Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ'

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова И.П.

В статье охарактеризованы психологические особенности младших школьников, которые оказывают влияние на успеваемость. Одной из психолого-педагогических задач начального образования является сопровождение, поддержка и развитие обучающихся при освоении ими образовательных стандартов. Знание психологических особенностей обеспечивает равные возможности получения качественного начального общего образования. Важным показателем достижения целей образования является учебная успеваемость обучающихся. Начальное общее образование является обязательным уровнем образования и успешное обучение в начальных классах закладывает основу для дальнейшего развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ»

УДК 159

Иванова И.П., канд. пед. наук, доц.

ФГБОУВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» (Чебоксары, Россия)

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ

Аннотация. В статье охарактеризованы психологические особенности младших школьников, которые оказывают влияние на успеваемость. Одной из психолого-педагогических задач начального образования является сопровождение, поддержка и развитие обучающихся при освоении ими образовательных стандартов. Знание психологических особенностей обеспечивает равные возможности получения качественного начального общего образования. Важным показателем достижения целей образования является учебная успеваемость обучающихся. Начальное общее образование является обязательным уровнем образования и успешное обучение в начальных классах закладывает основу для дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: младший школьник, мотивация, учебная деятельность, успеваемость, школьная неуспеваемость, причины неуспеваемости, самооценка

Младший школьный возраст играет важную роль в развитии личности. Учебная деятельность является ведущей деятельностью младшего школьника, эта деятельность будет сопровождать его в течение 11 лет. Конечно же, она играет важную роль в развитии всех качеств личности. Удачи и неудачи, достижения и провалы сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, на его поведении, на общении. Этот этап развития окажет влияние на успешность обучения на следующих возрастных этапах. На этом этапе развития ребенок приобретают навыки и умения необходимые для успешного обучения, успешной жизни.

Изучение проблемы развития личности детей младшего школьного возраста находится в центре внимания у многих педагогов и психологов. Изучением этой проблемы занимались многие ученые Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, А.В. Обухов, И.Ю. Кулагина. Школьная успеваемость изучалась такими учеными, как А.Ф. Ануфриева, Г.А. Цукерман, Ю.З. Гильбух, М. М. Безруких, С.П. Ефимова. Внутренний план действий анализировался и изучался В.В. Давыдовым, А.З. Заком, П.Я. Гальпериным и другими.

Эта проблема остается весьма актуальной и на сегодняшний день. Изменилась социальная ситуация развития, сами дети стали другими. Они мало играют в коллективные игры, ведут малоподвижный образ жизни, обладают огромной информацией, часто противоречивой, что не может не сказаться на их эмоциональном состоянии. К сожалению, состояние здоровья младших школьников снизилось. Все эти изменения откладывают определенный отпечаток и на учебную деятельность младших школьников.

К сожалению, часть учеников испытывает большие трудности в учебной деятельности, а другие проявляют высокую успеваемость, поэтому нужно знать основные причины трудностей и успехов в учебе, чтобы своевременно оказать им помощь. Знание этих причин важно для учителей начальных классов, чтобы своевременно помочь преодолеть эти трудности, для самих учеников и их родителей. Знание основных причин успешности детей в учебе тоже является важным в организации учебного процесса.

Благодаря учебной деятельности формируются новообразования, происходит интенсивное развитие личности, развиваются и совершенствуются когнитивные процессы. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает основными структурными компонентами учебной деятельности, основными видами учебных действий.

Очень важным показателем позитивного развития личности является успешность, успешность во всех видах деятельности. Учебный процесс в школе должен быть построен

таким образом, чтобы у ребенка мотив соответствовал желанию усвоить содержание предмета.

Благодаря ведущему виду деятельности развиваются познавательные процессы, приобретая произвольный характер.

В младшем школьном возрасте происходят коренные изменения в поведении ребенка, которое становится произвольным, намеренным, осмысленным, он начинает соблюдать правила и нормы поведения. Меняются его эмоции и чувства, они становятся богаче, у него развиваются переживания. Учебная деятельность влечет за собой изменения в отношениях с одноклассниками, со взрослыми, он начинает оценивать себя и других. У него появляются новые занятия, кто-то усиленно начинает заниматься спортом, и не только они ходят в несколько кружков: робототехника, шахматы, танцевальные занятия и т.д. Новообразованием этого возраста является рефлексия, младший школьник начинает оценивать свои действия, ошибки и достижения, что помогает ему контролировать поведение, у него также развивается самоконтроль и саморегуляция.

По мнению Майстренко А.В. успеваемость младших школьников находится в зависимости от уровня сформированности у них психологических характеристик, составляющих новообразования младшего школьного возраста, таких как: концентрация внимания, произвольная память, упорство в учебной деятельности, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, планирование учебных действий, уровень притязаний, самооценка.

В совершенно одинаковых условиях ученики показывают разные результаты успеваемости, неодинаковый уровень знаний, совсем разные отношения к учебным обязанностям. Конечно, не у всех детей одинаковый уровень подготовки, что сказывается на том, что некоторые ученики демонстрируют высокий уровень успеваемости, а другие начинают отставать.

Важным показателем достижения целей образования является учебная успеваемость обучающихся.

Огромна роль в этом процессе личности учителя. Опытный компетентный учитель всегда осознает, что все дети могут учиться, они способны. Традиционно учителя дополнительно занимаются с отстающими учениками, повторяют пройденный материал, но очень часто эти усилия бывают напрасными, тем более надо устранять причины, а не следствия. Личность первого учителя в начальной школе самая значимая, от нее зависит насколько комфортно будет себя чувствовать ребенок в школе, как легко будет адаптироваться. Поэтому важными качествами первого учителя должны быть такие качества, как доброта, отзывчивость, мягкость.

Для эффективности педагогической деятельности и успешности в обучении необходимо выявить основные причины неуспеваемости, о которых должны быть осведомлены педагоги и готовы помочь учащимся.

Выделяют следующие причины школьной неуспеваемости:

• психологические;

• педагогические;

• социальные.

К психологическим причинам относятся развитие когнитивных процессов, особенности эмоционально-волевой сферы, мотивационная сфера школьников. К педагогическим причинам можно отнести организацию учебно-воспитательного процесса, педагогическую запущенность. К социальным причинам относится низкий уровень готовности, условия семьи и семейные отношения, неблагополучные семьи, слабая материально-техническая база образовательной организации, нехватка учителей и т.д.

Часто учеников, отстающих в учебе, классифицируют по разным показателям: отсутствие мотивов учения, слабые способности к учению, неправильно сформированные навыки учебного труда.

Таким образом, важными причинами являются новые отношения, в которые вступает школьник в школе, в классе. Успех в учении зависит от личностных качеств каждого конкретного ученика.

Становясь учеником, ребенок коренным образом меняет свой уклад жизни: новая роль ученика с определенными обязанностями, совершенно другой режим дня, повышенная утомляемость из-за нагрузки, все это приводит к школьному стрессу. А от ребенка ежедневно требуют преуспевать в учебной деятельности.

Педагоги начальных классов должны уметь учитывать индивидуальные особенности младших школьников, что, несомненно, скажется на школьной успеваемости, образовательных результатах, конечно же, необходимо знание психологических особенностей, влияющих на успешность в обучении.

В педагогике и психологии глубоко изучена проблема взаимосвязи мотивации и школьной успеваемости. Кстати, в последние годы появились исследования о том, что уже в начальной школе резко падает учебная мотивация. Многие родители из лучших побуждений усиленно занимаются развитием детей и в этот момент не понимают, что ребенок лишается детства. Очень рано начинается подготовка к обучению в школе, несколько раз один и тот же материал изучается, просто наступает такой момент, что школьникам становится неинтересной учебная деятельность. Ребенок без отдыха посещает кружки, занимается в секциях, ходит на занятия по скорочтению, ментальной математике и т. д., он не может полноценно играть, отдыхать и наступает момент, когда у него резко падает мотивация, он живет в постоянном стрессе, повышается тревожность.

Для определения уровня развития мотивации школьников нами была использована анкета Н.Г. Лускановой. Из 28 учеников 2 класса высокий уровень мотивации выявлен у 18 учеников (64%), средний уровень у 6 учеников (21%), у 4 учеников (15%) низкий уровень мотивации. Исследование проводилось в МБОУ «СОШ №27» г. Чебоксары.

Д.Б. Эльконин, определяя учебную деятельность отмечал, что ребенок должен овладеть обобщенными способами действий, использовании и оперировании научными понятиями, побуждаемые собственными адекватными мотивами. Важно, чтобы у ребенка развивались мотивы, связанные с позицией ученика, мотивы самосовершенствования, собственного роста. Учебная деятельность характеризуется тем, что она направлена на овладение учебным материалом, рациональными способами выполнение учебных действий, умением проверять способы решения задач, изменением поведения ученика, зависящих от результатов учения.

Конечно же существует зависимость между результатами учебной деятельности и психическими особенностями ученика. Какие свойства личности влияют в наибольшей степени на успеваемость, от сочетания каких свойств зависит успешность в учении?

Существует взаимосвязь между самооценкой и уровнем успеваемости младших школьников. Можно заметить, что ребенок может себя оценивать адекватно либо неадекватно, завышая и занижая. Он может быть довольным и недовольным результатами своего труда.

Мы провели исследование с учащимися 2 класса. Была выявлена особенность самооценки с помощью методики В.Г. Щур «Лесенка». Исследование проводили на базе МБОУ «СОШ№27» г. Чебоксары. В исследовании приняли участие 28 учеников 2 А класса. Учащиеся себя ставят на определенную лесенку и определяет свою самооценку. Позитивным считается то положение, если ребенок ставит себя на высокие ступени, неблагополучным считается, если дети себя ставят на нижние ступени.

Если у учащихся в 1 классе преобладала завышенная самооценка у 16 учеников, что составляет 80%. У 8 учеников адекватная самооценка, у 4 учеников заниженная самооценка. Проанализировав результаты психодиагностического исследования у этих же учащихся во 2 классе, получили следующие результаты: у 15 учеников (53%) стала преобладать адекватная самооценка, у 9 учеников (32%) самооценка осталась завышенной, у 4 учеников (15%) заниженная самооценка. В ходе исследования нами получены результаты, которые

свидетельствуют о том, что существует зависимость между уровнем успеваемости и самооценкой. Анализируя успеваемость детей и их самооценку, мы получили следующие данные: Во 2 классе самооценка у 15 (53%) учеников стала адекватной, у 18 (64%) учеников высокая успеваемость, это свидетельствует о том, что снизилась самооценка и успеваемость снизилась, эти результаты подтверждают зависимость между самооценкой и успеваемостью младших школьников.

Также нами были изучена школьная успеваемость детей. Качественная характеристика школьной успеваемости - это результаты освоения учебной программы. Можно выделить детей, успеваемость которых высокая. Это дети усваивают школьную программу вовремя, получают высокую отметку. Учащиеся с низкой успеваемостью не в силах в полной мере усвоить знания, овладеть навыками и умениями, определенные учебной программой, как правило, они тратят на это намного больше времени, и результаты у них низкие.

Успешность учебной успеваемости определяется темпом учебной работы, напряженностью и усилиями труда ученика, прилежанием, позитивным отношением к деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что многие вышеназванные психологические особенности влияют на успешность успеваемости младших школьников.

На важным в успешной учебной деятельности является умение учиться, если это умение не сформировано, то ученик не может организовать свою деятельность, чтобы она была эффективной, у него отсутствует интерес к учебе, поэтому сформированность общеучебных умений и навыков является приоритетным в педагогической деятельности.

ФГОС определяет целью образование формирование универсальных учебных действий. Таким образом можно утверждать, что личностные, метапредметные и предметные результаты определяют успешность обучения.

Итак, успешность учебной деятельности - это позитивное отношение к учебе, это реализация учебных способностей и возможностей обучающихся. И она зависит от психологических характеристик, таких как мотивация, самооценка, умение учиться, от сформированности произвольности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптация детей к школьному обучению / И.П. Иванова, О.В. Патеева. -Чебоксары, 2015.

2. Иванова И.П. Психологические проблемы школьной адаптации первоклассников / И.П. Иванова, О.В. Патеева // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сб. научн. статей / отв. ред. И. П. Иванова, Т. В. Горбунова, Н. Н. Корочкова. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2015. - С. 49-57.

3. Иванова И.П. Формирование умения учиться у учащихся начальных классов / И.П. Иванова // Теоретические и методические основы профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях перехода к двухуровневой модели образования: сб. научных статей. - Чебоксары, 2011. - С. 26-33.

4. Иванова И.П. Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся сельской малокомплектной начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Иванова Ираида Павловна. - Москва, 1994. - 16 с.

5. Майстренко А.В. Психологические характеристики обучающихся начальных классов с разным уровнем успеваемости [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Майстренко Анастасия Викторовна. - Санкт-Петербург, 2021. - 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.