Научная статья на тему 'Изучение психологических особенностей будущих инженеров железнодорожного транспорта'

Изучение психологических особенностей будущих инженеров железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ / НЕЙРОТИЗМ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ГИПЕРТИМНОСТЬ / ПЕДАНТИЧНОСТЬ / ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ / РЕАКТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ФРУСТРАЦИЯ / АГРЕССИЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EXTRAVERSION / INTROVERSION / NEUROTICISM / CHARACTER ACCENTUATIONS / HYPERTIMALITY / PEDANTRY / EXALTATION / REACTIVE AND PERSONAL ANXIETY / FRUSTRATION / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кустова В.В.

В статье рассматривается проблема соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии инженера железнодорожного транспорта. В эмпирическом исследовании представлены результаты проведенных методик на изучение у студентов объема, переключения и устойчивости внимания, выявления нейротизма, экстра-интроверсии, акцентуаций характера, реактивной и личностной тревожности. Сравнения результатов юношей и девушек выявляют существенные отличия и некоторые несоответствия, которые могут проявиться в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кустова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PSYCHOLOGICAL FEATURES THE FUTURE OF RAILWAY TRANSPORT ENGINEERS

The article deals with the problem of compliance of individual psychological characteristics of the individual with the requirements of the profession of railway transport engineer. The empirical study presents the results of the conducted methods for studying the volume, switching and stability of attention in students, identifying neuroticism, extra-introversion, character accentuations, reactive and personal anxiety. Comparisons of the results of boys and girls reveal significant differences and some inconsistencies that may manifest themselves in future professional activities.

Текст научной работы на тему «Изучение психологических особенностей будущих инженеров железнодорожного транспорта»

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В.В. Кустова, канд. психол. наук, доцент

Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10888

Аннотация. В статье рассматривается проблема соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии инженера железнодорожного транспорта. В эмпирическом исследовании представлены результаты проведенных методик на изучение у студентов объема, переключения и устойчивости внимания, выявления нейротизма, экстра-интроверсии, акцентуаций характера, реактивной и личностной тревожности. Сравнения результатов юношей и девушек выявляют существенные отличия и некоторые несоответствия, которые могут проявиться в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное становление, экстраверсия, интроверсия, нейро-тизм, акцентуации характера, гипертимность, педантичность, экзальтированность, реактивная и личностная тревожность, фрустрация, агрессия.

Процесс профессионального становления личности инженера железнодорожного транспорта - сложный и многогранный. Успешная адаптация личности в профессиональной деятельности, согласно Ю.Н. Кулюткина, предполагает высокий социальный статус индивида в данной среде и психологическую удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для субъекта элементами [4 с. 30]. Поэтому, именно, психологические особенности личности обуславливают успешность инженерной деятельности. Н.В. Бордовская разграничивает личностные и профессиональные качества будущего специалиста [2].

К настоящему времени имеется большое количество работ, посвященных различным психологическим аспектам проблемы профессиональной становления (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Е.А. Климов. Э.Э. Сыманюк и др.) Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк, рассматривают профессиональное становление, начиная с поступления в профессиональное учебное заведение, где происходит «формообразование» субъекта. Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гра-

жданским совершеннолетием [1]. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении [3]. Профессиональную пригодность В.А. Бодров рассматривает, как совокупность качеств, свойств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач [1, с. 6].

Ведущая деятельность будущего специалиста - профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Исследования Н.А. Канаева показало, что процесс и результат учебно-профессиональной мотивации оказывает решающее влияние на профессиональное становление и самоопределение будущих специалистов [2].

Мы полагаем, что успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии. Среди необходимых качеств, которыми должен обладать инженер по эксплуатации железнодорожного транспорта, выделяются: уверенность

в себе, коммуникабельность; высокий объем и распределение внимания, стрессо-устойчивость, уравновешенность, умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации.

Изучение психологических особенностей студентов, будущих инженеров, позволит обоснованно решать задачи повышения эффективности обучения, планирования студентами собственной профессиональной карьеры, развитие у них профессионально важных качеств.

Целью нашего исследования явилось изучение психологических особенностей будущих инженеров железнодорожного транспорта

Исследование проводилось на базе Иркутского университета путей сообщения в группах третьего курса по специальности эксплуатации железнодорожного транспорта. Выборочная совокупность студен-

Отличия между этими показателями у юношей и девушек есть (почти на 1/3 выше сумма цифр у юношей), но данные показатели находятся в зоне неопределенности по Манну-Уитни (табл.). Переклю-чаемость внимания, агрессивность имеют средние показатели, различия между юношами и девушками статистически не выявлены.

Уровень тревожности, особенно личностной и фрустрация имеет ярко выраженные половые отличия и данные статистически достоверны (3,6 и 7 строчки р< 0.01). Объяснение данного феномена вы-

тов составила 56 человек (28 девушек и 28 юношей в возрасте 19-21 года).

В соответствии с профессиограммой мы определили комплекс методик на изучение объема, переключения и устойчивости внимания, методики Г. Айзенка по самооценке психических состояний и по выявлению нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма, тест К. Леонгарда на акцентуации характера, методику Спилбергера-Ханина на изучение реактивной и личностной тревожности.

Анализ результатов выявил следующие психологические особенности студентов по эксплуатации железнодорожного транспорта. Объем и переключение внимания у студентов на средневысоком уровне (72% у юношей и 79% у девушек имеют средние значения, соответственно 28% и 17,5% высокий уровень.1 девушки -низкие показатели).

являют другие методики по темпераменту и акцентуациям характера. Большинство юношей (результаты по экстра-интроверсии и нейротизма) стабильны в эмоциональном плане (71% эмоционально стабильные экстраверты, интроверты и амбиверты) без акцентуаций характера (либо с гипертимностью, то есть, повышенной профессиональной и личной активностью). Эмоционально-нестабильные экстраверты (22%) без акцентуаций либо с гипертимностью. Данная акцентуация с возрастом проходит, особенно при благоприятных профессиональных условиях.

Таблица 1. Различия в проявлении результатов исследования юношей и девушек по

Манну-Уитни

№ Методики Суммы иЭмп Р<

Юноши Девушки

1 Объем внимания 916 680 274 н/о

2 Переключение внимания 921 675 269 н/о

3 Устойчивость внимания 816 780 374 н/знач.

4 Тревожность 558 1038 152 0.01

5 Реактивная тревожность 674 922 268 н/о

6 Личностная тревожность 591.5 1004.5 77 0.01

7 Фрустрация 483 1113 911 0.01

8 Агрессивность 900.5 695.5 289.5 н/о

9 Ригидность 781 815 375 н/знач.

Примечание: Т-значение критерия Манна - Уитни, р - вероятность допустимой ошибки, н/о - зона не-

определенности, н/знач. - различия статистически не достоверны

Лишь 7% юношей являются нестабильными интровертами с выраженной акцентуацией тревожности и педантичности.

У девушек 57% эмоционально нестабильны с выраженными акцентуациями педантичности, экзальтированности, цик-

лотимности, тревожности и демонстративности. Среди них 29% меланхолики (нестабильные интроверты). Как следствие, высокая тревожность и фрустрация. Ригидность в одинаковой степени присутствует и у девушек, и у юношей.

7%

Юноши

Без акцентувций Тревожность Гипертимность Демонстративность

Без акцентуаций Педантичность

Гипертимность

Рис. Проявления акцентуаций характера

которые смогут рассказать абитуриентам об особенностях инженерной специальности в области железнодорожного транспорта,

Становится необходимой серьезная психологическая поддержка студентов в рамках современного вуза.

Наше исследование доказало актуальность исследования профессионально личностных особенностей студентов еще на стадии поступления. Становится необходимой профессиональная ориентация, знакомство с будущей профессией в рамках школьного образования. В приемной комиссии нужны психологи, специалисты,

Библиографический список

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов - М. ПЕР СЭ, 2001 - 511 с.

2. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия Психолого-педагогические науки. - 2012. -№ 145. - С. 28-43.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего человека // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9. -С.1863-1869.

4. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: Ценностно-смысловой анализ. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. - 84 с.

STUDY OF PSYCHOLOGICAL FEATURES THE FUTURE OF RAILWAY

TRANSPORT ENGINEERS

V.V. Kustova, Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor Irkutsk State University of Railway Transport (Russia, Irkutsk)

Abstract. The article deals with the problem of compliance of individual psychological characteristics of the individual with the requirements of the profession of railway transport engineer. The empirical study presents the results of the conducted methods for studying the volume, switching and stability of attention in students, identifying neuroticism, extra-introversion, character accentuations, reactive and personal anxiety. Comparisons of the results of boys and girls reveal significant differences and some inconsistencies that may manifest themselves in future professional activities.

Keywords: professional development, extraversion, introversion, neuroticism, character accentuations, hypertimality, pedantry, exaltation, reactive and personal anxiety, frustration, aggression.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.