - нет, 31 % - иногда, 30 % затруднились ответить. Со стороны друзей: 26 % - да, 13 % - нет, 35 % - иногда и 26 % затруднились ответить. Со стороны однокурсников: 15 % - да, 60 % - нет, 12 % - иногда и 13 % затруднились ответить. Со стороны преподавателей: 43 % - да, 9 % - нет, 40 % - иногда, 8 % затруднились ответить. Со стороны членов твоей семьи: 7 % - да, 77 % - нет, 16 % иногда. По словам студентов, самое высокое жестокое обращение и проявление психологического насилия наблюдается со стороны преподавательского состава.

На вопрос «Какое настроение чаще всего у Вас бывает в вузе?» дали ответы следующим образом: 39 % - плохое, 55 % - хорошее и 6 % затруднились ответить. В основном преобладает отрицательное настроение в вузах Чеченской республики среди студентов.

Мнение «Насколько защищенным Вы чувствуете себя в вузе от публичного оскорбления, унижения, принуждения делать что-либо против Вашего желания, игнорирования, недоброжелательного отношения?» ответили: чувствуют защищенными 26 % респондентов, 65 % чувствуют незащищенными и 9 % затруднились ответить. Защищенность один из важных показателей проявления психологической безопасности, как видно, у 65 % студентов отсутствует чувство защищенности.

Обучение в вузе считают интересным 51 % студентов, неинтересным предпочли 47 % и 2 % затруднились ответить. Проявление интереса со стороны обучающихся дает основание полагать о комфортной среде, но в данном исследовании почти половина студентов считают неинтересным образовательный процесс в вузе.

Проведенное анкетирование выявило низкий уровень психологической безопасности образовательного пространства постконфликтного региона, что отражается в психологической комфортности, жестоком обращении, психологическом

насилии, отсутствии интереса к обучению, преобладающему плохому настроению в учебе, публичном оскорблении, унижении, принуждения, игнорирования, недоброжелательного отношения, отсутствие чувства защищенности. Это требует, несомненно, коррекционно-развивающей работы, направленной на создание благоприятного психологического комфорта в образовательной среде Чеченской республики.

Работа в направлении создания психологической безопасности образовательной среды должна основываться на гуманистически ориентированных технологиях и нормах личностного развития. В основе таких технологий лежит качество процесса взаимодействия, что приводит к снижению нервно-психического напряжения, повышает способность к саморегуляции, единству «Я», т. е. благоприятно сказывается на психическом здоровье.

Качество процесса взаимодействия обеспечивают следующие особенности:

- диалогическое общение, в основе которого лежит «диалог личностей» (М. Бахтин); его главным образом атрибутом является отношение равноправия собеседников и взаимное личностное признание;

- сотрудничество как партнерское отношение двух равных субъектов, исключающее манипуляцию и авторитаризм, подразумевающее взаимное развитие участников;

- отказ от психологического насилия [6].

Доказано, что психологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развивающий характер образовательной среды. Она может выступать как основание для проектирования и моделирования психологических условий обучения и воспитания, одновременно способствуя укреплению и развитию психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. Психологическая безопасность может также являться показателем эффективности деятельности службы сопровождения в образовательном учреждении, минимизируя усилия по ряду традиционных направлений психологической работы службы практической психологии в образовании.

Снижение психологического насилия во взаимодействии в вузе как социальном институте может выступать профилактическим моментом снижения деструктивных насильственных действий в обществе в целом. Психологическая безопасность, переживаемая участниками как состояние защищенности от психологического насилия, удовлетворенности основных потребностей в личностно-доверительном общении, реализованная в референтной значимости образовательного учреждения, является условием, запускающим позитивные возможности психического и профессионального развития всех участников образовательного процесса.

Создание безопасного образовательного пространства в постконфликтном регионе среди студенческой среды позволит предотвратить проявление многих негативных моделей поведения в социальной среде обеспечит благополучное комфортное учебное пространство, обеспечивающее всесторонне развитие личности с учетом индивидуальных психологических особенностей каждой личности.

Литература

1. Абакумова И.В. Личностный смысл как компонент личностной модели образовательного процесса // Психология и практика Ежегодник Российского психологического общества. - Ярославль, 1998. - Т. 4. - Вып. 2. - С. 3-5.

2. Абакумова И.В. Смысл как научная категория и влияние его концептуальных интерпретаций на теорию образования и обучения // Научная мысль Кавказа. -2002. - № 13. - С. 146-151.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. -М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.

4. Баева И.А., Емелин Н.М. К вопросу о критериях психологической безопасности личности // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003): материалы Всероссийской конференции. - М., 2003.- С. 107-109.

5. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психоло-гии». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - № 7. - С. 21-25.

6. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006.

7. Проблемы психологической безопасности / отв. ред А.Л. Журавлев, Н.В. Тара-брина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.

8. Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е. Воронина Т.П., Иванников А.Д. Молчанова О.П. Управление современным образованием. - М., 2008.

Masaeva Z.V Volkov S.I .

Studying of psychological safety in the educational environment of the post-conflict region

The article considers a feature of the educational space of the post-conflict region in the context of ensuring the psychological safety of students studying at institutes of higher education of the Chechen republic. The importance of safe educational space is topical now and especially in Chechnya where there were two military campaigns which caused heavy losses in the educational system. A research on studying of the educational environment psychological safety is carried out in the form of questioning among students for creation of safe educational space at institutes of higher education of the Chechen republic, promoting display of comfort and security among the Chechen youth.

Keywords: psychological safety of students, educational environment, post-conflict region, security, psychological comfort at the institute of higher education.

Today's sociocultural situation provides numerous examples of negative influence of external conditions on formation of a person's personality. Versions of violent acts in relation to the other are rather widespread in the modern world. If situations of overt physical violent acts are the subject which is unequivocally condemned and there is an intensive search of means of counteraction to them, psychological violence barely becomes a subject of discussion, both in public opinion, and in scientific researches. The problem of security concerning psychological violence in interaction of the educational environment participants gains a special topicality [6].

The problem of personal safety, safety of personality continues to remain a topical problem for psychology. It is caused by the most different authors' interest in studying of a person's base needs among which the special place is given to needs for self-preservation, safety, tension reduction. It is substantially connected to growth of a number of technogenic and natural disasters, with wide-ranging social changes in society, leading to destruction of habitual behavior stereotypes, to increase of information flow volume and the general acceleration of life. All these things break usual life conditions of people, frustrate the need for safety and security concerning the adverse effects endangering human life, health, confidence in the future.

Now there are reasons to assert that there was created the psychology of safety as a new direction of psychological researches and practical programs. Most successfully the development of this direction is carried out concerning psychological safety of the educational environment where the concept of psychological safety in education is created, the model of support of psychological safety in the educational institution is proved, the system of psychological technologies on its creation is suggested. Means of psychological diagnostics of the educational environment condition in a category of safety are developed and introduced.

The educational environment is a psychological-pedagogical reality containing specially organized conditions for personality formation, and also the possibilities of development included in social and spatial-subject environment; the psychological essence of this reality is a complex of activities-communicative acts and relationship of participants of the teaching and educational process. Fixing of this reality is possible through the system of relations of the subjects participating in it [6].

In the light of this subject matter importance it becomes obvious that the problem of safety should become one of priority directions in purposes of modern education. It is obvious that “for its realization such purpose including formation, development, both experience elements, and steady personal formations demands not only means of traditional educational process, but the whole moral, personal developing potential of education". The problem of psychological safety highlights a new side of the educational process mainly focused on development of sense, value sphere of pupils, the “substantial generalization" (V .V . Davydov) which allows to build a model of sense formative education, forming the sense orientation directing personality towards search of certain higher senses, towards formation of a sense of life orientation, towards achievement of psychological safety [5, p. 2].

However the situation of educational paradigm change, as well as any situation of changes, is characterized by participants'uncertainty state and feeling of insecurity and discomfort as a derivative of it. These conditions have two sources in the basis: the situation participants' dissatisfaction in the actual situation, on the one hand, and awareness of the difficulties connected with changes, on the other.

Modern education undergoes radical transformations leading to individualization, continuity, flexibility, openness of participants of the educational space. Modern educational process at the institute of higher education becomes a self-education process when a trainee chooses the individualized educational trajectory in the systematically developed educational environment independently.

An important contribution to understanding of the nature of psychological safety is made by I.A. Baeva, I.V. Abakumova, P.N. Ermakov, A.G. Asmolov, M.E. Zelenova, N.E. Kharlamenkova, V.V. Rubtsov, T.M. Krasnyanskaya, A.A. Rean, N.A. Lyz, G. Grachev, T.I. Kolesnikova, etc.

Modern approaches to studying of safety allow to characterize various criteria, levels and components in the structure of psychological safety of interacting subjects. As its main criterion they distinguish the person's physical structure integrity corresponding to norms of the stable organism functioning. Then there follows a group of the criteria concerning an individual-mental level where there enter such components as adequacy of reflection and relation to the world, mentality security, adaptability of functioning, security of the person's consciousness concerning different manipulative influences. At last, at a personal or subjective level as an object of research of safety psychology there are features of experience of social upheavals, and also consequences of emergency, physical or mental violence, arising owing to concrete events and behavioural acts which threaten own safety or safety of a person's relatives [7].

In modern psychological science the search of integrative psychological characteristics is even more emphasized. Within this direction it is possible to define psychological safety in the following way: it is an integrative characteristic of a subject reflecting a degree of satisfaction in his/her basic need for safety and determined by intensity of experience of wellbeing/ill-being. In the group of a person's basic needs the need for safety and protection against everything that threatens life and health is one of the first and defines social behavior of people, forming either of motives of behavior. Safety becomes an active and dominating mobilizer of human mentality resources at emergency: catastrophes and natural disasters, social upheavals, increase of crime. “This need is the most important person's condition of normal existence and development. In society it is realized through creation of certain organizational forms of social interaction, interrelations of private and group interests and ways of their achievement. Therefore we need to feel a relation with the world around, other people, belonging to certain social groups therefore so sharply we perceive changes, destruction of habitual communications, we take hard isolation and loneliness conditions" [4, p. 139-140].

Psychological safety is understood as a condition of the educational environment, free of psychological violence manifestations in interaction, promoting satisfaction of needs in the personal-confidential communication, creating the referential importance of the environment and providing mental health of the participants entering it.

The category of psychological safety of I .A. Baeva is defined by three aspects:

1) as a condition of the educational environment, free of psychological violence manifestations in interaction, promoting satisfaction of needs in the personal-confidential communication, creating the referential importance of the environment and providing mental health of the participants entering it;

2) as a system of the interpersonal relations which cause participants' feeling of belonging (the referential importance of the environment); convince a person of the fact that he/she is out of danger (absence of the above-mentioned threats); strengthen mental health;

3) as a system of measures directed on prevention of threats with a view of a productive stable development of personality.

The main threat in interaction of participants of the educational environment is a psychological trauma as a result of which there is damage to positive development and mental health, there is no base satisfaction of basic needs; that is there is an impediment to self-actualization.

Such interpersonal relations which cause participants' feeling of belonging (the referential importance of the environment) are considered as psychologically safe. The concept of security is closely connected with psychological safety. According to foreign researches, recognition of the referential importance of the educational environment (the relation to the environment) is a condition of feeling of identity with it along with respect, emotional support, feeling of value of each other, tolerance, trust and responsibility and can promote compensation in the educational environment of

the trainees who have been exposed to traumatizing and adverse conditions. A. Edmondson notes that, the better people know and understand each other in group, the higher the productivity of their collaboration and psychological safety in interpersonal relations is. Psychological safety is based on belief that the person will be accepted by a reference group, will have emotionally favorable relationship, will be protected from condemnation, rejection and suppression [6].

As T.M. Krasnyanskaya marks, personal ideas about psychological safety influence the specifics of subject identification manifestation; it is self-identification with the other (others), adoption of patterns of behavioural reactions, attitudes, styles of a certain life sphere safe living and overcoming of crisis situations [6].

The enumerated approaches, distinguished criteria and levels allowed T.I. Kolesnikova to define safe personality as a “certain security of consciousness concerning influences capable to change mental conditions (against own will and desire) that can radically influence a person up to change of his/her course of life" [4, p. 139].

After end of military campaigns the educational system of the Chechen republic carries out tasks of modern education, promoting the educational system improvement; undoubtedly, many years the existing information vacuum interferes with modernization of the education system; despite available problems, there are positive results towards development of education of the Chechen republic in whole.

It is clear that today providing of the safe educational space is necessary, and especially in the Chechen republic as a post-conflict region, where there were two military campaigns; the importance of safety increases several times, after all the education system of the republic took heavy losses which were reflected in the educational system development. In this regard there was carried out a research in the form of questioning among students of two institutes of higher education of the Chechen republic (The Chechen State University and the Chechen State Teachers Training Institute) for studying of features of the educational environment in a context of psychological safety. Altogether 230 students of the second and third years of philological and physical-mathematical faculties took part in the questioning. The research goal is studying of features of safety of the educational environment of the Chechen republic at student's environment. The analysis of results of questioning shows that the students taken part in the research were at the age from 18 to 21 year, 98 girls and 132 young men.

On a question, “Do you think that training at the institute of higher education promotes your intellectual development?" there were answers: 68 % - in the affirmative, 25 % - in the negative and 7 % - don't know or no response; 25 % of students believes that training at the institute of higher education doesn't promote intellectual development.

As students consider the following measures are conducive to decrease in a level of self-destructive behavior: achievement of a vital purpose, adequate orientation in life situations, manifestation of positive emotions, statement of rational life plans. It points to the difficulty of definition of sense of life, life orientations among young people; it is possible because of living position essence vagueness.

Studying the students' opinion concerning existence of psychological comfort in the educational environment of the Chechen republic the following results were received: 32 % answered in the affirmative, 50 % - in the negative and 18 % - don't know or no response. Only the small part of students acknowledges the educational process comfortable environment.

Concerning a question of safety self-sufficiency existence in educational process the following results are received: 37 % answered in the affirmative, 41 % - in the negative and 22 % - don't know or no response. The most part of youth has no ability to self-sufficiency, generated by a conflict of motives complexity, multidirectional needs, not clear inclinations, desires, aspirations. The choice of a suitable strategy of psychological safety ensuring in each case can be complicated by incomplete, perverted, or stereotypic perception of a situation, personality and own resources of the subject of its overcoming.

On a question, “Do you have in your educational process “the teacher - the student" cooperation, directed on creation of developing space?" there were the following answers: 41 % answered in the affirmative, 50 % - in the negative and 9 % - don't know or no response. Half of the interrogated students acknowledge the absence of cooperation between the teacher and the student that, in turn, is reflected in the educational environment comfort.

Answering the questionnaire question, “Do you feel respect for own personality, for own psychological space from parents?" the respondents' answers were distributed in the following way: 89 % - Yes, 11 % - No. Answering the questionnaire question, “Do you feel respect for own personality, for own psychological space from teachers?" the respondents' answers were distributed in the following way answered in the following way: 27 % - Yes, 39 % - No and 34 % - Not always. Answering the questionnaire question, “Do you feel respect for own personality, for own psychological space from contemporaries?" the respondents'answers were distributed in the following way: 21 % - Yes, 20 % - No and 59 % - Not always. From the received quantitative results it is obvious that students' feeling of respect for own personality and for own psychological space from teachers is at a low level.

On a question, “Have you ever experienced brutal treatment, violence, psychological pressure from age-mates?" the respondents' answers were distributed in the following way: 28 % - Yes, 11 % - No, 31 % - Sometimes, 30 % - Don't know or no response. On a question, “Have you ever experienced brutal treatment, violence, psychological pressure from friends?" the respondents' answers were distributed in the following way: 26 % - Yes, 13 % - No, 35 % - Sometimes and 26 % - Don't know or no response. On a question, “Have you ever experienced brutal treatment, violence, psychological pressure from students of the same year?" the respondents' answers were distributed in the following way: 15 % - Yes, 60 % - No, 12 % - Sometimes and 13 % - Don't know or no response. On a question, “Have you ever experienced brutal treatment, violence, psychological pressure from teachers?" the respondents' answers were distributed in the following way: 43 % - Yes, 9 % - No, 40 % - Sometimes, 8 % - Don't know or no

response. On a question, “Have you ever experienced brutal treatment, violence, psychological pressure from members of your family?" the respondents' answers were distributed in the following way: 7 % - Yes, 77 % - No, 16 % - Sometimes. According to students, the most considerable brutal treatment and manifestation of psychological violence is observed from the teaching staff.

Answering the questionnaire question, “What kind of mood do you usually have at the institute of higher education?" the respondents' answers were distributed in the following way: 39 % - Bad, 55 % - Good and 6 % - Don't know or no response. The negative mood generally prevails among students of the institute of higher education of the Chechen republic.

Answering the questionnaire question, “Do you feel yourself protected against public insult, humiliation, compulsion to do something against your will, ignoring, odium at the institute of higher education?" the respondents' answers were distributed in the following way: 26 % of respondents feels to be protected, 65 % - feels to be unprotected and 9 % - don't know or no response. Security is one of important indicators of psychological safety manifestation; apparently, 65 % of students doesn't feel safety.

Training at the institute of higher education is considered as interesting by 51 % of students, uninteresting by 47 % and 2 % - don't know or no response. Students' interest display induces to believe that there is a comfortable environment, but in this research nearly half of students consider the educational process at the institute of higher education uninteresting.

The carried-out questioning has revealed a low level of psychological safety of the post-conflict region educational space that is reflected in psychological comfort, brutal treatment, psychological violence, lack of interest to training, prevailing bad mood in study, public insult, humiliation, compulsion, ignoring, odium. Undoubtedly it demands the correctional developing work directed on creation of favorable psychological comfort in the educational environment of the Chechen republic.

The work on creation of psychological safety of the educational environment should be based on the humanistically focused technologies and norms of personal development. At the heart of such technologies there is the quality of the interaction process that leads to decrease in psychological tension, increases ability to self-control, “I" unity, i.e. affects mental health favorably.

The following features provide the interaction process quality:

-dialogical communication at the heart of which there is a “dialogue of personalities" (M. Bakhtin); its main attribute is the equality relation of interlocutors and mutual personal recognition;

-cooperation as the partner relation of two equal subjects excluding manipulation and authoritarianism, meaning mutual development of participants; -refusal of psychological violence [6].

It is proved that psychological safety is the leading characteristic defining the educational environment developing character. It can act be a basis for projection

and modeling of psychological conditions of training and education, at the same time promoting strengthening and development of mental health of all participants of the teaching-educational process. Psychological safety can be also an indicator of efficiency of support service activity in the educational institution, minimizing efforts at a number of traditional directions of psychological work of the practical psychology service in education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Decrease in psychological violence in interaction at the institute of higher education as a social institute can act as a preventive moment of decrease in destructive violent acts in society as a whole. Psychological safety, experienced by the participants as a condition of security concerning psychological violence, satisfaction of basic needs in the personal-confidential communication, realized in the referential importance of the educational institution, is a condition starting positive possibilities of mental and professional development of all participants of the educational process.

Creation of safe educational space in the post-conflict region at students' environment will allow to prevent manifestation of many negative models of behavior in the social environment, will provide safe comfortable educational space providing a full development of personality taking into account specific psychological features of each personality.

References

1. Abakumova I .V . Personal sense as a component of the educational process personal model. Psychology and Practice. Year-book of the Russian Psychological Society. Yaroslavl, 1998. Vol. 4. Issue 2. P. 3-5. [Article in Russian]

2. Abakumova I .V . Sense as a scientific category and influence of its conceptual interpretations on the education and training theory. Scientific Thought of the Caucasus. 2002. # 13. P. 146-151. [Article in Russian]

3. Asmolov A.G. Personality psychology: the all-psychological analysis principles. Moscow, “Smisl" Publ., “Academiya" Publ., 2002. [Book in Russian]

4. Baeva I .A., Emelin N.M. On the issue of criteria of personal psychological safety // Psychological culture and psychological safety in education (St. Petersburg, on November 27-28, 2003): materials of the All-Russia conference. Moscow, 2003. P. 107-109. [Article in Russian]

5. Lyz N.A. Modeling ideas of safe personality. Proceedings of the TRTU. The thematic issue “Humanitarian problems of modern psychology". Taganrog: Publishing house of the TRTU, 2005. # 7. P. 21-25. [Article in Russian]

6. Ensuring psychological safety at the educational institution: the practical book / under the edition of I .A. Baeva. - St. Petersburg, Rech Publ., 2006. [Book in Russian]

7. Problems of psychological safety. Editors-in-chief A.L. Zhuravlev, N.V . Tarabrina. Moscow, Publishing house of the “Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2012. [Book in Russian]

8. Tikhonov A.N., Abrameshin A.E. Voronina T.P., Ivannikov A.D. Molchanova O.P. Modern education management. Moscow, 2008. [Book in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.