ББК 75.0:74.58.054
О. А. Ерохина, И. Ф. Деманова Астраханский государственный технический университет
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ЗДОРОВЬЯ И АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИИ
Введение
Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья современной молодежи определяют необходимость формирования и соблюдения правил здорового образа жизни, сознательного отказа от вредных привычек. По-прежнему важнейшей задачей в учебном процессе в высших учебных заведениях остается подготовка конкурентоспособных специалистов. Однако процесс формирования черт и качеств личности будущего специалиста у разных студентов протекает неодинаково [1]. Анализ степени вовлечения студенчества в активный здоровый досуг в средних и высших учебных заведениях г. Астрахани позволил выяснить основные социально-экономические причины, формирующие заинтересованное отношение студентов к своему здоровью. Отсутствие спортивных сооружений, нехватка материальных средств, свертывание или переориентирование на платные услуги бесплатных досуговых секций и кружков, отсутствие культуры активного проведения досуга являются причиной раннего приобщения молодежи к употреблению алкоголя, курению, наркомании. По данным анкетирования было выяснено, что из числа студентов, не занимающихся физической культурой, 42,3 % считают более удобным пассивный досуг; 29,4 % просто не хотят заниматься физкультурой или объясняют свое нежелание отсутствием спортивной формы и спортивных сооружений; 3,7 % считают, что занятия не принесут оздоровительного эффекта. В ходе опроса мы выяснили, что:
- мотивации занятий физической активностью тесно связаны с оздоровительной, развлекательной и ориентировочной деятельностью конкретных индивидуумов;
- в субъективном сознании студентов (96,3 % опрошенных) физические упражнения станут синонимом современности, если будут соответствовать успеху в работе, личной жизни, уменьшат факторы риска, улучшат здоровье, обеспечат формы досуга и удачу в семейной жизни;
- наиболее сложной проблемой остается педагогическая работа со студентами, входящими в группу «риска» - склонными к употреблению алкоголя, курению и зависимыми от психоактивных веществ. Студенты с признаками девиантного, деликветного поведения и крайней формой его проявления - аддикветного поведения, с дурными наклонностями, как правило, себя таковыми не считают;
- тесно просматривается взаимосвязь между физической подготовленностью, общим состоянием организма и работоспособностью, к которым предъявляются повышенные требования со стороны производства. Будущие специалисты со слабым здоровьем и физическим развитием, имеющие хронические заболевания, не могут в должной степени осваивать учебные программы.
В последние годы в ухудшении здоровья молодежи все большее значение приобретают следующие факторы:
- снижение физической активности как следствие высокого уровеня индустриализации и автоматизации в обществе;
- изменения в структуре и характере заболеваний: переход от инфекционных к хроническим;
- изменение стиля жизни, где личная идентичность и поведенческие риски активно противопоставляются социальным группам, нормам и ценностям;
- практически полное отсутствие эффективных средств профилактики или их неприменение в борьбе с вредными привычками и зависимостью от психоактивных веществ.
Целью нашего исследования явилось определение объективных и субъективных аспектов готовности организма к формированию профессионально важных физических качеств в процессе подготовки к профессии.
Предметом исследования стали индивидуальные особенности, интересы и факторы жизнедеятельности студентов механического факультета I курса как субъектов образовательной среды.
Г ипотезой исследования является предположение о том, что средства и методы физической культуры, используемые для профилактики асоциального поведения студентов, одновременно эффективно поднимут профессионально важные физические качества до должного уровня.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретическое содержание факторов определения группы «риска».
2. Определить различия в психофизическом состоянии студентов, отнесенных к группе «благополучных» и группе «риска».
3. Определить уровень профессионально важных физических качеств студентов испытуемых групп.
В ходе исследования были использованы следующие методы: беседа, наблюдение, анкетирование студентов, преподавателей и родителей, анализ данных участковых по месту жительства, условий жизни и быта испытуемых, педагогическое тестирование.
В исследовании приняли участие 53 студента механического факультета Астраханского государственного технического университета. Результаты исследований показали у 26 студентов наличие таких личностных особенностей, как:
— отсутствие мотиваций в достижении поставленной цели;
— низкий уровень развития самосознания;
— низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия образа «Я»;
— неуверенность в себе, что проявляется в отказе от деятельности при столкновении с трудностями;
— противоречивость самооценки и уровня притязания;
— неудачи в учебе;
— тенденции к устранению от реальности в стрессовой ситуации;
— несформированность функции прогноза;
— проблемы в семье.
По мнению ряда авторов [2, 3], неуверенность в своих силах, страх за свое будущее, низкая самооценка, неудачи в учебе, проблемы в семье, непопулярность у сверстников являются факторами риска, способствующими психологической готовности к употреблению психоактивных веществ. Это позволило выделить данных студентов в группу риска, они и стали отправным звеном для проведения нашего исследования. Впоследствии правильность выбора подтвердили анкетирование и беседы с родителями, кураторами групп и участковыми врачами по месту жительства.
В основу исследований были положены требования Государственного образовательного стандарта к обязательной подготовке профессионально-прикладных физических качеств инже-неров-механиков высшего профессионального образования. Нормативы, заложенные в программе «Физическое воспитание студентов общеобразовательных вузов», отражают в основном общие аспекты готовности организма к повседневной жизни, являясь одновременно базой готовности и условиями совершенствования трудового мастерства.
На первом этапе необходимо было определить достоверные различия между студентами, входящими в группу «риска» и группу «благополучных», по показателям уровня физического развития и физической подготовленности. При выборе тестов мы исходили из того, что они должны объективно отражать уровень развития двигательных способностей, быть доступными для всех испытуемых, согласовываться с требованиями Программы и отвечать всем требованиям стандартизации.
В своих исследованиях мы использовали тесты, позволяющие определить с помощью антропометрических измерений по общепринятой методике А. Б. Ставицкой, Д. И. Арон следующие параметры: длину тела, массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), становую силу, динамометрию правой и левой руки. Уровень развития основных физических качеств (общая выносливость, статическая выносливость, динамическая выносливость, сила, скорость и координация) определяли с помощью тестов: бег 100 м, подтягивание на перекладине, челночный бег 4 X 10 м, прыжок в длину с места, бег 3 000 м, держание угла 90° в висе и поднимание туловища за 1 мин (табл. 1).
Таблица 1
Показатели физического развития и уровня двигательной подготовленности студентов I курса механического факультета
Показатель «Благополучные», п = 27 Г руппа «риска» п = 26 Достоверность, р
Х ± т
Длина тела, см 177,9 ± 1,3 175,6 ± 1,4 > 0,05
Масса тела, кг 64,5 ± 1,1 65,1 ± 1,2 > 0,05
Окружность грудной клетки, см 88,4 ± 1,1 86,2 ± 1,1 > 0,05
ЖЕЛ, мл 3197,1 ± 73,5 3270,0 ± 96,0 > 0,05
Становая сила, кг 117,8 ± 3,2 115,2 ± 3,5 > 0,05
Динамометрия, кг: правая рука, 47,3 ± 1,4 47,3 ± 1,2 > 0,05
левая рука 44,5 ± 1,5 42,1 ± 1,1 > 0,05
Бег 100 м, с 13,8 ± 0,13 14,1 ± 0,16 > 0,05
Подтягивание 9,2 ± 0,5 6,9 ± 0,8 < 0,05
Челночный бег 4 X 10 м, с 10,47 ± 0,09 10,43 ± 0,08 > 0,05
Прыжок в длину с места, см 229,2 ± 2,5 223,1 ± 3,0 > 0,05
Общая выносливость, бег 3 000 м 14,82 ± 0,3 15,58 ± 0,2 < 0,05
Статическая выносливость, держание угла 90° в висе, с 3,95 ± 0,8 2,56 ± 0,9 > 0,05
Динамическая выносливость, поднимание туловища за 1 мин 27,3 ± 1,0 25,0 ± 1,7 > 0,05
Рассматривая показатели роста и веса, мы обратили внимание на то, что студенты группы «риска» в среднем уступают в росте на 2,4 см судентам группы «благополучных» (р > 0,05), опережая их в массе тела на 0,6 кг, что не позволяет считать различия достоверными (согласно [4], у подростков 15-17 лет значительные достоверные отставания студентов группы «риска»). В нашем случае, по-видимому, это связано с окончанием этапа становления основных морфологических и функциональных параметров организма в 17-18 лет.
Во всех остальных показателях физического развития наблюдаются незначительные недостоверные отличия. Это позволяет сделать следующий вывод: внешне испытуемые не отличаются друг от друга. Крайне трудно, а порой невозможно определить по особенностям внешности факторы риска, способствующие приобщению студентов к употреблению алкоголя и наркотических веществ.
Существенное различие наблюдалось в показателях общей выносливости, где студенты группы «риска» достоверно уступили студентам группы «благополучных» в беге на 3 000 м около минуты (р < 0,05). Мы считаем, что данное качество на первом этапе становления профессии может быть ключевым, т. к. отсутствие определенного уровня выносливости затруднит выполнение длительной работы без снижения ее эффективности. Своеобразные требования к выносливости предъявляют и силовые упражнения: так, достоверным оказалось отставание в подтягивании на перекладине у студентов группы «риска» в 3,3 раза (р < 0,05). Анализ функционального состояния еще более подчеркивает достоверные различия испытуемых. В показателях задержки дыхания на вдохе и выдохе и быстроте восстановления пульса после нагрузки студенты группы «благополучных» имеют явное преимущество (табл. 2).
Таблица 2
Показатели функционального состояния студентов I курса механического факультета в начале учебного года
Показатель «Благополучные» п = 27 Г руппа «риска» п = 26 Достоверность, р
Х ± т
Проба Штанге, с 61,1 ± 2,8 51,4 ± 2,7 < 0,05
Проба Г енче, с 55,5 ± 3,5 44,1 ± 3,6 < 0,05
Тест Амосова, % 63,6 ± 4,5 57,8 ± 4,4 > 0,05
Быстрота восстановления пульса, % 31,6 ± 1,5 24,3 ± 1,9 < 0,01
Это положение в значительной степени подтверждается данными анализа больничных листов и количества зафиксированных обращений испытуемых в студенческую поликлинику по поводу заболеваний (учитывалась частота и длительность заболеваний). Так, студенты группы «риска» на 16,7 % чаще обращались к врачу, а общее время длительности болезни данного контингента было выше на 23,4 %.
Характерным показателем являются пропуски занятий по предмету «Физическая культура» без уважительных причин, где также лидируют студенты группы «риска» - больше на 11,2 %. Анкетный опрос показал уровни мотиваций испытуемых к спортивной деятельности (табл. 3).
Таблица 3
Оценка уровня мотивации к спортивной деятельности студентов I курса механического факультета в начале учебного года
Уровень «Благополучные» n = 27 Г руппа «риска» n = 26
Абс. % Абс. %
Высокий 2 5,9 2 7,7
Положительное отношение 30 88,2 17 65,4
Низкий 1 2,9 5 19,2
Негативное отношение 1 2,9 2 7,7
Убедительно просматривается низкое и негативное отношение к занятиям в спортивных секциях: 19,2 и 7,7 % у студентов группы «риска», 2,9 и 2,9 % - у студентов группы «благополучных». Именно это мы интерпретируем как отказ от деятельности при столкновении с трудностями, заниженный уровень притязаний и неуверенность в своих силах.
Из исследований ряда авторов [5] известно, что модель студента любой специальности включает в себя «ключевые» профессиональные физические качества, без которых профессия малоэффективна. Выясненные и заранее запрограммированные навыки и умения легко формируются на специализированных занятиях по физической культуре.
Модель студента-механика состоит из ряда параметров. Некоторые из них мы воспроизвели в своих исследованиях и сопоставили с параметрами студентов исследуемых групп (табл. 4).
Таблица 4
Показатели психофизиологических детерминант психомоторных способностей студентов I курса механического факультета в начале учебного года
Показатель Вариант «Благополучные» n = 27 Г руппа «риска» n = 26 Достоверность,
Х ± m р
Тест 1. Оценка точности параметров движения (дифференцировка)
Прыжок в длину с места, 50 % max, см Разница 4,56 ± 0,9 10,8 ± 1,8 < 0,1
Кистевая динамометрия, 50 % max, кг Разница 8,53 ± 0,9 13,1 ± 0,7 < 0,1
Воспроизведение 10-секундного бега на месте Средняя ошибка 0,55 ± 0,08 0,93 ± 0,12 < 0,1
Т ест 2. Двигательная координация (вариант 1)
Стандарт 229,2 ± 2,5 223,1 ± 3,0 > 0,05
Прыжок в длину с места, см Нестандарт Разность 97,4 ± 3,03 131,8 ± 3,9 97,1 ± 2,5 126,0 ± 2,5 > 0,05 > 0,05
Т ест 3. Двигательная координация (вариант 2)
Двойной прокрут Скакалка 1,91 ± 0,5 0,73 ± 0,2 < 0,05
Т ест 4. Двигательная координация (вариант 3)
Быстрота двигательной реакции, см Средняя ошибка 23,1 ± 2,2 27,2 ± 2,3 > 0,05
Т ест 5. Т очность реакции на движущийся объект
Время реакции, см Средняя ошибка 6,44 ± 0,7 7,13 ± 0,7 > 0,05
Наиболее достоверное отставание студентов группы «риска» наблюдается в дифференци-ровке мышечных усилий. Все тесты показывают, что этим студентам нужна существенная корректировка точности воспроизведения движений и усилий с применением методов и средств физической культуры уже в начале обучения и подготовки к профессии.
Выводы
Исследования показали, что значительная часть студентов - 42,3 % - не желает заниматься физической культурой, утратив интерес к занятиям из-за отсутствия материальных средств, спортивной формы и спортивных сооружений. 3,7 % считают, что занятия не принесут эффекта
оздоровления. Отсутствие культуры активного проведения досуга является причиной раннего приобщения студентов к употреблению психоактивных средств и алкоголя.
Тесно просматривается взаимосвязь между физической подготовленностью, общим состоянием организма и работоспособностью. Факторами риска являются неуверенность в своих силах, низкая самооценка, неудачи в учебе, проблемы в семье.
Достоверное отставание испытуемых группы «риска» от студентов группы «благополучных» наблюдалось в беге на выносливость (3 000 м) (р < 0,05) - более минуты и силовых показателях (подтягивание на перекладине) - в 3,3 раза (р < 0,05), в низких показателях задержки дыхания на вдохе и выдохе, быстроте восстановления пульса после нагрузки.
Исследованные качества (сила, выносливость, быстрота реакции, время реакции) можно интерпретировать как «ключевые» профессионально важные физические качества, необходимые для успешного освоения профессии. Особенно информативным показателем является дифференциров-ки мышечных усилий, в которых студенты группы «риска» явно уступают.
Определение степени отставания в конкретных показателях и доведение их до должных величин возможны на основе применения средств и методов физической культуры, которые позволяют эффективно подготовить студентов к их будущей профессии, сохранить их здоровье и отвлечь от вредных привычек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахромова А. Г. Медико-биологические, социальные и правовые аспекты наркомании. - Краснодар,
2001. - 121 с.
2. Максимова Н. Ю., Данилин А. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. - 384 с.
3. Данилин А., Данилин И. Как спасти детей от наркотиков. - М.: Центрполиграф, 2001. - 348 с.
4. Буров А. Э. Оценка двигательной активности и психомоторных способностей подростков 11-16 лет, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2006. - 71 с.
5. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор противостояния подростковой преступности и распространению наркотиков / В. А. Кабачков, В. А. Куренцов, В. К. Петров, Е. А. Сивков // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи. - Краснодар,
2002. - С. 99-102.
Статья поступила в редакцию 11.12.2006
STUDY OF INTERCOUPLING PREPARATION,
HEALTH AND ASOCIAL BEHAVIOUR OF STUDENTS WHEN PREPARING TO PROFESSIONS
O. A. Erohina, I. F. Demanova
The most important trend of scholastic process in high school remains an obligatory condition of preparing the competitive specialists. Analysis of the degree of students involvement in the active sound leisure in secondary and high schools in Astrakhan let us reveal the main social-economic reasons, forming the interested attitude of the youth to their health. There is a close correlation between the physical preparation, general state of organism and work capacity, to which higher demands on the part of production are made. The determination of the degree of gap in certain factors and their coupling can be carried out with the help of the facilities and methods of physical training.