Научная статья на тему 'Изучение психофизиологических детерминант психомоторных качеств подростков 11-12 лет как факторов формирования зависимости от психоактивных веществ'

Изучение психофизиологических детерминант психомоторных качеств подростков 11-12 лет как факторов формирования зависимости от психоактивных веществ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буров А. Э., Деманов А. В.

Изучена информативность и возможность применения интегральных коэффициентов периферической крови при патологии дыхательных путей. Показано, что подсчет интегральных показателей, индексов соотношения клеток лейкограммы и лейкоцитарных индексов интоксикации позволяет осуществлять своевременную диагностику дебюта воспалительных изменений при отсутствии значимых сдвигов параметров стандартной гемограммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буров А. Э., Деманов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение психофизиологических детерминант психомоторных качеств подростков 11-12 лет как факторов формирования зависимости от психоактивных веществ»

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ 11-12 ЛЕТ КАК ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

А.Э. Буров, A.B. Деманов ГТУ, г. Астрахань

Изучена информативность и возможность применения интегральных коэффициентов периферической крови при патологии дыхательных путей. Показано, что подсчет интегральных показателей, индексов соотношения клеток лейкограммы и лейкоцитарных индексов интоксикации позволяет осуществлять своевременную диагностику дебюта воспалительных изменений при отсутствии значимых сдвигов параметров стандартной гемограммы.

Актуальность проблемы диагностики и формирования специальных способностей обусловлена тем, что она была и останется базисной проблемой психологии, а ее дальнейшая разработка связана с логикой развития психолого-педагогической науки и обеспечивает ее теоретико-методологический уровень (С.Л. Рубинштейн, 1960; В.П. Зинченко, 1994; В.П. Озеров, 2005 и др.).

Изучение структуры личности подростков, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ, чрезвычайно сложная задача. Многие исследователи считают, что большинство детей и подростков, склонных к алкоголизации и наркомании имеют специфические особенности проявления психофизиологических свойств и психомоторных качеств и это позволяет осуществлять раннюю диагностику различных форм асоциального поведения (A.B. Родионов, В.А. Родионов, 2002, 2003; В.А. Кабачков, В.А. Куренцов, 2005).

Эффективность диагностической работы во многом определяется выделением факторов риска и последующей работе с этими факторами. Именно поэтому изучение психофизиологических детерминант психомоторных способностей детей и подростков, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ, и их коррекция под влиянием психофизических нагрузок разной интенсивности и характера является важной проблемой воспитания здорового молодого поколения.

Методы исследования

Для изучения психофизиологических свойств и психомоторных качеств детей и подростков, мы использовали батарею двигательно-координацион-ных тестов, разработанных проф. A.B. Родионовым, которые позволяют исследовать психофизиологические свойства и психомоторные качества испытуемых: 1) теппинг-тест; 2) тест на точность мышечно-двигательных дифференцировок; 3) тест на быстроту реакции (с гимнастической палкой);

4) тест на точность реакции на движущийся объект;

5) тест на двигательную координацию (прыжок с места в длину в стандартных и нестандартных условиях); 6) тест на двигательную координацию (прыжки через скакалку с двойным прокрутом); 7) тест на двигательную координацию (квадрат 4x5 м); 8) тест на двигательную координацию (бег 20 м

с высокого старта и челночный бег 2x10 м); 9) тест на двигательную координацию (коридор 5x10 м).

Результаты исследования Исследование особенностей психофизиологических свойств личности испытуемых проводилось с помощью теппинг-теста, позволяющего изучить силу нервной системы, ее подвижность и уравновешенность, что характеризует их локальную работоспособность (табл. 1).

Таблица 1

Показатели психофизиологических свойств подростков 11-12 лет, занимающихся физической культурой и спортом

Теппинг- тест Суммарный результат Р

Благополучные (n=2l) Группа «риска (п=15)

Правая рука 107,1,2±1,2 100,2±1,6 <0,05

Левая рука 85,9±0,5 82,3±1,5 <0,05

Результаты тестирования (расстановка точек правой и левой рукой) показали, что суммарный показатель всех серий у подростков «группы риска» достоверно хуже (Р<0,05) как для правой, так и для левой руки, чем у их сверстников из группы «благополучных» учащихся. Это свидетельствует о превосходстве силы нервной системы, ее более высокой подвижности и уравновешенности у «благополучных» подростков над подростками «группы риска».

Изучение психомоторных качеств (тесты 2, 3, 4) и двигательной координации (тесты 5, 6, 7, 8, 9) осуществлялось путем тестирования испытуемых (А.В. Родионов, 2002). Предусматривалось выполнение заданий в обычных и усложненных условиях. Результаты испытаний подростков представлены в табл. 2, 3.

Рассмотрим отличия в уровне развития психомоторных качеств подростков «благополучных и «группы риска». В показателях силы мышц левой и правой руки (тест 2) выявлены достоверные различия (Р<0,05) в пользу «благополучных» подростков. Величина ошибки при воспроизведении усилия равного 50% от максимального показателя без зрительного контроля у испытуемых «группы

154

Вестник ЮУрГУ, № 3, 2006

Буров А.Э., Деманов A.B.

Изучение психофизиологических детерминант психомоторных качеств подростков 11-12 лет как факторов формирования ...

риска» достоверно выше (Р<0,05), чем у «благополучных». Это свидетельствует о том, что у «благополучных» юношей, способность к дифференци-ровке усилий находится на более высоком уровне.

Таблица 2

Показатели психомоторных качеств подростков 11-12 лет

Показа- тели Варианты тестов «Благополучные» (п=21) «Группа риска» (п=15) Р

Х+ш

Тест 2 (прав, рука) Мах 50% ср. ошибка (лев. рука) Мах 50% ср. ошибка 24,0+0,5 12,9±0,4 I,7±0,1 22,4±0,45 II.1+0,2 1,8±0,01 20,8±0,9 13,2±1,4 3,5+0,6 19,7±0,96 12,5+0,5 2,95±0,3 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 И),05 <0,05

Тест 3 гимнастич. палка 6,77±0,01 7,02±0,2 >0,05

Тест 4 гимнастич. палка 1,01±0,03 1,08±0,1 >0,05

Таблица 3

Показатели двигательной координации подростков 11-12 лет

Показатели Варианты тестов «Благополучные» (п=21) Группа «риска» (п=15) Р

Х+т

Тест 5 стандарт нестандарт разница 150,8±1,01 94,8±0,9 56,0±1,4 148,7±3,2 72,8±4,3 75,9±2,4 >0,05 <0,05 <0,05

Тест 6 скакалка (двойной прокрут) 12,1±0,2 11,5±0,5 >0,05

Тест 7 квадрат 4x5 м 8,5±0,05 8,06±0,1 <0,05

Тест 8 бег 20 м челн.2х10 м Т1/Т2 5,0,±0,03 8,3±0,03 0,59±0,005 5,02±0,08 7,6±0,02 0,71 ±0,01 >0,05 <0,05 <0,05

Тест 9 коридор 5x10, с 18,4±0,06 19,2±0ДЗ <0,05

Тесты на быстроту двигательной реакции (тест 3) и точности реакции на движущийся объект (тест 4) не выявили достоверных различий между группами (Р>0,05), но тем не менее величина ошибки (среднее значение из пяти попыток) у подростков «группы риска» больше, чем у их сверстников из группы «благополучных».

Недостоверность результатов данных тестов можно объяснить еще несформированной системой точечных движений, что характерно для данного возраста (А.В. Ивойлов, 1981, Д.В. Колесов, 2001).

Двигательная координация, по мнению многих исследователей (Л.Е. Любомирский 1974; В.И. Малинак, 1977; A.C. Белкин, 1981 и др.), является одной из особенностей детей, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ. В связи с этим нами использовалась батарея тестов на координацию (тесты 5, 6, 7, 8, 9) в различных вариантах выполнения.

Достоверных различий в показателях прыжка в длину с места (тест 5), выполняемого испытуемыми в стандартных условиях, выявлено не были (Р>0,05). В испытании, выполненном в усложненных услови-

ях, средние результаты, показанные подростками «группы риска» достоверно ниже (Р<0,05), чем у юношей из группы «благополучных».

В показателях теста 6 (прыжки через скакалку с двойным вращением) различия между группами недостоверны (Р>0,05), что объясняется сложностью упражнения.

Достоверное преимущество испытуемых группы «благополучных» зарегистрировано в показателях тестов 8 и 9 (Р<0,05). Следует отметить, что по тесту 7 (бег по квадрату 4x5 м) получены достоверные различия (Р<0,05) в пользу «группы риска», в тесте 8, показатели в беге на 20 метров с высокого старта у обеих групп статистически одинаковы (5,0±0,03 и 5,0±0,08), а в челночном беге (2x10 м) группа «риска» превосходит группу «благополучных» (Р<0,05).

Проведенные исследования позволили выявить значительные отличия в состоянии психофизиологических свойств и психомоторных качеств между двумя группами испытуемых. Установлено, что в показателях дифференцировки мышечных усилий и большинстве тестов, характеризующих двигательную координацию, социально дезадаптированные учащиеся показали достоверно худшие (Р<0,05) результаты, чем их «благополучные» сверстники.

Выводы

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют следующие заключения:

- особенности психофизиологических и психомоторных свойств личности дезадаптированных подростков 11-12 лет свидетельствуют о значительных отклонениях в функционировании высшей нервной системы, что проявляется в ее слабости, неуравновешенности и малой подвижности, а также способностях к дифференцировке мышечных усилий и координации движений (Р<0,05);

- наиболее информативными тестами при диагностике предрасположенности детей и подростков к зависимости от психоактивных веществ являются: теппинг-тест (для изучения состояния нервной системы); тест воспроизведения усилия равного 50% от максимального показателя без зрительного контроля на ручном динамометре; прыжок в длину с места (в стандартных и усложненных условиях); челночный бег 5x10 м;

- включение в исследование данных методик позволяет получить более полную и объективную информацию о психофизическом состоянии детей и подростков, склонных к проявлениям различных аддитивного поведения.

Практические рекомендации

1. Тестирование особенностей психофизиологических свойств и психомоторных качеств занимающихся для их последующей коррекции следует проводить дважды - в начале и конце учебного года.

2. Процесс коррекции психомоторных качеств подростков группы социального риска в ходе занятий физической культурой и спортом должен характеризоваться длительностью, непрерывностью и систематичностью педагогических воздействий.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 1

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.