Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность, как детерминанта психологической безопасности личности студента в информационно-образовательной среде'

Коммуникативная компетентность, как детерминанта психологической безопасности личности студента в информационно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY ORIENTATION / ВЗАИМОСВЯЗЬ / INTERRELATION / STUDENT''S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петухова Лариса Петровна, Савин Александр Владиславович, Пешкова Надежда Вячеславовна

В работе рассматривается одна из актуальных на сегодняшний день проблема психологическая безопасность личности. Психологическая безопасность личности включает в себя профилактику психических заболеваний, высокую толерантность к фрустрациям и стрессам, постоянному психологическому развитию личности, адекватному мировосприятия. Одним из факторов, влияющих на психологическую безопасность личности, является коммуникативная компетентность студента. Представленные материалы являются актуальными для решения прикладных задач организации безопасной образовательной среды учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A DETERMINANT OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF A STUDENT''S PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The paper deals with one of the most urgent problems today the psychological security of the individual. Psychological security of the person includes prevention of mental diseases, high tolerance to frustrations and stresses, constant psychological development of the person, adequate worldview. One of the factors influencing the psychological security of the individual is the communicative competence of the student''s personality. The presented materials are relevant for solving applied problems of organization of safe educational environment of educational institution.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность, как детерминанта психологической безопасности личности студента в информационно-образовательной среде»

16. Lyche P., Jonassen R., Stiles T.C., Ulleberg P., Landr N.I. Cognitive control functions in unipolar major depression with and without co-morbid anxiety disorder // Front. Psychiatry. - 2010. - №1. - Article 149. - Р. 1-9.

17. Miyake А., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Hoverter A., Wager T.D. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «frontal lode» tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. - 2000. - № 41. - Р. 49-100.

18. Morton J.B., Ezekiel F., Wilk H.A. Cognitive Control: Easy to Identify But Hard to Define // Topics in Cognitive Science. - 2011. - № 3 (2). - P. 212-216.

19. Posner М., Snyder C Attention and cognitive control // Information processing and cognition. The Loyola Symposium. / Ed. R.L. Solso. - N.Y:. Hillsdale, 1975. - P. 55-85.

20. Rothbart M.K., Sheese B.E., Posner M. I. Executive attention and effortful control: Linking temperament, brain, networks and genes // Child Development Perspectives. - 2007. - №1. - Р. 2-7.

21. Rotter J.B. Generalized expectance for internal versus external control of reinforcement // Psychol. Monographs. - 1966. - Vol.80. - №1. - P. 329-339.

Психология

УДК: 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Петухова Лариса Петровна

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат педагогических наук, доцент Савин Александр Владиславович Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); доцент Пешкова Надежда Вячеславовна

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск)

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В работе рассматривается одна из актуальных на сегодняшний день проблема -психологическая безопасность личности. Психологическая безопасность личности включает в себя профилактику психических заболеваний, высокую толерантность к фрустрациям и стрессам, постоянному психологическому развитию личности, адекватному мировосприятия. Одним из факторов, влияющих на психологическую безопасность личности, является коммуникативная компетентность студента.

Представленные материалы являются актуальными для решения прикладных задач организации безопасной образовательной среды учебного заведения.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, коммуникативная компетентность, личность студента, направленность личности, взаимосвязь.

Annotation. The paper deals with one of the most urgent problems today - the psychological security of the individual. Psychological security of the person includes prevention of mental diseases, high tolerance to frustrations and stresses, constant psychological development of the person, adequate worldview. One of the factors influencing the psychological security of the individual is the communicative competence of the student's personality.

The presented materials are relevant for solving applied problems of organization of safe educational environment of educational institution.

Keywords: psychological safety, educational environment, communicative competence, student's personality, personality orientation, interrelation.

Введение. Защищённость и поддержание определённого безопасного состояния личности студента от воздействия множества неблагоприятных факторов в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире является одной из наиболее острых проблем на сегодняшний день. Психологическая безопасность как состояние сохранности психики предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды.

Информационно-образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды современного студента. Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю традицию изучения в психологических исследованиях.

В современных исследованиях понятие безопасности является одним из наиболее часто употребляемых. Среди различных видов авторы, как правило, выделяют информационную, национальную, безопасность жизнедеятельности и труда. В том числе выделяют и психологическую безопасность человека, которую определяют в большинстве случаев как состояние защищённости сознания [8].

Психологическая безопасность личности включает в себя профилактику психических заболеваний, высокую толерантность к фрустрациям и стрессам, постоянному психологическому развитию личности, адекватному мировосприятию (отношению к себе, другим и миру в целом). Одним их фактор влияющих на психологическую безопасность личности является с нашей точки зрения такое качество личности студента как коммуникативная компетентность как фактор повышения стрессоустойчивости.

Впервые термин «коммуникативная компетентность» рассматривается в исследованиях проблем генеративной грамматики в лингвистике Н. Хомским, где определяется, как «способность общаться устно или письменно с носителем конкретного языка в реальной жизненной ситуации». Значительное внимание при этом уделяется смысловой стороне высказывания, а не только правильности языковых форм [6].

В психологии образовались достаточно устойчивые традиции виденья коммуникативных качеств личности, которые обычно определяют как целостность свойств и умений, предоставляющих возможность установления контакта и взаимопонимания между людьми. При этом некоторые общепсихологические подструктуры личности, такие как: направленность, характер, способности, будут определяться как социально-психологические или коммуникативные свойства личности.

Коммуникативная компетентность, исходя из различных источников, рассматривается, как умение достигать желаемых результатов в коммуникации; как избегание нежелательных эффектов; владение нормами и правилами общения; умение слушать и чтить взгляды других людей, вступать в дискуссию,

отстаивать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, ориентироваться в разнообразии мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде; как система средств саморегуляции коммуникативных действий [5].

Николаева О.В. считала, что ведущими проблемами студентов, связанных с коммуникативной компетенцией являются слабо развиты навыки слушания, в основном, характерно для студентов младших курсов. Они испытывают затруднения в моменты, когда нужно объяснить или продолжить уже высказанную мысль; низкий уровень навыков делового общения, что способствует затруднённой организации межличностных контактов с незнакомыми и малознакомыми индивидами.

Коммуникативная компетентность - это умение общаться, которое необходимо специалисту для построения эффективного процесса коммуникации в своей профессиональной деятельности [2].

Для психолога имеет большое значение наличие коммуникативной компетентности. Под социально-коммуникативной компетентностью рассматривают закономерности, принципы и разнообразные техники общения, которые обусловлены интеллектуально, личностно и составляют социально-профессиональную характеристику личностного качества человека. Данная характеристика позволяет ответственно осуществлять продуктивную социально - коммуникативную деятельность в ситуациях общения индивидов в профессиональной сфере [4].

Коммуникативная компетентность выступает в качестве центрального понятия в образовательном процессе высшей школы. В ней объединяются интеллектуальная и навыковая составляющие образования. Понятие коммуникативной компетентности ориентировано «на результат». Коммуникативная компетентность имеет интегративную природу, ибо она вбирает в себя ряд близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности [3].

Игнатьева С.А. считает, что коммуникативная компетентность - это способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, которая зависит от определенной организации речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, социальными нормами речевого поведения [3].

Во время профессионального развития на этапе вузовского обучения будущие психологи должны иметь представления о функциях общения, особенностей его построения с разными группами людей, разбираться в причинах затрудненного общения, владеть способами их преодоления. Но при этом у них должна быть мотивационная готовность к интенсивной межличностной коммуникации. В ходе профессионального обучения создаются необходимые условия для развития способности реализовывать определенную систему профессиональных действий, входящих в сферу его обязанностей психолога [1].

Коммуникативная деятельность является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности. Качественное владение которой непосредственно влияет на продуктивность решения профессиональных задач и зависит от уровня развития профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста [6, 7].

Таким образом, определение «коммуникативная компетентность» носит обширный характер и включает множество факторов. Исходя из исследуемой литературы, можно обобщить понятие «коммуникативной компетентности» как базовой характеристики человека, помогающей осуществлять коммуникативное воздействие с другими индивидами. Это умение человека к логичному и последовательному словесному взаимодействию в различных ситуациях и формах, зависящее, в немалой степени, от профессиональной деятельности индивида, его возраста, сферы деятельности, этикета и т.д.

Эмпирическое исследования коммуникативной компетентности студентов с различными личностными особенностями было проведено нами на базе Брянского государственного университет им. акад. И.Г. Петровского. В исследовании приняли участие 30 человек, студенты факультета педагогики и психологии от 18 до 20 лет.

Методы исследования: теоретические - анализ литературы и документов по изучаемой проблеме, изучение и обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований по данной проблематике, обобщение; практические - тест, психодиагностическая методика, статистическая обработка данных исследования.

Методики исследования: методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК); личностный опросник Г. Айзенка EPI (Eysenck Personality Inventory); методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера); тест «Коммуникативная компетентность».

В результате проведения методики диагностики коммуникативной социальной компетентности, было выявлено, что 10% испытуемых свойственна открытость, легкость и общительность (16-20 баллов); 33%, которые набрали 13-15 баллов, так же, общительны и легко идут на контакт; 47% испытуемых, имеющие 8-12 баллов, имеют равновесие между показателями; 3% испытуемых необщительны и замкнуты.

Анализ средних значений по методике диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) показал, что большинство испытуемых обладают средними значениями коммуникативной социальной компетентности. Это говорит о том, что существует равновесие между двумя противоположными личностными качествами (например, в меру сдержанный, в меру импульсивный).

Исходя из результатов личностного опросника для диагностики экстраверсии - интроверсии и нейротизма EPI Г. Айзенка, было выявлено, что 30% (9 человек) испытуемых являются интровертами, это говорит о замкнутости, стеснительности, склонности к самоанализу и отдалённости от всех, кроме близких; 27% испытуемых ( 8 человек) являются экстравертами. Это общительные и энергичные индивиды, нуждающиеся в коммуникативных взаимодействиях, им свойственно заводить широкий круг знакомств; 43% (13 человек) испытуемых получили среднее значение, что говорит о равновесии между интроверсией и экстраверсией.

Рассматривая полученные результаты по шкале нейротизма, можно сделать вывод, что 70 % испытуемых (21 человек) имеют высокий уровень нейротизма. Это характеризует их как эмоционально неустойчивых личностей. Нейротизм характеризуется в нервности, неустойчивости, плохой адаптации и быстрой смене настроения; у 23% испытуемых (7 человек) нейротизм находится на среднем уровне, что свидетельствует о умеренной эмоциональной импульсивности; 7% испытуемых (2 человека) получили низкий уровень нейротизма, что говорит об эмоциональной устойчивости индивидов, зрелости и организованности.

В результате проведения методики диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала -Кучера), можно сделать вывод, что по трём уровням направленности личности, а именно: направленность на

себя, направленность на взаимодействие и направленность на задачу, испытуемые (100%) имеют среднюю степень выраженности направленностей, 21-49 баллов. Это говорит о том, что испытуемые довольно реалистично подходят к удовлетворению потребностей своего «Я», предпочитают избегать проявлений агрессии, если их статус соответствует самооценке и действительному положению дел. Достаточно хорошо владеют коммуникативными навыками в межличностных отношениях. Избегают очевидного одиночества или индивидуального фронта работы в своей профессиональной деятельности, гораздо активнее работают в атмосфере коллективного одобрения или общего энтузиазма (Направленность на взаимодействие).

Испытуемые показали себя исполнительными и достаточно гибкими в работе, но в то же время готовы настойчиво защищать свою позицию и решать на практике возникшие проблемы (Направленность на задачу).

В результате проведения исследований студентов экспериментальной группы с применением опросника Шмишека («Акцентуации характера»), было выявлено, что преобладающими акцентуациями у испытуемых являются:

Эмотивность - 47% испытуемых (14 человек), что говорит о тонкости эмоциональных реакций, отзывчивости, чувствительности, гуманности и мягкосердечности. Такие люди редко вступают в конфликты, им свойственно обостренное чувство долга, а так же, исполнительность; экзальтированность - 37% испытуемых (11 человек), говорит о способности восторгаться и восхищаться. Такие люди легко приходят в восторг от радостных событий, но от печальных испытывают полное отчаяние; застревание - 30% испытуемых (9 человек), свидетельствует о тенденции к длительному переживанию какого-либо чувства, настойчивостью и упрямством, неразговорчивостью, а так же, трудностями в переключении с одной проблемы на другую; гипертимность - 23% испытуемых (7 человек), говорит о наличии оптимизма и беззаботности, склонности к риску. Такие люди общительны, подвижны и очень самостоятельны; циклотимность - 17% испытуемых (5 человек), что говорит о частых сменах настроения, а так же зависимостью от внешних событий, что оказывает влияние на манеру общения с окружающими людьми; возбудимость - 10% испытуемых (3 человека) - свидетельствует о агрессии, упрямстве и раздражительности, для данного типа характерна повышенная импульсивность, угрюмость и склонность к конфликтам; педантичность - 7% испытуемых (2 человека) - ригидность и долгое переживание травмирующих событий, в конфликтах занимает пассивную сторону, пунктуален и аккуратен; демонстративность - 3 % (1 человек) -эгоцентричность, стремление быть в центре внимания, живость, подвижность и легкое установление контактов; тревожность - 3% (1 человек) - способность к ощущению беспокойства и неприятностей, постоянное сомнение в правильности своих поступков и мыслей, чувство собственной неполноценности. Таким людям свойственна низкая контактность.

В результате проведения теста «Коммуникативная компетентность», было выявлено, что 63% испытуемых (19 человек), набравшие 21-40 баллов, обладают средней коммуникативной компетентностью, это говорит о том, что коммуникативные навыки находятся на достаточном уровне (в меру общительный, в меру замкнутый); 33% испытуемых (10 человек), получившие 1-20 баллов, имеют низкий уровень коммуникативной компетенции, что свидетельствует о проблемах в построении коммуникативных взаимодействий с другими людьми; 3% испытуемых (1 человек), получившие 41-60 баллов, обладают высокими коммуникативными навыками, они легко идут на контакт, общительны и с легкость устанавливают коммуникативную связь с окружающими.

Корреляционный анализ личностных особенностей и коммуникативной компетентности показал, что существует обратная взаимосвязь на уровне 0,05 между показателями асоциальность и эмоциональная устойчивость, направленность на задачу и направленность на себя, степень коммуникативной компетентности и эмоциональная устойчивость, логическое мышление и педантичность, демонстративность и тревожность, экзальтированность и застревание.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что студенты с более высоким уровнем коммуникативной компетентности более устойчивы к стрессу, менее конфликты, что оказывает благоприятное влияние на их психологическую безопасность.

Представленные материалы являются актуальными для решения прикладных задач организации безопасной образовательной среды учебного заведения.

Литература:

1. Ачинович Т.И. Коммуникативная компетентность и рефлексия у студентов-психологов [Гекст|: сборник: Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. -Минск, 2016. - С. 701-706.

2. Балдина М.Ю. О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность» // Научно- методический электронный журнал Концепт. - 2014. № 825. С. 11-15.

3. Игнатьева С. А. Коммуникативная компетентность как компонент коммуникативной культуры личности. - М.: Просвещение, 2010. - 385 с.

4. Кравец Г.В. Социально-коммуникативная компетентность как ключевая компетентность в профессиональном становлении психолога // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 5. - С. 60-64.

5. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетентности личности // Ученые записки КнаГТУ. - 2010. - № II (2). - С. 50-54.

6. Новгородцева И.В. Профессионально - коммуникативная компетентность будущих специалистов. -М.: Кировская, 2010. - С. 94.

7. Развитие социальной компетентности студентов вуза. Елисеева Е.В., Петухова Л.П., Лупоядова Л.Ю., Киютина И.И., Казимирова Н.П. / Проблемы современного педагогического образования. - 2016. № 527. С. 132-140.

8. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности / Н.Л. Шлыкова. - Тверь: Триада, 2004. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.