Научная статья на тему 'Концептуальная модель психологической безопасности личности учителя'

Концептуальная модель психологической безопасности личности учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1346
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРНО-ИЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / PERSONALITY'S PSYCHOLOGICAL SECURITY / STRUCTURAL-AND-HIERARCHICAL MODEL OF A TEACHER'S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Наталия Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы психологической безопасности личности. Определены структура, содержание, функции психологической безопасности личности педагога. Предложено определение психологической безопасности личности, уровневая организация психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Model of a Teacher's Personality Psychological Security

The article considers the problem of a personality's psychological security. Structure, content and functions of a teacher's perslonality psychological security are defined. The definition of a personality's psychological security and the level of psychological security organization are suggested

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель психологической безопасности личности учителя»

УДК 159.9 ББК 88.5

Ефимова Наталия Сергеевна

кандидат психологических наук кафедра психологии РХТУ им. Д.И. Менделеева г. Москва Ейшоуа Natalia Sergeevna Candidate of Psychology Chair of Psychology

Russian Chemical-Engineering University named after D. I. Mendeleyev

Moscow

Концептуальная модель психологической безопасности личности учителя

Conceptual Model of a Teacher’s Personality Psychological Security

В статье рассматриваются проблемы психологической безопасности личности. Определены структура, содержание, функции психологической безопасности личности педагога. Предложено определение психологической безопасности личности, уровневая организация психологической безопасности.

The article considers the problem of a personality’s psychological security. Structure, content and functions of a teacher’s perslonality psychological security are defined. The definition of a personality’s psychological security and the level of psychological security organization are suggested.

Ключевые слова: Психологическая безопасность личности, структурноиерархическая модель личности педагога.

Key words: personality’s psychological security, structural-and-hierarchical model of a teacher’s personality.

Актуальность и общественную значимость приобретает проблема обеспечения психологической безопасности человека и жизненной среды, что связано с последствиями кризисных ситуаций, разрушением базовой потребности человека в безопасности, стабильности его образа мира. Особый аспект безопасности обнаруживается при рассмотрении проблемы сохранения здоровья и развития молодого поколения. В современных исследованиях проблему безопасности в образовании рассматривают с двух позиций: анализа функционирования всей системы образования, результатов ее деятельности и влияния на граждан; исследования условий для сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников образования (учителей).

В сфере образования проблема обеспечения психологической безопасности личности только зарождается как самостоятельное направление.

В настоящее время наблюдается противоречие между значимостью условий психологической безопасности образовательной среды и недостаточной изученностью личности педагога (учителя), обеспечивающего

психологическую безопасность учащихся.

Под безопасностью мы понимаем сочетание внутренних и внешних факторов, способствующих сохранению полноценной способности человека, общества, государства функционировать и развиваться. [1. С. 14]

Процесс формирования и развития безопасности предполагает отражение человеком внешних условий в виде некоторой субъективной модели, которая служит основой для предварительного психологического программирования действий, для их регуляции в какой-либо деятельности. При этом различные субъекты в одной и той же среде могут переживать различную степень безопасности. Психологическая безопасность личности это субъективная оценка человеком благоприятности условий окружающей среды для его жизнедеятельности, личностного и профессионального развития.

На основе теоретических и практических исследований нами представлена уровневая организация безопасности личности (схема 1). Первый уровень - оценка и первичный анализ окружающей действительности относительно критерия «опасно-безопасно» - происходит на основе

информационной обработки психическими процессами (ощущений, чувств, восприятий, мышления, представлений). На втором уровне вторичная оценка и анализ окружающей действительности, прогнозирование безопасного будущего преломляется через личностные характеристики человека (направленности личности, индивидуальных особенностей характера, мировоззрения). На третьем уровне происходит принятие решения и реализация поведенческой модели на основе социальных, профессиональных, психологических компетенций в области безопасности. Данная модель представляет схематическую попытку отразить психологическое содержание безопасности. [1. С. 20]

Уровень 3. Принятие решения и реализация поведенческой модели на основе социальных, профессиональных, психологических компетенций в области безопасности

Уровень 2. Вторичная оценка и анализ окружающей действительности, прогнозирование безопасного будущего через призму личностных характеристик человека (направленности личности, индивидуальных особенностей характера, мировоззрения)

Уровень 1. Оценка и первичный анализ окружающей действительности относительно критерия «опасно-безопасно» на основе информационной обработки психическими процессами (ощущений, чувств, восприятий, мышления, представлений)

Схема 1. Уровневая организация безопасности

Психологическая безопасность личности определяется комплексом познавательных, эмоционально-волевых и характерологических её особенностей, направленностью и мировоззрением, формирующимися в процессе социализации.

И.А. Баева и сотрудники лаборатории «Психологическая культура и безопасность в образовании» РГПУ им. А.И. Герцена рассматривают структуру психологии безопасности в двух аспектах: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности. «Психологическая

безопасность среды в социальном аспекте определена как состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностнодоверительном общении, создающее референтную значимость среды и как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников.

Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Психологическая безопасность личности отражается в переживаниях личности защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации» [2. С. 6].

При определении психологической безопасности личности И.А. Баева акцентирует внимание на такой характеристике, как «устойчивость личности».

«Устойчивость» нами (Митина Л.М., Ефимова Н.С., 2003) рассматривается, как одна из характеристик гибкости. Для выбора соответствующей модели действий адекватной нестандартной ситуации, только «устойчивости» недостаточно - необходимы характеристики «вариативности», которые позволяют быстро перестраиваться адекватно возникшей ситуации. В нашей статье позднее мы вернемся к этой характеристике. [3].

Структуру и содержание психологической безопасности личности мы рассматриваем в рамках единого системно-структурного подхода. Наиболее существенное развитие структурная теория личности получила в работах Б.Г. Ананьева, Г.А. Ковалева, B.C. Мерлина и К.К. Платонова, Л.М. Митиной и др. В целом можно отметить, что в психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, особенности самосознания. К.К. Платонов выдвинул идею иерархического построения структуры личности. B.C. Мерлина считает, что в качестве исходных элементов структуры личности должны выступать ее свойства. Поэтому под структурой личности следует понимать связь, организацию свойств личности. При описании структурных моделей личности в трудах Б.Г. Ананьева и Г.А. Ковалева использован принцип иерархического упорядочивания уровней по степени представленности в них биологических и социальных сторон.

Многочисленные исследования, проведенные сотрудниками лаборатории профессионального развития личности (Митина Л.М., 1994-2010), дали возможность выделить и описать интегральные характеристики труда учителя: педагогическая направленность, педагогическая компетентность,

педагогическая гибкость (Митина Л.М., 1994). Выделенные интегральные характеристики личности инвариантны, они являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности. [4. С. 61].

В основу построения концепции структурно-иереархической модели личности педагога (учителя), обеспечивающего психологическую безопасность учащихся, нами положены следующие принципы:

- личность понимается как целостное образование, включающее в себя множество взаимосвязанных характеристик и элементов;

- принцип иерархического упорядочивания уровней по степени представленности в них биологических и социальных сторон личности;

- профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления.

Собственные эмпирические исследования автора и данные, полученные в работах под нашим руководством в школах г. Москвы и Московской области, показали, что школьники в качестве ключевой фигуры от которой исходит формируемое у них чувство безопасности или опасности выделяют педагога (учителя). В эмпирических исследованиях приняли участие учителя школ -600, преподавателей высшей школы - 365, преподаватели колледжа 45, ученики школ с 5 по 11 классы - 1040, учащиеся колледжа - 128, студенты со 2 по 4 курсы - 250. В целом в исследовании в качестве испытуемых и респондентов приняли участие 2100 человек.

В качестве психодиагностических методов были использованы: самоактуализационный тест Э. Шострома, адаптированный Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозманом и др. (1987); локус-контроль Дж. Роттера, адаптированный А.К. Осницким, Ю.С. Жуйковым (1996); опросники самооценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированный Ю.Л. Ханиным (1982); 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (1970); опросник направленности личности Б. Баса; опросник интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; авторская методика самооценки компетенций в области психологической безопасности и др..

Ввиду большого количества полученных диагностических данных был применен факторный анализ с тем, чтобы найти такие комплексные факторы, которые более полно объясняют связи между переменными, определяющими психологическую безопасность личности педагога (учителя). В результате были отобраны четыре основных фактора.

В первом факторе наибольшим весом обладает обобщенный конструкт сензитивность - реактивная уравновешенность (0,731), уверенность в себе -тревожность (0,634), «эмоциональная неустойчивость» (0,537), внешняя

выразительность эмоциональных состояний (0,538). В целом перечисленные признаки предполагают гармоничное сочетание эмоциональной устойчивости и эмоциональной выразительности учителя, что позволяет назвать его эмоциональной гибкостью.

Второй фактор объединил в себе направленности на общение с другими (0,763) при высоком конструкте низкий - высокий самоконтроль (0,814), конформизм - нонконформизм (0,739), установка на процесс деятельности (0,669), практичность - развитое воображение (0,564). Такое сочетание ориентации на общение, на поддержание контакта на процесс деятельности можно определить как фактор направленности личности на безопасное взаимодействие (общение).

В третий фактор определили: сдержанность - экспрессивность (0,667), жесткость-чувствительность (0,582), эмпатические тенденции (0,578), замкнутость-общительность (0,574) эти характеристики определяют помогающее отношение, а присутствие параметра самопринятие (0,550) предполагает сложную взаимосвязь двух сторон принятия: самопринятие и принятие другого. Этот фактор можно определить как психологическая компетентность.

В четвертый фактор вошли конструкты, характеризующие аффективный уровень профессионального самосознания учителя: самоуважение (0,567), аутосимпатия (0,519), самопонимание (0,517), самоинтерес. В целом этот фактор можно назвать самоотношением. Самоотношение, характеризующее аффективный уровень профессионального самосознания учителя, является психологическим условием развития выделенных личностных характеристик.

Результаты факторного анализа позволили объединить личностные характеристики, влияющие на развитие психологической безопасности личности, в блоки, представленные в каждом из пространств системного

педагогического труда: направленностью на безопасное взаимодействие, эмоциональная гибкость, психологическая компетентность.

Нами была разработана и представлена структурно-иерархическая модель личности педагога, обеспечивающего психологическую безопасность учащихся (схема 2).

2

к

и

н

о

«

и

«

о

2

К

ей

со

И

О

К

о

ей

С

О

со

и

ю

и

& 2 о к к к 14 й-2 Я

о ю

и 3

Самосознание: самопознание (характеристики безопасной личности), самоотношение (самоуважение, аутосимпатия), саморегуляция (уравновешенность)

Гибкость: интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая

Психологическая и социальная компетентность в области безопасности

Направленность на безопасное взаимодействие (педагогическое общение)

Темпераментально-характерологические характеристики

й

о

к

с

е

ч

и

г

о

г

а

д

е

п

й

о

К

с

а

п

о

з

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

б

к

ь

т

с

о

н

в

о

т

о

Г

и

т

с

о

н

ь

л

е

т

я

е

д

Схема 2. Структурно-иерархическая модель безопасной личности (педагога)

Основываясь на теоретическом анализе и экспериментальных исследованиях в процессе изучения психологии безопасности личности, установлено, что к качествам, составляющим внутренние условия психологической безопасности, принадлежат темпераментально-характерологические интегральные характеристики: они взаимодействуют друг с другом в структуре личности педагога. Важным условием психологической безопасности педагога является готовность к безопасному взаимодействию

(педагогическому общению) и безопасной профессиональной (педагогической) деятельности. Особо нами выделяется направленность педагога на безопасное взаимодействие (педагогическое общение). Данная направленность рассматривается как принцип «не навреди» в связи с профессиональной деятельностью педагогов.

Основываясь на исследования (Митина Л.М., Вачков И.С., Асмоковец Е.С, Аветисян К.А., Ефимова Н.С.), нами проанализирована структура гибкости. Гибкость представляет сочетание определенных

характерологических свойств, объединенных внутренними взаимосвязями в блоки: интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая стабильность

(устойчивость) и вариативность (экспрессивность).

Личностные характеристики вариативности позволяют быстро перестраиваться, адекватно ситуации проявлять свое эмоциональное состояние, менять свое поведение в зависимости от условий, т.е. вариативность

обеспечивает своевременный отказ от неэффективных идей, поиск нового решения, позитивную эмоциональную экспрессивность и социальную смелость, и артистизм в ролевом поведении. Однако только характеристики вариативности не позволят личности доводить намеченные задачи до логического завершения, поэтому для их уравновешивания необходимы личностные характеристики стабильности (устойчивости).

Среди основных личностных характеристик стабильности (устойчивости) в интеллектуальной сфере можно выделить самостоятельность мышления, устойчивые познавательные потребности, в эмоциональной сфере - это

отсутствие склонности к переживаниям страха и гнева, в поведенческой сфере

- социальная нормативность поведения. В профессиональной деятельности учителя психологическая устойчивость как личностное качество, связанное с направленностью учителя, приобретает особое значение: она может выполнять две функции. Во-первых, высокий уровень эмоциональной устойчивости сохраняет необходимую для профессиональной деятельности педагога благоприятную психологическую атмосферу, интеллектуальная -

самостоятельность и устойчивость познавательной потребности, поведенческая

- социальную нормативность поведения. Во-вторых, эмоциональная устойчивость сохраняет психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса, т.е. обеспечивает психологическую безопасность.

Таким образом, гибкость как интегральная характеристика личности педагога обеспечивает ему возможность успешного разрешения широкого спектра профессиональных и жизненных проблем в изменяющихся условиях среды.

Современные проблемы общества, связанные с увеличением социальной дезадаптации и различных вариантов девиантного поведения детей, подростков, юношества ставят педагогов (учителей) перед необходимостью овладения компетенцией в области психологической безопасности. Данная компетенция является необходимым компонентом педагогической компетентности и обуславливает адекватность поведения в профессиональной деятельности, сохранение и укрепление психического здоровья учителя.

В результате мы можем сформулировать следующее определение психологической безопасности личности.

Психологическая безопасность личности педагога проявляется: в

направленности его на безопасное взаимодействие (педагогическое общение); психологической и социальной компетентности в области безопасности; в способности личности с одной стороны сохранять устойчивость (стабильность) в среде с определенными параметрами и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям; с другой стороны проявлять эмоциональную экспрессивность, интеллектуальную, поведенческую вариативность, определяющую оптимальную позицию субъекта.

Психологическим условием, обеспечивающим повышение уровня психологической безопасности личности, по нашему мнению, является развитие самосознания, включающее самопознание (безопасный тип личности), самоотношение (самоуважение, аутосимпатия), саморегуляцию (уравновешенность, способность регулировать эмоциональное состояние).

59 Вестник ЧГПУ22011

Безопасность можно рассматривать на разных уровнях: индивидуальную безопасность человека, безопасность общества и семьи (как ячейки общества), государственную безопасность, планетарную безопасность. Человек как субъект безопасности может стать и организатором, и разрушителем, как собственной, так и общественной, государственной безопасности и даже поставить под угрозу существования нашу планету. Психологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развитие социально и психологически здоровой личности.

Библиографический список

1. Ефимова Н.С. Безопасность человека: психологический аспект. Монография. М.: Изд. центр РХТУ, 2009. - 156 с.

2. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ под ред. И.А. Баевой. - СПб: Речь, 2006. - 288 с.

3. Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: МПСИ: Флинта, 2003 - 144 с.

4. Митина Л.М. Психология профессионального развития личности: теоретикометодологические проблемы. Российский научный журнал № 1 (14) 2010. С. 57-63

Bibliography

1. Efimova, N.S. Human Safety: Psychological Aspect: Monograph / N.S. Efimova. -Moscow: "FORUM" - INFRA TH Publishing House, 2010. - 192 p.

2. Mitina, L.M., Efimova, N.S. Teacher’s Intellectual Flexibility: Psychological Content, Diagnostics, Correction / L.M. Mitina, N.S. Efimova. - Moscow: MPSI: Flinta, 2003. - 144 p.

3. Mitina, L.M. Psychology of a Personality’s Professional Development: Theoretical-and-Methodological Problems // The Russian Scientific Journal. - 2010. - № 1(14). - P.57-63.

4. Providing Psychological Security at Educational Institution: Practical Guide / Ed. by I.A. Baeva. - St. Petersburg: Speech, 2006. - 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.