Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭМПАТИИ В ИСТОРИИ И В ПЕРСПЕКТИВЕ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭМПАТИИ В ИСТОРИИ И В ПЕРСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭМПАТИИ / КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ЭМПАТИИ / ВИДЫ ЭМПАТИИ / ПОМОГАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шищенко Е.В.

Актуальность обращения к феномену эмпатии связана с такими тенденциями современного общества, как рациональность и прагматизм. В этом смысле эмпатия представляет собой своего рода социальный заказ, поскольку позволяет решить ряд психологических проблем. В статье феномен эмпатии описан с точки зрения теоретических и прикладных исследований, отмечены его исследовательские перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭМПАТИИ В ИСТОРИИ И В ПЕРСПЕКТИВЕ»

п

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

Е.В. Шищенко

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭМПАТИИ В ИСТОРИИ И В ПЕРСПЕКТИВЕ

Актуальность обращения к феномену эмпатии связана с такими тенденциями современного общества, как рациональность и прагматизм. В этом смысле эмпатия представляет собой своего рода социальный заказ, поскольку позволяет решить ряд психологических проблем. В статье феномен эмпатии описан с точки зрения теоретических и прикладных исследований, отмечены его исследовательские перспективы.

Ключевые слова: эмпатия, эмоциональный аспект эмпатии, когнитивный аспект эмпатии, виды эмпатии, помогающие профессии.

Эмпатия является регулятором взаимоотношений между людьми и ведет к развитию гуманистических ценностей личности; сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих её признаков. При помощи эмпатии возможно установление взаимопонимания между людьми на основе сопереживания, что ведёт к снижению уровня агрессии и профилактике межличностных конфликтов.

Вопросы эмпатии касаются не только психологии, но и ряда таких дисциплин, как этика и эстетика. Термин «эмпатия» появился в начале XX в. у Э. Титченера, который был взят из эстетики, где он использовался в виде процесса понимания произведений искусства и объектов природы, умения наблюдателя отождествить себя с наблюдаемым объектом, который является причиной переживания прекрасного.

В этике эмпатия понималась синонимично понятию «симпатия» в работах М. Шелера, А. Шопен-гаура, Г. Спенсера и др., как отзывчивость и соучастие.

© Е.В. Шищенко, 2022.

В психологии данный термин получил распространение в первой половине XX в. и в буквальном переводе означал «вчувствование», проникновение в мир другого.

В оценке эмпатии Т.П. Гаврилова выделяет два основных подхода: эмоциональный и рациональный. Эмоциональный подход понимает эмпатию как ответ на эмоциональное состояние другого человека. При когнитивном понимании эмпатии она трактуется как понимание другого и интерпретация его поведения [3]. Современные подходы в трактовке эмпатии совмещают эти аспекты.

Так, в числе первых определений эмпатии было дано З. Фрейдом, который понимал ее как сравнение с состоянием пациента и стремление понять его, сравнивая с собственным «Я».

К. Роджерс в контексте психо лого-терапевтической работы консультанта трактовал эмпатию как умение воспринимать внутренний мир другого максимально точно с сохранением смысловых и эмоциональных оттенков. Впоследствии эмпатия понималась им уже не как временное состояние, а как особый вид взаимоотношений, необходимое условие личностного роста. Это временная жизнь другой жизнью и пребывание в ней, оценивание ее без осуждения. Эмпатичность предполагает ответственность, активность, силу, но в то же время чуткость и деликатность [8].

Во второй половине ХХ века эмпатия стала предметом научного анализа. Т. Липпс разработал психологическую теорию чувствования, которая послужила отправной точкой для дальнейших дискуссий об эмпатии.

В отечественной психологии содержание понятия эмпатии трактуется неоднозначно. В работах многих исследователей эмпатия рассматривается под терминами «социальная сензитивность», «доброжелательность», «чуткость», «эмоциональная идентификация», «сопереживание», «сочувствие».

Как безусловное позитивное отношение к другому человеку понимает эмпатию В.В. Занков, при этом допуская, что эмпатическое отношение может также включать нейтральную или негативную реакцию субъекта на чувства партера по общению [4].

В работах Е.П. Ильина эмпатия понимается как эмоциональная особенность человека, играющая значимую роль в отношениях между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними [5].

В числе диссертацией отечественных авторов, где в качестве предмета исследования выступает эм-патия, следует назвать работы Т.П. Гавриловой (1984), Л.П. Стрелковой (1987), Л.П. Выговской (1991), И.М. Юсупова (1995), Т.В. Дорошенко (2007), В.М. Вартаняна (2007), Т.Д. Карягиной (2014), О.В. Мануйлова (2019) и др.

И.М. Юсупов в своем диссертационном исследовании понимает эмпатию как феномен социально-психологического происхождения, который связывает между собой сознательную и подсознательную инстанцию психики. Структура эмпатии многоуровневая, а ее проявления наблюдаются на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях. Автор понимает эмпатию как свойство, умение проникать в мысли и чувства других людей, находящихся в иных географических координатах. По его мнению, эмпатия представляет собой феномен восприятия человека человеком во внесенсорной коммуникации. Это вчувствование во внутренний мир другого человека по каналам, которые до сих пор остаются загадкой [10]. Таким образом, понятие эмпатии отождествляется им с такими феноменами, как интуиция, экстрасенсорные способности.

В.В. Бойко описывает эмпатию в виде рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека. Способности к эмпатии зависят от эмоционального потенциала личности, от ее активности. Однако при нарушениях в интеллектуальной сфере эти способности могут заметно снижаться. В основе эмпатии лежит отражение партнеров по общению, интуиция и отзывчивость, но также значимую роль играет и рациональное восприятие. При помощи эмпатии можно уловить мотивы поступков человека и их смысл, источники его интересов. Рациональный канал эмпатии позволяет внимательно и точно понять особенности другого человека, аналитическим путем переработать информацию о собеседнике. Эмоциональный компонент эмпатии основан на эмоциональном опыте, ассоциациях и переносах. Интуиция необходима для подсознательной обработки полученной информации, на бессознательных сопоставлениях с прошлым опытом [1].

Т.П. Гаврилова в эмпатии выделяет 2 вида: 1) сопереживание (переживание субъектом чувств другого человека, похожих на свои, путем отождествления с ним, например, сопереживание товарищу) и 2) сочувствие (переживание по поводу чувств другого человека, отличных от своих чувств, например, сочувствие молодого человека пожилому). Сочувствие предполагает переживания без соотнесения себя с человеком, а при переживании субъект переживает чувства другого как свои собственные, они связаны с предвосхищением подобной возможности для себя, особенно в ближайшем будущем. В основе сопереживания лежит потребность собственного благополучия субъекта, а в основе сочувствия - потребность в благополучии другого [3].

М.А. Пономарева выделяет два вида эмпатии - кратковременную (рассчитанную на ограниченный контакт в общении с другими людьми, в котором человек встает на позицию другого) и долговременную (эмпатия протекает в течение длительного времени и предполагает более тесное общение с другим человеком) [7].

Уровневое изучение эмпатии представлено в работах Л.П. Стрелковой, которая выделяет 4 звена эмпатического процесса: 1) эмпатогенная ситуация, эмоционально заряжающая субъекта эмпатии, 2) сопереживание, механизмом которого выступает эмоциональная идентификация, 3) стадия сочувствия, включающая когнитивные компоненты и большую степень осознанности и произвольности, 4) в силу сильного сочувствия актуализируется внутреннее, а позже и внешнее содействие - оказание помощи, что вызывает изменения в эмоционально-мотивационной сфере субъекта эмпатии и оказывает большое влияние на ее объект [9].

Эти наработки были взяты Л.П. Выговской, которой были выделены 5 уровней эмпатии: 1) квазиэм-патийное отношение (агрессивность, равнодушие, злоба и раздражительность по отношению к окружающим, 2) сопереживание объекту эмпатии (пассивность, неустойчиво-отрицательное отношение), 3) сочувствие (неустойчиво-положительное, пассивное отношение), 4) реальное внутреннее содействие (неустойчиво-положительное отношение), 5) реальная помощь, возможно в ущерб себе (устойчиво-положительное отношение) [2].

В настоящее время существует большое количество методик для эмпирического исследования эм-патии, в числе которых можно выделить «Опросник общих эмпатийных тенденций» А. Мехрабьяна и Н. Эпштейна, методику экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова, многофакторный опросник эмпатии М. Дэвиса, методику диагностики эмпатических способностей В.В. Бойко, проективную методику незаконченных рассказов Т.П. Гавриловой и др.

В современных исследованиях эмпатия часто понимается в виде источника мотивации, значимого источника нравственного и просоциального поведения и часто изучается в аспекте помогающих профессий. Эмпатия играет роль в адаптации к профессиональной среде, отражает нравственную направленность профессионала и влияет на сбалансированность межличностных отношений. Перспективными также являются исследования эмпатии в аспекте профессиональной успешности в профессиях типа «человек - человек», в аспекте возрастной психологии и психологии семьи и детско-родительских отношений.

Библиографический список

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. - М.: Просвещение, 2006. - 75 с.

2. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи. Автореф. дис.... канд. псих. наук. - Киев, 1991. - 20 с.

3. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Автореф. дис....канд. псих. наук. - М, 1984. - 15 с.

4. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - Самара: СамГПУ, 2010. -188 с.

5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. -752 с:

6. Карягина Т.Д. Философские и научные проблемы эмпатии // Московский психотерапевтический журнал. -2009. № 4. - С. 50-74

7. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие. Монография. -Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.

8. Роджерс К. Эмпатия. // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 428-430.

9. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников. Автореф. дис.. канд. психол. наук. - М., 1987. - 24 с.

10. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты). Дис. докт. психол. наук, - М.,

1995.

ШИЩЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.